Научная статья на тему 'Энергетическая стратегия России как основа развития ТЭК'

Энергетическая стратегия России как основа развития ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2171
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIAN ENERGY STRATEGY / RUSSIAN FUEL AND ENERGY COMPLEX / ENERGY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онуфриева Ольга Алексеевна

Топливно-энергетический комплекс на протяжении многих лет играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики России, что требует заблаговременного формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития. Энергетическая стратегия России до 2030 г. формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, преодоления кризисных явлений и планируемого интенсивного посткризисного роста. Несмотря на ряд проблемных моментов, ЭС-2030 года задает вектор дальнейшему развитию электроэнергетики и смежных отраслей, а при ее грамотной реализации развитие ТЭК гармонично вписывается в прогнозируемое социально-экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Онуфриева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Energy as a of the fuel and energy complex developmant

The Fuel and energy complex has been playing an important role in functioning and development of Russia economy during many years, that demands preliminary formation of long-term strategy and forecasting of its development. Energy strategy of Russia for the period up to 2030 creates new strategic points for the development of Russian energy sector in terms of moving to innovative way of Russia development, overcoming of the crisis phenomena and planned intensive postcrisis growth. Despite a number of problem points, ES-2030 sets a vector to the further development of electric-energy sector and its relative industries. The development of Russian fuel and energy complex, according to the new energy strategy, is harmoniously entered in predicted social and economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Энергетическая стратегия России как основа развития ТЭК»

О.А. ОНУФРИЕВА

Ольга Алексеевна Онуфриева — аспирантка СПбГУЭФ. В 2006 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — роль России на мировом рынке газа, энергетический диалог Россия-ЕС, энергетическая стратегия России, совместные инвестиционные проекты России со странами ЕС в газовой сфере. ^ ^ ^

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЭК*

Социально-экономические условия жизни на планете во многом зависят от уровня развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов. Одновременно произойдет усиление позиций России как ведущего экспортера различных видов энергоресурсов. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый ТЭК — финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, отвечающий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Трансформация организационно-экономического механизма ТЭК России происходит в условиях глобализации рынка топливно-энергетических ресурсов и процесса взаимодействия бизнес-партнеров, ответственных за энерго-обеспечение населения и экономики России, стран СНГ, а также европейского и всего международного сообщества [4, с. 25].

Необходимость и важность для нашего государства стратегии развития топливно-энергетической сферы очевидны. ТЭК России всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики страны. Это связано не только со значимостью ТЭК как инфраструктурного фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и с большим влиянием функционирования комплекса на финансово-экономические параметры деятельности производительных сил страны и государства в целом. Такое положение ТЭК в большой мере предопределяется наличием в России богатых природных топливно-энергетических ресурсов и созданным крупным производственным потенциалом комплекса. При численности населения России около 2,5 % от всего населения Земли страна располагает 45 % потенциальных мировых запасов природного газа, 13 — нефти, 23 — угля и 14 % — урана [11]. Продукция комплекса составляет более четверти всей промышленной продукции, не менее трети — доля налоговых поступлений в федеральный бюджет государства от деятельности ТЭК, более половины валютных поступлений в страну формируется от экспорта энергоносителей. В то же время топливно-энергетический сектор экономики является инерционной и капиталоемкой структурой, что требует заблаговременного формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития в соответствии с формированием перспективной стратегии социально-экономического развития России, определяющие позиции страны на международной арене [5].

В настоящее время целый ряд промышленно развитых государств имеет свои национальные энергетические стратегии: это и европейские государства (Дания, Финляндия, Германия и др.), и США, и Европейский Союз в целом.

Официальное определение энергетической стратегии содержится в документе, одобренном на заседании Правительства РФ: «Энергетическая стратегия — основной документ, содержащий систему научно обоснованных утверждений о приоритетах долгосрочной энергетической политики государства и механизмах ее реализации. Она конкретизирует основные направления, цели и задачи энергетической политики в рассматриваемый период времени, с учетом складывающейся внешней и внутренней ситуации в энергетическом секторе, тенденций макроэкономического, геополитического и научно-технологического развития страны [12]. В то же время

ГРНТИ 06.51.51 I © О.А. Онуфриева, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. И.А. Максимцева.

необходимо подчеркнуть, что энергетическая стратегия — это не директивный документ, не программа и не план, а лишь технически, экономически и социально обоснованный выбор возможных действий и решений энергетических проблем в перспективном периоде [6].

В данном контексте, на наш взгляд, важно выявить различия в понятиях «энергетическая стратегия» и «энергетическая политика». Энергетическая политика — это не разовый документ, в отличие от энергетической стратегии. Ее задачи и механизмы реализации — развивающийся процесс, система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноз возможных экономических, ресурсных тенденций, формирование и совершенствование механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР. Российская энергетическая политика проводится в соответствии с главным для страны программным документом — Энергетической стратегией России на период до 2030 года (ЭС-2030), утвержденной Правительством РФ 13 ноября 2009 г. [6].

Впервые Энергетическая стратегия России была разработана в 1995 г. Она частично была реализована, что позволило в целом обеспечить внутренние и экспортные потребности страны в энергетических ресурсах [11]. Однако у государства тогда отсутствовала четкая экономическая политика, которая бы определяла основные параметры развития ТЭК. В условиях реформируемой экономики страны задачи Энергетической стратегии России трансформировались, и главное, изменился смысл самой стратегии. Возникшие новые проблемы в сфере отечественной энергетики диктовали необходимость поиска стратегических направлений энергообеспечения страны наиболее эффективными путями, адекватными российской действительности. Поэтому с 1998-1999 гг. министерства и ведомства России приступили к подготовке новой редакции Энергетической стратегии. В августе 2003 г. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года была принята и утверждена распоряжением правительства РФ. Она получила широкий резонанс и в деловых кругах, и в регионах, и среди научной общественности.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года не просто раздвигает временные рамки предыдущего документа — она формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ [10]. ЭС-2030 базируется как на оценке существующих тенденций и опыта реализации предыдущей стратегии, так и на анализе новых вызовов и рисков в развитии мировой энергетики.

Таким образом, главным содержанием Энергетической стратегии является проблематика оптимального обеспечения России топливом и энергией во взаимоувязке с прогнозом развития экономики страны, переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию. Главной целью — определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора. Главным инструментом достижения целей и реализации приоритетов является государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка и совершенствование экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Основным механизмом достижения целей и задач является система нормативных правовых актов, которые должны быть разработаны и приняты. Необходимо отметить, что в ЭС-2030 соблюдается принцип преемственности с предыдущим документом. Базисными направлениями ЭС-2030 по-прежнему остаются энергобезопасность, энергоэффективность и экологичность.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года топливно-энергетическая отрасль будет развиваться в 3 этапа.

Первый этап — до 2013-2015 гг. Главное в этот период — преодолеть кризис. По данным Росстата, добыча нефти в России в 2008 г. снизилась, по сравнению с 2007 г., на 0,7 %. В 2009 г. — еще на 1,1 %. В стоимостном выражении экспорт сырой нефти сократился на 51,6 % [8].

После преодоления последствий кризиса начнется второй этап реализации стратегии — до 2020-2022 гг., предусматривающий увеличение энергоэффективности экономики на основе развития ТЭК. В соответствии с ЭС-2030 в сфере энергоэффективности намечаются снижение удельной энергоемкости ВВП, рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК [8]. Удельная доля расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в экономике до 2030 г. должна быть снижена на 25 %. Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 г. производства и внутреннего потребления ТЭР, по сравнению с существующим уровнем, составляет: для производства ТЭР — 26-36 %, для внутреннего потребления ТЭР — примерно в полтора раза больше (39-58 %) [10].

Одним из основных аспектов надежности энергоснабжения на перспективу являются постепенное сокращение потребления ископаемых видов топлива, в первую очередь нефти и газа, расширение использования атомной энергии, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. Поэтому третий этап — до 2030 г. — должен стать переходом к нетопливной энергетике. В первую очередь это атомная и возобновляемая энергия [8]. Главными производителями электроэнергии останутся тепловые станции. Их удельный вес в структуре установленной мощности составит к 2030 г. 67 %. Особое внимание в ЭС-2030 уделяется вопросам использования гидропотенциала России, который в настоящее время освоен лишь на 15 % [7].

В Энергетической стратегии определены основные направления научно-технического прогресса в каждой из отраслей, сформированы направления экологической политики для улучшения взаимоотношений ТЭК с окружающей средой и выполнить обязательств России по ограничению вредных выбросов в соответствии с Киот-скими соглашениями.

В Энергетической стратегии до 2020 г. выполнены многовариантные расчеты возможных объемов производства энергоресурсов, в соответствии с которыми при принятых темпах роста ВВП нам необходимо добывать к 2020 г. не менее 360 млн т нефти, 700 млрд куб. м газа, 430 млн т угля [там же]. В соответствии с новой Энергетической стратегией к 2030 г. в России будут добывать 880-940 млрд куб. м газа в год, его экспорт составит 349-368 млрд куб. м. К 2030 г. Россия будет добывать 530-535 млн т нефти в год. Экспорт, в том числе нефтепродуктов, увеличится до 329 млн т. Прирост в экспорте в основном будет обусловлен опережающим развитием Восточного направления, в том числе за полярным кругом в Арктике [8]. Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Такая тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта [10].

Прогноз развития отраслей ТЭК базируется, прежде всего, на анализе возможностей их сырьевой базы и степени изношенности основных фондов. И то, и другое сейчас находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует резкого увеличения инвестиционной активности. Как прогнозируется, средний ежегодный объем инвестиций в реализацию мероприятий ЭС-2030, включая развитие отраслей ТЭК и сферы энергоснабжения (теплоснабжение, энергосбережение, ВИЭ, автономное энергоснабжение) возрастет более чем в полтора раза и составит около 60 трлн руб. на период до 2030 г. При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации ЭС-2030 [14].

В рамках процесса интеграции России в мировую энергетическую систему реализуется долгосрочная стратегическая инициатива по диверсификации экспортных поставок, что сможет, как ожидается, привести к серьезным изменениям перспективной структуры экспорта российских топливно-энергетических ресурсов. Большинство отечественных программ и проектов реализуются совместно с зарубежными партнерами — на Западе или Востоке. С учетом этого подготовлен проект Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР [там же]. Все это должно создать условия для динамичного социально-экономического развития и качественного повышения уровня жизни населения этого крупнейшего региона [13].

Для Северо-Западного региона перспективы связаны не только с местными видами топлива, такими как торф и дрова, но и с горючими сланцами — запасы Ленинградского месторождения горючих сланцев составляют около 200 млн т. Завершается подготовка программы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2030 г., реализация положений программы позволит к 2015 г. добывать в регионе до 62 млн т нефти и до 12 млрд куб. м газа [9].

Однако следует отметить, что большинство отечественных экспертов и руководителей регионов выступает с критикой принятой Энергетической стратегии. По их оценкам, ее основные положения имеют ряд серьезных и принципиальных просчетов, которые уже в ближайшее время могут привести сначала к энергетической, а затем экономической катастрофе России. Так, например, представитель Минэкономразвития и торговли РФ В. Ананьев на дискуссии в Совете Федерации заявил, что Энергетическую стратегию лоббировали различные бизнес-группы, поэтому она в своей сущности изначально не отвечала интересам государства и ее надо срочно переделывать. По мнению председателя подкомитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты РФ В. Гарипова, если не прекратится «растаскивание недр по нефти», то в 2010 г. ее добыча сократится до 300 млн т. По его словам, необходимо срочно разработать новую государственную программу по развитию ТЭК, иначе через 5 лет российская экономика будет подорвана. Такую точку зрения разделяет и председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды В. Орлов, который считает, что основа ТЭК — состояние сырьевой базы — находится в катастрофическом состоянии. По мнению экспертов Центра EATU Center Consult, российская энергетическая стратегия не уделяет специального внимания развитию инфраструктуры по транспорту газа в Европу. Проекты «Ямал-Европа» и проект «Северный поток» не получили достаточного отражения в содержании стратегии [2]. Заслуженный изобретатель России Н.Г. Кириллов основные ошибки сегодняшней Энергетической стратегии России видит в ориентации на экстенсивный путь развития ТЭК, игнорировании изношенности всей российской инфраструктуры добычи энергоресурсов, низком технологическом укладе российской экономики, перекосе в сторону использования природного газа, отсутствии системы контроля управления недрами и лицензирования месторождений [3].

Таким образом, в отсутствие модернизации и реформ в данном секторе в ближайшем будущем российский ТЭК может оказаться проблемной зоной в экономике, тормозом ее развития. Объемы производства топливно-энергетических ресурсов смогут обеспечить лишь внутренние потребности страны.

Однако, несмотря на ряд существенных проблемных моментов, в целом нужно отметить, что Энергетическая стратегия России на период до 2030 года задает вектор дальнейшему развитию электроэнергетики и смеж-

ных отраслей. Уточнение курса по составу и срокам реализации мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должно осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов, но при сохранении основной направленности стратегии — максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций [10]. При грамотной реализации развитие ТЭК страны гармонично вписывается в прогнозируемое ее социально-экономическое развитие и обеспечивает выполнение требований к топливно-энергетической сфере как важнейшей структуре экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев В.В., Саенко В.В., Громов А.И. Энергетическая стратегия России и ее восточный вектор. М.: Институт энергетической стратегии. 2010. URL: http://www.energystrategy.ru (дата обращения: 10.06.2010).

2. Доклад по итогам сравнительного анализа энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского Союза // Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы». 2007. № 1. URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2007_1/art20.htm (дата обращения: 25.02.2010).

3. Кириллов Н.Г. Стратегическая политика России — путь «в никуда»? // Энергетика и промышленность России. 2005. № 8. URL: http://www.eprussia.ru/epr/60/3989.htm (дата обращения: 18.04.2010).

4. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Энергетика XXI века: экономика, политика, экология // Проблемы современной экономики. 2008. № 4(28). С. 24-32.

5. Максимцев И.А., Балабин В.Б. Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации // Известия СПбУЭФ. 2008. № 2. С. 7-13.

6. Мастепанов А. Какая энергетическая стратегия нужна России? // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». 2009. № 19. URL: http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=22841 (дата обращения: 15.05.2010).

7. Матлашов И. Об основных положениях Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Там же. № 21. URL: http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=23578 (дата обращения: 15.05.2010).

8. Нефть, газ, инвестиции: ТЭК «расписали» до 2030 года // Информационно-аналитический портал «Энергетическое пространство». 31.08.2009. URL: http://www.energospace.ru/index.php?newsid=3372 (дата обращения: 22.06.2010).

9. Новые проекты в энергетике. По материалам доклада на форуме «ТЭК России в XXI веке». 2009 // Журнал «Академия Энергетики». URL: http://www.energoacademy.ru/ru/index.php?PAGE_CODE=MAGAZINE&PAGE_TYPE=M&article_id =225 (дата обращения: 15.05.2010).

10. Правительство РФ одобрило проект Энергетической стратегии на период до 2030 года, представленный Минэнерго России // Министерство энергетики Российской Федерации. 27.08.2009. URL: http://minenergo.gov.ru/news/min_news/1189.html (дата обращения: 17.06.2010).

11. Троицкий А.А. Об Энергетической стратегии России // Журнал «Кабели и провода». 2001. № 3. URL: http://www.farial.ru/press/cw/n2001-3/strateg.shtml. (дата обращения: 11.01.2010).

12. Энергетическая стратегия России до 2030 года. М.: Институт энергетической стратегии, 2009. URL: http://www.energystrategy.ru. (дата обращения: 20.01.2010).

13. Эффективный ТЭК России — важнейший элемент национальной конкурентоспособности (выступление заместителя министра промышленности и энергетики РФ А. Реуса на форуме «ТЭК России в XXI веке») // Журнал «Мировая энергетика». 2009. URL: http://www.worldenergy.ru/doc_24_8_391.html (дата обращения: 18.04.2010).

14. Яновский А. Основные направления энергетической стратегии России и глобальная энергетическая безопасность // Журнал «Экономика и ТЭК сегодня». 26.12.2007. URL: http://www.rusoil.ru/opinions/o26.12.07_04.html (дата обращения: 03.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.