Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / РЕСПОНДЕНТЫ / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / FACTORS / CONDITIONS / COMPONENTS OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY EDUCATION / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

В статье рассмотрено эмпирическое обоснование необходимости воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Проанализированы факторы и условия такого воспитания. Выявлены уровни сформированности российской гражданской идентичности у современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL JUSTIFICATION OF THE NEED TO EDUCATE RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN SCHOOL CHILDREN

This article considers the empirical justification of the need to educate Russian civil identity in school children. The factors and conditions of this upbringing are analyzed. The levels of formation of the Russian civil identity in modern schoolchildren are also revealed.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Жилинская Мария Сергеевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: cpp@amursu.ru Иванова Елена Александровна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: cpp@amursu.ru Zhilinskaya Maria Sergeevna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: cpp@amursu.ru Ivanova Elena Alexandrovna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: cpp@amursu.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

EMPIRICAL JUSTIFICATION OF THE NEED TO EDUCATE RUSSIAN CIVIL IDENTITY

IN SCHOOL CHILDREN

Аннотация. В статье рассмотрено эмпирическое обоснование необходимости воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Проанализированы факторы и условия такого воспитания. Выявлены уровни сформированности российской гражданской идентичности у современных школьников.

Abstract. This article considers the empirical justification of the need to educate Russian civil identity in school children. The factors and conditions of this upbringing are analyzed. The levels of formation of the Russian civil identity in modern schoolchildren are also revealed.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, факторы, условия, компоненты воспитания российской гражданской идентичности, респонденты.

Key words: Russian civil identity, factors, conditions, components of Russian civil identity education, respondents.

На современном этапе в развитии процесса воспитания российской гражданской идентичности в школе присутствует следующая тенденция: в законопроектах прописаны мероприятия, направления деятельности, ориентированные на воспитание российской гражданской идентичности у школьников, но в большинстве школ они фактически не находят реализации [2]. Это может быть связано с недостаточной материально-технической базой школы, с невысоким уровнем знаний по данной проблематике, с нехваткой профессиональных кадров, со слабостью в целенаправленной, планомерной работе педагогического состава образовательного учреждения, нежеланием самих школьников воспринимать идеи и др.

Укрепление российской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации является одной из главных целей государственной национальной политики страны, определенных в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. При этом укрепление единства российского общества и гражданской идентичности определено в числе основных целей государственной культурной политики РФ (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года). Это связано с тем, что для развития и процветания российского общества, сохранения целостности страны необходимо формирование у ее жителей гражданской идентичности.

Актуальность данной темы обусловлена также потребностью государства и общества в укреплении идей сплоченности народа перед лицом внутренних и внешних вызовов, необходимостью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и в то же время толерантного отношения к людям другой расы, национальности, религии и т.д.

Для выявления направлений, путей, способов, факторов и условий реализации воспитания российской гражданской идентичности было проведено социально-педагогическое исследование. Цель его заключалась в изучении современного состояния воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1) выявить основные уровни сформированности российской гражданской идентичности у школьников;

2) проанализировать факторы и условия воспитания у школьников российской гражданской идентичности.

Исследование проводилось через реализацию нескольких этапов.

1. На первом этапе, организационно-техническом (предварительном) осуществлялся анализ литературы по проблеме воспитания российской гражданской идентичности у школьников. В результате были определены общие положения воспитания российской гражданской идентичности:

актуальность данной темы, чтобы оценить нынешнее состояние российской гражданской идентичности;

компоненты гражданской идентичности для выявления уровней сформированности российской гражданской идентичности у школьников;

научно-практические подходы к воспитанию российской гражданской идентичности и принципы, на основе которых они осуществляются, с их помощью определились основные способы и методы данного воспитания;

возрастные особенности школьников для выявления путей и способов воспитания российской гражданской идентичности.

2. Второй этап мы назвали методическим. Он включал подбор, согласование и утверждение методик исследования, необходимых для выявления уровня сформированности российской гражданской идентичности у школьников: методика «Незавершенные предложения» Сакса Леви, предназначенная для выявления ценностно-мотивационного и эмоционально-оценочного компонентов; анкета «Уровень воспитанности» М.И. Шиловой с целью изучения сформированности всех компонентов; тест «С чего начинается Родина», направленный на определение сформированности когнитивного компонента; анкета «Наша Родина», необходимая для анализа эмоционально-оценочного, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов. Кроме того, был проведен опрос учащихся для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс воспитания российской гражданской идентичности. Было проведено анкетирование, необходимое для выявления влияния определенных условий на процесс воспитания российской гражданской идентичности.

На данном этапе была осуществлена также выборка исследования: ученики 8-го класса -23 респондента в возрасте 13-14 лет.

3. Следующий этап - исследовательский, включал в себя собственно исследование уровня сформированности российской гражданской идентичности у школьников, а также факторов и условий, при помощи перечисленных выше методик.

4. Четвертый этап - заключительный, предполагает анализ полученных результатов.

Эффективность воспитания российской гражданской идентичности во многом зависит от того, насколько развиты ее основные компоненты у школьников: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-мотивационный и деятельностный. Данные компоненты могут находиться на трех уровнях сформированности - на высоком, среднем и низком.

В процессе выявления уровня сформированности российской гражданской идентичности у современных школьников были получены следующие результаты.

Большая часть школьников (57%) имеет средний уровень сформированности когнитивного компонента, им присущи: знания в отдельных областях гражданской идентичности; освоение культурного наследия и истории страны и других стран в пределах интересующего их поля, а также отчасти знание прав и обязанностей. У 30% респондентов был выявлен низкий уровень, что подразумевает отсутствие знаний о своей стране, ее истории, о правах и обязанностях граждан; отсутствие интереса и пренебрежение к культуре и традициям других народов мира. И только у 13% опрашиваемых сформирован когнитивный компонент на высоком уровне, для них характерно знание социально-политического устройства родной страны, ее территории и границах; истории своей страны и народов мира; освоение общекультурного наследия; знание прав и обязанностей гражданина страны. Данные проиллюстрированы на рис. 1.

При выявлении эмоционально-оценочного компонента выяснено, что больше половины учащихся (52%) имеют средний уровень сформированности указанного компонента. Для них характерно безразличное отношение к своей национальности, гордость только за особо значимые события истории страны, слабо выраженное чувство патриотизма, доброжелательное отношение только к тому, что нравится и интересует. Низкий уровень присущ 35% респондентов. Они отрицают свою принадлежность к стране, к числу ее граждан, не принимают других взглядов, у них отсутствует чувство патриотизма. Только у 13% школьников обнаружен высокий уровень эмоционально-оценочного компонента. У них преобладают такие гражданские качества как патриотизм, гордость за свою страну, эмоционально положительное принятие своей национальности, доброжелательность к другим людям и мнениям, рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к явлениям мира. Полученные данные представлены на рис. 2.

При анализе ценностно-мотивационного компонента (рис. 3) было выявлено, что большая часть респондентов (70%) имеет средний уровень сформиро- Рис. 2. Уровни сформированности у ванности ценностно-мотивационного компонента, у них школьников эмоционально-оценочного присутствует доброжелательное отношение к окружа- компонента.

13%

30% 13% - высокий

57% - средний

57% 30% - низкий

Рис. 1. Уровни сформированности у школьников когнитивного компонента.

13%

35% 13% - высокий

52% -средний

52% 35% - низкий

ющим, нетерпимость к насилию, готовность к сотрудничеству, признание значимости гражданских знаний. У 22% школьников - низкий уровень. Для них характерно игнорирование других народов мира, низко сформированная толерантность и моральная самооценка, эгоистичность по отношению к другим людям. Для наименьшей части участников (8%) характерен высокий уровень - наличие мотивов действовать во благо Родины, толерантность, моральная самооценка, уважение ценностей народов мира, нетерпимость к дискриминации и готовность противостоять ей, положительное отношение к гражданскому обществу, гражданская позиция.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что большая часть учеников (61%) имеет средний уровень сформированности деятельностного компонента. Для них характерно участие в интересующих их мероприятиях, умение строить планы (но не осуществлять их), соблюдение прав и обязанностей в определенных ситуациях, готовность к гражданским действиям, проявление самостоятельности (но частое обращение к помощи взрослых), осведомленность об общественно-политических событиях, помощь другим (только «своим»). У 26% опрашиваемых - низкий уровень данного компонента. Им присущи отказ от участия в жизни общества, несоблюдение основных прав и обязанностей, ведение диалога без учета интересов собеседника, отказ в помощи другим, отрицательный опыт поведения. И только у 13% респондентов - высокий уровень компонента. Они выполняют нормы и требования, предъявляемые им окружающими, соблюдают не только свои права и обязанности, но и других людей, участвуют в общественной жизни, в школьном самоуправлении, умеют строить планы и осуществлять их, а также вести равноправный диалог, у них наблюдаются гражданская активность, готовность к осознанным гражданским действиям. Они помогают нуждающимся в помощи. Полученные результаты представлены на рис. 4.

Воспитание российской гражданской идентичности захватывает разные стороны воспитания, предполагает взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. В работе по гражданскому воспитанию - а именно воспитанию российской гражданской идентичности - необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников. Его содержание включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы [4].

Чтобы в условиях образования воспитывался законопослушный, самостоятельно мыслящий гражданин, необходимо строить педагогический процесс таким образом чтобы он затрагивал основные компоненты российской гражданской идентичности. Педагогический коллектив школы самостоятельно выбирает формы его реализации на базе разнообразных технологий и организационных форм воспитания гражданина. Использование форм и средств внеклассной работы при этом открывает широкие личностно- и практико-ориентированные возможности для такого воспитания.

8% 8% - высокий

22%

70% - средний

22% - низкий

70%

Рис. 3. Уровни сформированности у школьников ценностно-мотивационного компонента.

13%

26% 13% - высокий

61% - средний

61% 26% - низкий

Рис. 4. Уровни сформированности у школьников деятельностного компонента.

Для анализа факторов и условий воспитания российской гражданской идентичности у школьников были использованы два метода - анкетирование и опрос. Опрос респондентов был проведен для выявления наличия или отсутствия факторов, среди которых следует выделить:

1) общее историческое прошлое. На основе опроса можно проследить наличие данного фактора, но при этом не все школьники в полной мере знают историческое прошлое своего народа, и не для всех этот фактор является важным, существенным;

2) эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране. Большая часть респондентов считает, что стране необходимы мероприятия, события, которые способны объединить граждан в одно целое, но есть те, кого мало волнует то, что происходит в государстве, это может быть связано с незнанием текущей ситуации в стране, городе;

3) возможность проявлять свою гражданскую позицию. Большая часть респондентов считает, что умеет отстаивать свое мнение, но нет возможности это реализовывать в жизни (а точнее, где можно это сделать), хотя, по мнению большинства, проявлять свою гражданскую позицию необходимо;

4) уровень мотивации школьников. Мотивация что-либо делать у респондентов есть, многие хотели бы сделать что-то полезное для города, страны, но далеко не у всех есть такая возможность. Это может быть связано с неосведомленностью в данном вопросе;

5) семья и семейное воспитание. Семья оказывает большое влияние на представления респондентов о стране, о власти и многом другом, именно от нее зависит в дальнейшем и отношение школьников.

Каждый из факторов оказывает свое особенное влияние на школьников, причем одни из них воздействуют сильнее, другие слабее, соотношение влияния факторов представлено на рис. 5.

■ 39% - общее историческое

прошлое

65% 39%

■ 77% - эмоциональное состояние

77% ■ 76% - возможность

проявлять гражданскую

70% позицию ■ 70% - уровень мотивации

76% ■ 65% - семейное воспитание

Рис. 5. Влияние факторов на процесс воспитания российской гражданской идентичности

у школьников.

По результатам исследования влияния факторов можно сделать вывод, что наибольшее воздействие на школьников оказывают: эмоциональное состояние (77%), мотивация (70%) и возможность проявлять свою позицию (76%). Семейное воспитание (65%) тоже оказывает большое воздействие, но этот фактор не лидирующий, а общее историческое прошлое (39%) оказывает наименьшее влияние среди остальных факторов. Такие данные могут свидетельствовать, что изучение общего исторического прошлого, скорее всего, происходит только на уроках истории, количество которых в школьной программе ограниченно. Те, что оказывают наибольшее воздействие, связаны в основном с личностью школьника, поэтому они лидируют.

Оказалось, что у школьников мотивация и возможность проявлять свою позицию имеют такую характеристику как «установочная ригидность, отражающая личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на непринятие нового, необходимости изменения самого себя — самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычки и т.д.» [1]. А семье и семейному воспитанию принадлежит большой процент, потому что они присутствуют в жизни респондентов большую часть времени. Следует отметить, что прежде чем начинать работу по воспитанию российской гражданской идентичности у школьников необходимо перенаправить установочную ригидность на гибкость, чтобы подрастающие граждане не ждали, что всё вокруг будет меняться без их усилий, а сами принимали в этом участие.

Для определения воздействия условий на процесс воспитания российской гражданской идентичности было проведено анкетирование. Условия, которые при этом диагностировались: волевые качества (удержание внимания на любое время, целеполагание, достижение поставленных целей, упорство в преодолении трудностей); осознание ответственности, самоконтроль; принятие себя как части государства; рефлексия: адекватная самооценка, навыки самоанализа поведения; знание, понимание культуры и истории; собственная позиция в различении добра и зла, прекрасного и безобразного, пороков и добродетелей, героического и постыдного, любви и ненависти; собственная интерпретация полученных знаний в области культуры и истории.

На основе исследования по выявлению влияния условий (рис. 6) можно сказать, что наибольшее воздействие оказывают волевые качества (83%), знание истории и культуры (83%), понимание «плохого - хорошего» (70%), рефлексия (61%). Наименьшее воздействие оказывают принятие себя как части государства (22%), собственная интерпретация исторического прошлого и культурного наследия (35%) и осознание ответственности (47%). Такие данные могут объясняться тем, что если у респондентов и есть знания в области культуры и истории, то они не всегда могут эти знания интерпретировать. Не все школьники осознают, что за все свои поступки и действия они несут ответственность, скорее всего это связано с тем, что чувству ответственности в школе или в семье уделяют мало внимания. Это свидетельствует, что для них характерен внешний локус контроля (экстернальный) -«полагают, что происходящие события вызваны влиянием внешних сил, случая, обстоятельств, окружения, они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее» [3].

83% - волевые качестаа

47% - осознание ответственности

22% - принятие себя как части государства

61% - рефлексия

70% - собственная позиция в различении «плохое - хорошее»

35% - собственная интерпретация исторического прошлого и культурного наследия

83% - знание истории и культуры

Рис. 6. Влияние условий на воспитание у школьников российской гражданской идентичности.

Непринятие себя как части государства обусловливается отсутствием интереса у опрашиваемых по вопросам, связанным со страной, социумом. Необходимо уточнить: прежде чем ждать положительных результатов от воспитания российской гражданской идентичности, нужно изменить у школьников локус контроля с внешнего на внутренний, так как он будет предполагать, что они смогут управлять своей жизнью и не винить во всем внешние факторы, смогут изменить себя в лучшую сторону.

Таким образом, исследование показало, что 60% респондентов имеют средний уровень сформированности компонентов российской гражданской идентичности, 28,25% - низкий уровень и только 11,75% опрашиваемых имеют высокий уровень. Это говорит о наличии положительной базы для дальнейшего воспитания российской гражданской идентичности, но существует угроза того, что при отсутствии организации и дальнейшей работы в данном направлении школьники со средним уровнем могут оказаться в низком, а те, у кого высокий, - в среднем.

Эмпирическое исследование показало, что на процесс воспитания российской гражданской идентичности у школьников влияют разнообразные факторы и условия. Зная, какие из них оказывают наибольшее воздействие, можно понять, каким образом следует строить дальнейшую работу по воспитанию российской гражданской идентичности у школьников. Если в последующей работе не брать в учет их влияние, ее результаты могут оказаться неблагоприятными.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что всё это - база для дальнейшей работы в направлении воспитания российской гражданской идентичности у школьников.

1. Залевский, Г.В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского // Сибирский психологический журнал. -2000. - С. 129-137.

2. Каратаева, Т А. Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе / Т. А. Каратаева, Т. А. Ольховая // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2017. - № 10. - С. 120-126.

3. donpi.ru: Внутренний и внешний локус контроля личности: определение и характеристика. - 2019. - Режим доступа: https://donpi.ru/zdorove/vnutrennij-i-vneshnij-lokus-kontrolya-lichnosti-opredelenie-i-harakteristika.html. -10.01.2020.

4. knowledge.allbest.ru: Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории России в 9-х классах. - 2017. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2bc79a4c53 Ь88521216с 36 1.html. - 10.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.