Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОПОРТА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЁРДЫЕ И ЖИДКИЕ ОТХОДЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТЕРМИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лещинский Е.А., Черкасова Н.Г.

В аэропортах накапливается различные твёрдые и жидкие отходы производства и потребления. Наибольший интерес с точки зрения энергетического потенциала отходов представляют именно твердые отходы, имеющие различный морфологический и фракционный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лещинский Е.А., Черкасова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENERGY POTENTIAL OF WASTE GENERATED ON THE TERRITORY OF THE AIRPORT

Various solid and liquid wastes of production and consumption are accumulated at airports. The most interesting from the point of view of the energy potential of waste is solid waste with different morphological and fractional composition.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОПОРТА»

УДК 67.08

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОПОРТА

Е.А. Лещинский, Н.Г. Черкасова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: 5hat@bk.ru

В аэропортах накапливается различные твёрдые и жидкие отходы производства и потребления. Наибольший интерес с точки зрения энергетического потенциала отходов представляют именно твердые отходы, имеющие различный морфологический и фракционный состав.

Ключевые слова: твёрдые и жидкие отходы, энергетические ресурсы, термическая переработка, производственное оборудование.

THE ENERGY POTENTIAL OF WASTE GENERATED ON THE TERRITORY

OF THE AIRPORT

E. A. Leshchinsky, N. G. Cherkasova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: 5hat@bk.ru

Various solid and liquid wastes of production and consumption are accumulated at airports. The most interesting from the point of view of the energy potential of waste is solid waste with different morphological and fractional composition.

Keywords: solid and liquid waste, energy resources, thermal processing, production equipment.

В результате повседневной деятельности предприятий авиационной промышленности, аэропортов и авиатранспортных предприятий образуются тонны отходов имеющие различный морфологический и фракционный состав. Для аэропортов I класса и выше среднесуточное накопление отходов составляет 4,2 т/сут, а для аэропортов IV и V класса около 1,3 т/сут. Отходы, опасные в санитарно - гигиеническом и пожарном отношениях, хранятся в специальных помещениях, площадь которых составляет всего около 3% от общей площади земель, занятых в аэропортах отходами.

Изучение и учет твердых отходов имеет важное народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов; оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления.

К отходам производства могут быть отнесены отхода производственных процессов авиацион-но-технических баз, строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов, складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и других служб гражданской авиации.

К отходам потребления относятся следующие:

Секция «Экологическаябезопасность »

бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) - пищевые отходы, стекло, кока, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир и зданий, зола, шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы домашнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.), бытовая пластмасса и изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.; отходы учреждений административного и общественного назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет; отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная, картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.; отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости, бумага, стекло, битая тара и посуда, смет; строительные отходы - отходы строительных материалов, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и другие; отходы, образующиеся на территориях предприятий - смет с привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и пешеходных дорожек (продукты разрушения и истирания искусственных покрытий, пыль, земля, бумага, опавшая листва, отходы из урн и мусоросборников, ветошь и т.п.) [1].

Состав, свойства и объем накопления твердых отходов в аэропортах меняются в зависимости от климатических условий, периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и географического положения.

Мероприятия, которые необходима проводить аэропортами для уменьшения доли опасных отходов:

- регулярно проводить мониторинг мест временного хранения отходов производства и потребления структурных подразделений аэропортов.

- контролировать своевременность сдачи отходов производства на утилизацию, обезвреживание и уничтожение.

- вести работы по сбору и утилизации остатков противообледенительной жидкости после обработки ею самолетов.

Выбор метода обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку или полигон, переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) обусловливается возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями, технико-экономической целесообразностью и другими факторами [2].

С целью снижения вреда для экологии твёрдые отходы подвергают термической утилизации, в результате чего происходит понижение класса опасности (для отходов лечебных заведений при авиакомпаниях, а также нефтезагрязненных грунтов и хлорсодержащих твердых отходов) и уменьшения объема и массы отходов для захоронения.

Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может быть оценена исходя из следующих критериев: капитальные затраты на 1 м3 или тонну годового накопления отходов; эксплуатационные затраты; эффективность и окупаемость мероприятия по обезвреживанию или уничтожению отходов; возможность использования в народном хозяйстве как самих отходов (или их части), так и продуктов переработки; уровень механизации процесса загрузки твердых отходов и удаления золы (шлака) из печи; санитарная оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окружающей среды.

Термический метод (сжигание) рекомендуется в следующих случаях: при содержании в отходах менее 30% активного органического вещества, при отсутствии гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатывающих заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны [3].

Метод сжигания отходов характеризуется следующими факторами:

- не требует большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования;

- исключает необходимость транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или переработки и тем самым экономит транспортные расходы, снижает потребность в му-соросборной технике;

- обеспечивает полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированностью и повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских пунктах и т.д.);

- обеспечивает ликвидацию производственных отходов авиационно-технических баз, значительная часть которых не может быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения;

- вследствие высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет экономить расход газа на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости отходов; не требует больших затрат на охрану окружающей среды;

- обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение до минимума количества обслуживающего персонала.

Авторами выявлен ряд недостатков данного метода. К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием относятся:

- сложность утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их горения;

- необходимость создания высоких (до 1000°С) температур, а следовательно, более сложного и дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения;

- необходимость обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы.

Одно из возможных решений авторы видят в модернизации системы за счёт замены блока те-плообменных аппаратов на котлы утилизаторы для использования тепловой энергии отбираемой от газового потока для производственных нужд аэропорта, что и указывает на мощный энергетический.

Библиографические ссылки

1. Квитка В. Е., Карпин Б. Н. Загрязнение атмосферы при эксплуатации самолетов / Итоги науки и техники. Воздушный транспорт, т. 7 - М.: ВИНИТИ, 2009 - С. 38-98.

2. Ченцова, Л. И. Очистка и переработка промышленных выбросов и отходов / Е. В. Игнатова, С. В. Соболева, В. М. Воронин, Л. И. Ченцова .- 2012

3. Гарин В.М., Обращение с опасными отходами: уч. пос. / В.М Гарин, Н.Н. Жукова, А.П. Мясников, Г.Н. Соколова и др. - М.: 2016. - 235 с.

© Лещинский Е.А., Черкасова Н.Г., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.