= 32
Энергобезопасность и энергосбережение
УДК 658.562
Энергоэффективность зданий и сооружений. Обязательная и добровольная оценка соответствия
Н. П. Четверик,
заместитель генерального директора НП «Безопасность в строительстве»,
руководитель подкомитета по техническому регулированию Комитета инновационных технологий в строительстве Национального объединения строителей,
член Комитета по техническому регулированию Национального объединения проектировщиков (НОП), член-корреспондент ВАНКБ
В статье даётся анализ требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также обязательной и добровольной оценки соответствия как систем, реализующих безопасность в строительстве. Нормативно-технические документы рассматриваются в рамках методического обеспечения строительного контроля как элемент единой структуры обязательной оценки соответствия энергоэффективности.
Ключевые слова: энергоэффективность зданий и сооружений, обязательная оценка соответствия, добровольная оценка соответствия, промышленная безопасность, экологическая безопасность.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил общее требование к необходимости соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе их эксплуатации [1].
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям и к их свойствам, к используемым устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов в данных процессах.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) продолжил развитие в этом направлении. Он содержит нормы по обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений [2]. В частности, установлено, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
В случае, если это предусмотрено в задании на проектирование, в проектной документации должны быть указаны решения по отдельным элементам, строительным конструкциям зданий и сооружений, свойствам таких элементов и строительных конструкций, а также по используемым устройствам, технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов в процессе эксплуатации зданий и сооружений. Кроме того, в проектной документации должно быть отражено оснащение зданий и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности и оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов должно обеспечиваться путём выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.
Технический регламент установил общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов строительного и технологического проектирования, в том числе инженерные изыскания, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация и консервация (далее - оценка соответствия).
Оценка соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий требованиям настоящего Технического регламента;
- удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Технического регламента перед началом строительства;
- удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям настоящего Технического регламента перед вводом их в эксплуатацию;
ДВИЯ8ИВИИ
Энергоресурсосбережение и энергоэффективность ^^ 33 =
- периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей их эксплуатации.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:
1) заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Технического регламента;
2) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
3)строительного контроля;
4) государственного строительного надзора;
5) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
6) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
7) ввода объекта в эксплуатацию.
Добровольная оценка соответствия зданий и
сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - добровольная оценка соответствия). На особо опасных, технологически сложных и уникальных объектах капитального строительства строительный контроль, как правило, осуществляется инспекционными организациями, аккредитованными в Единой системе оценки соответствия [3].
Оценка соответствия законченного объекта требованиям к его безопасности, установленным Техническим регламентом, иными нормативным правовыми документами, проектно-сметной документацией, являющимися доказательной базой соблюдения требований технических регламентов, выполняется и удостоверяется итоговым заключением органа государственного строительного надзора, выдаваемым застройщику (заказчику) и подтверждающим возможность безопасной эксплуатации объекта.
Процедуры строительного контроля являются необходимым элементом единой структуры обязательной оценки соответствия.
Строительный контроль осуществляется на основании статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации [4] и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капи-
тального строительства» [5]. К большому сожалению, Порядок проведения строительного контроля вышел не совсем таким, каким его ждали.
ОАО «НТЦ «Безопасность в промышленности» в рамках Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее -Единая система оценки соответствия) подготовило и выпустило Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009) и Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-04-2009), которые приняты решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия от 20 июля 2009 г. № 30-БНС [6]. В дальнейшем вышла вторая редакция вышеуказанных норм во втором сборнике «Строительный контроль» [7].
Строительный контроль является многоуровневой интегрированной системой и включает в себя ряд мероприятий и процедур, обязательных для выполнения на всех этапах (стадиях) строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства [8, 9]. Он состоит из строительного контроля застройщика (заказчика), лабораторного контроля, геодезического контроля, производственного контроля, авторского надзора, контроля по вопросам инженерных изысканий.
По решению застройщика (заказчика) строительный контроль может осуществляться посредством мониторинга технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем, мониторинга окружающей застройки и экологической обстановки [10].
Введение процедур саморегулирования в области инженерных изысканий, строительного и технологического проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта в Российской Федерации явилось объективной необходимостью в связи с отсутствием важнейшего механизма в строительном процессе: ответственности строительных организаций за выполнение требований к видам работ, которые обеспечивают безопасность объектов капитального строительства.
На процесс совершенствования системы саморегулирования в Российской Федерации может повлиять интеграция в мировое сообщество. Необходимо обратить внимание на мировую практику функционирования объединений субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, применение механизмов добровольной оценки соответствия. Во всём мире для настоящих объединений наличие у их членов аккредитации в соответствии с международными стандартами или (в зависимости от вида деятельности) соответствующих сертификатов, свидетельствующих об успешной оценке соответствия со стороны аккредитованных организаций, является нормой. При этом профессиональные объединения стараются влиять на процессы аккредитации и добровольной
ШИШИ2Ш
= 34
Энергобезопасность и энергосбережение
оценки соответствия путём разработки своих стандартов и правил, а также непосредственного участия в организации этих работ.
В Российской Федерации уже имеется положительный и признанный на международном уровне опыт в этой области. В рамках Единой системы оценки соответствия накоплен большой опыт аккредита-
ции органов по оценке соответствия, в том числе в области строительства и их аккредитации. Наиболее востребованными для объединений могли бы стать результаты деятельности аккредитованных на соответствие международным стандартам инспекционных органов, привлекаемых для осуществления проверок членов саморегулируемых организаций.
Литература
1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
3. Общие документы по аккредитации. Сер. 32. Вып. 1/ Кол. авт.: М. И. Белов, В. Е. Желтов, Н. Н. Коновалов и др. / Под общ. ред. Н. Г. Кутьина. - М.: Научно-технический центр по безопасности в строительстве, 2009. -136 с.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
6. Строительный контроль. Сб. докум. / Кол. авт.: В. С. Котельников, Н. П. Четверик, Р. А. Андриевский. - М.: ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2009. - 228 с.
7. Строительный контроль. Сб. докум. / Кол. авт.: В. С. Котельников, М. А. Луняков, Н. П. Четверик, Р. А. Андриевский, А. А. Ананьев, Д. О. Корольков. - М.: ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2010. - 235 с.
8. Четверик Н. П. Совершенствование порядка проведения строительного контроля // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. - М. - 2010. - № 6 (137). - С. 36-39.
9. Четверик Н. П. Мониторинг технического состояния фасадов // Высотные здания. - М. - 2007.- № 5. -С. 116-117.
10. Четверик Н. П. Диагностика и мониторинг технического состояния зданий и сооружений // Информ. бюлл. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. - М. - 2008. -№ 1(34). -С. 11-16.
Energy-efficiency in buildings and structures. Mandatory and voluntary conformity assessment
N. P. Chetverik,
Deputy Director General of Non-Commercial Partnership «Safety in Construction»,
the head of the Subcommittee on Technical Regulation Committee of innovative technologies
in the construction of the National Association of Builders, a member
of the Committee for Technical Regulation of the National Association of designers
In the paper the analysis of requirements of power efficiency of buildings, structures, constructions and an obligatory and voluntary estimation of conformity as the systems realizing safety in building is given. Normative and technical documents which have already left and preparing for an exit are considered within the limits of methodical maintenance of building control as element of uniform structure of an obligatory estimation of conformity of energy-efficiency.
Keywords: energy-efficiency of buildings and structures, mandatory conformity assessment, voluntary conformity assessment, environmental safety, industrial safety.
ДЕИЯ8ИВИИ