Научная статья на тему 'Энвайронментализм как направление культурологии'

Энвайронментализм как направление культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
715
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ / ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ОППОЗИЦИЯ «ПРИРОДА/КУЛЬТУРА» / THE OPPOSITION «NATURE / CULTURE» / PHILOSOPHY OF NATURE / ENVIRONMENTALISM / CULTURAL STUDIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дзех А. В.

Энвайронментализм рассматривается как целостное мировоззрение на основе нового понимания природы, которое задает новые установки мышления, и во многом противостоит предыдущему пониманию взаимодействия человека и окружающей среды. На основе этой концепции происходит становление энвайроментальной парадигмы изучения культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmentalism as the direction of cultural studies

Environmentalism is seen as a holistic worldview based on a new understanding of nature, which sets a new setting of thinking, and largely opposed the previous understanding of the interaction between human and the environment. On the basis of this concept the environmental paradigm of cultural studies is establishing.

Текст научной работы на тему «Энвайронментализм как направление культурологии»

УДК 130.2 ГРНТИ 13.07.21 Код ВАК 24.00.01

А. В. Дзех

Екатеринбург, Россия

ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия природы, энвайронментализм, культурология, оппозиция «природа/культура».

АННОТАЦИЯ: Энвайронментализм рассматривается как целостное мировоззрение на основе нового понимания природы, которое задает новые установки мышления, и во многом противостоит предыдущему пониманию взаимодействия человека и окружающей среды. На основе этой концепции происходит становление энвайроментальной парадигмы изучения культуры.

A. V. Dzekh

Yekaterinburg, Russia

ENVIRONMENTALISM AS THE DIRECTION OF CULTURAL STUDIES

KEY WORDS: philosophy of nature, environmentalism, cultural studies, the opposition «nature / culture».

ABSTRACT: Environmentalism is seen as a holistic worldview based on a new understanding of nature, which sets a new setting of thinking, and largely opposed the previous understanding of the interaction between human and the environment. On the basis of this concept the environmental paradigm of cultural studies is establishing.

Энвайронментализм можно определить как мировоззрение и общетеоретическое направление, внимание которого сосредоточено на проблеме взаимодействия социума с природой, окружающей средой. Отношения человека к природе и понимание сущности этих отношений заметно изменялись, эволюционировали, таким образом, понятие природы в каждый культурноисторический период уточнялось, приобретало новые смысловые оттенки. Эти различия в трактовке термина «природа» обуславливали специфические установки мышления и восприятие человеком окружающей действительности.

В самом широком смысле понятие природы употребляется в значении «Вселенная», «Космос» - весь универсум с его вещественно-энергетическим и информационным потенциалом, включая и человеческое общество. Такое понимание, характерное для древних и примитивных обществ, на Западе утратило актуальность вместе со становлением новоевропейской науки. Правомерным становится определение природы в узком смысле - как естественной среды

обитания человека. Подобная трактовка смещает акцент с общефилософского на конкретно-научный уровень рефлексии и знаменует смену холистического миропонимания на прагматическую, технологическую установку. Отныне природа понимается как объект, доступный рациональному постижению благодаря своей естественной упорядоченности и разумности, одновременно как источник всего необходимого для жизнедеятельности общества, неисчерпаемая кладовая ресурсов. Техногенная цивилизация предполагает сугубо утилитарный, механистический взгляд на природу, который доминирует и по сей день.

Энвайронментализм формируется как оппозиция данной парадигме и отстаивает диалогические, бесконфликтные отношения человека и природы. При этом энвайронментализм во многом опирается на гармонизирующие ориентации, существовавшие в западной романтической традиции, философии русского космизма, культуре Древнего Востока [1. С. 825-826].

Энвайроментализм преодолевает субъект-объектную мировоззренческую

концепцию, что приводит к переосмыслению целого ряда феноменов культурной жизни, черпавших свою силу в субъект-объектной установке. В частности, переосмысляется роль науки, техники, которые сами, как отмечает, М. Хайдеггер являются проявлением данной установки [3]. Переосмысляется роль искусства, которое перестает существовать как репрезентация смысла, заложенного автором. Различные феномены культуры вступают в новые отношения между собой, создавая новую конфигурацию социальности и задавая новый способ отношения к «внешнему» по отношению к культуре - «природному». Новый способ понимания природного, являясь новой формой конструирования природного, возвращается к производству смысла «природного» в максимально широком значении. В результате происходит отказ от естественнонаучного понимания природы, что было характерно для классической формы новоевропейского мышления. Природа начинает определяться как совокупность всего сущего, включая и самого человека. Ядро данной концепции составляет отказ от дифференциации субъекта (человека) от объекта (среды) - через отказ от дуалистического мировосприятия. Это естественным образом приводит не только к формированию новых отношений «Человек - Природа», но и переосмыслению понятий «человек» и «природа», которые в результате наполняются новым смыслом.

В результате можно говорить о том, что энвайронментализм формирует новую онтологию. Осознается аспект, связывающий экологию с формированием нового сознания личности и общества. Это происходит тогда, когда изменяется система культурных ценностей - экологические ценности становятся ценностями господствующего мировоззрения и новой культуры. Таким образом, речь идет о пересмотре парадигмы техногенной цивилизации, переоценке технологического отношения к миру. В оценке самой технологии в рамках энвайронментализма в результате наблюдается двойственность. С одной стороны ценность технологии начинает осмысляться как негативная, с другой стороны,

расширяя границы «природного» энвайронментализм предлагает различные варианты «озеленения» современных технологий, придания традиционным и новым технологиям новые смыслы и определения новые способы их существования.

Из-за широты и размытости понятия «энвайронментализм» (как политической, экономической и др. концепции) существует проблема размежевания его с другими направлениями культурологии - географическим детерминизмом, экологической антропологией, экологией культуры. Совпадение проблемного поля исследований происходит в следующих аспектах: при изучении влияния природных условий на функционирование и направленность развития культур; анализе воздействия окружающей среды на менталитет, психологию личности; разработке одной из центральных тем культурной антропологии - добывание пищи и роль различных видов питания в развитии обществ и индивидов; отражении проблем, связанных с экологическим кризисом и необходимостью адаптации к последствиям воздействия индустриальных культур на природу [3]. Однако происходит становление собственно энвайроментальной парадигмы изучения культуры.

Одной из основных задач энвайронментализма является преодоление оппозиции культуры и натуры, выработка собственного метода для переосмысления и выстраивания гармоничных взаимоотношений природы и общества, нового понимания границ естественного и искусственного, того, что включается в собственно «человеческий мир», и как он сосуществует с миром природы.

Филипп Дескола в своей книге «По ту сторону природы и культуры» подчеркивает, что оппозиция «природа/культура» лишена той универсальности, которую ей приписывают и характерна только для современной цивилизации. Он настаивает на том, что «рядом с антропологией культуры должна появиться антропология природы, открытая той части мира, которая актуализируется в деятельности человека, с помощью которой он объективирует свое собственное положение

во вселенной» [2. С. 12]. Энвайронментализм понятие «окружающей среды». В рамках эн-

как методологическая установка как раз варонментализма происходит интеграция

удовлетворяет этому требованию, так как естественных наук и наук о культуре, техно-

расширяет границы понятия культуры до кратическая философия сменяется ноосфер-

всего окружающего мира, проблематизирует ным типом гуманизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барковская А.В. Природа // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001.

2. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. - М.: Новое литературное обозрение, 2012.

3. Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под. ред. Ю.М. Резника. - М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // М. Хайдеггер Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.