Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ И ЕЁ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ И ЕЁ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МГП «СИЛА СИБИРИ - 2» / МГП «СОЮЗ ВОСТОК» / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Дарья Викторовна

Обладая природными богатствами, Монголия остро нуждается в энергетических ресурсах, в том числе в трубопроводных поставках природного газа. На последних президентских выборах девизом избирательной кампании кандидата от Монгольской народной партии У. Хурэлсуха стал лозунг «Монголия - хозяйка своего богатства». Избранный президент с помощью программы «Видение-2050» намерен дать толчок развитию инфраструктуры (строительство и модернизация железных дорог на востоке и западе страны) и автомобильных дорог для развития промышленного производства. Всё это должно способствовать превращению Монголии в перспективе из государства - экспортёра сырьевых ресурсов (преимущественно горнодобывающая отрасль) в экспортёра готовой промышленной продукции. В статье автор сосредоточил своё внимание на внутриполитической ситуации в республике, изменениях в Конституции и экономической ситуации в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 . По данным авторитетной монгольской общественной организации «Сант Марал», на апрель 2021 г. экономическую ситуацию в стране большинство (от 38 до 45 %) респондентов из Улан-Батора, других аймаков (административные единицы первого уровня) и жителей сельской местности оценивали как неудовлетворительную. В данной ситуации, отмечает эксперт, новое руководство Монголии сосредоточено на выведении страны из экономической стагнации при участии обновлённой политической команды (в июне 2021 г. президентом стал У. Хурэлсух от Монгольской народной партии) и развитии экономического потенциала при реализации крупных индустриальных и инфраструктурных проектов. Для энергетического обеспечения промышленности и дальнейшего экономического развития в 2020 г. началась совместная российско-монгольская работа по обоснованию строительства магистрального газопровода «Сила Сибири - 2» и «Союз Восток», который обеспечит поставки природного газа в Китай через территорию Монголии. Таким образом Монголия будет не только страной транзита природного газа, но и сможет при соответствующей политической поддержке со стороны государства с пользой обеспечить своё национальное благосостояние и социально-экономическое развитие населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIA'S ENERGY POLICY AND COOPERATION WITH RUSSIA

Mongolia finds itself in extreme need of energy resources, including pipeline supplies of natural gas despite having considerable natural resources. During the latest presidential election, the slogan "Mongolia is the owner of its wealth" became the motto of the election campaign of the candidate from the Mongolian People's Party U. Khurelsukh. The elected President, with the help of the Vision 2050 program, intends to give an impetus to the development of infrastructure (construction and modernization of railways in the east and west of the country) and highways for the development of industrial production. All these factors should contribute to the future transformation of Mongolia from a state exporting raw materials (mainly the mining industry), into an exporter of the industrial products. The author focused on the domestic political situation in the republic, changes in the Constitution and the economic situation during the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19). According to the authoritative Mongolian public organization Sant Maral, as of April 2021, the economic situation in the country was assessed by the majority of respondents (from 38 to 45 %) from Ulaanbaatar, other aimags (administrative units of the first level) and residents of rural areas as unsatisfactory. In this situation the new leadership of Mongolia is focused on bringing the country out of economic stagnation with the participation of a new political team (U. Khurelsukh from the Mongolian People's Party became President in June, 2021) and the development of economic potential in the implementation of major industrial and infrastructure projects. In order to provide energy for industry and further economic development, joint Russian-Mongolian cooperation began in 2020 to justify the construction of Power of Siberia - 2 and Soyuz Vostok pipeline gas, which will provide natural gas supplies to China through the territory of Mongolia. Thus, Mongolia will not only become a transit country for natural gas, but, given the appropriate political support from the state, will get an opportunity to ensure its national well-being and socio-economic development of the population.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ И ЕЁ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_62

Дарья ХАРИТОНОВА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ И ЕЁ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ

Дата поступления в редакцию: 19.05.2022

Для цитирования: Харитонова Д. В., 2022. Энергетическая политика Монголии и её сотрудничество с Россией. - Геоэкономика энергетики. № 2 (18). С. 62-79. DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_62

Обладая природными богатствами, Монголия остро нуждается в энергетических ресурсах, в том числе в трубопроводных поставках природного газа. На последних президентских выборах девизом избирательной кампании кандидата от Монгольской народной партии У. Хурэлсуха стал лозунг «Монголия — хозяйка своего богатства». Избранный президент с помощью программы «Видение-2050» намерен дать толчок развитию инфраструктуры (строительство и модернизация железных дорог на востоке и западе страны) и автомобильных дорог для развития промышленного производства. Всё это должно способствовать превращению Монголии в перспективе из государства — экспортёра сырьевых ресурсов (преимущественно горнодобывающая отрасль) в экспортёра готовой промышленной продукции. В статье автор сосредоточил своё внимание на внутриполитической ситуации в республике, изменениях в Конституции и экономической ситуации в период пандемии новой коронавирусной инфекции СС^Ш-19. По данным авторитетной монгольской общественной организации «Сант Марал», на апрель 2021 г. экономическую ситуацию в стране большинство (от 38 до 45 %) респондентов из Улан-Батора, других аймаков (административные единицы первого уровня) и жителей сельской местности оценивали как неудовлетворительную.

В данной ситуации, отмечает эксперт, новое руководство Монголии сосредоточено на выведении страны из экономической стагнации при участии об-

ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна, заместитель заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, 7/10, стр. 3. E-mail: dariahar09@gmail.com. SPIN-код: 7555-4681.

Ключевые слова: МГП «Сила Сибири — 2», МГП «Союз Восток», энергетическое сотрудничество, Монголия, Россия, Китай, энергетическая политика, новая коронавирусная инфекция COVID-19.

новлённой политической команды (в июне 2021 г. президентом стал У. Хурэл-сух от Монгольской народной партии) и развитии экономического потенциала при реализации крупных индустриальных и инфраструктурных проектов. Для энергетического обеспечения промышленности и дальнейшего экономического развития в 2020 г. началась совместная российско-монгольская работа по обоснованию строительства магистрального газопровода «Сила Сибири — 2» и «Союз Восток», который обеспечит поставки природного газа в Китай через территорию Монголии. Таким образом Монголия будет не только страной транзита природного газа, но и сможет при соответствующей политической поддержке со стороны государства с пользой обеспечить своё национальное благосостояние и социально-экономическое развитие населения.

Внутриполитическая ситуация и экономическое развитие Монголии в условиях пандемии COVID-19

В июне 2021 г. в Монголии прошли очередные президентские выборы. Победу одержал бывший премьер-министр У. Хурэлсух, который баллотировался от Монгольской народной партии (МНП). Таким образом, Монгольская народная партия сменила Демократическую партию Монголии (ДПМ), деятельность которой осуществлялась 12 лет с 2009 г. после «революции юрт» в 2008 г. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, в ДПМ перед выборами наметился внутрипартийный раскол, что лишило её существенной электоральной поддержки.

Во-вторых, по мнению экспертов, между МНП и Монгольской народно-революционной партией (МНРП)* было заключено соглашение о невыдвижении кандидата от МНРП С. Ганбатора, который на предыдущих президентских выборах в 2017 г. набрал 30 % голосов избирателей [Жаргал-сайхан, 2021а], что позволило обеспечить победу кандидата от МНП.

Третьим и существенным фактором, по мнению экспертов, стало задействование административного ресурса со стороны МНП. В своей предвыборной кампании она использовала технологию подкупа избирателей в форме «Медали в честь столетия Народной партии», которую сопровождает денежная премия в 100—200 тыс. тугриков. Было награждено почти всё взрослое население. К этой работе активно привлекались работники аймачных, сомонных и районных администраций. В предвыборной кампании кандидата от МНП были задействованы депутаты Великого государственного хурала (ВГХ) от 62 округов, а также министры, главы ведомств, работники государственных компаний и государственных предприятий. МНП также использовала риторику социального популизма, рассчитывая на голоса слоёв населения с низким уровнем дохода.

* Необходимо заметить, что Монгольская народная партия отделилась от Монгольской народно-революционной партии в 2010 г. из-за внутрипартийных разногласий.

Необходимо отметить, что выборы проходили в условиях пандемии COVID-19, которая не создала условия для публичных теледебатов кандидатов. Агитационная кампания была также сокращена до 14 дней. В итоге победу одержал кандидат от МНП У. Хурэлсух, с девизом «Монголия — хозяйка своего богатства» он набрал 68 % голосов избирателей [Мамедова, 2021]. Это позволило одной партии сконцентрировать в своих руках всю политическую власть со времён Народной революции (1921 г.). Отметим, что в ноябре 2019 г. в Конституцию Монголии впервые были внесены дополнения и изменения. Так, срок полномочий главы государства составлял четыре года, теперь он увеличен до шести лет. Это позволяет правящей партии власти приступить к реализации стратегии по развитию экономики «Видение-2050»*.

Необходимость разработки новой экономической стратегии была обоснована тем, что в последние восемь лет ВВП Монголии на душу населения не превышает 4,5 тыс. долл. В 2013 г. он составлял 4501 тыс. долл.; в

2020 г. — 4127 тыс. долл., по данным Национального комитета статистики [Национальный комитет..., 2020]. Это значит, что экономическое положение населения с каждым годом ухудшается. Для выведения экономики из застоя в период пандемии премьер-министр Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ сформировал национальный комитет, целью которого является поддержка импортозамещающего производства и привлечение инвестиций от частных инвесторов [Жаргалсайхан, 2021Ь].

По данным социологического опроса фонда «Сант Марал», на апрель

2021 г. экономическую ситуацию в стране большинство (от 38 до 45 %) респондентов из Улан-Батора, других аймаков и жителей сельской местности оценивали как плохую [PoШbaюmeter..., 2021]. Особенно много негативных оценок респондентов были в столице и других аймаках, тогда как на сельских территориях этот показатель был существенно ниже, во многом благодаря самообеспеченности (натуральным хозяйством) и автономности (удалённости от центра). Ожидания населения концентрировались на незначительном улучшении жизни населения в среднесрочной перспективе в течение пять лет. Таким образом, новое правительство предложило национальную программу развития экономики и улучшения жизни населения.

Согласно долгосрочной программе «Видение-2050» монгольская экономика последующие десятилетия преобразует свою структуру. Главной целью правительства является переход от экономики потребления и добычи к экономике производителей и экспортёров. Страна сосредотачивается на

* «Видение-2050» — это монгольская модель развития (долгосрочная программа развития экономики до 2050 г.), основанная на истории Монгольской империи, кочевой цивилизации и уникальных национальных особенностях в сочетании с передовыми концепциями мирового развития.

развитии внутреннего производства и выходе на мировой рынок с конечной продукцией для потребителей, начиная с продукции сельского хозяйства и заканчивая высокотехнологичным производством. Предполагается, что правительство наряду с частными компаниями и иностранными инвесторами в первую очередь будут развивать предприятия по выпуску продукции с добавленной стоимостью, особенно медного концентрата, коксующегося угля, железной руды, золота и серебра.

Согласно программе Монголия будет разделена на экономические зоны. Так, Гобийский регион (пустыня Гоби на границе с Китаем) объявлен зоной горнодобывающей и тяжёлой промышленности. Регионы Сэ-лэнгэ и Дархан-Уул с плодородными почвами станут сельскохозяйственной и земледельческой зоной, а западные регионы — зоной энергетики. Земли дикой природы и историко-культурные районы — зонами природного и исторического туризма. Прогнозируется, что нынешний уровень ВВП на душу населения превысит 12 054 долл. в 2030 г. и 38 359 долл. в 2050 г. [Чуриков, 2021].

Первым этапом реализации долгосрочной стратегии «Видение-2050» стало принятие ВГХ в этом году правительственной программы «Политика возрождения»1, в которой перечислены меры по выводу экономики из кризиса. Новая политика восстановления направлена на укрепление экономической независимости и самодостаточности Монголии. Среднегодовой экономический рост достигнет 6 %, а производство на душу населения увеличится в три раза. Ожидается, что уровень занятости увеличится на 65 процентов, а доля представителей среднего класса и выше возрастёт с 13 до 85 %2.

Кроме того, долгосрочная программа «Видение-2050» предполагает превращение Монголии в транзитное государство с созданием развитой инфраструктуры для обеспечения логистики от предприятий и месторождений к потребителям за рубежом. Для этого предполагается в перспективе создать западную и восточную железнодорожные вертикали, связывающие Россию и Китай. На востоке она свяжет российский Дальний Восток, Забайкалье с северо-востоком Китая. В этих китайских регионах расположено много промышленных объектов. На западе она свяжет железную дорогу Кызыл — Курагино через монгольские западные регионы с китайским Синьцзян-Уй-гурским автономным районом (СУАР)3.

1 Президент Монголии выразил обеспокоенность экономической ситуацией в стране // https://rossaprimavera.ru/news/e2e31e85, дата обращения 06.04.2022.

2 Проект резолюции о принятии новой политики возрождения будет представлен в парламент // http://www.mongolnow.com/proekt-rezolyutsii-o-prinyatii-novoj-politiki-vozrozhdeniya-budet-predstavlen-v-parlament/, дата обращения 13.04.2022.

3 Президент Монголии: готовы связать коридором Россию и Китай // https://tass.ru/ interviews/12788097, дата обращения 13.04.2022.

Необходимо отметить, что для обеспечения больших поставок каменного угля (до 50 млн т в год и более) с монгольского месторождения Та-ван-Толгой в Китай в настоящее время идёт строительство новой железнодорожной ветки по маршруту Таван-Толгой — Зуунбаян протяжённостью около 400 км и электростанции [ Таран, 2021], которая свяжет месторождение каменного угля на юге Монголии с центральным железнодорожным коридором страны. Завершение работ ожидается в 2022 г. Кроме того, власти ищут возможность аренды портовых зон в России.

Энергетическая политика Монголии и перспективы её развития в условиях пандемии COVID-19

Энергетическая политика Монголии

Энергетические ресурсы Монголии сосредоточены в основном на крупнейших мировых запасах каменного угля (регион пустыни Гоби), возобновляемой энергетике, небольших запасах нефти и трудноизвлекаемого природного газа, расположенного на юго-востоке (Восточно-Гобийский бассейн) и в восточной части страны (в бассейне реки Тамцаг). Энергетическая стратегия Монголии до последнего времени сосредотачивала своё внимание на возобновляемых источниках энергии, включая ветровую, солнечную и гидроэнергетику (в северных аймаках, р. Селенга), что позволило бы превратить государство в перспективе в нетто-экспортёра электроэнергии.

Необходимо отметить, что 90 % всего внутреннего энергопотребления Монголии приходится на уголь, а оставшиеся 10 % — на ветрогенераторы и солнечную энергию. Таким образом, основу систем энергоснабжения крупных городов страны составляют угольные генераторы тепловой и электрической энергии (ТЭЦ) [Газификация Монголии., 2020]. При этом около четверти городского населения живёт в традиционных монгольских юртах, которые оборудованы печами на твёрдом топливе. Заметим, что с 2008 по 2012 г. в стране были сильные заморозки и некоторое количество населения (проживающих в юртах) переселилось из других аймаков в окрестности столицы. Всё это создало высокий уровень загрязнения воздуха и остро поставило вопрос о переходе систем энергоснабжения г. Улан-Батора c твёрдого топлива на более экологичные источники энергии, например на природный газ, а транспорта — на газомоторное топливо и электропривод.

Кроме того, значимыми потребителями природного газа в Монголии могут стать мобильное жильё скотоводов, магистральный железнодорожный и автомобильный транспорт. Использование природного газа может помочь решить проблему прерывистости, которая характерна для возобновляемой энергетики, а также обеспечить устойчивость работы электроэнергетиче-

ской системы в условиях преобладания в её составе угольных ТЭЦ и крупных блоков на угольных ТЭС [Газификация Монголии..., 2020].

К внешним экономическим факторам по переходу Монголии на природный газ относится, во-первых, то, что увеличивается с каждым годом спрос на природный газ в Китае. Второй фактор заключается в развитии месторождений в Западной и Восточной Сибири (Россия) и поставках природного газа в Китай с учётом выгодного геостратегического и транзитного положения Монголии относительно них. По оценкам экспертов, максимальная потребность в природном газе Монголии к 2025—2030 гг. может достигать около 3 млрд куб. м в год, а по другим оценкам — около 2 млрд куб. м в год. По другим данным, уже при поставках 0,7—1 млрд куб. м произойдёт заметное улучшение качества воздуха.

К внешнеполитическому фактору можно отнести то, что на саммите ШОС в 2016 г. была подписана Программа создания экономического коридора Монголия — Россия — Китай. В неё включены 32 крупных проекта, включая проект модернизации центрального железнодорожного коридора, а также энергетические и инфраструктурные проекты [Энхтайван, 2020]. Это позволит значительно улучшить потенциал развития Монголии в торгово-экономическом, инфраструктурном, туристическом и гуманитарном плане. Необходимо заметить, что во внешней политике у Монголии есть свои приоритеты по стратегическому партнёрству [Монголия стремится., 2019].

Главным образом государство ориентируется на Россию и Китай как двух значимых территориальных соседей и Японию, с которой Монголия тесно связана социально-экономическими связями на протяжении 50 лет*. Внешнеполитическую ориентированность и интенсификацию социально-экономических отношений с Россией подтверждают данные социологического опроса некоммерческой организации «Сант Марал». По её данным, Россия воспроизводит позитивный имидж среди местного населения, в отличие от других стран. Во многом это обусловлено историческими предпосылками (например, военная победа советско-монгольской армии у р. Халхин-Гол против японских войск в 1939 г. и экономическая помощь Монголии на протяжении существования СССР).

Энергетические проекты Монголии в условиях пандемии COVID-19

Монголия, как было сказано выше, остро нуждается в экологичном топливе и для скорейшего перехода на природный газ готова к диверсификации поставок. Тем не менее страна географически ограничена двумя государствами — Россией и Китаем, а магистральный трубопроводный газ может поступать только из России. Тогда как Китай с 2018 г. уже постав-

* С 1972 г. Япония осуществляет инвестиционную проектную деятельность в Монголии.

ляет Монголии сжиженный природный газ (СПГ). Отметим, что почти 20 % мощностей по производству СПГ Китая расположены в граничащем с Монголией автономном районе Внутренняя Монголия [Газификация Монголии., 2020]. Россия в лице ПАО «Газпром» начала поставки СПГ в Монголию в 2019 г.

По мнению экспертов, низкая средняя плотность населения Монголии и наличие многочисленных изолированных и мобильных потребителей приводят к необходимости её газификации на основе создания автономных газоснабжающих систем на основе технологий СПГ. На уровне аймаков распределительные СПГ-системы будут обеспечивать коммунально-бытовых и промышленных потребителей в населённых пунктах, а также потребности транспорта и мелких мобильных бытовых потребителей — скотоводов. Таким образом, даже в случае газификации страны на основе строительства ответвлений в Улан-Батор от магистральных газопроводов в Монголии потребуется создание развитой инфраструктуры СПГ [Газификация Монголии., 2020].

Российско-монгольское энергетическое сотрудничество

В ходе официального визита президента России В. Путина в Монголию 3 сентября 2019 г. между странами было заключён Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Реализация договора будет способствовать социально-экономическому развитию Монголии при реализации совместных инфраструктурных (модернизация Улан-Баторской железной дороги, строительство автодорог и автомагистралей (Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор, Внутренняя Монголия, Пекин — Тяньцзинь)) и энергетических проектов (строительство второй ветки магистрального газопровода (МГП) «Сила Сибири — 2», строительство гидроэлектростанций (ГЭС) и развитие возобновляемых источников энергии (солнечной и ветряной)) (рис. 1). Необходимо заметить, что помимо договора действует Среднесрочная программа действий по развитию межрегионального сотрудничества на 2021—2025 гг. в сфере привлечения инвестиций, сельского хозяйства, охраны природы, образования, туризма и т. д. [Дунаевский, 2021].

По мере экономического роста монгольская экономика будет существенно нуждаться в дешёвой электроэнергии, обладая большими природными возможностями для возведения ГЭС. Необходимо заметить, что в данный момент проекты по строительству ГЭС не реализуются российской стороной, так как условием монгольских властей было строительство крупных гидроэлектростанций на истоках рек, которые впадают в российское озеро Байкал [Акулов, 2022]. Если бы Улан-Батор нашёл инвестиции на возведение ГЭС, это бы привело к экологической катастрофе не только для озера

Байкал, но и для реки Ангары. В данный момент совместно с российскими компаниями реализуются только проекты по увеличению и модернизации существующих ТЭЦ [Дунаевский, 2021]. В 2017—2018 гг. Россия и Монголия провели серию переговоров, связанных с поставками электроэнергии из России в Монголию в обмен на отказ Монголии от строительства ГЭС на р. Селенга, однако монгольская сторона не приняла данное предложение [Алифирова, 2022].

Рис. 1. Магистральный газопровод «Сила Сибири - 2» и магистральный газопровод

«Союз Восток»

Источник: ПАО «Газпром»

С учётом недостающей электроэнергии из России монгольская сторона подняла вопрос о строительстве второй ветки МГП — западного маршрута (новый маршрут МГП «Алтай») в Китай по своей территории. Данный вопрос обсуждался на саммитах ШОС 2018—2019 гг., а также на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года. После официального визита в Монголию президент России В. Путин дал поручение ПАО «Газпром» изучить возможность использования ресурсов Иркутской области, Красноярского края, а также полуострова Ямал для поставок в Китай через Монголию [Газификация Монголии., 2020]. Это позволит поставлять газ в густонаселённые провинции северо-востока Китая.

Уже в декабре 2019 г. ПАО «Газпром» и правительство Монголии подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий проведение совместной оценки возможности реализации проекта трубопроводных поставок газа из России в Китай через территорию Монголии [ Wishnick, 2020].

В январе—феврале 2020 г. ПАО «Газпром» провёл предварительный технико-экономический анализ (ТЭА), который дал положительное заключение о целесообразности и экономической эффективности реализации данного проекта. Далее МГП «Сила Сибири — 2» перешёл к предынвести-ционной стадии, а именно разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) и началу проектно-изыскательских работ (ПИР). В августе 2020 года в рамках существующих договорённостей между сторонами в Монголии была зарегистрирована компания спецназначения Special Purpose Vehicle (SPV), а в январе 2021 г. новая компания «Газопровод «Союз Восток»», начавшая подготовку к реализации проекта, в том числе ПИР и ТЭО.

В апреле 2021 г. с российской стороны (ПАО «Газпром») был утверждён ТЭА проекта, в его рамках проработаны основные технико-технологические параметры транзитного газопровода: определён оптимальный маршрут прохождения трассы газопровода по территории Монголии, его протяжённость, диаметр, рабочее давление, количество компрессорных станций. До конца года монгольская сторона провела ТЭО со своей стороны.

В январе 2022 г. ТЭО проекта МГП «Союз Восток» было завершено и стороны приступили к стадии проектирования (проведение инженерных изысканий и проектирование объектов магистрали 2022—2023 гг.). Протяжённость трассы по территории Монголии — 962,9 км, диаметр труб — 1400 мм. Общий суммарный объем поставок — до 50 млрд куб. м в год. Предполагается, что строительство МГП «Сила Сибири — 2» начнётся в 2024 г. и завершится к 2027— 2028 гг., тогда как уровень потребления газа в Китае достигнет 550 млрд куб. м.

МГП «Сила Сибири — 2» пройдёт по территории Иркутской области (с севера на юг через г. Зима и Саянск, г. Черемхово), Республики Бурятия (территория Тункинского района Бурятии — Тункинская долина — до границы с Монголией и, не переходя границу, повернёт и пойдёт через Кях-тинский и Закаменский районы Бурятии снова к российско-монгольской границе и пересечение границы в районе г. Кяхта). Ресурсной базой МГП «Сила Сибири — 2» и «Союз Восток» станут Ковыктинское месторождение, другие участки в Иркутской области, ресурсы Красноярского края. В перспективе ресурсы полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовского региона Ямало-Ненецкого автономного округа, которые позволят объединить западную и восточную газотранспортные системы России.

Реализации данного проекта будут способствовать несколько факторов. Политический фактор заключается в общих геостратегических интересах России, Монголии и Китая как на мировой арене в противостоянии России

и Китая с одной стороны и Запада с другой, так и на евразийском пространстве, где географические особенности Монголии открывают перспективы строительства инфраструктурных проектов для укрепления геоэкономических евразийских связей между государствами по оси север — юг. Экономический фактор заключается в наличии надёжной транзитной страны Монголии для поставок на огромный газовый рынок Китая.

Стоит отметить, что ПАО «Газпром» и китайская CNPC до настоящего времени согласовывают условия долгосрочных поставок по данному проекту ввиду больших заявленных объёмов транзита газа*. Экологический фактор заключается в прохождении МГП «Сила Сибири — 2» по территории Тункин-ского национального парка. По мнению части экспертов, прокладка МГП приведёт к выбросам метана, что скажется на качестве воздуха и биоразнообразии окружающей среды. Настораживает и тот факт, что Байкальская горная область расположена в сейсмически активной зоне, где землетрясения могут достигать до 8—10 баллов [Газпром предварительно определил., 2022].

Китайско-монгольское энергетическое сотрудничество

Китайская Народная Республика наряду с Российской Федерацией является важнейшим стратегическим партнёром и ключевым экономическим партнёром Монголии. Стоит отметить, что практически все полезные ископаемые (уголь (месторождение Таван-Толгой), медь (Оюу Толгой), молибден и железная руда) идут на экспорт в Поднебесную. Монгольский экономический проект «Путь развития» напрямую увязывается с китайским глобальным экономическим проектом «Один пояс — один путь». Необходимо заметить, что за последние два года Монголия увеличила экспорт угля в КНР, отреагировав на запрет Пекином экспорта угля из Австралии**. Ежегодные поставки угля из Австралии оценивались в 70 млн т при 320 млн т ежегодного импорта. В 2021 г. Монголия в среднем поставляла чуть больше 2 млн т угля в месяц, преимущественно грузовым транспортом [Таран, 2021]. В 2018 г. поставки достигали 34 млн т в год. Для существенного увеличения поставок на китайский энергетический рынок требуется создание инфраструктуры. В настоящее время идёт строительство железной дороги [Намжилова, 2020] и нового высокотехнологичного завода по переработке угля. С учётом данных процессов Монголия могла бы полностью заменить Австралию в течение пяти лет.

* Однако 4 февраля 2022 г. между ПАО «Газпром» и китайской CNPC был подписан долгосрочный контракт на поставку в Китай 10 млрд куб. м газа с Дальнего Востока («Сила Сибири — 3»).

** Это произошло после требования Австралии вслед за Вашингтоном о независимом расследовании происхождения коронавируса. Китай расценил этот шаг как непозволительное вмешательство в его дела и ввёл запрет на экспорт угля и меди.

С другой стороны, для экономического развития западных территорий Монголии китайская энергетическая строительная корпорация (Power China) совместно с компанией Power China Chengdu Engineering Corp Ltd. в ближайшие пять лет построит ГЭС «Эрдэнэбурен» на реке Ховд в Эрдэнэбу-рен-соум Ховдского аймака мощностью 90 МВт за счёт льготного кредита от правительства Китая. ГЭС считается важной для обеспечения долгосрочных поставок энергии в Западную Монголию и создания основы для развития возобновляемых источников энергии в регионе1.

Энергетическое сотрудничество с Западом

Энергетическое сотрудничество Монголии с западными компаниями представлено в основном австралийско-британским концерном Rio Tinto, который осуществляет совместно с государством добычу меди с месторождения Оюу-Толгой, которую затем экспортирует в Китай. В конце 2012 г. корпорация Rio Tinto, владеющая 66 % акций совместной компании Turquoise Hill Resources (монг. «Эрдэнэс Оюу Толгой»), завершила строительство горно-обогатительного предприятия на этом месторождении. В середине 2013 г. первая партия продукции, 576 т медного концентрата, была экспортирована в Китай, что фактически означало завершение первой очереди строительства. К концу 2013 г. на предприятии было произведено более 250 тыс. т медного концентрата. Решение демократического правительства Монголии о пересмотре некоторых положений инвестиционного соглашения, заключённого в 2009 г., поставило «Эрдэнэс Оюу Толгой» в сложное положение [Грайворонский, 2014]. И только в начале 2022 г. Rio Tinto и новое правительство Монголии заявили, что достигли соглашения о прекращении давнего спора по проекту расширения медно-золотодобы-вающей компании «Эрдэнэс Оюу Толгой».

В рамках сделки Turquoise Hill Resources откажется от долга в размере 2,4 млрд долл. Кроме того, в ближайшее время начнутся работы на руднике Эрдэнэс Оюу Толгой, а первая добыча ожидается в первой половине 2023 г. Rio Tinto также взяла на себя обязательство покупать электроэнергию у монгольской энергосистемы, как только она сможет обеспечить поставки. Тем временем правительство Монголии продлило соглашение об импорте электроэнергии из Китая до 2023 г. Отметим, что первоначальное соглашение 2009 г. по проекту добычи полезных ископаемых предусматривало строительство новой электростанции, работающей на угле, для подачи электроэнергии. Обновлённая сделка не включает в себя эту установку, вместо этого Rio Tinto стремится использовать энергию ветра [Rio Tinto and Mongolia settle feud..., 2022].

1 Китай построит на реке Ховд в Западной Монголии ГЭС // https://regnum.ru/news/ есопоту/3375!47.Ыт1, дата обращения 27.04.2022.

Помимо Rio Tinto в Монголии работают канадские добывающие компании Battery Metals Royalties и Silver Elephant, которая до недавнего времени владела и управляла угольными шахтами Улаан-Овоо и Чандгана через дочерние компании Mega Coal1. После заключения сделки за 6,3 млн долл. Battery Metals Royalties пересмотрит условия соглашения о чистом лицензионном платеже от 25 августа 2021 г. с поправками между Mega Coal и Battery с 2 долл. за тонну угля до 3 % от валовых продаж угля с минимальной лицензионной платой в размере 3 долл. за тонну угля. Эксперты отмечают, что цены на уголь в США превысили 100 долл. за тонну впервые за 13 лет в понедельник, 4 апреля, поскольку спецоперация России на Украине переворачивает международные энергетические рынки, а восстановление экономики после пандемии стимулирует спрос на ископаемое топливо.

Выводы

Таким образом, успешное развитие энергетики Монголии в настоящее время во многом зависит от соседних стран — стратегических партнёров России (поставки СПГ, будущее строительство магистрального газопровода «Союз Восток» и участие в строительстве ГЭС) и Китая (поставки СПГ, электроэнергии из автономного района Внутренняя Монголия на юг Монголии, в горнодобывающие месторождения угля). Однако азиатская страна, богатая не только полезными ископаемыми (уголь, медь, золото и т. д.), но и возобновляемыми источниками энергии (ветровой, солнечной и водной), хотела бы в среднесрочной перспективе существенно ослабить энергетическую зависимость от своих ключевых стратегических партнёров.

В долгосрочной программе «Видение-2050» Монголия планирует превратиться в нетто-экспортёра электроэнергии. Для этого правительству совместно с частными инвесторами необходимо использовать доступные гидроресурсы, включая проекты по строительству ГЭС не только с китайской стороной, но и с Россией. Монголии исключительно важно создать условия собственной энергетической независимости и безопасности для экономического роста, открытия новых промышленных производств и реального повышения уровня жизни граждан. В данный момент строится нефтеперерабатывающий завод, который также будет способствовать снижению зависимости от поставок энергетических партнёров.

Тем не менее вопрос строительства ГЭС на р. Селенга, которая впадает в российское озеро Байкал, снова на повестке дня. Так, в декабре 2021 г. премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ представил

1 Battery Metals Royalties приобретёт 45 % акций угольных активов Монголии у Silver Elephant Mining // https://centralasia.media/news:1773176/?from=centralasia&place=newsload, дата обращения 27.04.2022.

«Новую политику восстановления для активизации экономики», предусматривающую строительство ГЭС на р. Селенге и её притоках. Для России исключительно важно найти взаимоприемлемое решение по строительству этой ГЭС, например, только на притоках р. Селенги. В противном случае, если Москва не проявит необходимый интерес к данному вопросу, ГЭС на р. Селенге при участии зарубежных частных инвесторов (из Китая или другой дружественной Монголии страны) все равно будут построены в каком-либо варианте. Тогда Россия окажется перед фактом, что впоследствии приведёт к серьёзным экологическим последствиям не только для озера Байкал, но и для реки Ангары.

В качестве альтернативы при выстраивании союзнических отношений с Монголией Россия в перспективе могла бы рассмотреть финансовое и научно-техническое участие в строительстве атомной электростанции. Однако это требует дополнительного сооружения ТЭЦ для сглаживания пиковых нагрузок потребителей электроэнергии. В связи с этим Россия могла бы помочь Монголии в создании закольцованной энергетической системы, в которой ТЭЦ работали бы совместно с ГЭС в период пиковых нагрузок. Первый шаг в этом направлении уже сделан путём модернизации с помощью России монгольских ТЭЦ.

Активное участие России в экономике Монголии послужило бы основой для укрепления союзнических российско-монгольских отношений, что предусмотрено Договором о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. До этого момента Монголия будет балансировать между разными политическими центрами силы: Китаем с одной стороны, и Японией, Южной Кореей и западными странами в качестве «третьих соседей» с другой стороны, постепенно укрепляя свою энергетическую безопасность и независимость без российского участия, с учётом того что существенные доходы в бюджет страны поступают от экспорта угля и меди в Китай, а начало строительства МГП «Сила Сибири — 2» состоится только через два года.

Список литературы

Национальный комитет статистики Монголии // http://www.1212.mn/tables. aspx?TBL_ГО=DT_NSO_0500_010V1, дата обращения 06.04.2022.

Намжилова В., 2020. Внутренняя Монголия как энергетический форпост Китая // Азия и Африка сегодня. № 2. С. 24. DOI: 10.31857/5032150750008469-7.

Акулов А., 2022. Монголия поможет «Газпрому» сэкономить миллионы долларов // https://www.gazeta.ru/business/2022/02/10/14520763.shtml?updated, дата обращения 22.04.2022.

Алифирова Е., 2022. «Газпром» и Монголия утвердили результаты рассмотрения ТЭО проекта МГП «Союз Восток» // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/722336-gazprom-i-mongoliya-utverdili-rezultaty-rassmotreniya-teo-proekta-mgp-soyuz-vostok/, дата обращения 22.04.2022.

Грайворонский В., 2014. Монголия: светлые перспективы динамичного развития // https://mssiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya/, дата обращения 27.04.2022.

Дунаевский И., 2021. Глава МИД Монголии: Россия — вечный сосед, которого мы уважаем // https://rg.ru/2021/07/21/glava-mid-mongolii-rossiia-vechnyj-sosed-kotorogo-my-uvazhaem.html, дата обращения 20.04.2022.

Жаргалсайхан Д., 2021a. Абсолютная победа: выводы и уроки // http:// jargaldefacto.com/article/absolyutnaya-pobeda-wiiwodii-i-uroki, дата обращения 06.04.2022.

Жаргалсайхан Д., 2021b. Что нужно не делать, чтобы интенсифицировать монгольскую экономику // http://jargaldefacto.com/article/chto-nujno-ne-delati-chtobii-intensifitsirowati-mongoliskuyu-ekonomiku, дата обращения 06.04.2022.

Мамедова Н, 2021. Кто он — новый президент Монголии? // https://www. aa.com.tr/ru/, дата обращения 06.04.2022.

Родионов В., Железняков А, 2019. Монголия стремится стать «азиатской Швейцарией» // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey/, дата обращения 13.04.2022.

Санеев Б. Г., Попов С. П., 2020. Газификация Монголии: возможности многостороннего сотрудничества // https://energypolicy.ru/b-g-saneev-s-p-popov-d-v-maksakova-gazi/regiony/2020/12/12/, дата обращения 13.04.2022.

Свинцова Е., Бахтина О., 2022. Газпром предварительно определил трассировку МГП «Сила Сибири — 2» // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/724605-gazprom-predvaritelno-opredelil-trassirovku-gazoprovoda-do-kitaya/, дата обращения 22.04.2022.

Таран Н, 2021. Почему Монголия побеждает в битве за угольный рынок Китая // https://forpost-sz.ru/a/2021-05-02/pochemu-mongoliya-pobezhdaet-v-bitve-za-ugolnyj-rynok-kitaya, дата обращения 13.04.2022.

Чуриков А., 2021. Премьер Монголии: мы всегда будем открыты к сотрудничеству // https://rg.ru/2021/02/16/premer-mongolii-my-vsegda-budem-otkryty-k-sotrudnichestvu.html, дата обращения 06.04.2022.

Энхтайван Н, 2020. Монголия и Россия: ближний сосед лучше дальней родни // https://rg.ru/2020/09/21/mongoliia-i-rossiia-blizhnij-sosed-luchshe-dalnej-rodni.html, дата обращения 13.04.2022.

Scheyder E., Menon P., 2022. Rio Tinto and Mongolia settle feud over Oyu Tolgoi copper mine // https://www.reuters.com/business/energy/rio-tinto-mongolia-settle-long-running-dispute-over-oyu-tolgoi-copper-mine-2022-01-24/?rpc=401&, дата обращения 27.04.2022.

Wishnick E, 2020. Pipeline «Khanfluence»: Power of Siberia 2 to Go Through Mongolia to China // https://www.chinasresourcerisks.com/post/pipeline-khanfluence-power-of-siberia-2-to-go-through-mongolia-to-china, дата обращения 22.04.2022.

Китай построит на реке Ховд в Западной Монголии ГЭС // https://regnum.ru/ news/economy/3375147.html, дата обращения 27.04.2022.

Президент Монголии выразил обеспокоенность экономической ситуацией в стране // https://rossaprimavera.ru/news/e2e31e85, дата обращения 06.04.2022.

Президент Монголии: готовы связать коридором Россию и Китай // https:// tass.ru/interviews/12788097, дата обращения 13.04.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект резолюции о принятии новой политики возрождения будет представлен в парламент // http://www.mongolnow.com/proekt-rezolyutsii-o-prinyatii-novoj-politiki-vozrozhdeniya-budet-predstavlen-v-parlament/, дата обращения 13.04.2022.

Politbarometer the April 2021 // https://www.santmaral.org/_files/ugd/915e91_1d 367fc2acc74af18b89f18a55bd86e6.pdf, дата обращения 06.04.2022.

Battery Metals Royalties приобретёт 45 % акций угольных активов Монголии у Silver Elephant Mining // https://centralasia.media/news:1773176/?from=centralasia &place=newsload, дата обращения 27.04.2022.

KHARITONOVA Daria V., Deputy Head Division of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of CIS. Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation. E-mail: dariahar09@gmail.com SPIN-code: 7555-4681

MONGOLIA'S ENERGY POLICY AND COOPERATION WITH RUSSIA

DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_62 Received: 19.05.2022

For citation: Kharitonova D. V., 2022. Mongolia's Energy Policy and Cooperation with Russia. - Geoeconomics of Energetics. № 2 (18). P. 62-79. DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_62 Keywords: Power of Siberia - 2 pipeline gas, Soyuz Vostok pipeline gas, energy cooperation,

Mongolia, Russia, China, politics of energy, novel coronavirus (nCoV) infection. Abstract

Mongolia finds itself in extreme need of energy resources, including pipeline supplies of natural gas despite having considerable natural resources. During the latest presidential election, the slogan «Mongolia is the owner of its wealth» became the motto of the election campaign of the candidate from the Mongolian People's Party U. Khurelsukh. The elected President, with the help of the Vision 2050 program, intends to give an impetus to the development of infrastructure (construction and modernization of railways in the east and west of the country) and highways for the development of industrial production. All these factors should contribute to the future transformation of Mongolia from a state exporting raw materials (mainly the mining industry), into an exporter of the industrial products. The author focused on the domestic political situation in the republic, changes in the Constitution and the economic situation during the pandemic of the new coronavirus infection (CO-VID-19). According to the authoritative Mongolian public organization Sant Maral, as of April 2021, the economic situation in the country was assessed by the majority of respondents (from 38 to 45 %) from Ulaanbaatar, other aimags (administrative units of the first level) and residents of rural areas as unsatisfactory.

In this situation the new leadership of Mongolia is focused on bringing the country out of economic stagnation with the participation of a new political team (U. Khurelsukh from the Mongolian People's Party became President in June, 2021) and the development of economic potential in the implementation of major industrial and infrastructure projects. In order to provide energy for industry and further economic development, joint Russian-Mongolian cooperation began in 2020 to justify the construction of Power of Siberia — 2 and Soyuz Vostok pipeline gas, which will provide natural gas supplies to China through the territory of Mongolia. Thus, Mongolia will not only become a transit country for natural gas, but, given the appropriate political support from the state, will get an opportunity to ensure its national well-being and socio-economic development of the population.

References

National Statistics Committee of Mongolia // http://www.1212.mn/tables. aspx?TBL_ID=DT_NS0_0500_010V1, accessed 06.04.2022. (In Mongolian.)

Namzhilova V, 2020. Inner Mongolia as an energy outpost of Chin // Asia and Africa today. No 2. Pp. 22-29. DOI: 10.31857/S032150750008469-7. (In Russ.)

Akulov A., 2022. "Mongolia will help Gazprom save millions of dollars" // https:// www.gazeta.ru/business/2022/02/10/14520763.shtmrZupdated, accessed 22.04.2022. (In Russ.)

Aifirova E, 2022. Gazprom and Mongolia approved the results of the consideration of the feasibility study of the Soyuz Vostok gas pipeline project // https://neftegaz. ru/news/transport-and-storage/722336-gazprom-i-mongoliya-utverdili-rezultaty-rassmotreniya-teo-proekta-mgp-soyuz-vostok/, accessed 22.04.2022. (In Russ.)

Grayvoronsky V, 2014. Mongolia: bright prospects for dynamic development // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya/, accessed 27.04.2022. (In Russ.)

Dunaevsky I., 2021. Foreign Minister of Mongolia: Russia is an eternal neighbor whom we respect // https://rg.ru/2021/07/21/glava-mid-mongolii-rossiia-vechnyj-sosed-kotorogo-my-uvazhaem.html, accessed 20.04.2022. (In Russ.)

Jargalsaikhan D., 2021a. Absolute victory: conclusions and lessons // http:// jargaldefacto.com/article/absolyutnaya-pobeda-wiiwodii-i-uroki, accessed 06.04.2022. (In Russ.)

Jargalsaikhan D, 2021b. What should not be done to intensify the Mongolian economy // http://jargaldefacto.com/article/chto-nujno-ne-delati-chtobii-intensifitsirowati-mongoliskuyu-ekonomiku, accessed 06.04.2022. (In Russ.)

Mamedova N, 2021. Who is he — the new president of Mongolia? // https://www. aa.com.tr/ru/, accessed 06.04.2022. (In Russ.)

Rodionov V., Zheleznyakov A., 2019. Mongolia strives to become "Asian Switzerland" // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey/, accessed 13.04.2022. (In Russ.)

Saneev B. G., Popov S. P., 2020. Gasification of Mongolia: opportunities for multilateral cooperation // https://energypolicy.ru/b-g-saneev-s-p-popov-d-v-maksakova-gazi/regiony/2020/12/12/, accessed 22.04.2022. (In Russ.)

Svintsova E, Bakhtina O, 2022. Gazprom preliminary determined the tracing of the MGP Power of Siberia — 2 // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/724605-gazprom-predvaritelno-opredelil-trassirovku-gazoprovoda-do-kitaya/, accessed 22.04.2022. (In Russ.)

Taran N., 2021. Why Mongolia is winning the battle for China's coal market // https://forpost-sz.ru/a/2021-05-02/pochemu-mongoliya-pobezhdaet-v-bitve-za-ugolnyj-rynok-kitaya, accessed 27.04.2022. (In Russ.)

Churikov A., 2021. Prime Minister of Mongolia: We will always be open to cooperation // https://rg.ru/2021/02/16/premer-mongolii-my-vsegda-budem-otkryty-k-sotrudnichestvu.html, accessed 06.04.2022. (In Russ.)

Enkhtaivan N, 2020. Mongolia and Russia: a near neighbor is better than a distant relative // https://rg.ru/2020/09/21/mongoliia-i-rossiia-blizhnij-sosed-luchshe-dalnej-rodni.html, accessed 13.04.2022. (In Russ.)

Scheyder E, Menon P., 2022. Rio Tinto and Mongolia settle feud over Oyu Tolgoi copper mine // https://www.reuters.com/business/energy/rio-tinto-mongolia-settle-long-running-dispute-over— oyu-tolgoi-copper-mine-2022-01-24/?rpc=401&, accessed 27.04.2022. (In Eng.)

Wishnick E, 2020. Pipeline «Khanfluence»: Power of Siberia 2 to Go Through Mongolia to China // https://www.chinasresourcerisks.com/post/pipeline-khanfluence-power-of-siberia-2-to-go-through-mongolia-to-china, accessed 22.04.2022. (In Eng.)

China will build a hydroelectric power station on the Khovd River in western Mongolia // https://regnum.ru/news/economy/3375147.html, accessed 27.04.2022. (In Russ.)

The President of Mongolia expressed concern about the economic situation in the country // https://rossaprimavera.ru/news/e2e31e85, accessed 06.04.2022. (In Russ.)

President of Mongolia: ready to link Russia and China with a corridor // https://tass. ru/interviews/12788097, accessed 13.04.2022. (In Russ.)

A draft resolution on the adoption of a new revival policy will be submitted to the Parliament // http://www.mongolnow.com/proekt-rezolyutsii-o-prinyatii-novoj-politiki-vozrozhdeniya-budet-predstavlen-v-parlament/, accessed 13.04.2022. (In Russ.)

Politbarometer The April 2021 // https://www.santmaral.org/_files/ugd/915e91_1 d367fc2acc74af18b89f18a55bd86e6.pdf, accessed 06.04.2022. (In Eng.)

Battery Metals Royalties to acquire 45 % stake in Mongolian coal assets from Silver Elephant Mining // https://centralasia.media/news:1773176/?from=centralasia&plac e=newsload, accessed 27.04.2022. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.