Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность России: проблемы и пути их решения'

Энергетическая безопасность России: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1942
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломин Денис Владимирович

В статье анализируются аспекты, необходимые для энергетической безопасности страны. Главная цель работы рассмотреть, как относится энергетическая безопасность к топливно-энергетическому комплексу РФ, а также угрозы и факторы, оказывающие существенное влияние на энергетическую самодостаточность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность России: проблемы и пути их решения»

технологии в производства в форме техно- и индустриальных парков, учебно-методических центров», формирование республиканского банка данных инновационных проектов, продукции и технологий [2].

В задачи программы входят: совершенствование законодательства в сфере развития промышленности и инновационной деятельности; содействие предприятиям инновационной направленности в представлении продукции (разработок, работ, услуг) на выставочных мероприятиях, продвижении инновационного продукта и защите результатов интеллектуальной деятельности [2]. Как мы видим, правительство республики уделяет большое внимание инновационному развитию промышленности республики Дагестан.

Литература

1. Акимов А. А., Гамидов Г. С., Колосов В. Г. Системологические основы инноватики. Политехника, 2002. 600 с.

2. Государственная программа республики Дагестан «Развитие промышленности республики Дагестан на 2015-2020 годы».

3. Сборники Росстата России (2005-2015 гг.) - Социально-экономические показатели России, Регионы России.

Энергетическая безопасность России: проблемы и пути их решения

Соломин Д. В.

Соломин Денис Владимирович /Solomin Denis Vladimirovich — бакалавр, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются аспекты, необходимые для энергетической безопасности страны. Главная цель работы - рассмотреть, как относится энергетическая безопасность к топливно-энергетическому комплексу РФ, а также угрозы и факторы, оказывающие существенное влияние на энергетическую самодостаточность страны.

Ключевые слова: анализ, топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, проблемы национальной безопасности, самодостаточность страны.

В научной литературе часто выделяют отдельные виды безопасности - компоненты национальной безопасности. Среди них экономическая, экологическая, продовольственная, информационная безопасность, обороноспособность страны. Все эти виды (аспекты) безопасности тесно связаны друг с другом, зачастую пересекаются между собой, составляют в целом национальную безопасность государства.

В последние годы, одной из важнейших составляющих системы безопасности нашей страны, стала энергетическая безопасность, которую можно определить как урегулированное правом состояние защищенности государства, общества, граждан от внутренних и внешних угроз, выражающееся в способности обеспечивать конечных потребителей энергией на приемлемых условиях без существенных рисков угрозы жизни, здоровью, имуществу и благополучию всех участников энергетических отношений в течение продолжительного периода при любых условиях и вне зависимости от внешних факторов.

Термин «энергетическая безопасность» имеет достаточно непродолжительную историю. Он стал популярным после введения нефтяного эмбарго в 1973 г. со стороны стран - членов ОПЕК и трактовался как энергетическая самодостаточность страны.

Однако позднее стали различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Государство может быть одновременно зависимым и не быть уязвимым, если оно приобретает энергоресурсы за рубежом по устойчивым ценам и обеспечивает стабильность своих закупок наличием надежных длительных контрактов и увеличением числа независимых поставщиков. А если энергоресурсы производятся посредством использования устаревших технологий, то вырабатываемая энергия становится дорогой, а страна уязвимой, хоть и не зависит от внешних поставщиков. Позднее

стали больше говорить и о зависимости, и о уязвимости стран-экспортеров энергоресурсов -«голландской болезни» или нефтезависимости1.

Обращаясь к законодательству России, отметим, что обеспечение национальной безопасности было провозглашено одной из основных задач энергетической политики. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, реализуемой в настоящее время одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу, являются энергетическая безопасность и экологическая безопасность энергетики.

Таким образом, данный документ косвенно закрепил энергетическую безопасность в качестве ключевого, но не самостоятельного элемента национальной безопасности, увязав его с экономической сферой. Вопросы обеспечения энергобезопасности имеют важное преломление для поддержания экономической стабильности государства, но исчерпываются ими.

Согласно Энергетической стратегии на период до 2030 года угрозы энергетической безопасности определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью и правовой урегулированностью2.

Все эти аспекты энергетической безопасности тесно взаимосвязаны между собой. Так, природоресурсная бедность или непродуманная государственная политика в области добычи природных ресурсов непосредственно влияет на структуру экономики, вынуждая заботиться об импорте ресурсов из других стран, что неизбежно влияет на внешнеполитическую стратегию3.

Таким образом, энергетическая безопасность выделилась в самостоятельный важный вид национальной безопасности, без внимательного отношения к которому невозможно создание стабильности.

Отметим, что проблемы энергетической безопасности формируются задолго до того, как энергия произведена. Общественные отношения, имеющие непосредственное отношение к энергетической безопасности, формируются также при рассмотрении вопросов правомочий владения, распоряжения и пользования теми объектами, которые впоследствии будут преобразованы в электрическую либо иную другую энергию, а заканчиваются доставкой этой энергии конкретному потребителю в удобной для использования форме. Они также охватывают вопросы планирования и организации данной деятельности4.

На положение энергетической безопасности, на основе Энергетической стратегии, оказывают воздействие три основных фактора:

- способность ТЭК государства обеспечивать экономически доказанный внутренний и внешний спрос достаточным числом энергоносителей соответственного качества;

- способность потребительского сектора экономики целесообразно употреблять энергоресурсы, предотвращая, таким образом, нерациональные расходы общества на собственное энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

- стабильность энергетического сектора к ряду внешних экономических, политических, техногенных и природных угроз, а также его способность сводить к минимуму ущерб, который был вызван проявлением данных факторов.

Энергетическая безопасность не только является важным элементом национальной безопасности страны, но и буквально пронизывает ее насквозь. Однако, если посмотреть на действующую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, то можно обратить внимание на то, что данный документ перечисляя основные составляющие безопасности, отдельно не выделяет среди них энергетическую составляющую. Бесспорно, это является существенным недостатком данного документа. Важность и значимость для прогрессивного развития страны в существующих реалиях энергетической безопасности была неоднократно подтверждена первыми лицами государства, а также нашла свое выражение во многих концептуальных энергетических документах. Тем не менее, если внимательно посмотреть на этот документ, обнаружится, что энергетическая безопасность в том или ином виде присутствует практически во всех элементах безопасности, обеспечивая экономический рост, повышение качества жизни российских граждан, являясь гарантом развития науки, технологий, образования, финансирования здравоохранения и культуры.

1 Решетько Н. И. Автоматизация управления ТЭК как фактор повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 35, 2014. С. 104.

2 Щепанский И. С. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России // Lex russica № 4, 2012. С. 757.

3 Бирюков А. Л., Савостова Т. Л. Топливно-энергетический комплекс: актуальные экологические проблемы // Природообустройство № 1, 2014. С. 6.

4 Щепанский И. С. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России // Lex russica № 4, 2012. С. 758.

Проблемы энергетической безопасности имеют в своей структуре несколько аспектов (комплекса проблем): экономико-политический, связанный, прежде всего, с превращением энергетики в серьезный инструмент внешней и внутренней политики; технологический, наиболее ярко выраженный на постсоветском пространстве в связи с сильной изношенностью и низкой эффективностью энергетической промышленности; природоресурсный и природоохранный.

Также можно выделить отдельно комплекс правовых проблем энергетической безопасность, ввиду того, что право в современном обществе приобрело роль универсального регулятора общественных отношений, и нестабильность или неурегулированность юридическими нормами таких отношений способна привести к снижению уровня безопасности в целом1.

Справедливо полагать, что энергетическая безопасность во многих проявлениях имеет для России острый взаимосвязанный экологический, экономический, социальный и политический характер. Особенно тесная связь энергетической безопасности прослеживается с экологической безопасностью. При добыче энергетических ресурсов происходит постоянное взаимодействие с природой. Основой современного топливно-энергетического комплекса являются такие природные ресурсы, как нефть, природный газ и уголь, которые, согласно общепризнанной классификации, относятся к исчерпаемым (невосполнимым). Из этого следует необходимость создания такого правового механизма, который обеспечил бы рациональное их использование на долгосрочный период. Также, добыча, транспортирование и переработка энергетических ресурсов сопровождаются разнообразными вредными воздействиями на состояние природы, прежде всего ее загрязнением.

Согласно данным, приведенным в Энергетической стратегии РФ до 2030 года, энергетический сектор России является одним из главных источников загрязнений окружающей среды. На его долю приходится больше 50 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и больше 20 % сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, а также больше 70 % суммарной эмиссии парниковых газов в РФ2.

Обеспечение экологической безопасности деятельности энергетического сектора РФ предусматривает минимизацию отрицательного воздействия добычи, производства, перевозки и потребления энергоресурсов на окружение и климат.

За годы осуществления Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года был достигнут значительный прогресс, в сфере увеличения экологической безопасности энергетики. Был ужесточен ряд экологических требований в сфере недропользования, сформированы меры по эффективному употреблению попутного нефтяного газа, создана система государственной экологической экспертизы инвестиционных проектов в сфере энергетики.

В то же время сохраняется ряд таких проблем, как, например, отсутствие нормативно-правовой базы доступа к газопроводам для производителей сухого отбензиненного газа, отсутствие экономических механизмов стимулирования предприятий с целью результативной утилизации отходов от работы энергетического сектора и рекультивации нарушенных земель.

Главной целью государственной энергетической политики в области обеспечения экологической безопасности энергетики является постепенное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду и климат посредством уменьшения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также эмиссии парниковых газов, уменьшения образования отходов потребления и производства.

Отметим, что нынешняя энергетическая политика не стимулируют процесс разработки энергосберегающих технологий. Российский энергобаланс сильно перекошен в сторону газопотребления. Использовать газ только как топливо - не разумно.

Его коэффициент полезного действия ниже в 10 раз, чем при использовании его в химической и металлургической промышленности. В связи с этим в энергетике необходимо использовать возобновляемые ресурсы, к которым, прежде всего, относится ядерное топливо.

Новая политика атомщиков опирается на использование ядерных реакторов на быстрых нейтронах при замкнутом цикле, которая обеспечивает надежность и экологическую безопасность энергосбережения. Большое значение в вопросах энергосбережения имеет также использование нетрадиционных, экологически чистых источников энергии: ветра, солнца, геотермальных вод. Использование потенциала ветроэнергии только на 30 % позволяет вырабатывать дополнительно свыше 3 000 млрд. киловатт-часов электроэнергии.

Решение поставленных задач возможно лишь при рациональном участии государства и взаимодействии его с бизнесом. Выстраивание партнерских отношений в российской энергетике между государством и

1 Грачев И. Д., Некрасов С. А. Стратегический аспект энергетической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 41, 2012. С. 3.

2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atominfo.ru/files/strateg /strateg.htm. (дата обращения: 25.02.2016).

57

бизнесом должно исходить из назревших проблем и учитывать специфические условия их решения. Решение проблем, связанных с развитием и совершенствованием топливно-энергетического комплекса совместно с государством и взаимодействие его с бизнесом сыграет большую роль не только в экономике страны, но и в ее геополитике и в решении социальных проблем1.

Таким образом, энергетическая безопасность выделилась в самостоятельный важный вид национальной безопасности, без внимательного отношения к которому невозможно создание стабильности. В подразделе были обозначены некоторые проблемы энергетической безопасности России и пути их решения.

Литература

1. Решетько Н. И. Автоматизация управления ТЭК как фактор повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 35, 2014. С. 104.

2. Щепанский И. С. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России // Lex russica № 4, 2012. С. 757.

3. Бирюков А. Л., Савостова Т. Л. Топливно-энергетический комплекс: актуальные экологические проблемы // Природообустройство № 1, 2014. С. 6.

4. Грачев И. Д., Некрасов С. А. Стратегический аспект энергетической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 41, 2012. С. 3.

5. Окороков В. Р., Окороков Р. В. Цели и тенденции развития мирового ТЭК и его последствия для российской энергетики // Вестник Ивановского государственного энергетического университета № 1, 2014. С. 96.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.atominfo.ru/files/strateg /strateg.htm. (дата обращения: 25.05.2016).

1 Окороков В. Р., Окороков Р. В. Цели и тенденции развития мирового ТЭК и его последствия для российской энергетики // Вестник Ивановского государственного энергетического университета № 1, 2014. С. 96.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.