Научная статья на тему 'ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «АЛПАМЫС» И «БЕОВУЛЬФ» КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА КАРАКАЛПАКОВ И АНГЛИЧАН'

ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «АЛПАМЫС» И «БЕОВУЛЬФ» КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА КАРАКАЛПАКОВ И АНГЛИЧАН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
память / поступок / поведение / аналогия / аллитерация / различие / главный герой / антагонист.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атабаева Хурлиман

это исследование было проведено с целью выяснить, существуют ли существенные сходства и различия между эпическими поэмами «Беовульф» и «Алпамыс». Оно представляет собой относительно новую область, возникшую в результате первоначальной аналогии литературы и культуры англосаксонских и тюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «АЛПАМЫС» И «БЕОВУЛЬФ» КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА КАРАКАЛПАКОВ И АНГЛИЧАН»

ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «АЛПАМЫС» И «БЕОВУЛЬФ» КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА КАРАКАЛПАКОВ И АНГЛИЧАН Атабаева Х.

Атабаева Хурлиман - студент, кафедра английского языка и литературы, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: это исследование было проведено с целью выяснить, существуют ли существенные сходства и различия между эпическими поэмами «Беовульф» и «Алпамыс». Оно представляет собой относительно новую область, возникшую в результате первоначальной аналогии литературы и культуры англосаксонских и тюркских народов.

Ключевые слова: память, поступок, поведение, аналогия, аллитерация, различие, главный герой, антагонист.

В последние несколько десятилетий наблюдается растущий интерес к изучению анализа эпической поэзии. Например, «Исследование сравнения и противопоставления Илиады и Рамаяны» доктора Хармика Вайшнава (2019)«Индукции к Одиссее и Энеиде» (1934), опубликованные издательством Johns Hopkins University Press. «Сравнительное исследование эпоса о Гильгамеше и книги Бытия» (2006) Нодзоми Осанаи. Исследования происхождения и особенностей поэзии имеют давнюю традицию. Цитата британского поэта Ласселла Аберкромби (1881-1938) подтверждает это: «Эпическая поэзия представляет жизнь в каком-то великом символическом отношении. Нельзя строго сказать, что он символизирует саму жизнь, но всегда какой-то образ жизни». Хотя в эпосах есть множество общих аспектов, в стихах показаны заметные противоречивые представления о культурах, которые вызывают вопросы у рационального разума.

«Алпамыс» был напечатан не менее 55 раз в период с 1899 по 1984 год, а статья в Большой советской энциклопедии восхваляет эпос как «национальную сагу о доблести, отваге и отвращении к врагам». Что касается сюжетов эпоса, то в «Беовульфе» главный герой Беовульф помогает датскому королю Хротгару, чье королевство терроризирует чудовище по имени Грендель, и использует свою эпическую силу, чтобы убить его. После этой победы Беовульф сталкивается с несколькими битвами против матери Гренделя, нападающей на датчан в отместку, затем, став королем Геатов, он вынужден сражаться с огненным драконом, который досаждает его людям из-за украденных сокровищ. Беовульфу удается победить дракона с помощью верного воина Виглафа. Тем не менее он получает смертельное ранение и умирает.

Эпическая поэма «Алпамыс» начинается со ссоры друзей Байбури и Байсари, обручивших своих детей. Байсари вместе с семьей переезжает в Калмыцкую страну. Через семь лет, в возрасте четырнадцати лет, Алпамыс начинает добиваться своих целей, таких как примирение отца и Байсари и спасение Баршына от врагов. Она привлекает внимание злобного калмыцкого шаха Тайчакхана и калмыцкого пахлавана Караджана. Алпамыс побеждает соперников с Караджаном в четырех состязаниях, которые объявляет Барчын, и вместе со своим Алпамыс возвращается в Конгират

Сравнение: Две эпические поэмы «Алпамыш» и «Беовульф» имеют некоторые общие черты, такие как драконы, чудовища, волшебный конь и маги. Например, Алпамыс — древнейший из героических эпосов, в котором преобладает мифологический и архаический мотив. Одним из главных мотивов этого является загадочная история рождения Алпамыс батыра. Его родители Байбори и Аналык, долгое время остающиеся бездетными, по предсказанию провидца Бабы Шашты Тукты Азиза во сне становятся родителями мальчика и дают ему имя Алпамыс. Супруги посещают все святые места и кладбища святых мужей аулие, надеясь завести ребенка. Как только они видят могилу, рядом с которой растет дерево и течет ручей, они решают переночевать в этом месте. Мы можем наблюдать, что общение во сне живых и мертвых является точкой соприкосновения эпического и мифического пространств. Представитель мира архетипов, мира мертвых, Баба Шашты Тукты Азиз, является мифологизированной личностью. Вечность души человека в мифологическом сознании проявляется в том, что душа святого слышит молитву живых, сопереживает и помогает им: «Единственный творец, Он любил своего просителя Как щедро одарив, Вдобавок подарила ему дочь

[«Алпамыш» версия Огыз жырау, написанная Калли Айимбетовым: 1-часть] Так описывается в эпосе таинство рождения детей. В то же время Беовульф рожден быть неординарным. Его ранние героические подвиги заключались в том, что он отправился в море с другом и остался единственным, кто вернулся

живым. Он проявляет большую силу в море, чем любой другой человек, и большую выносливость в океане [глава 4, страницы 14-15].

Кроме того, происходит фантастическое действие, когда Беовульф сражается с Гренделем. Он убивает чудовище голыми руками и грубой силой, и эти подвиги воспеваются во всех королевствах. «Его сухожилия разорвались, а костяк сломался, теперь победа досталась Беовульфу, и Грендель, умирая от болезни, ушел отсюда и искал свое логово в темных болотах, в этом гнусном жилище; он прекрасно знал, что жизнь его подошла к концу, что наступили последние дни его на земле» [Лесси. Зал: глава 13: стр. 53-54]

Сравнивая с Беовульфом, в «Алпамысе» мы видим национальные обычаи и традиции народов Средней Азии, например, свадебные обряды, сборы сношений перед свадьбой, выпечку хлеба, запретные слова, которые соблюдаются до сих пор. Во второй части Алпамыс просит хлеба у женщин, пекущих хлеб на «тандыре» [Огиз Жирав: 1934: 123-125].

Контраст: Одно из отличий эпических поэм в том, что «Алпамыс» написан силлабическим стихом, традиционным для тюркоязычного народного творчества, с вкраплениями рифмованного прозаического саджа, состоящего из 17000 строк, лирических песен, монологов, юмористических рассказов.Напротив, «Беовульф» составлен на древнеанглийском языке, состоящем из 3.182 строк, написанных аллитерационным стилем стиха и на древневерхненемецком и древнесаксонском языках: стены».

Большая часть героических поступков Алпамыса посвящена жене и матери его сына Ядгара, и он стремится защитить ее и жениться на ней, тогда как Беовульф не имеет жены, детей и уходит из жизни один.

В процессе анализа аналогии поэм рассмотрение талисманов героев было выгодным приемом в связи с тем, что талисман составляет значительную часть героических рассказов.Талисман Алпамыса — его конь Байшубар, а Беовульф — его меч. Смелые мужчины приписывают им религиозные или магические силы, предназначенные для защиты и вдохновения.

В результате анализа -это окончательное несходство, так как эпос «Алпамыс» имеет оптимистичный финал, Алпамыс проживает с семьей долгую и счастливую жизнь, а «Беовульф» — это трагедия, мирно правившая своим королевством 50 лет, главный герой погибает во время битвы с драконом.

Подводя итог этому анализу, можно сказать, что две выдающиеся эпические поэмы «Алпамыс» и «Беовульф» были прочитаны и проанализированы многими поколениями. Это показывает литературное величие, сопровождаемое литературными элементами, мастерством, проповедью, бессмертными персонажами. Это исследование проводилось с помощью эффективных методов, таких как архивный метод, литературоведческая методика, анкетирование, включающее чтение обоих былин, сопоставление деталей, исследований и мнений писателей.

Существует широкая тенденция сравнивать литературное влияние, культурные точки зрения, основные темы стихов, что вдохновляет читателей изучать и в достаточной мере осваивать различные аспекты эпоса.

Список литературы

1. Лессли Холл. Беовульф. Названия третьих лиц Bod, 2005.

2. Бахадирова Саригуль. Версии каракалпакского национального эпоса "Алпамыш", 1985.

3. Версия Огиза Джирава, написанная Калли Айимбетовым. "Алпамыш", 1934. Сырдарья. Стр. 46-51, 68-87, 123-125.

4. ШеймусХини. "Беовульф". В новом переводе. Нью-Йорк. W. Norton & Company, 1975. Стр. 118-119.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ancient-literature.com/other_beowulf.html/ (дата обращения: 03.06.2022).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bl.uk/collection-items/beowulf/ (дата обращения: 03.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.