Эпидемиологический надзор за бешенством в Азербайджане
Р.И.Исмайлова, Р.М.Абдуллаев, А.Ш.Исмайлов, ^М^стун
Республиканская Противочумная Станция, г.Баку
Заболеваемость бешенством регистрируется на территории большинства стран мира, где ежегодно свыше 10 млн. человек получают различные повреждения от животных и более 4 млн. человек - специфическую анти-рабическую помощь. Бешенство до сих пор остается практически неизменным заболеванием, от него ежегодно погибают до 50 тыс. человек. Эпизоото-эпидемиологическая обстановка особенно не благополучна в развивающихся странах, где борьба с бешенством у людей и собак стала неотложной необходимостью. В мире на современном этапе происходит глобальный рост рабической инфекции. То же самое отмечается и в Азербайджане, где социально-эпидемиологическое значение проблемы бешенства в последние годы неуклонно растет, в том числе следствие формирование новых очагов инфекций [1]. Современные эпидемиологические особенности гидрофобии свидетельствуют о том, что:
- заражение людей происходит преимущественно в природных очагах бешенства; основными источниками заражения людей являются дикие, домашние и сельскохозяйственные животные;
- преимущественно поражаются жители сельской местности;
- существует выраженная сезонность -заражения людей происходит преимущественно в весенне-летний период;
- основная часть заболевших - людей активного возраста;
- у заболевших отмечается преобладание повреждений опасной локализации - голова, кисти, пальцы рук;
- общая часть заболевших либо не обращаются за антирабической помощью, либо обращаются слишком поздно;
- имеет место врачебные ошибки.
Одной из причин возникновения заболевания и гибели людей от гидрофобии являет-
ся наличие больных бешенством животных и несвоевременное обращение пострадавших за медицинской помощью.
Успешная борьба с бешенством возможно при достаточном финансировании и реализации комплекса организационно-хозяйственных мероприятий и при должном научном обеспечении проблемы [2]. Ввиду абсолютной смертности, сопутствующей клиническим случаям бешенства, профилактика рабической инфекции после заражения имеет важное значение. Благодаря наличию современных эффективных и безопасных вакцин, стало возможной профилактическая иммунизация лиц, относящихся к группам повышенного риска [3]. После контакта развитие инфекции можно предупредить путем незамедлительной обработки раны и соответствующего профилактического лечения пострадавшего.
Начиная с 1999 года, на территории республики отмечен выраженный подъем заболеваемости бешенством животных, причем количество неблагополучных пунктов значительно возросло. Если в предыдущие годы в республике регистрировалось от 15 до 18 случаев бешенства животных, то в последние годы это число увеличилось с 19 до 56 (рис. 1).
Напряженная эпизоотологическая ситуация по бешенству поддерживалось, в основном, за счет диких животных, однако в эпизо-отологический процесс все вовлекались домашние животные, по существу, в настоящее время основными (44 очагов - 55,6%). В республике в 2009 году зарегистрировано 7 случаев заболевания людей бешенством, из них 2 - в г. Баку, 2 - в г.Таузе и по 1 - в Имишли-нском, Евлахском, Бардинском районах республики.
Из числа заболевших гидрофобией за медицинской помощью обратилось 3 человека. Во всех случаях назначено антирабическое
2005
2007
2009
Рис. 1. Динамика заболеваемости бешенством животных в Республике за 1999-2009 гг
1999
2001 2003 2005 2007 2009
Рис. 2. Динамика числа лиц, обратившихся за антирабической помощью в Азербайджане в 1999-2009 гг
лечение, однако ни один из них не довел до завершения полный курс вакцинации. Все болевшие гидрофобией протекали с характерными клиническими проявлениями (ги-персоливация, гидро -, аэро -,фотофобии, судороги, психомоторное возбуждение). Летальный исход после развития клинических симптомов наступал на 5-12 день. Инкубационный период во всех случаях составил 3 месяца, учитывая сложившуюся ситуацию, гос-санэпидслужбой республики предпринят целый ряд чрезвычайных мер. Комплексные профилактические мероприятия, которые ранее проводились в республике, обеспечивали возможность стабилизации эпизоотической обстановки и даже постепенно снижали потери от гидрофобии. Однако на фоне обострения социальных проблем и прекращения централизованного финансирования важных профилактических мероприятий организационно-хозяйственного характера положение стало изменяться в худшую сторону.
В Азербайджане до 90-х гг. прошлого века число лиц, ежегодно обращающихся за ан-тирабической помощью, не превышало 200 тыс. В последние годы их число стабильно превышает 400 тыс (рис. 2), причем прослеживается четкая тенденция к росту этого столь тревожного показателя.
В ряде регионов республики происходит подъем заболеваемости, который фактически начался в 90-х гг. прошлого века. Для современной эпидемиологии гидрофобии харак-
терно преимущественное поражение жителей сельской местности. Среди заболевших городских жителей значительная часть заражается при посещении энзоотических территорий. Сезонность эпидемического процесса при гидрофобии не выражена, но она связана с активной деятельностью людей, приводящих к контакту с животными в природных условиях [4]. На этом фоне неизменно растет число лиц, пострадавших от животных с установленным клинически или лабораторно диагнозом бешенства (рис.3). Этот факт вызывает особую озабоченность. Если в 1999 г. число неблагополучных пунктов в республике составляло 64, а число заболевших живот-
Рис. 3. Динамика роста числа животных с клиникой бешенства или лабораторно подтвержденным бешенством за 10 лет (1999-2009 гг)
ных - 87, то в 2005г. неблагополучных пунктов было выявлено 81, и заболело 123 животных. В дальнейшем в 2009 г., хотя число неблагополучных по бешенству пунктов снизилось до 77, а число заболевших животных -до 89, тем не менее, цифры свидетельствуют о напряженной эпизоотологической обстановке.
Структура распределения числа лиц, обращающихся за антирабической помощью, по регионам республики мало меняется. Наибольшее число пострадавших от животных приходится в 2009году на Таузский, Имиш-линский, Бардинский районы республики и на город Баку. Характерно одновременное возрастание числа случаев бешенства как диких, так и домашних плотоядных животных. Число зарегистрированных случаев бешенства собак возросло с 8 в 1999 г. до 24 в 2006 г., кошек - с 2 до 15. Главными причинами такого положения, являются прекращение действенного контроля за плотностью популяций диких хищников, рост численности безнадзорных собак и кошек, а также ослабление общих и специальных профилактических мероприятий.
В природных очагах главным резервуаром вируса бешенства и основными распространителями болезни остаются дикие хищники семейства псовых: лисица, волк, шакал, собака, а эпизоотии в антропургических очагах поддерживаются, в основном, за счет собак и кошек [5]. До 90% случаев бешенства, выявляемых у диких животных, по-прежнему приходится на лисиц. Однако явно нарастает эпизоотологическая и эпидемиологическая значимость бешенства волков. В связи с широкой и интенсивной циркуляцией раби-ческого вируса в наиболее неблагополучных регионах страны в эпизоотические цепи все чаще вовлекаются дикие животные других семейств. За последние годы были зарегистрированы случаи бешенства у рысей, диких кошек, серых крыс, домовых мышей. Выявлены случаи заболевания среди белок, хомяков [6].
Одной из причин возникновения заболевания и гибели людей от гидро-фобии является наличие больных бешенством животных
и несвоевременное обращение пострадавших за медицинской помощью. Ситуация усугубляется ростом численности безнадзорных животных, повсеместным нарушением правил содержания домашних животных, неудовлетворительным проведением охотохо-зяйственных мероприятий по регулированию численности диких животных в природных условиях, резким сокращением исследований биоматериалов от диких животных [7]. Следует отметить, что за последние 10 лет поголовье лис и волков почти удвоилось.
Не способствует снижению эпизоотической и эпидемической напряженности по бешенству нерешенность таких вопросов, как утилизация трупов животных, что особенно актуально для городских населенных пунктов, где высока плотность заселения мелких домашних животных и нет скотомогильников, слабая организация работ по учету и паспортизации животных, недостаточен охват домашних животных профилактической иммунизацией. Успешная борьба с бешенством возможна при достаточном финансировании и реализации комплекса организационно-хозяйственных мероприятий и при должном научном обеспечении проблемы [8].
Ввиду абсолютной смертности, сопутствующей клиническим случаям бешенства, профилактика рабической инфекции после заражения имеет чрезвычайно важное значение. Благодаря наличию современных эффективных и безопасных вакцин, стала возможной профилактическая иммунизация лиц, относящихся к группам повышенного риска [9]. После контакта развитие инфекции можно предупредить путем незамедлительной обработки раны и соответствующего профилактического лечения пострадавшего. Профилактической иммунизацией можно защитить лиц, регулярно подвергающихся повышенному риску заражения (лабораторный персонал, работающий с вирусом бешенства, ветеринары, лица, ухаживающие за животными), а также других, которые могут случайно оказаться подверженными риску заражения при неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
Мероприятия неспецифической профилактики (отлов и ликвидация, вынужденный отстрел и др.), направленные на регуляцию численности как диких, так и безнадзорных домашних животных проводятся не систематически, носят нерегулярный характер и не могут привести к ликвидации эпизоотии. Значительная и постоянно увеличивающаяся численность безнадзорных животных создаёт постоянную угрозу заболевания людей бешенством. Сложившаяся ситуация отражается на уровне обращаемости людей за медицинской помощью по поводу контактов с животными (укусы, царапины, ослюнения). Каждый такой контакт с животным считается потенциально опасным в плане заражения бешенством, особенно если животное дикое или неизвестно. До сих пор единственным средством помощи людям, подвергшимся риску инфицирования, является своевременное введение антирабического иммуноглобулина и назначение курса иммунизации. Применяемая в нашей республике концентрированная антирабическая вакцина очищенная культуральная (КОКАВ) является высокоэффективным препаратом. Ни в коем случае не следует отказываться от проведения прививок против бешенства, если врач считает, что имеется такая необходимость, а также самостоятельно прерывать или прекращать начатый курс лечения. Введение специфических препаратов (антирабических иммуноглобулина и вакцины) является единственным средством профилактики заболевания бешенством человека [10].
Кроме экстренной специфической профилактики необходимо проведение профилактической вакцинации людей, профессионально связанных с риском заражения бешенством: собаколовы, ветеринары, охотники, лесники и т.д., особенно в весенне-летний период, когда возрастает вероятность контакта с дикими или бродячими животными. Большое значение имеет вакцинация домашних (кошки, собаки) и сельскохозяйственных животных против бешенства. Борьба с бешенством может быть успешной только при
тесном взаимодействии всех служб: жилищно-коммунальной, ветеринарной, медицинской, которые могут обеспечить комплексное проведение профилактических мероприятий, а также сознательном отношении граждан к своему здоровью, к здоровью своих питомцев, которых необходимо ежегодно вакцинировать против бешенства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефременко В.И., Брюханова Г.Д. Эпидемиологическая обстановка по особо опасным природно-очаговым заболеваниям в Южном федеральном округе // Журнал микробиологии, 2003, № 6, Прил., с.29-34
2. Зыкин Л.Ф. Иммуноферментный анализ при экспертизе некоторых зоонозов // Материалы VIII съезда Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. - М., 2006 Т. 1, с. 442;
3. Покровский В.И. Взаимосвязь клиники и эпидемиологии инфекционных болезней // Эпидемиология и инфекционные болезни, 2000, № 5, с.4-6;
4. Черкасский Б.Л. Научные и организационные основы эпизо-отолого-эпидемиологического надзора за зоонозами // Эпидемиология и инфекционные болезни, 2002, № 1, с. 4 - 8;
5. Черкасский Б.Л., Иванова А.А. Эпидемиологическая ситуация по зоонозам в России // Эпидемиология и инфекционные болезни, 2004, № 2, с.12 - 15;
6. Mrunalini N.P., Ramasastry J.L. Serological survey on the occurrence of zoonosis in domestic animals and man in Andhra Pradesh // Indian. Veterinary Journal., 2008, vol 76, No 6, р. 483 - 484;
7. Rosenbloom M.O. The microbiology laboratory's role in response to biottrrorism // Arch. Pathol. Med., 2002, vol 126, No 3, р. 291-294
8. Scrimgeour E.F., Mehta A.H. Infectious and Tropical disease in Oman a review // American Journal of Tropical Medicine and Hygiene, 2009, No 61, р. 920 - 925;
9. Shimshony A.K. Epidemiology of Emerging Zoonoses // Emerg. Infect. Dis., 2007, vol 3, No 2, р .222 - 231;
10. World Health Organization: Fact sheet № 173 [Электронный ресурс]. World Health Organization, Geneva, Switzerland 2008 -http//www. bt.cdc.gov/bioterrorism/ factsheets. asp
SUMMARY
Epidemiological surveillance for rabies in Azerbaijan
R.Ismaylova, R.Abdullayev, A.Ismaylov, N.Ustun
Republic anti-plague station, Baku
In the article authors presented data regarding epidemiological situation, main trends of epidemy and system of epidemiological surveillance for rabies in Azerbaijan.
Поступила 07.04.2011