Научная статья на тему 'ЭНДОКРИНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»'

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.В. Талантов, Э.Н. Хасанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНДОКРИНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»»

© В. В. ТАЛАНТОВ. Э. Н. ХАСАНОВ. 1991 УДК 616.43:378.661

В. В. Талантов, Э. Н. Хасанов

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ в ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

Казанский медицинский институт

Распространенность эндокринных заболеваний и заболеваний обмена веществ достигает в популяции больших величин: сахарного диабета до 2,5—3,5 %, ожирения до 25 %, а в определенных возрастных группах (женщины старше 50 лет) до 50 %, истинного эндемического зоба до 2—4 %, а гиперплазии щитовидной железы до 30 %. Растет распространенность гипотиреоза, поражающего до 1—2 % всего населения, чему способствует наряду с другими факторами повышение радиационного фона. Заболевания эндокринной системы характеризуются хроническим течением, эффективностью заместительной терапии и большими ., возможностями профилактики. Очевидно, эти факты определили повышение внимания к эндокринологии в последние годы.

Встает вопрос: не слишком ли инертен учебный план подготовки врача по специальности 04.03 «медико-профилактическое дело». Может ли выпускник гигиенического факультета, не изучавший эндокринологию (речь идет об адаптированной к этой специальности программе с акцентами на понимание основных причин и механизма развития болезни), осуществлять свою работу согласно квалификационной характеристике, а именно, обосновывать и организовывать мероприятия в области охраны и укрепления здоровья населения? Может ли он, не постигнув сущность болезней эндокринной системы, выявлять их причины и условия, определяющие уровень, структуру, динамику заболеваемости, смертности, инвалидизации, трудопо-тери, чего требует квалификационная характеристика в отношении отдельных нозологических форм? Может ли врач-гигиенист обосновывать и организовывать перспективные и текущие профилактические мероприятия по охране здоровья населения и оздоровлению окружающей среды, если он не знаком в достаточном объеме с упомянутыми выше заболеваниями, тесно связанными с факторами питания, здоровым (или нездоровым) образом жизни, экологической ущербностью внешней среды?

Выполнение требований к врачу специальности 04.03 — уметь диагностировать, оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе, определять тактику дальнейшей помощи при коллапсах, комах, остром животе — возможно

лишь тогда, когда есть хотя бы какие-то представления о клинике, диагностике острой недостаточности коры надпочечников, диабетической аци-дотической и гипогликемической ком.

Роль эндокринной системы в саногенезе и патогенезе различных заболеваний достаточно точно аргументируется известными данными о роли коры надпочечников в адаптации организма к экстремальным условиям и хроническому стрессу, значении щитовидной железы в жизнедеятельности клеток как гуморальной основы приспособления организма к непостоянным условиям внешней среды, роли гипоталамо-гипофизарной регуляции периферических эндокринных желез в поведенческих реакциях, мотивациях трудовой и социальной жизни человека. Поэтому ознакомление будущих врачей санитарно-гигиенического профиля с механизмами поломки и восстановления этих систем в клинических условиях, т. е. на примере развития заболеваний, когда прослеживается диалектическая связь, причины и сущность процесса, является наилучшей дидактической моделью познания. Наиболее существенно, что при изучении заболеваний эндокринной системы на кафедре (курсе) эндокринологии студентами санитарно-гигиениче-ского профиля главное внимание должно уделяться не диагностике и лечению заболевания, а причинам возникновения патологического процесса, условиям их реализации, патологическому процессу как результату взаимодействия индивидуума с повреждающими факторами окружающей среды, возможностям индивидуальной, групповой и массовой профилактики.

Ознакомление с отдельными указанными выше нозологическими формами, конкретной этиологией этих массовых заболеваний, организацией их профилактики является необходимым элементом знаний врача-гигиениста любого профиля.

Следует считать целесообразным включение эндокринологии в учебный план V или VI курса санитарно-гигиенического факультета: лекций — 14—16 ч, практических занятий — 20—24 ч с преподаванием на профильных кафедрах (курсах), располагающихся на лечебных эндокринологических базах.

Поступила 26.03.90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.