Научная статья на тему 'Энергоэффективность: действительность и возможности'

Энергоэффективность: действительность и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕСУРСНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMY / POWER SAVINGS POTENTIAL / THE POWER ANALYSIS / RESOURCE EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щёлоков Яков Митрофанович

Рассмотрена роль энергоэффективности при модернизации российской экономики в рамках мер, намечаемых в законопроекте о повышении энергоэффективности. Показано, что возможности ресурсной (энергетической) эффективности значительно шире и выше предлагаемых к реализации на официальном уровне мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The power efficiency role is considered at modernisation of the Russian economy within the limits of the measures planned in the bill of increase of power efficiency. It is shown that possibilities of resource (power) efficiency are much wider and above offered to realisation at official level of measures.

Текст научной работы на тему «Энергоэффективность: действительность и возможности»

= 22

Энергобезопасность и энергосбережение

УДК 621.31 : 330.131 (045)

Энергоэффективность: действительность и возможности

Я. М. Щелоков,

кандидат технических наук, доцент,

технический директор «ЭПП «Новатор», г. Екатеринбург

Рассмотрена роль энергоэффективности при модернизации российской экономики в рамках мер, намечаемых в законопроекте о повышении энергоэффективности. Показано, что возможности ресурсной (энергетической) эффективности значительно шире и выше предлагаемых к реализации на официальном уровне мер.

Ключевые слова: экономика, потенциал энергосбережения, энергетический анализ, ресурсная эффективность.

В июле 2009 года состоялось заседание Президиума Госсовета РФ по энергоэффективности. В отличие от действующего закона (ФЗ от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении») в новом законопроекте (о повышении энергоэффективности) намечен ряд конкретных мер.

Основные из них: запрет на оборот ряда видов продукции, неэффективно использующих энергию, в том числе лампы накаливания (выше 100 Вт); введение норм ответственности застройщиков по обеспечению характеристик энергоэффективности зданий в период их эксплуатации. Возможно введение некоторых налоговых льгот. После принятия данного законопроекта он должен пройти экспериментальную проверку в ряде регионов.

По сути, рассматривается вопрос о введении мер по ресурсному регулированию экономики, пока в экспериментальном порядке. Именно такие задачи и ставились в указе Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889:

- обеспечить техническое регулирование энерго-и экологической эффективности в ЖКХ, электроэнергетике и др.;

- принять новые федеральные законы, стимулирующие применение энерго- и экологически чистых технологий.

ЙЯИДщ

Но перечисленные выше меры вряд ли можно назвать экспериментальными. Все они и многие другие действуют в развитых странах на протяжении уже нескольких десятилетий. Последовательно вводиться они начали практически сразу после «первого энергетического кризиса капитализма» (1973-1975 гг.). Если эти меры будут применяться начиная с 2011-2012 гг. в виде локальных экспериментов, то перспектива снижения энергоемкости ВВП РФ на 40 % к 2020 году выглядит достаточно проблематичной (указ Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889). Рассмотрим эту перспективу подробнее.

В 1998 году появилась Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998-2005 годы». Потенциал энергосбережения был определен в 350-460 млн. тонн условного топлива при общем внутреннем потреблении около 850 млн. тонн условного топлива/год, т.е. 41-54 %. Затем эта программа была официально закрыта с целью экономии федеральных средств. Тем не менее проблема осталась. Сейчас технический потенциал повышения энергоэффективности определяют в 420 млн. тонн условного топлива, или 45 % от сегодняшнего уровня потребления [1]. То есть соотношения потенциальных энергетических потерь в физических объемах строго

Энергоресурсосбережение и энергоэФФективность 23 =

соблюдаются. Но в перспективе будет обеспечена рав-нодоходность поставок газа ОАО «Газпром» на внутренний и внешний рынок (цены net-back) [2]. А именно потери природного газа оцениваются в 240 млрд. кубических метров (55 %), что соответствует примерно 125 % от объемов нашего годового экспорта этого энергоресурса [1]. Более 40 % всего используемого в России газа - это нужды теплоснабжения. И именно здесь сосредоточился основной потенциал энергосбережения. Только в зданиях (жилые и сферы услуг) потенциал энергоэффективности около 100 млн. тонн условного топлива. [1]. К 1998 году весь потенциал в жилкомбыте оценивался до 75 млн. тонн условного топлива. Более того, к настоящему времени основные фонды ЖКХ превышают 30 % всех основных фондов и значительно выше основных фондов промышленности.

Следовательно, в период цен net-back независимо от экономической ситуации энергосбережение и есть, пожалуй, самый безотлагательный вид экономической деятельности, который способен обеспечить отечественной экономике так ожидаемые конкурентные преимущества. Именно повышение ресурсной эффективности и есть основное условие экономического роста страны до 2020 года. Здесь скрыты инвестиционные способности большинства регионов РФ и тем более таких энергоемких, как Уральский федеральный округ. Причем все это настолько очевидно, что весьма подробно прописано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - КДР-2020) [1]. В КДР-2020 используются два показателя энергоэффективности: энергоемкость ВВП и электроемкость ВВП. Первый показатель в 2020 году должен быть снижен на 40 % от уровня 2007 года, второй - на 28 %. В КДР-2020 снижение энергоемкости ВВП стало, пожалуй, важнейшим исходным условием формирования вариантов развития экономики на указанный период. Согласно прогнозам Минэкономразвития РФ 74-84 % прироста потребности России в энергии в 2008-2020 годы должны быть покрыты за счет повышения энергоэффективности экономики страны, что должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста и обеспечить к 2020 году экономию 1 млрд тонн условного топлива, что примерно соответствует объемам внутреннего потребления ТЭР в России в 2007 году.

Следовательно, целевые установки КДР-2020 по повышению энергоэффективности для инновационного сценария можно сформулировать следующим образом: снизить энергоемкость на 40 % и получить экономию энергии на уровне 1000 млн тонн условного топлива в 2020 году. Кстати, аналогичные задачи по энергоэффективности с их реализацией к 2000 году ставились в СССР в 1986 году.

Поэтому остается понять, как сделать все это реальностью, преодолев неизбежные барьеры. В целом данная проблема подробно рассмотрена в [1]. Но необходимо отметить следующее. Один из основных барьеров относится к существующей электроэнергетической системе страны. Уходя от нас, РАО «ЕЭС России» продавило ФЗ «Об электроэнергети-

ке» и Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, опять же, до 2020 года. При этом ключевые стратегические цели, которые должны быть достигнуты по ходу реализации принятой программы, по-прежнему остаются в рамках сугубо отраслевых интересов.

Принципиально изменить экономику страны вряд ли возможно без реализации КДР-2020. Для этого необходимо пересмотреть «действующее законодательство в области энергетического сектора экономики страны (топливо и электроэнергия), которое является пока независимым от общей структуры законов России». Проект новой редакции федерального закона (о повышении энергоэффективности) пока не способен обеспечить законодательное сопровождение процесса [3, 4] так, чтобы принципиально повлиять на экономику страны в части коренного изменения ситуации с энергоэффективностью. Допустим, что все же КДР-2020 будет реализовываться. Для того чтобы обеспечить успешную реализацию этого процесса, необходимы рыночные механизмы энергосбережения как самостоятельного вида экономической деятельности. Ресурс повышения энергоэффективности распределен по территории нашей страны достаточно равномерно, и повышать энергоэффективность необходимо в любом виде экономической деятельности, на каждом промышленном и коммунальном предприятии. В настоящее время на предприятиях контроль за показателями энергетической эффективности ведется посредством периодических энергетических аудитов [5]. Основная цель энергоаудитов - определение и сопоставление фактических уровней показателей с принятыми нормами и стандартами. В результате контроль должен вестись по многочисленным нормам после каждого производственного процесса. Вид анализа - статическое сравнение. Поэтому с использованием классического энергоаудита нет реальной возможности вести системный анализ динамики комплексных ресурсных показателей (ресурсоемкость, энергоемкость, электроемкость и др.). Получение этих данных на уровне страны, регионов позволит в лучшем случае проанализировать ситуацию в целом. Практика показала, что повысить качество анализа хозяйственной деятельности предприятий можно, когда наряду с финансовыми измерителями используются комплексные энергетические (энергоэкономические) показатели [5].

То есть энергия (ее расход) должна быть в числе основных комплексных характеристик как любых технологических процессов, так и результатов деятельности предприятий, территорий, крупных экономических систем.

Проведенный энергетический анализ хозяйственной деятельности (ЭАХД) ряда предприятий с помощью энергоэкономических показателей позволяет отметить, что финансовые показатели не отражают объективной картины результатов деятельности. Тем более когда для анализа хозяйственной деятельности используются показатели без предварительного их приведения в сопоставимый вид (цены базового года и т. п.).

явиеиииш

= 24

Энергобезопасность и энергосбережение

ЭАХД позволяет выбрать «ведущий критерий» среди энергоэкономических показателей конкретного предприятия. Дает возможность регулярно сопоставлять их со среднемировыми, среднеотраслевыми и другими показателями. Цель такого сравнения -определение возможного «практического минимума», который должен стать ориентиром энерготехнологического потенциала для конкретного предприятия. Выбор подобных долгосрочных ориентиров в виде финансовых показателей, как правило, не представляется возможным. Исходя из принятых энерготехнологических потенциалов следует проводить прогнозирование динамики ресурсной эффективности производства с учетом изменения регулируемых оптовых цен на энергоресурсы. В итоге - ЭАХД и его результаты должны быть обязательной частью всей системы управления деятельностью предприятия. Следует проводить прогнозирование динамики ресурсной эффективности производства с целью достижения практического минимума ведущих критериев. Приведем примеры.

Пример 1. Характерная особенность большинства предприятий - сохранение энергетических (тепловых) схем, созданных еще в период «бесплатных» энергоресурсов. Результаты расчетов показали, что эти схемы не отвечают требованиям времени:

- повышение потребления ТЭР на 10 %;

- более чем на 5 % возрастает доля технологического использования ТЭР.

Переход на современную схему с когенерацией позволяет обеспечить снижение финансовых затрат на ТЭР для крупных предприятий до 200 млн рублей год [5].

Пример 2. При экономии у конечного потребителя 1 тонн условного топлива электроэнергии по всей энергетической цепочке экономится до 5 тонн условного топлива энергоресурсов [1]. То есть при сложившихся схемах электроснабжения экономия электроэнергии становится общегосударственной задачей.

В существующих условиях наряду с финансовыми показателями нельзя обойтись без универсальных физических измерителей. На каждом предприятии должны быть выбраны «ведущие критерии» из энергоэкономических показателей предприятия.

Еще одна важная особенность современной экономической ситуации, выявленная по резуль-

татам энергетического анализа, в том, что состояние экономики России таково, что выгоднее инвестировать в эффективное использование практически всех ресурсов у потребителя, чем наращивать производство этих же ресурсов. Поэтому существующая в России стратегия инвестирования требует корректировки. Так, например, необходим срочный пересмотр энергетических схем предприятий с учетом динамики регулируемых и оптовых цен на энергетические ресурсы. А без использования методов энергетического анализа хозяйственной деятельности предприятий здесь так же не обойтись.

Выводы

Потенциал энергосбережения в экономике РФ за последние 10-12 лет практически не снизился и сохраняется на уровне 420 млн тонн условного топлива (45 % от уровня внутреннего потребления). При этом произошло перераспределение потенциала энергосбережения «в пользу» ЖКХ, электроэнергетики [1], то есть в регулируемые государством виды экономической деятельности.

В итоге настоятельно напрашивается альтернатива экспериментальной проверке основных положений законопроекта (о повышении энергоэффективности). Она заключается в том, что целесообразно экспериментальное опробование комплекса мер по формированию в РФ нового вида экономической деятельности - энергосбережения. В их числе:

- введение наряду с финансовыми энергетических и энергоэкономических показателей;

- при определении результатов экономической деятельности целесообразно дополнительное использование метода энергетического анализа хозяйственной деятельности предприятий, отраслей, регионов, да и федеральных округов;

- подготовка на основании результатов энергетического анализа обзоров для использования их при разработке управленческих и политических решений. Это позволит более полное аккумулирование на управленческом уровне результатов всех экономических процессов.

В итоге на всех уровнях существующей экономической системы появляется возможность выявления базового условия устойчивого развития - обеспечения снижения энергоемкости экономической системы, предприятия, производства любого товара.

Литература

1. Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты, выгоды // Вопросы экономики.- 2009.- № 2. - С. 71-89.

2. Набиуллина Э. С. Параметры прогноза цен и роста тарифов в инфраструктурных отраслях в 2008-2011 гг. // Новости теплоснабжения.- 2008.- № 6.- С. 6-9.

3. Марченко Е. М. Об энергосбережении и повышении энергоэффективности // Энергосбережение и водо-подготовка.- 2009.- № 1. - С. 2-3.

4. Щелоков Я. М. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности // Энергосбережение и водоподготовка.- 2009.- № 2. - С. 66 - 67.

5. Щелоков Я. М. Энергетический анализ хозяйственной деятельности.- Екатеринбург: РУО АИН им. А. М. Прохорова, 2009. - 390 с.

наиеиииииИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.