УДК (75.052)
Архимандрит Александр (А. Н. Фёдоров)
Епархиальная комиссия как куратор творческих работ
Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам в Санкт-Петербурге, о которой говорится в статье, аккумулировала уникальный опыт работы с архитекторами и художниками. Ее основными задачами являются консультации исполнителей работ по храмам (новым и реставрируемым) и их художественному убранству, согласование проектов, инспектирование работ и сбор информации, помощь заказчикам и исполнителям в установлении связи друг с другом, а также помощь учебным заведениям и их подразделениям, в которых проходят подготовку будущие мастера церковного искусства. Подробнее рассказано о ярком примере результативной работы - о воссоздании убранства Кронштадтского Морского собора.
Ключевые слова: архитектурно-художественные вопросы; декоративное убранство; епархиальный архитектор; Епархиальная комиссия; консультации исполнителей работ; кураторство; согласования проектов; церковное искусство; экспертный совет; Морской собор в Кронштадте.
Archimandrite Alexander (А. Fedorov)
The Diocesan Commission as a Curator of Creative Works
The Diocesan Commission for Architecture and Art in St Petersburg, described in the article, has accumulated a unique experience of working with architects and artists. Its main tasks are consulting of executors of works on
115
church-buildings (new and restored) and their art decoration, approval of projects, inspection of works and information gathering, assistance to customers and executors to find each other, as well as assistance to educational institutions and their units in which future masters of church art are trained. More details are given about a remarkable example of effective work - about recreating of the decoration of the Kronstadt Naval Cathedral. Keywords: architectural and artistic issues; art decoration; diocesan architect; Diocesan commission; consultations of executors of works; supervision; approvals of projects, church art; expert counsel; Kronstadt Naval Cathedral.
Завершается третье десятилетие церковного возрождения. Важным, конечно, видится в этом процессе формирование правильных направлений и акцентов в сфере церковных искусств. А это означает, прежде всего, становление самих мастеров всех специальностей, укрепление их опыта, в котором профессионализм обязательно должен сочетаться с практическим освоением основ духовной жизни. Необходимо, чтобы их деятельность - и молодых, и уже опытных архитекторов и художников - имела поддержку и помощь.
В апреле 2016 г. решением Священного Синода Московского Патриархата был организован Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (руководителем назначен протоиерей Леонид Калинин, в прошлом выпускник Московского художественного института имени В. И. Сурикова). При этом рекомендовалось аналогичные структуры создавать при митрополиях. В С.-Петербургской митрополии опыт подобной работы уже накоплен, так как с 2000 г. здесь работает церковно-общественный орган - Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам [5], возглавить которую было благословлено пишущему эти строки. После разделения митрополии появилась необходимость организовывать в областных епархиях свои структуры (архитектурные отделы или комиссии), представители которых вместе с членами городской епархиальной комиссии смогли бы формировать при необходимости состав расширенного экспертного совета митрополии. Это может стать началом сложения общецерковной системы взаимосвязи подразделений, работающих в архитектурно-художественной области.
116
Чем интересен опыт прошедших полутора десятилетий. Комиссия, созданная по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, включила в себя как представителей духовенства, так и светских специалистов для решения ряда архитектурно-художественных задач Церкви. Основными из них стали: консультативная помощь архитекторам и художникам, работавшим с церковными заказами (как над проектами новых храмов и церковных зданий, так и над проектами реставрации или воссоздания церквей и интерьеров храмов); согласование проектов для последующего их утверждения митрополитом и представления в соответствующие светские органы; некоторые надзорные функции (при необходимости): сбор информации о планировавшихся и осуществленных работах. Наряду с этими первичными задачами, комиссия работала над следующими: помощь заказчикам и исполнителям найти друг друга; кураторство архитектурных и художественных мастерских, которые организовывались преимущественно для работ храмовой тематики; взаимодействие с городскими комитетами - Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) (здесь остается еще много вопросов на будущее), а также с общественными организациями - всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (вооПиК) и союзом архитекторов; участие в особых программах по наиболее ответственным памятникам при работе с представителями светских организаций - Комиссии по художественному убранству Кронштадтского Морского собора [2], Консультативного совета по архитектурному облику и реставрации Петропавловского собора; кураторство учебных заведений или их подразделений, которые готовят будущих специалистов в области церковного искусства и архитектуры (в том числе и светских); научно-исследовательская и просветительская деятельность. Для иллюстрации последней надо упомянуть организацию выставок и трех церковно-академических конференций [7; 10; 9], осуществление нескольких ответственных публикаций (наиболее значимые приведены в библиографическом списке) и отдельных изданий
117
совместно с разными издательствами, подготовку и защиту диссертаций на тему церковного зодчества и изобразительного искусства под руководством председателя комиссии (см. приложение I-VII) и профессора Н. С. Кутейниковой (см. приложение УШ-Х1). Последняя из таких диссертаций - труд протоиерея Александра Берташа, заместителя председателя комиссии, являющегося автором многочисленных публикаций по церковной архитектуре. Другой член комиссии, ее ученый секретарь А. Е. Белоножкин защитил диссертацию о творчестве последнего петербургского епархиального архитектора А. П. Аплаксина, по итогам которой при участии комиссии издана монография, также приведенная ниже в библиографическом списке [8]. Руководитель Иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры Д. Г. Ми-роненко - также участник комисси - посвятил свою диссертацию иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского. Существенно, что последние двое диссертантов - выпускники института имени и. Е. репина при российской академии художеств. Немаловажной составляющей работы являются также периодически проводимые архивные изыскания по разным проблемам. Так, трудами ученого секретаря комиссии был собран материал по храму Двенадцати апостолов в старом здании Духовной академии, недавно возвращенном Церкви.
Связь с общественными организациями заметна в нашем участии в работе Общественно-научного экспертного совета при Санкт-Петербургском отделении ВООПиК, а также в совместной деятельности с Советом по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов. Весной нынешнего года в Доме архитектора прошла уже вторая выставка (после выставки 2011 г.) работ петербургских зодчих на тему проектирования и строительства храмов. Данные итоговые экспозиции, как и еще ряд подобных выставок, показывают определенное движение в формировании представлений о современном православном храме. Наиболее кратко это можно сформулировать как понимание необходимости следовать традиции храмового строительства и одновременно учитывать принадлежность его нынешней эпохе. Противопоставление этих
118
тенденций было характерно для более раннего этапа (пока все-таки еще ученического периода) возрождения процесса проектирования и строительства православных храмов. Радует и приобщенность к теме церковной архитектуры некоторых петербургских студентов-архитекторов (следует сказать, что в Московском архитектурном институте только что открылась новая кафедра церковной архитектуры, что для нас тоже может быть некоторым ориентиром). Достижения мастеров изобразительного искусства еще более наглядны. Все это вселяет надежду и на будущие успехи.
Перечисленные выше задачи комиссии показывают главный вектор ее деятельности - кураторство творческих работ церковной направленности. Появление в санкт-Петербургской епархии в октябре 2016 г., наряду с комиссией, возрожденной должности епархиального архитектора как согласующей инстанции (на нее митрополитом Варсонофием назначен Д. А. Борунов) дает новые возможности для высвобождения сил к исполнению членами комиссии - церковно-общественного органа - основного своего служения, то есть помощи мастерам и заказчикам, а также исследовательской и просветительской работе.
* * *
одним из наиболее ярких примеров результативной кураторской работы стало участие членов Епархиальной комиссии в специально созданном временном органе - Комиссии по художественному убранству созданного В. А. Косяковым Кронштадтского Морского собора - замечательного памятника русской архитектуры, прошедшего тяжелые испытания в ХХ столетии.
Переломным стал 2008 год. Было решено создать Общественно-попечительский совет, который должен организовать восстановление храма. Весной 2009 г. он собрался под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троице-сегиевой лавре и начал свою огромную работу. наряду с названным советом был учрежден также Фонд Кронштадтского Морского собора. Руководство этими организациями соответственно взяли на себя такие государственные деятели современной России, как
119
Л. Э. Слуцкий и А. Д. Беглов, а генеральным директором фонда стал А. А. Кононов. При этом надо отметить, что супруга президента, а затем премьер-министра россии Д. А. Медведева Светлана Владимировна, войдя в Общественно-попечительский совет, фактически вдохновила его и направила работу так, что поставленная цель была достигнута в фантастически краткие сроки: в 2013 г. основные труды по собору были завершены. Проектировщиком стал «Моспроект-2» имени М. В. Посохина. Его руководитель -М. М. Посохин, главный архитектор данного проекта - А. Н. Оболенский. С этих имен начинается длинный список представителей многих специальностей, и прежде всего творческих, которые потрудились, восстанавливая собор.
С апреля 2011 г. начала свою деятельность также Комиссия по художественному убранству Кронштадтского Морского собора, созданная по благословению Святейшего Патриарха, который в дальнейшем курировал ее работу. Комиссию возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, собравший воедино и представителей духовенства, и светских профессионалов, таких как академик российской академии художеств профессор Ю. Г. Бобров, член-корреспондент российской академии художеств профессор Н. С. Кутейникова, реставратор-иконописец С. Е. Большакова, руководитель иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Д. Г. Мироненко. Комиссия провела сорок официальных заседаний и постоянно сотрудничала с мастерами-исполнителями работ, оказывая им разнообразную помощь.
Сложность заключалась в том, что для цельного результата необходимо было следить за деятельностью мастеров на нескольких «фронтах» и соотносить их работу между собой для создания единого ансамбля. Перечислим эти направления. Это белый мраморный иконостас и те малые архитектурные формы, полностью утраченные, которые также необходимо было воссоздать по имеющемуся изобразительному материалу. Затем иконы иконостаса, тоже полностью уничтоженные, их надо было писать заново, причем в необычной технике - на медных листах. Рестав-
120
рационные работы, в точном смысле этого слова, проводились по стенописи в алтарной части, а также частично с западной стороны, в том числе и на стенах двухъярусных галерей, окружающих храм. Купол, своды и свободные места на стенах и галереях следовало расписать с нуля, создав новые композиции. именно этот труд взял на себя руководитель московской художественной группы «Вифания» Н. В. Нужный, который со своими помощниками расписал не только большую часть центрального объема собора, но и выполнил росписи в подклете - для крестильного храма и трапезной. Кроме того, в соборе наши петербургские мастера воссоздали витражи, а на фасадах возобновили майоликовые рельефы (это цветная поливная керамика). Воссозданы мозаичные композиции. На входных дверях, а также на светильниках расположились во множестве эмалевые образы. Работы по металлу заслуживают не меньшего внимания. На месте и воссозданные памятные доски, посвященные героям флота.
Особо запоминаются такие яркие произведения, как образ Христа Вседержителя в куполе (автор Н. Нужный), эмалевые двери главного входа с образами свт. Николая и св. праведного иоанна Кронштадтского (автор И. Дьяков), воссозданная живопись алтарной части. и вот все эти многочисленные труды слились в один стройный хор. У специалистов всегда остаются какие-нибудь пожелания, чтобы результат стал еще лучше. Но тут надо признать, и с этим многие, кажется, согласны, что получилось очень цельное архитектурно-художественное произведение. На данный момент, если говорить об интерьере, это самый красивый храм Русской Православной церкви. Мы видим собор, в котором святыня вновь соединена с особой торжественной памятью о славе России и ее флота.
В Пасхальные дни 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение, а 28 мая 2013 г., накануне столетия собора, -полный чин освящения храма, чем завершились труды последних лет и началась новая жизнь Кронштадтского Морского собора. Это и действующий храм, и музей на его хорах, а в целом - место особой молитвенной памяти о моряках-героях. Особая честь для
121
флота иметь такой собор и особая честь для мастеров участвовать в его воссоздании.
Работа в Кронштадте - это и опыт церковно-государствен-ного сотрудничества, и одновременно совершенно особый опыт для мастеров, открывающий возможность углубления ими своих профессиональных навыков, при согласованных, практически соборных действиях, в координации которых немаловажную роль сыграли наши встречи и совместно принятые решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диссертации на темы церковного зодчества и изобразительного искусства, руководимые членами комиссии
I. Семёнова И. С. Монастырские и архиерейские подворья Санкт-Петербурга XVIII - начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Специальность 18.00.01. Защищена в 2000 г.
II. Евтушенко Григорий, священник. Константинопольский собор Святой Софии, Премудрости Божией как средоточие богослужебной и архитектурно-художественной жизни Византии по материалам письменных источников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Защищена в 2006 г.
III. Хребина Т. В. Церковное искусство. Традиции и современность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04. Защищена в 2007 г.
IV Рейпольский Иоанн, священник. Церковная тематика в академической живописи конца XIX - начала XX в. на примере творчества А. Н. Новоскольцева. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Защищена в 2007 г.
V Лайтарь Н. В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04. Защищена в 2010 г.
VI. Лазарева Т. В. Провинциальные иконостасы XVIII-XIX веков на примере храмов Приокского региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04. Защищена в 2013 г.
122
VII. Берташ Александр, протоиерей. Основные тенденции в развитии церковной архитектуры Северо-Запада России 1830-1910-х гг. и их значение для русского храмостроительства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Защищена в 2016 г.
VIII. Большакова С. Е. Иконы и настенные росписи Валаамского монастыря XVIII - начала ХХ вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защищена в 2002 г.
IX. Мухина Н. Н. Религиозная живопись ярославских художников рубежа ХХ-ХХ! веков. (Вопросы формирования региональной школы). Диссертация на соискание ученой степени кандиадата искусствоведения. Специальность 17.00.04. Защищена в 2005 г.
X. Быкова Е. В. Старообрядческая икона ХК-ХХ вв. в Волго-Вятском регионе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защищена в 2006 г.
Х! Мироненко Д. Г. Иконография Святого Александра Невского. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04. Защищена в 2013 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александр (Фёдоров), игум. Воронихин Андрей Никифорович // Тебе в дар богатство любви к Отечеству : Каталог выставки НИМ РАХ, сентябрь-октябрь 2011 г. СПб. : АртДеко, 2011.
2. Александр (Фёдоров), архим. История создания и реставрации Кронштадтского Морского собора // Мат-лы конф., посвящ. Дню военно-морских знаний. СПб. : Б-ка им. Б. Н. Ельцина, 2013.
3. Александр (Фёдоров), архим. К вопросу о границах канона в архитектуре и изобразительном искусстве Церкви // Научные труды. Вып. 32. Проблемы развития отечественного искусства / Институт имени И. Е. Репина. СПб. : Ин-т имени И. Е. Репина, 2015.
4. Александр (Фёдоров), игум. Музей и Церковь на современном этапе. Музей и церковь в контексте сохранения национального наследия. СПб. : Философский факультет СПбГУ, 2011.
5. Александр (Фёдоров), игум. О создании и работе епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам // Приход. 2002. №2 11.
6. Александр (Фёдоров), игум. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс : Уч. пособ. СПб. : Сатисъ, 2007.
7. Андрей Никифорович Воронихин. Мастер, эпоха, творческое наследие : Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию архитектора А. Н. Воронихина. Санкт-Петербург, 28-30.10.2009 / Ин-т
123
имени И. Е. Репина, НИМ РАХ, СПб. Епархия РПЦ. СПб. : Коломенская верста, 2010.
8. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский Епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. СПб. : Лики России, 2013.
9. Венок к надгробию А. Н. Воронихина : Мат-лы Торжественного заседания, посвященного 200-летию со дня кончины А. Н. Воронихина. Воронихинский архив. СПб. : Ин-т имени И. Е. Репина, 2014.
10. Григорий Гагарин. Художник и общественный деятель : Мат-лы науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения вице-президента Императорской академии художеств князя Г. Г. Гагарина. Санкт-Петербург, 18-19.11.2010 / Ин-т имени И. Е. Репина, СПб. Епархия РПЦ. СПб. : Ин-т имени И. Е. Репина, 2011.
11. Домовая церковь Св. Екатерины Академии художеств в Петербурге. 3-е изд. СПб. : Знаки, 2005.
12. Иконописному отделению Санкт-Петербургской Духовной Академии 25 лет. СПб. : Ин-т имени И. Е. Репина, 2013.
13. Иконостас Петропавловского собора / Государственный музей истории С.-Петербурга. СПб., 2003.
14. КутейниковаН. С. В. А. Косяков - выдающийся храмостроитель России рубежа XIX-XX столетий // Морской собор в Кронштадте / Сост. А. П. Шумский. М., 1998.
15. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины ХХ века. 2-е изд., доп. СПб. : Знаки, 2005.
16. КутейниковаН. С. Храм Христа Спасителя. Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма. СПб. : Облик, 2001.
124