Научная статья на тему 'Энергетическая политика стран - членов ЕС как объект исторического исследования (2000-2014)'

Энергетическая политика стран - членов ЕС как объект исторического исследования (2000-2014) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
767
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРАНЫ ЦВЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / EUROPEAN UNION / CENTRAL AND EASTERN EUROPEAN COUNTRIES / EU ENERGY SECURITY / EU ENERGY POLICY / METHODOLOGY OF HISTORICAL STUDY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вакарчук Денис Олегович

В статье анализируется набор методов для проведения исторического исследования энергетических проблем государств Западной и Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) членов ЕС. Рассматривается необходимость использования не только традиционных исторических, но и политологических и юридических методов. Подобное сочетание дает возможность с наибольшей достоверностью изучать сложные и многофункциональные объекты, такие как энергетическая политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU member states energy policy as an object of a historical study (2000-2014)

The article analyzes a set of methods for the historical study of the Western and Central and Eastern European countries’ energy policy within the European Union. The author actualizes the value of the traditional historical methods, on the one hand, and the political science and legal methods, on the other. In his opinion, only such combination of the research practices makes it possible to study energy policy as a complicated and multifunctional object.

Текст научной работы на тему «Энергетическая политика стран - членов ЕС как объект исторического исследования (2000-2014)»

Д.О. Вакарчук

Энергетическая политика стран - членов ЕС как объект исторического исследования (2000-2014)

В статье анализируется набор методов для проведения исторического исследования энергетических проблем государств Западной и Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) - членов ЕС. Рассматривается необходимость использования не только традиционных исторических, но и политологических и юридических методов. Подобное сочетание дает возможность с наибольшей достоверностью изучать сложные и многофункциональные объекты, такие как энергетическая политика.

Ключевые слова: Европейский союз, страны ЦВЕ, энергетическая безопасность ЕС, энергетическая политика ЕС, методология исторического исследования.

Рассматривая проблемы энергетической безопасности, большинство современных исследователей придерживаются мнения, что данное понятие включает в себя четыре взаимозависимых параметра: доступность, надежность, приемлемость цены, устойчивое развитие1.

«Доступность» означает возможность для государств-потребителей обеспечивать себя необходимой им энергией. «Надежность» - степень защищенности энергетических поставок от сбоев. «Приемлемость цены» - важность не столько объективной цены на энергетические ресурсы, сколько гарантирования стабильной и предсказуемой цены. Наконец, «устойчивость развития» определяется как сокращение урона окружающей среде от активности человека в сфере энергетики.

Новизна такого подхода заключается в расширении рамок толкования энергетической безопасности за счет включения в это понятие показателя устойчивого развития, в то время как тради-

© Вакарчук Д.О., 2016

ционная трактовка сводилась к выделению лишь трех основных компонентов для анализа энергетических проблем тех или иных государств: доступности, надежности, приемлемости цены2.

На основе этих четырех ключевых измерений проводится анализ энергетических политик государств или интеграционных структур, а также возникающих проблем энергетической безопасности. В этом контексте наибольший интерес представляет исследование энергетических проблем Евросоюза как главного импортера российского газа.

Государства ЕС обладают незначительными собственными запасами ископаемых источников энергии. В большинстве случаев они вынуждены полагаться на их импорт для удовлетворения внутреннего потребления. Следовательно, главной проблемой энергетической безопасности ЕС является обеспечение безопасности внешних поставок энергоресурсов. Кроме того, можно выделить проблему формирования единого конкурентного рынка электроэнергии и природного газа в рамках Союза. По мнению Ев-рокомиссии, «создание такого рынка приведет к снижению цен на энергию и, следовательно, к укреплению энергетической безопасности ЕС»3. Третьей серьезной проблемой для Евросоюза является процесс перехода на постиндустриальную энергетику. Речь идет о развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергоэффективных технологий, которые будут способствовать реализации политики ЕС по борьбе с изменением климата, а также сокращению внутреннего потребления энергии.

Еще одна проблема энергетической безопасности ЕС связана с различием между странами-членами в плане диверсификации внутренних энергетических балансов, энергетических рынков и источников импорта энергетических ресурсов. Отсюда постоянные разногласия государств-членов относительно предпринимаемых мер в сфере энергетической политики. Так, в стратегических документах ЕС отмечается, что «подход, основанный на 25 индивидуальных энергетических политиках стран-членов, не достато-чен»4. По мнению Еврокомиссии, «если ЕС сформирует единую энергетическую политику и будет выступать "единым голосом" на международной арене по проблемам развития энергетики, то Европа сможет возглавить глобальный поиск решений энергетических проблем»5.

Наиболее существенно это различие заметно на примере стран Западной и Центрально-Восточной Европы. Как указывает исследователь Университета Кембриджа П. Ноэль, «национальные газовые рынки восточноевропейских государств - членов ЕС в боль-

шинстве своем не развиты и сильно зависимы от России, в то время как крупные западные рынки извлекают выгоду из все большей диверсификации поставок энергии»6.

Действительно, энергетические рынки 15 западноевропейских государств ЕС развиты и диверсифицированы, в отличие от рынков стран-членов из ЦВЕ, для многих из которых поставки из России фактически являются единственным источником энергетических ресурсов. Так, согласно статистическим данным ООО «Газпром экспорт», по итогам 2013 г. Россия поставила в ЕС 134,81 млрд кубометров газа, что на 28 млрд кубометров больше, чем за 2012 г.7 При этом примерно 74% (100,41 млрд кубометров) поставок из России приходится на страны Западной Европы; 21% (34,4 млрд кубометров) - на рынок ЦВЕ8. Наибольшие объемы поставок государствам ЕС приходятся на Германию (40,15 млрд кубометров), Италию (25,32 млрд кубометров), Великобританию (12,54 млрд кубометров)9. При этом в соотношении с внутренним потреблением наиболее зависимы от поставок из России не страны Западной Европы, а государства ЦВЕ, такие как Словакия (100%), Чехия (87%) и Венгрия (78%)10. Если же сравнивать совокупную зависимость государств Западной Европы и ЦВЕ от поставок газа из России, то в процентном соотношении результат будет следующим: Западная Европа - 27%; ЦВЕ - 61%11.

Кроме того, в 2014 г. Еврокомиссия опубликовала результаты стресс-тестов зимнего газоснабжения, которые продемонстрировали, что наиболее уязвимыми от теоретического срыва поставок газа из России являются Финляндия, страны Балтии, Польша, Румыния, Венгрия и Болгария12.

Таким образом, для экономически, финансово и технически более развитых западноевропейских государств приоритетами энергетической политики выступают либерализация энергетического рынка и развитие возобновляемой энергетики и энергоэффективности, тогда как государства ЦВЕ вынуждены развивать непопулярную в западных странах Евросоюза атомную энергетику и импортировать ископаемые энергоресурсы в значительных объемах, главным образом из России. При этом зависимость стран ЦВЕ от внешних поставок энергетических ресурсов не только сохранится, но и рискует увеличиться в будущем. Так, согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 г. рассматриваемые страны по-прежнему будут импортировать значительные объемы ископаемых энергетических ресурсов. Причем доля внешних поставок природного газа должна вырасти и составить в совокупном первичном потреблении региона б5%13.

Для комплексного изучения энергетических проблем государств ЕС в период с 2000 по 2014 г. необходимо решить следующие задачи.

1. Определить ключевые региональные особенности и проблемы ТЭК членов ЕС в контексте развития совокупного энергетического потенциала Союза.

2. Рассмотреть эволюцию влияния ЕС на энергетическую политику государств-членов.

3. Обозначить механизмы регионального взаимодействия стран ЦВЕ в контексте энергетической политики.

4. Провести сравнительный исторический анализ и установить уровень влияния России на энергетическую безопасность и политику государств ЕС.

Для выполнения этих задач целесообразно сочетание исторических и политологических методов.

Основополагающим инструментом для исследования заданной проблемы выступает системно-структурный метод, позволяющий решить следующие задачи: «во-первых, вычленение элементов, которые входят в систему, во-вторых, анализ характера отношений между элементами, в-третьих, изучение взаимодействия системы с внешней средой»14. Таким образом, анализируется структура изучаемого объекта.

Благодаря этому методу предоставляется возможность рассмотреть энергетическую политику Евросоюза как определенную систему. В свою очередь напрашивается выделение подсистем, таких как энергетическая политика стран Западной и Центрально-Восточной Европы.

Различия между этими двумя элементами системы, или подсистемами, проводятся благодаря применению метода вариативного исторического сравнения, на основе которого можно выделить несколько критериев для сравнения: уровень экономического развития, финансовой обеспеченности, энергетической эффективности экономики, внутренней и внешней диверсификации энергетического рынка. Кроме того, можно провести различия по степени включенности в газотранспортную и электроэнергетическую системы Евросоюза и степени эффективности имплементации норм энергетического законодательства ЕС. Примечательно, что данные критерии универсальны, то есть их можно использовать для проведения различий на локальном уровне между отдельными членами Союза.

Помимо этого, моделирование энергетической политики ЕС как единой системы продуктивно для анализа реагирования эле-

ментов или подсистем изучаемого объекта на изменения, происходящие под влиянием следующих внешних факторов: во-первых, изменений в экспортной политике таких крупных поставщиков энергетических ресурсов в европейские страны, как Россия; во-вторых, колебаний цен на нефть на мировом рынке; и в-третьих, возникновения новых источников, маршрутов и средств доставки энергетических ресурсов.

В целом данный метод позволяет сделать вывод, что, несмотря на определенные различия между энергетическими политиками западноевропейских государств и стран ЦВЕ - членов ЕС, в итоге они представляют собой единую структуру, основанную на сквозных взаимосвязанных элементах. Этот вывод сформулирован в результате анализа стратегических документов и программ развития ЕС в энергетической сфере в период с 1995 по 2010 г.15 В основе этих документов лежат три цели, которые составляют концептуальные начала энергетической политики Союза: конкурентоспособность, безопасность поставок, устойчивое развитие16.

Под «конкурентоспособностью» в Зеленой книге «Европейская стратегия достижения устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики» (2006) понимается окончательное завершение формирования единого конкурентного рынка электроэнергии и природного газа в рамках Союза. По мнению Еврокомиссии, «создание единого рынка на основе конкуренции будет способствовать развитию энергоэффективных технологий, так как компании в условиях конкурентного рынка вынуждены будут модернизировать или закрывать неэффективные энергетические предприятия»17.

Обеспечение «безопасности поставок» предполагается осуществлять посредством: завершения формирования конкурентного и единого энергетического рынка; поощрения инвестиций в развитие ВИЭ и, таким образом, удовлетворения растущего потребления за счет внутренних источников; обеспечения диверсификации видов потребляемой энергии, источников и маршрутов поставок; развития технологии «умных» электросетей и механизма управления спросом; улучшения физической безопасности энергетической инфраструктуры в целях преодоления рисков, связанных с естественными катастрофами, а также возможными террористическими атаками на объекты инфраструктуры18.

Что касается «устойчивого развития», то в этом документе речь идет о развитии ВИЭ и энергоэффективных технологий, которые будут способствовать реализации политики ЕС по борьбе с изменением климата, а также сокращению внутреннего потребления энергии. Также к устойчивому развитию относятся дей-

ствия, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу19.

Вышеобозначенные цели были адаптированы в энергетических стратегиях как западноевропейских стран, так и государств ЦВЕ -членов Евросоюза. К примеру, ключевыми направлениями энергетической стратегии Германии «Стратегия - 2050»20, принятой в 2010 г., стали «увеличение энергетической эффективности, повсеместное внедрение ВИЭ, расширение сетевой инфраструктуры и продление использования атомных электростанций до конца 2022 г.»21. Энергетическая стратегия Польши, в свою очередь, нашла свое отражение в документе 2009 г. «Энергетическая политика Польши до 2030 г.»22. В нем были обозначены шесть базовых направлений развития энергетического сектора страны: «увеличение энергетической эффективности, укрепление безопасности поставок энергии и энергоносителей, диверсификация электрогенерации посредством расширения использования АЭС, развитие ВИЭ, включая биотопливо, развитие конкурентоспособных энергетических рынков, сокращение негативного влияния энергетического сектора экономики на окружающую среду»23.

Таким образом, в энергетических стратегиях государств - членов Евросоюза нашли свое отражение три вышеупомянутых базовых концепта энергетической политики ЕС в целом. Данный факт подтверждает обоснованность рассмотрения энергетической политики Союза в качестве единой системы.

Тем не менее системно-структурного метода недостаточно для проведения комплексного анализа. Для определения ключевых региональных проблем ТЭК государств ЕС в контексте развития совокупного энергетического потенциала Союза необходимо использовать метод обработки больших объемов структурированных и неструктурированных данных (Big Data). Данный инструмент используется для идентификации на основе анализа регионального и страновых энергетических балансов проблем энергетической безопасности ЕС в целом, а также государств Западной и Центрально-Восточной Европы в частности. Иными словами, эти данные необходимы, главным образом, для краткой характеристики развития энергетических рынков западноевропейских стран и государств ЦВЕ, а также для выделения особенностей и уязвимостей их энергобалансов. Кроме того, этот метод позволяет проследить эволюцию энергетических балансов и, следовательно, энергетической политики рассматриваемых объектов.

Техника анализа, применяемая к Big Data, заключается в визуализации количественных данных, то есть представлении информации в виде диаграмм с использованием интерактивных возмож-

ностей для дальнейшего их анализа. Например, с помощью этого инструмента можно наглядно продемонстрировать сущность одной из основных проблем энергетической безопасности государств ЦВЕ - членов ЕС, которая заключается в чрезвычайной зависимости от импортных поставок энергетических ресурсов.

Так, если рассматривать совокупное производство энергоресурсов этими странами, то, по данным Еврокомиссии, с 1995 по 2013 г. оно сократилось на 19%24. Учитывая, что совокупное потребление энергии ими за этот же период снизилось лишь на 9%25, можно сделать вывод, что 33% потребляемой энергии рассматриваемые государства вынуждены обеспечивать за счет внешних поставок, тогда как в 1995 г. этот показатель составлял только 24,5%26.

При этом, в сравнении с 1995 г., когда страны ЦВЕ в совокупности импортировали энергию в количестве 64,56 млн т нефтяного эквивалента (н. э.), в 2013 г. чистый импорт энергии странами ЕС составил 73,87 млн т н. э.27 Следовательно, диспропорция между уровнем производства и потребления энергии этими странами увеличилась, что оказывает негативное влияние на состояние их энергетической безопасности.

Ввиду того что национальная энергетическая политика государств-членов испытывает значительное влияние со стороны энергетической политики Союза, их энергетические проблемы невозможно рассматривать в отрыве от анализа эволюции последней. Методологической основой данного анализа является сочетание историко-генетического и формально-юридического методов.

Действительно, использование историко-генетического метода позволяет рассмотреть эволюцию энергетической политики ЕС в исторической ретроспективе: ее зарождение и становление. Данный метод используется для характеристики энергетической политики Союза - выявления преемственности, разделения ее на этапы и оценки каждого этапа с точки зрения его исторических особенностей, доказательства того факта, что энергетическая политика ЕС является процессом, который имеет свою динамику.

Так, можно выделить несколько этапов развития этой политики. Первый этап (1988-1995 гг.) связан с двумя важными событиями. В 1988 г. Еврокомиссией был издан документ «Внутренний энергетический рынок»28, в котором впервые была изложена программа реформ по либерализации рынков электроэнергии и газа и в конечном итоге построению единого энергетического рынка. Впервые на наднациональном уровне в рамках ЕС было подчеркнуто, что «более интегрированный энергетический рынок может стать ключевым фактором для достижения энергетической безопасно-

сти каждой страной - членом ЕЭС»29. В Маастрихтском договоре 1992 г., учредившем Европейский союз, компетенция Европейского сообщества была расширена включением в нее «мероприятий в области энергетики, социальной защиты и туризма»30.

На втором этапе (1995-2006 гг.), по мнению ряда российских исследователей, таких как президент Центра энергетической дипломатии и геополитики С.З. Жизнин и доцент МГИМО (У) МИД России Ю.В. Боровский, был запущен процесс формирования единого энергетического рынка и энергетической политики ЕС31. Так, в 1995 г. Еврокомиссией был разработан первый комплексный, обзорно-рекомендательный стратегический документ, ставший исходной точкой формирования общей энергетической политики Союза, - Белая книга «Энергетическая политика для Европейского союза»32. В ней впервые были обозначены три цели будущей общей энергетической политики ЕС: конкурентоспособность, безопасность поставок, устойчивое развитие33. Следующим шагом стало утверждение в 2000 г. новой стратегии ЕС в области энергетики - Зеленой книги «Навстречу европейской стратегии безопасности энергообеспечения»34. Этот документ провозгласил развитие альтернативной энергетики одним из приоритетных направлений энергетической политики ЕС. Кроме того, в документе отмечалось, что «изолированная энергетическая политика государств-членов в условиях растущей взаимозависимости не будет эффективна»35. Можно сделать вывод, что именно на этом этапе Еврокомиссия выразила намерение оказывать активное влияние на энергетическую политику государств-членов.

Третий этап (2006-2010 гг.) считается фундаментальным периодом в деле формирования энергетической политики Союза. Во-первых, в 2006 г. была принята Зеленая книга под названием «Европейская стратегия достижения устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики»36, которая представляла собой общий план долгосрочной энергетической стратегии, а также выделяла основные тенденции развития энергетического сектора ЕС. Еврокомиссия в очередной раз признала, что для эффективного достижения целей стратегии необходима «единая позиция всего Европейского союза»37. Кроме того, в этом документе впервые общая внешняя энергетическая политика ЕС получила детальное определение. Она была выделена в качестве одного из приоритетных направлений энергетической политики ЕС.

Во-вторых, на основе целей энергетической политики, определенных в Зеленой книге 2006 г., Еврокомиссией в 2007 г. был подготовлен ряд документов, получивших название «Энергетический пакет». Данный перечень документов более подробно развивал по-

ложения Энергетической стратегии 2006 г., т. е. окончательно закреплял политический фундамент для дальнейшей ее реализации в виде Директив Европейского парламента и Совета.

В-третьих, в 2009 г. был принят Третий энергетический пакет (ТЭП)38, правовые новеллы которого затрагивали вопросы разъединения вертикально-интегрированных компаний (ВИК) и регулирования энергетического рынка и инфраструктуры. Данный пакет закрепил на законодательном уровне юридически обязательные для государств-членов правила, регламентирующие либерализацию доступа к электроэнергетическим и газотранспортным сетям стран ЕС и их интеграцию.

В-четвертых, после вступления в силу в 2009 г. Лиссабонского договора Европейский союз формально получил полномочия в сфере энергетики, которые нашли свое отражение в Договоре о функционировании ЕС (ДФЕС)39. Энергетика и трансъевропейские сети были официально закреплены в первичном законодательстве как сферы совместной компетенции ЕС и государств-членов согласно п. 2 ст. 4 ДФЕС40. Таким образом, реализация законодательных полномочий в этих областях была предусмотрена как на уровне Союза, так и на уровне государств-членов.

Особенность четвертого этапа (2010-2014 гг.) состоит в том, что руководство Еврокомиссии осознало недостаточность мер, которые были предприняты для реализации основных трех целей энергетической политики ЕС, определенных в Зеленой книге 2006 г. и нашедших юридическое закрепление в Лиссабонском договоре 2008 г. Для ликвидации выявленных упущений был издан ряд новых документов, в частности «Энергия - 2020. Стратегия для конкурентной, устойчивой и безопасной энергетики»41 и Инфраструктурный пакет «Приоритеты энергетической политики до 2020 г. и в дальнейшем. План интегрированной европейской энергетической сети»42, в котором представлен подробный план завершения формирования панъевропейского энергетического рынка.

В результате, благодаря применению историко-генетическо-го метода и разделению истории энергетической политики ЕС на этапы, представляется возможным рассмотреть трансформацию последней, установить причинно-следственные связи между этапами, при этом выделив в рамках этих этапов наиболее релевантные процессы для исследуемой темы.

Кроме того, использование в качестве источников в исследовании эволюции энергетической политики ЕС нормативных правовых актов Союза в области построения единого энергетического рынка, а именно Директив и Регламентов первого, второго и треть-

его поколения, а также стратегических документов ЕС по энергетике, диктует необходимость применения формально-юридического метода. Приемы данного метода, такие как толкование правовых норм и законодательства ЕС в области энергетики, позволяют описать, обобщить и систематизировать энергетическое право ЕС. Таким образом, предоставляется возможность проанализировать развитие энергетической политики ЕС как единой взаимосвязанной системы правовых норм.

Наконец, для установления уровня влияния России на энергетическую безопасность и политику государств - членов ЕС необходимо использование сравнительно-исторического метода. Из всех видов сравнительного анализа для данного исследования наиболее подходящим является метод вариативного исторического сравнения, т. е. задачей выступает выявление общих и особенных черт исследуемого объекта. Например, при сравнении уровня влияния России на энергетическую безопасность и политику государств Западной Европы и ЦВЕ можно выделить как общие черты, так и индивидуальные. Основой для применения метода вариативного исторического сравнения являются следующие виды источников: стратегические документы Евросоюза, государств-членов и РФ по энергетике43, аналитические материалы - обобщающие доклады в рамках Энергетического диалога Россия - ЕС44, совместные заявления и выступления официальных лиц и высокопоставленных чиновников по энергетике45; статистические материалы, т. е. количественные показатели по энергетике, зафиксированные в отчетах нефтегазовых компаний British Petroleum (BP)46 и Газпрома47, статистика Еврокомиссии48 и Международного энергетического агентства (МЭА)49.

Таким образом, можно сделать вывод, что историческое исследование проблем энергетической безопасности государств - членов ЕС невозможно проводить, используя только традиционные исторические методы. Методологическая база подобного исследования обязательно должна включать методы из других наук, таких как политология, экономика и юриспруденция. В результате появляется возможность осуществить более комплексный анализ источников и сделать наиболее точные выводы по итогам исследования.

Примечания

1 Elkind J. Energy Security: Call for a Broader Agenda // Energy Security: Economics, Politics, Strategies and Implications / Ed. by C. Pascual, J. Elkind. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 2010. P. 225.

2 Sovacool B.K. Defining and Measuring and Exploring Energy Security // The Rout-ledge Handbook of Energy Security / Ed. by B.K. Sovacool. L.: Routledge, 2011. P. 20; Elkind J. Op. cit. P. 226.

3 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy", 08.03.2006 // COM (2006) 105 final. P. 5.

4 Ibid. P. 4.

5 Ibid.

6 Noel P. Beyond Dependence: How to Deal with Russian Gas. Cambridge: European Council on Foreign Relations, 2008. P. 9.

7 Статистика поставок. Динамика реализации газа в Европу [Электронный ресурс] // Газпром экспорт. URL: http://www.gazpromexport.ru/statistics/ (дата обращения: 05.04.2015); EU Energy in Figures. Statistical Pocketbook 2014 [Электронный ресурс] // European Commission. URL: https://ec.europa. eu/energy/sites/ener/files/documents/2014_pocketbook.pdf (дата обращения: 05.04.2015).

8 Статистика поставок...

9 Там же.

10 Там же; BP Statistical Review of World Energy 2014 [Электронный ресурс] // British Petroleum. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_de/ PDFs/brochures/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf (дата обращения: 05.04.2015).

11 Там же.

12 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "On the short term resilience of the European gas system: Preparedness for a possible disruption of supplies from the East during the fall and winter of 2014/2015" 16.10.2014 // COM (2014) 654 final. P. 6.

13 World Energy Outlook 2012 [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/English. pdf. P. 68.

14 Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин. Волгоград: Учитель, 2014. C. 407.

15 Commission of the European Communities "White Paper. An Energy Policy for the European Union". 13.12.1995 // COM (95) 682 final Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper - Towards a European Strategy for the Security of Energy Supply". COM (2000) 0769 final; Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy"; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy", 10.11.2010 // COM (2010) 639 final; Communication from the Commission to

the European Parliament and the Council "European Energy Security Strategy", 28.05.2014 // COM (2014) 330 final.

16 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy"- P. 5.

17 Ibid.

18 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy"- P. 10.

19 Ibid.

20 Energy Concept for an Environmentally Sound, Reliable and Affordable Energy Supply 2010 [Электронный ресурс] // Federal Ministry for Economic Affairs and Energy of Germany. URL: http://www.bmwi.de/English/Redaktion/Pdf/ener-gy-concept,property=pdf,bereich=bmwi,sprache=en,rwb=true.pdf (дата обращения: 25.09.2016).

21 Energy policies of IEA countries. Germany. 2013 Review [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/publications/ freepublications/publication/Germany2013_free.pdf (дата обращения: 25.09.2016).

22 Polish Energy Policy until 2030 [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL: http://www.iea.org/policiesandmeasures/pams/poland/name-24723-en.php (дата обращения: 25.09.2016).

23 Ibid.

24 EU Energy in Figures: Statistical Pocketbook 2015 [Электронный ресурс] // Energy. URL: http://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/Pocket-Book_ENERGY_2015%20PDF%20final.pdf (дата обращения: 25.09.2016).

25 Ibid.

26 BP Statistical Review of World Energy 201427 Ibid.

28 Commission of the European Communities "The Internal Energy Market", 02.05.1988 // COM (1988) 238 final.

29 Ibid. P. 6.

30 The Maastricht treaty provisions amending the treaty establishing the European economic community with a view to establishing the European Community // OJ. 1992. P. 3.

31 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ООО «Ист Брук», 2005. C. 287; Боровский Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. М.: Издат. группа «Навона», 2011. C. 184; Гудков И.В. Газовый рынок Европейского тоюза: Правовые аспекты создания, организации, функционирования. М.: Нестор Академик, 2007. C. 11; Европейская интеграция: учебник / Под ред. О.В. Буториной. М.: Издат. дом «Деловая литература», 2011. С. 375.

32 Commission of the European Communities "White Paper. An Energy Policy for the European Union"...

33 Ibid. P. 4.

34 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. "Green Paper - Towards a European Strategy for the Security of Energy Supply"...

35 Ibid. P. 18.

36 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy". P. 4

37 Ibid.

38 Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // OJ. 2009. L 211/94; Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC // OJ. 2009. L 211/55; Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) No 1775/2005 // OJ. 2009. L 211/36; Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003 // OJ. 2009. L 211/15; Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators // OJ. 2009. L 211/1.

39 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ. 2010. C 83/47.

40 Ibid. Art. 4 (2).

41 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy". 10.11.2010 // COM (2010) 639 final.

42 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy Infrastructure Priorities for 2020 and Beyond - A Blueprint for an Integrated European Energy Network" // COM (2010) 677/4.

43 Commission of the European Communities "White Paper. An Energy Policy for the European Union".; Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper - Towards a European Strategy for the Security of Energy Supply"...; Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy".; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Energy 2020. A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy"... ; Communication from the Commission to the European Parliament and the Council "European Energy Security Strategy",

28.05.2014 // COM (2014) 330 final; Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 01.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Десятый обобщающий доклад «Энергетический диалог Россия - ЕС» [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ. 2009. Ноябрь. URL: https:// russiaeu.ru/userfiles/file/energy_dialogue_10_progress_report_2009_russian.pdf (дата обращения: 25.02.2015.

45 Совместное заявление по энергетическому диалогу Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского совета Г. Верхофстадта, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС / Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС Х. Соланы и Председателя Комиссии Европейских сообществ Р. Проди [Электронный ресурс] // Президент России. 2001. Ноябрь. URL: http://kremlin.ru/ supplement/3266 (дата обращения: 15.09.2016).

46 BP Statistical Review of World Energy 2002 [Электронный ресурс] // GRI Equity. URL: http://www.griequity.com/resources/industryandissues/Energy/ bp2002statisticalreview.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

47 Статистика поставок. Динамика реализации газа в Европу...

48 EU Energy in Figures. Statistical Pocketbook 2014...

49 Key World Energy Statistics 2013 [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Key-World2013.pdf (дата обращения: 10.05.2015); World Energy Outlook 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.