Научная статья на тему 'Эпическое творчество М. Е. Евсевьева и его влияние на развитие мордовской литературной сказки'

Эпическое творчество М. Е. Евсевьева и его влияние на развитие мордовской литературной сказки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИЗМ / ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА / FAIRY TALE / FOLKLORE / FOLKLORISM / LITERARY TALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Водясова Любовь Петровна, Уткина Татьяна Викторовна

В статье анализируются фольклористические сказки М. Е. Евсевьева, дается их классификация, рассматривается соотношение с литературными сказками современных мордовских писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Водясова Любовь Петровна, Уткина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes folklore tales by M. E. Evsevyev; gives the classification of tales; considers their correlation with literary tales of modern Mordovian writers.

Текст научной работы на тему «Эпическое творчество М. Е. Евсевьева и его влияние на развитие мордовской литературной сказки»

УДК 811.511 ББК 81.66.3

Водясова Любовь Петровна

доктор филологических наук, профессор кафедра мордовских языков Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Уткина Татьяна Викторовна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Vodyasova Lyubov Petrovna Doctor of Philology,

Professor Chair of the Mordovian Languages Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk Utkina Tatyana Viktorovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk lvodjasova@yandex.ru Эпическое творчество М. Е. Евсевьева и его влияние на развитие мордовской литературной сказки1 М. Е. Evsevyev’s Epic Creative Work and Its Influence On the Mordovian Literary Tales Development

В статье анализируются фольклористические сказки М. Е. Евсевьева, дается их классификация, рассматривается соотношение с литературными сказками современных мордовских писателей.

This article analyzes folklore tales by M. E. Evsevyev; gives the classification of tales; considers their correlation with literary tales of modern Mordovian writers. Ключевые слова: сказка, фольклор, фольклоризм, литературная сказка. Key words: fairy tale, folklore, folklorism, literary tale.

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).

Несколько лет назад, выступая на пленарном заседании научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения А. Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М. Е. Евсевьева, профессор Е. Г. Осовский, в частности, подчеркнул: «<...> национальные просветители <...> это группа представителей данного этноса, оказавшаяся способной подняться в социально-культурном и интеллектуальном развитии выше подавляющей массы своих соплеменников, осознать национально-культурную ситуацию истории и жизни своего народа, осмыслить и отрефлексировать своеобразие национального духа, языка, культуры, традиций, сформулировать духовные, интеллектуальные, экономические, образовательные, религиозные идеалы, интересы, потребности своих народов. Для мордовского народа - это, прежде всего, <...> Макар Евсевьевич Евсевьев <...>» [8, с. 5]. Это редкий образец той целостной личности, реального общепризнанного лидера, чьи поступки, модель поведения становились эталоном для современников и остаются значимыми для последующих поколений.

М. Е. Евсевьев, как и все первопроходцы просветительства, был энциклопедистом, ученым-лингвистом, собирателем фольклора. Его научное мышление было синкретическим, охватывающим одновременно проблемы различных областей знания.

Унаследовав от родителей незаурядные способности, хорошую память, любовь к народному творчеству, М. Е. Евсевьев много внимания уделял изучению языка и культуры родного народа. Он собирал богатейший языковой, фольклорный и этнографический материал по устно-поэтическому творчеству эрзи и мокши в самых отдаленных и глухих мордовских селениях. Именно там, где родное слово сохранилось в своей первозданной красоте. Собранные им фольклористические материалы (в том числе песни, сказки, пословицы, поговорки, причитания, описания народных игр, представления, речевая обрядность) заложили надежную основу мордовской литературы в целом и, конечно же, авторской сказки в частности.

Позднее этот материал был обработан и подготовлен к печати. В 20-е годы XIX века ученому представилась широкая возможность для издания научных трудов, в том числе им публикуется и сборник «Эрзянь евкст» («Эрзянские сказки»).

Опираясь на печатные и электронные источники, исследовавшие творческое наследие ученого и просветителя М. Е. Евсевьева, можно сделать закономерный вывод, что собирание сказок занимало немаловажную роль в его деятельности. Ученый уделяет особое внимание произведениям народной сказочной словесности, которые в дальнейшем осознаются «живительным источником дальнейшего развития мордовской литературы» [S, с. 7] как исходные образцы литературной сказки. Свидетельством тому может служить даже первичное исследование названий мордовских народных сказок, записанных М. Е. Евсевьевым [б].

В целом фольклористические сказки М. Е. Евсевьева имеет достаточно традиционную условную классификацию:

- сказки о животных: «Сеине» («Козочка»), «Чеерне» («Мышонок»), «Ри-везь ды овто» («Лиса и медведь»), «Варака марто ривезьке» («Ворона с лисицей»), «Атякшке ды каткине» («Петушок и кошечка»), «Букине марто псакине» («Кошечка с бычком»), «Катка ды ривезь» («Кошка и лиса») и др.;

- волшебно-фантастические: «Алтазь цера» («Обещанный сын»), «Дячка Най-най ды сонзэ тейтерезэ мазы Маря» («Дячка Най-най и его дочь Мария Прекрасная»), «Сия пейне тейтерне» («Девочка с серебряным зубом»), «Кежей од ава» («Злая мачеха»), «Церынесь теевсь баранкс» («Мальчик превратился в барана»), «Яга-Бабань тейтерь» («Дочь Бабы-Яги»), «Сыре скалнэ» («Старая корова»), «Кода тейтересь теевсь мазый килейкс» («Как девушка превратилась в красивую березу»), «Канева - колмо лелянь сазор» («Канева - сестра трех братьев»), «Ловняське» («Снегурочка»); «Кавто братт» («Два брата»), «Яга-Баба ды тейтерне» («Баба-Яга и девочка»), «Дигинеть» («Дикие гуси»), «Кода эрясть Иван марто Матрят» («Как жили Иван с Матрей (Матреной)»), «Катка,

койме ды левш» («Кошка, лопата и мочало»), «Ломань ды ине гуй» («Человек и великая змея») и др.;

- бытовые: «Ефкс нужать колга» («Сказка о нужде»), «Купецень кавто церат» («Два купеческих сына»), «Кода дурак салонь рамамо якась» («Как дурак ходил соль покупать»), «Кода овто марто атине репст виднесть» («Как медведь со старичком репу сажали»), «Кода атясь видсь репст» («Как старик посадил репу»), «Нарьгиця» («Обижающий»), «Паро» роботникть» («Хорошие» работники»), «Атя ды поп» («Старик и поп»), «Кезэрень евкске» («Старинная сказка») и др.

Сказочное наследие, заботливо собранное М. Е. Евсевьевым, является огромным вкладом в сокровищницу фольклора и фольклористики, ценность которого заключается в том, что мордовский просветитель зафиксировал его в период, когда «традиция рассказывания сказок сохранялась больше, чем в последующие годы, а сами сказки сохранили исконные черты сильнее, чем теперь» [8, с. 6].

Многие писатели Мордовии неоднократно прибегали к литературной обработке фольклорных сюжетов, мотивов и образов. Так, ряд фольклористических сказок М. Е. Евсевьева стал источником для создания авторских произведений. В них связующей нитью сквозь время проходят известные сюжеты, отражаясь в системе образов, специфике персонажей, особенностях переходящих из сказки в сказку мотивов. Легко обнаруживаются, например, следующие типологические связи: лиса - героиня записанной и литературно обработанной М. Е. Евсевьевым эрзянской сказки «Атине ды ривезьке» («Старичок и лисичка») - по характеру и повадкам похожа на хитрунью из пинясовской сказки «Наказанная обманщица»; сказка М. Е. Евсевьева «Пелькине» («Мальчик с пальчик») соотносится со сказкой З. Ф. Дорофеева «Пяльхкяпряня» («Мальчик с пальчик»); евсевьевская «Ведява» («Ведява») сюжетно похожа на «Хозяина родника» В. Корчеганова и др.

Указывая на единые «правила» создания сказочного повествования, большинство литературоведов, исследовавших сказочное авторское творчество (М. Н. Липовецкий, И. П. Лупанова, Е. М. Мелетинский, Л. В. Овчинникова и др.), указывают и на некие правила воспроизведения действительности в пределах такого литературного произведения. При этом стоит отметить не только формообразующие признаки, но и содержательные доминанты, которые собственно и создают механическую память жанра, концентрирующую концептуальные основы такого произведения. В качестве основных признаков назовем такие основополагающие, как эволюция фольклорно-литературных связей, наличие фантастического (волшебного) начала или, по крайней мере, необычного в бытовом смысле события и т.д.

В этом отношении наиболее показательны литературные сказки Федора Атянина. В них автор ставит перед собой цель - создать произведение, близкое по своему звучанию к фольклорному. Своеобразным связующим звеном с реальной действительностью служит введение в произведение реальных образов. Так, в сказке-легенде «Дочь пастуха» рассказчиком является старик Прохор, в «Серебряном озере» - дедушка. Они рассказывают слушателям истории, якобы имевшие место в действительности: откуда на горе появились дуб и береза («Дочь пастуха»); почему лесное озеро называется Серебряным («Серебряное озеро»). Но, наряду с реальными героями, встречаются и сказочные образы, например, в сказке «Дочь пастуха» - гневный Гром, огненная Молния, грозная Туча, седой Дождь, а в «Серебряном озере» - царица леса Вирява «Богиня (букв.: женщина) леса», ее дочь Цяцяня «(букв.: Цветочек)», злая колдунья Ва-тыкай «(букв.: Квакающая)» с сыном Куеньбря «(букв.: Змеиная голова)».

На поэтику фольклора ориентированы многие сказки С. М. Люлякиной, и эта ориентация, по мнению Н. И. Швечковой, «выдерживается на всех уровнях: от сюжета и композиции до лексического состава, синтаксиса и интонации» [10, с. 71]. Фольклористичны и короткие сказки-рассказы Н. Юрченковой

(«Ведь» («Вода»), «Макразь», «Толава» («Богиня (букв.: женщина) огня»), «Ку-лома» («Смерть»), «Тюштя»).

Интерес к сохранению и изучению сказочного наследия вслед за М. Е. Евсевьевым проявляли и многие ученые Мордовии. На наш взгляд, дошли до будущих поколений его слова: «Всякого, кто пожелал бы заняться более или менее серьезно изучением этнографии инородцев финно-угорской группы, живущих во внутренних губерниях Европейской России, не может не поразить крайняя бедность литературы, посвященной этому предмету, недостаток сочинений по народной словесности. Памятники народного творчества, вещественные памятники народного быта исчезают с каждым годом. И, таким образом, утрачиваются самые драгоценные материалы, всего значения которых мы в настоящее время и представить себе даже не можем» [7, иЯЬ]. Эти слова побудили неравнодушных людей заняться сохранением и изучением мордовской культуры, литературы, фольклора, быта и обычаев народа. Результаты их изысканий нашли отражение во многих трудах, в том числе монографиях С. В. Аникина («О мордовском народе по поводу сказок»), А. Г. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература»), А. И. Маскаева («Мордовская народная сказка»), О. М. Савина («Времен связующая нить»), докторской диссертации О. И. Бирюковой, кандидатских диссертациях М. Н. Вождаевой, А. В. Еремкина, ряде научных статей и т. д. [более подробно см. об этом в наших работах: 1; 2; 3; 4; 5; 9].

Библиографический список

1. Водясова, Л. П. Метафорическое представление концептов «жизнь» и «смерть» в мордовских, русском и английском языках [Текст] / Л. П. Водясо-ва // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1 (5). - С. 61-64.

2. Водясова, Л. П. Метафорическая репрезентация концептуальной диады «жизнь - смерть» в прецедентных и художественных текстах мордовских, русского и английского языков [Текст] / Л. П. Водясова // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : сб. науч. тр. Вып. 5 / сост., отв. ред. Т.В. Симашко. - М. ; Архангельск, 2011. - С. 151-154.

3. Водясова, Л. П. Концепты традиционности образа народа в творчестве мордовских писателей конца XIX - начала XX веков [Текст] / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10).

- С. 89-91.

4. Водясова, Л. П. Номинации животных и птиц и их символическое представление в мордовских литературных сказках [Текст] / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С. 238-246

5. Водясова, Л. П. Внутрижанровая специфика и стиль литературных сказок Мордовии : монография [Текст] / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 83 с.

6. Евсевьев, M. E. Мордовские народные сказки и загадки [Текст] / М. Е. Евсевьев // Избр. труды : в 5 т. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1964. - Т. 3. - 411 с.

7. Евсевьев Макар Евсевьевич [Текст] // Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - URL : http://www.enc-dic.com/pedagogics/Evsevev-Makar-Evsevevich-562.html (дата обращения: 12.06.2012).

8. Осовский, Е. Г. У истоков мордовского просветительства: А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев [Текст] / Е. Г. Осовский // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития : материалы науч. конф., посв. 140-летию со дня рожд. А. Ф. Юртова и 130-летию со дня рожд. М. Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. : в 2 ч. / под общ. ред. В. М. Макушкина ; Мордов. гос. пед. инт. - Саранск, 1995. - Ч. 1. - С. 5-9.

9. Уткина, Т. В. Традиции и обычаи мордовского народа в сказках Н. А. Подгурской [Текст] / Т. В. Уткина // Финно-угроведение. - 2012. - № 2. - С. 69-71.

10. Швечкова, Н. И. Национально-культурная специфика языка художественных произведений С. М. Люлякиной [Текст] / Н. И. Швечкова // «Отражение особенностей регионального существования человека и этноса в художественных текстах и фольклоре (лингвокультурологический аспект)», всерос. (с междунар. участием) заоч. науч.-практ. конф., 15 ноября 2011 г. : [материалы] / редкол.: Л. П. Водясова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - С. 68-72.

Bibliography

1. Evsevyev, М. Е. Mordovian Folk Tales and Riddles [Text] / М. Е. Evsevyev // Selected Works: In 5 V. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1964.

- V. 3. - 411 p.

2. Evsevyev, М. Е. Pedagogical Dictionary [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.enc-dic.com/pedagogics/Evsevev-Makar-Evsevevich-

562.html (Access Date: 12.06.2012).

3. Osovsky, E. G. At the Beginnings of Mordovian Enlightenment [Text] / A. F. Yurtov, М. Е. Evsevyev, E. G.Osovsky // Mordovian Enlightenment: Origins, Problems, Directions of Development: Proceedings of Scientific Conference, to 140th Anniversary of A. F. Yurtov and 130th Anniversary of M. E. Evsevyev, March 11,

1994 : In 2 Parts / Ed. by V. M. Makushkin. - Mordovian State Pedagogical Institute.

- Saransk, 1995. - Part 1. - P. 5-9.

4. Shvechkova, N. I. National-Cultural Specificity of the Artistic Works Language by S. M. Lyulyakina [Text] / N. I. Shvechkova // «Reflection of Regional Characteristics of Human Existence and Ethnos in Art Texts and Folklore (Linguo-Culturological Aspect)», All-Russian (With International Participation) Scientific and Practical Conference, November 15, 2011: [Materials] / Editorial Staff: L. P. Vodyasova (Executive Editor) [et al.] ; Mordovian State Pedagogical Institute. - Saransk, 2011. - P. 68-72.

5. Utkina, T. V. Traditions and Customs of the Mordovian People in the Tales of N. A. Podgurskaya [Text] / T. V.Utkina // Finno-Ugric Science. - 2012. -№ 2. - P. 69-71.

6. Vodyasova, L. P. Metaphorical Representation of «Life» and «Death» Concepts in the Mordovian, Russian and English Languages [Text] / L. P. Vodyasova // Humanities and Education. - 2011. - № 1 (5). - P. 61-64.

7. Vodyasova, L. P. Metaphorical Representation of the Conceptual Dyads «Life - Deathi» in Case Law and Art Texts in the Mordovian, Russian and English Languages [Text] / L. P. Vodyasova // Problems of Validity and Conceptualization and Modeling Linguistic Picture of the World : Collection of Scientific Papers. - Iss. 5 // Comp. and Ed. by T.V. Simashko. - Moscow: Arkhangelsk, 2011. - P. 151-154.

8. Vodyasova, L. P. Concepts of the Nation Traditionality in Mordovian Writers’ Works at the End of the XIX - Beginning of the XX Centuries [Text] / L. P. Vodyasova, T. V. Utkina // Humanities and Education. - 2012. - № 2 (10). - P. 8991.

9. Vodyasova, L. P. Animal and Bird Nomination and Their Symbolic Representation in the Mordovian Literary Fairy Tales [Text] / L. P. Vodyasova, T.V. Utkina // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - № 11.

- P. 238-246.

10. Vodyasova, L. P. Genre Specificity and Style of Literary Tales of Mordovia: Monograph [Text] / L. P. Vodyasova, T. V. Utkina. - Mordovian State Pedagogical Institute. - Saransk, 2012. - 83 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.