Научная статья на тему 'Энергетическая природа речных излучин и проблемы топографии культовых сооружений'

Энергетическая природа речных излучин и проблемы топографии культовых сооружений Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗЛУЧИНЫ / МЕАНДР / ЭНЕРГИЯ / АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / БИОСФЕРА / BENDS / MEANDER / ENERGY / ANTHROPOGENIC LANDSCAPE / RELIGIOUS BUILDINGS / BIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Степан Анатольевич

В статье рассмотрено влияние энергии речных излучин на антропогенную среду. Выявлена обусловленность строительства культовых сооружений в меандрах вследствие наличия в естественных волноводах природной энергии. Автором высчитаны основные физические параметры импульсного (энергетического) воздействия в речных излучинах. На конкретных примерах продемонстрирована взаимосвязь теории кристаллического строения Земли (Н. Ф. Гончаров, В. Л. Макаров, В. С. Морозов) с гипотезой «оси пассионарного толчка» (Л. Н. Гумилев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Юрченко Степан Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENERGY NATURE OF RIVER BENDS AND THE PROBLEMS OF RELIGIOUS BUILDINGS TOPOGRAPHY

The article considers the influence of the energy of river bends on anthropogenic environment. The conditionality of religious buildings construction in meanders due to the presence of natural energy in natural waveguides is revealed. The author has calculated the main physical parameters of impulse (energy) effect in the river bends. The relationship between the theory of the crystal structure of the Earth (N. F. Goncharov, V. L. Makarov, V. S. Morozov) with the hypothesis of “the axis of the passionary impulse” (L. N. Gumilev) is demonstrated by concrete examples.

Текст научной работы на тему «Энергетическая природа речных излучин и проблемы топографии культовых сооружений»

Юрченко Степан Анатольевич

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЕЧНЫХ ИЗЛУЧИН И ПРОБЛЕМЫ ТОПОГРАФИИ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИИ

В статье рассмотрено влияние энергии речных излучин на антропогенную среду. Выявлена обусловленность строительства культовых сооружений в меандрах вследствие наличия в естественных волноводах природной энергии. Автором высчитаны основные физические параметры импульсного (энергетического) воздействия в речных излучинах. На конкретных примерах продемонстрирована взаимосвязь теории кристаллического строения Земли (Н. Ф. Гончаров, В. Л. Макаров, В. С. Морозов) с гипотезой "оси пассионарного толчка" (Л. Н. Гумилев). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-1755.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 1. C. 212-217. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 008

Исторические науки и археология

В статье рассмотрено влияние энергии речных излучин на антропогенную среду. Выявлена обусловленность строительства культовых сооружений в меандрах вследствие наличия в естественных волноводах природной энергии. Автором высчитаны основные физические параметры импульсного (энергетического) воздействия в речных излучинах. На конкретных примерах продемонстрирована взаимосвязь теории кристаллического строения Земли (Н. Ф. Гончаров, В. Л. Макаров, В. С. Морозов) с гипотезой «оси пассионарного толчка» (Л. Н. Гумилев).

Ключевые слова и фразы: излучины; меандр; энергия; антропогенный ландшафт; культовые сооружения; биосфера.

Юрченко Степан Анатольевич

г. Волжский tehrtd@gmail. com

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЕЧНЫХ ИЗЛУЧИН И ПРОБЛЕМЫ ТОПОГРАФИИ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Из всех морфологических особенностей русел равнинных и полугорных рек наиболее своеобразной является извилистость.

Н. И. Маккавеев

Энергетические аспекты изучения речных излучин практически не представлены в исследовательской литературе. Существующие работы рассматривают меандры преимущественно с геоморфологической, палеогеографической, реже с культурологической точек зрения [3; 6; 9; 10]. Отметим, что теории энергетического влияния природных объектов на человека в большинстве случаев оцениваются ученым сообществом как квазинаучные или в лучшем случае как эксцентрично-маргинальные. В то же время отрицать непрямое энергетическое воздействие природы на антропогенез невозможно. В данной статье раскрыта взаимосвязь энергетической природы излучин с исторической топографией культовых сооружений.

Как уже было сказано, общие проблемы влияния природной энергии на антропогенный ландшафт неоднократно рассматривались в рамках биологии, географии и социальной антропологии. К примеру, Л. Н. Гумилев рассматривал этнос как явление в равной степени биологическое и географическое (геобиоценоз) [2, с. 28]. В рамках антропогенного ландшафта, по мнению ученого, происходит энергетическое воздействие на процессы этногенеза. Свою гипотезу ученый сформулировал, опираясь на учение о биосфере В. И. Вернадского. По мнению Гумилева, существует три источника энергии, из которых биосфера (а человек является частью биосферы) черпает энергию: во-первых, это «лучистая энергия Солнца»; во-вторых, второй вид энергии связан с радиоактивным распадом внутри Земли; в-третьих, биосфера поглощает космическую «энергию рассеянных элементов, исходящую из нашей галактики» [Там же, с. 9, 331-333]. Энергия Солнца аккумулируется путем фотосинтеза в растениях, через которые «солнечная энергия переходит в плоть и кровь всех живых существ». Энергия распада радиоактивных элементов отрицательно воздействует на биологические процессы. Пучки энергии из космоса человечество потребляет «небольшими порциями». Гумилев отмечал, что воздействие этого вида энергии неравномерно как с точки зрения масштабов, так и относительно периодичности [1, с. 37-38].

Вопрос о геоэнергетическом влиянии на человечество поднимался и в рамках теории кристаллообразного строения Земли. Представление о нашей планете как о кристалле было выдвинуто еще древнегреческими мыслителями (Платон, Пифагор, Архимед) [4, с. 9]. В XX веке данную гипотезу развили советские геофизики -Н. Ф. Гончаров, В. Л. Макаров, В. С. Морозов. Они рассматривали структуру Земли как икосаэдро-додекаэдрическую (ИДСЗ). Центры многих цивилизаций зародились в вершинах и серединах ребер этого сложного многогранника [Там же, с. 25-32]. Авторы теории ИДСЗ отмечали связь кристаллической структуры Земли и гидрографии [Там же, с. 36]. По словам А. Г. Бакирова, «не исключена возможность, что вся совокупность рассмотренных в статье узлов системы или значительная часть их, относящаяся к треугольно-пятиугольной сетке, представляет собой проекцию на земную поверхность пространственного каркаса своеобразных радиально направленных подвижных волноводов (в виде ежа), по которым из мантии и более глубоких участков земного шара исходит пульсирующий энергетический поток, дающий начало различным геологическим процессам и создающий благоприятные условия для возникновения, развития и эволюции биосферы, миграции растений и животных и появление очагов цивилизации» [Цит. по: 5, с. 50].

Можно предположить, что подвижные волноводы с течением времени изменяют свое расположение в пространстве ядра Земли, вследствие чего возникают участки с «избыточной», по сравнению с другими участками земной поверхности, энергией. Естественным направляющим каналом протекания энергии могут служить водные артерии, тем более что часть их локализуется в районах ребер и углов кристаллической структуры Земли. Теория ИДСЗ, на наш взгляд, вполне сочетается с общими принципами концепции этногенеза Гумилева («оси пассионарного толчка»).

Ученый считал, что исходным моментом любого этногенеза является «специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале» [1, с. 75]. В свою очередь, мутация обусловлена энергетическим воздействием. «Каждый живой организм, - писал Гумилев, - обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. <...> Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля» [Там же, с. 71].

Иными словами, человек, живущий в определенном месте Земли, подвержен воздействию электромагнитного поля Земли с частотой колебания, характерной для данной территории. Частота колебания оказывает влияние на процессы, протекающие в головном мозге, что ведет к обособленному восприятию окружающего мира - этнокультурной обособленности. Группа людей, живущая продолжительное время в одном и том же месте, испытывает в целом достаточно однородное воздействие на мозговую деятельность, вследствие чего формируется совпадающее восприятие мира, одинаковые запросы и устремления. Следует учесть, что общая частота колебания электромагнитного поля Земли одинакова, и различие будет ощущаться только в местах с дополнительным излучением от подвижных волноводов в мантии Земли. При этом волноводы время от времени перемещаются, тем самым формируя благоприятные условия для нового очага этнической пассионар-ности. Данный процесс происходит непрерывно, что в геологическом масштабе времени измеряется ничтожно малым временем, а в историческом - несколькими сотнями лет.

Естественными каналами энергетического воздействия, на наш взгляд, выступали речные русла. В ряде историко-культурологических работ выявлена закономерность в расположении культурных памятников с особенностями местного речного ландшафта [7; 8]. По мнению исследователей, человеческие поселения и особенно объекты культового назначения (далее - О.К.Н.) целенаправленно встраивались в окружающее гидрокультурное пространство, при этом ключевым местом расположения выступали речные излучины. Локализацию О.К.Н. в меандрах больших и малых рек можно проиллюстрировать на примерах как древнейших неолитических культур Волго-Уральского междуречья, так и знаменитых культовых сооружений Европы, Азии и Америки. По мнению автора, теорию энергетического воздействия целесообразно рассмотреть также с учетом выявленных закономерностей расположения О.К.Н. в речных излучинах.

Рассмотрим принципиальную схему излучины (меандра) в двух плоскостях (горизонтальной и вертикальной). На Рис. 1, Рис. 2 и Рис. 3 представлена горизонтальная схема излучины реки.

Рисунок 1

Из данных Рис. 1 можно сделать вывод, что место расположения О.К.Н. не совпадает с фокусной точкой излучины, таким образом, он смещен от данного центра в точке С. Отрезок АС принадлежит прямой «а», которая является продолжением направления движения воды в реке до момента столкновения с массивом реки в точке А.

Рисунок 2

Рассматривая Рис. 2 (а также Рис. 4), можно видеть, что из любой точки излучины энергия воды под прямым углом к направлению течения реки действует на массив берега реки. Энергия должна фокусироваться в некоторой точке. При правильной полуокружности фокус энергии должен совпадать с центром окружности (центр пунктирной линии - точка О на Рис. 1).

Согласно законам физики, масса воды Мв имеет скорость потока V, то есть вода «переносит» энергию. При соударении в точке А (имеется в виду сечение реки по ширине Ь) поток воды передает часть своей энергии (импульса) в массив излучины. В результате образуется главная «магистраль» распространения энергии в массиве излучины в виде прямой «а», которая смещает энергетический фокус из центра окружности (Рис. 3) в новую точку С, расположенную ближе к концу излучины точки В.

Рисунок 3

В - ширина реки

Я - приведенный радиус окружности О - центр приведенной окружности

На Рис. 4, 5, 6 и 7 приведены вертикальные схемы разреза излучины. Из курса физики известна зависимость давления воды от глубины погружения:

Р = ghp Р2 > Р1

^ - ускорение свободного падения,^ - глубина погружения, р - плотность воды).

При этом давление Р оказывает воздействие на массив излучины в перпендикулярном направлении от направления движения воды по руслу меандра (Рис. 4).

Рисунок 4

Учитывая, что давление Р действует на площади S, получаем силу F = P*S. Сила F действует в течение некоторого времени - т, в результате чего получается импульс J = F*т. Импульс - это составляющая энергии, которая зависит от глубины погружения (уровня) и обозначается - Э уровня. Таким образом, фактически вода сообщает собственную энергию в массив излучины (или берега).

Продолжая анализ распределения энергий от воды и энергии Земли, рассмотрим Рис. 5.

Рисунок 5

От каждой точки соприкосновения воды с материалом излучины в массив излучины поступает импульс (энергия). При правильной конфигурации излучины, совпадающей с идеальной полуокружностью (см. пунктирную линию Рис. 1), без учета Эм (энергия «магистрали»), энергия Э1, Э2, Э3 (Рис. 5) будет в виде колебаний сходиться на оси ОО1 и сдавливать энергию Земли вдоль этой оси ОО1 (см. Рис. 6).

Рисунок 6

С учетом Эм энергии «магистрали», которая действует из точки А (по ширине реки Ь - Рис. 3) по линии а, общая картина распределения энергии в излучине (меандре) реки будет соответствовать Рис. 7, где основной поток энергии Эм сместит ось ОО1 в новое место ближе к точке В, создавая ось О'О'.

Рисунок 7

Таким образом, из Рис. 1-7 можно сделать вывод, что суммарная энергия (река + Земля) имеет «фокусную ось О'О"» в противоположной части меандра от начала изгиба по направлению течения, где и строились О.К.Н.

Выявленные закономерности можно подтвердить топографическими планами расположенных в Волго-Уральском междуречье (Рис. 8) неолитических и энеолитических О.К.Н.

Отметим, что представленная на Рис. 8 схема подтверждает корреляцию теории ИДСЗ с гипотезой общей «оси пассионарного толчка» Л. Н. Гумилева. Проведенная по расположенным в меандрах рек от Нижней Волги до Южного Урала линия (ок. 1166 км) объединяет через сравнительно равные промежутки центры кочевых цивилизаций Волго-Уральского междуречья на протяжении Ш-1 тыс. до н.э.

Наглядным примером желания древних строителей аккумулировать энергию водных потоков являлись насыпные Э-Куры в излучине реки Евфрат, на территории которой располагался город Вавилон (Рис. 9). Данная излучина имела два явно выраженных поворота реки, то есть две энергетические линии (оси) распространения Эм от точек поворота А1 и А2. На каждой из этих линий был расположен Э-Кур (дом богов). Э-Кур № 2 располагался в малой излучине и соответствовал локализации О.К.Н., приведенной на схеме Рис. 1. Ввиду того, что «магистральная» линия от А1 расположена вне излучины реки, для фокусировки энергии было создано искусственное озеро. Поток энергии от воды в озере выполнял функцию тормоза

«магистральной» энергии, а сооружение озера вокруг практически всего периметра Э-Кура способствовало концентрации энергии именно в точке строительства.

* А

V. Трехсстрсвское ^ (ВолгогроЭская оВл] * \

Рисунок 9

Подводя итоги, можно сделать вывод о наличии прямой связи между расположением культурных памятников в речных излучинах и теории геоэнергетического воздействия на человека. Речные русла являются важными проводниками природной энергии, точкой концентрированного воздействия которой выступают меандры. По нашему мнению, древние строители культовых сооружений рассматривали извилистость рек не только в качестве элемента религиозной космогонии, но и как реальную возможность подвергнуться благотворному энергетическому воздействию.

Список источников

1. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2002. 384 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Рольф, 2002. 560 с.

3. Заводинский В. Г., Горкуша О. А. О природе «периодических» речных излучин // Водные ресурсы. 2016. Т. 43. № 1. С. 54-59.

4. Земля - большой кристалл? / сост. К. Лачугин. М.: Захаров, 2005. 224 с.

5. Макаров В. А. Строение земной коры, как результат функционирования силовых каркасов геокристалла // Русская мысль. 2010. № 1-12. С. 47-84.

6. Маккавеев Н. И. Русло реки и эрозия в ее бассейне. М.: Изд-во Геогр. фак. МГУ, 2003. 353 с.

7. Николаев Н. Ю., Юрченко С. А. Культурный ландшафт и меандры: исторические параллели, особенности топографии, скрытая семантика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). C. 131-135.

8. Рамазанов С. П., Николаев Н. Ю., Юрченко С. А. Речной ландшафт и топография памятников в археологических культурах Поволжья и Южного Урала в период позднего энеолита и бронзового века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (76). C. 166-170.

9. Теуш О. А. Лексика с семантикой «излучина реки» в диалектах Европейского Севера России // Rhema. Рема. 2016. № 1. С. 92-101.

10. Чалов Р. С., Завадский А. С., Панин А. В. Речные излучины. М.: Изд-во МГУ, 2004. 371 с.

THE ENERGY NATURE OF RIVER BENDS AND THE PROBLEMS OF RELIGIOUS BUILDINGS TOPOGRAPHY

Yurchenko Stepan Anatol'evich

Volzhsky tehrtd@gmail. com

The article considers the influence of the energy of river bends on anthropogenic environment. The conditionality of religious buildings construction in meanders due to the presence of natural energy in natural waveguides is revealed. The author has calculated the main physical parameters of impulse (energy) effect in the river bends. The relationship between the theory of the crystal structure of the Earth (N. F. Goncharov, V. L. Makarov, V. S. Morozov) with the hypothesis of "the axis of the passionary impulse" (L. N. Gumilev) is demonstrated by concrete examples.

Key words and phrases: bends; meander; energy; anthropogenic landscape; religious buildings; biosphere.

УДК 130.2

Философские науки

Статья посвящена анализу межкультурного диалога Россия - Дальний Восток через призму алиментарной культуры. Еда Чужого всегда вызывает особенный интерес, поскольку алиментарная культура является одним из маркеров идентификации. Кулинарные пристрастия соседей могут пугать или интриговать, нередко они становятся фактором формирования негативного образа в сознании и массовой культуре. В то же время межкультурный диалог может происходить через заимствование тех или иных алиментарных объектов и их адаптацию под местные требования.

Ключевые слова и фразы: Чужой; Другой; Россия; КНР; Япония; Южная Корея; алиментарная культура; межкультурная коммуникация; еда.

Якушенкова Олеся Сергеевна, к. филос. н.

Астраханский государственный университет jestershadow@mail. ru

РОССИЯ И ВОСТОК: МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АЛИМЕНТАРНОГО ДИАЛОГА С ЧУЖИМ

Статья подготовлена при поддержке РФФИ 17-33-01069 «а2» «Встреча с Чужим: российский и дальневосточный опыт межкультурной коммуникации».

Скандальный китайский художник Чжу Юй на Шанхайском фестивале искусств в 2000 г. представил концептуальную работу "Eating People", демонстрирующую процесс поедания младенца. Фотографии перформанса быстро стали вирусными, и в сети появились статьи о распространенности каннибализма в КНР [18], а показ выставки Чжу Юя на телевидении в Британии привлек почти 900 тыс. зрителей [12]. В рамках российского Интернета споры о поедании младенцев в Китае не утихают до сих пор, несмотря на наличие опровергающих статей [9]. Стереотип о кровожадном Чужом, готовом съесть собственного ребенка, активно используется для негативной идентификации, так как китайское общество пугает нас темпами своего экономического развития.

В отношениях с Чужим еда, будучи важнейшим ресурсом, всегда выступает одним из главных аспектов коммуникации, и она же может служить маркером толерантности: мы выражаем гостеприимство, разделяя с гостем еду, или, наоборот, стремимся ограничить доступ Чужаков к нашим пищевым ресурсам [7, с. 193].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.