Научная статья на тему 'Энергосбережение субъектов хозяйствования'

Энергосбережение субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ / ИЗДЕРЖКИ / ПРИБЫЛЬ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Буркальцева Диана Дмитриевна, Бондарь Александр Петрович

В статье излагается рациональное соотношение между доходом, издержками, прибылью. Определены методологические и методические основы формирования стратегии развития предприятия для усиления эффективности использования дополнительных ресурсов, формирования конкурентных преимуществ по энергосбережению. Бизнес-модель субъекта хозяйствования связана с экономической составляющей стратегии, поскольку она предназначена обеспечивать эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. В связи с этим, возможности реализации бизнес-стратегии повышаются, так как энергоресурсы и их объемы являются определяющими ограничениями при реализации. Стратегия энергоэффективности и энергосбережения взаимодействует с бизнес-стратегией через ключевые функциональные стратегии, в каждой из них есть элементы стратегии энергоэффективности и энергосбережения. Взаимодействие бизнес-стратегии с энергетической стратегией осуществляется в рамках корпоративной стратегии предприятия, создавая предпосылки для формализации связи рациональных соотношений «доходы издержки прибыль», построенных на показателях. На основании этих показателей происходит контроль за выполнением стратегических целей, обеспечивая плавающую оптимизацию ключевых показателей хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Буркальцева Диана Дмитриевна, Бондарь Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение субъектов хозяйствования»

УДК 330.117

Борщ Людмила Михайловна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов предприятияи страхования Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского l-borsh49@mail.ru

Буркальцева Диана Дмитриевна

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов предприятияи страхования Крымского федерального университета ..

di_a@mail.ru

Бондарь Александр Петрович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных финансов и банковского дела Крымского федерального университета ..

Ьог^аг-ар2014@уаг^ех. ги

Lyudmila M. Borsh

Doctor of Economics, professor, Professor of the Department of Finance and Insurance companies V.I. Vernadsky Crimean Federal University l-borsh49@mail.ru

Diana D. Burkaltseva

Doctor of Economic, Docent, Professor of the Department of Finance and Insurance companies V.I. Vernadsky Crimean Federal University di_a@mail.ru

Aleksandr P. Bondar

Candidate of economic sciences, Docent,

Docent of the Department of

Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

bondar-ap2014@yandex.ru

Энергосбережение

субъектов хозяйствования1

Аннотация. В статье излагается рациональное соотношение между доходом, издержками, прибылью. Определены методологические и методические основы формирования стратегии развития предприятия для усиления эффективности использования дополнительных ресурсов, формирования конкурентных преимуществ по энергосбережению.

Бизнес-модель субъекта хозяйствования связана с экономической составляющей стратегии, поскольку она предназначена обеспечивать эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. В связи с этим, возможности реализации бизнес-стратегии повышаются, так как энергоресурсы и их объемы являются определяющими ограничениями при реализации. Стратегия энергоэффективности и энергосбережения взаимодействует с бизнес-стратегией через ключевые функциональные стратегии, - в каждой из них есть элементы стратегии энергоэффективности и энергосбережения. Взаимодействие бизнес-стратегии с энергетической стратегией осуществляется в рамках корпоративной стратегии предприятия, создавая предпосылки для формализации связи рациональных соотношений «доходы - издержки - прибыль», построенных на показателях. На основании этих показателей происходит контроль за выполнением стратегических целей, обеспечивая плавающую оптимизацию ключевых показателей хозяйствующего субъекта.

Energy management subjects

Annotation. This paper presents a rational relationship between income, expenses, profit. Determined methodological and methodical bases of formation of the company's development strategy to enhance the efficiency of the use of additional resources, the formation of the competitive advantages of energy saving. The business model of a business entity is related to the economic component of the strategy, because it is intended to ensure the effectiveness of the strategy in terms of profit. In this connection, the possibility of the implementation of business strategies rise as energy and volume are critical constraints in implementation. Energy Efficiency and Conservation Strategy interacts with the business strategy through key functional strategies, - in each of them there are elements of energy efficiency and conservation strategy, business strategy Interaction with Energy Strategy is carried out within the framework of the corporate strategy of the company, creating the preconditions for the formalization of communication rational relations «revenue - cost - profit», built on the indicators. On the basis of these parameters control takes place for the implementation of the strategic objectives by providing a floating optimization of key performance indicators of an economic entity.

1

государственного научного фонда, регистрационный номер НИОКТР АААА-А16-116040410178-5 от 04/04/2016.

Ключевые слова: рациональное соотношение, издержки, прибыль, энергоресурсы, топливно-энергетический баланс предприятия, энергетическая политика, энергоэффективность, энергосбережение, стратегия.

Keywords: rational ratio, costs, profits, energy, fuel and energy balance of the enterprise, energy policy, energy efficiency, energy saving strategy.

Введение

В современной экономической литературе до сих пор нет определенного, четкого понятия термина «стратегия», анализ литературы позволяет выделить то общее, что присутствует в них [1-2]. В соответствии с [1], стратегия - это продуманные долгосрочные задачи, поставленная ,

. [2]

как долгосрочное определенное направление развития субъекта хозяйствования, относящегося к сфере деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри хозяйствующего субъекта, позиции его во внешней среде, позволяющие реализовать свои цели.

Постановка задачи

- -

,

стратегии, установить связь стратегии энергоэффективности и энергосбережения, их взаимодействия с бизнес-стратегией через ключевые

.

Ход исследования

Стратегия управления рассматривается как совокупность ориентиров и ограничений, определяющих направление развития субъекта хозяйствования в соответствии с поставленной целью, стратегия хозяйствующего субъекта - комбинирует методы конкуренции, формирования и направлена на удовлетворение потребителей,

достижение организационных целей. С понятием « » « -

, ». -

ми основными факторами следует согласиться и взять за основу при формировании стратегии предприятия, поскольку бизнес-модель хозяйствующего субъекта связана с соотношением « - - »,

и планируемыми доходами от сбыта товаров, со , -

, -

гии хозяйствующего субъекта.

Фактическая стратегия бизнеса получается, как результат взаимодействия новых инициатив и действующих компонентов с адаптивными реакциями на изменяющиеся условия. Поэтому первый этап разработки стратегии хозяйствующего

субъекта заключается в планировании комплек-, -

вые программы (в том числе энергетические), которые реализуются при определенных событиях и условиях.

В связи с этим, можно выделить ключевые элементы и определить многочисленные составля-

ющие стратегии развития бизнеса, как хозяйствующего субъекта: - -

сбережения;

- укрепление конкурентных возможностей;

-

;

- ; -

новых направлений бизнеса; -

ряд других составляющих, которые взаимодействуют с принципами, определяющими стратегию хозяйствующего субъекта, ставить вопрос о причинах изменения стратегии.

При разработке корпоративной стратегии определяется энергетическая политика компании,

которая конкретизируется на последующих орга-. -

лить приоритеты энергетической политики, что

-

,

, -

ственно оценивать приоритеты и отбирать их для реализации на нижних организационных уровнях Согласно [6], корпоративная стратегия -

это общий план управления диверсифицирован, -

стижению определенных позиций в различных отраслях и подходы к управлению отдельными .

-

разрабатываемый менеджментом план управления одним предприятием для достижения его оптимальной производительности, следовательно, и оптимальной энергоэффективности и энер-.

и энергосбережения взаимодействует с бизнес-стратегией через ключевые функциональные стратегии, - в каждой из них есть элементы стратегии энергоэффективности и энергосбере-.

- -

тельность действий для устойчивого конкурент, -

гией энергоэффективности и энергосбережения и позволяет получать устойчивую прибыль выше .

На основе предыдущих исследований [3-5] любая функциональная стратегия уже бизнес-стратегия и представляет бизнес-план более подробно. Корпоративная стратегия представля-

ет собой совокупность стратегий, создаваемых менеджерами на различных уровнях организации, поэтому чем крупнее предприятие, тем больше уровней формирования стратегий, объединение которых в единую и согласованную систему дает всеобъемлющую стратегию компании. Такое единство достигается только тогда,

когда процесс разработки стратегии направлен .

На выработку стратегии компании влияет мно-

,

создаваемую стратегию зависит от ситуации. Поэтому разработка стратегии должна начинаться с оценки всей совокупности внешних и внут-. , , политические и правовые факторы ограничивают для компании выбор стратегических действий

[3; 6]. Пересмотр стратегии связан с новыми

,

достижениями, изменением соотношения «цена - - ».

Разработчики стратегии должны постоянно изучать отрасль и конкурентные условия. На стратегию компании оказывают сильное влияние возможности и угрозы внешней среды, поэтому она должна формироваться так, чтобы можно было реализовать как можно больше возможностей. Стратегия должна формироваться исходя из имеющихся ресурсов с учетом слабых сторон.

Для оценки и определения преимуществ страте-

[1]: « -

ответствие среде», «конкурентное преимуще-

», « ». « -» , -

на соответствовать условиям внешней среды: рыночным возможностям и угрозам, условиям развития отрасли и конкуренции. Чтобы стратегия приводила к достижению желаемых результатов, необходимо, чтобы стратегия соответствовала внутренней и внешней среде и учитывала сильные и слабые стороны компании, ее

компетентность и конкурентные возможности.

« » -

печивает стабильное конкурентное преимущество, в результате, повышается эффективность и отдача стратегии. Критерий «эффективность» подтверждается улучшением таких показателей, как прибыльность и упрочнение конкурентной . -мальными значениями показателей по всем трем критериям будет самым перспективным.

Для оценки стратегии можно использовать и другие дополнительные критерии: степень риска, гибкость, внутреннюю согласованность составляющих. В связи с этим, возникает необходимость разработки одного интегрального критерия реализации стратегии предприятия. Поэтому необходима разработка методологии разработки .

Чтобы сохранить конкурентоспособность, компа-( ) -

держки на уровне конкурентов, применяя метод стратегического анализа издержек.

Стратегия энергоэффективности и энергосбережения реализуется, в первую очередь, с помощью таких стратегий конкуренции, как стратегия лидерства по издержкам и стратегия оптимальных издержек, «хотя стратегической задачей является не максимальное сокращение издержек само по себе, а достижение максимального превосходства по издержкам над конкурентами» [2; 4]. Предприятие - лидер по издержкам имеет два способа получения дополнительной прибыли и увеличения ее темпов роста. Первый спо--

( . . ) можно больше покупателей, чувствительных к цене. Задача состоит в том, чтобы удержать разницу в цене по сравнению с конкурентами в пределах разницы по издержкам, и тогда темпы

роста прибыли будут расти от продаж каждой

,

. - -( . . ), цену и сохранить существующую долю рынка, и тогда дополнительная прибыль получится за счет повышения прибыли от продажи каждой .

Однако проблема уровня издержек при повышении энергоэффективности и энергосбережения есть в каждом звене стандартной цепочке ценности бизнеса (предприятия) и зависит от многих ключевых факторов [3; 4], рассмотрим некоторые из них.

. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изводства влияет на любое звено цепочки ценности. Эффективное управление видами деятельности, где используется эффект масштаба, является главным резервом сокращения издер-( . . ).

Обучаемость и накопление опыта. Затраты на бизнес со временем снижаются за счет накопления опыта и повышения профессионализма. Сокращение издержек за счет обучаемости и

накопления опыта - это результат глубоких про,

освоение новой технологии.

Приобретение ключевых ресурсов. Издержки в цепочке ценности компании (предприятия) зависят от издержек на приобретение основных ресурсов: сырья, материалов, энергоресурсов.

Совместное использование оборудования и ресурсов. Различные предприятия (компании) могут совместно пользоваться общими складскими площадями и каналами распространения, услугами одного отдела обслуживания или технической поддержкой и т.д. Распределение издержек на несколько видов производственной деятельности обеспечивает экономию на масштабе, сокращает время разработки новой технологии, увеличивает загрузку производственных мощностей.

Загрузка производственных мощностей. Существенным фактором снижения издержек для технологического производства является степень загрузки производственных мощностей.

Бизнес должен быть нацелен на те технологии, которые максимально устойчиво воздействуют на дифференциацию или снижение издержек, а стратегия энергоэффективности и энергосбережения должна быть направлена на усиление эффекта тех конкурентных преимуществ, на получение которых ориентирована общая страте,

внутренний и внешних угроз. Выводы

На институциональном уровне теория формирования стратегии развития предприятия позволяет сделать следующие выводы.

Определено, что бизнес-модель субъекта хозяйствования связана с экономической составляю,

обеспечивать эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. В связи с этим, возможности реализации бизнес-стратегии повышаются, так как энергоресурсы и их объемы яв-

Литература:

1. Герасимова СВ. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ : монография. К. : Знание, 2006. 407 с.

2. . . : -: // , 2005. 470 .

3. Буркальцева Д.Д. Обеспечение инвестиционной привлекательности организации // Вестник Екатерининского института. 2016. № 1 (33). С. 75-79.

4. . .

организации: анализ рисков при управлении инвестиционными ресурсами / Д.Д. Буркальцева, . . , . . // : финансы, банки, инвестиции. 2015. № 2 (31). С. 115-120.

5. . .

энергосбережения субъектов хозяйствования: рациональное соотношение / Л.М. Борщ, . . // -ватель, 2016. № 8 (13). С. 5-9

6. . . -зисного управления предприятием / В.В. Чепур-

, . . // : , банки, инвестиции. 2015. № 4(33). С. 28-33.

ляются определяющими ограничениями при реализации.

Установлено, что стратегия энергоэффективности и энергосбережения взаимодействует с бизнес-стратегией через ключевые функциональные стратегии, - в каждой из них есть элементы стратегии энергоэффективности и энергосбережения. Взаимодействие бизнес-стратегии с энергетической стратегией осуществляется в рамках корпоративной стратегии предприятия, создавая предпосылки для формализации связи рациональных соотношений «доходы - издержки -прибыль», построенных на показателях. На основании этих показателей происходит контроль за выполнением стратегических целей, обеспечивая плавающую оптимизацию ключевых показателей хозяйствующего субъекта.

Дальнейшие исследования необходимо направить на формирования стратегии развития бизнеса с учетом институциональных изменений.

Literature:

1. Gerasimova S.V. Management of investment activity of joint stock companies : monograph. K. : Knowledge, 2006. 407p.

2. Borsch L.M. Investing: Theory and Practice : Textbook // Knowledge, 2005. 470 p.

3. Burkaltseva D.D. Provision of investment attractiveness of the organization // Bulletin of Catherine Institute. 2016. № 1 (33). P. 75-79.

4. Burkaltseva D.D. Economic security organization: analysis of risks in investment management / D.D. Burkaltseva, D.V. Abdureshitova, V.V. Tyzh // Scientific Bulletin: finance, banking, investment. 2 0 15. № 2 (31). P. 115-120.

5. Borsch L.M. Energy Efficiency and Energy Saving Strategy of economic entities: a rational ratio / L.M. Borsch, S.V. Gerasimova // Taurian scientific observer, 2016. № 8 (13). P. 5-9.

6. Chepurko V.V. Methodical aspects of crisis management enterprise / V.V. Chepurko, I.N. Banev, // Scientific Bulletin: finance, banking, investment. 2015. № 4 (33). P. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.