Научная статья на тему 'ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ'

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (ЭД) / АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (АД) / СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА / МОМЕНТ НА ВАЛУ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (КПД) / ЭНЕРГОЭФФИКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENT ELECTRIC MOTOR (ED) / ASYNCHRONOUS ELECTRIC MOTOR (BP) / COMBINED WINDING / TORQUE ON THE SHAFT / EFFICIENCY (EFF) / ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Езерский Д.С., Никонова Л.Д.

В настоящее время встает задача экономии электроэнергии и, как следствие, повышения энергоэффективности рабочего оборудования. Актуальность исследования обусловлена рассмотрением инновационных технологий, которые разработаны для решения вышеописанных задач. В статье изложены несколько способов улучшения характеристик электродвигателей, направленных на: уменьшение энергозатрат, увеличение срока эксплуатации и экономической целесообразности предлагаемых методологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Езерский Д.С., Никонова Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY-SAVING ELECTRIC MOTOR

At present, there is the task of saving energy and, as a result, increasing the energy efficiency of work equipment. The relevance of the study is due to the consideration of innovative technologies that are designed to solve the above tasks. The article outlines several ways to improve the characteristics of electric motors, aimed at: reducing energy consumption, increasing the service life and economic feasibility of the proposed methodologies.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ»

УДК 621.313.333

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Езерский Д.С., студент группы 14Стр(б)ТГВ, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: darkness111_96@mail.ru

Никонова Л.Д., студент группы 14Стр(б)АД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: lybaniko@mail.ru

Научный руководитель: Раимова А.Т., канд. техн. наук, доцент кафедры АЭПЭМиЭТ, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В настоящее время встает задача экономии электроэнергии и, как следствие, повышения энергоэффективности рабочего оборудования. Актуальность исследования обусловлена рассмотрением инновационных технологий, которые разработаны для решения вышеописанных задач. В статье изложены несколько способов улучшения характеристик электродвигателей, направленных на: уменьшение энергозатрат, увеличение срока эксплуатации и экономической целесообразности предлагаемых методологий.

Ключевые слова: энергоэффективный электродвигатель (ЭД), асинхронный электродвигатель (АД), совмещенная обмотка, момент на валу, коэффициент полезного действия (КПД), энергоэффиктивность.

Энергоэффективные двигатели (ЭД), представленные на внешнем рынке - это асинхронные ЭД с короткозамкнутым ротором. За счет улучшения качества используемых в двигателе деталей, а также за счет специальных приемов проектирования удается поднять номинальный КПД ЭД на 1-2 % (мощные двигатели) или на 4-5 % (небольшие двигатели). Этот подход может приносить пользу, только если нагрузка меняется мало, регулирование скорости не требуется и параметры двигателя правильно выбраны. В России, асинхронные двигатели занимают от 47 до 53 % потребления всей вырабатываемой электроэнергии.

В настоящее время существует ряд методов повышения эффективности ЭД [1, 2, 3, 4]. Наибольшее применение нашли следующие технологии:

- применение частотного привода - удается в широких пределах менять частоту оборотов и момент на валу;

- быстро меняющееся число магнитных полюсов в двигателях с постоянными магнитами - уменьшение частоты приводит к снижению потерь в сердечнике;

- воздействие на вибрации с помощью эксцентричного ротора - снижение вибраций сопровождается повышением надежности и срока службы двигателя.

Однако, особое внимание необходимо уделить инновационной Российской разработке. Д. А. Дуюновым [5] была предложена новая конструкция обмотки АД, которая приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Обмотка по схеме «Славянка»

Сущность разработки заключается в возможности получения двух систем токов, образующих между векторами индукции магнитных потоков угол в 30 электрических градусов в зависимости от схемы подключения трехфазной нагрузки к трехфазной сети (звезда или треугольник). Соответственно, к трехфазной сети можно подключить электродвигатель, имеющий не трехфазную обмотку, а шестифазную. При этом часть обмотки должна быть включена в звезду, а часть - в треугольник, тогда результирующие вектора индукции полюсов одноименных фаз звезды и треугольника будут образовывать между собой угол в 30 электрических градусов.

Следовательно, совмещение двух схем в одной обмотке позволяет улучшить форму поля в рабочем зазоре двигателя и как следствие существенно улучшить основные характеристики двигателя. Осциллограммы проведенного эксперимента по использованию обычного двигателя и двигателя с совмещенной обмоткой приведены на рисунке 2.

Форма поля, как видно из рисунка, в рабочем зазоре стандартного двигателя лишь условно можно назвать синусоидальным, оно ступенчатое.

Рисунок 2 - Форма поля в рабочем зазоре

В результате этого в двигателе возникают гармоники, вибрации и тормозящие моменты, которые оказывают отрицательное воздействие на работу двигателя и ухудшают его характеристики. Поэтому стандартный асинхронный двигатель обладает приемлемыми характеристиками только в режиме номинальной нагрузки. При нагрузке, отличной от номинальной, характеристики стандартного двигателя резко снижаются, снижается коэффициент мощности и КПД двигателя.

По сравнению с частотными приводами, предлагаемая технология позволяет получить большую экономию электроэнергии при существенно меньших капитальных вложениях. В

ходе эксплуатации затраты на обслуживание так же существенно ниже. Для наглядности эффективности и окупаемости двигателей с совмещенной обмоткой проведен сравнительный анализ между двигателями 4А180М2У3 (заводской двигатель, класс энергоэффективности IE1) и АДЭМ180М2 (двигатель с совмещенной обмоткой, класс энергоэффективности IE2). Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Технические характеристики двигателей

Характеристики Двигатель 4А180М2У3 Двигатель АДЭЕМ18М2

Мощность, кВт 30 30

Частота вращения, об/мин 3000 3000

КПД, % 90,5 92

Коэффициент мощности cosф 0,9 0,88

Стоимость двигателя, руб 38000 53200

Расчет выполняется на основе данных приведенных в таблице 1 в следующем порядке:

1. Вычисляется активная мощность, потребляемая из сети:

Ра = Р , 0)

Л

где Р - мощность асинхронного двигателя, кВт; Л - КПД двигателя;

Рл - активная мощность асинхронного электродвигателя, кВт.

Далее определяются суммарные потери мощности:

АР = Ра - Р, (2)

где АР - суммарные потери мощности, кВт.

2. Предположим, что данный двигатель работает 1=24 часа в сутки, п=365 дней в году, тогда количество энергии, теряемое и выделяемое в виде тепла, за год составит:

0 = АР ■ г ■ п, (3)

где 0 - потери электроэнергии при постоянной работе ЭД, кВт; г - время, которое работает ЭД (принято 24 часа), ч; п - количество суток, которое работает ЭД (принято 365), сут.

3. При средней стоимости электроэнергии в г. Оренбург С0=2,7 руб. за кВт/ч, количество потерянной электроэнергии за 1 год определится значением:

С = С0 ■ 0, (4)

где С0 - средняя цена электроэнергии за кВт/ч, руб; С - стоимость потерянной электроэнергии, руб.

4. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.

Таблица 2 - Результаты сравнительного анализа

Параметры Двигатель 4А180М2У3 Двигатель АДЭЕМ18М2

Активная мощность, потребляемая из сети, кВт 33,15 32,6

Суммарные потери, кВт 3,15 2,61

Потери энергии при работе ЭД без перерывов в течение года, кВт 27587 22852

Количество потерянной электроэнергии за год, руб. 74484,9 61705,8

Результаты расчетов показывают, что в случае замены обычного электродвигателя двигателем с совмещенной обмоткой, т.е. энергоэффективным, экономия электроэнергии составит 4795 кВт в год на один двигатель. При применении 10 таких электродвигателей экономия составит 47350 кВт в год или в денежном выражении 12779,1 руб. в год.

На рисунке 3 приведена динамика изменения стоимости потерянной электроэнергии в течение 5 лет.

Из графика видно, что, несмотря на большую стоимость улучшенного двигателя, он полностью окупается через год.

Стандартный двигатель Двигатель с совмещенной обмоткой

Рисунок 3 - Стоимость потерянной электроэнергии

А в течение 5 лет двигатель с совмещенной обмоткой по сравнению со стандартным двигателем позволит сэкономить 48695,5 руб. Расчеты были проведены для одного двигателя, в реальности количество двигателей, задействованных в технологических процессах, много больше, следовательно, и экономия денежных средств будут много выше.

Таким образом, без значительных изменений в технологии изготовления получаем двигатели, по своим характеристикам существенно превосходящие стандартные. В отличие от ранее известных методов повышения энергоэффективности, предлагаемое решение наименее затратное и реализуемо не только при производстве новых двигателей, но и при капитальном ремонте и модернизации существующего парка.

Новые технологии уже сейчас находят широкое применение. Наглядным примером является опыт применения асинхронного двигателя по технологии «Славянка» на объектах шахтного электротранспорта. В ходе испытания в НПП «Энергия» асинхронный электродвигатель с совмещенными обмотками на электровозе «Эра» перевезено в два раза больше вагонеток с углем (рудой), чем с штатным двигателем донором (АИР160), который

позволяет перевозить только пять вагонеток и не тянет в горку. Производительность труда по вывозу угля (руды) повысилась более чем в два раза при уменьшении потребления электроэнергии.

Литература

1. Bogh, D. IEEE 841 motor vibration / D. Bogh, J. Crowell, R. Amstutz // Industry Applications Magazine. - 2005. - IEEE. V. 11. - № 6. - pp. 32-37.

2. Li, J. Effect of Radial Magnetic Forces in Permanent Magnet Motors With Rotor Eccentricity / J. Li, Z. Liu, L. Nay // IEEE Transactions on Magnetics. - 2007. - V. 43. Is. 6. - pp. 2525-2527.

3. Hao, Z. A Vibration Mitigation Approach for Inverterfed Permanent Magnet Motor Drive System / Z. Hao, Z. Rong-xiang, Y. Huan, С. Hui // IEEE SENSORS JOURNAL. - 2009. - pp. 2017-2022.

4. Yuji, О. Permanent Magnet Motor Capable of Changing the Number of Poles by a Factor of Three / О. Yuji // International Conference on Electrical Machines and Systems. - 2013. - pp. 1122-1126.

5. Патент №2507664 Рос. Федерация: МПК Н02К 3/28, Н02К 17/12. Малошумный асинхронный двигатель / Д. Дуюнов, Ю. Агриков, В. Блинов, И. Яковлев; заявитель и патентообладатель Москва. ООО «AC и ПП». - № 2011151274/07; заявл. 14.12.11; опубл. 20.02.14, Бюл. № 5(II ч.). - 1 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.