ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 2
Вадим Владимирович Ежов,
аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (Россия), e-mail: vadim.ezhov91@ yandex. ru
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КИТАЯ: СТРАТЕГИЯ НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЛИДЕРСТВУ
Понимание стратегий энергетической безопасности КНР в контексте целей внутреннего развития страны и современной системы международных отношений крайне важно для оценки международных процессов в будущем. В статье проведен сравнительный анализ стратегий энергетической безопасности КНР и США, анализ ключевых китайских документов в области стратегического планирования, а также существующих прогнозов в отношении энергетической системы Китая.
Китай обладает комплексным видением собственного позиционирования в мировой энергетической системе и во всей системе международных отношений и, в отличие от идеологически мотивированных подходов доминирующего центра силы, предлагает кооперационные решения, позволяющие достичь ключевые национальные целей и способствующие формированию реальной и сбалансированной многополярности.
Ключевые слова: международные отношения, история международных отношений, стратегия, внешняя политика, мировая политика, Китай, США, энергетическая безопасность, экономика, энергетика.
Vadim Vladimirovich Ezhov,
Graduate student, Theory and History of InternationaI Relations Program, Peoples' Friendship University of Russia/RUDN University (Russia), e-mail: vadim. ezhov91@yandex. ru
CHINA'S ENERGY SECURITY: STRATEGY ON THE WAY TO INTERNATIONAL LEADERSHIP
Analyzing China's energy security strategy in the framework of its national development goals and the modern system of international relations is extremely important in understanding the future course of international developments. This article presents a comparative analysis of the Chinese and American energy security strategies, an analysis of official Chinese documents in the sphere of strategic planning, as well as an examination of existing forecasts regarding China's energy system.
The facts show that China has a comprehensive vision of its own positioning in the world energy system and the system of international relations in general. In contrast to the ideologically motivated approaches of the dominant power, China offers cooperative solutions that allow it to reach its national goals and can become the key to a truly balanced multipolarity.
Key words: international relations, history of international relations, strategy, foreign policy, world politics, China, USA, energy security, economics, energy.
Современный мир характеризуется наличием ряда центров силы и доминированием одной сверхдержавы в лице США. Однако происходит процесс формирования реальной многополярности, причем наибольшие шансы противопоставить собственное видение американскому есть у Китая, что обусловлено его экономической мощью, несмотря на определенные опасения снижения темпов роста в будущем. В 2016 г. Всемирный банк оценивал объем ВВП Китая в 11,4 трлн долл. (против 18,6 трлн ВВП США). Как видно из приведенных цифр, по абсолютному объему ВВП Китай по-прежнему (пока) отстает от США, и ему крайне важно создать благоприятные условия для собственного органичного развития, что потребует грамотного сочетания мер внутренней политики с внешнеполитической стратегией. Стоит отметить, что внешняя среда сегодня трансформируется под влиянием роста изоляционизма и протекционистских настроений не в последнюю очередь Соединенных Штатов как ведущего центра силы. Это может привести к ускоренному выходу Китая на позиции, сопоставимые с позициями США как мирового лидера, причем ключевая роль в происходящих и прогнозируемых изменениях отводится их энергетическим стратегиям.
Попытаемся оценить роль энергетической безопасности в изменении статуса Китая на международной арене в контексте задач внутреннего развития страны. С этой целью сравним уровни энергетической безопасности КНР и США, проанализируем цели и задачи китайской экономической и энергетической политики, определим предпосылки выхода Китая на лидирующие позиции в интересах замещения возникающего в результате американского изоляционизма вакуума.
Основа энергетической безопасности и США, и КНР — стремление обеспечить себя надежными источниками энергоресурсов. До недавнего времени методы, которыми пользовались эти участники международных отношений, не отличались друг от друга, были нацелены на создание благоприятных условий для поставок энергоносителей из-за рубежа. Сегодня США удалось добиться того, к чему стремились национальные лидеры прошлых лет, — ощутимо нарастить производство нефти и газа, в том числе шельфовых, и до-
биться значительной автономии доступа к энергоресурсам1. В 2015 г. Президент США Барак Обама подписал принятый Конгрессом федеральный бюджет на 2016 г., в котором было заложено положение об отмене действовавшего на протяжении 40 лет эмбарго на экспорт американской нефти2.
По данным актуального аналитического отчета BP Energyüut-look 2018, с 2025 г. США станут нетто-экспортером нефти и газа, хотя примерно с 1970 г. они импортировали нефть и газ больше, чем поставляли за рубеж. Кроме всего прочего, доля США в мировой добыче нефти увеличится с нынешних 12 % до 18 % в 2040 г., тем самым Америка станет лидером по этому показателю, обойдя Саудовскую Аравию с 13 %. В части природного газа на американскую добычу в 2040 г. придутся 24 %, при том что Россия будет занимать всего 14 % мировой добычи3. Такое положение дел, подкрепленное объективными экономическими факторами, существенно трансформирует уровень энергетической безопасности США и влияет на их стратегическое позиционирование в длительном периоде. Автономность в области энергоресурсов, политика действующей администрации под лозунгом "America first" и активизация государственного протекционизма меняют американскую стратегию внешней политики. Это означает снижение экономической заинтересованности в зарубежных партнерах, рост количества идеологически мотивированных решений и падение интереса к поддержанию долгосрочной стабильности в регионах-партнерах за счет собственных средств, а также усиление стремлений доминировать посредством ультиматумов, а не кооперации. Подобная стратегия влияет на всю систему международных отношений и создает спрос на поистине глобального лидера, способного предложить систему взаимодействий, основанную на политическом и экономическом сотрудничестве, а не диктате. Китай в сложившихся обстоятельствах может в ускоренном порядке нарастить собственное влияние на мировой арене, если это не
1 Будучи под впечатлением от нефтяного эмбарго стран арабского мира, Ричард Никсон объявил в качестве ведущей цели достижение энергетической независимости к 1980 г. (Nixon R. Address to the Nation about National Energy Policy, November 25, 1973. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=4051); Джимми Картер обещал не наращивать импорт нефти выше уровня 1977 г. (Carter J. Address to the Nation on Energy and National Goals: "The Malaise Speech", July 15, 1979. URL: http://www. presidency.ucsb.edu/ws/?pid=32596). Однако этому не суждено было сбыться, в 2006 г. Джордж Буш-младший вынужденно признал зависимость от иностранной нефти (Krane J., Medlock III K.B. Geopolitical Dimensions of US Oil Security // Energy Policy. 2018. Vol. 114. No. 3. P. 558-565).
2 Crude Oil Export Act, January 2015. URL: https://www.congress.gov/114/bills/ hr156/BILLS-114hr156ih.xml
3 BP Energy Outlook 2018. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/ en_in/india/documents/BP-energy-outlook-2018.pdf
подорвет органичность его внутреннего развития и не приведет к неприемлемым для страны столкновениям с нынешним гегемоном.
Уровень энергетической безопасности КНР за последние годы не изменился столь радикально, и нам крайне важно оценить, какие долгосрочные цели ставил и ставит перед собой Китай, а также как он реагирует на изменения энергетической безопасности и внешнеполитической стратегии главного центра силы в мире. Данные, содержащиеся в Планах развития Китая на 12-ю4 (2011-2015) и 13-ю5 (2016-2020) пятилетки, можно представить следующим образом.
• Экономика. КНР заинтересована в построении умеренно преуспевающего общества посредством развития структурных реформ и ускорения трансформации модели роста. Стоит отметить, 12-я пятилетка стала своего рода переломным моментом, когда был закреплен переход от роста, ориентированного главным образом на экспорт, к модели экономики, базирующейся на стимулировании внутреннего спроса, что нашло свое отражение и в новом стратегическом документе. Китайское правительство намерено бороться с перепроизводством в некоторых секторах экономики и добиться удвоения ВВП к 2020 г. в сравнении с 2010 г.
• Ключевой драйвер экономического роста, способный обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие, — инновации. Правительство намерено создать эффективную инфраструктуру для формирования инноваций, причем одним из важных направлений называются проекты в области чистого использования угля и создания умных электросетей. Внимание к исследовательской деятельности и инновациям отражается также в существенном повышении расходов на эти цели до 2,5 % ВВП. Особое место отводится таким зарождающимся стратегическим отраслям промышленности, как транспортные средства на новых видах топлива, зеленые и низкоуглеродные технологии, информационные системы, в том числе высокоэффективные решения по хранению и дистрибуции электроэнергии, бережное использование энергоресурсов и защита окружающей среды.
• Повышение стандартов и качества жизни. В частности, речь идет о сокращении разницы в доходах между различными слоями населения, победе над бедностью во всех регионах. К примеру, планируется, что к 2020 г. более 55 млн сельских жителей перестанут жить за чертой бедности.
• 12-й и 13-й пятилетние планы предполагают значительное повышение эффективности использования энергоресурсов, ре-
4 2011 [12-й
пятилетний план социально-экономического развития Китая. 2011]
5 2016 [13-й пятилетний план социально-экономического развития Китая. 2016]
гулирование потребления энергии и водных ресурсов, выбросов углерода, а также сокращение объема основных загрязняющих веществ. В ходе 12-й пятилетки удалось превысить плановые показатели, сократив выбросы углекислого газа на единицу ВВП на 20 % вместо запланированных 17 %. К 2020 г. планируется снизить потребление энергии на 15 %, а выбросы СО2 — на 18 %. Особое значение отводится грамотному планированию территорий и их использованию с учетом применяемых технологий и предельных нагрузок на окружающую среду.
• Обеспечение энергетической безопасности осуществляется во многом за счет внутренних ресурсов, т.е. сокращения спроса на энергоносители и их более эффективное использование, основывающееся на упомянутых выше технологиях. Доля неископаемого топлива в качестве первичного источника в 12-й пятилетке должна была составить 11,4 % (в реальности она составила 12 %), а в 13-й пятилетке эту долю предполагается увеличить до 15 % (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития энергетики в период 12-го и 13-го пятилетних планов
Показатель 2010 2015 2020
Добыча энергоресурсов, млрд т угольного эквивалента 3,12 3,62 4
Каменный уголь, млрд т 3,43 3,75 3,9
Сырая нефть, млрд т 0,200 0,215 0,2
Газ, млрд куб. м 95,79 134,6 170
Неископаемые источники энергии, млрд т угольного эквивалента 0,32 0,52 —
Установленные мощности по выработке электроэнергии, млн кВт 970 1530 2000
Гидроэнергетика, млн кВт 220 320 340
Тепловая энергетика, млн кВт 660 900 <1100
Электричество из газа, млн кВт 26,42 66,03 110
Атомная энергетика, млн кВт 10,82 27,17 88
Ветроэнергетика, млн кВт 29,58 130,75 210
Солнечная энергия, млн кВт 0,26 43,18 110
Объем расходования энергии, млрд т угольного эквивалента 3,61 4,3 <5
Структура потребления источников энергии, % Уголь Нефть Газ Неископаемые источники энергии 69,2 17,4 4 9,4 64 18,1 5,9 12 58 17 10 15
Источник: 2016. [План развития энергетики в период
13-й пятилетки. 2016.]
Кроме того, согласно 13-му пятилетнему плану правительство Китая прогнозирует:
- увеличить гидроэнергетические мощности на 60 ГВт и инвестировать в эту сферу 500 млрд юаней (70 млрд долл.);
- повысить мощности ветроэнергетики на 80 ГВт (700 млрд юаней);
- увеличить мощности солнечной энергии на 500 ГВт (1 трлн юаней)6.
Современный Китай является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов в мире, причем в среднесрочной перспективе спрос на них будет расти: потребление нефти к 2022 г. увеличится более чем на 27 % в сравнении с 2016 г., газа — на 37,5 %. Ожидается, что к 2035 г. Китай будет импортировать 9,7 млн баррелей нефти в день (62 % всего потребления), газа — ежегодно 169,9 млрд куб. м (26 % потребления)7.
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
□ Нефть, млнт н.э. (нефтяной эквивалент) ■ Газ, млн т н.э.
Рис. 1. Потребление нефти и газа в КНР Источник: Economist Intelligence Unit, IEA, OECD.
Значительное внимание уделяется росту генерации электроэнергии на базе гидроресурсов и возобновляемых источников энергии: рост на 19,3 % и 72 % к 2022 г. относительно прошлого года соответственно. Тем не менее доминирующую роль по-прежнему
6 Solomon D., Cai J., Haacke O. New Five-year Plans Promote Energy Industry Reform // China Business Review. 2017. May 17. URL: https://www.chinabusinessreview. com/new-five-year-plans-promote-energy-industry-reform/
7 Tata S. Deconstructing China's Energy Security Strategy // The Diplomat. 2017. January 14. URL: https://thediplomat.com/2017/01/deconstructing-chinas-energy-security-strategy/
будет играть уголь, доля которого в совокупном энергопотреблении снизится лишь с 66 % в 2017 г. до 56 % в 2022 г.
1500
1000 -
500
7400 7200 7000 6800 6600 6400 6200 6000 5800 5600 5400 5200 ■5000
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
- ПотреблениеэлектроэнергшДБГч I Углеводородноетопливо □ Атомнаяэнергетака 0 Гидроэнергетика d Боэобновляемыеисточнишэнергш
Рис. 2. Потребление электроэнергии в КНР, ТВт*ч, установленные мощности по выработке электроэнергии (по источникам), ГВт
Источник: Economist Intelligence Unit, IEA, OECD.
Из анализа ключевых документов стратегического планирования КНР и прогнозов по энергетике следует, что страна планомерно движется по намеченному курсу, нацеленному на устойчивое развитие экономики на базе трансформирующейся энергетической системы. Правительство не намерено принимать резких мер, способных навредить национальной экономике. К примеру, власти ограничивают использование угля и эффективно снижают его роль в экономической системе страны, но по-прежнему отводят ему важное место.
Если говорить об энергетической безопасности в привязке к мировой политике, то совершенно очевидно, что во избежание чрезмерного давления со стороны США как доминирующего центра силы Китай будет стремиться повысить уровень собственной энергетической безопасности как минимум до американского; это позволит создать предпосылки для дальнейшего органичного внутреннего развития и сокращения числа рисков и неопределенностей на внешних рубежах. В настоящее время нарастающий изоляционизм США может стать катализатором нестабильности, но одновременно и тем фактором, который ускорит становление Китая в качестве равнозначного игрока на мировой арене. В таких условиях Китай располагает всеми шансами, ресурсами и предпосылками для того, чтобы повысить уровень собственной автономности в плане энергоносителей и стать новым лидером системы международных отношений. В целом
2500
2000
0
реализуемая им стратегия/комплекс действий состоит из следующих мер, помогающих достичь как внешнеполитических целей, так и целей в области энергетики.
1. Создание системы бесперебойных поставок критически важных энергоносителей.
В условиях, когда страна в состоянии обеспечивать себя углем как основным видом топлива и активно развивает возобновляемые источники энергии, ахиллесова пята энергетической безопасности для Китая — нефть и газ. Особую обеспокоенность здесь вызывают морские поставки через Малаккский пролив и Южно-Китайское море, поскольку этот путь пролегает через Сингапур, Индонезию и Малайзию, являющихся союзниками США, а также Вьетнам, с которым у Китая есть ряд неразрешенных противоречий8. В случае ухудшения внешнеполитической обстановки и серьезных кризисов Китай рискует оказаться отрезанным от критически важных поставок. Такое положение вещей председатель Госсовета КНР Ху Цзиньтао в 2003 г. назвал «малаккской дилеммой», которая до сих пор не разрешена.
Решение проблемы — устойчивая наземная инфраструктура, позволяющая снабжать экономику столь необходимыми нефтью и газом без существенных рисков с точки зрения безопасности. Стратегический партнер, способный удовлетворить практически все китайские потребности по энергоносителям, — Россия. Энергетическое партнерство между двумя странами развивается, о чем свидетельствуют проекты по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и газопроводу «Сила Сибири». Однако этих мощностей в долгосрочной перспективе будет явно недостаточно: к 2035 г. пропускная способность ВСТО должна быть увеличена до 10,4 млн баррелей в сутки, а «Силы Сибири» — в 2 раза. В то же время в интересах поддержания баланса Китай будет развивать партнерство с Ираном как противовесом России и страной вне контроля США, хотя в данном случае поставки по земле осуществлять гораздо сложнее.
2. Международные инвестиции в приоритетные энергетические проекты без увязки экономических отношений с политическими требованиями.
Китайское правительство активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами, оказывая национальным компаниям мощную государственную поддержку. Такой политико-экономический конгломерат доказал свою эффективность, позволив китайцам
8 MontosaM. China's Energy Security Strategies // Analysis. 2017. January 22. URL: https://www.eurasiareview.com/22012017-chinas-energy-security-strategies-analysis/
войти во многие энергетические проекты, например, в Анголе или Туркмении9, где в свое время CNPC стала первой иностранной фирмой, получившей возможность участия в соглашении о совместной добыче на территории этого государства. В целом государственная финансовая и политическая поддержка создает прочную основу для работы предприятий в политически нестабильных и сложных странах.
3. Лидерство в области защиты окружающей среды.
Несмотря на выход США из Парижского соглашения по климату, руководство КНР во главе с Си Цзиньпином намерено и далее придерживаться заложенных в нем договоренностей. Более того, председатель КНР в октябре 2017 г. на открытии 19-го съезда Коммунистической партии заявил о необходимости «взять штурвал» в свои руки в том, что касается борьбы с экологическими изменениями10. Эти высказывания вряд ли являются исключительно популистской акцией, за которой не последует никаких шагов; напротив, китайское руководство искренне заинтересовано в том, чтобы избавиться от сильнейшего смога в китайских городах и решить другие проблемы, препятствующие повышению качества жизни населения.
4. Технологическое лидерство и крупнейший рынок сбыта.
Китай заинтересован в развитии технологий и инноваций в области энергетики и будет создавать для этого все необходимые предпосылки, причем по ряду направлений он уже лидер. В частности, более % солнечных панелей производятся в этой стране. Кроме того, он приобретет влияние в рамках высокотехнологичных рынков, являясь нормотворцем в том, что касается формирования стандартов и требований к продукции. В данном случае речь идет о всех группах товаров, имеющих отношение к энергоэффективности и снижению спроса на энергоресурсы: электромобилях, системах генерации, дистрибуции и др. Иностранные производители, стремясь получить доступ к столь большому рынку сбыта, будут вынуждены подстраиваться под китайские предпочтения и правила, позволяя Китаю доминировать в международном промышленном сотрудничестве уже за счет технологий и качества.
Все перечисленные выше элементы стратегии энергетической безопасности КНР не являются исключительно самостоятельными,
9 Amineh M.P, Van Driel M. China's Statist Energy Relations with Turkmenistan and Kazakhstan // African and Asian Studies. 2018. Vol. 17. No. 1-2. P. 63-89.
10 Xi Jinping. Secure a Decisive Victory in Building a Moderately Prosperous Society in All Respects and Strive for the Great Success of Socialism with Chinese Characteristics for a New Era, Delivered at the 19th National Congress of the Communist Party of China, October 18, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/download/Xi_Jinping%27s_ report_at_19th_CPC_National_Congress.pdf
они, переплетаясь друг с другом, формируют достаточно сложную систему взаимодействий. Последняя трансформируется в глобальные, всеобъемлющие китайские проекты, наиболее популярным из которых можно считать Экономический пояс Шелкового пути. Он является действительно кооперационным проектом, продвигающим интересы Китая за счет «мягкой силы», и позволяет достигать целей по всем направлениям китайской энергетической, промышленной, внешнеторговой и внешнеполитической стратегии.
Проведенный анализ позволяет предположить, что к 2025-2030 гг. будут созданы все необходимые и объективные предпосылки для становления Китая в качестве второго доминирующего лидера в мире, равнозначного США. Это произойдет во многом благодаря трансформации уровня энергетической безопасности Китая, который сможет сравняться по этому показателю с Соединенными Штатами. В настоящее время Китай планомерно реализует собственную повестку по гармоничному внутреннему развитию и обеспечению энергетической безопасности, предлагая в отличие от США конструктивные, кооперационные решения, что создает дополнительную привлекательность в глазах других участников международных отношений. Этот комплекс мер в мировой политике, реализуемых Китаем, позволяет двигаться к достижению стратегических целей в области энергетики и внешней политики в целом, которые наиболее целесообразно рассматривать во взаимной увязке в интересах комплексного понимания вектора развития современной системы международных отношений. В рамках этой системы «мягкая сила» Китая противопоставляется все более идеологически мотивированным решениям доминирующего в настоящий момент центра силы и может стать основой сбалансированной, реальной многополярности.
ЛИТЕРАТУРА
Amineh M.P, Van Driel M. China's Statist Energy Relations with Turkmenistan and Kazakhstan // African and Asian Studies. 2018. Vol. 17. No. 1-2. P. 63-89.
Krane J., Medlock III K.B. Geopolitical Dimensions of US Oil Security // Energy Policy. 2018. Vol. 114. No. 3. P. 558-565.
MontosaM. China's Energy Security Strategies // Analysis. 2017. January 22. URL: https://www.eurasiareview.com/22012017-chinas-energy-security-strategies-analysis/
Solomon D., Cai J., Haacke O. New Five-year Plans Promote Energy Industry Reform // China Business Review. 2017. May 17. URL: https://www.chinabusinessreview. com/new-five-year-plans-promote-energy-industry-reform/
Tata S. Deconstructing China's Energy Security Strategy // The Diplomat. 2017. January 14. URL: https://thediplomat.com/2017/01/deconstructing-chinas-energy-security-strategy/
Xi Jinping. Secure a Decisive Victory in Building a Moderately Prosperous Society in All Respects and Strive for the Great Success of Socialism with Chinese
Characteristics for a New Era, Delivered at the 19 th National Congress of the Communist Party of China, October 18, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/download/ Xi_Jinping%27s_report_at_19th_CPC_National_Congress.pdf
REFERENCES
Amineh, M. P, and Van Driel, M. "China's Statist Energy Relations with Turkmenistan and Kazakhstan," African and Asian Studies, Vol. 17, No. 1-2, 2018, pp. 63-89.
Krane, J., and Medlock, III K. B. "Geopolitical Dimensions of US Oil Security," Energy Policy, Vol. 114, No. 3, 2018, pp. 558-565.
Montosa, M. "China's Energy Security Strategies," Analysis, January 22, 2017, URL: https://www.eurasiareview.com/22012017-chinas-energy-security-strategies-analysis/
Solomon, D., Cai, J., and Haacke, O. "New Five-year Plans Promote Energy Industry Reform," China Business Review, May 17, 2017, URL: https://www.chinabusinessreview. com/new-five-year-plans-promote-energy-industry-reform/
Tata, S. "Deconstructing China's Energy Security Strategy," The Diplomat, January 14, 2017, URL: https://thediplomat.com/2017/01/deconstructing-chinas-energy-security-strategy/
Xi Jinping. Secure a Decisive Victory in Building a Moderately Prosperous Society in All Respects and Strive for the Great Success of Socialism with Chinese Characteristics for a New Era, Delivered at the 19th National Congress of the Communist Party of China, October 18, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/download/ Xi_Jinping%27s_report_at_19th_CPC_National_Congress.pdf