Научная статья на тему 'Энциклопедия наскального искусства Памира'

Энциклопедия наскального искусства Памира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
773
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / В.А.РАНОВ / ПЕТРОГЛИФЫ / ПАМЯТНИКИ ПАМИРА / АКДЖИЛГА / ВЫБИСТДАРА / V.A. RANOV / PETROGLYPHS / MONUMENTS OF PAMIR / LYANGAR / AKDZHILGA / VYBISTDARA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимов Набиджон Турдиалиевич

Рецензия написана на книгу В.А.Ранова“Бегущие по скалам”.Отмечается, что эта книга-первое крупное монографическое исследование,посвященное изучению петроглифов Памира. В книге В.А.Ранова наскальные рисунки стали предметом глубокого научного анализа в качестве важного исторического источника. Подробно описаны и анализированы петроглифы Лянгара, Акджилга, Выбистдары и других местностей В.А.Ранов предлагает характеристику,классификацию, датировку и хронологию памирских петроглифов. Рецензент указывает,что заслуга В.А.Ранова в заключается полном, всестроннем и научном изучении петроглифов Памира. Автор рецензии отмечает, что книга В.А.Ранова является важным вкладом в историческую науку Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Encyclopedia of Rock Art the Pamir

The article presents a review of V.A. Ranov’s book entitled «Running along Rock». It is emphasized that the book under review is considered as the first large monographic research devoted to the study of Pamir petroglyphs. Rock drawings have been a subject of profoundly scientific analysis as an important historical source in V.A. Ranovs book. The author describes and analyzes in details the petroglyphs belonging to Lyangar, Akjilga, Vybistdara and other monuments. V.A. Ranov proposes characteristics, classification, dating and chronology of Pamir petroglyphs. The reviewer lays an emphasis upon the idea that the merit of V.A. Ranov's book is completely and multilaterally targeted at a scientific study related to Pamir petroglyphs. The author of the review notes that V.A. Ranov s book is an important contribution into historical science in Tajikistan Republic.

Текст научной работы на тему «Энциклопедия наскального искусства Памира»

ТАЛХИС.КИТОБИЁТ ОБЗОРЫ.РЕЦЕНЗИИ SURУEYS.REУIEWS

УДК 902.26 Н.Т.РАХИМОВ

ББК 63.5

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПАМИРА

Рецензия на книгу В.А.Ранова «Бегущие по скалам. Наскальные рисунки Памира».-Душанбе:Дониш,2016.-416 с.

Среди многообразия исторических источников особое место занимают рисунки на поверхности камней и скал-петроглифы. Их особенность заключается в том, что для древнейшего периода дописьменной истории они служат одним из основных и важных источников не только по истории материальной, но и духовной культуры. Петроглифы встречаются в горных долинах, на перевалах, летовках, а также на отдельных камнях вдоль дорог и троп, на маршрутах передвижения кочевых племён и т.д. Ведущими сюжетами в наскальных рисунках являются изображения животных. По мнению исследователей петроглифов, это связано с тем, что человек хотел лучше узнать объект своей охоты, чтобы легче овладеть им (1, 23).

Во второй половине ХХ столетия изучение наскальных рисунков оформилось как отдельное направление в археологии. И хотя, петроглифоведение-относительно молодая отрасль, уже разработаны её основные принципы и методы исследования,датировки, есть большой корпус публикаций (15, 346).В странах Центральной Азии проделана большая работа по изучению петроглифов: по наскальному искусству Алтая, Монголии, Семиречья, Тянь -Шаня и др. районов опубликованы и публикуются научные статьи и монографии, среди которых следует отметить работы А.П.Окладникова (11), Э.А.Новгородовой (10), Я.А.Шера(20), А.Н.Марьяшева (9) и др. К сожалению, Таджикистан в этой области очень долго оставался в «тени».И это не потому, что у нас петроглифов мало. Наскальные рисунки зафиксированы во многих районах Таджикистана, немало и научных статей, посвященных петроглифам: так, петроглифы Зеравшана описаны в работе А.Н. Дальского(5), наскальные рисунки Кураминского хребта и Моголтау-в работах В.А.Ранова(16,21-37) и О.В.Панфилова (12,115-125;13, 99-108;14,89-95), петроглифы Памира описаны в работах В.А.Ранова (17, 110-119) и В.А.Жукова(7,105-108: 8,8, 540-541) и т.д. Но это были отдельные статьи, заметки или научные отчёты, которые при своей значимости не могли занять место большого специального исследования.

Именно поэтому рецензируемая книга всемирно известного учёного В.А. Ранова -«Бегущие по скалам.Наскальные рисунки Памира» (Душанбе, 2015. - 416 стр.)-это долгожданное и давно назревшее издание (18). Эта книга - первое крупное монографическое исследование, в котором наскальные рисунки стали предметом глубокого научного анализа в качестве важного исторического источника. И совершенно не случайно, что петроглифы Таджикистана обобщил именно В.А.Ранов. Он крупнейший и всеми признанный специалист по каменному веку Центральной Азии,многие годы посвятил изучению петроглифов Таджикистана. Объектом исследования являются петроглифы Памира - самой богатой наскальными рисунками области Таджикистана. Материалы для книги собирались постепенно, от экспедиции к экспедиции но, как отмечает автор, основу исследования составили результаты трёх, специально организованных для изучения петроглифов экспедиций (1956, 1972, 2001 гг.). Книга состоит из предисловия, шести глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Следует сразу отметить, что В.А.Ранов проделал огромную работу по изучению и систематизации всех петроглифов, зафиксированных на территории Памира.В связи с этим рецензируемая книга выгодно отличается широким кругом затронутых проблем.Но сам автор монографии так определяет цель и задачи исследования: «Основной задачей этой работы является описание, общая характеристика, классификация, датировка и в конечном итоге -периодизация памирских петроглифов. В меньшей мере внимание уделено вопросам семантического содержания изучаемых петроглифов и этнографическим параллелям» (24).

Кратко и содержательно изложена история изучения, начиная от первого упоминая рисунков на скалах в 1876 г. и до результатов большой экспедиции по изучению петроглифов ГБАО в 2001 г.Примечательно, что история изучения дана и в специальной таблице, где исследования

показаны в строгой хронологической последовательности и по годам (33). Указав все публикации, вплоть до самых коротких и незначительных, Ранов В.А. верно выделил основные вопросы и проблемы исследования петроглифов Памира. Он справедливо очень высоко оценил деятельность не только специалистов-археологов, но и других, не безразличных к памятникам истории людей - пастухов, альпинистов, геологов, путешественников, фиксировавших рисунки. В этой, предваряющей исследование, части книги В.А. Ранов показал процесс накопления сведений о рисунках, выделил основные этапы познания петроглифов Памира и на основе состояния изученности региона определил и возможности исследования, главным образом, в трёх аспектах: установление хронологии наскальных рисунков, изучение их происхождения и связей. В целом глава дает полное представление о времени и этапах изучения наскальных изображений Памира.

Рисунки на скалах различаются по способу исполнения: как правило, нарисованные краской изображения называются писаницами, а выбитые или прочерченные острым предметом -петроглифами. В научной литературе широко используются оба термина, иногда их используют и как синонимы. Однако писаницы и петроглифы различаются, и не только способом исполнения, но и датировкой. Как правило, писаницы более раннего происхождения, хотя и этого нельзя утверждать.Во всяком случае, В.А.Ранов в своей книге рисунки, выполненные краской, выделяет в отдельную и раннюю группу изображений (гл.2. Писаницы каменного века, с.41 -60). Во второй главе работы В.А.Ранова исследуются писаницы каменного века, обнаруженные на Восточном Памире,-это рисунки в гроте Шахты, следы писаниц в Куртеке и писаница у перевала Найзаташ. В.А.Ранов указывает, что нигде в других странах Центральной Азии нет трех памятников с писаницами каменного века, находящихся на таком незначительном расстоянии друг от друга. Рисунки, найденные в гроте Шахты, который расположен на высоте 4200 м, являются самой высокогорной писаницей каменного века в мире. Кроме того, эти рисунки более содержательны и лучше сохранились. Красками двух цветов (кирпичный и коричневый) изображены люди, замаскированные под птиц (страус), кабаны, медведи. Маскировка человека и стрелы, поражающие животных, указывают, что в гроте Шахты изображена сцена охоты.

Помимо описания расположения петроглифов, сохранности самих рисунков, приводятся аналогии и определяется возраст каждого памятника в отдельности. Исследователь считает, что шахтинские рисунки относятся к каменному веку и могут датироваться ранним неолитом или мезолитом. Возраст рисунков другого памятника-навеса Куртеке, определён В.А.Рановым в рамках конца неолита-эпохи бронзы, т.е. временем, когда стилизация наскальных изображений достигает максимального развития.

Петроглифам Акджилга посвящена самая крупная по объёму глава книги В.А.Ранова «Акджилга-уникальное скопление петроглифов на памирском высокогорье». Эта группа наскальных рисунков находится на первой правой надпойменной террасе Северная Акджилга, на северных склонах Северо-Аличурского хребта (3800 м.над ур.м.). Общее количество рисунков -100. Центральное место занимают боевые колесницы, запряженные двумя лошадьми, которыми правит человек.Он находится не в кузове, а стоит сзади, держа вожжи в руках. Кузов полукруглый, корзина сделана из переплетённой лозы или ремней. Колёса крупные, с 8 -9 спицами. Рисунки выполнены линейно-штриховой техникой (2, 218). Сами по себе изображения колесниц не такая уж редкость на территории Центральной Азии. Изображение повозок или колесниц было своеобразным «маркером» для датировки этих петроглифов эпохой бронзы, так как принято считать, что изображение колесниц оставили арийские племена II- нач.1 тыс. до н.э. Особенно большая концентрация изображений колесниц и повозок в Саймалыташе (Кыргызстан) и Тамгалы (Казахстан), где есть изображения как двухколесных, так и четырёхколесных колесниц.Принято считать, что изображения колесниц датируются серединой П тыс.до н.э.-началом1 тыс.до н.э. (развитая и поздняя бронза), иногда и ранее - начало П тыс.до н.э. Рисунки колесниц привлекают к себе внимание исследователей и тем, что они занимают большое место в верованиях индоарийских народов (многочисленные упоминания в Ригведе и Авесте .Таким образом, изображения колесниц, похожие на рисунки Акджилги, известны во многих районах. Однако при этом колесницы Акджилги имеют свои особенности. В.А.Ранов считает, что уникальность рисунков Акджилги в следующем: это единственный в Центральной Азии боевой колесничий ряд из 4 колесниц- в отличие от других петроглифов, выбитых на камне, колесницы Акджилги вырезаны или прочерчены на поверхности камня.

В рассматриваемой главе книги В.А.Ранов уделил большое внимание вопросам интерпретации рисунков Акджилги, что, на наш взгляд, вполне оправдано. Колесничие изображены идущими за колесницами с согнутыми в локтях и поднятыми руками. В двух случаях у колесниц хорошо показана упряжь и вожжи, детали оборудования боевой колесницы хорошо показаны.

По мнению В.А.Ранова, рисунки на камне в ущелье Акджилги отражают какую -то историческую память людей, сделавших их: в реальности на такую высоту (3800 м над ур.м.) не могла проникнуть ни одна колесница. К близкому мнению приходит и М.А.Дэвлет-исследователь изображений колесниц в условиях Саянского каньона. М.А.Дэвлет считает, что эти колесницы не являются реальным изображением древнего транспорта, а ирреальным, т.е. небесными колесницами (6,79). По мнению В.А.Ранова, изображения колесниц бронзового века, образующих вместе с рисунками «людей скелетов» интересную композицию, рассказывающую о каких-то древних ритуалах, и поэтому рисунок явно имеет мифологическую основу. Как известно, индоарийские племена, заселявшие в эпоху развитой бронзы степные просторы Приуралья начали мигрировать в соседние, главным образом, южные районы. В связи с этим, можно принять, что петроглифы Акджилги - важное свидетельство движения индоариев из более северных областей на юг во П тыс.до н.э.

Вместе с колесницами на акджилгинском камне имеются интересные рисунки воинов -стрелков из лука и животных. Рисунки выполнены очень мастерски.

Среди петроглифов Памира самым крупным скоплением (6 тыс.) и наиболее известным являются петроглифы у селения Лянгаркишт. Кроме того, именно эти рисунки на скалах были раньше других зафиксированы и введены в науку. Обзору и анализу данной группы рисунков посвящена четвёртая глава монографии («Петроглифы на скалах Лянгара», с.109-133). В Центральной Азии хорошо изучены подобные и даже более крупные скопления рисунков, например, Саймалы-Таш (Киргизия) - почти 100 тысяч рисунков (3,50-68; 4, 288-407; 19, 75).

Петроглифы Лянгара не только многочисленны, они отличаются и большим разнообразием сюжетов. В ходе работ экспедиций 1956, 1972 и 2001 годов были обнаружены и зафиксированы петроглифы разных периодов истории Памира.

Следующая глава книги (гл.5 «Описание петроглифов Лянгара») логически продолжает предыдущую. Автор внимательно проследил распространение рисунков и определил условия их нанесения. Подробно описаны рисунки, при этом В.А.Ранов очень внимателен к деталям, которые во многом являются ключом к пониманию петроглифов. В описаниях петроглифов фиксируется патина, учтены размеры рисунков и стиль их изображений. Исследователь обращает внимание на стилистику лянгарских петроглифов.В.А.Ранов считает, что петроглифы Лянгара -это огромная галерея под открытым небом,отражающая историю, хозяйство и быт, художественные вкусы и мастерство обитателей Памира.

В целом в работе В.А.Ранова в тесной связи рассматриваются общая ситуация, археологическая периодизация и политическая история Западного Памира. Примечательно, что В.А.Ранов как глубоко эрудированный и хорошо знающий древний период специалист не только исследует конкретные случаи нанесения рисунков на скалах и определяет их дату, но и обращается к общетеоретическим проблемам, высказывает свою позицию. Так, петроглифы -памятники древнего искусства, но для археологов это прежде всего, исторический источник. Поэтому В.А.Ранов главную задачу археологов видит в «...определении возраста и культурной принадлежности наскальных рисунков». Изобразительное искусство тесно связывается с культовой, обрядовой идеологией. Ряд исследователей наиболее крупные скопления петроглифов обозначают как святилища (А.Н. Марьяшев и А.А.Горячев), а рисунки вдоль дорог-как дорожные знаки. По-мнению В.А.Ранова, это не всегда соответствует действительности, т.к. большая часть рисунков не имеет религиозного смысла. В.А.Ранов указывает,что большинство петроглифов Памира «...наполнены скорее светским, чем религиозным содержанием» и они отражают быт людей.

Поиск аналогий среди памятников наскального искусства соседних районов приводит к выявлению многих элементов сходства в локальных сюжетах и отдельных рисунках Памира, Тянь-Шаня, Алтая, Семиречья и Монголии. Но при этом существуют и расхождения, указанные В.А.Рановым.Так, географические условия и этнос влияли на формирование особенностей содержания рисунков, в связи с чем различаются петроглифы степной и горной части Центральной Азии. Интерпретации В.А.Ранова даются на фоне широких сравнений памирских петроглифов с наскальными изображениями в других регионах и дают выход на этнополитические процессы в хронологических рамках средневековья. Так, он приходит к мнению, что «...элементы шаманских верований в наскальных изображениях присущи для тюркских народов этого обширного региона и не присутствуют в районах, заселенных иранским населением». Отсутствие в рассмотренных автором петроглифах каких-либо элементов шаманизма, которые заметны на рисунках Семиречья, по-мнению В.А.Ранова, объясняется свободой Памира от влияния тюркского этноса.

В этой главе книги представлены очень подробные описания изображений, которые разделены на отдельные группы: горные козлы,бараны,быки,лошади,олени, верблюды, в отдельные группы выделены хищники и необычные животные, человеческие фигурки и т.д.При таком подходе одинаковые рисунки из разных частей поверхности скалы или удалённых друг от друга камней оказываются в одной группе,но с другой стороны, именно при этом отмечаются схожесть, различия и в целом особенности рисунков.

В шестой главе рецензируемой книги, названной «Рисунки летовки Выбистдара», рассматривается ещё один комплекс наскальных рисунков Памира - скопление рисунков Выбистдара, расположенное на высоте 3200 м над уровнем моря. Здесь были зафиксированы 1203 рисунка на 301 камне.В Выбистдаре, в отличие от других памятников, самую большую группу составляют не изображения нахчиров (горных козлов), а различные знаки (22.7%), среди которых наиболее распространённым является круг. На втором месте по количеству отмечены человеческие фигуры. По степени патинизации рисунков В.А.Ранов разделил петроглифы памятника на 3 группы. По мнению исследователя, рисунки Выбистдары создавались в течение длительного периода. Техника выбивки -«точечная», а стилистически здесь преобладает линейный или скелетный стиль. С учётом расположения петроглифов В.А.Ранов считает,что рисунки Выбистдары, вероятно, связаны с древними скотоводами. Отмечая сложность определения возраста рисунков, В.А.Ранов выделяет группы петроглифов «скифо-сарматского» стиля (середина 1тыс.до н.э.) и позднесредневековые (ХУ1-Х1Х вв.).

В заключительной части книги В.А.Ранов подводит итог своим изысканиям в области наскального искусства Памира и представляет обоснованную периодизацию наскальных рисунков Памира. Принципы датирования петроглифов, разработанные В.А.Рановым, заслуживают внимания, и, думается, вне сомнения то, что они будут приняты научным сообществом. Конечно же, не всегда даны ответы на вопросы о происхождении и семантико-смысловом значении разных образов в памятниках наскального искусства Памира. Но, думается, это и не входило в задачи В.А.Ранова, для разрешения этих вопросов необходимо специальное искусствоведческое исследование, направленное на анализ определяющих черт, сюжетных особенностей и датировку каждой группы петроглифов.

Сравнивая петроглифы Памира с наскальными изображениями огромного региона Центральной Азии, В.А.Ранов выделил и обосновал региональные особенности. Это стало возможным благодаря прекрасному владению материалом и знанию огромной по объёму литературы по наскальному искусству Евразии. Что касается смыслового значения опубликованных В.А.Рановым петроглифов, то этот материал поможет осветить многие сложные вопросы идеологии и искусства тех племен, которые оставили эти памятники. Краткое, но ёмкое заключение переведено на таджикский и английский языки. Очень полезным следует отметить приложение («Характеристика колесниц и их датировка») и обширную библиографию.

Заключая общий обзор рецензируемой работы, следует отметить, что труд В.А.Ранова заслуживает высокой оценки как глубокое исследование всех известных на сегодняшний день петроглифов Памира. Прежде всего, в научный оборот вводится во многом новый свежий материал, освещающий разные этапы истории Памира. Работа снабжена очень большим количеством иллюстраций - рисунков, фото, карт и схем, имеющих большую научную ценность. Книга может служить и в качестве учебного пособия - методы фиксации петроглифов, их описания, аналогии и интерпретация будут весьма полезны молодым, начинающим учёным. Все главы работы написаны очень компетентно, полно и интересно. Причём материал изложен настолько легко и мастерски, что даже неспециалисту он будет очень интересен. Думается, что книга В.А.Ранова «Бегущие по скалам. Наскальные рисунки Памира» на долгие годы станет настольной книгой всех любителей истории.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ариана и Арйанведжа.Под ред.Н.Н.Негматова.-Худжанд: Ношир,2006.-712 с.

2. Бубнова, М.Вопросы заселения и условия обитания человека на территории Горно-Бадахшанской Автономной области (каменный век - эпоха бронзы)/М.А.Бубнова//Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур. - Душанбе: Дониш,2006.-С. 67-86

3. Бернштам,А.Н.Наскальные изображения Саймалы-Таш/А.М.Бернштам//СА.-№2.-1952.- С.50-68

4. Бернштам, А.Н.Наскальные изображения Саймалы-Таш А.Н.Бернштам//Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Т.1. - Бишкек, 1997. - С.288-407;

5. Дальский, А.Н.Наскальные изображения в бассейне реки Зеравшан/А.Н.Дальский //МИА СССР.-М.-Л.,1950.-№15.-С.87-94.

6. Дэвлет,М.А.Листы каменной книги Улуг-Хема/М.А.Дэвлет. - Кызыл, 1990. - 214 с.

7. Жуков, В.А.Работа Маркансуйского отряда в 1980 г./В.А.Жуков//АРТ.-Душанбе, 1987.-Вып.20(1980).-С.105-108;

8. Жуков, В.А.,Ранов В.А.Петроглифы на реке Северная Акджилга (Восточный Памир)/В.А.Жуков, В.А.Ранов//Археологические открытия 1971 г.-М.,1972.-С.540-541

9. Марьяшев, А.Н.Наскальные изображения Семиречья/А.Н.Марьяшев, А.А.Горячев.-М.,1998. -186 с.

10.Новгородова, Э.А.Древняя Монголия/Э.А.Новгородная.-М.,1989.-214 с.

11.Окладников, А.П.Петроглифы Центральной Азии/А.П.Окладников.-Л.,1980.-246 с.

12.Панфилов, О.В.Работы на Моголтау в 1981/О.В.Панфилов//АРТ.-ДушанбеД988.-Вып.21 (1981).—С.115-125;

13.Панфилов, О.В.Исследование петроглифов Моголтау в 1982 г./О.В.Панфилов//АРТ.-Душанбе,1990.-Вып.22(1982).-С.99-108;

14.Панфилов, О.В.Исследование петроглифов Западной Ферганы/О.В.Панфилов//АРТ.-Душанбе,1991.-Вып.23(1983).-С.89-95;

15.Петроглифы Центральной Азии.-Бишкек,2005.-346 с.

16.Ранов, В.А.Наскальные рисунки у кишлака Лянгар (Западный Памир)/В.А.Ранов //Известия ООН АН Тадж.ССР.-1960.-№1(22).-С.21-37

17.Ранов,В.А.Краткий обзор наскальных рисунков Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР/ВА.Ранов, А.В.Гурский //Советская этнография.-1966.-110-119.

18.Ранов, ВА.Бегущие по скалам. Наскальные рисунки Памира. Подготовка к печати -Г.Каримова и Т.У.Худжагельдиев. - Душанбе, 2016. - 416 с.

19.Ташбаева, К.И.Памятники Кыргызстана/К.И.Ташбаева //Памятники наскального искусства Центральной Азии: общественное участие, менеджмент, консервация, документация.-Алматы: ЮНЕСКО-Республиканский НИПИ ПМК,2004.-С.69-78.

20.Шер, Я.А.Петроглифы Средней и Центральной Азии/Я.АШер.-М.,1980.-268 с.

REFERANCES:

1. Ariana and Aryanvedge. Under the editorship of N.N.Negmatov. -Khujand: Noshir, 2006. - 712 p.

2. Bubnova, M. The Issues Concerned with Settlement and Habitation of Man on the Territory of Kuhistoni Badahshon Autonomous Viloyat (from Stone Age till Bronze Epoch )/ M. Bubnova // Aryan civilization in the Context of Euro-Asiatic cultures. - Dushanbe: Knowledge, 2006. - P. 67-86.

3. Bernshtam, A.N. Rock Drawings of Saymaly-Tash / A.N. Bernshtam //Soviet Archaeology. - # 2. -1952.- P.50-68.

4. Bernshtam, A.N. Rock Drawings of Saymaly-Tash/ A.N. Bernshtam //Selected Works on Archaeology and hHistory of Kyrgyzs and Kyrgyzstan. - V.1. - Bishkek, 1997. - P.288-407.

5. Dalskiy, A.N. Rock Drawings in the Reservoir of the Zeravshan-River / A.N. Dalskiy //М1Л of the USSSR. - M-L., 1950. - V. 15. - P.87-94.

6. Devlet, M.A. Sheets of Ulug-Hem Stone Book / M.A. Devlet. - Kyzyl, 1990. - 214 p.

7. Zhukov, V.A. Works of Mar Kansu Group in 1980/ V.A. Zhukov //ART. - Dushanbe, 1987.- V. 20 (1980)/ - P.105-108.

8. Zhukov,V.A., Ranov V.A. Petroglyphs on the North Akjilga River (the East ern Pamir)/V.A. Zhukov, V.A.Ranov //Archeological Discoveries in 1971. -M., 1972. - Р.540 - 541.

9. Maryashev, A.N. Rock Drawings of Seven Rivers Region/A.N. Maryashev, A.A. Goryachev. - M., 1998. - 186 p.

10.Novgorodova, E.A. Ancient Mongolia/E.A. Novgorodova. - M., 1989. - 214 p.

11.Okladnikov, A.P. Petroglyphs of Central Asia/A.P. Okladnikov. -L., 1980. -246 p.

12.Panfilov,O.V. Jobs on the Mogoltau in 1981/O.V. Panfilov//ART.-Dushanbe, 1988.-V.21 (1981). - Р. 115-125.

13.Panfilov, O.V. Exploration of the Monoltau Petroglyphs in 1982. /O.V.Panfilov//ART. - Dushanbe, 1990. - V.22 (1982). - Р. 99 - 108.

14.Panfilov, O.V. Exploration of Western Fergana Petroglyphs /O.V.Panfilov//ART. - Dushanbe, 1991. -V.23 (1983). -Р. 89 - 95.

15.Petroglyphs of Central Asia- Bishkek, 2005. - 346 p.

16.Ranov, V.A. Rock Drawings at Lyangar Kishlok (village) (West Pamir)/ V.A. Ranov //Tidings of Tajik SSR Academy of Sciences Supervised by UNO. - 1960 1960. - 1 (22 ). - P.21 -37.

17.Ranov, V.A. Short Review of Rock Drawings Found in Kuhistoni -Badahshon Autonomous Oblast of the Tajik SSR/ V.A. Ranov, A.V. Gursky //Soviet Ethnography. - 1966. - Р. 110-119.

18.Ranov,V.A. Running along Rocks. Rock Drawings of the Pamirs/Preparation for Publication: G.Karimova, T.U.Khudjagheldiyev.-Dushanbe, 2016. - 416 p.

19.Tashbaeva, K.I. The Monuments of Kyrgyzstan / K.I. Tashbaeva //Monuments of Rock Art of Central Asia: social participation, management, conservation documentation. - Almaty: UNECKO-Republican NIPI PMK, 2004. - Р.69-78. 20.Sher, Yu.A. Petroglyphs of Middle and Central Asia/ Ya.A. Sher. - M., 1980. - 268 p.

Комуси санъати сангнигорацои Помир

Вожа^ои калидй: такриз, В.А.Ранов, сангнигора, ёдгорщои Помир, Окцилга, Вибисдара

Такриз ба китоби В.А.Ранов "Аз болои сангуо даванда" тахсис дода шудааст. К,айд гардидааст, ки рисолаи мазкур аввалин пажуцишест, ки ба тадкику тацлили сангнигора (петроглифцо) -и Помир ихтисос ёфтааст. Таъкид бар он мешавад, ки дар китоби В.А.Ранов сангнигора ва накшцои дар руи санг цаккокишуда, чун яке аз сарчашмацои муцими таърихй, хеле амик таулил шудаанд. Собит мегардад, ки дар рисолаи В.А.Ранов сангнигорауои Лангар, Оццилга, Вибистдара ва ёдгориуои дигар муфассал тасвиру таулил карда шуда, тавсиф, тасниф, санагузорй ва даврабандии сангнигорацои Помир анцом пазируфтааст. Муцарриз бар ин хулоса мерасад, ки китоби В.А.Ранов дар омузиши илмии пурраву уамацонибаи сангнигорауо маъхази муцим буда, сацми у дар илми таърихшиносии тоцик назаррас аст.

Энциклопедия наскального искусства Памира Ключевые слова:рецензия, В.А.Ранов, петроглифы, памятники Памира, Акджилга, Выбистдара

Рецензия написана на книгу В.А.Ранова'Бегущие по скалам".Отмечается, что эта книга -первое крупное монографическое исследование,посвященное изучению петроглифов Памира. В книге В.А.Ранова наскальные рисунки стали предметом глубокого научного анализа в качестве важного исторического источника. Подробно описаны и анализированы петроглифы Лянгара, Акджилга, Выбистдары и других местностей В.А.Ранов предлагает характеристику,классификацию, датировку и хронологию памирских петроглифов. Рецензент указывает,что заслуга В.А.Ранова в заключается полном, всестроннем и научном изучении петроглифов Памира.

Автор рецензии отмечает, что книга В.А.Ранова является важным вкладом в историческую науку Таджикистана.

Encyclopedia ofRock Art the Pamir Keywords: review, V.A. Ranov, petroglyphs, monuments of Pamir, Lyangar, Akdzhilga, Vybistdara

The article presents a review of V.A. Ranov's book entitled «Running along Rock». It is emphasized that the book under review is considered as the first large monographic research devoted to the study of Pamir petroglyphs. Rock drawings have been a subject of profoundly scientific analysis as an important historical source in V.A. Ranovs book. The author describes and analyzes in details the petroglyphs belonging to Lyangar, Akjilga, Vybistdara and other monuments. V.A. Ranov proposes characteristics, classification, dating and chronology of Pamir petroglyphs. The reviewer lays an emphasis upon the idea that the merit of V.A. Ranov s book is completely and multilaterally targeted at a scientific study related to Pamir petroglyphs.

The author of the review notes that V.A. Ranov s book is an important contribution into historical science in Tajikistan Republic.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Рщимов Набицон Турдиалиевич, доктори илщои таърих, профессор, мудири кафедраи археология ва этнографияи халци тоцики Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: nabir@mail.ru

Сведения об авторе:

Рахимов Набиджон Турдиалиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: nabir@mail.ru

Information about Author:

Rahimov Nabijohn Turdialievich, Dr. of History, professor, chief of the department of archaeology and ethnography of the Tajik nation under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand). E-mail: nabir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.