Научная статья на тему '«Энциклопедия впечатлений»: источниковедческий потенциал путеводителей XIX-ХХ вв'

«Энциклопедия впечатлений»: источниковедческий потенциал путеводителей XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ПУТЕВОДИТЕЛЬ / ТУРИЗМ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / HISTORICAL SOURCE / GUIDE / TOURISM / STREET / VISUAL SOURCES / TOURIST SITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорчук Оксана Николаевна

В статье рассматривается специфика путеводителя как комплексного исторического источника, включающего архивные материалы, делопроизводственные документы, мемуарные отрывки, статистические сведения и др. Особое внимание уделяется визуальной составляющей путеводителей. Представлен анализ фотографий, коллажей, иллюстраций, конструирующих образ туристического объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE ENCYCLOPEDIA OF IMPRESSIONS»: THE SOURCE POTENTIAL OF THE GUIDES OF THE XIX-XX CENTURIES

The article considers the specifics of the guide as a comprehensive historical source, including archival materials, record keeping documents, memoir excerpts, statistical information, etc. Author pays special attention to the visual component of the guides. The article presents the analysis of photographs, collages, illustrations, constructing the image of a tourist object.

Текст научной работы на тему ««Энциклопедия впечатлений»: источниковедческий потенциал путеводителей XIX-ХХ вв»

УДК 94(47)+930.2

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ XIX-XX вв.

Оксана Николаевна Сидорчук

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, тел. (383)244-04-89, e-mail: sonya97@mail.ru

В статье рассматривается специфика путеводителя как комплексного исторического источника, включающего архивные материалы, делопроизводственные документы, мемуарные отрывки, статистические сведения и др. Особое внимание уделяется визуальной составляющей путеводителей. Представлен анализ фотографий, коллажей, иллюстраций, конструирующих образ туристического объекта.

Ключевые слова: исторический источник, путеводитель, туризм, повседневность, визуальные источники, туристический объект.

«THE ENCYCLOPEDIA OF IMPRESSIONS»: THE SOURCE POTENTIAL OF THE GUIDES OF THE XIX-XX CENTURIES

Oksana N. Sidorchuk

Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, Vilyiskaya St., 28, Ph. D., associate professor, associate professor of the department of Russian and World history, tel. (383)244-04-89, e-mail: sonya97@mail.ru

The article considers the specifics of the guide as a comprehensive historical source, including archival materials, record keeping documents, memoir excerpts, statistical information, etc. Author pays special attention to the visual component of the guides. The article presents the analysis of photographs, collages, illustrations, constructing the image of a tourist object.

Key words: historical source, guide, tourism, street, visual sources, tourist site.

В последнее десятилетие возрос интерес к изучению путеводителей в различных сферах научного знания [1; 4; 6; 9], несмотря на то, что путеводители были введены историками в научный оборот еще во второй половине ХХ в. Одно из первых комплексных исследований Ю. Александрова описывает путеводитель как «энциклопедию гостеприимства», «широко распахнутое окно в мир», «опытного гид», «универсальный свод знаний», «знаток страны и ее сокровищ» [2]. И. И. Руцинская определяет путеводитель как «способ консервации и репрезентации ценностей и смыслов определенной культурно -исторической эпохи» [3]. Как считают специалисты по исторической имаголо-гии, путеводители являются одним из инструментов конструировании образа местности в массовом сознании [4].

Конференция «Путеводитель как семиотический объект» задала новый вектор в исследовании путеводителей [5]. В работах И. Руцинской, Л. Киселевой, Л. Казаковой подробно рассмотрена истории создания путеводителей (бед-

декеров), определены их функции и основные приемы конструирования пространства в процессе формирования туристских практик, представлена типология [6; 8; 9]. Одна из немногих работ, где путеводитель рассматривается как разноплановый исторический источник, включающий в себя статистические сведения, рекламные приложения, фрагменты делопроизводственных и мемуарных источников - исследование А. Ю. Давыдова, посвященное изучению путеводителей по Ленинграду 1920-1930-х гг. [7].

Объектами данного исследования стали путеводители Х1Х-ХХ вв. (ограничивается советским периодом) различных регионов Российской империи и СССР. Выбор обусловлен задачами статьи - выявить и охарактеризовать основные визуальные источники, представленные на страницах путеводителей. Основная цель любого путеводителя как справочного издания - сформировать наглядное представление о туристическом объекте (страна, курорт, местность, город и др.), исходя из задач аттракции. Как правило, помимо включения в путеводитель текстов, в виде путевых записей, отрывков литературных произведений, информации справочного характера, статистических сведений в путеводитель помещались визуальные тексты / источники.

Под «визуальным источником» мы вслед за Ю. Л. Троицким понимаем «все, что не повествует в виде текста, но демонстрирует в виде изображения» [10]. Важными с точки зрения методики работы с визуальными источниками стали работы Г. А. Орловой, А. Людтке, О. М. Хлытиной [11; 12; 13].

Впервые значимость изображений в путеводителях подчеркнул А. Ю. Давыдов, заметивший, что «путеводители следует рассматривать не только как письменные источники, но и изобразительные. Имеются в виду многочисленные фотографии... и в совокупности с поясняющими надписями представляют своеобразную летопись» [7, с. 34]. И. В. Сибиряков более детально проанализировал фотографии, помещенные в путеводителях г. Севастополя, выявив частотность и типологию фотографий, опубликованных в разные годы [14].

Представим более детально визуальные источники, помещенные в путеводителях.

Обложка. Изобразительная составляющая обложек путеводителей отличается с одной стороны, художественностью, с другой - лаконичностью. Задача обложки - создать представление не только о туристическом объекте, но и об основном содержании путеводителя, с ориентацией на основного потребителя/читателя (отдыхающий, курортник, автопутешественник и др.). Основная функция обложек путеводителя, на наш взгляд, рекламная. Какие изображения чаще всего помещаются на обложке? Прежде всего, это изображения природных объектов (море, горы, озера, реки и т.д.), затем - растительность, характерная для рекламируемой местности и объекты, являющиеся символами для данного места («Ласточкино гнездо», «Эолова арфа» и др.). Далее на обложку выносились изображения, символизирующие отдых / праздник (люди в модной курортной одежде, пляжи и др.). Если путеводитель предназначался для путешественников-автомобилистов на обложку выносилось изображение автомоби-

ля, для туриста, предпочитавшего морские путешествия - теплоход, яхта, катер [15; 16].

Страницы путеводителя. В путеводителях XIX в. основным изобразительным элементом, размещённым в начале текста, был коллаж. В путеводителях дореволюционного периода помещались изображения, которые условно можно разделить на шесть групп:

1) портреты исторических деятелей, которые внесли существенный вклад в развитие курортного / туристического объекта (например, портрет М. С. Воронцова, сыгравшего огромную роль в развитии курорта Кавказские минеральные воды) или путешествующих / отдыхающих в данной местности или связанных судьбой с местом (например, М. Ю. Лермонтов в путеводителях по Пятигорску);

2) рисунки или фотографии курортных городов (общие планы) как в черно-белом, так и в цветном виде. Иногда цветные рисунки помещались в путеводители в виде вклейки к соответствующему тексту;

3) рисунки и фотографии природных объектов с богатой растительностью;

4) изображения (рисунки или фотографии) архитектурных или скульптурных произведений / достопримечательностей;

5) фотографии, позволяющие туристу / путешественнику составить представление об устройстве курорта (например, «Нарзанная галерея», «Островские ванны», «Кумысолечебницы», «Источник № 17», «Источник Великого князя Михаила» и др.);

6) фотографии современных достижений в бальнеологии и курортологии (грязелечебницы, приборы, применяемые в физиотерапии и др.). Проанализировав изображения, помещенные в путеводителях XIX - начала XX в., можно отметить два основных момента:

1. Путеводитель посредством визуальных изображений формировал у читателя представление о туристическом объекте как месте с богатой историей и не менее ярким настоящим. Прошлое опредмечивалось произведениями искусства / достопримечательностями, соотносилось с деятельностью выдающихся личностей, непосредственно связанных с объектом. Современность была представлена фотографиями новейших сооружений, достижений науки в области курортологии и т.д.

2. Изображения путеводителей отечественных курортов призваны были формировать чувство национальной гордости у читателя, исходя из положения, что «у нас не хуже, чем за границей». Особо это проявляется в путеводителях после Первой мировой войны и объясняется изменениями туристических маршрутов.

Путеводители советского времени (особенно 1930-1940-х гг.) выстраивают визуальный ряд, исходя из двух установок: 1) «советские туристические объекты несравнимо лучше (устроены, оснащены, облагорожены), чем эти же объекты в дореволюционный период»; 2) «советская власть и коммунистическая пар-

тия делает все для счастливого отдыха трудящихся». Это положение (в разных вариантах) помещается как в основной текст, например: «Ежегодно приезжают сюда сотни тысяч людей - они купаются, загорают, дышат чистым приморским воздухом, врачующим, как хорошее лекарство. Уезжают посвежевшими, помолодевшими и надолго сохраняют память о чудесном уголке, руками народа, волею партии превращенном в край отдыха и здоровья советских людей» [17], так и в продуманном визуальном пространстве путеводителя.

Какие новые визуальные элементы, помещенные на страницах путеводителей, отражают эти два основных элемента конструирования образа «советского туристического объекта»? Во-первых, скульптурные изображения вождей партии и правительства (памятники В. И. Ленину и другим вождям коммунистической партии, памятники борцам за дело революции), во-вторых, архитектурные сооружения, демонстрирующие заботу советской власти о здоровье и отдыхе трудящихся (новые санатории, пансионаты, напоминающие в своем архитектурном решении дворцы (например, санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе в Сочи), «новая» архитектура формирует «новое» коммуникативное пространство [18], в-третьих, фотографии счастливых отдыхающих советских людей на фоне моря, гор, каньонов, озер, рек, на фоне корпусов санатория, достопримечательностей и т.д.), в-четвертых, фотографии новшеств науки и техники (например, новые теплоходы, дизель-электроходы, турбоэлектроходы и т.д.).

Новым в путеводителях советского времени является и помещение рисунков (прорисовок) на страницы путеводителей, абзацы глав. Основной сюжет рисунков - природа, богатство растительного мира: горы, скалы «крымские сосны будто штурмуют небо», «буки-великаны», «устремленные в небо кипарисы», «бушующая в цвету магнолия».

В 1960-1970-е гг. в путеводителях начинают помещать карты, картосхемы, прорисовки местности с нанесенной символикой. В путеводителях 1970-1980-х гг. используют цветные фотографии, демонстрирующие страну «развитого социализма» с набором обязательных визуальных тематических текстов: туристический объект - богатый край / место с развитой промышленностью и сельским хозяйством, героической историей и яркой современностью.

Таким образом, проанализировав путеводители Х1Х-ХХ вв., можно выделить визуальные изображения, которые являются традиционными для этого рода справочных изданий независимо от времени появления: рисунки и фотографии достопримечательностей, технических новинок, исторических сюжетов, связанных с туристическим объектом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулхакова А., Бородина С. Путеводитель как средство отражения и продвижения туристского объекта // Мир искусства: Вестник международного института антиквариата. -2016. - № 1 (13). - С. 48-54.

2. Александров Ю. Москва: диалог путеводителей. - М.: Московский рабочий, 1985. -

494 с.

3. Руцинская И. И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей вторая половина XIX - начала ХХ вв. [Электронный ресурс]. URL: http:// www/ regionalstudies.ru/ publication/ article/ 193—xix -xx. html (дата обращения 7 февраля 2017 г.).

4. Родигина Н. Н. Репрезентация литературных путешествий в Сибирь в русских общественно-политических журналах второй половины XIX в. // Диалог со временем. - 2012. -№ 39. - С. 170-182.

5. Путеводитель как семиотический объект Тарту: University Press, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruthenia ru /vademecum/ Sbornik. html (дата обращения 14 февраля 2017 г.).

6. Киселева Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) // Путеводитель как семиотический объект Тарту: University Press, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruthenia ru /vademecum/ Sbornik. html (дата обращения 14 февраля 2017 г.).

7. Давыдов А. Ю. Источник по истории культурной жизни крупного города - путеводители // Вестник ЛГУ. - 2013. - № 2. - Т. 4. - С. 33-46.

8. Кузнецова Л. Тема курортов в путеводителях: к изучению тактики локальной репрезентации // Путеводитель как семиотический объект. - Тарту: University Press, 2008. - С. 281-292 [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruthenia ru /vademecum/ Sbornik. html (дата обращения 14 февраля 2017 г.).

9. Руцинская И. И. Десакрализация российского провинциального пространства в процессе формирования туристских практик (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С. 221-224.

10. Троицкий Ю. Л. Визуальный исторический источник: типология и информационный потенциал // Визуальные образы: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 104-123.

11. Орлова Г. «Воочию видим»: фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости [Электронный ресурс]. URL: http://urokiistorii.ru/history/soc/2010/24/foto-30h.html (дата обращения 3 февраля 2017 г.)

12. Людтке А. Исторические фотографии. Реальность изображения [Электронный ресурс]. URL: http://urokiistorii.ru/learning/method/2010/25/kak-rabotat-s-foto.html (дата обращения 3 февраля 2017 г.).

13. Хлытина О. М. Почтовые открытки советской эпохи // Визуальные образы: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 41 - 55.

14. Сибиряков И. В. Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2016. - № 4. - Т. 16. - С. 58-63.

15. Гаврилова Л., Нижура А., Растихин С., Эльяш Г. Вдоль Крымских берегов. -Симферополь: Изд-во Крым, 1969. - 128 с.

16. Швец В. Дорогами Крыма: Спутник автотуриста. - Симферополь: Изд-во Крым, 1964. - 136 с.

17. Хохряков Ю. Южный берег Крыма. - Симферополь: Крымиздат, 1960. - 176 с.

18. Чапля Т. В. Коммуникативное пространство архитектуры // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. - 2016. - № 2 (22). - С. 115-121.

© О. Н. Сидорчук, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.