УДК 629.4
Давыдов А. И., к. техн. н.
доцент
кафедра «Информатика, прикладная математика и механика»
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Россия, г. Омск
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАРКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация:
Статья посвящена одному из важнейших вопросов поиска путей повышения энергетической эффективности подвижного состава на железных дорогах. Предлагается методика оценки энергоэффективности каждой подвижной единицы в структурном подразделении.
Ключевые слова:
Энергообследование, локомотив, доверительный интервал, энергоэффективность.
UDK 629.4
Davydov A.I., Candidate of Technical Sciences Associate Professor of Informatics, Applied Mathematics and Mechanics
Omsk State Transport University
Russia, Omsk
ENERGY INVESTIGATION OF THE MOBILE PARK AT RAILWAY TRANSPORT
Annotation:
The article is devoted to one of the most important questions of the ways of increasing the energy efficiency of rolling stock on the railways. The technique of an estimation of power efficiency of each mobile unit in structural division is offered.
Keywords:
Energy survey, locomotive, confidence interval, energy efficiency.
Важнейшим резервом повышения энергетической эффективности железнодорожного транспорта является повышение энергоэффективности каждой конкретной единицы подвижного состава [1, 2]. Для этого в Омском государственном университете путей сообщения разработана методика проведения энергетического обследования подвижного состава.
Обследование парка подвижного состава проводится только для структурных подразделений, имеющих приписной парк, на основании данных формы ТХО-125, полученной по депо приписки локомотивов, за месяц, в котором проводится энергоосбследование и полный месяц, предшествующий ему. Для проведения такого исследования целесообразно
отбирать поездки локомотивов в грузовом и пассажирском движении, для маневровых тепловозов - на маневровой работе. Анализ выполняется раздельно для каждой серии локомотивов приписного парка структурного подразделения. Для проведения анализа отбираются поездки по наиболее грузонапряженным участкам работы локомотивных бригад.
Обследование парка локомотивов выполняется в следующей последовательности:
1. Из всех поездок в грузовом движении выбираются только те, средняя масса поезда, в которых отличается от средней массы грузового поезда за предыдущий месяц, не более чем на 500 т. Целесообразно отобрать те, поездки, в которых нагрузка на ось грузового вагона отличается не более чем на 1 т.
Для исследования в пассажирском движении должны быть отобраны поездки локомотивов с одним номером пассажирского поезда.
2. По поездкам локомотивов 1-й серии в _/-м виде движения, попавших в выборку, определяется нормативный и фактический удельный расход ТЭР.
3. Определяется средний фактический удельный расход 1-й серии в _/-м виде движения.
4. Определяется среднее квадратическое отклонение удельного расхода ТЭР по формуле:
\
Т{Ьуп - Ьу }
(1)
п
5. Детальному обследованию подлежат локомотивы, удельный расход которых находится за пределами интервала:
Ъц<Ьу <Ъц . (2)
Рассмотрим, технологию на примере. Исходные данные для исследования приведены в табл. 1.
Таблица 1- Исходные данные для анализа удельного расхода ТЭР на электровозах в грузовом движении
Дата поездки Номер электровоза Масса поезда, т Работа, 10 тыс. т-км брутто Расход ТЭР, кВт-ч Удельный расход ТЭР, кВт-ч / 10 тыс. т-км брутто
за поездку средний
03.08 0036 3148 98,8 8052 81,5 81,6
05.08 3321 104,3 8594 82,4
07.08 3065 96,2 7772 80,8
04.08 0038 2913 91,5 7631 83,4 82,5
05.08 3211 100,8 8356 82,9
06.08 3078 96,6 7959 82,4
11.08 3401 106,8 8693 81,4
09.08 0045 2875 90,3 8262 91,5 90,3
11.08 3216 100,9 8990 88,3
п
14.08 3018 94,8 8569 90,4
Всего 981,0 82878 84,5 84,5
Средний удельный расход серии по выборке, определенный по выборке равен 84,5 кВт-ч /10 тыс. т-км брутто. Среднее квадратическое отклонение удельного расхода ТЭР составляет 3,8 кВт-ч / 10 тыс. т-км брутто. Таким образом, по формуле (2) средний удельный расход ТЭР
84,5 - 3,8 < Ьу < 84,5 + 3,8 80,7 < Ьу < 88,3 должен находиться в пределах у или у .
Средний удельный расход локомотива № 0045 не попадает в указанный
интервал. Следовательно, этот локомотив должен быть подвержен
дополнительному исследованию:
1) проверка срока проведения последнего технического обслуживания, работоспособности схемы рекуперации на электровозах, бортовой системы учета расхода ТЭР;
2) обследование поездок рассматриваемой машины по приведенному выше алгоритму по машинистам. Для этого при сборе исходных данных вместо номера локомотива заносятся табельные номера машинистов, совершивших поездки на выбранном локомотиве. В случае, если все машинисты уложились в доверительный интервал, то необходима проверка технического состояния локомотива.
Описанная выше методика внедрена на сети железных дорог России и вошла в Методические указания по проведению энергетического обследования объектов ОАО «РЖД».
Использованные источники:
1. Давыдов А. И. Особенности энергетического обследования электрической тяги поездов // А. И. Давыдов, М. М. Никифоров / Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока, 2011. № 1. С. 303-306.
2. Давыдов А. И. Целевые индикаторы повышения энергоэффективности тяги поездов // А. И. Давыдов, М. М. Никифоров / Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока, 2013. № 1. С. 93-95.