Научная статья на тему 'ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ – ОТ ПРЕДИКТОРОВ К СЛЕДСТВИЮ'

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ – ОТ ПРЕДИКТОРОВ К СЛЕДСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемиологические аспекты / депрессивное состояние / тревожность / студенты / ментальное здоровье / epidemiological aspects / depression / anxiety / students / mental health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вальчук Ирина Николаевна, Кириленко Екатерина Сергеевна

Введение. В связи с высокой социальной значимостью расстройств ментального здоровья, изучение распространения и степени влияния модифицируемых предикторов депрессивного психоэмоционального статуса может способствовать разработке новых подходов активной профилактики. Цель исследования. Изучить эпидемиологические характеристики нарушений ментального здоровья и выявить ключевые предикторы среди студентов. Методы. Для проведения исследования использованы методы эпидемиологической диагностики, такие как ретроспективный эпидемиологический анализ, описательно-оценочные методы, а также статистические методы; применялись приемы эпидемиологической диагностики с использованием методов клинической эпидемиологии и статистического анализа. Результаты. Наблюдалась умеренная многолетняя эпидемическая тенденция к росту заболеваемости психическими расстройствами (темп прироста 3,68%) и высокий среднемноголетний показатель (164,44+1,72о/оооо). Определена территория риска на основе характерных выраженной тенденции к росту и повышенного уровня относительного эпидемиологического риска: Минская область, г. Минск, Витебская и Могилевская области (Tпр.=6,56%, 9,99%, 15,21%, 15,57% соответственно, а риски составили: в Минске – 0,77; Витебском и Могилевском регионах – 0,78 и 0,86 соответственно). Результатом проведения собственного оригинального исследования явилось выявление депрессивного состояния в 59,25% случаев, а генерализованного тревожного расстройства – в 64,1% случаев. Отягчающим обстоятельством выступает факт коморбидности более чем в 80% случаев. При изучении эпидемиологических особенностей данных расстройств были определены значимые предикторы, которые увеличивали шанс развития депрессивно-тревожного состояния в 2,5-11,5 раз. Заключение. Высокие уровни распространенности и коморбидности депрессивного психоэмоционального статуса и тревожного расстройства характеризуют в целом эпидемиологическую ситуацию в рамках ментального здоровья студентов, как неблагоприятную и требующую разработки превентивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вальчук Ирина Николаевна, Кириленко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIDEMIOLOGY OF MENTAL HEALTH DISORDERS: FROM PREDICTORS TO CONSEQUENCES

Introduction. Due to the high social significance of mental health disorders, the study of the spread and degree of influence of modifiable predictors of depressive psychoemotional status can contribute to the development of new approaches to active prevention. The purpose of the study. To study the epidemiological characteristics of mental health disorders and identify key predictors among students. Methods. To conduct the study, epidemiological diagnostic methods were used, such as: retrospective epidemiological analysis, descriptive and evaluative methods, as well as statistical methods, methods of epidemiological diagnostics using methods of clinical epidemiology and statistical analysis were used Results. There was a moderate long-term epidemic trend towards an increase in the incidence of mental disorders (an increase rate of 3.68%) and a high long-term average (164.44+1.72о/оооо). The risk area is determined on the basis of the characteristic pronounced tendency to growth and an increased level of relative epidemiological risk: Minsk region, Minsk, Vitebsk and Mogilev regions (Tpr = 6.56%, 9.99%, 15.21%, and 15.57%, respectively. Consequently, the risks were: in Minsk – 0.77, in Vitebsk and Mogilev regions – 0.78 and 0.86, respectively). The result of our own original research was the identification of a depressive state in 59.25% of cases and generalized anxiety disorder – in 64.1% of cases. An aggravating circumstance is the fact of comorbidity in more than 80% of cases. When studying the epidemiological characteristics of these disorders, significant predictors were identified that increased the chance of developing a state by 2.5-11.5 times. Conclusion. The high levels of prevalence and comorbidity of depressive psychoemotional status and anxiety disorder characterize the general epidemiological situation within the mental health of students as unfavorable and require the development of preventive measures.

Текст научной работы на тему «ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ – ОТ ПРЕДИКТОРОВ К СЛЕДСТВИЮ»

УДК 616.89-053.7-036.22 DOI 10.31684/25418475-2023-4-25

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ - ОТ ПРЕДИКТОРОВ К СЛЕДСТВИЮ

Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь 220083, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Дзержинского, 83

Вальчук И. Н., Кириленко Е. С.

Резюме

Введение. В связи с высокой социальной значимостью расстройств ментального здоровья, изучение распространения и степени влияния модифицируемых предикторов депрессивного психоэмоционального статуса может способствовать разработке новых подходов активной профилактики.

Цель исследования. Изучить эпидемиологические характеристики нарушений ментального здоровья и выявить ключевые предикторы среди студентов.

Методы. Для проведения исследования использованы методы эпидемиологической диагностики, такие как ретроспективный эпидемиологический анализ, описательно-оценочные методы, а также статистические методы; применялись приемы эпидемиологической диагностики с использованием методов клинической эпидемиологии и статистического анализа.

Результаты. Наблюдалась умеренная многолетняя эпидемическая тенденция к росту заболеваемости психическими расстройствами (темп прироста 3,68%) и высокий среднемноголетний показатель (164,44+1,72°/оооо). Определена территория риска на основе характерных выраженной тенденции к росту и повышенного уровня относительного эпидемиологического риска: Минская область, г. Минск, Витебская и Могилевская области (Тпр.=6,56%, 9,99%, 15,21%, 15,57% соответственно, а риски составили: в Минске -0,77; Витебском и Могилевском регионах - 0,78 и 0,86 соответственно). Результатом проведения собственного оригинального исследования явилось выявление депрессивного состояния в 59,25% случаев, а генерализованного тревожного расстройства - в 64,1% случаев. Отягчающим обстоятельством выступает факт коморбидности более чем в 80% случаев. При изучении эпидемиологических особенностей данных расстройств были определены значимые предикторы, которые увеличивали шанс развития депрессивно-тревожного состояния в 2,5-11,5 раз. Заключение. Высокие уровни распространенности и коморбидности депрессивного психоэмоционального статуса и тревожного расстройства характеризуют в целом эпидемиологическую ситуацию в рамках ментального здоровья студентов, как неблагоприятную и требующую разработки превентивных мероприятий. Ключевые слова: эпидемиологические аспекты, депрессивное состояние, тревожность, студенты, ментальное здоровье

EPIDEMIOLOGY OF MENTAL HEALTH DISORDERS: FROM PREDICTORS TO CONSEQUENCES

Belarusian State Medical University, Minsk, Republic of Belarus

220083, Republic of Belarus, Minsk, Dzerzhinskogo Ave. 83

Valchuk I. N., Kirilenko E. S.

Abstract

Introduction. Due to the high social significance of mental health disorders, the study of the spread and degree of influence of modifiable predictors of depressive psychoemotional status can contribute to the development of new approaches to active prevention.

The purpose of the study. To study the epidemiological characteristics of mental health disorders and identify key predictors among students.

Methods. To conduct the study, epidemiological diagnostic methods were used, such as: retrospective epidemiological analysis, descriptive and evaluative methods, as well as statistical methods, methods of epidemiological diagnostics using methods of clinical epidemiology and statistical analysis were used

Results. There was a moderate long-term epidemic trend towards an increase in the incidence of mental disorders (an increase rate of 3.68%) and a high long-term average (164.44+1.72"/oooJ. The risk area is determined on the basis of the characteristic pronounced tendency to growth and an increased level of relative epidemiological risk: Minsk region, Minsk, Vitebsk and Mogilev regions (Tpr = 6.56%, 9.99%, 15.21%, and 15.57%, respectively. Consequently, the risks were: in Minsk - 0.77, in Vitebsk and Mogilev regions - 0.78 and 0.86, respectively). The result of our own original research was the identification of a depressive state in 59.25% of cases and generalized anxiety disorder - in 64.1% of cases. An aggravating circumstance is the fact of comorbidity in more than 80% of cases. When studying the epidemiological characteristics of these disorders, significant predictors were identified that increased the chance of developing a state by 2.5-11.5 times.

Conclusion. The high levels of prevalence and comorbidity of depressive psychoemotional status and anxiety disorder characterize the general epidemiological situation within the mental health of students as unfavorable and require the development of preventive measures.

Keywords: epidemiological aspects, depression, anxiety, students, mental health

Введение

Ментальное здоровье как неотъемлемая часть здоровья в целом - это состояние благополучия, при котором существует возможность реализации собственного потенциала противостоять повседневным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, быть социально активным.

Психическое благополучие определяется сочетанием различных факторов: социальных, факторов окружающей среды, личных и культурных. Согласно ряду исследований существует корреляция между социальным миром, нашим жизненным опытом и психическим здоровьем [1]. В настоящее время накоплен существенный объем данных, свидетельствующих о значительной роли в поддержании нашего физического и психического здоровья социальных, экологических и культурных факторов. Так, социальные факторы, которые могут влиять на психическое здоровье, являются, по сути, социальными ролями и институтами (в том числе экономические: трудовая деятельность; политические: государство и армия; институты культуры, социализации и жизнеобеспечения: семья, образование, наука).

Среди факторов окружающей среды можно выделить основные: жилищные условия, географическое положение (важна способность человека довольствоваться возможностями, которые оно ему дает, ключевая роль принадлежит уровню социальной поддержки и безопасности - напрямую коррелирующему с уровнем депрессии в сообществе), доступ к медицинскому обслуживанию.

Личные факторы подразумевают пол (в подростковом возрасте у девочек значительно выше распространенность депрессии и расстройств пищевого поведения, а среди мальчиков выше частота суицидов), генетическую предрасположенность (более половины случаев депрессии имеют наследственную основу как немодифи-цируемый фактор риска), жизненный опыт (ряд исследований отражает важность неблагоприятного опыта детства и то, как этот опыт может повлиять на благополучие в дальнейшей жизни - среди детей, подвергавшихся неблагоприятному и стрессовому опыту, отмечалось влияние на способность мыслить и взаимодействовать с другими людьми, а также на их обучение).

Культурные факторы связаны с убеждениями, ценностями и нормами поведения, которые относятся к определенной группе людей или сообществу. Будучи социализированной, личность находится под воздействием положительного или негативного (например, злоупотребление психоактивными веществами, культура selfharm) влияния группы, к которой она принадлежит. Так может изменяться самооценка и уверенность человека, в долгосрочной перспективе - наблюдаться негативные изменения психического благополучия.

В то же время, неоспоримую роль в развитии депрессии играют и нарушения сна, что делает студентов уязвимой группой в связи с возникновением бессонницы и гиперсомнии на фоне высокой академической нагрузки и вы-

званным ней стрессом, отягчающим фактором является отсутствие стремления к соблюдению правил гигиены сна [2,3]. В целом, согласно различным исследованиям, расстройства сна при депрессии встречаются в 83-100% случаев, среди студентов-медиков 70-76% [4,5]. Дополнительное отягощающее обстоятельство в настоящее время - пандемия COVID-19 [6].

Изучение влияния управляемых факторов риска депрессивного психоэмоционального статуса в условиях распространения новой ко-ронавирусной инфекции может способствовать активной превенции нарушения благополучия ментальной сферы здоровья и таким образом позитивно повлиять на состояние здоровья населения страны.

Целью исследования явилось выявление эпидемиологических характеристик и особенностей тревожно-депрессивных состояний среди студентов различных факультетов Белорусского национального технического университета, проведение ретроспективного анализа многолетней динамики и тенденции заболеваемости психическими расстройствами в Беларуси в 2005-2019 гг.

Материалы и методы

Материалами явились официальные статистические данные о заболеваемости психическими расстройствами населения Республики Беларусь за период 2005-2019 гг., по областям и городу Минску за 2009-2018 гг., а также демографические показатели. Для анализа многолетней динамики и эпидемической тенденции заболеваемости расстройствами психической сферы использовались приемы эпидемиологической диагностики, статистические и описательно-оценочные методы.

Оригинальное исследование тревожно-депрессивных состояний среди студентов по дизайну является поперечным аналитическим. Материалом явились данные о студентах, обучающихся в Белорусском национальном техническом университете (n=162). Выборка данных осуществлялась методом анкетирования с использованием онлайн-сервиса Google forms. Диагностическим компонентом явился опросник большой депрессии ВОЗ и шкала GAD-7 (ГТР-7), применяемая для оценки уровня тревожности, скрининга генерализованного тревожного расстройства. Отношение рисков (показатель OR) оценивалось с применением метода X2 Пирсона. Электронные базы данных создавались и обрабатывались в программе Microsoft Excel 10.

Результаты

Многолетняя динамика инцидентности заболеваний ментальной сферы, подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, на территории Беларуси, характеризовалась в 2005-2019 гг. тенденцией к росту со средним темпом прироста 3,68% (p<0,001), что указывает на умеренность изменения показателя во времени и отражает неблагоприятные изменения в состоянии здоровья населения (рис. 1).

Рисунок 1. Многолетняя динамика и тенденция заболеваемости психическими расстройствами

по регионам Беларуси за период с 2005-2019 гг.

Среднемноголетний показатель заболеваемости составил 164,44+1,72°/ . При сохране-

оооо г Г

нии данной тенденции, в 2020 г. по результатам прогнозирования ожидается достижение уровня заболеваемости в 212,86 о/ (фактически достигнутый показатель может колебаться в пределах доверительного интервала: от 209,65 до 216,07 о/ ).

оооо

В то же время, в связи с реорганизацией оказания медицинской помощи на фоне осложнившейся эпидемической ситуации, во многих странах снизилась эффективность диагностики и лечения иных заболеваний, что предопределяет более позднее выявление расстройств тревожно-депрессивного спектра. Следовательно, рассчитанный теоретический прогноз может оказаться недостоверным в реальных условиях.

В ходе более глубокого анализа многолетней динамики инцидентности психических заболе-

"350

500

250

200

о

2 150

100

50

ваний, впервые в жизни установленных у пациентов, подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, были изучены данные по областям и городу Минску в период 2009-2018 гг.

Тенденция к росту заболеваемости различной степени наблюдалась во всех областях и г. Минске. Так, Гомельская, Гродненская и Брестская области отличались умеренной тенденцией к росту (Тпр.=3,16%, 3,63%, 3,89% соответственно). В Минской области, столице, Витебской и Могилевской областях она была выраженной (Тпр.=6,56%, 9,99%, 15,21%, 15,57%). Максимальная интенсивность процесса была характерна для Могилевской области, где среднемноголет-ний показатель составил 226,09+20,91о/ , а в

оооо

2018 году был достигнут максимальный показатель заболеваемости по республике (328,8 о/оооо) (рис. 2).

у = 17,598х^ 129,3 328,8 Ы2 - 0,674

Могилевская область Гродненская область Витебская область -Минск

-Минская область годы

-Гомельская область Брестская область Линейная (Могилевская область)

Рисунок 2. Многолетняя динамика и эпидемическая тенденция заболеваемости психическими расстройствами по регионам страны за период с 2009-2018 гг.

В целях проведения сравнительного межтерриториального анализа показателей заболеваемости был рассчитан относительный эпидемиологический риск по регионам Республики Беларусь в 2009 г. и 2018 г. По результатам уровни градаций риска составили: допустимый -0,23-0,47; умеренный - 0,48-0,71; повышенный

- от 0,72 до 0,95. С течением времени на всей территории страны отмечалось повышение риска развития расстройств ментальной сферы. Наиболее отрицательная динамика с достижением повышенного уровня риска наблюдалась в городе Минске (0,77), Витебской (0,78) и Моги-левской областях (0,86) (рис. 3).

Рисунок 3. Территориальный риск развития расстройств ментального здоровья в 2009 и 2018 гг.

При изучении эпидемиологических характеристик тревожно-депрессивного психоэмоционального состояния студентов, депрессивное состояние было выявлено путем скрининга в 59,25% случаев. Структура степени тяжести отражает доминирование легкой степени, на которую пришлось 67,71%, доля умеренной и тяже-

лой степеней составила по 32,29%, что в целом определяет относительно благоприятную ситуацию непосредственно по депрессивному состоянию, поскольку превалирующий депрессивный статус легкой степени может легче поддаваться коррекции и иметь благоприятный прогноз (рис. 4).

Рисунок 4. Результаты скрининга студентов на депрессивное состояние

Однако, при обработке и анализе полученных данных о респондентах, генерализованное тревожное расстройство было выявлено среди 64,1% студентов. Более чем у половины (54,28%)

из них выявлено ГТР умеренного уровня, что указывает на высокую актуальность изучаемой проблемы (рис. 5).

Рисунок 5. Структура клинически значимых уровней проявления генерализованного тревожного

расстройства

Немаловажно, что обнаружен факт коморбидности депрессивного и тревожного состояний в 83% случаев. В связи с тем, что данные расстройства характеризуются взаимным отягощающим влиянием, крайне высокий уровень коморбидности среди студентов в конечном итоге характеризует эпидемическую ситуацию в рамках ментального здоровья неблагоприятной.

В связи с исследовательским интересом к природе депрессивного психогенного состояния как результата влияния на личность негативного жизненного опыта в совокупности с психологическими особенностями индивидуума, были детально изучены факторы, которые могли сыграть роль в развитии депрессивного психоэмоционального статуса среди студентов (рис. 6).

Рисунок 6. Предикторы изменения психологического состояния

Наиболее распространенным предиктором явился академический стресс (49,38%), что характерно для изучаемой выборки в связи с основным видом деятельности. Влияние эмоциональных переживаний, связанных с приближением сессии, а также текущая учебная

нагрузка увеличивали шанс развития депрессивного состояния в OR=2,5 раза.

Были проанализированы данные о наличии диссомнических расстройств (т.е. нарушения сна различного вида) среди студентов (рис. 7).

Рисунок 7. Нарушения сна как

Так, избыточная дневная сонливость, увеличение продолжительности сна была выявлена среди 60,5% респондентов. Наличие данного нарушения достоверно увеличивает риск развития ангедонии в 5,89 раз (х 2=27,135 при р<0,001). Бессонница встречалась реже (24,1% студентов), но как фактор риска она является такой же значимой ^=5,24; х2=13,679 при р<0,001). Приме-

предиктор депрессивного состояния

чательно, что недостаток сна (продолжительность менее 5 ч. и 5-7 ч. в сутки) был характерен для большинства анкетируемых (64,81%), вклад в развитие депрессивного психоэмоционального статуса оценивается в OR=3,21 раз (х2= 6,782 при р<0,01).

Немаловажным явился такой предиктор как нарушение эмоциональной связи со зна-

чимыми людьми, включая крупные семейные конфликты и разрыв с партнером (1=20,99%, OR=1,87, PR=1,26).

Чрезвычайно сильная взаимосвязь обнаружена между утратой близкого человека и развитием депрессии. Так, смерть родного человека достоверно увеличивает шанс развития депрессивного состояния в 11,5 раз (х2 =25,791 при р<0,001). Полученные данные свидетельствуют о крайне важном своевременном оказании специалистами учреждения образования психологической помощи студентам, потерявшим близкого.

Заключение

Проблема распространенности и динамики заболеваемости психическими расстройствами, подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, на территории Беларуси определяет необходимость улучшения системы профилактических мероприятий по охране ментального благополучия в связи с наблюдаемой МЭТ к росту умеренного характера (Т пр.=3,68%) и высоким среднемноголетним показателем заболеваемости (164,44+1,72°/ ).

Особое внимание при разработке профилактических программ следует уделять региональным особенностям, учитывая выявленные территории риска: Минская область, г. Минск, Витебская и Могилевская области, где тенденция к росту выраженная (Тпр.=6,56%, 9,99%, 15,21%, 15,57% соответственно) и наблюдается повышенный уровень риска (в Минске составил 0,77; Витебском и Могилевском регионах - 0,78 и 0,86 соответственно).

Анализ результатов скрининга на депрессивное состояние позволил оценить подверженность студентов данному психоэмоциональному статусу: в 59,25% случаев участники исследования имели симптомы той или иной степени выраженности (легкая степень - 67,71%, доля умеренной и тяжелой степеней - по 32,29%). Высокая частота встречаемости является доказательным поводом для проведения со студентами психологического консультирования и оказания посильной помощи.

Генерализованное тревожное расстройство было выявлено среди 64,1% участников, а превалирующая доля умеренной степени выраженности свидетельствует о необходимости обучения студентов эффективным методикам совладания с тревогой.

В связи с наличием более чем в 80% случаев одновременно симптомов как депрессивного состояния, так и генерализованного тревожного расстройства (высокий уровень коморбидно-сти) в целом эпидемиологическая ситуация в рамках ментального здоровья студентов является неблагоприятной.

Изучение эпидемиологических особенностей тревожно-депрессивных состояний среди студентов позволило определить наиболее значимые предикторы для данной социальной категории общества: академический стресс увеличивал шанс развития депрессивного состояния в 2,5 раза; гиперсомния - в 5,89 раз с высокой степенью достоверности (х2=27,135 при р<0,001);

бессонница - в 5,24; недостаток сна (менее 5 ч. и 5-7 ч. в сутки) - в 3,21 раза; нарушение эмоциональной связи со значимыми людьми - в 1,87 и утрата близкого человека - в 11,5 раз (х2 =25,791 при р<0,001).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы:

1. Scottish Qualifications Authority [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sqa. org.uk/. Дата доступа: 31.05.2023.

2. Рябкова А.С., Лышов В.Ф., Щетинкина Н.А. Нарушения сна, дневная сонливость и симптомы апноэ во сне у студентов. Молодежный инновационный вестник. 2015; 4(1): 319-320.

3. Юзбекова А.А., Кухмазова А.Т. Роль гигиены сна в профилактике и лечении нарушений сна у студентов. Исследователь года 2021: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. 2021; 353-361. https://doi. org/10.46916/22122021-9-978-5-00174-423-8.

4. Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков. Российский вестник гигиены. 2021; (3): 21-25. https://doi. org/10.24075/rbh.2021.018.

5. Peng P., Hao Y., Liu Y. et al. The prevalence and risk factors of mental problems in medical students during COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. J Affect Disord. 2023; (321): 167181. https://doi.org/10.1016/j.jad.2022.10.040.

6. Kola L., Kohrt B.A., Hanlon C. et al. COVID-19 mental health impact and responses in low-income and middle-income countries: reimagining global mental health [published correction appears in Lancet Psychiatry. 2021 Mar 8]. Lancet Psychiatry. 2021; 8(6): 535-550. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00025-0.

References

1. Scottish Qualifications Authority [Electronic resource]. Access mode: https://www.sqa.org.uk/. Access Date: 31.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ryabkova A.S., Lyshov V.F., Schetinkina N.A. Sleep disorders, daytime sleepiness and sleep apnea symptoms in students. Youth Innovation Newsletter. 2015; 4(1): 319-320. [In Russ.]

3. Yuzbekova A.A., Kuhmazova A.T. The role of sleep hygiene in the prevention and treatment of sleep disorders in students. Researcher of the year 2021: collection of articles of the International research competition. 2021; 353-361. https://doi. org/10.46916/22122021-9-978-5-00174-423-8. [In Russ.]

4. Chernykh N.Yu., Skrebneva A.V., Melikho-va E.P., Vasilyeva M.V. Prevalence of sleep disorders among medical students. Russian Bulletin of Hygiene. 2021; (3): 21-25. https://doi.org/10.24075/ rbh.2021.018. [In Russ.]

5. Peng P., Hao Y., Liu Y. et al. The prevalence and risk factors of mental problems in medical students during COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. J Affect Disord. 2023; (321): 167-181. https://doi.org/10.1016/j.jad.2022.10.040.

6. Kola L., Kohrt B.A., Hanlon C. et al. COVID-19

mental health impact and responses in low-income and middle-income countries: reimagining global mental health [published correction appears in Lancet Psychiatry. 2021 Mar 8]. Lancet Psychiatry. 2021; 8(6): 535-550. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00025-0.

Контактные данные

Автор, ответственный за переписку: Вальчук Ирина Николаевна, к.м.н., доцент, зав. кафедрой эпидемиологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: Irina.valchuk@tut.by, тел.: +375296405582

Информация об авторах

Кириленко Екатерина Сергеевна, субординатор кафедры эпидемиологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск, Республика Беларусь.

E-mail: Irina.valchuk@tut.by

Contact information Corresponding author: Irina N. Valchuk, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of Epide-

miology Department, Educational Establishment "Belarusian State Medical University", Minsk, Republic of Belarus.

E-mail: Irina.valchuk@tut.by, tel: +375296405582

Author information

Ekaterina S. Kirilenko, Subordinator of the Epidemiology Department, Belarusian State Medical University, Minsk, Republic of Belarus. E-mail: Irina.valchuk@tut.by

Поступила в редакцию 05.06.2023 Принята к публикации 18.08.2023

Для цитирования: Вальчук И. Н., Кириленко Е. С. Эпидемиологические аспекты нарушений ментального здоровья - от предикторов к следствию. Бюллетень медицинской науки. 2023; 2(30): 25-31. https://doi.org/10.31684/25418475-2023-4-25

Citation: Valchuk I. N., Kirilenko E. S. Epidemiology of mental health disorder: from predictors to consequences. Bulletin of Medical Science. 2023; 2(30): 25-31. https://doi.org/10.31684/25418475-2023-4-25 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.