ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 563: 635-638
Энтони Босли - русско-британский орнитолог из Финляндии
Е. Э. Шергалин
E-mail: [email protected], [email protected]
Поступила в редакцию 3 февраля 2010
В последней четверти ХХ века Финляндия была излюбленным местом поездок советских туристов. Часто в программу знакомства с северной страной входило и посещение крупнейшего и единственного орнитопарка в городе Хейнола, что в 2 часах езды к северу от Хельсинки. Можно себе представить изумлённые лица советских туристов, когда директор и основатель этого парка обращался к своим гостям на чистом русском языке. Далее услуги переводчика были не нужны — сам хозяин водил и знакомил туристов с уникальной коллекцией птиц, собранных из многих стран. Изумлению гостей не было предела.
Энтони Босли (Anthony Bosley) родился 18 августа 1929 года на Карельском перешейке в местечке Тулокас к северу от Келломяки (ныне Комарово) и Куоккала (ныне Репино, Ленинградская область), в 300 метрах от границы с СССР, проходившей тогда по реке Сестре (Раяйоки). Он был единственным сыном в интернациональной семье. Его отец Рекс Босли (Rex Bosley) был британским поданным и работал в Британском консульстве, а его мать Татьяна Штраух (1903-1994), родившаяся в Петербурге и происходившая из обрусевших немцев, вела домашнее хозяйство. Знакомые звали её на русский манер Мав-рикиевной, но на самом деле её отца звали Моурис Штраух (Maurice Strauch), предки которого перебрались в Россию из Германии или Австро-Венгрии задолго до революции. С матерью маленький Энтони разговаривал по-русски, с отцом по-английски, а затем, пойдя в финскую школу, он добавил к своему языковому запасу ещё два государственных языка Финляндии — финский и шведский.
Дом, в котором Энтони Босли родился и вырос, был куплен его мамой и бабушкой ещё в царское время (вероятно, в 1915 или 1916 годах) в Тулокас на территории Финляндии, которая в то время входила в состав России. После смерти Моуриса Штрауха в Петрограде в 1917 году семья перебралась в Куоккала. Отец расстался с семьёй, когда маленькому Энтони было всего 4 года. Он скончался примерно в 1987 году в Англии. В результате Зимней войны 1939/40 года Куоккала стала советской территорией, и в 1939 году семья решила перебраться подальше от границы в небольшой городок Хейнола, где и проживает поныне.
С самых ранних лет Энтони окружали животные и птицы. Интерес к ним, безусловно, был привит мамой, которая выхаживала всех попадавших к ней заболевших животных. Жизнь проходила в деревенских условиях, и маленького Энтони, по его воспоминаниям, в одно время окружали куры, утки, белки, козы, коровы, две лошади и четыре собаки. Кроме того, Энтони увелечённо собирал коллекцию птичьих яиц. С годами его оологическая коллекция всё увеличивалась, а когда она насчитывала 127 видов, Энтони подарил её Зоологическому музею Хельсинкского университета.
Энтони Босли с женой Мирье, дочерью Лилиан и попугаем Якке. 1964 год
Мама в середине 1930-х годов держала канареек. Когда Энтони немного подрос, то он сам стал держать в клетках снегирей, чижей и канареек. Вспоминает, что в 1940 году у него жили зеленушки, а позже — клесты. С самых ранних лет, следуя примеру своей матери, Энтони занимался реабилитацией животных. С окрестных дворов и домов ребята постоянно приносили разнообразных больных, раненых или покалеченных зверей и птиц. Энтони лечил их и выпускал на волю. В те годы в птичьих лавках продавалось много певчих птиц. Энтони часто покупал их, некоторое время держал в клетке и затем от-
пускал. Постепенно у юноши накапливались знания и опыт, которые легли в основу будущей профессии. Учителей в этом деле, кроме матери, у Энтони не было и до всего он доходил сам. Помогали только книги, которых в те годы было совсем немного.
В 1953 году Энтони женился на финской девушке Мирье и с тех пор они вместе. Мирье принимала активное участие в спасении и выхаживании птиц. По словам Энтони, её вклад был даже большим, чем его собственный. В 1954 году у них родилась дочь Лилиан. Она тоже с самых ранних лет включилась в работу по ухаживанию за птицами. Так что вся семья дружно занималась одним делом и была очень счастлива. Естественно, что работать приходилось почти без выходных и праздников.
Энтони Босли с бородатой неясытью Б&1х пвЬиОва. 1987 год.
В 1963 году коллекция птиц стала такой большой, что уже не было никаких возможностей содержать всех пернатых дома. Тогда Энтони обратился к властям города Хейнола с просьбой взять зоопарк на бюджет города. Власти маленького городка живо откликнулись на его просьбу, так как известность и популярность Энтони Босли к тому времени достигли национальных масштабов. С тех пор орнитологический парк рос и развивался и коллекция птиц достигла 300 особей. Видовой состав был таков: 187 видов финской орнитофауны и 80 экзотических. Со всех концов Финляндии в Хейнолу доставлялись раненые и искалеченные птицы для реабилитации. Ежегодно от 200 до 300 птиц становились пациентами клиники, официально учреждённой и открытой в 1977 году. Рядом с орнитологическим парком на краю
озера в водонапорной башне располагалась и штаб-квартира Финской ассоциации орнитологических обществ.
Слава орнитологического парка росла и от этого выигрывал и город, так как с каждым годом птичий парк привлекал всё больше и больше туристов. В 1992 году Энтони вышел на пенсию в возрасте 63 лет, но даже после этого он в течение 10 лет ежедневно работал в парке совершенно бесплатно. Без птиц он просто не мог. Ходил бы к ним в гости и сейчас, но почтенный возраст (прошлой осенью он отметил восьмидесятилетие) мешает совершать длительные прогулки. Пятидесятилетний попугай-жако по имени Якке, член их семьи уже 23 года, совершенно не даёт им скучать. Энтони и Мирье уже дважды стали прадедушкой и прабабушкой. В настоящее время Энтони ежедневно проводит орнитологические наблюдения с биноклем из окон своего дома.
На вопрос, сколько же всего птиц вылечил и выходил Энтони и его семья, он ответить не смог — никогда не считал, но знает, что тысячи.
Такова удивительная и плодотворная жизнь финского птичьего доктора британско-русского происхождения Энтони Босли.
До сих пор вход в орнитологический парк был бесплатным. В прошлом году в связи с экономическим кризисом городские власти Хей-нола обратились в правительство страны с просьбой принять парк на бюджет страны, а не города. Была развернута компания по сбору подписей и средств по всей стране для сохранения уникального орнито-парка и теперь есть надежда, что всё устроится.
Пожелаем же Энтони Босли, основателю и многолетнему директору этого парка, здоровья и ещё многих лет жизни!
Автор выражает искреннюю признательность семье Энтони Босли (Хейно-ла) и Сергею Погребову (Хельсинки) за помощь в подготовке данной статьи. http://www.discoverheinola.com/entertainment-in-heinola/heinola-bird-park