Научная статья на тему 'Энергетический обмен и увеличение массы тела у недоношенных детей'

Энергетический обмен и увеличение массы тела у недоношенных детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нароган М. В., Сюткина Е. В., Яцык Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический обмен и увеличение массы тела у недоношенных детей»

112

Краткие сообщения

М.В. Нароган, Е.В. Сюткина, Г.В. Яцык

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Энергетический обмен и увеличение массы тела у недоношенных детей

В течение последних лет частота рождения недоношенных детей сохраняется примерно на одном уровне и составляет около 6%, при этом показатели их здоровья ухудшаются: увеличивается заболеваемость в целом, частота внутриутробной гипотрофии, гипоксических состояний, дыхательных расстройств, врожденных пороков развития [1, 2]. Особый контингент среди недоношенных детей — это дети с массой тела при рождении менее 1500 г. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в выхаживании и снижение летальности в этой группе детей, однако, у них сохраняется высокий процент соматических и психоневрологических отклонений в последующем. В связи с этим актуальным является совершенствование условий выхаживания и реабилитации недоношенных детей.

Одним из главных вопросов в выхаживании недоношенных детей является поддержание адекватного энергетического баланса, который занимает центральное место в процессах роста и дифференцировки тканей и органов. Как известно, прибавки массы тела у недоношенных детей являются важным показателем состояния их здоровья и физического развития. Поэтому мы решили проанализировать динамику прибавок массы тела и энергетический обмен у этой категории пациентов, находящихся на лечении в специализированном стационаре.

Было обследовано 14 детей, госпитализированных в отделение для недоношенных детей Научного центра здоровья детей РАМН. В 1-ю группу вошли 7 детей со сроком гестации 32-36 нед и массой при рождении 1 500-2 000 г. Основной патологией в данной группе была неврологическая: церебральная ишемия 2-й степени — у 6, перивентри-кулярная лейкомаляция — у 1. Умеренные дыхательные расстройства наблюдались у 6 детей, брадиаритмия — у 3, конъюгационная желтуха — у 6. 2-ю группу составили 7 детей, родившихся на 27-31 нед с массой тела 874-1 380 г. Дети поступали в тяжелом состоянии за счет неврологических и дыхательных нарушений на фоне глубокой незрелости. Пери-интравентрикулярные кровоизлияния 1-2 степени отмечались у 6 детей, перивентрику-лярная лейкомаляция — у 1, дыхательные нарушения были у всех детей, брадиаритмия — у 3.

Энергетический обмен покоя (ЭОп) определялся непрямой калориметрией на приборе «ОеКаиас» («0а1ех ОИтеСа», Финляндия). Сбор газов осуществлялся с помощью канопи, предназначенных для детей с массой тела до 5 кг. Исследование проводилось через 1-2 ч после еды в состоянии сна и продолжалось 15-60 мин. ЭОп высчитывался по формуле: ЭОп (ккал/кг в сут) = 5,5 X VO2 мл/кг/мин + 1,76 X VCO2 мл/кг/мин, где VО2 — объем потребленного О2, VСО2 — объем выделенного СО2 [3, 4]. Энергетический обмен изучался с момента поступления ребенка в стационар (2-3 нед жизни) и до его выписки (5-10 нед жизни). О динамике увеличения массы тела судили по ее суточным прибавкам.

В 1-й группе наиболее низкие значения ЭОп (49,1 ± 2,1 ккал/кг в сут) получены на 2-й нед жизни, при этом все исследования проводились в условиях кювеза.

На 3-й нед жизни при достижении массы 1931 ±41 г новорожденные этой группы переводились в кроватку, после чего на 3-4-й нед жизни у них отмечено существенное повышение ЭОп до 65,3 ± 2,5 ккал/кг в сут (р < 0,05), которое сохранялось примерно на этих же цифрах и на 5-й нед. Наименьшие суточные прибавки массы (12,3 ± 2,1 г/кг в сут) в 1-й группе были на 2-й нед жизни. Начиная с 3-й нед, прибавки массы увеличивались, сохраняясь устойчиво на высоком уровне (15-25 г/кг в сут) до момента выписки. Необходимо отметить, что все дети

1-й группы полностью усваивали энтеральное питание: 4 ребенка вскармливались из бутылочки с начала исследования, 3 ребенка начинали самостоятельно сосать на 3-4 нед жизни. Дети получали сцеженное молоко и докармливались молочной смесью для недоношенных детей.

Во 2-й группе наблюдалась несколько иная картина анализируемых показателей. Было отмечено, что перевод детей из кювеза в кроватку сочетается с повышением ЭОп и заметным уменьшением прибавок массы. В связи с разным временем перевода из кювеза в кроватку во 2-й группе, возникла необходимость выделить подгруппы 2а и 2б. Недоношенные дети 2а подгруппы (3) выкладывались в кроватку в конце 6-й — начале 7-й нед жизни при достижении массы тела 1925 ± 56 г. ЭОп у них был наиболее низким на 2-й нед жизни (46,5 ± 0,5 ккал/кг в сут), затем он увеличивался, особенно значимо возрастая после перевода в кроватку (до 78,4 ± 4,4 ккал/кг в сут, р < 0,05). Прибавки массы во 2а подгруппе были наименьшими на

2-й неделе жизни (8,6 ± 5,7 г/кг в сут), затем они увеличивались максимально до 21,4 ± 1,1 г/кг в сут на 6-й нед, а далее после перевода детей в кроватку существенно падали, составляя 12,5 ± 3,2 (р < 0,05) — на 7-й нед и 8,5 ± 0,8 г/кг в сут — на 8-й нед. Недоношенные дети 2б подгруппы (4) выкладывались в кроватку позднее — в конце 8-й — начале 9-й нед жизни, что было обусловлено экстремально низкой массой тела при рождении — у 2, и более выраженными и длительными дыхательными нарушениями — у 2. Средняя масса при переводе их в кроватку не отличалась от других групп (1935 ± 34 г). Более тяжелым состоянием этих детей объяснялось более позднее поступление их в отделение и низкие прибавки массы на

3-4-й нед жизни. ЭОп в этот период составил 45,9 ± 1,2 ккал/кг в сут. В течение 5-8-й нед жизни ЭОп и прибавки массы увеличивались. А далее перевод детей в кроватку сопровождался существенным увеличением ЭОп до 71,1 ± 5,0, ккал/кг в сут (р < 0,05) и уменьшением прибавок массы (с 20,4 ± 2,9 г/кг в сут — на 8-й нед до 12,3 ± 3,2 (р < 0,05) — на 9-й нед и 11,1 ± 2,7 г/кг в сут — на 10-й нед).

Одним из важных вопросов выхаживания недоношенных 2-й группы было их вскармливание. На 1-м мес жизни энтеральное питание осуществлялось капельно грудным молоком и/или смесью на основе гидролизата сывороточных белков, 6 детей получали частичное парентераль-

ное питание. По мере улучшения функциональных возможностей пищеварительного тракта дети переводились на дробное зондовое вскармливание, и вводился докорм смесью для недоношенных детей (1/2-1/3 суточного объема питания). Переход к самостоятельному сосанию из бутылочки занимал довольно длительное время (5-8 дней) и по времени совпадал с моментом перевода детей из кю-веза в кроватку, что, вероятно, явилось дополнительным неблагоприятным фактором, повлиявшим на уменьшение прибавок массы во 2-й группе.

Таким образом, у недоношенных детей с массой при рождении более 1500 г, начиная с 3-й нед жизни, энергетиче-

ский обмен повышался, сочетаясь с увеличением суточных прибавок массы тела. Перевод этих детей из кювеза в кроватку и возрастание энергетических трат не оказывали неблагоприятного воздействия на динамику массы тела. У глубоконедоношенных детей энергетический обмен максимально повышался на 2-м мес жизни после перевода их из кювеза в кроватку, при этом прибавки массы тела ухудшались. Данное наблюдение говорит о необходимости более внимательного подхода к изменению условий теплового режима при выхаживании глубоконедоношенных детей, а также к количеству и качеству кормлений в этот период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яцык Г.В., Смирнов И.Е., Бомбардирова Е.П. и др. Новые критерии оценки состояния зрелости и уровня адаптации недоношенных и маловесных новорожденных. Пособие для врачей. — М., 2005.

2. Дементьева Г.М., Рюмина И.И., Фролова М.И. Выхаживание глубоконедоношенных детей: современное состояние проблемы // Педиатрия. — 2004. — № 3. — С. 60-66.

3. Bauer J., Maier K., Linderkamp O. et al. Effect of caffeine on oxygen consumption and metabolic rate in very low birth weight with idiopathic apnea // Pediatrics. — 2001. — V. 107. — P. 660-663.

4. Fok T.F., Gu C.N., Lim C.N. et al. Oxygen consumption and resting energy expenditure during phototherapy in full tern and preterm newborn infants // Arch. Dis. Child Fetal. Neonatal. Ed. — 2001. — V. 85. — F49-52.

113

Л.А. Теммоева1, М.Н. Якушенко1, И.В. Боев2

1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

2 Ставропольская государственная медицинская академия

Клинические и психологические изменения у детей с желудочнокишечной патологией

Распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей крайне велика, она продолжает ежегодно расти и составляет не менее чем 98,3 на 1000 детского населения. В структуре патологии ЖКТ хронические гастродуоденальные заболевания составляют 76% [1, 2]. Большая часть этих состояний представлена вегетативновисцеральными и функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта [3, 4]. На определенную связь психических и желудочно-кишечных расстройств давно указывают как терапевты и педиатры, так и психиатры [5, 6]. Также неоднократно подчеркивался психогенный характер нарушений пищеварительной системы у детей и значительная роль депрессии в патогенезе гастроэнтерологической патологии [4, 6]. Все это определило необходимость проведения настоящего исследования, целью и задачами которого являлись изучение клинических и психологических особенностей у детей, страдающих желудочно-кишечной патологией.

Настоящее сообщение основано на результатах обследования 112 детей (66 девочек и 46 мальчиков) в возрасте от 8 до 16 лет с хроническим гастродуоденитом в стадии обострения. Исследование проводилось в Республиканской детской клинической больнице КБР Нальчика с 2002 по 2006 г. На первом этапе всем детям с целью ус-

тановления диагноза проводились общий осмотр, сбор анамнеза и жалоб, стандартное клиническое обследование. Пакет психологических методик включал: личностные опросники Айзенка, Леонгарда-Шмишека, проективные тесты Люшера и «Детский рисунок». Опросник Леонгар-да-Шмишека предназначен для определения типа акцентуации характера. Личностный опросник Айзенка определяет тип активности характера и социальной адаптации ребенка. Тест Люшера позволяет выявить эмоциональнохарактерологический базис личности, а «Детский рисунок» применяется с целью исследования индивидуальных особенностей личности. При обработке результатов применялись методы непараметрической математической статистики с применением комплекса программ Statistics State Soft 6.0 (USA).

При сборе анамнеза установлено наличие отягощенного перинатального анамнеза у 76,4% детей, явление невропатии на первом году жизни — у 83,7% обследованных. Психосоматические заболевания ближайших родственников отмечены в 45,7% наблюдениях, из них в 27,3% имели патологию желудочно-кишечного тракта. Анализ болевого синдрома, который присутствовал в жалобах 97% обследованных детей, выявил, что 43% из них характеризовали боли как тупые и ноющие, 29% — как резкие

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.