Научная статья на тему 'ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ: ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ'

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ: ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова А.И., Кладкина С.Н.

В статье ставится задача рассмотреть актуальность применения энергосервисного контракта в субъектах Российской Федерации. Отражены особенности использования энергосервисного контракта в различных регионах РФ. Выявлены основные факторы, мешающие применению данного контракта, автор предлагает рекомендации по устранению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ: ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ»

Недавно созданная установка Omni processor s200 производит не менее эффективную очистку стоков до воды питьевого качества. Однако ввиду отсутствия на сегодняшний день конкретных показателей качества получаемой воды невозможно произвести более детальную оценку. Основным отличием Omni processor s200 является сокращение расходов на утилизацию осадка и получение из него электроэнергии.

Что касается области применения, мембранные технологии могут использоваться как в крупных городах, так и в установках очистных частного дома.

Omni processor предназначен для небольших городов с численностью населения 100-200 тыс. человек; применение микробного топливного элемента целесообразно на космических кораблях, морских и речных судах, в частных домах.

Список литературы:

1. http://www.mirprognozov.ru/prognosis/climate/k-2050-godu-gryadet-era-severnogo-rima/ru (дата обращения: 2 марта).

2. Онищенко Г.Г. Проблемы качества питьевой воды в Российской Федерации и пути их решения // Водоснабжение и санитарная техника. -2010. - № 12. - С. 5-8.

3. Первов А.Г., Андрианов А.П., Спицов Д.В. Водо- и энергосбережение в городском хозяйстве. Применение современных мембранных технологий // Сантехника. - 2013. - № 6. - С. 30-35.

4. Френкель В.С. Мембранные технологии: будущее, настоящее, прошлое (на примере Северной Америки) // Водоснабжение и санитарная техника. - 2010. - № 8. - С. 48-54.

5. http://janickibioenergy.com: сайт компании Janicki Bioenergy (дата обращения: 5 марта).

6. http://facepla.net/the-news/energy-news-mnu/4466-mochu-v-kachestve-elektrichestva: Эко-технологический журнал (дата обращения: 5 марта).

7. www.nauka21vek.ru: научно-популярный журнал «Наука 21 век» (дата обращения: 5 марта).

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ: ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ

1 2 © Михайлова А.И. , Кладкина С.Н.

Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

В статье ставится задача рассмотреть актуальность применения энергосервисного контракта в субъектах Российской Федерации. От-

1 Студент 4 курса.

2 Научный руководитель, старший преподаватель кафедры ЭиУП ФЭИ СВФУ.

ражены особенности использования энергосервисного контракта в различных регионах РФ. Выявлены основные факторы, мешающие применению данного контракта, автор предлагает рекомендации по устранению выявленных проблем.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосервисный контракт, субъекты РФ, энергетическая стратегия, экономический эффект.

Проводимая в последние годы Правительством Российской Федерации политика в области энергосбережения прямо обозначила высочайший приоритет вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности [1], потому что инвестирование в энергоэффективность создает новые рабочие места, стимулирует экономический рост и укрепляет энергетическую безопасность стран, не располагающих собственными ресурсами ископаемого топлива. Повышение энергоэффективности является хорошо известной и легко достижимой задачей, выполнение которой полностью себя оправдывает. Из этих трех целей инициативы «Устойчивая энергетика для всех» повышение энергоэффективности оказывает наиболее заметное воздействие на экономию средств, улучшение результатов деловой деятельности и предоставление большего объема услуг потребителям [2].

Механизм внедрения энергосбережения в нашей стране был запущен с момента вступления в силу Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности». Основной целью закона являлось стимулирование более бережного отношения к потреблению электрической и тепловой энергии через практику энергосервисных контрактов.

На сегодняшний день практически все энергосберегающие технологии являются открытыми; они понятны, давно изучены и тиражируемы, и именно энергосервисный контракт является одним из самых популярных механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением [5].

Энергосервисный контракт как один из видов государственно-частного партнерства является развивающимся механизмом повышения энергетической эффективности зданий и их инженерных коммуникаций [3].

Суть контракта состоит в том, что исполнитель - компания, предоставляющая услуги энергосервиса - осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования заказчиком энергоресурсов, в том числе внедряет энергосберегающие мероприятия на объектах заказчика за счет своих средств. Заказчик, в свою очередь, оплачивает работы из средств, полученных от экономии расходов по оплате энергоресурсов. Цена контракта определяется в виде процента от экономии расходов заказчика на поставку энергоресурсов. Заказчик не несет инвестиционных издержек, в этом случае он платит за электроэнергию столько же, сколько бы платил без модернизации, но, проведя модернизацию, через какое-то время он получает в собственность все оборудование.

Таблица 1

Преимущества и недостатки энергосервисного контракта

Преимущества Недостатки

Энергоаудит: - проводится так называемый «инвестиционный энергоаудит» и большинство рисков по достижению заявленных результатов несет энергосервисная компания Промышленные предприятия: - недоверие к перформанс-контракту ввиду непонимания механизмов работы; - риски выбора некомпетентной энергосервисной компании; - отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт; - отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона

Финансирование проектов: - позволяет практически полностью отказаться от использования собственных средств предприятий, делая возможным реализацию долгосрочных инвестиционных проектов с высокой эффективностью Объекты бюджетной и социальной сфер: - отсутствие интереса к реализации мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов. - отсутствие нормативно-методической базы. Нет четко прописанных положений для реализации энергосервисных контрактов

Реализация проектов: - выполняется силами энергосервисной компании; - стоимостная эффективность: в отличие от традиционного подхода модернизации энергетики в данном случае существует заинтересованность самой энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного контракта, в условиях ограниченных инвестиций; - отсутствие риска для заказчика: энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту; - нет финансовых вложений со стороны заказчика: проект финансируется третьей стороной (как правило, кредитными организациями), в то же время вознаграждение обеспечивается «гарантированными сбережениями» Объекты сферы ЖКХ: Ограничения, справедливые для унитарных муниципальных предприятий (согласно ст. 49, 113, 295 ГК РФ и Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»): - ограничение распоряжением имуществом; - ограничение совершения сделок; - ограничение привлечения заемных средств.

Под экономическим эффектом по каждому конкретному проекту в контракте могут пониматься различные показатели энергосервиса, например:

- значительное / достаточное (до 30 %) снижение затрат на энергию;

- снижение вредных выбросов;

- улучшение производственных процессов;

- снижение затрат на ремонт оборудования;

- обучение и мотивация обслуживающего персонала;

- доступ к внешним источникам финансов.

Проект может давать и иную экономию (воды, материала, рабочей силы, штрафов за экологические загрязнения и так далее), которые также можно отнести к экономическим преимуществам проекта.

Энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту, что также является привлекательным параметром энергосервисных контрактов для заказчика [5].

Согласно Российской энергетической стратегии на период до 2020 г., потребление энергии в России за счет энергоэффективных мер и структурных изменений в российской экономике к 2020 г. должно уменьшиться на 40-48 % По оценке Сбербанка, только до 2015 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн. руб., из которых не менее 2 трлн. руб. - возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд. руб. в год.

Российские ЭСКО сконцентрированы в основном в Центральном регионе России.

Несмотря на то, что потенциал энергосбережения в объектах бюджетной сферы РФ огромен, опыт реализации проектов повышения энергоэффективности невелик. Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) является наиболее активным участником программ повышения энергоэффективности в объектах, занимаемых учреждениями образования и здравоохранения.

Основные технологические решения:

- Освещение (здания, улицы, тоннели, промышленные объекты):

1. Автоматизация управления освещением и инженерными системами.

2. Замена осветительного оборудования на энергосберегающее.

- Насосы и вентиляция (преимущественно промышленные объекты).

- Установка частотно-регулируемых приводов.

- Теплоэнергия (здания, промышленные объекты):

1. Применение индивидуальных терморегуляторов.

2. Комплексные мероприятия по теплоизоляции и герметизации.

3. Внедрение системы дежурного отопления, работающей в автоматическом режиме.

4. Корректировка температурного графика в системе отопления.

- Водоснабжение (здания, промышленные объекты):

1. Установка регуляторов напора.

2. Установка энергосберегающей водоразборной арматуры

Обзор государственных закупок в сфере энергоэффективности за

1 квартал 2014 г.: всего в 1 квартале 2014 г. был объявлен 1101 тендер в сфере энергоэффективности на сумму 2022 млн. рублей. На раздел Здания

приходится 74 % всех тендеров и 56 % от общей суммы закупок, Освещение -10 % и 17 % соответственно, Программы - 16 % и 27 % соответственно.

В разделе Здания наибольшую долю в числе тендеров занимает сегмент Приборы учета - 47 % всех тендеров за период, но по сумме закупок лидирует сегмент Энергосервис - 27 % от суммы закупок (в этом сегменте 73 % затрат направляются на приобретение и монтаж энергоэффективного оборудования, 27 % на утепление зданий). Это происходит за счет высоких средних цен в сегменте Энергосервис - 8775 тыс. руб., в то время как в сегменте Энергоаудит средняя цена составляет 1145 тыс. руб. (доля сегмента в суммарных затратах - 13 %), а в сегменте Приборы учета - только 594 тыс. руб. (доля сегмента в суммарных затратах - 16 %).

В разделе Освещение практически все конкурсы направлены на поставку энергосберегающих ламп и светильников, но средние цены в данном сегменте являются достаточно низкими - только 335 тыс. руб., поэтому несмотря на долю 9 % от общего числа тендеров, на поставку ламп и светильников приходится только 2 % от общей суммы закупок за период.

Иная ситуация с разделом Энергосервис (освещение) - имея долю 1 % от общего числа тендеров, здесь реализуется 15 % общей суммы госзкупок, в результате средняя цена оказывается на уровне более 60 млн. руб. Во многом, это сложилось за счет 1 тендера в Волгоградской области стоимостью 295 млн. руб.

В разделе Программы 14 % всех тендеров и 26 % суммы закупок приходится на сегмент Разработка программ (при этом 87 % реализованных средств направлены на разработку муниципальных схем теплоснабжения), на сегмент Пропаганда - 2 % и 1 % соответственно. Средние цены в сегменте Разработка программ составили 3585 тыс. руб., в сегменте Пропаганда - 731 тыс. руб.

Регионами с максимальным объемом закупок стали Москва (490,5 млн. руб., основное направление закупок - Здания, но и велика доля сегмента Программы), Волгоградская область (295,5 млн. руб., основное направление закупок - Освещение) и Новосибирская область (145,4 млн. руб., основное направление закупок - Здания). В большей части регионов РФ доминируют закупки в разделе Здания, раздел Освещение является приоритетным лишь в нескольких регионах (Волгоградская, Челябинская и Липецкая области). В ряде регионов (Свердловская, Московская, Воронежская, Самарская, Тюменская, Тульская обл., Респ. Бурятия, Башкортостан, Чеченская Респ.) наибольшую долю занимает раздел Программы, главным образом, за счет запуска процесса разработки муниципальных схем теплоснабжения. Раздел Программы доминируют и в сумме закупок остальных 45 регионов [6].

Согласно исследованию, проведенным РБК, лидером всероссийского рейтинга энергосервисных компаний - 2015 стала компания ООО «ЕЭС.Га-рант», итоговый балл которой составил 80,8. Данная компания имеет дейст-

вующие энергосервисные контракты с заказчиками из всех 4х сегментов энергосервисного рынка. компании - ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет», ООО «Малопургинское жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством», МУП «ЖКХ» и др.

В тройку лидеров также вошли ПАО «Томскэнергосбыт», набравшее 33,8 баллов, и ООО «Фениче РУС», итоговая оценка которой равна 29,6 баллов.

ПАО «Томскэнергсбыт» имеет действующие энергосервисные контракты с государственными и муниципальными заказчиками (по ФЗ-44), а также с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (по Ф3-223). Заниматься проектами в области энергосбережения «Томскэнергосбыт» начал ещё в 2010 году, а первый энергосервисный контракт с Томской областной клинической психиатрической больницей был заключен в декабре 2011 года. ОАО «Томскэнергосбыт» по итогам 2014 года заключило 12 энергосервисных контрактов с бюджетными учреждениями Томской области.

ООО «Фениче РУС» - крупная энергосервисная компания, специализирующаяся на контрактах с коммерческими предприятиями. Компания реализовала / реализует крупные энергосервисные проекты на таких предприятиях, как ОАО «АВТОВАЗ», ООО ПК «НЭВЗ» (Трансмашхолдинг), Группа компаний Danone, ЗАО «ГК «Электрощит - ТМ Самара» [7].

Таблица 1

Всероссийский рейтинг энергосервисных компаний - 2015

Позиция Название компании Регион Количество направлений энергосервисной деятельности Итоговый балл

1 ООО «ЕЭС. Гарант» Московская обл. 4 80,8

2 ПАО «Томскэнергосбыт» Томская обл. 2 33,8

3 ООО «ФЕНИЧЕ РУС» г Москва 1 29,6

4 ОАО «Мосэнергосбыт» г Москва 2 27,9

5 АО Вилед г Санкт-Петербург 2 25,6

6 ГАУ «Агентство энергосбережения Саратовской области» Саратовская обл. 2 24,7

7 ООО «Энергосервисная компания «ТЕПЛО СЕВЕРА» Мурманская обл. 1 24,7

8 ООО «Энергосберегающие технологии» Республика Саха (Якутия) 2 24,6

9 ООО «ЭнергоПрофит» г Москва 2 24,3

10 ГАУ РБ «Республиканский и научный центр ЭС и ЭЭТ» Республика Башкортостан 2 24,2

11 ООО «ГЭСК» Липецкая обл. 1 23,0

12 ООО «ВаттГрупп» г Москва 1 22,6

13 Филиал ООО «КЭР-Инжиниринг» «КЭР-Автоматика» Республика Татарстан 1 21,2

14 ООО «ЭНЕРГОНИКА» г Москва 1 20,6

15 ООО «Энергоконтроль» Ленинградская обл 2 19,9

16 ЗАО «Группа ЭНТЕР» (ООО «Энергоучет Сервис») г Москва 2 19,9

Окончание табл. 1

Количество

Позиция Название компании Регион направлений энергосервисной деятельности Итоговый балл

17 МУП «Петрозаводские энергетические системы» Республика Карелия 1 18,3

18 ООО «ДиАлекс» Астраханская обл. 1 17,8

19 ЗАО «ТЭРС» Новосибирская обл. 1 15,6

20 ООО «Тепловодоприбор» Алтайский край 14,9

20 ООО «Взлет-Алтай Сервис» Алтайский край 1 14,9

20 АО «Алтайэнергосбыт» Алтайский край 1 14,9

23 ОАО «ЦЭРС и НТ РС (Я)» Республика Саха (Якутия) 1 14,3

24 ООО «ИнтерЕСТ» г Москва 1 13,2

25 ООО «Союз энергетиков Поволжья» Самарская обл. 1 13,1

26 Ульяновский филиал ПАО «Ростелеком» Ульяновская обл. 1 12,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 АО «Газпром газэнергосеть» г Москва 1 12,3

28 ООО «Контроль Инвест» Орловская обл. 1 11,4

29 ООО «Центр энергосервисных технологий» Белгородская обл. 1 10,1

РС (Я) является лидером по количеству и стоимости энергосервисных контрактов, заключенных с государственными и муниципальными заказчиками в 2011-2013 гг. Таковы выводы исследования РБК.Research «Российский рынок энергосервиса - 2014».

По состоянию на начало 2014 г. десятью энергосервисными компаниями республики заключено 133 энергосервисных контракта, охватывающих 196 учреждений бюджетной сферы (преимущественно дошкольных и общеобразовательных учреждений) и 189 объектов жилищного фонда в 16 муниципальных образованиях.

Что касается стоимости заключенных контрактов, то в 2011 году она составила 53 % от общей стоимости контрактов, заключенных в соответствии с требованиями ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в 2012 году - 38,5 %, в 2013 году - 46,6 %. Общая стоимость контрактов, заключенных за период с 2011 по 2013 гг. в регионе, составляет около 4 млрд. рублей.

Если первые энергосервисные контракты заключались только с бюджетными организациями, то сегодня сфера их действия начинает расширяться. Так, начиная с 2013 года, реализуется комплексный энергосервисный контракт в Намском улусе (районе), первый подобный проект в Российской Федерации.

Принцип ведения работ по энергосервисным контрактам можно продемонстрировать на следующем примере.

В том же Намском районе заключен второй в республике энергосервисный контракт в области уличного освещения. Компания, которая заключила контракт, провела работу на 2 миллиона 364 тысячи рублей. На десяти улицах районного центра старые светильники заменены на новые светодиодные. Если раньше на освещение этих улиц расходовали 66000 кВт в год, то сейчас в

два раза меньше - 23000 кВт. В денежном выражении затраты на уличное освещение снизились с 1 миллиона 600 рублей до 800 тысяч рублей [4].

На практике компании пока не торопятся заключать контракты подобного рода, главным образом вследствие непроработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. В законе № 261-ФЗ в ст. 19 недостаточно полно приводятся требования к энергосервисному контракту. Например, обязательные условия состоят лишь из двух пунктов: величина экономии и срок действия. Постановление от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» предусматривает только один вариант финансирования энергосервиса - как процент от достигнутого показателя экономии. Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств [2].

Отсутствие общепринятой методологии определения эффекта энергосберегающих мероприятий вносит дополнительные трудности в работу энергосберегающих компаний. Дело в том, что от этих оценок зависит не только привлекательность предлагаемого со стороны ЭСКО набора плановых энергосберегающих мероприятий, но и, в конечном счете, прибыль, которую ЭСКО получит как процент от сэкономленных средств Заказчика. Серьезные нарекания возникли к проекту типового энергосервисного контракта для госучреждений, в котором четко не определена база для последующих расчетов экономического эффекта и корректирующие коэффициенты в связи с изменением внешних условий при исполнении энергосервисного контракта.

Немало вопросов возникает по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосервисным контрактам:

- Формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период;

- Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.

Помимо законодательных проблем существует ряд других препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В бюджетной сфере, в первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса стоит проблема неосведомленности в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных «подводных камней» энергосервисных контрактов ввиду новизны инструмента для российского бизнеса [5].

Энергосервисные контракты являются одним из главных механизмов, в условиях нехватки бюджетных средств, повышения энергоэффективности во всем мире.

Таким образом, необходимо проработать следующие моменты:

- Устранить пробелы в законодательстве;

- Разработать механизм страхования рисков по части недополучения прибыли энергосервисной компанией и возврату кредитующим организациям;

- Стимулирование активности частного бизнеса в области энергосбережения.

Список литературы:

1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ // Рос. газ. - 2009. - 27 ноября.

2. Развитие рынка и политики энергосервисных компаний [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: https://www.unece.oig/iileadmin/DAM/ епе1£у/8е/р^/епе£Г/ЕСЕ_Е]\1ЕКОУ_93_Ки8.р^ (дата обращения: 18.03.2016).

3. Гужов С.В Энергосервисные контракты и аспекты потребительского менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.abok.ru/ for_spec/articles.php?nid=5717 (дата обращения: 20.03.2016).

4. Портал по энергосбережению ЭНЕРГОСВЕТ [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1410421134 (дата обращения: 15.03.2016).

5. Ларцева Л Расходы на осуществение мероприятий по энергосбережению // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 8.

6. Энергосервисный договор. - Изд. 1-е, доп. - М.: Журнал Энергосбережение, 2013.

7. Karta-smi.ru: карта СМИ [Электронный ресурс]. - СПб., 2012. - Режим доступа: http://www.karta-smi.ru, свободный.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРОВ НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

© Уфимцева П.А.1

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В данной статье показаны виды, содержание и различия договоров крупнейшего предприятия ОАО «СИБЭКО», описаны данные, которые

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.