Научная статья на тему 'Энергобезопасность России и возможные пути ее обеспечения'

Энергобезопасность России и возможные пути ее обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергобезопасность России и возможные пути ее обеспечения»

2014. №4. (23) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN414.pdf

4. Прокопенко Т.А. Особенности практической организации поездок в религиозном туризме//Ку-рортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2007. № 1. С. 182-186.

5. Федотова Л.А. Религиозный туризм как путь возрождения историко-культурного наследия (на примере Коломенского района)//Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 9. С. 41-42.

6. Якунин В.Н. Виды туризма: историография во-проса//Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 78-83.

7. Якунин В.Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области//Симбирский научный вестник. 2011. № 4. С. 150-156.

8. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия/Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 282-283.

9. Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах//Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

10. Якунин В.Н. Роль православия и Самарской епархии в региональной культуре (1993-2010 годы)//В мире научных открытий.. 2012. №4.2. С. 267-275.

11. Якунин В.Н. Религиозный туризм в России: проблемы изучения и развития на современном этапе//Наука - промышленности и сервису. 2011. № 6-3. С. 333-337.

12. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124126.

13. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны//Московский журнал. 1995. № 1.С. 14-21

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Горбунова Анна Сергеевна

Аспирантка кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Одним из приоритетных направлений развития отношений между Россией и странами Европейского Союза является сотрудничество в энергетической сфере. В первую очередь, речь идет о поставках российского газа в Европу.

Евросоюз является крупнейшим импортером российского газа: на его долю приходится около 65% экспорта газа из России; Россия обеспечивает 44% от общего объема импорта газа в страны ЕС [12]. Следует также учитывать и то, что, несмотря на активную поддержку развития возобновляемых источников энергии со стороны государства, спрос на газ не снижается быстрыми темпами, а объемы производства природного газа в самом Евросоюзе сокращаются. В результате, по прогнозам Международного энергетического агентства, Россия, вероятно, сохранит за собой роль ключевого поставщика природного газа в страны ЕС [6, с. 13].

Тем не менее, важно отметить, что отношения России и ЕС в газовой сфере являются взаимовыгодными и в то же время ставят обе стороны во взаимозависимое положение, что признается обеими сторонами [10, с. 322]. Европа во многом зависит от российского газа, но и экономика России в равной степени зависит от бесперебойных поставок газа в страны ЕС, поскольку, как было отмечено выше, на долю этих стран приходится более половины экспорта российского газа. Такая зависимость в краткосрочной перспективе может представить серьезную угрозу для экономической безопасности страны [3, с. 178].

Отношения между Россией и ЕС в энергетической сфере в последнее время осложняются рядом факторов, таких как: события на Украине, ухудшившийся имидж Газпрома, так называемая «сланцевая революция» в США. Последствием действия этих факторов, а также желания стран ЕС снизить зависимость от поставок российского газа, является стремление стран Европейского союза диверсифицировать источники природного газа (за счет

внутренних ресурсов, развития возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики, поставок газа из стран Северной Африки, а также возможных поставок СПГ (сжиженного природного газа) из США в среднесрочной перспективе). В случае успеха, политика ЕС может негативно сказаться на экономической безопасности России. И хотя трубопроводные поставки газа из России, по-видимому, останутся основным источником газа для европейских государств, России необходимо предпринимать шаги по обеспечению энергобезопасности в долгосрочной перспективе.

Одним из способов уменьшения зависимости России от спроса на газ в Европе, очевидно, является развитие сотрудничества с другими регионами, что нашло свое отражение в Энергетической стратегии России. В частности, она предусматривает ускоренный выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, доля которых в экспорте газа должна возрасти с 6 до 33% [1]. Особую роль при этом будет играть укрепление отношений в энергетической сфере с Китаем. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2019 г. потребление природного газа в Китае составит 315 млрд. м3 [6, с. 11; 8]. Помимо Китая, только в Латинской Америке отмечается существенный прирост спроса на природный газа и увеличение объемов импортируемого СПГ.

Определенные шаги по диверсификации покупателей уже сделаны, и, в первую очередь, это достижение договоренности о строительстве трубопровода и поставках российского газа в Китай. Тем не менее, с учетом тенденций развития мирового энергетического рынка в целом, только диверсификации покупателей российского газа может оказаться недостаточно для достижения целей энергостратегии страны и обеспечения ее энергобезопасности. Поэтому другими направлениями развития энергетической отрасли страны в целом и газовой отрасли в частности могут стать: развитие новых технологий, а именно,

технологий добычи энергоресурсов из нетрадиционных источников, а также развитие сегмента торговли и транспортировки СПГ.

Что касается нетрадиционных источников, следует обратить внимание на возможность роста использования

Таблица 1. Топ 10 стран по технически извлекаемым запасам сланцевого газа

Страна Сланцевый газ (трлн. м3)

1 Китай 31,6

2 Аргентина 22,7

3 Алжир 20

4 США 18,8

5 Канада 16,2

6 Мексика 15,4

7 Австралия 12,4

8 Южная Африка 11

9 Россия 8,1

10 Бразилия 7,1

В целом по миру 206,7

сланцевого газа, промышленное производство которого было начато в США в начале 2000-х гг. и сланцевой нефти. Россия обладает одними из крупнейших запасов технически извлекаемых сланцевого газа и сланцевой нефти (Таблица 1 и Таблица 2).

Таблица 2. Топ 10 стран по технически из-

Страна Сланцевая нефть (млрд. баррелей)

1 Россия 75

2 США 58

3 Китай 32

4 Аргентина 27

5 Ливия 26

6 Австралия 18

7 Венесуэла 13

8 Мексика 13

9 Пакистан 9

10 Канада 9

В целом по миру 345

[Источник: Technically Recoverable Shale Oil and Shale Gas Resources: An Assessment of 137 Shale Formations in 41 Countries Outside the United States. US Energy Information Administration. Washington, DC. June 2013, P. 10]

Благодаря резкому росту добычи сланцевого газа, названному в СМИ «сланцевой революцией», в 2009 г. США обошли Россию и стали мировым лидером по добыче газа, причём более 40 % приходилось на нетрадиционные источники (метан угольных пластов и сланцевый газ). В 2013 г. объем производства в США составил 689 млрд. м3 [5, с. 13]. Как ожидается, в ближайшие несколько лет США, уже удовлетворяющие свой внутренний спрос на природный газ, могут начать экспортировать его в форме СПГ, что также может негативно сказаться на экспорте российского газа в европейские страны. Такие быстрые темпы наращивания производства газа в США, обострение конкуренции в ближайшем будущем и отставание российского энергетического рынка в своем технологическом развитии представляют угрозу для энергобезопасности России.

«Сланцевая революция» в США позволила Соединенным Штатам выйти на первое место по объемам производства природного газа. Также развитие сланцевого газа привело к снижению цен на газ. Перспективы превращения США из импортера в нетто-экспортера природного газа не могут не вызывать опасений. Рост добычи сланцевого газа может явиться проблемой для России; была признана опасность глобальных изменений на рынке энергоносителей, происходящих вследствие наращивания объёмов добычи сланцевого газа. В отчетах Газпром давно уже называет сланцевый газ одним из главных факторов, способных отрицательно повлиять на будущее компании. Хотя развитие сланцевой промышленности сопряжено с рядом трудностей (экологических, инфраструктурных, инвестиционных и т.д.), инвестирование в эту отрасль позволило бы облегчить проблемы энергобезопасности по следующим направлениям: обновление технологической базы энергетической отрасли, создание инфраструктуры, наращивание объемов производства. По мнению ряда экспертов, в России использование сланцевого газа целесообразно лишь для местных нужд на территориях, удалённых от газотранспортных систем, там, где разведка и добыча сланцевого газа будут экономически более выгодными, чем строительство газопроводов

[4]. Тем не менее, суммарный прирост объема производства природного газа позволил бы не потерять уже завоеванные позиции на международном рынке, а также выйти на новые рынки, где спрос на газ растет наиболее быстрыми темпами.

Однако для более быстрого и эффективного выхода на новые рынки может быть не достаточно строительства новых трубопроводов и увеличения объемов поставок трубопроводного газа. России следует развивать свой рынок СПГ.

Экспорт СПГ позволил бы России выйти на существенно большее количество новых рынков, чем поставки газа по трубопроводам, что в свою очередь позволило бы уменьшить зависимость от импорта российского газа европейскими странами и отчасти решить проблемы энергобезопасности.

Как ожидается, к 2019 г. торговля СПГ увеличится на 40% (по сравнению с 2013 г.) и составит 450 млрд. м3. При этом половина прироста экспорта СПГ придется на Австралию, а доля Северной Америки составит 8% [8]. Энергетическая стратегия России предполагает увеличение доли СПГ в экспорте до 14-15% [2].

В 2006 г. в России был построен первый завод СПГ в рамках проекта Сахалин-2. По результатам работы в 2013 г. завод произвел 10,8 млн. т. СПГ (что эквивалентно 14,9 млрд. м3 газообразного природного газа), который затем транспортировался в Японию, Корею и КНР судами покупателей и танкерами-газовозами, зафрахтованными компанией [13]. Также существует и ряд других СПГ-про-ектов, в том числе, Ямал СПГ, Владивосток-СПГ (планируется, что первая линия заработает уже в 2018 г.), Шток-мановское месторождение, Балтийский СПГ (однако планы реализации этого проекта пока неопределённы и требуют дополнительного анализа его экономической эффективности).

Однако основная проблема заключается в том, что на данном этапе это именно проекты, и производство СПГ пока не началось. Более того, реализация одного из проектов - Владивосток-СПГ - может быть приостановлена.

Планировалось, что производство СПГ должно было начаться к 2018 г., а производственная мощность завода составить 10 млн. т. в год, причем предполагалось, что большая часть произведенного СПГ будет поставляться в Японию. Как заявил Алексей Миллер, трубопроводные поставки газа в Китай станут альтернативой развитию проекта Владивосток-СПГ [9]. В связи с этим планы России занять 20% рынка СПГ к 2030 г. [11] кажутся весьма амбициозными, а их достижение - маловероятным. Без активной политики в области развития производства СПГ Россия рискует оказаться за пределами этого рынка, несмотря на свой ресурсный потенциал.

На международном рынке СПГ наибольшая доля поставок приходится на АТР. Страны этого региона импортируют около % от общего объема СПГ, в то время как на долю Европы приходится лишь 14% [6, с. 11-12]. За лидирующие позиции в АТР конкурируют четыре региона: Северная Америка, Австралия, Россия и Восточная Африка. Правительство России осознает, насколько важно занять одно из ведущих мест на рынке СПГ и что такой возможности в скором будущем в связи с обостряющейся конкуренцией и напряженной геополитической обстановкой может уже не представиться.

Таким образом, отношения между Россией и Европейским Союзом в энергетической сфере носят взаимозависимый характер. Тот факт, что на ЕС приходится более половины экспорта российского газа, ставят Россию в зависимое положение от спроса и энергополитики европейских стран. Сбалансированная энергоресурсная политика обеспечит устойчивое состояние и стабильное развитие России как залог ее внутренней и внешней безопасности. Помимо политики диверсификации покупателей российского газа следует развивать сланцевую промышленность и рынок СПГ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11. 12. 13.

Список использованной литературы

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года от 27 февраля 2014 года Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года №1715-р

Авилов В.И., Авилова С.Д. Энергобезопасность -приоритетная задача России // Век Глобализации. 2013. №2. С. 167 - 179

Дмитриевский А.Н., Высоцкий В.И. Сланцевый газ - новый вектор развития мирового рынка углеводородного сырья // Вестник ОНЗ РАН. 2010. Т. 2. С. 1 - 7

Key World Energy Statistics. International Energy Agency. 2014

Medium - Term Gas Market Report 2014. Executive Summary. International Energy Agency. 2014 Technically Recoverable Shale Oil and Shale Gas Resources: An Assessment of 137 Shale Formations in 41 Countries Outside the United States. US Energy Information Administration. Washington, DC. June 2013

"Golden Age" of gas coming to China, IEA says in

latest five-year outlook. 10.06.2014. URL:

http://www.iea.org/newsroomandevents/pressrelease

s/2014/ june/name,89800,en.html

Farchy Jack. Gazprom considers shelving

Vladivostok LNG project // Financial Times.

10.10.2014

Pick Lisa. EU - Russia energy relations: a critical analysis // POLIS Journal. Vol. 7. Summer 2012. P. 322 - 365

URL: http URL: http URL: http

//www.lngrussiacongress.com

//www.russianmission.eu/ru

//www.sakhalinenergy.ru

ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Горбунова Мария Анатольевна

Магистр, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

Аракелова Ирина Владимировна

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

Главной целью любой компании является получение прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, необходимо привлекать новых клиентов и постараться при этом не потерять старых. Для этого компании необходимо заботиться о собственном имидже в глазах потребителей, формировать лояльность клиентов по отношению к своей фирме, начиная от качества предоставляемых услуг и заканчивая репутацией самой компании в сфере бизнеса. Если же игнорировать эти факторы, то постоянные клиенты откажутся от своих затрат на услуги компании, а новые клиенты не придут во второй раз купить товар данной фирмы.

Рассмотрим понятие «лояльность клиента» его сущность и содержание. Этот термин употребляется довольно широко, но зачастую неверно. Несмотря на то, что он довольно популярен в маркетинговой сфере, многие авторы не могут объяснить его точное значение. Например, некоторые говорят, что лояльность - это желание потребителя покупать определенный продукт именно в этой

компании, именно у этого продавца. Другие называют это готовностью клиента поддерживать длительные деловые отношения.

Существуют два основных подхода к определению сущности коммерческой лояльности: поведенческий и основанный на психологическом восприятии.

С точки зрения поведенческого подхода лояльность основывается на количестве покупок и оценивается путем мониторинга частоты совершения повторных покупок и фактов смены бренда, то есть перехода потребителя на другой бренд.

Определение лояльности с позиций восприятия связано с определением потребительских предпочтений и расположенности по отношению к данному бренду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более полное определение лояльности можно сформулировать так: «лояльность - это период времени, в течение которого покупатель выбирает один и тот же товар или услугу в данной категории товаров или услуг по сравнению с общим числом покупок в пределах данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.