УДК 621.31:62.192:338.246.7
ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ И МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова, В.С. Минаев
Рассматриваются проблемы управления деятельностью субъектов хозяйствования в сфере энергетики муниципальных образований. Обсуждаются основные цели, задачи, алгоритмическое, нормативно-правовое, технологическое и информационное обеспечение.
Ключевые слова: энергетика, энергетический менеджмент, энергетическая политика, муниципальные образования, алгоритмы управления развитием энергетики.
Применение в энергетической политике российских организаций теории качества и управленческого цикла позволяет совершенствовать и внедрять энергоменеджмент как в деятельность субъектов хозяйствования (СХ) на территории муниципальных образований (МО), так и в управление проектами энергосбережения и повышения энергоэффективности (ПрЭсПЭ) МО.
Рассмотрим кратко ее основные этапы.
Первый этап в построении ПрЭсПЭ МО - мониторинг, измерения и анализ фактической ситуации в МО. Для движения к цели следует знать исходное состояние, чтобы спланировать маршрут движения, контролировать ключевые параметры процессов, влияющие на энергоэффективность МО и подлежащие отслеживанию, измерению и анализу. Обычно к ним относятся:
- данные анализа энергопотребления и энергоэффективности по объектам и группам объектов;
- список объектов, групп объектов со значительным энергопотреблением;
- взаимосвязь объектов с разной степенью энергоиспользования (сильное, нормальное, слабое) и иными параметрами (как утеплены окна домов в отопительный период и т.п.);
- показатели энергоэффективности и эффективности энергосберегающих мероприятий (ЭсМ) в достижении поставленных целей и задач.
На практике выделяются два «золотых правила» энергомониторинга:
- данные мониторинга и измерений должны регистрироваться.
- результаты мониторинга и измерений должны сохраняться.
Международный стандарт ИСО 50001 «Системы энергоменеджмента. Требования с руководством по применению» («Energy management systems - Requirements with guidance for use») служит базой национальных, корпоративных и муниципальных стандартов энергоменеджмента, и его положения можно взять за основу построения систем энергомониторинга МО.
В разработке и реализации ПрЭсПЭ МО важное место занимает система мониторинга, включающая: накопление фактической информации о
деятельности СХ энергосбережения; отслеживание изменений плановых показателей в энергетической политике МО; отображение «перекосов» в энергетических политиках МО и региона; выявление технического, экономического, финансового потенциалов и степени их реального применения.
Алгоритм сбора и накопления данных включает следующие шаги:
10. Наметить необходимый уровень детализации данных, при котором достижима необходимая и достаточная их полнота и целостность в пределах имеющегося времени и выделенных денежных средств. Уровнями детализации могут выступать объекты по критериям: масштаба территории - МО в целом; группы экономических субъектов в составе отраслей; отдельные отрасли и экономические субъекты; по срезу времени - год, полугодие, квартал, месяц и т.п.
20. Учесть быстрый рост объема вводимой информации на 1-2 порядка с переходом с ьго на ^+1)-й уровень детализации (этот переход может быть нецелесообразен из-за дефицита времени, средств, достоверной информации). Детализации разных уровней требуют крупные экономические субъекты, работа которых существенно влияет на энергетические показатели всего МО.
30. Для экспертов представителей МО и независимых специалистов подготовить перечень параметров, уточнив их значения во времени (перечень этих показателей сформировать на базе обработки вводимых данных с отображением результатов исполнения ПрЭсПЭ МО).
40. Организационными механизмами обеспечить полноту, точность и своевременность сбора данных.
50. Вести анализ данных в темпе их поступления (при невозможности достичь их полноты, точности и своевременности поступления скорректировать перечень параметров, уровни детализации, принять меры по исключению выявленных проблем).
60. По мере реализации ПрЭсПЭ МО оценивать возможность выполнения п. 1 0-40 с более глубоким уровнем детализации и вводом данных в систему мониторинга в ручном или автоматизированном режиме.
Ручной ввод применяют, если нужна предварительная очистка данных, согласование, уточнение с непосредственным участием человека при вводе данных в систему мониторинга (это используют на первом этапе при сборе исходных данных разработки ПрЭсПЭ МО или при ее мониторинге до отработки регламентов получения и ввода данных в автоматизированном режиме). Автоматизированный ввод применяют при качественных данных в электронном виде, что гарантировано техническими и организационными мероприятиями, при однократном вводе структурированных качественных данных на первом этапе разработки ПрЭсПЭ МО или в процессе мониторинга выполнения программы.
Системы мониторинга по критерию затрат времени и денежных средств можно реализовать компьютерными программами бизнес-
аналитики (BI - Business Intelligence) известных компаний Microsoft, Oracle, IBM, SAP и др.
Для выбора программ сбора и анализа данных энергомониторинга используют методику оценки совокупной стоимости владения информационной системой с учетом затрат приобретения программ, техники и их эксплуатации.
Механизмы энергосбережения и проблемы их реализации. Государственная политика энергосбережения реализуется с применением сбалансированной системы мер (табл. 1), формированием комплекса стимулирующих механизмов. Если первые этапы содержат жесткие запретительные механизмы (требования, стандарты, правила), то по мере их выполнения и формирования новой институциональной среды вводятся мягкие механизмы льгот.
Таблица 1
Матрица развития энергетической политики и энергосбережения
Ком- по- нен- ты* Уровни развития политики энергосбережения (ПЭс) в регионе, МО **
0 (75%) 1 (65%) 2 (55%) 3 (40%) 4 (28%)
ПЭс Явной политики энергоменеджмента (ЭМ)*** не существует Не разработана энергетическая политика (ЭП) на уровне МО ЭП в МО формируется на базе федеральных законов Есть комплексная ПрЭсПЭ, а на ее базе формируется и ЭП МО При реализации ПрЭсПЭ ведут мониторинг и коррекцию ее показателей
Орг€ т Нет Ст ЭМ, от-ветст-венного отдела ЭМ МО В МО создается отдел управления (ОтУ) ЭсПЭ ЭМ не является приоритетным компонентом в ЭСМ ОтУ держит отчет о разработке ПрЭсПЭ ЭМ интеги-рован ворг-структуру, отвечает за ПрЭсПЭ МО
МкЭс Большинство потребителей не мотивировано к Эс Проведение ЭА отдельных объектов и низкозатратных ЭсМ Нет мотивации к Эс у персонала и менеджмента, оценки фактической экономии МкЭС для потребителей следует закрепить на уровне МО, региона, РФ Многоуровневая система МкЭс для всех групп с учетом реальной экономии затрат
И^ Нет ИнфС, нет отчета по ЭП Частично реализуют некоторые из ЭсМ Формируют отчеты по секторам экономики МО, начинается учет ТЭР Идет автоматизация сбора данных и их анализ Контроль и мониторинг отпуска и потребления ТЭР
Инв Нет инвестиций на ЭП Краткосрочные инвестиции на 1-2 года Финансирование лишь низкозатратных ЭсМ Типовые критерии, среднесрочные инвестиции Выбор схем ЭсМ, оценка ВИЭ, ВЭР, отражение ЭП МО
* - компоненты ПрЭсПЭ МО: ПЭс - политика энергосбережения; ОргСт - организационные структуры; МкЭс - мотивация к энергосбережению; ИнфС - информационные системы; Инв - инвестиции; ** - в уровнях развития политики сбережения 0-4 в скобках указана доля запретов, нормативов в процентах (дополнение до 100% для каждого из этих уровней выступает как доля поощрения или бизнеса); *** - в ячейках таблицы: ЭсМ (Эс) - энергосберегающие мероприятия (энергосбережение); ЭП - энергетическая политика; ВИЭ (ВЭР) - возобновляемые источники энергии (энергоресурсы); ЭМ - энергоменеджмент.
К государственным механизмам стимулирования в энергетической политике стран мира можно отнести разработку:
- единого подхода к формированию текущих, ретроспективных и перспективных ТЭБ, индикаторов оценки эффективности использования ТЭР;
- нормативно-технических документов, регламентирующих составление, оформление и анализ ТЭБ регионов;
- муниципальных информационных систем, включающих перечень источников, сетей и потребителей энергоресурсов; перечня сводных показателей отчетности ТЭБ регионов.
Для России успешный мировой опыт хотя и не всегда применим, но убедительно доказывает полезность ЭсМ на уровне МО и региона. При выборе этих механизмов учитывают специфику каждого МО, его резервы, потенциал роста эффективности, ведут мониторинг качества управления энерго- и ресурсосбережением. Набор частных решений обычно не дает системной эффективности деятельности МО и регионов (единого универсального набора ЭсМ и технологий в энерго- и ресурсосбережении не существует), но под специфику каждой территории можно сформировать направление модернизации, комплекс ЭсМ и алгоритм их реализации. Видоизменение конфигурации территорий, объектов жилого фонда, инфраструктуры, промышленности, числа СХ требует эффективной системы энергообеспечения и энергоменеджмента МО. Рост и сбалансированное энергоэффективное развитие энергетических инфраструктур МО - важная инженерная задача на уровне государства. Реструктуризация СХ, ввод новых производств, освоение и внедрение новых технологий требуют свободных и дополнительных мощностей, эффективного использования существующих. В ближайшем будущем существенного ввода новых энергомощностей в РФ не предвидится, и следует увеличивать тарифы, доходы от экспорта тратить на строительство новых электростанций и сетей. Необходим поиск путей повышения эффективности энергосистем и энергобезопасности МО и регионов.
Фиксирование постоянной потребляемой мощности в энергодефицитных регионах и МО, переориентация финансовых потоков на высвобождение и совершенствование мощностей в энергетических системах должны стать главным экономическим стимулом сдерживания роста объе-
мов потребления ТЭР в РФ (эта реализация ЭсМ в сравнении с вводом новых мощностей гораздо дешевле).
Комплексные ПрЭсПЭ МО ориентированы на оптимизацию имеющихся мощностей, создание нужных резервов в развитии регионов без строительства новых электрогенерирующих объектов, повышение эффективности имеющихся источников, высвобождение резервов для применения ВЭР и ВИЭ. Так, Москва, столкнувшись в 2005 г. с нехваткой энергии для развития, избрала новую энергетическую стратегию применения энергосберегающих технологий в базовых секторах экономики. Комплексная целевая программа энергосбережения Москвы включает набор программ, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, целевым показателям. Комплекс ЭсМ по энергоэффективности тепловых и электрических сетей уже показал ощутимый эффект по сокращению удельного потребления ТЭР, на 40% даст снижение энергоемкости ВРП г. Москвы до 2020 г.
Специфика энергообследования и управления энергосбережением. Основная задача энергетического обследования СХ состоит в поиске и объяснении источников нерационального потребления энергоресурсов и неэффективного их использования. Энергетическое обследование включает три этапа: подготовку; обследование; результат (табл. 2).
Таблица 2
Этапы энергетического обследования объектов
Этапы Содержание и семантика этапа
Подготовительный Заполнение опросного листа; определение объёма работ и согласование технического задания; определение этапов работ, составление и согласование календарного плана; согласование технического задания; подписание договора (контракта)
Обследование Визуальное и инструментальное обследование объекта; анализ полученной информации; проведение требуемых расчетов; разработка подробных балансов по всем ТЭР; выявление потенциала энергосбережения; разработка мероприятий по энергосбережению, объединение в единую программу повышения энергоэффективности
Заключительный Составление энергетического паспорта; его экспертиза в саморегулируемой организации (СРО); составление отчёта о результатах энергетического обследования, их сдача заказчику
Энергообследование объектов лучше планировать в холодные месяцы года (октябрь-март), когда температура внутри здания, строения, сооружения выше, чем снаружи, а теплопотери через ограждающие кон-
струкции наиболее заметны. Для расчёта стоимости проведения энергетического обследования сегодня нет утверждённых методических указаний. Так, продолжительность проведения энергетического обследования для здания общеобразовательной школы составляет 1-3 мес. (длительность энергетического обследования зависит от количества энергопотребляющего оборудования, площади здания и др.).
Крайний срок проведения первого энергообследования для юридических лиц по ФЗ № 261 - 31.12.2012 г. Повторное обязательное энергообследование проводится 1 раз в 5 лет.
Если лицо, обязанное провести первое энергообследование до 31.12.2012 г., не имеет энергетического паспорта, утверждённого соответствующим СРО, то Ростехнадзор его вправе оштрафовать. Энергообследование ведется членами СРО в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; продукции, технологических процессов.
По ФЗ № 261 энергообследование обязательно:
- для органов государственной власти и местного самоуправления, наделённых правами юридических лиц;
- для СХ с участием государства и МО, ведущих регулируемые виды деятельности и мероприятия по ПрЭсПЭ МО, финансируемых за счет государственных и муниципальных средств (совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электроэнергии этих СХ составляют ^ 10 млн. руб./год);
- для СХ по производству и транспортировке воды, природного газа, тепловой и электроэнергии, добыче, производству, транспортировке и переработке природного газа, нефти, угля и нефтепродуктов.
Для энергетического паспорта необходим отчёт об энергообследовании. На основе рекомендуемых в энергетическом паспорте и отчёте об энергообследовании мероприятий формируют программу энергосбережения. В отчёте об энергообследовании указывают важные нетиповые мероприятия по результатам этого обследования. В отчете приводится технико -экономическое обоснование (ТЭО) мероприятий, а в энергетическом паспорте - лишь типовые мероприятия без ТЭО. По отчёту информация сжимается до необходимого объема для формирования энергетического паспорта (без отчёта сложно проверить адекватность этого паспорта, а проверку на адекватность его составления осуществляют СРО в области энергообследования). Минэнерго России лишь проверяет правильность заполнения энергетического паспорта, его регистрацию в реестре проверенных энергетических паспортов.
ТЭО рекомендуемых к внедрению ЭсМ служит основанием заключения энергосервисного контракта для главных распорядителей бюджетных средств бюджетного учреждения. Отчет об энергообследовании формируется по ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе».
Обязательные энергообследования осуществляет Ростехнадзор. Он вправе запрашивать и безвозмездно получать: у организаций, ведущих продажу, поставки энергоресурсов, данные об объеме и стоимости поставляемых ими энергоресурсов потребителями соответствующих ресурсов; у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций сведения и материалы, необходимые при контроле над проведением обязательного энергетического обследования в установленные сроки. Сбор, обработку, систематизацию энергетических паспортов ведет Минэнерго РФ.
Несоблюдение закона в области энергообследований по ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях чревато штрафом: по непредоставлению в установленный срок 10-15 тыс. руб. для должностных лиц; 20-35 тыс. руб. для предпринимателей, работающих без образования юридического лица; 50-250 тыс. руб. для юридических лиц; по не предоставлению копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергообследования, 5 тыс. руб. для должностных лиц и 10 тыс. руб. для юридических лиц.
Список литературы
1. Минаев В.С., Борголова Е.А., Лавриненко Ф.Ф. и др. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2012. 329 с.
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Инновации в
экономике электроэнергетики: производство, распределение, слияние-
поглощение, оптимизация: монография. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 300 с.
Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., акад. АИО, АНЗ, МАОП, Россия, Тула, Тульский государственный университет, профессор кафедры информационной безопасности, Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента,
Давыдова Татьяна Юрьевна, канд. педагог. наук, доц., доцент кафедры экономики и управления, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Минаев Владимир Сергеевич, канд. техн. наук, доц., зам. декана по НИР экономического факультета ТулГУ
ENERGY MANAGEMENT AND MONITORING OF ELECTRIC POWER INDUSTRY Y.N. Arsenyev, T.Y. Davydova, V.S. Minaev
The problems of management of the entities in the energy sector of municipalities. Discusses the main goals and objectives, algorithmically, regulatory, technological and informational support.
Keywords: energy, energy management, energy policy ka, municipalities, control algorithms energy development.
Arsenjev Yurj Nikolaevich, doctor of science, (Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula),
Davydova Tatjana Yurievna, candidate of science (pedagogics), docent (Russia, Tula, Tula State Pedagogical University)
Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of technical science., Associate Dean for Research Faculty of Economics of the Tula State University
УДК 332.14
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Д.А. Васин
Проведено исследование влияния размера социальных норм потребления электрической энергии и тарифов для населения на размер перекрестного субсидирования в электроэнергетике на примере данных электропотребления в Тульской области.
Ключевые слова: перекрестное субсидирование, социальная норма, тарифы, электрическая энергия.
Действующая в настоящее время система формирования тарифов на электрическую энергию предполагает разные подходы к основным категориям потребителей:
- население оплачивает электрическую энергию по фиксированным тарифам, устанавливаемым на срок не менее года региональными регулирующими органами в пределах, утвержденных Федеральной службой по тарифам;
- прочие потребители приобретают электроэнергию (мощность) по рыночным ценам.
Тарифы, устанавливаемые для населения, практически во всех регионах Российской Федерации существенно ниже себестоимости. Кроме того, для таких категорий потребителей, как сельские жители и городские жители, проживающие в домах, оборудованных электроплитами и элек-троотопительными установками, предусмотрены понижающие коэффициенты (от 0,7 до 1).