Научная статья на тему 'Эпическое наследие хакасов как ресурс этнического развития: проблемы ревитализации'

Эпическое наследие хакасов как ресурс этнического развития: проблемы ревитализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ / СТРУКТУРА ЭПИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / САКРАЛИЗАЦИЯ / РЕСАКРАЛИЗАЦИЯ / ХАКАССКОЕ ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Анжиганова Лариса Викторовна, Тюльберова Антонида Михайловна

Целью данной статьи является анализ философско-социологических аспектов процесса ревитализации эпической культуры во всей ее целостности и полноте. Теоретический анализ эпической культуры как системы дополнен результатами социологического исследования проблем сложнейшего и непредсказуемого процесса ревитализации хакасской эпической традиции. Для раскрытия темы авторы использовали системно-функциональный метод, суть которого заключается в рассмотрении эпической культуры как системы, каждая составляющая которой имеет определенное назначение. В работе особое внимание уделено выявлению функций эпоса в обществе, что определяет контекст, в котором эпическая традиция жива и играет активную роль в обществе. Для определения проблем и перспектив возрождения хакасской эпической культуры был проведен полуформализованный опрос экспертов (исполнителей, писателей, музыкантов, актеров, ученых всего 21 чел.). Также были представлены результаты включенного наблюдения, тем более, что один из авторов (А. М. Тюльберова) является исполнителем хакасских героических сказаний. В работе эпическая культура как система представлена в единстве ядра (системы ценностей), элементов (аутентичного текста, сказительского дара, «понимающей аудитории»), «защитного пояса» (традиций и канонов исполнительства, системы запретов, ритуальных практик, сопровождающих акты исполнения сказаний и пр.). Авторами выделены основные функции эпической культуры: онтологическая, аксиологическая, эстетическая, социологическая, этическая, экологическая, рефлексивная, коммуникативная, экзистенциальная, психотерапевтическая. Эпическое наследие, функционирующее во всей своей полноте, способствовало сохранению и развитию этноса во времени и пространстве. Анализ ответов экспертов показал, что в вопросах возрождения эпической культуры респонденты разделились на две неравные группы. Большинство считают, что эпическое наследие должно возрождаться как социокультурное явление учреждениями образования, культуры, средствами массовой информации и пр. Немногочисленные сторонники понимания эпической культуры как сакральной деятельности уверены в том, что сказитель должен получить право исполнения эпических произведений только от сакральных предков, а само действие всегда носит священный характер. Дальнейшего исследования требует определение акторов, механизмов и средств ревитализации эпической культуры как ресурса саморазвития этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпическое наследие хакасов как ресурс этнического развития: проблемы ревитализации»

УДК 398.22(=512.153)

Б01 10.25587^т2019.16.44314

Л. В. Анжиганова, А. М. Тюльберова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХАКАСОВ КАК РЕСУРС ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Целью данной статьи является анализ философско-социологических аспектов процесса ревитализации эпической культуры во всей ее целостности и полноте. Теоретический анализ эпической культуры как системы дополнен результатами социологического исследования проблем сложнейшего и непредсказуемого процесса ревитализации хакасской эпической традиции.

Для раскрытия темы авторы использовали системно-функциональный метод, суть которого заключается в рассмотрении эпической культуры как системы, каждая составляющая которой имеет определенное назначение. В работе особое внимание уделено выявлению функций эпоса в обществе, что определяет контекст, в котором эпическая традиция жива и играет активную роль в обществе. Для определения проблем и перспектив возрождения хакасской эпической культуры был проведен полуформализованный опрос экспертов (исполнителей, писателей, музыкантов, актеров, ученых - всего 21 чел.). Также были представлены результаты включенного наблюдения, тем более, что один из авторов (А. М. Тюльберова) является исполнителем хакасских героических сказаний.

В работе эпическая культура как система представлена в единстве ядра (системы ценностей), элементов (аутентичного текста, сказительского дара, «понимающей аудитории»), «защитного пояса» (традиций и канонов исполнительства, системы запретов, ритуальных практик, сопровождающих акты исполнения сказаний и пр.). Авторами выделены основные функции эпической культуры: онтологическая, аксиологическая, эстетическая, социологическая, этическая, экологическая, рефлексивная, коммуникативная, экзистенциальная, психотерапевтическая. Эпическое наследие, функционирующее во всей своей полноте, способствовало сохранению и развитию этноса во времени и пространстве.

Анализ ответов экспертов показал, что в вопросах возрождения эпической культуры респонденты разделились на две неравные группы. Большинство считают, что эпическое наследие должно возрождаться как социокультурное явление учреждениями образования, культуры, средствами массовой информации и пр. Немногочисленные сторонники понимания эпической культуры как сакральной деятельности уверены в том, что сказитель должен получить право исполнения эпических произведений только от сакральных предков, а само действие всегда носит священный характер.

Дальнейшего исследования требует определение акторов, механизмов и средств ревитализации эпической культуры как ресурса саморазвития этноса.

Ключевые слова: эпическая культура, функции, структура эпической культуры, система ценностей, традиционализм, модернизм, неотрадиционализм, сакрализация, ресакрализация, хакасское эпическое наследие, ревитализация, проблемы, противоречия.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 19-011-00365 «Проблемы эффективного использования человеческого капитала: региональное измерение».

АНЖИГАНОВА Лариса Викторовна - д. филос. н., проф. Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия. E-mail: alv_9@mail.ru

ANZHIGANOVA Larisa Viktorovna - Doctor of Philosophic Sciences, Prof., N. F. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia. E-mail: alv_9@mail.ru

ТЮЛЬБЕРОВА Антонида Михайловна - аспирант Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия.

E-mail: antonidatyulberova@mail.ru

TULBEROVA Antonida Mikhailovna - Postgraduate Student, N. F. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia.

E-mail: antonidatyulberova@mail.ru

L. V Anzhiganova, A M. Tyulberova

Epic heritage of Khakas as a resource of ethnic development: problems of revitalization

Abstract. The purpose of this article is to analyze the philosophical and sociological aspects of the process of revitalization of epic culture in its entirety and completeness. The theoretical analysis of epic culture as a system is supplemented by the results of a sociological study of the problems of the most complex and unpredictable process of revitalization of the Khakas epic tradition.

To reveal the topic, the authors used a system-functional method, the essence of which is to consider the epic culture as a system, each component of which has a specific purpose. The work focuses on identifying the functions of the epic in society, which determines the context in which the epic tradition is alive and plays an active role in society. To determine the problems and prospects of the revival of the Khakas epic culture, a semi-formalized survey of experts (performers, writers, musicians, actors, scientists - a total of 21 people) was conducted. The results of the included observation were also presented, especially since one of the authors (A. M. Tyulberova) is a performer of Khakas heroic legends.

In the work, epic culture as a system is represented in the unity of the core (value system), elements (authentic text, narrative gift, "understanding audience"), "protective belt" (traditions and canons of performance, the system of prohibitions, ritual practices that accompany acts of performing stories and etc.). The authors highlighted the main functions of the epic culture: ontological, axiological, aesthetic, sociological, ethical, environmental, reflective, communicative, existential and psychotherapeutic. The epic heritage, functioning in its entirety, contributed to the preservation and development of the ethnos in time and space.

An analysis of expert responses showed that in questions of the revival of epic culture, respondents were divided into two unequal groups. Most believe that the epic heritage should be revived as a sociocultural phenomenon by educational, cultural, media and other institutions. A few supporters of understanding epic culture as sacred activity are convinced that narrator should receive the right to perform epic works only from sacred ancestors, and the action itself always sacred.

Further research requires the definition of actors, mechanisms and means of revitalizing epic culture as a resource for the self-development of an ethnic group.

Keywords: epic culture, functions, structure of epic culture, value system, traditionalism, modernism, neotraditionalism, sacralization, resacralization, Khakas epic heritage, revitalization, problems, contradictions.

Acknowledgments: The study was carried out as part of the RFBR project No. 19-011-00365 "Problems of the effective use of human capital: regional dimension".

Введение

Глобализация подталкивает человечество к осмыслению сложившихся ценностей, формулированию новых этнокультурных парадигм и поиску адекватного понимания места человека в организуемом социальном пространстве. Этот процесс, как это ни парадоксально, способствует росту интереса к собственному культурному, в т. ч. эпическому наследию.

Традиционно эпическое наследие народов исследуется, в первую очередь, как собственно текст - филологами, фольклористами. Вместе с тем, как отмечает Е. Н. Кузьмина, «...современное эпосоведение поставило прежде всего перед исследователями и издателями задачи аутентичной демонстрации эпических образцов и их глубокой текстологической проработки. В случае сохранившегося и бытующего эпоса, как у якутов и киргизов, необходимо исследование с позиций междисциплинарного изучения с применением методик таких наук, как: психология, физиология, лингвокультурология - для проникновения в творческую "лабораторию" сказителя и внутреннюю структуру сказаний» [1, с. 526].

С другой стороны, эпос, как известно, это фундаментальный жанр духовной культуры народа. Выполняемые им функции, роль в формировании, развитии и сохранении культуры народа настолько велика, что мы, по-видимому, можем говорить об эпической культуре как системной целостности. Она, на наш взгляд, включает в себя ядро (представленную в тексте систему ценностей), элементы (текст, исполнитель, аудитория, этнокультурный контекст и пр.), «защитный пояс» (традиции, каноны исполнения, обязательные сопровождающие ритуалы, запреты и пр.).

Все больше появляется работ, анализирующих особенности функционирования эпической культуры различных народов, при этом, как правило, выделяется воспитательная функция:

нартского эпоса народов Северного Кавказа [2], эпоса ингушского [3] и башкирского народов [4] и др., в более широком, социальном, контексте, роль алтайского эпоса в сохранении и развитии этноса [5]. Так, например, в статье Б. Ж. Абдубалиевой «Великий эпос "Манас" - гордость нации» определяются «роль и значение кыргызского эпоса "Манас" в духовной культуре народа, его познавательная, эстетическая и воспитательная функции, долженствующие стать основой самостоятельной науки "Манасоведение"» [6, с. 81].

Базовой характеристикой эпоса является его сакральный статус. Эпос ставит вопросы бытия как священного акта творения мира, все описываемые в нем события (битвы героев) также являются сакральными прецедентами, сами герои остаются в качестве священных предков. Эпос исследуется с религиоведческих позиций, центральной фигурой здесь является сказитель - «посол духовности», его дар и влияние на аудиторию, общество в целом [7, с. 39], а также рассматриваются функции сказителей «как носителей устного народного творчества» [8]. Здесь следует выделить фундаментальные работы ученого и манасчи Т. А. Бакчиева, позволяющие узнать особенности сакрального дара кыргызских сказителей непосредственно от их носителей и описать их в научной парадигме [9, 10].

Народ, утративший эпическую традицию, лишается связи со своим прошлым, а его будущее остается неясным. В ХХ в. многие этносы бывшего СССР оказались наедине со своими проблемами, без устойчивого и предсказуемого будущего. К ним можно отнести и хакасов, тюрко-язычный народ Южной Сибири, обладающий богатейшей эпической традицией. Исследование хакасских героических сказаний в ХХ в. осуществлялось М. А. Унгвицкой, В. Е. Майногашевой [11], П. А. Трояковым [12], О. В. Субраковой [13], Н. С. Чистобаевой [14] и др.

Подлинные хакасские исполнители - хайджи ушли из жизни в 1960-1970-е гг. Вместе с тем, в последние годы проявилась потребность ревитализировать этот мощнейший ресурс этнического развития в его мировоззренческой и социокультурной целостности. Целью данного исследования стал анализ философско-социологических аспектов этой проблемы.

Эпическая традиция хакасов: функции и роль в развитии этноса

Без сомнения, понять роль эпического наследия народа в прошлом невозможно без определения основных функций, которые оно выполняло в обществе. Их философский анализ можно считать оправданным, поскольку в традиционном обществе этническое мировоззрение в наиболее полном виде было представлено именно в эпических текстах.

В них мы можем выделить определенную картину мира, в которой, так или иначе, решается вопрос о его первоначалах, множественности или одномерности пространства, вечности или конечности времени, его обратимости и т. п., т. е. выполняется онтологическая функция. Хакасы представляли этот мир лучшим из миров. Так, например, в начале хакасского героического эпоса «Алтын-Арыг» дева Пичен-Арыг едет по своей земле, «Благословляя и восхваляя отцовское владение... материнское владение восхваляя...» [15, с. 9, 251]. Этот мир защищают Хан-Тигир (Небо), От ине (Богиня Огня), родовые предки.

Эпическое наследие интуитивно иерархизирует законы возникновения, развития и функционирования мира и отдельных его элементов. Доминирует закон всеобщей компенсации, согласно которому любая мысль, чувство и поступок человека, группы людей и народа в целом получают неизбежное поощрение или наказание. Базовой характеристикой мироздания является онтологизация этики, т. е. распространение законов нравственности на мир в целом, а не только на человечество.

Одной из важнейших функций, выполняемых эпическим наследием, является аксиологическая функция. Жестко иерархизированная система ценностей, с одной стороны, стабильна во времени, что позволяет этносу оставаться целостной системой, с дугой стороны, может меняться в соответствии с историческими трансформациями. Так, на стадии этнического подъёма ценности развития доминируют, в условиях кризиса на первое место выходят ценности выживания. Анализ этнического мировоззрения хакасов, осуществленный в первую очередь на материале богатейшего эпического наследия, позволил выделить устойчивую систему ценностей народа: «родная земля», «прекрасноглазый народ» (харагы стг чон) [15, с. 49, 291], род, семья.

Эстетическая функция определяется тем, что в эпическом наследии народа формулируются этнические представления о прекрасном-безобразном, гармонии-хаосе, комичном-трагичном

этого мира, которые должны отвечать определенным требованиям, заложенным в самой картине мира этноса. Так, обязательно подчёркивается внешняя красота положительных героев: «Красивый человек, говорят, бывает и мудрым» [15, с. 285].

Героический эпос вырабатывает различные стратегии функционирования народа в той или иной конкретной ситуации (выживания или развития), критерии соответствия возрастных, половых характеристик и социального статуса, формулируются цели и смысл социального действия, средства его достижения. В героическом эпосе хакасов определяется также наиболее эффективный в данных условиях тип властных отношений и модель социальной мобильности. Как правило, справедливое получение власти определяется высокими моральными качествами героя.

В эпическом наследии постулируется идеальная модель социума, в которой, могут быть представлены следующие моменты:

- сопряженность общества с природно-космическими процессами, действием сакральных сил и эпических героев;

- место закона, права и традиций в механизмах стабилизации и развития общества;

- соответствие ценностей этнической и социальной солидарности;

- представление о перспективах и стратегических целях развития общества;

- понимание места и роли социального кризиса в развитии социума; практически всегда центральным событием эпического произведения является некая кризисная ситуация, в которой герой должен делать моральный выбор, от которого зависит судьба народа. Сказание всегда демонстрирует урок правильного решения кризисных ситуаций. Все эти представления позволяют сделать вывод, что выполнялась социологическая функция эпоса.

Рефлексивная функция выражена в том, что в эпосе осуществляются операции этноиденти-фикации и этнодифференциации (Кто мы? Кто они? Чем мы отличаемся от других? и пр.) на уровнях этноса и личности, когда этническое мировоззрение задает для этого определенные «модели».

Известно, что в эпосе, как уже неоднократно говорилось выше, в эмоционально-образной форме воспроизводится этнический «моральный кодекс», включающий и общечеловеческие нормы нравственности, таким образом выполнялась этическая функция.

Коммуникативная функция носит ярко выраженный характер, поскольку здесь регламентируется и освящается сакральными традициями общение этноса на всех уровнях, в т. ч. во всех трех мирах (Верхнем, Среднем, Нижнем), и межличностном.

Естественно, что экологическая функция в эпосе наиболее выражена, т. к. все традиционное мировоззрение пронизано идеей личной ответственности каждого человека за живой мир.

Человек через исполнение и прослушивание эпического произведения соизмеряет свое существование с миром в целом, находя в нем силу, полноту и смысл бытия, поэтому можно говорить о выполняемой экзистенциальной функции.

Не вызывает сомнения, что эпос выполняет психотерапевтическую функцию: особенность исполнения хакасских героических сказаний позволяет утверждать, что их музыкальное сопровождение (в первую очередь, чатхана) и горловое пение вводили человека в измененное состояние сознания. Поэтому осуществляется как бы «участие» сказителя и аудитории в героических процессах эпического произведения, что позволяло им поднять в себе их лучшие качества, оказывало на них вдохновляющее, а значит, и оздоравливающее действие.

Таким образом, эпическое наследие, сформировавшееся на стадии традиционного развития общества, выполняло существенные функции в сохранении и развитии этноса. В последние годы, в немалой степени из-за агрессивной глобализации и жестких социальных трансформаций, этносы восстанавливают, по сути, ревитализируют, многие аспекты традиционной культуры. К ним можно отнести и эпическое наследие. Однако акторы сталкиваются с рядом серьезных проблем и противоречий.

Проблемы ревитализации хакасского эпического наследия

Чем острее и глубже социальные трансформации, тем более актуальной становится задача восстановления этнического целого. Народ лишь тогда достоин высокой исторической судьбы, когда он знает свои корни, руководствуется в своей жизни и деятельности значимой для него системой ценностей и традиций.

По мнению немецкого ученого Я. Ассмана: «Мертвые и память о них не передаются "традицией". То, что о них помнят, есть дело эмоциональной привязанности, культурной работы и сознательного, преодолевающего разрыв, обращения к прошлому. Эти же элементы образуют то, что мы называем помнящей культурой, и выделяют ее из потока традиции» [16, с. 35]. Более того, культурная память осуществляет отбор и сохранение только тех знаний, которые наиболее значимы для этноса на данном этапе. Ученый видит эту проблему в трех аспектах: обращение к прошлому как воспоминание, основа идентичности и восстановление традиции как культурной преемственности. Иначе говоря, традиция важна, скорее, не как фактическая данность, а воссозданная в современных условиях. В условиях социальных кризисов обращение к прошлому становится неизбежным, т. к. оно, уже состоявшееся, в сознании населения идеализируется и представляется единственно верным опытом решения социальных проблем.

Эпическое наследие хакасского народа в течение последних двадцати лет вновь входит в жизнь этноса в различных проявлениях:

- стали издаваться, переиздаваться произведения героического эпоса, в т. ч. переводиться на другие языки;

- активизировались научные исследования великого наследия хакасского народа в различных аспектах [17];

- в Хакасском национальном драматическом театре им. А. М. Топанова, Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читиген» («Чипген») ставились спектакли по мотивам хакасских сказаний и легенд; в 2014 г. силами исполнителей Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова состоялась премьера хай-балета «Алтын кек» («Золотая кукушка»);

- персонажи хакасского героического эпоса представлены в хакасской живописи (В. Тоды-ков, Р. И. Субраков, А. Топоев и др.);

- дизайнерское искусство активно использует образы хакасского героического эпоса в оформлении ресторанов, кафе.

Все вышеперечисленное «эксплуатирует» хакасский героический эпос, скорее, с внешней, формальной стороны. Между тем, глубинная сущность эпического наследия - в его сакральном значении.

Таким образом, возвращение эпической традиции и ее адаптация к новой социальной реальности - реальный феномен социальной жизни хакасского народа и социокультурного пространства республики.

В последние полвека исполнение героического эпоса (алыптых-нымахов) осуществлялось, как правило, профессиональными или самодеятельными артистами, не имевшими сакральной связи с миром эпического. Однако некоторый оптимизм внушает деятельность Кучен Ай Чарых Сайын (В. Кученова), который в течение последних нескольких лет исполняет эпические произведения как признанный народом хайджи.

В целом, возрождение эпического наследия хакасского народа проявляется в трех формах:

- этнический традиционализм - это ориентация общественного сознания на традиционные, т. е. устойчивые, исторически апробированные формы бытования эпического наследия в его сакральной полноте: получение сакрального дара хайджи, жёсткие запреты при исполнении сказания;

- этнический модернизм - ориентация общественного сознания этноса на отказ от сакрального характера эпического наследия; обесценивание образов героев и описываемых событий; в этом смысле показательным антипримером можно считать постановку Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» «"Алтын Арыг" - рестлер», в которой дева-богатырка представлена в образе кассира супермаркета;

- этнический неотрадиционализм - это ориентация общественного сознания на ревитализа-цию традиционных форм бытования эпического наследия как ресурса адаптации к модерниза-ционным процессам для обретения этносом целостности во времени и в пространстве.

В мае 2019 г. нами был осуществлен экспертный опрос деятелей культуры, науки Республики Хакасия по вопросу о роли и судьбе эпического наследия хакасов. На вопросы полуформализованного интервью ответили 21 человек, из них 5 исполнителей героического эпоса,

10 - деятелей культуры (музыканты, писатели, актеры), 6 - исследователи хакасского героического эпоса. В целом, эксперты показали:

- знание основных эпических произведений (названо от 2 до 12 героических сказаний, среди которых наиболее значимым назвали «Алтын-Арыг»);

- личное знакомство с творчеством хайджи (от 1 до 7 ответов, в т. ч. названы исполнители легенды - С. Кадышев, П. Аргудаев, П. Курбижеков и др.), почти все назвали и современного исполнителя хакасского героического эпоса Кучена Ай Чарыха Сайына (Вячеслава Кученова);

- определение основных идей героических сказаний, заложенных в них ценностей: «защита своего отечества», «любить Родину», «сплочение», «сила духа», «способность возвращаться к ясному уму», «почитание старших», «помощь слабым», «героизм», «великой истории хакасского народа», «стремление к справедливой спокойной жизни» и пр.

- знание основных проблем (утрата слушателями древнего богатейшего языка эпических произведений; отсутствие достаточного количества записей и исполнителей; утрата традиции обучения сказительству и пр.).

Вместе с тем, необходимо отметить, что практически все эксперты в своих ответах в неявной форме демонстрируют, скажем, «светскую», модернистскую позицию. Они считают, что сказительству можно научить в музыкальной школе; если интерес к эпическому наследию пропагандировать в средствах массовой информации, то могут появиться желающие его исполнять; при этом аудитория должна быть подготовлена, в т. ч. знанием эпических произведений, героев, фабул.

Заключение

Таким образом, анализ эпической культуры хакасов как системы позволяет выделить в ней иерархию ценностей: родина-народ-род-семья. Элементами эпической культуры можно считать аутентичный текст, сказительский дар, «понимающую аудиторию». Наконец, традиции и каноны исполнительства, система запретов, ритуальных практик, сопровождающих акты исполнения сказаний и пр., составляют «защитный пояс» эпической культуры.

Авторами выделены основные функции эпической культуры хакасского народа: онтологическая, аксиологическая, эстетическая, социологическая, этическая, экологическая, рефлексивная, коммуникативная, экзистенциальная, психотерапевтическая. Эпическое наследие, функционирующее во всей своей полноте, способствует сохранению и развитию этноса во времени и пространстве.

Анализ ответов экспертов показал, что в вопросах возрождения эпической культуры респонденты разделились на две неравные группы. Большинство (так называемые «модернисты») считают, что эпическое наследие должно возрождаться как социокультурное явление учреждениями образования, культуры, средствами массовой информации и пр. Немногочисленные сторонники понимания эпической культуры как сакральной деятельности («традиционалисты») уверены в том, что сказитель должен получить право исполнения эпических произведений только от сакральных предков, а само действие всегда носит священный характер. «Неотрадиционалисты» как акторы, предлагающие использовать эпическую культуру, не выделены.

Между тем, самое ценное, что может дать присутствие эпической традиции в этнической жизни народа, это ревитализация традиционных ценностей. В хакасском героическом сказании «Албынжи» дается наказ герою:

Сила тебе для народа дана, Пусть не уйдет бесполезно она! ... За свободу народа грудью вставай, Радость людскую не нарушай, Счастье народа оберегай!... [18, с. 8].

Литература

1. Кузьмина Е. Н. Героический эпос - поэтический феномен народа // Всемирный фестиваль эпосов народов мира: сборник материалов Международных научно-практических симпозиумов (г. Бишкек, 7-8

сентября 2011 г., 4-5 сентября 2015 г., 4-6 сентября 2017 г. 26-30 июня 2019 г.). - Бишкек: Улуу Тоолор, 2019. - С. 516-528.

2. Гутнов Ф. Х. Морально-этическая функция нартовского эпоса // Всероссийские Миллеровские чтения. - 2008, № 1. - С. 148-150.

3. Матиев С. А. О воспитательной функции ингушского героического эпоса и проблеме его изучения в школе // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. II Международной конференции (Назрань, 20-22 сентября 2012 г.) / Отв. ред. И. М. Сампиев. - Назрань: ООО «Кеп», 2012. - С. 348-358.

4. Садыкова З. Р., Камалиева И. Р. Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр» // В мире научных открытий. - 2011, № 4 (16). - С. 220-223.

5. Суразаков А. С. Социальная функция эпоса // Алтай-Россия: через века в будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, 9-12 июня 2016 г): в 2 т. Т. 1. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2016. - С. 29-30.

6. Абдубалиева Б. Ж. Великий эпос «Манас» - гордость нации // Инновации в науке. - 2017, № 6 (67). - С. 81-85.

7. Абдрасулов С. М. «Последний сказитель» или о сакральном феномене манасчи // Всемирный фестиваль эпосов народов мира: сборник материалов Международных научно-практических симпозиумов (г. Бишкек, 7-8 сентября 2011 г., 4-5 сентября 2015 г, 4-6 сентября 2017 г. 26-30 июня 2019 г.). - Бишкек: Улуу Тоолор, 2019. - С. 34-41.

8. Басангова Т. Г. О феномене сказительства в фольклоре калмыков // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева. - 2018, № 14 (38). - С. 46-49.

9. Бакчиев Т. А. Мировоззрение кыргызов и сказительское искусство манасчы // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2013, № 2 (6). - С. 63-67.

10. Бакчиев Т. А. Кыргызские эпические сказители. - Бишкек: Принт-Экспресс, 2015. - 256 с.

11. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. - Абакан: Хакасское отд. Красноярского кн. изд-ва, 1972. - 311 с.

12. Трояков П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. - Абакан: [б. и.], 1991. - 325 с.

13. Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. - 182 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика: автореф. дисс. ... к. филол. н. -Улан-Удэ, 2007. - 18 с.

15. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1988. - 592 с. (на хакасском и русс. яз.)

16. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

17. Хакасский героический эпос: история и современность: материалы Республиканского научно-практического семинара, посвященного 75-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - Абакан: ХакНИИЯЛИ, 2019. - 128 с.

18. Албынжи. Хакасское героическое сказание. - Красноярск: Кн. изд-во, 1984. - 112 с.

References

1. Kuz'mina E. N. Geroicheskii epos - poeticheskii fenomen naroda [Heroic epic is the poetic phenomena of the people]. In: Vsemirnyi festival' eposov narodov mira: sbornik materialov Mezhdunarodnykh nauchno-prakticheskikh simpoziumov (g. Bishkek, 7-8 sentyabrya 2011 g., 4-5 sentyabrya 2015 g., 4-6 sentyabrya 2017 g. 26-30 iyunya 2019 g.) [The world epics festival: materials of the International scientific and practical symposium (Bishkek, September 7-8, 2011, September 4-5, 2015, September 4-6, 2017, June 26-30, 2019)]. Bishkek, Uluu Toolor, 2019, pp. 516-528.

2. Gutnov F. Kh. Moral'no-eticheskaya funktsiya nartovskogo eposa [Moral and ethical function of the Nart epic]. In: VserossiiskieMillerovskie chteniya [All-Russian Miller readings]. 2008, No. 1, pp. 148-150.

3. Matiev S. A. O vospitatel'noi funktsii ingushskogo geroicheskogo eposa iprobleme ego izucheniya v shkole [On the educational function of the Ingush heroic epic and the problem of its study in school]. In: Gumanitarnye i

sotsial'no-politicheskie problemy modernizatsii Kavkaza: sb. nauch. st. II Mezhdunarodnoi konferentsii (Nazran', 20-22 sentyabrya 2012 g.) [Humanitarian and socio-political problems of the modernization of the Caucasus: collection of scientific articles of the II International conference (Nazran, September 20-22, 2012)]. Otv. red. I. M. Sampiev. Nazran, OOO "Kep", 2012, pp. 348-358.

4. Sadykova Z. R., Kamalieva I. R. Vospitatel'nayafunktsiya v epose "UralBatyr" [Educational function in the epic "Ural Batyr"]. In: Vmire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discoveries]. 2011, No. 4 (16), pp. 220-223.

5. Surazakov A. S. Sotsial'nayafunktsiya eposa [The social function of the epic]. In: Altai-Rossiya: cherez veka v budushchee: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 260-letiyu dobrovol'nogo vkhozhdeniya altaiskogo naroda v sostav Rossiiskogo gosudarstva i 25-letiyu obrazovaniyaRespublikiAltai (g. Gorno-Altaisk, 9-12 iyunya 2016g.): v 21. T. 1 [Altai-Russia: through the centuries into the future: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 260th anniversary of the voluntary entry of the Altai people into the Russian state and the 25th anniversary of the Republic of Altai (Gorno-Altaysk, June 9-12, 2016): in 2 vol. Vol. 1]. Gorno-Altaisk, Gorno-Altaiskii gosudarstvennyi universitet, 2016, pp. 29-30.

6. Abdubalieva B. Zh. Velikii epos "Manas" - gordost'natsii [The great epic "Manas" - the pride of the nation]. In: Innovatsii v nauke [Innovation in science]. 2017, No. 6 (67), pp. 81-85.

7. Abdrasulov S. M. "Poslednii skazitel'" ili o sakral'nom fenomene manaschi ["The Last Narrator" or the sacred phenomenon of manaschi]. In: Vsemirnyi festival' eposov narodov mira: sbornik materialov Mezhdunarodnykh nauchno-prakticheskikh simpoziumov (g. Bishkek, 7-8 sentyabrya 2011 g., 4-5 sentyabrya 2015 g., 4-6 sentyabrya 2017 g. 26-30 iyunya 2019 g.) [The world epics festival: materials of the International scientific and practical symposium (Bishkek, September 7-8, 2011, September 4-5, 2015, September 4-6, 2017, June 26-30, 2019)]. Bishkek, Uluu Toolor, 2019, pp. 34-41.

8. Basangova T. G. O fenomene skazitel'stva v fol'klore kalmykov [On the phenomenon of narration in the folklore of Kalmyks]. In: Vestnik nauki Adygeiskogo respublikanskogo instituta gumanitarnykh issledovanii im. T. M. Kerasheva [Bulletin of Science of the Adygea Republican Institute of Humanitarian Studies named after T. M. Kerashev]. 2018, No. 14 (38), pp. 46-49.

9. Bakchiev T. A. Mirovozzrenie kyrgyzov i skazitel'skoe iskusstvo manaschy [Kyrgyz outlook and narrative art of the manashi]. In: Nauchnoe obozrenie Sayano-Altaya [Scientific Review of Sayan-Altai]. 2013, No. 2 (6), pp. 63-67.

10. Bakchiev T. A. Kyrgyzskie epicheskie skaziteli [Kyrgyz epic narrators]. Bishkek, Print-Ekspress, 2015, 256 p.

11. Ungvitskaya M. A., Mainogasheva V. E. Khakasskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo [Khakas folk poetry]. Abakan, Khakasskoe otd. Krasnoyarskogo kn. izd-va, 1972, 311 p.

12. Troyakov P. A. Geroicheskii epos khakasov i problemy izucheniya [The heroic epic of Khakas and problems of study]. Abakan, 1991, 325 p.

13. Subrakova O. V. Yazyk khakasskogo geroicheskogo eposa [The language of the Khakas heroic epic]. Abakan, Khakasskoe kn. izd-vo, 2007, 182 p.

14. Chistobaeva N. S. Geroicheskii epos khakasov: tematika i poetika [The heroic epic of the Khakases: themes and poetics]. Avtoref. diss. ... k. filol. n. Ulan-Ude, 2007, 18 p.

15. Altyn-Aryg. Khakasskii geroicheskii epos [Altyn-Aryg. Khakas heroic epic]. Moscow, Nauka. Gl. red. vost. lit-ry, 1988, 592 p. (In Khakas and Russ. lang.)

16. Assman Ya. Kul'turnayapamyat': Pis'mo, pamyat'oproshlom ipoliticheskaya identichnost'v vysokikh kul 'turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004, 368 p.

17. Khakasskii geroicheskii epos: istoriya i sovremennost': materialy Respublikanskogo nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo 75-letiyu Khakasskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury i istorii (Elektronnoe nauchnoe izdanie) [Khakas heroic epic: history and modernity: materials of the Republican scientific and practical seminar dedicated to the 75th anniversary of the Khakas Research Institute of Language, Literature and History]. Abakan, KhakNIIYaLI, 2019, 128 p.

18. Albynzhi. Khakasskoe geroicheskoe skazanie [Albynji. Khakas heroic legend]. Krasnoyarsk, Kn. izd-vo, 1984, 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.