Научная статья на тему 'Энколпионы Сугдеи'

Энколпионы Сугдеи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майко В.В., Джанов А.В., Фарбей А.М.

В статье публикуется одна из наиболее ярких категорий христианских находок энколпионы, происходящие с территории средневековой Сугдеи. Впервые рассмотрены все находки, происходящие с территории средневекового города и его ближайшей округи. Известно, что в Крыму древнерусские и сирийские энколпионы не всегда являются датирующим материалом, однако, несомненно, дают дополнительную информацию о разнообразии политических и культурных связей Сугдеи в XI первой половине XIII вв. Детально рассмотрены энколпионы, связанные с древнерусским производством и т.н. ближневосточные изделия, разделенные на традиционные группы и виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reliquary Crosses of Sugdeya

One of the brightest categories of Christian finds reliquary crosses originating in the territory of Medieval Sugdeya is published in the article. All finds originating from the territory of the medieval city and its nearest district are discussed for the first time. It is known that in the Crimea, the ancient Russian and Syrian reliquary crosses are not always dating back material, but certainly, they give additional information on the diversity of political and cultural ties of Sugdeya in the 11 th first half of the 13 th century. Reliquary crosses associated with the old Russian manufacturing and the so-called Middle Eastern products, divided into traditional groups and types, are discussed in details.

Текст научной работы на тему «Энколпионы Сугдеи»

B.B. МАЙКО, A.B. ДЖАНОВ, A.M. ФАРБЕЙ

ЭНКОЛПНОНЫ СУГДЕИ

Значительное место в творчестве В.М. Зубаря занимала проблематика принятия и распространения христианства в Крыму, в том числе и средневекового времени. Одними из наиболее ярких п раритетных христианских находок средневековой Таврикп являются бронзовые кресты энколпноны. В некоторых случаях они представляют определенный интерес в плане хронологии содержащих их объектов, дополнительную информацию предоставляют они и о торговых, культурных и религиозных связях средневековых городов

Эта одна из наиболее ярких категорий позднссрсдиевекового погребального инвентаря неоднократно становилась предметом специальных изучений1, в том числе п для Крымского полуострова2. На примере богатой коллекции Хсрсонеса и памятников юго-западного Крыма, их типология, хронология, искусствоведческие и ремесленные особенности, территория распространения, достаточно хорошо разработаны. Однако энколпноны юго-восточного Крыма, за редким исключением1, никогда не публиковались и не становились предметом рассмотрений. Сказанное справедливо и в отношении средневековой Сугдеи. За исключением отдельных работ4, в том

' "¡оценки ВН. Об одном типе древнерусских эиколппоиов // Древности Среднего Подмепро-вья.-К., 19X1.-С / 11-125; Псхчрськи Л. В.. Пуцко В. Г. Данш.орусьм епколшоии и sßipm Музею icTopiï м. Киша // Археолопя- № 3.-1989.-С 144-94; Корзумиш Г Ф, Псскона A.A. Древнерусские эпколппоны. Нагрудные кресты-реликварнн XI-X111 вв.-СПб.. 2003. Корзухипн Г.Ф. О памятниках «корсунского дела» па Руси // HB.-Т. 14.-1958.-С. 130-137. Медынцева A.A. О датировке некоторых типов эиколпнопов // Археологический сборник МГУ.-М., 1961.-С.61-68: Бщоусова В. Культов! peu Ko;icxuiï "Десятинная иерква" НМ1У // Цекрва Богородши Десятпнпа в Kiienî -К., 1996.-С 75-76; Залесская ВН. Прикладное искусство// Коллекция музея РАИ К в Эрмитаже.-СПб., 1994.-CI 10-175 : Яшиска Т.Ю. Древнерусские энколпноны из раскопок византийского Херсона // Nomob.-jYa 28/ 29.-Krakow. 1999/2000.-С. 87; Минина Т.Ю. Сокральная сущность эиколпиоиов: рсликварнй-крсст-икона // Символ в религии и философии.-Севастополь, 2005.-С. 121 -IM)

1 Крамсцюнскчй М.Г.. Гукин В.Д. Крест-реликварнй XII - начала XIII века из могильника в

пригороде золотоордынекого города Солхата (Крым) // Византийская идея. Византия в эпоху

Комшшов и Палеологов.-СПб.. 2006.- С. 53-62.

4 Майки В В.. Джинов A.B., Фа/iöci'i А.М. Энколпноны средневековой Сугдеи // Религиозное мировоззрение в древнем и современном обществах: праздники и будни Тез докл. и сообш -Севастополь. 2006.-С. 36-37; Майки В.В СрсЛневекокыенекрополи Суднкскойдолипы.-К.. 21Ю7.-С. 135-137.

Майко В.В., Джанов А.В., Фарбей А.М. Энколпионы ... !3151£51£1151£1]£51£3|£1ЬЕ11£1.

числе научно-популярного характера', в комплексе они никогда не становились предметом публикаций.

За все годы археологических исследований в Сугдее обнаружено 17 эн-колпионов. Большая часть из них паспортизирована и представляла собой погребальный инвентарь. Бронзовые мощевпки обнаружены М.А. Фронджуло в заполнении плптовой могилы 133 (рис. 1, 1а,б) и плитовой могилы 1876 (одиа створка) (рис. 1. 3) некрополя Судак-Н. Помимо этого, при проведении разведок на территории этого некрополя обнаружено еще два энколпиона, безусловно связанных с разрушенными погребениями. Один в 1964 г. без привязки к конкретному захоронению (рис. 2, За,б), другой (одна створка) - в 1966 г. на площади квадрата 30 (рис. 3, 3), уже после окончания основного объема раскопок. Кроме того, энколпионы были зачищены в 1990 г. в заполнении могилы 17 некрополя на участке куртины XV Судакской крепости (рис. 2, 2), в 1999 г. склепа 1 некрополя Судак-V (рис. 3, 4), в 2008 г. плитового захоронения 26 некрополя храма Параскевы (рис. 3, 5а.б). Вероятнее всего, погребальным инвентарем является изделие, происходящее из раскопок 1981 г. верхнего слоя Храма Девы Марин в центральной части средневековой Сугдси (рис. 1, 2).

Два креста с обломанными верхними лучами обнаружены при исследовании жилых и хозяйственных построек. Это энколиион из заполнения помещения в портовой части Сугдеи (раскопки 2008 г.) (рис. 2, 1) и с пола помещения на северо-восточном участке посада (рис. 3, 2) (раскопки И.А. Баранова 1977 г.).

Остальные экземпляры были найдены в ходе проведения археологических разведок на территории средневекового города и его посада. Это фрагменты мощевнков из разведок 2006 г. на территории города (рис. 1, 4,5; рис. 4, 1), двустворчатый крест из разведок 1980-х гг. (рис. 1, 6а,б). Место и время нахождения верхней части энколпиона (рис. 3, 1), находящегося в фондах музея «Судакская крепость» нам неизвестно, неизвестно и точное местонахождение энколпиона, поступившего в Одесский археологический музей в 1873 г. Последний из публикуемых экземпляров происходит из разведок конца 90-х гг. XX в. В селе Солнечная Долина на восток от современного Судака (рис. 1, 7). При этом условно датировать комплекс могут только кресты из погребений 133 и 187 некрополя Судак-П и захоронения 26 некрополя храма Параскевы. Во всех остальных документированных случаях они найдены в комплексах более позднего времени.

Рассмотрим подробнее публикуемые экземпляры, разделяя их на традиционные группы.

Манко В В Данпьорусью зтшдкн X - XIII ст. з твденно-схщпого Крпму. До питания про ско||ом1чш та полтонн контакт» // Дьн-Ь слово.-К., 2008.-С. 311-321.

* Манко 13.В. Хрнстиянсьм релжви ВгзантшськоУ СугдеУ // Бюлстень. 1 (10).-Льшв. 2008.- С. 26-29.

" Эмколпнон находится в фондах музея «Судакская крепость» и относится к погребальному инвентарю могилы 215. В шифре, очевидно, допущена ошибка, т.к.. согласно полевой документации, в погребении 215 обнаружен восьмиконечный, более поздний, крест.

!£1]£1|£!1£]]£1ШЙ]3]31£1М1£1]£1]£5]3]315. Боспорские ИССЛеДОВЭНИЯ, ВЫП. XXIII

Одну группу изделий составляют энколпионы из могилы 133 (рис. 1, 1а, б) и верхнего слоя храма Девы Марии (рис. 1, 2). Кроме того, к этой группе можно отнести фрагменты энколпионов из разведок на территории Сугдеи 2006 г. (рис. 1, 4,5). Первый из них двустворчатый, размерами 6,25 х 4,2 см7. На лицевой стороне помещено рельефное изображение Распятия, выполненное достаточно условно. Справа и слева от Распятия в округлых медальонах помещены погрудные изображения Святых, на нашем экземпляре практически не различимых. Традиционно они выполнялись в технике черни. На верхнем медальоне изображение равностороннего креста, так же практически не различимое (рис. 1, 1а). На оборотной створке (рис. 1,16) традиционное изображение большого восьмиконечного креста с лучами от перекрестия. В медальонах монограммы Христа. Из них на нашем экземпляре буквы различимы только в верхнем. Оборотная сторона так же выполнена в технике черни. Это достаточно известная группа киевских энколпионов. Территория их распространения довольно широка8. Совершенно аналогичный нашему экземпляр происходит из с. Подсечное возле Переяславля-Хмельниц-кого и хранится в коллекции Музея истории Киева9. Традиционно эти энколпионы датируются в рамках второй четверти XII в.10, но встречаются и в комплексах первой половины XIII в.". В литературе была высказана точка зрения, согласно которой стертость рельефных изображений, в частности на энколпионах, является часто признаком имитации изделия12. Однако в нашем случае, хорошая сохранность и четкое исполнение оборотной створки позволяют судить о том, что изделие импортное, а не отлитое на месте.

К другому варианту этой группы относится единственный двустворчатый энколпион из разведок на территории средневековой Сугдеи (рис. 1, 6а, б). В отличие от энколпионов первой группы, изображения Святых на лицевой стороне верхнего и боковых лучей выполнены так же в рельефной технике. На оборотной стороне изображение Богородицы-Одигитрии и Святых в медальонах на верхнем и боковых лучах. Все они выполнены в технике высокого рельефа. Эта группа энколпионов не менее известна на терртории Киевской руси и датируется преблизительно этим же временем.

К другой группе относится также единственная верхняя створка бронзового энколпиона из могилы 187 размерами 4,55 х 2,65 см (рис. 1, 3). Изображение на створке очень сильно стерто, но, отнесение его к Распятию - безусловно. Изображение на верхнем округлом медальоне совершенно не различимо.

7 К сожалению, местонахождение этого энколпиона мне неизвестно.

" Пекарська Л.В.. Пуцко В.Г. Указ. соч.-С. 88.

" Пекарська Л. В., Пуцко В. Г. Указ. соч.-С. 87, рис. 2: 5.

10 Корзухина Г.Ф Указ. соч.-С. 133.

" Пекарська Л.В., Пуцко В.Г. Указ. соч.-С. 88.

121вакш Г.Ю., Пуцко В.Г. Пам'ятки пластичного мистеитва з розкопок Верхнього Киева 1998-2001 рр.//Археолопя.-№ 4.-2005.-С. 102.

32 ЕИ-ХХШ

497

Майко В.В., Джанов А.В., ФарбейА.М. Энколпионы ... !3J£jJijiE5i£iJ£ji3l£ji£i!£ji£j.

Такие миниатюрные киевские крестикн-энколпионы, являющиеся внутренне«! частью изделия, известны в собрании Музея истории г. Киева. Правда, там представлены обратные створки с рельефным изображением Богоматери-Оранты". Не исключено, что, исходя из древнерусских аналогии, они могут датироваться рубежом Х1-ХП вв.'4.

Наибольшую по количеству группу (3 экземпляра, один из них двустворчатый) образуют изделия, относящиеся к т.н. энколпионам с мелким изображением распятия15 и обратными (зеркальными) славянскими надписями"' (рис. 2). Они традиционно относятся к одному из наиболее распространенных типов поздних мощевпков киевского производства". Подобная тенденция характерна не только для Сугдси, но и для всего Крымского полуострова.

На обнаруженных лицевых створках помешено рельефное изображение Распятия. Отметим, что на изделии из заполнения помещения в портовой части Сугдеи (рис. 2, 1), оно выполнено более схематично. Погрудныс изображения Святых в круглых медальонах лучше всего сохранились именно на этом мощевике. На остальных экземплярах монограммы практически не читаются. Традиционно здесь помешали изображения Св.Св. Марии, Иоанна, Николая и Георгия. Оборотная створка сохранилась только у изделия, обнаруженного на площади некрополя Судак-II (рис. 2. 36). Здесь расположено рельефное изображение Богородицы-Ассунты и погрудныс изображения, сохранность которых свидетельствует о длительном использовании креста. Тем не менее изображения Св.Св. Петра, Василия, Козьмы и Домиана не вызывают сомнений. Обратная славянская надпись «Богородица помагай» слаборазличима. Общеизвестна широкая территория их распространения18 и относительно частая встречаемость в Крыму. Помимо Херсонсса, подобный энколпион в последнее время, например, обнаружен при раскопках христианского храма на г. Аю-Даг10 и монастырского комплекса в бухте Панаир на юго-восточном склоне этой горы-0. Традиционно, начиная с работ Б.А. Рыбакова-1, датируются эти изделия временем перед нашествием татаро-монгол на Русь. т.е. второй четвертью XIII в. Причины их столь частой встречаемости в юго-восточном

13 Пекирськч Л.В., Пучки В.Г. Указ. соч.-С. 90.

14 ПекарськиЛ.В.. Пуцко В.Г. Указ. соч.-С. 91.

15 Лишена Т.Ю Древнерусские энколпионы...-С. 87.

"> ПекарськаЛ.В.. Пуцко В.Г. Уксп. соч.-С. 91.

" По подсчетам li.ll. Архиповои, их обнаружено более 250: Архипова G.I. Пам'ятки декора-тпвно-ужиткового миетецтва стародавиього Киева (за матершлами розкопок 2001-2002 pp.) // Археолопя.-№ 1.-2006.-С. 70.

18 Там же.-С. 70-71.

'"Лысенко А.В., Теслеико И.Б. Античные и средневековые памятники горы Аю-Даг // Алушта и алуштинский регион с древнейших времен до наших дней.-К., 2002.- С. 85, рис. 8.

20 Адак-си-па С.Б. Две новые находки эпколпиоиов с горы Аю-Даг // Суг-дея. Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины.-Ки-ев-Судак. 2002.-С.14-15.

21 Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси М., 1948,- С. 527-528.

13|£||£1|£1|£1>£5]3]£1]£1^]£1]3]£1]£1.!£1]£11£|. Боспорские исследования, вып. XXIII

Крыму исследователи видят либо в переселении части жителей Среднего Под-непровья, спасавшегося от татаро-монгольского нашествия", либо в постоянных торговых контактах между этими регионами23.

По мнению специалистов, логическим развитием этой группы энколпио-нов является экземпляр, обнаруженный в ходе разведок в с. Солнечная Долина Судакского района (рис. 1, 7). Хронологические отличия проявились, прежде всего, в скругленных углах средокрестия и стилистических особенностях рельефного изображения Распятия и Святых в четырех медальонах. Наличие традиционной славянской надписи в средокрестии нашего экземпляра, исходя из его сильной потертости, можно только предполагать. В настоящее время исследователи считают, что в боковых медальонах могли помещаться изображения Сисиния и Пантелеймона, а в верхнем - Святого Николая-4. Наиболее близки нашему экземпляру изделия, происходящие из Житомира, Владимиро-Суздальского музея и Калуги'5. Последний экземпляр датируется не ранее первой половины XIV в.26.

Вторую этно-культурную группу энколпионов составляют т.н. сиро-палестинские изделия. Они традиционно разделяются на две основные группы с гравированным и рельефным изображением.

Численно преобладает группа с гравированными изображениями, исполненными т.н. «штриховой» манерой27. Изображения в сильной степени стилизованные, однако елементы одежды выполнены достаточно четко. Интересной деталью является орнаментальное оформление края одежды. Судакская коллекция состоит пока из трех экземпляров.

Оборотная створка первого из них была найдена М.А. Фронджуло при осмотре разрушенных погребений на участке квадрата 30 некрополя Су-дак-Н на юго-западном участке посада Сугдеи (рис. 3, 3). На створке помешено изображение Богородицы в позе Оранты. Надпись разобрать достаточно сложно, из четырех букв хорошо сохранились только ?6?0, возможно, сокращенное Оеотоко£ (Богородица). Поскольку створка была обнаружена без привязки к конкретному погребению, датировать ее сложно, но относительно неплохая сохранность изделия позволяет предположить, что погребенный был его первым и последним хозяином. Интерсную информацию дают орнаментальные мотивы оформления одежды Богородицы. Подобный орнамент достаточно широко представлен, в том числе и на поливной византийской керамике.

" Якобсон А. Л. К истории русско-корсунских связей (XI-XVI вв.)// В В.-1958.-Т. XIV.-С. 116-128.

¡ваиченко Л.1., Мицн О.П. Судаиький хрестХШ ст. // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре.-Ч. И.-Киев-Судак, 2004.-С. 108.

Корзухина Г.Ф.. Пескова А.А. Указ. соч.-С. 218.

Там же,- Табл. 146. VI1.4.1/3; VII.4.1/4: V1I.4.1/17

Там же.-С. 218.

Затекая ВН. Указ. соч.- С. 114

Майко В.В., Джанов A.B., ФарбейА.М. Энколпионы ... !£ii£il£Jl£ii£3i£5i£3l£3l£ii£ii£j.

Оборотная створка второго подобного «сирийского» креста была обнаружена в 1977 г. И.А. Барановым в слое пожара на полу каменного жилого дома с очагом на северо-восточном участке посада средневековой Сугдеи (рис. 3, 2). Верхний луч изделия обломан в древности. Находка упоминается в наиболее полном на сегодняшний день каталоге Г.Ф. Корзухиной и A.A. Песковой". В центре помещено гравированное изображение Святой в позе Оранты (вероятнее всего, Богоматерь). Нижний луч оформлен но краю двойной врезной линией, являющейся продолжением орнаментальной окантовки одежды Святой. Археологический слой на полу дома датируется в рамках первой половины XIII в.

Обстоятельства находки фрагмента створки еще одного подобного энкол-пнона точно неизвестны. Возможно, он был обнаружен на территории Сугдеи в подъемном материале (рис. 3, 1). На сохранившемся верхнем и правом луче изображена Богоматерь-Оранта и традиционная надпись МР ОТ. Очень редкостной особенностью24 эиколпиона является изображение на правом луче Святого. Вероятнее всего, подобное изображение было и на другом боковом луче. Подобный крест с гравированным изображением на левом луче Архангела Михаила, заключенном в медальон, происходит из собрания Н.П. Лихачева30.

Известно, что наиболее крупная Крымская коллекция «сирийских» крестов с гравированным изображением происходит из раскопок Херсонеса31. Исходя из сложившейся в Византийской империи политической ситуации, способствовавшей оживлению торговых и культурных контактов, время их проникновения на относительно широкие территории, в том числе и на Крымский полуостров, относят к середине X в.32. Именно в это время после возрождения разрушенных арабами ближневосточных святых мест, паломники начинают активно посещать православные христианские центры Сирии, где получают разнообразный литургический инвентарь и предметы личного благочестия3-1. Этот процесс продолжается и на протяжении X-XI BB.J,t. Этим же временем, на основании нумизматического материала, датируют время появления подобных энколпионов на Балканах, в Добрудже, на юге Болгарии35 и на Руси36.

Недавно, на основании находки эиколпиона в погребальном инвентаре могилы 58 некрополя селища Бакаташ в юго-восточном Крыму, было высказано

:в Корзухшш Г.Ф.. Пескова A.A. Указ. соч.-С. 59; С. 254, табл. 11.

Там же.-С . 51.

30 Из коллекции академика Н.П. Лихачева. Каталог выставки.-СПб., 1993.-С. 72, № 185.

" Яшаева Т.Ю. Сокральная сущность...-С. 205, рис. 4.

п Там же.-С. 203.

" Залесскаи В Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X-X1I веках // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.-Л .. 1988.- С. 98.

34 Залесская В Н. Прикладное искусство...-С. ¡14-115.

" Доичева-ПешковаЛ. За няком тнпове кръстове-енколпиони от Добруджа И Добруджа,- № 8 -Добрич-Силистра, 1991.- С. 53, табл. I: 16

36 Ку/шцький В.А. Близькосхщш енколпюнн на територи швдепно! Pyci // Археолопя,- 1990-

№ 1.-С. 106-116.

!3i3j£ji£3i3i£ji£lj£li£li£¡j£¡i£lj£li£5j£íi£li£5. БоСПОрСКИв ИССЛеДОВЭНИЯ, ВЫП. XXIII

предположение о возможном существовании местной крымской школы по изготовлению сирийских крестов с примитивным гравированным изображением, которые могут датироваться временем не позднее первой половины XIII ст.17.

Отдельную категорию составляют два ближневосточных энколпиона с изображениями, выполненными в технике низкого рельефа38. Створка одного из них (рис. 3, 4) была обнаружена в погребальном инвентаре склепа при исследовании прихрамового некрополя Судак-V в 1999 г. разведочным отрядом Судакской экспедиции под руководством A.M. Фарбея39. В средокре-стии помещено изображение Богоматери оранты с традиционными Богородичными титлами MP OY. На окончании лучей креста - медальоны с по-грудными изображениями четырех Апостолов Евангелистов с титлами, которые, из-за потертости изделия, разобрать сложно. Традиционно Евангелисты располагались слева по кругу: Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Подобные энколпионы чаще всего относят к кругу поздних ближневосточных древностей40. Они получили достаточно широкое распространение не только в Крыму, прежде всего в Херсонесс", но и на Балканах, реже - на территории Киевской Руси4-. Подобный нашему экземпляр есть, например, в собрании Белгород-Днестровского краеведческого музея43. На территории Крымского полуострова и Древней Руси подобные кресты датируются в хронологических рамках второй четверти XII - первой половины XIII вв. Базируясь на данных нумизматики, болгарские специалисты считают, что сирийские кресты этого типа появляются в северо-восточной и южной Болгарии еще во второй половине X - начале XI вв.44 или в 30-е rr.4S, однако, встречаются и в более поздних горизонтах, до XIII в. включительно.

Другой энколпион был обнаружен в плитовом погребении 26 некрополя храма Параскевы в 2008 г. Это единственный пока ближневосточный экземпляр, от которого сохранились обе створки. На одной из них в технике низкого рельефа изображено Распятие. Святые в медальонах на концах лучей различить

51 Кримировский М.Г., Гукип В.Д. Указ. Соч.-С. 59.

" Аспюшова H.H., Сарачева Т.Г. Коллекция сирийских эиколпионовв археологическом собрании ГИМ // Sacrum et profanum.-II.- Севастополь-Краков, 2007.-19-26.

" Фарбей ОМ. Дослщження посаду середньов1чно1 СугдеУ у 1999 р. // Археолопчж В1дкриття в Укра'ип 1999-2000 р. К.. 2001. С. 60-62.

wЗалесскчн В Н. Прикладное искусство...-С. 115.

41 Crimean Chcrsonesos: city, chora, museum, and environs. Austin, Texas, 2003.- P. 167, fig. 11.15.

42 КушщькийВ.А. В коз. праця.-С. 106-116; Дончева-ПетковоЛ О некоторых типах крестов-энкол-пионов из Херсонеса и средневековой Болгарии // Россия-Крым-Балканы: диалог культур. Екатеринбург, 2004. С. 230-231.

43 Кушщкий В.А. Предметы художественной пластики из Белгород-Днестровского// Земли Южной Руси в IX — XIV вв. К., 1985. С. 125, рис. I; 3.

44 Лтшшсов Г.. Йотов В. Кръстове-енколпионн и медальони от ранносрсдновековиата крепост до с. Цар-Асен. Силистренско// Добруджа - № 6,- Добрич-Снлистра, 1989,- С. 89-90.

" Докчева-Петковч Л. За някои типове кръстовс-енколпиони...-С. 56.

Майко В.В., Джанов A.B., ФарбейА.М. Энколпионы ... [3JijJij]ijJ£il£iJ£3J£il£iiijlij.

очень сложно (рис. 3, 5а). На оборотной створке изображена Богоматерь (Оран-та?) и четыре медальона с изображениями Святых на концах лучей (рис. 3. 5а). Датировать энколпион достаточно сложно, без сомнения, он имеет следы длительного использования. Поверхности затерты до дырок, нижний луч на последнем этапе использования предмета, как реликвария, крепился при помощи медной заклепки. Схематичность изображения резко отличает его от предыдущего экземпляра. Не исключено, что это работа местного мастера, использовавшего ближневосточные прототипы.

В фундаментальном каталоге Г.Ф. Корзухиной и A.A. Песковой упоминается еще одна находка энколпиона из Судака, сделанная в 1873 г., хранящаяся в Одесском археологическом музее ИА НАНГ Украины. Место находки на территории самой Сугдеи остается неизвестным. На створке изображен Святой Николай в полный рост с кирилпческой надписью ГНА W ЪО НН КО ДА. Изображение, в отличие от сирийских прототипов, выполнены не гравировкой, а врезными линиями, отлитыми вместе со створкой креста (рис. 4, 2). На этом основании, используя вариант написания имени Святого, как Никола и иконографического изображения святых не в позе Орант, Г.Ф. Корзухина отнесла его к изделиям древнерусского круга, изготовленным по сирийским прототипам46. Хорошо известна и единственная аналогия кресту, обнаруженная в Каневе Киевской губернии еще на рубеже XIX-XX вв.". Отличия между ними заключаются только в том, что на Судакском кресте греческая омега в слове «Святой» заменена на славянское 0. Однако сейчас большинство исследователей связывают этот крест, упомянутый в ЗООИД и опубликованный Т.Г. Тимашковой48, с Балканской традицией, считая его и аналогичный экземпляр из Каневского уезда44, провинциально-византийским изделием50.

Уникальным для Крыма и Сугдеи является фрагмент верхнего и левого лучей створки энколпиона, происходящего из археологических разведок 2006 г. на территории средневековой Сугдеи (рис. 4, I)5'. На лицевой створке изображен Святой с бородой, а на левом луче - остатки зеркальной кирилической надписи ОА ННК 0ДА0С. Наиболее близкой аналогией является мощевик, хранящийся в государственном Эрмитаже52. Еще один экземпляр известен в собрании Софийского музея в Болгарии. С большой долей вероятности можно

" Корзухина Г.Ф.. Пескова A.A. Указ. соч.-С. 14.

47 Ханенко Б.И и В. Н. Древности русские: Кресты и образки.-Киев, 1899,-Табл, X, 117.

18 Гилшшкова Т.Г. Кресты-эиколпиоиы X1-X1V вв. из собрания Одесского археологического музея// Северо-западное Причерноморье— контактная зона древних культур. К.,1991.-С 122, рис. 2,5.

" Корзухина Г.Ф., Пескова A.A. Указ. соч.-Табл. 15, 1.2/8.

50 Корзухина Г.Ф., Пескова A.A. Указ. соч,-С. 53.

Фарбей А.М., Майко В.В.. Джанов A.B. Отчет об археологических разведках в акватории Судакской бухты в 2006 г., рис. 13: к.о. № 15 // Архив ИЗ «София Киевская».

52 Корзухина Г.Ф.. Пескова A.A. Указ. соч.-Табл. 15, ГЭ № w-195.

!3i£ji=3i£iJ£iJ£iMi£ii£ii£iJ£iMJ£ii£iJ£iJ£iJ£i. Боспорские исследования, вып. XXIII

утверждать, что это фрагмент первого в Крыму энколпиона с изображением Святых с двойными именами (Ннколай-Власий и Георгий-Димитрий). Г.Ф. Корзухина и его относила к группе наиболее ранних древнерусских изделий53. Однако разработки известной болгарской исследовательницы Людмилы Дон-чевой-Пстковой54 доказали, что они имеют балканское происхождение и датируются концом XII в.55Тем не менее, подобная их датировка не исключает и более раннее время появления. Как известно, данная раритетная категория христианских находок находилась в употреблении длительный период.

В.В. Майко, A.B. Джаиов, A.M. Фарбей

ен кол тони су где!

Резюме

У статп публ^усться одна з нанбшьш яскравих категорш християнеьких змахщок -еиколпюнн, як-i внникли з тер итор i i се ред 11 ьо в i к о во! Су гд еТ. Вмерше розгляпут! Bei juaxia-ки, як-i походять з TepiiTopii середньов1кового мкта та и пайближчий округи. Вщомо, що в Криму cTapopycbhi i cupificbKi епколшопи не завжди с датуючим матер1алом, однак, без сумшву, дають додаткову ¡нформацно про р1зномаштшсть полггнчинх та культурних зв'язюв Сугде'1 у XI -першш половши XIII ст. Детально розгляпуп еиколпюнн, пов'язашн здавиьоруським виробшщтвом,¿так звашблизькосхиш виробн, роздшеш патрадишиш групп та впдм.

В.В. Манко, A.B. Джанов. A.M. Фарбей ЭНКОЛПИОНЫ СУ ГДЕ И Резюме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье публикуется одна из наиболее ярких категорий христианских находок - эн-колпиопы, происходящие с территории средневековой Сугдеп. Впервые рассмотрены все находки, происходящие с территории средневекового города и его ближайшей округи.

м Историография проблемы см. Корзухина Г.Ф.. Пескова A.A. Указ. соч.-С.53.

м Дончева-Петкова Л. Кръстове-спколпиоие с образн на свети и надписи МКОЛАОС-ВЛАС-МОСи ГЕОРГНОС-ДНМНТРОС//Археология.-Т. XXXIII.-Кн. 1.-София, 1991.

" Историография этой дискуссии изложена в работе A.A. Песковой; см. Корзухина Г.Ф.. Пескова Л.Л. Указ. соч.-С.53.

Майко В.В., Джанов А.В., ФарбейА.М. Энколпионы ... !5l£[!3!3!£ii3j£j!£j!£j!3!ix

Известно, что в Крыму древнерусские и сирийские энколпионы не всегда являются датирующим материалом, однако, несомненно, дают дополнительную информацию о разнообразии политических и культурных связей Сугдеи в XI - первой половине XIII вв. Детально рассмотрены энколпионы, связанные с древнерусским производством и т.н. ближневосточные изделия, разделенные на традиционные группы и виды.

V.V. Maiko, A. V. Dzhanov, A.M. Farbey RELIQUARY CROSSES OF SUGDEYA Summary

One of the brightest categories of Christian finds - reliquary crosses originating in the territory of Medieval Sugdeya is published in the article. All finds originating from the territory of the medieval city and its nearest district are discussed for the first time. It is known that in the Crimea, the ancient Russian and Syrian reliquary crosses are not always dating back material, but certainly, they give additional information on the diversity of political and cultural ties of Sugdeya in the 11"1- first half of the 13"' century. Reliquary crosses associated with the old Russian manufacturing and the so-called Middle Eastern products, divided into traditional groups and types, are discussed in details.

Боспорские исследования, вып. XXIII

Рис. 1. Древнерусские мощевики из раскопок и разведок средневековой Сугдеи.

I - погребение 133 некрополя Судак-И; 2 - верхний слой храма Девы Марии; 3 - погребение 187 некрополя Судак-! 1; 4,5 - разведки 2006 г. на территории Сугдеи; 6 -разведки на территории Сугдеи; 7 - разведки на территории с. Солнечная Долина.

Рис. 2. Дрсвисрусскнс мощевики т раскопок к разведок средневековой Сугден I - раскопки помещения в портовой части Сугдси 2008 г.; 1 - погребение 17 некрополя на участке куртины XV Сулакекой крепости: 3 - разведки на территории некрополя Судак-П.

1дIд|дит 1гягяд 1 л'д'д|gi.ig.jgjg.bg. Боспорские исследования, вып. XXIII

Рис. 3. Ближневосточные энколпионы из раскопок и разведок средневековой Сугдеи.

I - разведки на территории Сугдеи; 2 - раскопки помещения на посаде Сугдеи: 3 -разведки на территории некрополя Судак-П; 4 - склеп 1 некрополя Судак-У: 5 - погребение 26 некрополя храма Параскевы.

Рис. 4. Балканские энколпионы средневековой Сугдеи. 1 - разведки 2006 г. на территории Сугдеи; 2 - находка 1873 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.