J^ECTHHK
Брославский Л. И.
Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии
125
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО США: ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
Лазарь Израильевич БРОСЛАВСКИЙ,
Аннотация. Автор анализирует историю и действующее законодательство США о возобновляемых источниках энергии. На основе сравнительного анализа российского и американского права автор обосновывает необходимость разработки российских законов о возобновляемых источниках энергии, федерального и субъектов федерации. В них должна быть закреплена гибкая система экономического стимулирования развития производства энергоресурсов из возобновляемых источников энергии как перспективного сектора
консультант юридический фирмы Law Firm Z.L. Broslavsky&Weinman, США, Лос-Анжелес, кандидат юридических наук, доцент, PhD (law) США [email protected] 855 Third street, # 212 Santa Monica, California 90403, USA
энергетики XXI в.
Ключевые слова: энергетическое право, нормативные правовые акты, renewable energy sources, инвестиционный налоговый кредит, ценовая скидка, сертификаты использования солнечной энергии, ускоренная амортизация, субсидированные ссуды, освобождение от налога, налоговая скидка.
DOI: 10.17803/2311-5998.2020.67.3.125-134
L. I. BROSLAVSKY,
PhD in law, associate Professor, Ph. D (law) USA, Consultant. Law Firm
Z.L. Broslavsky&Weinman [email protected] 855 Third street, # 212 Santa Monica, California 90403, USA
US ENERGY LAW: RENEWABLE ENERGY SOURCES
Abstract. Author analyzes the history and current laws of the United States on renewable energy. Based on a comparative analysis of Russian and American law, the author discusses the need to develop Russian laws on renewable energy sources on the federal and federal subjects level. These laws should create a flexible system of economic incentives for the development of energy production from renewable energy sources as a promising energy sector of the 21st century.
Keywords: energy law, regulations, возобновляемые источники энергии, investment tax credit, cash rebates, solar renewable energy certificate, accelerated depreciation, subsidized loans, tax exemptions, tax reduction.
© Л. И. Брославский, 2020
3/2020
126
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Начиная со второй половины ХХ в. на основе колоссальных достижений науки и техники идет процесс бурного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики. Более того, в первых двух десятилетиях ХХ! в. отчетливо наблюдается ускорение этого процесса. Все это знаменует новый этап развития цивилизации, связанный с удовлетворением всё возрастающих потребностей и повышения уровня качества жизни современного человека. Соответственно, неуклонно возрастает потребность в энергоресурсах.
Возникла новая, самостоятельная энергетическая функция современного государства. Вместе с тем продолжается процесс глобализации мировой экономики. Четвертая промышленная революция, зеленая (экологическая) революция, энергетическая революция — все эти понятия и категории прочно вошли в политический лексикон, широко используются в различных видах научных знаний и СМИ. Они являются предметом исследования юридической науки, которая должна разработать соответствующие рекомендации по совершенствованию международного и национального права.
Энергетическое право — одна из наиболее динамично развивающаяся отраслей современного права,национального и международного.
Энергетическое право (законодательство) США — это совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с поиском, разведкой, добычей, транспортировкой, переработкой, производством (получением), распределением и потреблением энергоресурсов.
Энергетическая революция означает изменение философии: на смену убеждению в неисчерпаемости ископаемых источников энергии приходит понимание того, что они все же не бесконечны, и необходимо искать другие пути для того, чтобы удовлетворить потребности экономики и, соответственно, людей в энергоресурсах. Поэтому современное общество обратилось к возобновляемым источникам энергии.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — это источники энергетических ресурсов, действующие на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии. В специальной литературе и в нормативных правовых актах приводятся различные классификаторы видов ВИЭ. К примеру, к ним относятся: солнечная энергия, энергия ветра, биомасса в пределах возобновляемости, гидроэнергия, геотермальная энергия земли, энергия Мирового океана. В соответствии с Резолюцией № 33/148 Генеральной Ассамблеи ООН (1978 г.) к ним относятся: солнечная, ветровая, геотермальная, энергия морских волн, приливов и океана, энергия биомассы, древесины, древесного угля, торфа, тяглового скота, сланцев, битуминозных песчаников и гидроэнергия больших и малых водотоков.
Понятие возобновляемых источников энергетики закреплено в Федеральном законе «Об электроэнергетике»: возобновляемые источники энергии — энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием
3/2020
тз
L-—^ i,
ЕСТНИК Брославский Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках1.
По мнению специалистов, полагающих наиболее приоритетным направлением энергетики развитие ВИЭ, быстрое снижение стоимости технологий использования, особенно энергии ветра и солнца, растущая обеспокоенность по поводу воздействия ископаемого топлива на окружающую среду и изменение климата, а также устойчивые инвестиции в проекты по возобновляемой энергии указывают на не столь отдаленное будущее, в котором возобновляемая энергия будет играть ключевую роль в электроэнергетической системе XXI в.
Законодательство о ВИЭ — подотрасль энергетического права, так же как и законодательство о традиционных источниках энергии: угле, нефти, газе, атомной энергетике. Соответственно, необходимо ее развитие в соответствии с вызовами XXI в., упорядочение и создание подсистемы в рамках системы энергетического права. Предмет настоящей статьи — правовое регулирование производства (получения) энергоресурсов за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Опыт правового регулирования этого сектора энергетики в США на федеральном уровне и в не меньшей степени на уровне субъектов федерации может быть использован при совершенствовании российского энергетического законодательства.
Энергетическое законодательство облекает в правовую форму административные и экономические средства, применяемые для развития и совершенствования энергетического комплекса, в том числе и ВИЭ как все более перспективного его сектора.
Федеральные законы и законы штатов достаточно объемны и конкретны и, как правило, являются законами прямого действия. В них обычно устанавливается процент увеличения доли ВИЭ в течение определенного периода времени.
Административно-правовое регулирование энергетического комплекса включает в себя закрепление компетенции государственных органов в сфере энергетики, прав и обязанностей хозяйствующих субъектов и граждан, организацию и порядок работ. Наряду с законами, федеральными и штатов, их деятельность регулируется нормативными правовыми актами органов исполнительной власти: федеральных, штатов, региональных и локальных. Это могут быть инструкции, правила, положения, директивы, методические указания и др. Законодательство использует для них как родовое понятие термин regulations.
Неотъемлемым элементом административно-правового регулирования ВИЭ является нормирование (нормативно-техническое регулирование). Обязатель- Ш
ные стандарты (федеральные, штатов, региональные и локальные) закрепляют Р
нормативы допускаемого выброса в атмосферу содержащих загрязняющие вещества парниковых газов. Они разрабатываются и утверждаются, как правило,
< Б
1 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 (с изменениями на 27 декабря 2019 г.) «Об ^
электроэнергетике» // URL: http://zakonrf. ОПЫТ
>
3/2020
128
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
управомоченными на то государственными органами и распространяются на работающие на ископаемых источниках энергии и отходах производства и потребления электростанции, а также транспортные средства, причем не только на автотранспорт, но и на водный транспорт и авиацию, потребляющую все больше топлива в связи с неуклонным ростом пассажирских и грузовых перевозок. Обязательные стандарты закрепляют также нормативы расхода топлива на дальность пробега. Регулярный пересмотр нормативных актов технического регулирования и последовательное ужесточение закрепляемых в них норм, требований и правил направлены на решение одновременно экологических проблем, т. е. уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, и энергетических проблем — рациональное использование энергоресурсов и энергоэффективность2.
Все это вызывает необходимость разработки и внедрения чистых технологий при потреблении ископаемых источников энергии и поиска альтернативных источников энергии, т. е. всемерного развития системы ВИЭ.
Экономическими средствами стимулирования развития ВИЭ в США являются: инвестиционный налоговый кредит (investment tax credit — ITC), ценовая скидка за установку ВИЭ (cash rebates), сертификаты использования солнечной энергии (solar renewable energy certificates — SRECs), ускоренная амортизация (accelerated depreciation), cубсидированные ссуды (subsidized loans), освобождение от налога (tax exemptions).
Эффективное применение государством экономических рычагов в целях дальнейшего развития и использования ВИЭ требует создания гибкого механизма экономического стимулирования, направленного на повышение конкурентоспособности ВИЭ с ископаемыми источниками энергии. В условиях рыночной экономики, движущей силой которой является конкуренция, это невозможно сделать только командно-административными методами. Наряду с частными инвестициями, необходима государственная финансовая поддержка, т. е. выделение на реализацию программ развития ВИЭ бюджетных средств и прямое государственное инвестирование. Взаимодействие государственного и частного сектора — необходимое условие решения как энергетических, так и экологических, природоохранных проблем.
Началом современного этапа развития энергетического законодательства США принято считать конец 1970-х гг., когда был принят федеральный Закон «О национальной энергетике» (National Energy Act — NEA) 1978 г. Этот закон стал первым федеральным законодательным актом, который должен был решить задачу регулирования всего комплекса отношений, связанных с производством и распределением энергоресурсов. До этого на федеральном уровне рассматривались лишь отдельные проблемы энергетики, главным образом энергоснабжения, добычи угля, нефти и газа. Основным массивом правового регулирования в сфере энергетики было законодательство штатов. Принятие Закона NEA означало закрепление единой национальной общегосударственной энергетической политики и стало первым шагом создания действующей в настоящее время системы энергетического законодательства.
2 Брославский Л. И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза : монография. М. : Проспект, 2017.
3/2020
тз
L-—^ i,
ЕСТНИК Брославский Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Закон NEA был направлен на преодоление зависимости от экспорта иностранной нефти, повышение энергоэффективности, модернизацию системы тарифов на коммунальные услуги, стимулирование и всемерное использование рыночных механизмов развития системы ВИЭ, реструктуризацию сектора энергетики, обеспечивающего производство энергоресурсов из природного газа. Принятие этого Закона, безусловно, было вызвано возрастающей потребностью в энергоресурсах, но в первую очередь это было обусловлено тем, что США вынуждены коренным образом пересмотреть свою энергетическую политику в результате двух нефтяных кризисов (oil crisis) 1970-х гг. В течение многих лет она была направлена на сохранение своих богатых нефтью месторождений, и значительная часть нефти экспортировалась из других стран. Первый нефтяной кризис разразился в октябре 1973 г., когда страны ОПЕК ввели эмбарго на продажу нефти США, а также Великобритании, Канады, Японии, Нидерландов, а затем Португалии, Родезии и Южной Африки. Нефтяной кризис повлек краткосрочные и долгосрочные негативные последствия не только для США, но и для всей мировой экономики. Достаточно сказать, что к марту 1974 г., когда эмбарго было снято, цены на нефть повысились примерно на 400 %3.
Второй нефтяной кризис, 1979 г., произошел из-за снижения добычи нефти после иранской революции. Несмотря на то что поставка нефти на мировой рынок сократилась всего лишь примерно на 4 %, возникшая паника привела к росту цен. Цена на сырую нефть выросла более чем в два раза в течение последующих 12 месяцев, и на бензоколонках снова появились длинные очереди, как это было во время нефтяного кризиса 1973 г.4
В долгосрочной перспективе в результате этих потрясений на мировом рынке нефти США и промышленно развитые страны Запада внесли существенные коррективы как в энергетическую, так и в экономическую политику: энергосбережение, расширение геологоразведочных работ и добыча ископаемых источников энергии, более широкое использование альтернативных (прежде всего атомная энергетика) и возобновляемых источников энергии, денежно-кредитная политика, обеспечивающая стабильность на энергетическом рынке и предотвращение инфляции.
Естественно, что главное внимание в Законе NEA уделялось регулированию ископаемых источников энергии. Вместе с тем закон открывал более широкие возможности для развития ВИЭ как перспективного сектора энергетики.
Закон NEA включает в себя несколько законодательных актов, в которые неоднократно вносились изменения и дополнения. Принятый в ноябре 1978 г. Закон «О коммунальных услугах» (The Public Utility Regulatory Policies Act — PURPA) был призван способствовать энергосбережению и закрепил ряд указанных выше средств экономического стимулирования использования ВИЭ. В результате внесенных в этот Закон в 1989 и 1992 гг. дополнений был создан действующий в на- Ш стоящее время механизм экономического стимулирования, поскольку, по мнению Р специалистов, положения Закона 1978 г не работали эффективно, как это ожида- Б лось. Реализация Закона NEA требовала реорганизации системы федеральных ^
I
3 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/1973_oil_crisis.
4 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/1979_oil_crisis. ОПЫТ
>
3/2020
130
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
органов исполнительной власти. Она проводилась одновременно с подготовкой самого Закона NEA. В соответствии с принятым Конгрессом США в 1977 г. Законом «Об организации департамента по вопросам энергетики» (Department of Energy Organization Act) в августе 1977 г.5 было создано федеральное ведомство — Департамент (министерство) энергетики (Department of Energy — DOE), на которое были возложены все функции, связанные с энергетикой, ранее выполняемые различными ведомствами.
Департамент энергетики несет ответственность за координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти в сфере энергетики, реализацию единой энергетической политики в стране и положений федерального законодательства, направленного на обеспечение экономики доступными энергоресурсами, а также энергетической и экологической безопасности.
Глава министерства энергетики (The United States Secretary of Energy) — член федерального правительства (А member of the Cabinet). В 2010 г. в системе Департамента энергетики был создан Отдел по вопросам энергоэффективности и возобновляемых источников энергии (DOE Office of Energy Efficiency and Renewable Energy).
В системе Министерства энергетики функционирует Федеральная комиссия по вопросам регулирования энергетики (The Federal Energy Regulatory Commission — FERC), независимое федеральное ведомство, на которое возложено регулирование распределения между штатами электроэнергии, природного газа и нефти. Федеральная комиссия рассматривает также предложения о строительстве терминалов для сжиженного природного газа, прокладки газопроводов, проходящих на территории нескольких штатов, а также лицензирует проекты строительства гидроэлектростанций. Федеральная комиссия принимает нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные акты по вопросам ценообразования, введения тарифов и инвестирования в энергетический сектор. Федеральным органом управления в сфере атомной энергетики является Комитет по атомной энергетике (Nuclear Regulatory Commission — NRC), возглавляемый коллективным органом, в состав которого входят пять членов, одним из которых является назначаемый президентом председатель комитета. Вопросы энергетики входят также в компетенцию ряда других федеральных ведомств. В их числе Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency — EPA) и Департамент (министерство) внутренних дел (Department of Interior — DOI). В отличие от России, Министерство внутренних дел выполняет не правоохранительные функции, а осуществляет управление федеральными землями.
Так, в компетенцию Министерства внутренних дел входит право выдавать разрешение (license) на реализацию проектов по установке ветряков в прибрежных водах. Решение о выдаче разрешений на реализацию гидроэнергетических проектов в прибрежных водах оно принимает совместно с Федеральной комиссией по вопросам регулирования энергетики.
Важным этапом развития энергетического права США стало принятие Конгрессом в 2005 г. Закона «Об энергетической политике» (The Energy Policy Act), регулирующего весь энергетический комплекс. Закон направлен на повышение
5 42 U.S.C. 7101 et seq.
3/2020
ВЕСТНИК Брославский Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии ' '
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
эффективности энергетического комплекса, повышение уровня энергетической безопасности, обеспечение экономического роста и удовлетворение потребности в энергоресурсах, надлежащего качества окружающей среды, а также совершенствование системы энергоснабжения потребителей6. Принятие Закона было вызвано рядом причин. Среди них — рост цен на энергоносители и все продолжавшаяся и даже возросшая зависимость от иностранной нефти. Достаточно сказать, что в 2005 г. США импортировали 57 % потребляемой страной нефти.
Законом было предусмотрено увеличение бюджетного финансирования энергетики: в период с 2005 г. по 2010 г. — 2,2 млрд долл., с 2010 г. по 2015 г. — 1,6 млрд долл. В целях увеличения производства (получения) энергоресурсов внутри страны и прекращения зависимости от экспорта законом была предусмотрена система налоговых скидок (tax reductions) на 11 лет в целом для энергетики, а также для отдельных секторов энергетического комплекса. Была установлена общая сумма снижения налогов — 14,5 млрд долл. Для энергоэффективности и энергосбережения всей системы энергетики она составляла около 4,5 млрд долл. Эффективным средством развития ВИЭ как перспективного сектора энергетики явилась налоговая скидка для компаний — производителей энергоресурсов на общую сумму 2,6 млрд долл.
В соответствии с законом домовладельцам и бизнесу, использующим солнечную энергию для получения электроэнергии и отопления, был предоставлен налоговый кредит (solar tax credit). Они вправе вычитать часть своих расходов на установку солнечных панелей (батарей) из уплачиваемых ими федеральных налогов. Этот налоговый кредит был введен в соответствии с Законом «Об энергетической политике» 2005 г. сроком до 2007 г.
В целях стимулирования использования солнечной и ветряной энергии для получения энергоресурсов в декабре 2015 г. Конгресс принял закон, установивший инвестиционный налоговый кредит на период с 2016 г. по 2022 г. Его размер на 2019 г. составлял до 30 % расходов на установку солнечных панелей (батарей). В 2020 г. он снизился до 26 %, а на 2021 г. составит 22 %7.
Аналогичный налоговый кредит предусмотрен в ряде штатов. Его размер определяется законодательством каждого штата. Домовладельцы и бизнес вправе вычитать часть своих расходов из налогов, уплачиваемых данному штату. Несмотря на важную роль, которую сыграла реализация Закона 2005 г. в решении энергетических проблем США, он подвергся критике даже во время его принятия и введения в действие. И прежде всего со стороны конгрессменов, выступающих за более радикальные меры по охране окружающей природной среды. По их мнению, Закон сделал главный упор на производство энергоресурсов на основе переработки нефти и газа, а меры по использованию ВИЭ недостаточны8.
Энергетическая политика в течение последних десятилетий позволила США ликвидировать зависимость от импорта нефти и обеспечить свою энергетическую Ш
независимость. Более того, в настоящее время США — крупнейший производитель Р
нефти, особенно после того, как широко развернулась добыча сланцевой нефти. ^
m
Ж
6 42 USC § 13201 et seq. I
7 URL: https://www.energysage.com/solar/cost-beneflt/solar-investment-tax-credit/. Й
8 URL: https://ballotpedia.org/Energy_Policy_Act_of_2005. ОПЫТ
>
3/2020
132
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Теперь уже сами США стремятся выйти на мировой рынок, экспортируя нефть и конкурируя тем самым с Саудовской Аравией и Россией. Вместе с тем роль ВИЭ в энергетическом комплексе США последовательно возрастает. Здесь можно назвать несколько причин: постепенное истощение разрабатываемых месторождений, относительно большие затраты на добычу труднодоступных месторождений ископаемого топлива, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и адаптацию к изменяющимся климатическим условиям. Кроме того, важно подчеркнуть, что развитие ВИЭ позволяет все больше удовлетворять спрос на энергоресурсы внутри страны и увеличить экспорт за счет продажи нефти.
Успешное развитие в США ВИЭ как сектора энергетики подтверждается следующими данными. Начиная с 2016 г., т. е. примерно за четыре года, в штате Нью-Йорк была завершена реализация более 46 000 проектов использования солнечной энергии9. Одна из функций Федеральной комиссии по вопросам регулирования энергетики — анализ рынка энергоресурсов и подготовка ежегодных отчетов о его состоянии и рекомендаций по совершенствованию экономического механизма энергетического комплекса. Согласно отчету за 2019 г., действующая в США система ВИЭ (энергия ветра и солнца, гидроэнергетика, биомасса и геотермальная энергия) уже способна удовлетворить потребности страны в энергоресурсах на 52 %. На первом месте ветряная энергетика. Далее идет гидроэнергетика. Этот показатель определяет мощность, потенциальные возможности получения энергоресурсов из ВИЭ. Что же касается объема фактически полученных энергоресурсов, то доля электроэнергии, полученной в результате использования ВИЭ за 10 месяцев 2019 г., составила 18,2 %. Согласно прогнозам, в 2021 г. она составит 22 %10.
Принятым Конгрессом в декабре 2007 г. Законом «Об энергетической независимости и безопасности» (Energy Independence and Security Act — EISA) закреплены положения, направленные на дальнейшее развитие ВИЭ как одно из важнейших и эффективных средств решения, наряду с энергетическими, также и экологических задач. В Законе содержатся следующие правовые нормы:
— минимальное количество ежегодно используемого производителями энергоресурсов биотоплива в период с 2008 г. по 2022 г. и затем повышение его начиная с 2022 г. (Renewable Fuel Standard — RFS);
— обязательные федеральные стандарты должны установить начиная с 2020 г. норматив расхода топлива для автотранспорта 35 миль (56,3 км) на галлон (3,78 л);
— управомоченные на то федеральные органы исполнительной власти обязаны пересмотреть стандарты на приборы, оборудование и другие средства освещения, бытовую технику, электронику и т. д. в целях увеличения срока их долговечности (службы), обеспечения их энергоэффективности и уменьшения расхода электроэнергии.
В соответствии с принятым Конгрессом США в феврале 2009 г Законом «О восстановлении экономики и инвестициях» (American Recovery and Reinvestment
9 Solar Panels Crop Up on the Farm, and the Neighbors Balk // The New York Times. 2020. March 18, P. A 1, 20.
10 Bossong K. New FERC report shows renewables were leading source of new capacity in 2019 // URL: https://www.renewableenergyworld.com/2020/01/16/new-ferc-report-shows-renewables-were-leading-source-of-new-capacity-in-2019/#gref.
3/2020
тз
L-—^ i,
ЕСТНИК Брославский Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Act) целый ряд федеральных проектов (программ), связанных с производством энергоресурсов из ВИЭ, финансировались из федерального бюджета в виде грантов и ссуд (прямое финансирование). В их числе производство биотоплива (Biomass Program); технология геотермальной энергетики (Geothermal Technologies Program); технология информатики и коммуникаций; технология обеспечения электроэнергией работающих на электричестве транспортных средств; производство нового поколения батарей и компонентов к ним, а также программного обеспечения для электромобилей и автомашин-гибридов; энергоэффективность бытовой техники; обеспечение энергоресурсами из ВИЭ при строительстве и модернизации зданий, находящихся в федеральной собственности. Особо хотелось бы отметить грант на сумму 3,2 млрд долл. на программу энергоэффективности и энергосбережения. Эта программа была предусмотрена еще названным Законом 2007 г. Однако фактически предназначенные для этого средства не были выделены. Законом предусматривалось выделение средств из федерального бюджета, т. е. финансирование программ, разрабатываемых и реализуемых самими штатами в дополнение к средствам, выделяемым для этого самими штатами из их собственных бюджетов. Наряду с инвестициями непосредственно в разработку новых технологий и реализацию конкретных проектов, законом были предусмотрены различные формы экономического стимулирования повышения энергоэффективности и развития системы ВИЭ (налоговые льготы, гарантии под ссуды и др.) и выделение для этого определенных средств (косвенное финансирование).
Закон «Об инвестировании чистой энергетики» (American Clean Energy Investment Act) 2015 г. продолжал энергетическую стратегию, делающую упор на государственное инвестирование разработки чистых технологий и предоставление налоговых льгот частному бизнесу, способствующему переходу на получение энергоресурсов из ВИЭ. Так, налоговый кредит в размере 30 % предоставлялся за получение электричества от установленных в прибрежных водах ветряков. За достижение определенных показателей энергосбережения при эксплуатации хозяйственных сооружений и помещений предусматривались налоговые скидки. В мае 2019 г. на рассмотрение Конгресса США был представлен проект Закона «О чистой энергетике» (Clean Energy Standard of Act). Поставлена цель — обеспечить к 2050 г. получение электроэнергии при нулевом выбросе в атмосферу парниковых газов (net-zero emissions). Положения проекта базируются на международно-правовых актах, и прежде всего Парижском соглашении по климату 2015 г., и разработаны с учетом рекомендаций Межправительственной комиссии ООН по вопросам изменения климата (UN Intergovernmental Panel on Climate Change). Одно из главных направлений предлагаемого экономико-правового механизма — создание рынка энергоресурсов, включая продажу кредитов на их получение из ВИЭ, по аналогии с куплей-продажей квот на выброс загрязняющих веществ потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Ш
При разработке положений проекта Закона был использован опыт штатов, до- Р
бившихся значительного увеличения объема электроэнергии, получаемой за счет ^
ВИЭ и сокращения выброса в атмосферу парниковых газов при одновременном Ж
росте экономики. В ряде штатов действуют законы о возобновляемых источниках j
энергии. Среди них штаты Нью-Йорк, Гавайи, Нью-Джерси, Вашингтон, столичный округ Колумбия. В некоторых штатах ведется подготовка такого рода законов. Так,
S
ОПЫТ
>
3/2020
134
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
на рассмотрении легислатуры штата Иллинойс находится проект Закона «О чистой энергетике» (The Clean Energy Jobs Act), предусматривающего к 2050 г. 100 % энергоресурсов из ВИЭ. По данным старейшей и одной из крупнейших общественных экологических организаций США Sierra Club, шесть городов страны уже достигли поставленной цели — получения 100 % энергоресурсов за счет чистой энергетики11.
Следует различать понятия «чистая энергетика» и «энергетика, использующая только возобновляемые источники энергии». Первое понятие шире, поскольку оно включает, наряду с использованием ВИЭ, также нулевую эмиссию парниковых газов при производстве энергоресурсов из ископаемых источников энергии, но с применением технологий, предотвращающих их выброс в атмосферу, а также улавливающих попавшие в атмосферу парниковые газы. Соответственно, названия законов штатов указывают, о какой энергетике идет речь, и определяют сроки достижения 100 % обеспечения потребностей штата в энергоресурсах за счет чистой энергетики или только ВИЭ.
Так, за счет чистой энергетики поставили перед собой эту цель штаты Нью-Йорк к 2040 г., Вашингтон — к 2045 г., Нью-Джерси — к 2050 г. Цель штата Гавайи — получение энергоресурсов к 2045 г. исключительно из ВИЭ.
Энергетическая стратегия Российской Федерации определяет широкое использование ВИЭ как одно из важнейших направлений развития энергетического комплекса страны. Россия располагает для этого огромными природными ресурсами, которые, по общему мнению, используются недостаточно.
В целях реализации Энергетической стратегии необходимы ревизия всего энергетического законодательства, его обновление, систематизация и кодификация. Одним из таких законов мог бы стать, по нашему мнению, федеральный закон о возобновляемых источниках энергии. Такие законы приняты в ряде стран бывшего Советского Союза. Это Беларусь, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.
Закон «О возобновляемых источниках энергии» принят одним из субъектов Российской Федерации — Республикой Саха (Якутия).
В Германии действует закон о возобновляемых источниках энергии. Энергетическое законодательство США фрагментарно и хаотично. Однако американский опыт представляет интерес конкретными, апробированными на практике правовыми нормами, и прежде всего предусматривающими различные средства экономического стимулирования. И что исключительно важно — законодательство штатов. Законы штатов — не только и не столько средство реализации федеральных законов. Они прокладывают дорогу федеральным законам, которые зачастую закрепляют положения законов штатов, доказавшие свою эффективность. Развитие энергетического законодательства, и особенно регулирующего общественные отношения, связанные с использованием ВИЭ, — это дорога с двусторонним движением. Оно должно идти в двух направлениях, навстречу друг другу: от центра в регионы и от регионов к центру. Это позволит проводить единую национальную энергетическую политику и вместе с тем учитывать специфику регионов: природно-климатические условия, инфраструктуру, систему транспорта, плотность и численность населения, основные отрасли экономики и др.
11 URL: https://www.sierraclub.org/ready-for-100/commitments.
3/2020