Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ КУРСА ЕС НА ОТКАЗ ОТ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИМПОРТА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ КУРСА ЕС НА ОТКАЗ ОТ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИМПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ИМПОРТ СПГ / УГОЛЬ / ЗЕЛЕНЫЙ ПАКТ ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голышев Михаил Дмитриевич

Данная статья рассматривает изменение энергетической политики Польши в рамках её курса на быстрый и окончательный отказ от импорта российских энергоносителей после начала «специальной военной операции» на Украине. Предварительно следует отметить, что в энергетическом балансе Польши основными источниками энергии являются уголь и возобновляемые источники энергии, в связи с чем в абсолютном измерении объем поставок из России, который требуется заместить, относительно невелик. Как показывает исследование, проведенное в статье, проще всего решается задача по замещению импорта российской нефти - на польском рынке давно большую роль играет компания Saudi Aramco, уже выразившая намерение поставить в Польшу недостающие объемы нефти и принять участие в переоборудовании ее заводов для обработки легкой нефти. Несколько более сложной задачей представляется замещение угля, однако предполагается, что Польша может либо обратиться к собственным ресурсам и нарастить добычу, либо закупать уголь у альтернативных поставщиков, пусть и по более высокой цене из-за дорогой логистики. Наконец, самым сложным для замещения ресурсом автору представляется газ: 10 млрд. м3 природного газа, ежегодно импортировавшиеся из России, сейчас невозможно полноценно заменить при помощи СПГ из-за недостаточной пропускной способности СПГ-терминала в Свиноуйсьце, а газопровод «Baltic Pipe» будет введен в эксплуатацию только в начале 2023 года, уже во время отопительного сезона. К тому же возникает серьезный риск конкуренции за норвежский природный газ между Польшей и Германией и вероятность недостаточного заполнения трубопровода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLAND'S ENERGY POLICY IN THE CONTEXT OF THE EU COURSE TO REFUSE RUSSIAN ENERGY IMPORTS

This article examines the shift in Poland's energy policy as part of its course towards cancelling the Russian energy imports. It should be noted that coal and renewable energy sources are the main sources of energy in Poland's energy balance, therefore in absolute terms the volume of supplies from Russia that needs to be replaced is small. The easiest task is to replace the import of Russian oil - Saudi Aramco is present in the Polish market for a long time, and it intends to replace the Russian oil and refurbish its oil refineries for light oil processing. Coal substitution seems to be more difficult, but it is assumed that Poland can either increase its own production, or buy coal from alternative suppliers, albeit at a higher price. Finally, gas seems to be the most difficult resource to replace: 10 billion m3 of natural gas imported annually from Russia cannot be substituted with LNG due to insufficient capacity of the LNG terminal in Świnoujście, and the Baltic Pipe gas pipeline will be put into operation only at the beginning of 2023. In addition, there is a serious risk of competition for Norwegian natural gas between Poland and Germany and the possibility of insufficient supply of gas for the pipeline.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ КУРСА ЕС НА ОТКАЗ ОТ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИМПОРТА»

УДК 327

Михаил Голышев

Энергетическая политика Польши в контексте курса ЕС на отказ от российского энергетического импорта

с; ш i

Аннотация. Данная статья рассматривает изменение энергетической политики Польши в рамках её курса на быстрый и окончательный отказ от импорта российских энергоносителей после начала «специальной военной операции» на Украине. Предварительно следует отметить, что в энергетическом балансе Польши основными источниками энергии являются уголь и возобновляемые источники энергии, в связи с чем в абсолютном измерении объем поставок из России, который требуется заместить, относительно невелик. Как показывает исследование, проведенное в статье, проще всего решается задача по замещению импорта российской нефти - на польском рынке давно большую роль играет компания Saudi Aramco, уже выразившая намерение поставить в Польшу недостающие объемы нефти и принять участие в переоборудовании ее заводов для обработки легкой нефти. Несколько более сложной задачей представляется замещение угля, однако предполагается, что Польша может либо обратиться к собственным ресурсам и нарастить добычу, либо закупать уголь у альтернативных поставщиков, пусть и по более высокой цене из-за дорогой логистики. Наконец, самым сложным для замещения ресурсом автору представляется газ: 10 млрд м3 природного газа, ежегодно импортировавшиеся из России, сейчас невозможно полноценно заменить при помощи СПГ из-за недостаточной пропускной способности СПГ-терминала в Свиноуйсьце, а газопровод «Baltic Pipe» будет введен в эксплуатацию только в начале 2023 года, уже во время отопительного сезона. К тому же возникает серьезный риск конкуренции за норвежский природный газ между Польшей и Германией и вероятность недостаточного заполнения трубопровода.

Ключевые слова: Польша, энергетическая политика, энергетическая безопасность, Россия, природный газ, импорт СПГ, уголь, Зеленый пакт ЕС.

© Голышев Михаил Дмитриевич - аспирант ИЕ РАН. E-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию: 30.01.2022.

Отказ от углеводородов является сейчас основным направлени-

| ем в энергетике Европейского Союза. Нормативные и доктринальные

§ документы ЕС, особенно после принятия Зеленого пакта (Green Deal),

о предусматривают, с одной стороны, увеличение доли возобновляемых

§ источников энергии в энергетическом балансе стран ЕС за счет снижения

з доли углеводородов, особенно угля. С другой — все эти планы включают в

| себя элемент диверсификации, так как в настоящий момент энергетика

~ ЕС зависит от крайне ограниченного числа поставщиков.

После начала российской военной операции на Украине европейские о страны и ЕС в целом оказались перед сложным выбором между политеса кой и экономикой: санкции против импорта российских энергетических m ресурсов или, по крайней мере, ограничение импорта представляются

ш

^ наиболее эффективным инструментом воздействия на российскую эко-

cl номику и, потенциально, политический курс, а потому наиболее логич-

ш

™ ным вариантом санкций. Вместе с тем ЕС едва ли способен резко отка-

< заться от импорта российских нефти, газа и даже угля без значительного

° или даже катастрофического ущерба для экономики и коммунальной сферы. Дополнительно ситуацию осложняет то, что страны ЕС не прояв-

ск

< ляли большой активности в области диверсификации поставок.

I

<

В вопросе обеспечения своей энергетической безопасности Польша выделяется на фоне большинства европейских стран. За счет того, что Польша конкретизировала цели своей энергетической политики до наступления кризисной ситуации, она имеет большой потенциал к преодолению энергетического кризиса, даже если по решению России или ЕС поставки нефти и газа в Европу будут прерваны. В данной статье проанализированы действия Польши по отказу от импорта российских энергоносителей и её потенциал преодоления энергетического кризиса в случае резкого прекращения поставок из России.

В обновленной Стратегии национальной безопасности 2020 года руководство страны уделяет намного меньше внимания энергетике, но, в сравнении с предыдущей Стратегией, раздел об энергетике более сжат и конкретен. В ней не просто отмечается общее «стремление к диверсификации», а указывается зависимость стран Центральной Европы от российских ресурсов и необходимость эту зависимость уменьшать, а также < „

противодействовать реализации российских энергетических проектов в о Европе в целом (National Security Strategy... 2020: 34).

Политический элемент в «польской энергетической политике» также

прослеживается достаточно четко. Несмотря на то, что среди всех стран ¡^

<

ЕС отношения Польши и России можно назвать наихудшими и Польша является одним из активных сторонников снижения зависимости от России, и поддержания экономического давления на Россию, а периодически

к

<

даже инициатором проектов в этой области, в энергетике ее зависимость | от российского импорта достаточно высока, поскольку в 2020 г. 55% импорта газа (9,5-11 м3 в год по разным подсчетам), 66% импорта нефти о (355 679 баррелей в день) и 75% импорта угля (8 млн тонн в год) при-§ ходилось на Россию (Котес трогШ Бигомсом... 2022). При этом следует з подчеркнуть сразу, что объем импорта энергоносителей у Польши неве-| лик в целом, поэтому в абсолютном измерении отказ от импорта энер-~ гетических ресурсов из России является вполне осуществимой задачей.

После начала специальной военной операции России на Украине о правительство Польши разработало и приняло предложения поправок в о Энергетическую политику до 2040 г. (изначально принята в 2021 г.). Не™ смотря на то, что эти поправки представлены как «обновление» Энерге-

ш

^ тической стратегии, в целом они повторяют и подтверждают положения 2021 г. В качестве существенных отличий стоит выделить следующее

ш

™ ^а!огета do акШа^аф... 2022):

• намерение к 2040 г. увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетическом балансе страны до 50%;

• подчеркнутое противодействие России в энергетической сфере

<

(небольшая конкретизация по сравнению с «зависимостью от одного поставщика» и «зависимостью от поставок энергетических ресурсов с Востока»);

• ускорение и расширение строительства газовой инфраструктуры и офшорных ветряков;

• развитие атомной энергетики через строительство малых модульных реакторов;

• замедление темпов отказа от угля. Этот пункт включает в себя «периодическое увеличение объемов добычи» и намерение скорректировать климатические цели ЕС с учетом необходимости использовать традиционные источники энергии в текущей кризисной ситуации.

После начала российской «спецоперации» Министерство климата и окружающей среды Польши активизировало свою международную деятельность: 24 февраля и 5 апреля прошли встречи между Анной Москвой, министром климата и окружающей среды Польши, и Дайниусом Крейви- < сом, министром энергетики Литвы. На основе совместных заявлений по о

итогам этих встреч можно сказать, что они были скорее «политическими», предназначенными для координации позиций в области энергетики (Minister Anna Moskwa... 2022a), но по их итогам также было объявлено, что газовый интерконнектор между Польшей и Литвой будет запущен раньше срока, в мае 2022 г. (Minister Anna Moskwa. 2022b) — сейчас этот проект является основным для польско-литовского энергетического со-

<

и <

трудничества, а также важным элементом региональном энергетическом | инфраструктуры.

Также в области международной активности министерства следует о отметить польско-норвежский семинар, прошедший в апреле, по итогам § которого стороны договорились об обмене опытом в области ветряной з генерации, и несколько норвежских компаний присоединилось к поль-| скому секторальному соглашению по развитию офшорной ветряной ~ генерации (Wiceminister Ireneusz Zyska... 2022).

В апреле также прошли переговоры с парламентской группой Хорва-о тии, в которых принял участие заместитель министра климата Адам о Гвибурже-Четвертинский — это событие важно в первую очередь в преддверии очередного саммита и бизнес-форума Инициативы трех морей,

ш

^ инициаторами которой были Польша и Хорватия. Подтвердив активность польско-хорватского энергетического сотрудничества и значение

ш

™ Инициативы для региональной энергетической безопасности, стороны < вполне могут придать новый импульс её проектам (РоЬко-сЫтасЫе ° rozmowy... 2022).

Наконец, вскоре после отказа Польши от импорта российского угля

к

I

<

< и включения этого продукта в список запрещенных к импорту на уровне Постановления Совета ЕС, прошли переговоры между министром климата Польши и послом Австралии в Польше о будущих поставках энергоносителей (РоЬко-аш^а1^Ые rozmowy... 2022). Несмотря на то, что конкретных договоренностей по итогам встречи не было достигнуто, в будущем их можно ожидать, так как Австралия является одним из наиболее вероятных альтернативных поставщиков угля для Польши.

Министерство государственных активов (также преемник расформированного Министерства энергетики Польши) в меньшей степени проявило себя на международном уровне, но следует отметить прошедшую 14 февраля встречу между министром государственных активов Яцеком Сасиным и секретарем по энергетике США, Дженнифер Гренхолм. На фоне политической эскалации в начале 2022 г. стороны обсудили противодействие потенциальному «энергетическому шантажу» со стороны России: дальнейшее развитие польской атомной энергетики и расширение поставок сжиженного природного газа ^ ате^кашЦ sekretarz... 2022). < В связи с резким ухудшением отношений ЕС и России, Польша о

и в энергетической сфере взяла курс на конфронтацию: помимо плана отказаться от российского газа в 2022 г., премьер-министр Моравецкий в марте озвучил намерение запретить импорт российского угля (эмбарго уже введено) и отказаться от импорта российской нефти в 2022 г. (Poland Aims To Stop. 2022). Также он заявил, что будет добиваться введения Европейской Комиссией налога на импорт российских углеводородов,

к

<

и <

чтобы «наказать» таким образом европейские страны и компании, про-I должающие работать с Россией (Polska naklada calkowite. 2022). Министр § климата А. Москва, в свою очередь, призвала ЕС вслед за остановкой о строительства «Северного потока-2» остановить и работу «Северного § проекта-1» (Moskwa, Ministerstwo Klimatu... 2022).

Анализируя реакцию Польши в сфере энергетики, следует отметить | и отказ платить в рублях за российский газ — против оплаты в рублях высказались глава государственной нефтегазовой корпорации PIGNiG, ^ Павел Маевский (Poland Refuses to Pay. 2022), и премьер-министр, Мао теуш Моравецкий (Моравецкий назвал шантажом. 2022).

I

Как можно видеть, польская энергетическая дипломатия достаточно ™ активна в контексте отказа от импорта россииских энергоносителем, и

ш

^ в своих заявлениях польские политики взяли курс на жесткую конфронтацию. Однако, очевидно, преодоление зависимости от импорта и диверси-

ш

фикация поставок — это процесс, который растягивается на годы, требует

< длительной и дорогостоящей реализации. Далее следует рассмотреть, ° каким образом Польша намерена отказаться от каждого вида российских

энергоносителей, и оценить, насколько это реально в сроки, заявленные

к

< польским руководством.

<

Нефть

По данным Forum Energii, в 2020 г. Польша потребляла 26,1 млн т нефти, из которых импортируется 25,4 млн т. Основным импортером нефти, как отмечалось раньше, является Россия — в 2020 г. Польша закупила у нее 16,8 млн т нефти (Koniec importu surowcow. 2022).

В настоящий момент в нефтяном импорте Польши поставщики распределены следующим образом: по долгосрочным контрактам нефть поступает из России, Саудовской Аравии и США и дополнительно из Казахстана, Норвегии, Анголы, Нигерии в рамках спотовых закупок (Polish top refiner. 2021). Российский контракт с польской компанией Orlen действует до 2023 г., вопрос о его продлении не поднимался, а в свете конфронтации в сфере энергетики польское руководство озвучило цель отказаться от импорта российской нефти уже в 2022 г.

Среди текущих крупных проектов, связанных с транспортировкой нефти, можно выделить строительство второй линии Померанского о нефтепровода, однако этот проект связан скорее с безопасностью внутреннего транзита нефти и не помогает напрямую в вопросе отказа от < российской нефти.

Наиболее вероятным путем отказа от российской нефти представляется сотрудничество с Саудовской Аравией. Государственная нефтедобывающая компания королевства, Saudi Aramco, вошла на польский рынок

в 2015 г. и поставляет порядка 4-5 млн т нефти в год (Koniec importu I surowców... 2022). В рамках масштабного объединения государственных § активов Польши, слияния компаний Orlen и Lotos, Саудовская Аравия о приобрела 30% нефтеперерабатывающего завода в Гданьске, ряд других § активов компании Lotos и заключила с Orlen долгосрочный контракт на з поставку нефти, предусматривающий ежегодное поступление от 10 до ¡ 17 млн т нефти (Poland May Cut. 2022).

В целом, диверсификация поставок нефти — это самый легко реша-^ емый вопрос для польской энергетики. Небольшой объем потребления, о подготовленная для поставок и переработки в нужном объеме инфра-о структура, наличие долгосрочного сотрудничества с крупным альтерна-m тивным поставщиком — все это облегчает задачу отказа от российской

ш

^ нефти, если эта задача станет срочной для польских энергетических ком-í паний. Под вопросом остается техническая возможность по переработке

ш

нефти, которую готова поставлять Saudi Aramco, так как крупнейший

< нефтеперерабатывающий завод в Плоцке «технически и логистически ° ориентирован на поставки российской нефти» (Poland tries to. 2022), но у

совместного предприятия Saudi Aramco и Orlen есть достаточно времени

к

< и средств для модернизации.

<

Уголь

Уголь, несмотря на постепенный отказ Польши от его использования, до сих пор является основой польской энергетики: почти 75% электроэнергии генерируется за счет угольных электростанций, уголь широко используется как в промышленности, так и в домохозяйствах. Несмотря на то, что Польша добывает уголь на собственной территории, практически полностью покрывая внутренний спрос, порядка 20% от внутреннего потребления (12,9 млн т в 2020 г.) поступает от зарубежных поставщиков, из которых 75% (9,4 млн т в 2020 г.) — из России (Koniec importu surowcow. 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на внушительную долю России в польском импорте угля и отсутствие заявлений о необходимости снижать зависимость от российского угля в прошлом, именно в этой области Польша пошла на наиболее жесткие меры, введя эмбарго на поставки всех видов угля и лигнита из 2 России, Беларуси, частично признанных ЛНР и ДНР, а также транзит угля о из этих стран через польскую территорию (Ustawa o embargo. 2022).

Несмотря на значительную долю российского импорта угля, поль- < ское Министерство государственных активов подчеркивает, что эмбарго не ударит по промышленности: согласно статистике, только 2% всего импортного угля используется в промышленности (W^giel z importu. 2022), из России же Польша импортирует не металлургический уголь,

а исключительно термальный, используемый для отопления. Таким обра-| зом Польша может в настоящий момент позволить себе одномоментный § отказ от импорта российского угля без серьезного ущерба экономике и о даже без социальных потрясений: отопительный сезон заканчивается, § и, по словам аналитического центра Forum Energii, польские ТЭЦ зако-з нодательно обязаны иметь резерв угля на месяц вперед (Koniec importu | surowcow... 2022).

В подобных кризисных условиях польское руководство, по-ви-^ димому, отказывается от ранее заявленной цели полного отказа от о использования угля к 2049 г. В интервью польскому «Радио Три» ми-о нистр государственных активов Яцек Сасин заявил, что сроки отказа от m угля «определенно замедляются». «Сейчас мы вынуждены отказаться

ш

от газа в качестве переходного этапа. Наша цель — это ВИЭ и атомная cl энергия, а до тех пор <...> мы должны добывать уголь, и не только под-

ш

™ держивать его добычу на текущем высоком уровне, но и увеличить ее» < (Wygaszanie polskich kopaln... 2022). В другом своем интервью Сасин, ° не вдаваясь в подробности, указал на то, что в текущих условиях энергетическая безопасность Польши требует возобновления инвестиций

ск

< в добычу угля, и эти инвестиции будут возобновлены (Sasin: B^dq

<

inwestycje... 2022). Намерение увеличить объем инвестиций в угледобычу, а также увеличить ее объемы едва ли совпадают с официальном курсом Евросоюза.

Несмотря на то, что ЕС осознает риски энергетической безопасности, связанные с нарушением поставок энергоносителей из России и готовы допустить временное использование угля для генерации электричества, исполнительный заместитель председателя Европейской комиссии, Франс Тиммерманс, подчеркнул, что использование угля возможно для зависимых от него стран, но использование кризисной ситуации для открытия новых угольных шахт — это, по его словам, «огромная глупость» (Poland tries to. 2022). С учетом того, что в Европейском Союзе осталось не так много стран, которые сколько-то значительно используют уголь, это заявление можно резонно считать предостережением для польского руководства.

Тем не менее, как опять же отметил Яцек Сасин в своем интервью, ^ сейчас Польша вынуждена будет заменить российский уголь импортом о из других стран. Сайт 300gospodarka.pl, со ссылкой на агентство Moody's, говорит, что Польша рассматривает в качестве поставщиков Австралию, Колумбию, Казахстан и США. Рассматривая дипломатическую активность преемников Министерства энергетики выше, мы отмечали прошедшие переговоры с послом Австралии, на которых обсуждался как раз вопрос о поставках угля. С другими потенциальными поставщиками официаль-

ных встреч пока не было или о них еще не было объявлено, но это едва | ли означает, что выбор уже сделан.

Задачу, которая сейчас стоит перед польским руководством — найти о поставщика, который будет предоставлять 8-10 млн т термального угля § ежегодно, решить не так сложно. Большинство стран-экспортеров угля з экспортируют и металлургический, и термальный уголь, а его транспор-| тировка и прием требуют лишь базовой инфраструктуры независимо от ~ типа. Единственная проблема, которая может возникнуть перед Польшей ^ — в свете пандемии коронавируса в 2020 г. спрос на термальный уголь о практически у всех основных импортеров резко упал, соответственно о экспортеры сократили объемы добычи (Coal. Analysis. 2021: 55).

Поскольку основные импортеры и металлургического, и термально-^ го угля находятся в Азии, и их производство в меньшей степени страдает от нарушения цепочек поставок в европейском регионе, можно ожидать,

ш

™ что спрос на уголь в Индии вместо сокращения вновь начнет расти,

< а в Китае расти продолжит. Если Польше удастся найти «свободный» ° уголь, пусть ей и требуется небольшой объем поставок, скорее всего

контракт на поставку будет для нее невыгодным не только из-за более

к

< дорогой логистики, но и из-за высокой конкуренции.

<

Природный газ

Импорт природного газа — сфера, в которой Польша, проявляет наибольшую активность в вопросе географической диверсификации. По разным данным, импорт российского природного газа составляет от 9,6 до 11 млрд м3 природного газа ежегодно. В условиях курса на конфронтацию с Россией и длительными судебными тяжбами с «Газпромом», реализация польских проектов по диверсификации жестко ограничена по времени — в декабре 2022 г. заканчивается контракт между PGNiG и «Газпромом», и правительство страны, как и руководство PGNiG неоднократно высказывались о нежелании продлевать его (PGNiG подтверждает отказ. 2022).

В стратегии диверсификации польской энергетики большое значение имеет использование сжиженного природного газа, и ключевым элементом СПГ-инфраструктуры является терминал в Свиноусьйце, запущенный в 2015 г. Объем регазификации терминала составляет 2 5 млрд м3 сжиженного природного газа в год, и к 2023 г. запланировано о расширение его пропускной способности до 8,3 млрд м3 (Lech Kaczynski LNG.). Также планируется строительство плавучего СПГ-терминала < в Гданьске с регазификационной мощностью по разным оценкам от ¡^ 4,5 до 7,5 млрд м3 в год (Diversification of gas supply. 2021), однако его сдача приблизительно запланирована на 2027 г. и является вопросом долгосрочной перспективы.

<

Сейчас терминал СПГ в Свиноусьйце заполняется в основном за | счет долгосрочных контрактов с компаниями из США и Катара, которые § дополняются спотовыми закупками. По обновленному в 2017 г. кон-о тракту с Oatargas на терминал ежегодно поставляется около 2,7 млрд § м3 сжиженного природного газа вплоть до 2034 г. (UPDATE 2-Oatargas. з 2017). Наибольшее число долгосрочных контрактов действует с амери-| канскими компаниями: в 2023 г. завершается контракт на поставку СПГ ~ с компанией Centrica (PGNiG signs. 2017), и в 2022-2023 гг. должны на-^ чаться поставки от компаний, Venture Global (7,4 млрд м3 в год), Cheniere о (1,95 млрд м3 в год) в рамках 20-летних контрактов (Poland — Country о Commercial. 2021; PGNiG расторгла контракт. 2021).

Таким образом, Польша после завершения контракта с «Газпромом»

ш

намерена ежегодно получать 12,05 млрд м3 одного только сжиженного cl природного газа, что вместе с альтернативными трубопроводными

ш

™ поставками и поставками по спотовым контрактам позволит не только < компенсировать отказ от российского трубопроводного газа, но также ° увеличивать долю газа в энергетическом балансе страны или экспортировать его.

CK

Однако в этой схеме есть существенный недостаток: на момент

I

<

заключения контракта с Venture Global оба завода, с которых должны были осуществляться поставки, не были построены. В условиях глобального экономического кризиса, связанного с пандемией COVID-19, принятие окончательного инвестиционного решения по обоим заводам было отложено (Мосты сожжены.. 2021) , соответственно под вопросом оказались и сроки начала поставок в Польшу. В настоящий момент начал поставки СПГ только завод Venture Global Calcasieu Pass, который должен поставлять в Польшу 2 млрд м3 природного газа ежегодно, но эти поставки в лучшем случае начнутся в 2023 году из-за того, что сейчас завод отрабатывает спотовые контракты (Venture Global. 2022), в то время как коммерческий запуск более крупного завода Venture Global Plaquemines произойдет не раньше 2024 г. (Venture Global. 2022).

Несмотря на то, что Польша активно развивает свою инфраструктуру по импорту СПГ, с учетом задержанных поставок, описанных выше, польский терминал в Свиноуйсьце в 2022-2023 гг. с большой вероятностью 2 получит не более 4,65 млрд м3 СПГ по долгосрочным контрактам, что о существенно меньше необходимого объема, хотя и может быть компенсировано спотовыми закупками. В вопросе диверсификации поставок

газа, однако, Польша рассчитывает еще на несколько проектов. ¡^

<

Вторым ключевым направлением польской энергетики является строительство инфраструктуры, которая связала бы польские газопроводы и газовые месторождения на континентальном шельфе Норвегии.

Для достижения этой цели реализуется проект Baltic Pipe, имеющий про! пускную способность 10 млрд м3 газа в год (Baltic Pipe газопровод. 2021). § В комбинации с поставками СПГ объем поставок по этому газопроводу о должен не просто обеспечить внутреннее потребление природного газа § польской экономикой, но и сформировать излишек, который можно бу-з дет экспортировать в другие страны Центральной и Восточной Европы.

Baltic Pipe, однако, тоже столкнулся с рядом проблем: из-за отзыва ~ разрешения на строительство Агентством по защите окружающей среды ^ в Дании в 2021 г. строительство было остановлено. В марте 2022 г. разре-о шение было вновь предоставлено, и на текущий момент строительство о уже возобновилось (Energinet: New environmental. 2022), но задержка m длиной почти в год неизбежно сказалась на сроках сдачи проекта — в ок-

ш

^ тябре 2022 г. (предыдущая дата запуска газопровода) предполагается ï запустить транзит газа по отдельным участкам Baltic Pipe (не уточняется,

ш

™ дойдет ли на этом этапе газ до Польши и в каком объеме), а достижение

< им полной мощности запланировано на 1 января 2023 г. (Denmark resumes ° construction. 2022).

Также, согласно анализу Neftegaz.ru, есть риск недостаточного за-

< полнения газопровода (Не хватает газа. 2020). PGNiG сама добывает газ на норвежском континентальном шельфе, прогноз добычи на 2022 г. составил 2,5 млрд м3 и по заявлению компании этот газ будет направлен в Baltic Pipe после его запуска (Poland expands offshore. 2021). Также в 2020 г. был заключен контракт между PGNiG и датской энергетической компанией Orsted, который предусматривает транспортировку по Baltic Pipe газа из датского сектора континентального шельфа, месторождения Тайра. Проблема этого контракта заключается в том, что месторождение закрыто на реконструкцию — первоначально возобновление работ было назначено на июль 2022 г., что укладывалось в сроки строительства трубопровода и отказа от российского газа, но в связи с пандемией COVID-19 эта дата была перенесена на июнь 2023 г. (Total откладывает на. 2020). Однако даже после возобновления добычи поставки с месторождения составят около 6,4 млрд м3 природного газа в год (Total откладывает на. 2020), что вместе с собственной добычей PGNiG все равно не позволит полностью загрузить газопровод. <

Наконец, последним значимым проектом, который хотелось бы о

I

<

рассмотреть, является интерконнектор GIPL, который должен будет связать между собой газотранспортные сети Польши и Литвы. Газопровод < имеет пропускную способность 1,9 млрд м3 в год в сторону Польши и, по совместному заявлению стран, будет запущен уже в мае 2022 г. (GIPL... 2021). Этот газопровод позволит Польше получить доступ к излишкам природного газа, получаемым Литвой при регазификации на СПГ-тер-

минале «Independence» в Клайпеде: его регазификационная мощность | составляет 4 млрд м3 в год (FSRU independence. 2014), а внутреннее по-§ требление природного газа в Литве — 2,36 млрд м3 в год (данные 2020 г.) о (Lithuania Natural Gas.). Этот газопровод станет важным элементом § региональной энергетической инфраструктуры, связав ГТС балтийских з стран с Центральной Европой и, что важно для данного исследования, его | своевременный запуск позволит Польше компенсировать хотя бы часть ~ поставок газа, которые она рискует недополучить через собственный ^ терминал СПГ.

Как было отмечено в начале раздела, потребление газа в Польше о относительно мало, соответственно мал и объем импорта из России, что облегчает задачу по диверсификации. Однако рассмотрев установленные

ш

и предполагаемые даты начала поставок природного газа в Польшу, мы cl все еще должны ответить на вопрос, хватит ли поставок, которые с боль-

ш

™ шой вероятностью дойдут до польской ГТС на рубеже 2022-2023 гг., что-< бы заменить российский газ после окончания контракта с «Газпромом».

Оценка достаточности поставок неизбежно будет основана на допущениях, поскольку большинство рассмотренных нами контрактов и про-

ск

I

<

< ектов предусматривает поступление природного газа в Польшу на рубеже 2022 и 2023 гг. без известного нам графика. Таким образом интервал газа, который Польша получит по альтернативным маршрутам после завершения контракта с «Газпромом», варьируется от 2,7 млрд м3 (контракт с Oatargas, по которому уже идут поставки) до 10,79 млрд м3, если Польша сможет приобрести литовский газ, Baltic Pipe начнет работу в соответствии с графиком, а СПГ по американским и катарским контрактам будет поступать в полном объеме без задержек. Также стоит отметить крайне ограниченный объем терминала в Свиноусьйце — глава PIGNiG в марте 2022 г. заявил о том, что регазификационная мощность уже расширена до 6,2 млрд м3 в год (PGNiG odbierze. 2022), но даже в этом случае запуск Baltic Pipe в срок жизненно необходим.

Следует оговориться, что 8,5 месяцев до завершения контракта с «Газпромом» — это срок, достаточный для заключения новых контрактов и расширения поставок по старым. Также сроки строительства и реконструкции объектов, упомянутых в исследовании, могут корректироваться, < изменяя ситуацию в лучшую или худшую сторону. Наконец, этот анализ о не рассматривает спотовые контракты в принципе, хотя за счет них

к

Польша может компенсировать недополученный газ, пусть и по очень < высокой цене. ¡^

Наконец, подземные хранилища природного газа в сумме имеют объем 3,2 млрд м3 (Energy policy of Poland until 2040. 2022) и в январе 2022 Министерство государственных активов заявило, что они заполне-

ны на 83% (расчет — 2,66 млрд м3) (Level of Poland's. 2022). Завершение

I отопительного сезона позволит заполнить эти хранилища полностью

§ до завершения контракта с «Газпромом», и в худшем сценарии в конце

о 2022 г. эти запасы позволят Польше снизить риск энергетического кри-

§ зиса. Последним, крайне маловероятным вариантом является импорт

з российского СПГ. Польша не импортирует СПГ из России напрямую,

| но в пользу того, что страна рассматривает этот вариант как крайний,

~ свидетельствует отказ Сейма принять поправку в закон о запрете на

^ импорт российского угля, которая накладывала бы эмбарго и на рос-

о сийский СПГ (Sejm odrzucil poprawk^... 2022). Также, согласно россий-

о скому заявлению, требование к оплате газовых контрактов в рублях

m распространяется только на контракты «Газпрома» (Песков: поручение

ш

^ Путина. 2022), что убирает принципиальный политический момент

cl из теоретически возможного сотрудничества польских энергетических

ш

™ компаний с «Новатэк» или поставок российского СПГ в Польшу через

< другие европейские страны.

В связи с тем, что к 2023 г. полная компенсация российского импорта находится под вопросом, под вопросом находится и заявленное

ск

< в Энергетической политике использование природного газа в качестве

I

<

переходной стадии от угля к «зеленой» энергетике (Energy policy of Poland until 2040. 2022). Сейчас газ составляет всего 8,8% от общего объема генерации электричества (Energy sector.), что позволяет сохранять низкий объем его потребления, но в настоящий момент идет строительство пяти газовых электростанций, которые будут запущены с 2023 по 2027 гг.: Дольна Одра 1 и 2 (2023), Остроленка C (2025) , Рыбник (2026), Грудзёндз (2027) (Plans for new Polish.). Их суммарная мощность составит 3,7 ГВт, что увеличивает объем установленных мощностей газовой генерации более чем в два раза.

Если предположить, что потребление газа вырастет пропорционально увеличению мощностей, то соответственно вырастет и импорт. Способность Польши обеспечить в два раза больший объем импорта с учетом отказа от российских поставок и ограниченной пропускной способности своей инфраструктуры вызывает сомнения даже с учетом постепенного ввода электростанций в эксплуатацию. В зависимости от 2 того, насколько серьезным окажется для Европы энергетический кри- о зис, возрастает риск отказа польской энергетики от газовой генерации

ск

энергии в качестве промежуточного этапа в транзите от угля к зеленой < энергетике газа, о чем представители польского правительства уже го- ¡^ ворят как о свершившемся факте.

Заключение

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье сознательно были опущены атомная энергетика и ВИЭ.

§ Во-первых, Польша и Российская Федерация никак не сотрудничают в

о этой области, соответственно к теме «отказа от российского импорта»

§ эти сферы не относятся. Во-вторых, статья рассматривает преодоление

з энергетического кризиса в краткосрочной перспективе, а строительство

| первой атомной электростанции и малых модульных реакторов для

~ отдельных предприятий в Польше запланированы на 2029-2030 гг. —

^ соответственно, атомная энергетика никак не повлияет на преодоление

о кризиса. В-третьих, не все виды зеленой энергетики позволяют гене-

о рировать электричество круглосуточно, и полный отказ от традицион-

^ ных энергоносителей никогда не заявлялся польским правительством,

ш

^ поэтому уместно было сконцентрироваться именно на традиционной энергетике.

ш

Отказ Польши от импорта энергоносителей из России представ-< ляется по большей части реальной задачей, так как из традиционных ° источников энергии нефть и природный газ играют небольшую роль в польском энергетическом балансе, а уголь до сих пор добывается в объе-

ск

I

<

< ме, достаточном для покрытия большей части внутреннего потребления.

Российскую нефть, как показывает исследование, Польша способна относительно легко заменить саудовской благодаря налаженным контактам с корпорацией Saudi Aramco, готовой поставлять на польский рынок даже больший объем нефти, чем поставляла Россия. Под вопросом остается техническая возможность Польши перерабатывать этот объем полностью, но ожидаемое расширение сотрудничества польских нефтегазовых компаний с Saudi Aramco позволяет предположить, что польские НПЗ будут переоборудованы под другой тип нефти.

Жесткий отказ Польши от импорта российского угля, предположительно, не приведет к энергетическому кризису, так как российский уголь использовался для отопления, а польские ТЭЦ обязаны иметь месячный запас угля, что в комбинации с завершением отопительного сезона дает Польше большой запас времени для поиска альтернативных поставщиков. К тому же аналогичный запрет на импорт российского угля, введенный на уровне всего Евросоюза, допускает ввоз на его территорию < этого типа топлива по специальному разрешению до 10 августа, поэтому о

в крайнем случае Польша могла бы приобрести российский уголь из другого европейского государства, которое его импортирует.

Отказ от российского угля спровоцировал дискуссию об увеличении добычи собственного угля, но маловероятно, что это произойдет из-за давления со стороны ЕС и необходимости существенных инвестиций в угольную промышленность. С другой стороны, найти «свободные»

ск <

и <

9 млн т угля на мировом рынке — задача относительно простая, и у поль-| ского руководства даже есть выбор между несколькими потенциальными § направлениями поставок. Переговоры о поставках угля, по различным о сообщениям, уже ведутся, но проблемой может стать общее сокращение § добычи термального угля в мире и тот факт, что крупнейшие произво-з дители угля в большей степени ориентированы на азиатский рынок, где | сейчас рост потребления угля сопровождает восстановление экономики ~ после пандемии.

Наибольшее число вопросов и рисков содержит в себе процесс ото каза Польши от российского природного газа. С одной стороны, перед о Польшей стоит задача заменить всего 10 млрд м3 природного газа в год

т

и в ее распоряжении имеются три проекта: СПГ-терминал в Свиноусьйце (и, в перспективе, в Гданьске), газопровод Baltic Pipe, через который Поль-cl ша получит доступ к газовым месторождениям в датском и норвежском

ш

™ секторах Северного моря, и трубопровод GIPL, который, несмотря на < малую пропускную способность, соединит Польшу со странами Балтики, ° активно развивающими собственную инфраструктуру по приему СПГ, объем поставок которого превышает их внутреннее потребление.

С другой стороны, пандемия COVID-19, вызвавшая экономический ^ и, в частности, энергетический мировой кризис, превратила в суще-2 ственную проблему тот момент, что значительная часть контрактов по 5 поставкам природного газа в Польшу предусматривает поставки после возобновления добычи/сжижения газа на определенных предприятиях и месторождениях. Польша жестко ограничена по времени, не планируя продлевать газовый контракт с «Газпромом» после 2022 г., поэтому сейчас вопрос диверсификации поставок газа для польской энергетики несет в себе существенную неопределенность и риск нехватки газа в начале 2023 г.

Поскольку упор Польши на импорт СПГ обеспечивает ей определенную гибкость в выборе поставщиков и позволяет активнее использовать спотовые закупки, она способна предупредить эти риски, хотя и заплатив более высокую цену, а также использовать резервы газа в подземных хранилищах. Вместе с тем, если энергетический кризис все же удастся предупредить и преодолеть, вопрос о развитии газовой генерации < в польской энергетике, на наш взгляд, становится куда более спорным о

в связи с задержкой будущих поставок и ограниченной пропускной способностью СПГ-инфраструктуры, которая даже после расширения не «покроет» более чем двукратное увеличение потребления, которое произойдет в случае введения всех газовых электростанций в строй. Высокую вероятность отказа от «зеленого транзита» через газ уже подтверждают и представители польского правительства.

ск <

и <

Текущие отношения между ЕС и Россией характеризуются значи-| тельной, не вполне рациональной конфликтностью, а энергетическая § политика ЕС и отдельных его членов сейчас управляется в большей о степени политическими, а не экономическими соображениями, в связи § с чем повышается неопределенность для прогнозирования. С текущими з вводными, однако, можно предположить, что Польша успешно выполнит | свои цели по отказу от российских энергоносителей, но диверсификация поставщиков будет достаточно условной: российская нефть сменится ^ аналогичным объемом саудовской, российский газ — более дорогим СПГ о из Катара и США.

I

К тому же, если кризис затянется, высока вероятность того, что Польша успешно сможет сопротивляться давлению на свою угольную про-

m

мышленность и еще долго будет использовать уголь в качестве основного cl источника энергии, несмотря на формальную приверженность «зеленому

ш

курсу» ЕС. Это связано с тем, что нефть не используется для генерации

< электричества, от развития газогенерации уже практически отказались, а ° специфика ВИЭ требует использования дополнительных генерирующих

мощностей (например, ТЭС) для компенсации периодов простоя ветряков

< и солнечных батарей — основных видов генерации в этой области.

< СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

CL

I-

1 Coal. Analysis and forecast to 2024. International energy agency. 2021. Available at: https:// iea.blob.core.windows.net/assets/f1d724d4-a753-4336-9f6e-64679fa23bbf/Coal2021.pdf (accessed 11.05.2022).

Denmark resumes construction of Norway-Poland gas link. Euroactiv. 11.03.2022. Available at: https://www.euractiv.com/section/energy/news/denmark-resumes-construction-of-norway-poland-gas-link/ (accessed 11.05.2022).

Diversification of gas supply sources and integration of gas infrastructure in the Three Seas Region. Three Sea. 2021. Available at: https://projects.3seas.eu/projects/diversification-of-gas-sup-ply-sources-and-integration-of-gas-infrastructure-in-the-three-seas-region-diversifica-tion-of-gas-supply-sources-and-integration-of-gas-infrastructure-in-the-three-seas-region-with-the-implementation-of-the-altic-pipe-project-and-cross-border-interconnections-republic-of-poland-slovak-republic-and-republic-of-poland-ukraine (accessed 11.05.2022).

Energinet: New environmental permit restarts construction on halted parts of Baltic Pipe. Baltic pipe project. 01.03.2022. Available at: https://www.baltic-pipe.eu/denmark-new-environ-mental-permit-restarts-construction-on-halted-parts-of-baltic-pipe/ (accessed 11.05.2022).

Energy policy of Poland until 2040. Ministry of Climate and Environment. Available at: https:// www.gov.pl/web/climate/energy-policy-of-poland-until-2040-epp2040 (accessed 11.05.2022)

Energy sector data 2019. Forum energii. Available at: https://forum-energii.eu/en/polska-trans-formacja-energetyczna (accessed 11.05.2022).

FSRU independence a historic milestone for Lithuanian energy security. Natural gas world. 28.10.2014. Available at: https://www.naturalgasworld.com/lithuania-fsru-independence (accessed 11.05.2022).

GIPL. Three sea. 2021. Available at: https://projects.3seas.eu/projects/gipl-interconnector-repub-lic-of-poland-republic-of-lithuania-(submitted-by-poland) (accessed 11.05.2022).

<

П

о

ск <

и <

• Koniec importu surowcow energetycznych z Rosji? Forum Energii. 28.02.2022. Available at: https:// www.forum-energii.eu/pl/blog/stop-import-rosja?utm_source=mail-media&utm_medi-um=28022022&utm_campaign=koniec-import-rosja (accessed 11.03.2022).

o Lech Kaczynski LNG Import Terminal Expansion. NS Energy. Available at: https://www.nsenergy-business.com/projects/lech-kaczynski-lng-import-terminal-expansion/ (accessed 11.05.2022).

Level of Poland's gas stocks high - deputy min. The first news. 13.01.2022. Available at: https:// www.thefirstnews.com/article/level-of-polands-gas-stocks-high---deputy-min-27222 (accessed 11.05.2022).

| Lithuania Natural Gas: Consumption. CEIC. Available at: https://www.ceicdata.com/en/indicator/ lithuania/natural-gas-consumption (accessed 11.05.2022).

^E Minister Anna Moskwa na spotkaniu z ministrem energii Litwy. Ministerstwo Klimatu i Srodowis-ka. 25.02.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/klimat/minister-anna-moskwa-na-spot-kaniu-z-ministrem-energii-litwy (accessed 11.05.2022).

i

o

v

m Minister Anna Moskwa na spotkaniu z ministrem energii Litwy. Ministerstwo Klimatu i Srodowis

<

m

<

1= О

CK <

I

<

ka. 06.04.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/klimat/minister-anna-moskwa-na-spot-kaniu-z-ministrem-energii-litwy2 (accessed 11.05.2022).

Moskwa, Ministerstwo Klimatu: Rozwoj energetyki j^drowej nalezy przyspieszyc. Polska stawia na atom i LNG. 300gospodarka. 18.03.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/news/ energetyka-atom-anna-moskwa-lng (accessed 11.05.2022).

National Security Strategy of the Republic of Poland 2020. Available at: https://www.bbn.gov.pl/ftp/do-kumenty/National_Security_Strategy_of_the_Republic_of_Poland_2020.pdf (accessed 11.01.2022).

PGNiG odbierze w marcu az 5 dostaw skroplonego gazu LNG. To record. 300gospodarka. 04.03.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/news/gaz-ziemny-dostawa-energety-ka-pgnig (accessed 11.05.2022).

PGNiG signs 5-year LNG supply contract With Centrica. NS Energy. 20.11.2017. Available at: https://www.nsenergybusiness.com/news/newspgnig-signs-5-year-contract-for-lng-with-centrica-5983060/ (accessed 11.05.2022).

Plans for new Polish gas power spending would cost taxpayers billions and undermine efforts to meet net zero targets. Carbon tracker. Available at: https://carbontracker.org/plans-for-new-polish-gas-power-spending-would-cost-taxpayers-billions-and-undermine-efforts-to-meet-net-zero-targets/ (accessed 11.05.2022).

Poland - Country Commercial Guide. The International Trade Administration, U.S. Department of Commerce. 09.03.2021. Available at: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/ poland-energy-sector (accessed 11.05.2022).

Poland Aims To Stop Using Russian Oil By End-2022. Oilprice. 30.04.2022. Available at: https:// oilprice.com/Latest-Energy-News/World-News/Poland-Aims-To-Stop-Using-Russian-Oil-By-End-2022.html (accessed 11.05.2022).

Poland expands offshore presence in Norwegian North Sea. Upstream. 28.09.2021. Available at: https://www.upstreamonline.com/production/poland-expands-offshore-presence-in-nor-wegian-north-sea/2-1-1073754 (accessed 11.05.2022).

Poland May Cut Oil Supplies from Russia Thanks to a Contract with Saudi Aramco. OpeaHfla. 13.01.2022. Available at: https://www.oreanda.ru/en/tek/poland-may-cut-oil-supplies-from-

russia-thanks-to-a-contract-with-saudi-aramco/article1406106/ (accessed 11.05.2022). ck

<

Poland Refuses to Pay for Russian Gas in Rubles. Moscow time. 24.03.2022. Available at: https:// ^

www.themoscowtimes.com/2022/03/24/poland-refuses-to-pay-for-russian-gas-in-ru- ^

bles-a77073 (accessed 11.05.2022). ?

Poland tries to wean itself off Russian energy. Politico. 12.03.2022. Available at: https://www. politico.eu/article/poland-russia-energy-gas-pipeline/ (accessed 11.05.2022).

< о

• Polish top refiner signs oil supply deal with Russia's Rosneft. The First news. 16.03.2021. Available at: https://www.thefirstnews.com/article/polish-top-refiner-signs-oil-supply-deal-with-russias-rosneft-20581 (accessed 11.03.2022). o Polska naklada calkowite embargo na rosyjski w^giel. Jest tez plan odejscia od ropy i gazu.

300gospodarka. 30.03.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/news/polska-rosja-em-bargo-na-rope-gaz-wegiel (accessed 11.05.2022). Polsko-australijskie rozmowy o bezpieczenstwie energetycznym. Ministerstwo Klimatu i Sro-

i э

dowiska. 13.04.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/klimat/polsko-australijskie-roz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

cc

<

mowy-o-bezpieczenstwie-energetycznym (accessed 11.05.2022). Polsko-chorwackie rozmowy na temat bezpieczenstwa energetycznego. Ministerstwo Klimatu i Srodowiska. 11.04.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/klimat/polsko-chorwackie-roz-mowy-na-temat-bezpieczenstwa-energetycznego (accessed 11.05.2022). Sasin: B^d^ inwestycje w zwi^kszenie mozliwosci wydobycia w^gla w Polsce. 300gospodarka.

0

1 o

01.04.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/news/sasin-beda-inwestycje-w-zwieksze-nie-mozliwosci-wydobycia-wegla-w-polsce (accessed 11.05.2022). Sejm odrzucil poprawk^ nakladaj^ embargo takze na rosyjski gaz LPG. Sasin: Polska zrezygnuje z importu do konca roku. 300gospodarka. 13.04.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/ news/sejm-odrzucil-poprawke-nakladajaca-embargo-takze-na-rosyjski-gaz-lpg-sasin-pols-ka-zrezygnuje-z-importu-do-konca-roku (accessed 11.05.2022).

0 UPDATE 2-Oatargas agrees to double LNG supplies to Poland. 17.03.2017. Reuters. Available at:

https://www.reuters.com/article/qatar-poland-lng-idUSL5N1GR30N (accessed 11.05.2022). ^ Ustawa o embargu na rosyjski w^giel z podpisem prezydenta. 300gospodarka. 15.04.2022. Available

1

at: https://300gospodarka.pl/news/wegiel-embargo-rosja-sankcje (accessed 11.05.2022).

Venture Global LNG ships first export cargo from Calcasieu Pass in US. S&P Global Commodity Insights. 01.03.2022. Available at: https://www.spglobal.com/commodityinsights/en/mar-ket-insights/latest-news/coal/030122-venture-global-lng-ships-first-export-cargo-from-calcasieu-pass-in-us (accessed 11.05.2022).

W^giel z importu — energetyka praktycznie z niego nie korzysta. Ministerstwo Klimatu i Srodowiska. 24.02.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/aktywa-panstwowe/wegiel-z-impor-tu--energetyka-praktycznie-z-niego-nie-korzysta (accessed 11.05.2022).

Wiceminister Ireneusz Zyska o rozwoju offshore wind w Polsce podczas polsko-norweskiego sem-inarium. Ministerstwo Klimatu i Srodowiska. 05.04.2022. Available at: https://www.gov.pl/ web/klimat/wiceminister-ireneusz-zyska-o-rozwoju-offshore-wind-w-polsce-podczas-pol-sko-norweskiego-seminarium (accessed 11.05.2022).

Wygaszanie polskich kopaln z opoznieniem? Sasin: Musimy powaznie to przemyslec. 300gosp-odarka. 12.04.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/news/wygaszanie-pols-kich-kopaln-z-opoznieniem-sasin-musimy-powaznie-to-przemyslec (accessed 11.05.2022).

Z amerykansk^ sekretarz ds. energii o budowie „duzego" atomu i nie tylko. Ministerstwo Aktywow Panstwowych. 14.02.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/aktywa-panstwowe/z-amery-kanska-sekretarz-ds-energii-o-budowie-duzego-atomu-i-nie-tylko (accessed 11.05.2022).

Zalozenia do aktualizacji Polityki Energetycznej Polski do 2040 r. (PEP2040) — wzmocnienie bezpieczenstwa i niezaleznosci energetycznej. Kancelaria Prezesa Rady Ministrow. 29.03.2022. Available at: https://www.gov.pl/web/premier/zalozenia-do-aktualizacji-polityki-energetycznej-polski-do-2040-r-pep2040--wzmocnienie-bezpieczenstwa-i-niezaleznosci-energetycznej (accessed 11.05.2022). ^

Моравецкий назвал шантажом требование оплачивать российский газ в рублях. РИА. ^ 03.04.2022. [Morawiecki called the demand to pay for Russian gas in rubles blackmail. RIA. 03.04.2022. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20220402/gaz-1781448435.html? (accessed 11.05.2022).

<

П

о

CK <

• Мосты сожжены. Зачем Польше понадобился украинский газ. Электронный журнал OIL3rc-перт. 01.04.2021. [Bridges are burned. Why Poland needed Ukrainian gas. Electronic journal OIL.Expert. 01.04.2021. (in Russian).] Available at: https://www.oilexp.ru/news/world/mosty-sozhzheny-zachem-polshe-ponadobilsya-ukrainskij-gaz/234210/ (accessed 11.05.2022).

с

о Не хватает газа для Baltic Pipe. PGNiG подписала контракт на импорт газа из Дании. Нефте-газ. 22.10.2020. [Not enough gas for Baltic Pipe. PGNiG has signed a contract to import gas from Denmark. Neftegaz. 22.10.2020. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/ transport-and-storage/636365-ne-khvataet-gaza-dlya-baltic-pipe-pgnig-podpisala-kontrakt-na-import-gaza-iz-danii/? (accessed 11.05.2022). s Песков: поручение Путина принимать оплату за газ в рублях не касается «Новатэка». Электронный журнал OIL.Эксперт. 28.03.2022. [Peskov: Putin's order to accept payment for gas in rubles does not apply to Novatek. Electronic journal OIL.Expert. 28.03.2022. (in Russian).] Available at: https://www.oilexp.ru/news/world/peskov-poruchenie-putina-prinimat-oplatu-za-gaz-v-rublyakh-ne-kasaetsya-novatehka/263014/ (accessed 11.05.2022). Total откладывает на год перезапуск газового месторождения Тайра на шельфе Дании. Печаль для Польши. Нефтегаз. 10.11.2020. [Total is postponing the restart of the Taira gas field offshore Denmark by a year. Sadness for Poland. Neftegaz. 10.11.2020. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/oilfield/638762-total-otkladyvaet-na-god-perezapusk-gazovogo-mestorozhdeniya-tayra-na-shelfe-danii-pechal-dlya-polsh/ (accessed 11.05.2022). о PGNiG подтверждает отказ заключать новый контракт с «Газпромом». Электронный журнал OIL.Эксперт. 04.02.2022. [PGNiG confirms its refusal to conclude a new contract with Gazprom. Electronic journal OIL.Expert. 04.02.2022. (in Russian).] Available at: https:// www.oilexp.ru/news/world/pgnig-podtverzhdaet-otkaz-zaklyuchat-novyj-kontrakt-s-gazpromom/258994/ (accessed 11.05.2022). Baltic Pipe газопровод. Нефтегаз. 04.06.2021. [Baltic Pipe gas pipeline. Neftegaz. 04.06.2021. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/tech-library/transportirovka-i-khranenie/683168-baltic-pipe-gazoprovod/? (accessed 11.05.2022).

о о rn

Ш

CK <

I

<

POLAND'S ENERGY POLICY IN THE CONTEXT OF THE EU COURSE TO REFUSE RUSSIAN ENERGY IMPORTS

Mikhail Golyshev

Institute of Europe RAS, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract. This article examines the shift in Poland's energy policy as part of its course towards cancelling the Russian energy imports. It should be noted that coal and renewable energy sources are the main sources of energy in Poland's energy balance, therefore in absolute terms the volume of supplies from Russia that needs to be replaced is small. The easiest task is to replace the import of Russian oil - Saudi Aramco is present in the Polish market for a long time, and it intends to replace the Russian oil and refurbish its oil refineries for light oil processing. Coal substitution seems to be more difficult, but it is assumed that Poland can either increase q its own production, or buy coal from alternative suppliers, albeit at a higher price. Finally, gas seems to be the most difficult resource to replace: 10 billion m3 of natural gas imported annually ck from Russia cannot be substituted with LNG due to insufficient capacity of the LNG terminal in 2 Swinoujscie, and the Baltic Pipe gas pipeline will be put into operation only at the beginning of c^

<c

2023. In addition, there is a serious risk of competition for Norwegian natural gas between Poland and Germany and the possibility of insufficient supply of gas for the pipeline.

Key words: Poland, energy policy, energy security, Russia, natural gas, LNG imports, coal, EU Green Deal.

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.