Дай Сяодань
Аспирантка департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук.
Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), г. Владивосток.
Энергия духа промышленного наследия в городской культуре: опыт Шэньяна (КНР)*
Аннотация. Цель. Во всем мире, особенно в промышленных центрах, стоит вопрос - как использовать наследие промышленного развития. Экономическое перепрофилирование не всегда возможно. Метод Аксиологический анализ промышленного наследия позволяет предложить культурное использование. Для старого промышленного города важно возрождение энергии духа индустриального развития.
Результат. Город Шэньян одним из первых в Китае столкнулся с проблемами невостребованных промышленных мощностей и задачей изменения отношения к промышленным предприятиям прошлого, где промышленное наследие сосуществует с современным контекстом.
Выводы. на основе опыта использования промышленного наследия г. Шэньян выработана универсальная модель использования промышленного наследия: креативные индустриальные парки, общественные открытые пространства для туризма и досуга и тематические выставочные павильоны.
Ключевые слова: промышленное наследие, аксиология, дух промышленности, Шэньян, модель использования промышленного наследия.
Dai Xiaodan
Postgraduate student of the Department of Arts and Design, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University (FEFU).
The energy of the spirit of industrial heritage in urban culture: experience of Shenyang (PRC)
Ab stract. All over the world, especially in industrial centers, the question is how to use the legacy of industrial development. Economic repurposing is not always possible. An axiological analysis of industrial heritage allows us to propose cultural uses. For an old industrial city, it is important to revive the energy of the spirit of industrial development.
The city of Shenyang was one of the first in China to face the problem of unclaimed industrial capacity and the challenge of changing attitudes towards industrial enterprises of the past, where industrial heritage coexists with a modern context.
Based on the experience of using Shenyang's industrial heritage, a universal model for using industrial heritage has been developed: creative industrial parks, public open spaces for tourism and leisure, and thematic exhibition pavilions.
Key words: industrial heritage, axiology, spirit of industry, Shenyang, model of use of industrial heritage.
* © Дай сяодань, 2024.
Энергия духа промышленного наследия в городской культуре: опыт Шэньяна (КнР)
Постановка проблемы. Во многих промышленных центрах мира остро стоит вопрос: как использовать, утратившие свое промышленное значение здания, оборудование, чем заниматься бывшим работникам промышленных предприя-тий1. Эта проблема актуальна и для развития города Шэньян2.
Метод. Промышленное наследие должно быть осмысленно с точки зрения ценностей, которые в нем сконцентрированы.
Обсуждение проблем промышленного наследия. В процессе расширения объектов и видов охраны городского культурного наследия возникла традиция охраны промышленного наследия, которая способствовала соответствующим исследованиям и разработкам3. Эта мировая тенденция потребовала осмысления. В 1973 г. состоялся первый Международный конгресс по сохранению промышленных памятников.
В 2006 г. Китайский национальный комитет Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ICOMOS CHINA) провел первый Форум по охране промышленного наследия Китая в Уси. На заседании был принят первый документ рекомендательного характера по охране промыш-
1 Кравцова Л.А., Дементьева Л.А. Му-зеефикация историко-культурного наследия угольной отрасли как фактор социокультурного развития шахтерских регионов (на примере зарубежного опыта) // Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России. Сборник научных статей. Кемерово: КГИК, 2015. С. 97-106.
т—
гШ.?ЛША.2019^0ШЯ.92-95М. // Цзи Хун. Анализ целостности современного индустриального наследия - начиная с «Нижнетагильской Хартии» и «Дублинских принципов» // Новая архитектура. 2019. Вып. 01. С. 92-95.
ЙШЯ.ЛЖШ1Ш£.2007^02Ш1-14М. //
Шан Цзисян. Обратите внимание на новый вид культурного наследия: охрана промышленного наследия // Планирование и строительство в Пекине. 2007. Вып. 02. С. 11-14.
ленного наследия Китая4.
Результаты. Хотя Китай начал относительно поздно по сравнению с западными странами, заниматься охраной промышленного наследия результаты его исследований разнообразны, в них уделяется внимание онтологии наследия и планированию использования, в ряде городов представлено разнообразное по масштабу промышленное наследие5. Одним из городов, где отрабатываются практики охраны и использования промышленного наследия, является г. Шэньян провинции Ляонин.
Провинция Ляонин является одним из первых регионов Китая, где началось промышленное развитие, особенно в области производства оборудования, угледобывающей промышленности и транспорта. Город Шэньян является центром провинции, в нем сконцентрированы промышленные предприятия разных периодов индустриального развития. Город является носителем особого типа промышленной культуры, а культура, в свою очередь, формирует дух города. Промышленное культурное наследие складывается в процессе развития промышленности города. С течением времени определенная часть производственных мощностей утрачивает свою актуальность, свое промышленное значение. Первоначальное пространство промышленного здания и оставшееся оборудование могут быть использованы для реализации пространственной
4 «Временные меры по управлению национальным промышленным наследием», Министерство промышленности и информационных технологий, обнародовано 15 ноября 2018 года // URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2019/ content_5366487.htm (Дата обращения: 15.02.2024)
тхмт.жю^ш^ъжтжмт^.^т
?^Ж.2022^ШЯ.37-39М. // Мэн Хун, Пэн Лин, Инь Юйчао, Сунь Инхуэй, Ван Хун, Вэй Иди, Лю Лэй. Исследование по развитию промышленного и культурного туризма в Шэньяне // Кооперативная экономика и технологии. 2022. № 17. С. 37-39.
функциональной модернизации, и может быть завершена трансформация из промышленного производственного помещения в пространство культурного досуга и культурного обслуживания населения. Практика, использования промышленного наследия, основанная на коллективной памяти, включает в себя композицию пространства, проводимые мероприятия по культурной коммуникации и демонстрацию культурных символов. Формат актуального промышленного наследия должен отвечать потребностям современной потребительской культуры людей, включая питание, проживание, культурные мероприятия. Культурная коммуникация и демонстрационные мероприятия должны проводиться в пространстве, которое сохраняет индустриальный стиль, одновременно повышая осведомленность общественности об индустриальной культуре и создавая позитивный образ региона.
Концепция индустрии наследия рассматривает культурное наследие как экономический ресурс для появления новых товаров, основанных на новом технологическом уровне развития. Промышленное наследие может формировать впечатления, переживания, эмоции о данной территории. Промышленное наследие является частью региональной культуры, формирует стиль региона, эстетическое своеобразие территории6. Наследие следует защищать и передавать новым поколениям, и прежде всего важны его культурные смыслы. Наследие должно удовлетворять потребности людей в идентичности и чувстве принадлежности к истории региона, страны, нации в будущем. Некоторые ученые считают, что такого рода защита и позитивная коннотация создания
6 Черныш М.А. Социальный микроклимат
исторических районов промышленного города // Апробация. 2016. № 3 (42). С. 30-33.
чувства принадлежности не должны использоваться для получения прибыли и получения экономической отдачи. Поэтому существуют негативные и отрицательные взгляды на расширение статуса индустриального наследия в экономической и промышленной областях. Существует индифферентное отношение к промышленному наследию. Однако в реальном процессе использования промышленного культурного наследия ценность архитектуры и пространства является балансовой стоимостью промышленного культурного наследия и материальным носителем различных других ценностей промышленного культурного наследия, таких как эстетические ценности - красота, возвышенное.
Чтобы преодолеть инертное, негативное отношение к промышленному наследию, необходимо формирование методологии понимания промышленного наследия. Чтобы промышленное культурное наследие стало коллективной памятью, оно должно опираться на целенаправленные действия по реконструкции прошлого. В старом промышленном городе сконцентрировано индустриальное наследие, которое обладает потенциалом обслуживание различных интересов населения города. оно может генерировать городское общественное культурное пространство, которое отвечает изменившимся запросам экономики и населения. общественное культурное пространство — это пространство для создания основных культурных продуктов и услуг, предоставляемых населению под руководством региональных и центральных властей. Общественные культурные пространства предоставляют гражданам основные культурные услуги, такие как обучение, досуг, культурное общение и другие. Они связаны с развитием культурной грамотности го-
рожан и способности граждан к обучению, выживанию в меняющемся мире. Формирование коллективной памяти начинается с собирания исторических фактов, то есть человеческого восприятия и эмоционального опыта. Эмоциональный опыт — это психологический процесс формирования местной привязанности и региональной идентичности. Исторические факты переживаются эмоционально и формируют связь поколений с пространством конкретного региона. Исследователь Т. Тер-кенли отметил, что пейзаж выражается в соответствии с отношениями между субъектом (туристом) и объектом (ландшафтом), и в этих отношениях турист воспринимает значение ландшафта на основе своих чувств, переживаний и эмоций7. Не только турист, но и горожанин, постоянно проживающий в данной местности, эмоционально переживает окружающий его ландшафт.
Представление, воспроизведение и построение коллективной памяти в первую очередь зависят от материального пространства. Исторические здания, старые промышленные городские районы, места, названия кварталов и улиц, сохраняют коллективную память о прошлых событиях городской истории. Благодаря долговременной стабильности зданий, предприятий, ландшафтов коллективная память о городе имеет материальную основу. Защита и сохранение любого объекта культурного наследия, исторического здания или исторического места — это способ сохранения коллективной памяти о городе. Люди стремятся получить духовное удовлетворение и эмоциональную идентичность в исторической части города. Например, промышленный музей может стать важным местом для осу-
7 Terkenli T S. New Landscape Spatialities: The Changing Scales of Function and Symbolism [J]. Landscape and Urban Planning. 2005. № 70 (1/2). P. 165-176.
ществления программ промышленного туризма 8. Формируя коллективную память на культурном уровне, экономические отношения складываются на новом уровне, формируется новый цикл экономических отношений на базе промышленного наследия. Промышленные музеи и промышленные кварталы, промышленные здания с развитием таких культурных отраслей, как промышленный дизайн, декоративно-прикладное искусство, промышленный туризм и промышленное творчество, во многих городах фактически стали яркими визитными карточками города9. В городе Шэньян прежде всего сохраняется коллективная память о промышленных достижениях прошлого.
Воспроизведение коллективной памяти происходит в конкретном пространстве и месте. Строительство ностальгических пространств основано на оформлении места и демонстрацию предметов. Публика восстанавливает память через такое мемориальное пространство и ностальгическое место. Ностальгические элементы включены в интерьер старого здания, чтобы объективировать время, культуру и историческую память о прошлом. Изучение промышленной истории основывается на разнообразных источниках — это технологические записи, корпоративные архивы, фото- и видеоданные. фото- и видеоресурсы являются особым историческим источником, потому что они фиксируют материал в подлинных деталях. старые фотографии очень важ-
8 Бугров К.Д. Ткацкие станки и доменные печи: культурный потенциал индустриального наследия в центральном старотекстильном ареале и уральском регионе // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2021. № 1. С. 51-64.
9 Шахин К. Способы возрождения промышленного наследия // Художественное пространство XXI века: проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. Отв. редактор М.М. Новикова. Нижневартовск: НГУ, 2021. С. 92-96.
ны для понимания организации производства, социальных процессов и могут визуально запечатлеть исторические события. Подлинные изображения передают эмоции, которые связаны с данным промышленным наследием. Различные источники промышленного культурного наследия формируют коллективную память о прошлых промышленных процессах, преследуя цель дать представление о системе: современный зритель - сцена прошлого. Воссозданная историческая сцена должна выражать индустриальный дух, который может быть изучен, на который могут опираться современные люди в процессе дальнейшего развития индустриальной культуры. Создание исторической сцены прошлых событий развития города становится прелюдией к защите и использованию индустриального культурного наследия.
Граждане имеют культурные права на промышленное наследие. Общественность эмоционально привязана к индустриальному наследию. Исторические промышленные здания и обычные здания являются стилистически новаторскими, интегрированными в уникальный природный или культурный ландшафт и запечатленными в коллективной памяти всей человеческой цивилизации. Память, сконцентрированная в индустриальном наследии, связана не только с промышленностью, но и с коллективной памятью о людях труда, которую олицетворяют различные группы, обладающие правом высказываться о промышленных достижениях - это рабочие, инженеры, руководители предприятий. историческая память о промышленном наследии многослойна. Промышленность - один из самых сложных результатов человеческой деятельности. Промышленная революция - важнейшее событие в истории человечества. индустриальное
общество создало уникальные, но исчезающих способы жизни: обслуживание технологических процессов, работа на конвейере. Труд конкретных рабочих специальностей в ходе индустриального развития может менять формы, ряд навыков, профессий меняются и исчезают, если не сохранять память о технических и промышленных достижениях, то выдающиеся трудовые достижения будут забыты. индустриальное наследие — это сгущение коллективной памяти индустриального общества. С точки зрения своего происхождения промышленная археология, предшественница индустриального культурного наследия, возникла в старых промышленных городах. Промышленная археология работала с руинами производств, открывая фрагменты старых промышленных зданий для выражения ностальгических эмоций. Постепенно формируя чувство уважения к прошлым достижениям, складывается представление об идентичности. Старые промышленные здания являются посредниками в историю промышленных городов. индустриальное наследие — это своего рода коллективная память индустриального общества, и это отражение определенных социальных процессов. Члены современного общества окружены различными сложными и разнообразными отношениями. Роль памяти в коллективе определяет то, что коллектив помнит, к какой информации имеется доступ, произошло ли вовлечение информации в общественные дискуссии, появились ли новые смыслы известной информации. Как своего рода коллективная память, индустриальное культурное наследие предназначено для того, чтобы помнить прошлое индустриального общества, но в основном оно предназначено для создания будущего индустриального общест-
ва, и общественность эмоционально отождествляет себя с индустриальной культурой. Общество обеспечивает основу для формирования коллективной памяти населения территории, различных профессиональных группы.
С точки зрения аксиологии, ценность современного городского индустриального наследия должна быть глубоко внедрена в целостное коллективное восприятие. Теоретически, основную часть индустриального наследия будущего должны составлять современные реликвии. с глобальной точки зрения, защита и использование промышленного наследия должны быть превращены во всеобъемлющее дело устойчивого развития, а не только в дело защиты культурных памятников. Государственные ведомства не должны недооценивать нынешнюю ценность городского промышленного наследия для будущих поколений.
Историческая ценность современного городского промышленного наследия заключается в функции наследования промышленной культуры. Современное городское промышленное наследие несет в себе индустриальную культуру для дальнейшего развития. Этому процессу способствует образовательная функция промышленного наследия. Поскольку современное городское промышленное наследие часто является региональным и принадлежит промышленным корпорациям, такого рода образовательная функция носит более повседневный характер и может быть тесно интегрирована с собственным культурным наследием региона и обновлением города.
Промышленное наследие имеет большой потенциал для развития и использования в городской культуре, но эффективное использование по-прежнему являются не воплощенным идеа-лом10 . Современное городское промыш-
10 Мао С. Исследования по охране и по-
ленное наследие широко представлено, но оно быстро исчезает. Особенно в центральных, крупных городах, которые часто имеют промышленные пригороды. С быстрым развитием их первоначальные промышленные районы перестраиваются, втягиваются в городские процессы, промышленные предприятия, районы становятся инородным элементом городской инфраструктуры. В процессе урбанизации промышленный ландшафт быстро заменяется новыми городскими ландшафтами, и остаются лишь небольшие промышленные реликвии, которые удалось сохранить.
Выводы
Китайские исследователи активно изучают особенности промышленного наследия г. Шэньян. Выработана модель использования промышленного наследия: креативные индустриальные парки, общественные открытые пространства для туризма и досуга и тематические выставочные павильоны. На основе этой модели в Шэньяне представлены следующие формы использования промышленного наследия: во-первых, создание промышленных музеев для привлечения туристов; во-вторых, создание общественных зон отдыха в сочетании с местными особенностями промышленного наследия; в-третьих, создание торговых центров на базе промышленного наследия; в-четвертых, строительство жилых районов и офисных зон с промышленными характеристиками, где промышленное наследие сосуществует с современным контекстом.
Существуют две крайности в освоении промышленного культурного
вторному использованию промышленного архитектурного наследия Китая с точки зрения культурного возрождения // историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития. сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар: КГИК, 2021. С. 145-150.
наследия. Музейные работники или академические организации оценивают промышленное культурное наследие, как исторические и культурные ценности, не утруждая себя рассмотрением экономического потенциала и промышленных составляющих. Другая крайность, промышленное наследие остается частью промышленного комплекса, памятники промышленного производства не используются в музейной, экскурсионной деятельности и не включены в процессы сохранения культурного наследия. Наблюдается огромный дефицит финансирования охраны промышленного культурного наследия, который приходится восполнять за счет самих производств, для которых сохранение промышленного наследия является непрофильным, дополнительной нагрузкой. Для сохранения энергии индустриального духа страны необходимо изучать ценность промышленного наследия и осуществлять инновационное использование и развитие городской культуры на этой основе.
References
[1] Kravtsova L.A., Dementyeva L.A. Museumification of
the historical and cultural heritage of the coal industry as a factor in the sociocultural development of mining regions (using the example of foreign experience) // Domestic tourism as the basis for sustainable development of Russian regions. Collection of scientific articles. Kemerovo: KGIK, 2015. P. 97-106.
[2] Ji Hong. Analysis of the integrity of modern industrial heri-
tage - starting with the "Nizhny Tagil Charter" and "Dublin principles" // New architecture. 2019. Issue 01. P. 92-95.
[3] Shang Jixiang. Pay attention to a new type of cultural her-
itage: the protection of industrial heritage // Planning and construction in Beijing. 2007. Vol. 02. P. 11-14.
[4] "Temporary Measures for the Management of National
Industrial Heritage," Ministry of Industry and Information Technology, released on November 15, 2018 // URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2019/con-tent_5366487.htm (02.15.2024)
[5]. Meng Hong, Peng Ling, Yin Yuchao, Sun Yinghui, Wang
Hong, Wei Yidi, Liu Lei. Research on the development of industrial and cultural tourism in Shenyang // Cooperative Economics and Technologies. 2022. № 17. P. 37-39.
[6] Chernysh M.A. Social microclimate of historical areas of an
industrial city // Approbation. 2016. № 3 (42). P. 30-33.
[7] Terkenli T.S. New landscape spaces: changing scales of
function and symbolism[J]. Landscape and urban planning. 2005. № 70 (1/2). P. 165-176.
[8] Bugrov K.D. Weaving looms and blast furnaces: the cul-
tural potential of industrial heritage in the central old textile area and the Ural region // Labyrinth. Theories and practices of culture. 2021. № 1. P. 51-64.
[9] Shahin K. Methods of reviving industrial heritage // Ar-
tistic space of the XXI century: problems and prospects. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Rep. editor M.M. Novikova. Nizhnevartovsk: NSU, 2021. P. 92-96.
[10] Mao S. Research on the protection and reuse of China's industrial architectural heritage from the point of view of cultural revival // Historical and cultural heritage of Russia and China: issues of study, conservation and development. collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar: KGIK, 2021. P. 145-150.
Список литературы
[1] Кравцова Л.А., Дементьева Л.А. Музеефикация исто-
рико-культурного наследия угольной отрасли как фактор социокультурного развития шахтерских регионов (на примере зарубежного опыта) // Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России. Сборник научных статей. Кемерово: КГИК, 2015. С. 97-106.
[2] Цзи Хун. Анализ целостности современного инду-
стриального наследия - начиная с «Нижнетагильской Хартии» и «Дублинских принципов» // Новая архитектура. 2019. Вып.01. С. 92-95.
[3] Шан Цзисян. Обратите внимание на новый вид куль-
турного наследия: охрана промышленного наследия // Планирование и строительство в Пекине. 2007. Вып. 02. С. 11-14.
[4] «Временные меры по управлению национальным промышленным наследием», Министерство промышленности и информационных технологий, обнародовано 15 ноября 2018 года // URL:https://www. gov.cn/gongbao/content/2019/content_5366487.htm (Дата обращения: 15.02.2024)
[5]. Мэн Хун, Пэн Лин, Инь Юйчао, Сунь Инхуэй, Ван Хун,
Вэй Иди, Лю Лэй. Исследование по развитию промышленного и культурного туризма в Шэньяне // Кооперативная экономика и технологии. 2022. №17. С. 37-39.
[6] Черныш М.А. Социальный микроклимат историче-
ских районов промышленного города // Апробация. 2016. № 3 (42). С. 30-33.
[7] Теркенли Т.С. Новые ландшафтные пространства: меняющиеся масштабы функций и символизма [J]. Ландшафт и городское планирование. 2005. № 70 (1/2). С. 165-176.
[8] Бугров К.Д. Ткацкие станки и доменные печи: куль-
турный потенциал индустриального наследия в центральном старотекстильном ареале и уральском регионе // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2021. № 1. С. 51-64.
[9] Шахин К. Способы возрождения промышленного на-
следия // Художественное пространство XXI века: проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. отв. редактор М.М. Новикова. Нижневартовск: НГУ, 2021. С. 92-96.
[10] Мао С. Исследования по охране и повторному использованию промышленного архитектурного наследия Китая с точки зрения культурного возрождения // Историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития. сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар: КГИК, 2021. С. 145-150.