ЭНДОГЕННАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ И СРЕДНЕМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПЕПТИДЫ ПРИ
ПРЕЭКЛАМПСИИ
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Асранкулова Д.Б., Уринова Д.
Андижанский государственный медицинский институт
В результате активации протеолиза в организме образуются в значительном количестве мембрано-активные эндогенные токсины - так называемые среднемолекулярные пептиды (СМП). Они разрушают форменные элементы крови с последующим выходом активаторов коагуляции, приводящих к развитию диссеминированного внутрисосудистого свёртывания (ДВС-синдрома).
Ключевые слова: преэклампсия, эндогенная интоксикация, пептиды.
ПРЕЭКЛАМПСИЯДА ЭНДОГЕН ИНТОКСИКАЦИЯ ВА УРТА МОЛЕКУЛЯР
ПЕПТИДЛАР
Протеолиз активацияси натижасида организмда куплаб мембран-актив эндоген токсинлар - уртамолекуляр пептидлар (УМП) х,осил булади. Улар кейинчалик диссеминирланган ;он ивиши синдроми (ДВС) синдроми ривожланишига олиб келадиган коагуляция активаторларини чи;иши билан ;оннинг шаклли элементларини парчалайдилар.
Калит сузлар: преэклампсия, эндоген интоксикация, пептидлар.
ENDOGENOUS INTOXICATION AND MEDIUM MOLECULAR PEPTIDES IN
PREECLAMPSY
As a result of the activation of proteolysis in the body, membrane-active endogenous toxins are formed in a significant amount - the so-called medium molecular peptides (SMP). They destroy the blood corpuscles with the subsequent release of coagulation activators, leading to the development of disseminated intravascular coagulation (DIC syndrome).
Key words: preeclampsia, endogenous intoxication, peptides.
Эндотоксикоз при ПЭ представляет собой типовой патологический процесс, являющийся структурно-функциональным ответом организма на продукцию аутоантител. С практической точки зрения ПЭ можно охарактеризовать как клиническое проявление эндогенной интоксикации (ЭИ), которая не сдерживается механизмами адаптации и компенсации токсической информации [2,10].
Развитие и прогрессирование эндотоксикоза связано с несоответствием между образованием токсических субстанций и способностью органов, входящих в функциональную систему детоксикации( легкие, печень, почки, желудочно-кишечный тракт, кожа, иммунная система), трансформировать и элиминировать их [4,6].
Развивающаяся при преэклмапсии ЭИ приводит к возрастанию детоксикационной нагрузки на органы системы детоксикации, приводя к уменьшению элиминации продуктов метаболизма, накоплению их в крови, нарушению микроциркуляции, развитию гипоксемии и, в итоге - поддержанию ЭИ [5,8]. Накапливающиеся молекулы низкой и средней молекулярной массы (МНМ и СММ) обладая значительной трансплацентарной проницаемостью способны оказывать выраженное токсическое воздействие на плод, способствуя задержке его внутриутробного развития.
Самые различные, этиологически и патогенетически нетождественные, состояния сопровождаются метаболическими нарушениями той или иной степени выраженности. При этом в жидкостях и тканях организма в нефизиологических концентрациях накапливаются промежуточные и конечные продукты нормального и нарушенного обмена веществ, которые оказывают токсическое влияние и вызывают дисфункцию различных органов и систем [8,9].
Среди широкого круга метаболитов, обладающих способностью оказывать токсическое действие, заслуживает внимания класс среднемолекулярных продуктов протеолиза или, как их именуют в современной литературе, молекул средней массы (МСМ).
К этим веществам применимы основные критерии токсичности: многобразие вызываемых патофизиологических изменений на молекулярном, клеточном и системном уровнях. Дисбаланс между активностью протеазной и антипротеазной систем характерен для многих видов патологии. При этом для полной нейтрализации избытка протеаз эндогенных ингибиторов оказывается недостаточно. В результате активации протеолиза происходит образование большого количества продуктов деградации белков - среднемолекулярных пептидов с молекулярной массой 300-5000 Д [6]. Они оказывают влияние на жизнедеятельность всех органов и систем, так как по своему строению близки к регуляторным пептидам. МСМ способны соединяться и блокировать рецепторы любой клетки, неадекватно влияя на ее метаболизм и функции.
Многие авторы считают именно МСМ универсальным биохимическим маркером, отражающим уровень патологического белкового метаболизма, коррелирующим с основными клиническими и лабораторными прогностическими критериями метаболических нарушений [7].
Изучению химической природы МСМ посвящено большое количество публикаций. Понятие МСМ объединяет гетерогенную группу веществ, структура которых разнообразна. В начале к МСМ относили лишь субстанции с молекулярной массой 5002000 Д, включающие простые и сложные пептиды, гликопептиды, нуклеопетиды 4,10[]. Затем к МСМ стали относить пептиды с молекулярной массой до 5000Д, а также некоторые гуморальные регуляторы (инсулин, глюкагон, некотррые витамины, нуклеотиды и др) [3]. В последние годы ответственными за токсический эффект считают также вещества углеводной природы - олигосахариды, производные глюкуроновых кислот, некоторых спиртов [8,9].
В работах последних лет было определено, что среднемолекулярные петиды характеризуются высоким содержанием дикарбоновых аминокислот, лизина, глицина, но сравнительно низким содержанием ароматических аминокислот. Они обладают сильными основными свойствами, способностью агрегации и образованию прочных комплексов с альбумином.
К настоящему времени уствновлено, что в состав МСМ входит также гуанидин , 3-карбокси-4-метил-5-пропил-2-фуропропаноловая кислота [6,7], 02 - микроглобулин , причем последний является маркером смертности и имеет прогностическое значение у больных уремией.
Биологическое действие МСМ изучено достаточно подробно. В зависимости от своего состава и условий МСМ способны воздействовать на различные уровни регуляции. Известна их возможность влиять на тонус гладкомышечных кдеток, увеличивать трансваскулярный транспорт, взаимодействовать с компонентами системы гемостаза.
Вместе с тем механизмы этих взаимодействий не ясны в полной мере. По отношению к сосудистой стенке можно предполагать либо прямое действие на клеточные мембраны по принципу рецепторных взаимодействий или токсических ядов, либо опосредованное действие на сосудистое русло через активацию тромбоцитов и лейкоцитов [3].
Обнаружен повышенный уровень МСМ в крови при нарушении процессов свертываемости крови, что было связано с выраженностью анемии у больных. В данном случае источником МСМ были продукты деградации фибрина.
Отмечается угнетающее действие МСМ на форменные элементы крови, повреждение клеточных мембран. Снижение бласттрансформации лимфоцитов и торможение розеткообразования по действием МСМ приводит к иммунодепрессии. МСМ играют роль в снижении пролиферации фибробластов, фагоцитарной активности лейкоцитов и скорости их миграции, а также в нарушении функции тромбоцитов.
Избыточное накопление МСМ в организме оказывает токсическое действие на ткань плаценты, нарушая ее гемодинамику и, следовательно, барьерные функции. Считается, что МСМ могут проникать через плацентарный барьер, оказывая опосредованное токсическое действие на плод и вызывая полиорганные нарушения разного характера. Это объясняет важность определения уровня МСМ в акушерско-гинекологической практике.
Исследования концентрации МСМ в плазме и эритроцитах у беременных с преэклампсией, показали, что содержание МСМ и их перераспределение между плазмой, эритроцитами и мочой отражает тяжесть течения ПЭ и отражает при тяжелой ПЭ V стадию ЭИ. Оперативное вмешательство в условиях общего обезболивания усугубляет ЭИ у беременных с ПЭ и приводит к угрозе декомпенсации органов ФСД. Было выявлено повышение концентрации МСМ в плазме и эритроцитах в среднем на 63 и 59% соответственно, что позволило констатировать развитие синдрома эндогенной интоксикации.
Определение концентрации МСМ как показателей эндогенной интоксикации при ПЭ считают эффективным и другие исследователи. Так, анализ результатов исследования содержания МСМ у беременных с ПЭ различной степени выраженности показал, что в зависимости от тяжести гестоза наблюдается достоверное увеличение концентрации МСМ в плазме и эритроцитах [5]. Наибольшим изменениям среди показателей эндогенной интоксикации при прогрессировании ПЭ, по данным авторов, подвержены концентрация МСМ в плазме и эритроцитах. Параллельно нарастанию концентрации МСМ происходит снижение их содержания в моче (31,5 усл. ед. против 33,5 усл. ед в контроле). Этот показатель прогрессивно снижался в зависимости от тяжести ПЭ и достигал 27,7 усл. ед. при тяжелой его степени. Авторы считают, что это позволяет использовать показатели ЭИ в качестве диагностических критериев степени тяжести преэклампсии. Изменения показателей ЭИ аналогичной направленности получены также Н. В. Кабановой и соавт. (2011), которые выявили нарастание уровня МСМ при преэклампсии, составивший 0,276 ед. отн. пл. против 0,240 ед.отн. пл. в контроле.
Выделение пептидов СМП и изучение их биологических свойств позволило бы частично решить проблемы коагулопатических кровотечений при некоторых патологических состояниях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азизова Г. Д. Тромбоэластографические критерии прогнозирования акушерских кровотечений: Дис. ... канд. мед. наук. -Ташкент, 2004. -135 с.
2. Шифман Е. М. Преэклампсия, эклампсия, HELLP-синдром. - Петрозводск, 2003. -56 с.
3. Шиффман Ф. Д. Патофизиология крови. -СПб, 2005. - 436 c.
4. Begum R., Begum A., Johanson R. A low dose ("Dhaka") magnesium sulphate regime for eclampsia //Acta Obstet. Gynecol. Scand. -2001. -Vol.80, №11. -P. 998-1002.
5. Belfort M., Varner M. Cerebral perfosion, perfusion pressure and not cerebral blood flow may be the critical determinant of intracranial injury in preeclampcia: a new hypoteses //Am J Obstet Gynec. -2002. -Vol.107. -P. 625-634.
6. Calcitonin gene - and parathyroid hormone related peptides in preeclampsia: effect of mangenesium sulfate /A. Halhali, S. J. Wimalawansa, V. Berensten et al //Obstet Gynecol. -2001. -Vol.97, №6. -P. 893-897.
7. Jonson C., Mureebe L., Silver D. Hypercoagulable ststes: a review //Vase Endovascular Surg. -2005. - Vol. 39, №2. - Р. 123-133.
8. Kujovich J. von Willebrand disease and pregnancy //J Thromb Hatmost. - 2005. - Vol. 3, №2. - Р. 246-253.
9. Kwek K., Yeo G. Current undestanding of pre-eclampsia //Ann Acad Med Singapore. - 2002. -Vol. 31, №3. - Р. 320-327.
10. Lyall F., Greer I.A., Boswell F., Fleming R. Suppresssion of serum vascular endothelial growth factor immunoreactivity in normal pregnancy and in preeclampsia // Br. J. Obstet. Gynaecol. -1997. -Vol.104. -P. 223-228.