Научная статья на тему 'Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости трихинеллезом в республике Бурятия'

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости трихинеллезом в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости трихинеллезом в республике Бурятия»

2012, Т. 2, № 1-2

Новые и возвращающиеся паразитозы

ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЫБЫ И РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Л. Богомазова1, И.В. Безгодов1, С.И. Логинов1, И.Г. Чумаченко2, Г.Н. Горбачева1, Ю.В. Валуй1, В.М. Кривошеин1

'ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области, г. Иркутск; 2Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, г. Иркутск

С целью профилактики гельминтозов, передающихся через рыбу, в Иркутской области специалистами санэпиднадзора за 10-летний период (2002—2011 гг.) было исследовано 3102 пробы рыбы и рыбной продукции, в том числе пресноводной 839 проб (26 видов), морской 2250 проб (39 видов) и других гидробионтов 13 проб (3 вида). С целью сертификации поступило 800 проб, производственного контроля — 603, мониторинга за водоемами — 203, по госзаказу — 1433, по жалобам от населения — 63.

В результате исследования пресноводной рыбы были выявлены патогенные для человека гельминты 3-х видов: Diphyllobothrium dendriticum (Nitzch, 1824), Contracaecum osculatum baicalensis (Mjsgovoy et Ryjikow, 1950) и Opistorchis felineus (Ribolta, 1884). Почти ежегодно регистрируются положительные пробы омуля с живыми личинками Diphyllobothrium dendriticum, которые от общего числа исследованных проб за анализируемый период составили от 0,3% (2006 г.) до 2,2% (2002 г.). Это пробы слабосоленого, х/копчения, с/мороженого омуля, поступившие от частных предпринимателей. В пробах морской рыбы были выявлены только не жизнеспособные личинки гельминтов 3-х видов: Anisakis simplex (Dujardin,1845), Contracaecum osculatum (Rudolphi, 1802), Pseudoterranova desipiens (Krabbe,1878) и личинки рода Corynosoma.

Пробы морской рыбы с превышение показателя «К» (допустимое среднее число паразитов на 1 кг массы) составили от 0,5% (2011 г.) до 3,1% (2004 г.) от общего числа исследованных проб. Отмечается снижение количества таких проб с 2,3% (2002 г.) до 0,5% (2011 г.).

Сцельюмониторингазаместнымиводоемамипро-водилось исследование пресноводной рыбы из водоемов области: оз. Байкал, Братское и Усть-Илимское водохранилища, р. Ока, р. Вихоревка, р. Бирюса, р. Белая, р. Окунайка, р. Моголь, р. Ангара, р. Лена, р. Миня, оз. Дальнее, оз. Ближнее, р. Киренга. В результате исследования обнаружены опасные для человека личинки гельминтов: Contracaecum osculatum baicalensis (хариус из р. Ангара, омуль и хариус из оз. Байкал) и Opistorchis felineus (елец из р. Бирюса, с эстенсивностью инвазии 1,5%.).

ИНВАЗИВНЫЕ МИКОЗЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Т.С. Богомолова, Ю.В. Борзова

ГБОУ ВПО СЗГМУим. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Инвазивные микозы являются серьезной проблемой не только из-за возрастающей распространенности, но и из-за высоких показателей смертности. Количество инвазивных микозов прогрессивно увеличивается, при этом важной особенностью инфекции в настоящее время является широкий спектр возбудителей.

Целью исследования было определить демографические показатели, фоновые заболевания, спектр возбудителей у больных инвазивными микозами в Санкт-Петербурге в 2011 г.

Методы. Лабораторную диагностику микозов проводили с помощью микроскопического (включая люминесцентную микроскопию с калькофлюором белым) и культурального исследований патологического материала (кровь, спинномозговая жидкость, бронхоальвеолярный лаваж, мокрота, аспират плевральной полости и др.).

Результаты. В 2011 г. было выявлено 106 случаев инвазивных микозов в 18 многопрофильных стационарах Санкт-Петербурга: 86 взрослых пациентов (81%) в возрасте от 19 до 82 лет и 20 детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет. Соотношение мужчин и женщин составило 1,8:1.

Наиболее часто выявляли аспергиллез — 47% случаев. Среди возбудителей Aspergillus niger составил 39%, A. fumigatus — 34%, A. flavus — 23%, A. terreus — 2%, A. versicolor — 2%. Вторым по частоте регистрировали криптококкоз — 19% случаев инвазивных микозов. Кандидоз составил 14% случаев. Среди возбудителей кандидоза преобладали Сandida не-albicans: C. krusei — 25%, C. parapsilosis — 16%, С. tropicalis — 8%, C. glabrata — 8%, C. guilliermondii — 8%, C. lipolytica — 8%. C. albicans составили 25%. Выявлены два случая, обусловленных редкими условно патогенными дрожжами: Geotrichum capitatum и Rhodotorula sp. Выявлены также 10 случаев (9%) гиалогифомикозов, возбудителями которых были Fusarium sp., Scedosporium sp., Paecilomyces varioti, Acremonium sp.; 9 случаев (8%) зигомикозов, обусловленных грибами Rizopus sp. и Lichteimia (Absidia) corymbifera и 1 случай (1%) феогифомикоза, обусловленного Exoрhiala dermatitidis.

Сочетание двух и более видов микромицетов обнаружили у 5% больных.

Наиболее частыми фоновыми состояниями при инвазивных микозах были: гематологические заболевания (41%), ВИЧ-инфекция в стадии СПИДа (20%), хроническая патология легких (8%), не гематологические онкологические заболевания (5%), хирургические вмешательства (4%), а также деком-пенсированный сахарный диабет, заболевания соединительной ткани (1%).

Основными клиническими вариантами были микоз легких, менингит и менингоэнцефалит, микоз придаточных пазух носа, диссеминированный микоз, эндофтальмит.

Вывод. В Санкт-Петербурге в 2011 г. выявлено более 100 случаев инвазивных микозов, обусловленных широким спектром условно патогенных грибов.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТРИХИНЕЛЛЕЗОМ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

А.Б. Болошинов, С.С. Ханхареев, И.Б. Хахаева, А.А. Бужгеева, Т.Б. Базарова

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ

Территория республики является эндемичной по заболеваемости трихинеллезом, имеются природные очаги и формируются временные синан-тропные очаги. За последние 10 лет выявлено 124 случая трихинеллеза, из них 113 при регистрации групповой заболеваемости. Случаи групповой заболеваемости трихинеллезом были связаны в 2002 г. с употреблением мяса медведя, в 2003 г. — мяса собаки, в 2005 г. — мяса собаки, медведя, в 2011 г. — мяса кабана, не прошедшее ветеринарно — санитарную экспертизу.

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

Удельный вес взрослого населения составил 82,3%, детей до 14 лет — 17,7%. Доля городских жителей составила 8%. Наибольшее число случаев заболевания трихинеллезом отмечено у лиц в возрасте 20—29 лет (43%) и среди неработающего населения (47,5%).

Диагноз трихинеллеза был установлен на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных (эозинофилия 8—54%) данных, подтвержден при серологическом обследовании в ИФА.

Интервал между заражением и появлением клинических симптомов трихинеллеза составил в 5% — 5-10 дней, в 82% — 10-30 дней, в 13% — 30 и более дней. По клиническому течению у 32,4% зарегистрировано заболевание легкой степени тяжести, у 64,8% средней степени тяжести, у 2,7% наблюдалось тяжелое течение заболевания.

Клинический диагноз трихинеллеза выставлен в 23% через 1-3 дня, в 53% — через 6-13 дней, в 24% — через 14-30 дней после обращения за медицинской помощью. У всех больных, употреблявших инвазированное мясо, диагноз трихинеллез подтвержден при микроскопическом исследовании периферической крови и серологическом исследовании парных сывороток крови в иммуноферментном анализе (ИФА). Все больные трихинеллезом пролечены стационарно с назначением этиотропной терапии. Лицам, употреблявшим инвазированное мясо, в 100% назначено превентивное лечение.

На территории республики не регистрируются случаи трихинеллеза, связанные с употреблением мяса домашних животных, в частности свинины. По данным ветеринарно-санитарной экспертизы случаи трихинеллеза среди свиней в течение ряда лет не выявлялись.

Таким образом, на территории Республики Бурятия существует высокий риск возникновения очагов трихинеллеза, связанных с употреблением мяса диких животных и мяса собак, что требует постоянного наблюдения и изучения эпизоотологиче-ской ситуации, а также проведения комплекса профилактических мероприятий.

НОВОЕ В ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЛЯМБЛИОЗА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В.А. Бондарев, Н.В. Зубчонок, М.Л. Хропова, И.А. Бурбела

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», г. Липецк

Традиционная диагностика возбудителя лям-блиоза проводится на обнаружение цистных или вегетативных форм в фекалиях или дуоденальном содержимом микроскопическими методами. Эффективность их не высокая из-за прерывистости в цистовыделении и трудностей в идентификации атипичных форм возбудителя. По этим причинам приходится проводить исследования многократно. Несомненно, постановка диагноза проводится только после микроскопического исследования («золотой стандарт»), но если однозначной идентификации паразита нет, или он не выявлен, биоматериал может быть проанализирован с помощью новых методов исследований, таких как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и иммуноферментный анализ (ИФА).

С 2001 г. в работу паразитологической лаборатории внедрен метод ИФА для диагностики лямблиоза, а с 2008 г. метод ПЦР. Анализ данных при проведении

исследований методом ИФА в период 2009—2010 гг. показал, что количество обследуемых на лямбли-оз составило 3503 лиц, при высоком показателе се-ропозитивных лиц 20,9 и 18,4% соответственно. Регистрация серопозитивных лиц по данной инвазии имеет место среди населения всех административных территорий области. Количество исследований методом ПЦР фекалий на лямблиоз с 2009 по 2010 гг. возросло в 5,3 раза, что подтверждает востребованность метода. Всего за 2 года выполнено 914 исследований на определение ДНК лямблий, показатель выявляемости составил 9,6%. В обязательном дополнении к методу ПЦР проводились микроскопические исследования фекалий. Необходимо отметить, что показатель выявляемости методом ПЦР на лямблиоз (9,6%) в 17,5 раз превышает показатель при микроскопическом исследовании (0,55%) того же биоматериала. Данные результаты подтверждают факт возможного непостоянного и прерывистого цистовыделения при лямблиозе.

В рамках научно-практической работы осуществлялась апробация метода ПЦР при исследовании материала с объектов внешней среды. В 2009 г. — 2010 г. было исследовано 23 пробы на обнаружение ДНК лямблий, из них — воды: водоемов — 9, бассейнов — 2, сточной — 5, питьевой — 1 и растениеводческой продукции 6 проб. ДНК лямблий не обнаружена.

ПЦР и ИФА — это эффективные диагностические методы. Вместе с тем, приоритет следует отдавать комбинации методов: помимо определения ДНК самого возбудителя методом ПЦР необходимо оценивать и специфический иммунный ответ организма, определяемый методом ИФА, а также использовать классические микроскопические методы исследования.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ КИШЕЧНОГО АМЕБИАЗА В УДМУРТИИ

Ж.И. Бородина1, В.В. Максимова2, Н.И. Ижболдина2, С.В. Зеленина2, Г.А. Малинина1

1ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия; 2БУЗ УР Республиканская клиническая инфекционная больница, г. Ижевск

Амебиаз — протозойная инфекция с фекально-оральным механизмом заражения, сопровождается поражением толстого кишечника и характеризуется склонностью к хроническому рецидивирующему течению. Встречается в виде спорадических случаев во всех странах мира, но высокая заболеваемость в районах тропического и субтропического климата. В средней полосе России на долю амебиаза приходится менее 1% всех кишечных инфекций.

В Удмуртской республике за 10 лет зарегистрированы два случая амебиаза кишечника. Последний случай в мае 2011 г. у больного Г. 40 лет. Пациент заболел в 2005 г., когда находился на отдыхе в Египте, с появления диареи фоне нормальной температуры тела и умеренных болей в животе. Лечился в Египте по рекомендации врача отеля. После возвращения в Россию, сохранялся к/о стул до 4 раз в сутки, лечился от дис бактериоза. Ухудшение с 2009 г., когда стул стал до 30 раз в сутки с патологическими примесями (слизь и кровь) и схваткообразными болями внизу живота. Пациент обследован в проктоло-гическом отделении, установлен предварительный диагноз: неспецифический язвенный колит (НЯК). Проводимая терапия не приносила выраженного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.