[1]. Овчинникова Т.А. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
[2]. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173
[3]. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина: Размышление врача о музыке и музыкантах - М., 2002.
[4]. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века - М., 1975.
[5]. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт как обобщённый критерий оптимизации трудовой деятельности/ Техническая эстетика, 1985, №2.
Касаткина Д.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В современном мире вопросы саморегуляции личности и волевых качеств часто возникают вместе с проблемами эффективности и успешности личности. Каждый индивид интуитивно избирает свою волевую стратегию для достижения цели. Но во многих сферах эти индивидуальные особенности не учитываются, что затрудняет достижение успеха в деятельности.
В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных волевым стратегиям, рассматриваются модели волевых качеств. Но часто данные исследований разрозненны, противоречивы и не рассматривают волевые качества как систему. Кроме того не было обнаружено исследований, связывающих эту систему с профессиональной деятельностью и направленностью личности.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что существует структура волевых качеств личности, связанная с направленностью и деятельностью личности. В этой структуре некоторые наиболее ярко выраженные волевые качества группируют вокруг себя сходные по функциям черты. Также в этой структуре имеются некоторые универсальные качества, присутствующие у всех людей, влияющие на поведение и не группирующие вокруг себя дополнительных черт.
В исследовании приняло участие 85 респондентов, 49 девушек и 36 юношей. Все участники - студенты 4 курсов факультетов: психологии (22), экономики (32), народнохудожественного творчества и дизайна (11), проектирования радиоэлектронных средств (20).
Были использованы методики:
опросник М.В. Чумакова волевых качеств личности [2]: ответственности, инициативности, решительности, самостоятельности, выдержки, настойчивости, энергичности, внимательности и целеустремленности;
методика Б. Баса определения направленности личности на себя, дело, общение [1, с.
563].
Данные опроса по группам студентов обрабатывались методом факторного анализа. Также проводился корреляционный анализ переменных с использованием коэффициента Пирсона. Согласно значению критерия КМО (0,3), данные учащихся факультета декоративно-прикладного искусства было невозможно обработать с помощью факторного анализа. Для общей выборки и выборок учащихся разных факультетов были построены матрицы факторных нагрузок с вращением Варимакс (табл. 1).
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок волевых качеств общей выборки
Фактор «Активный характер достижения» Фактор «качество деятельности / отношение к работе»
Внимательность 0.705
Выдержка 0.815
Инициативность 0.755
Настойчивость 0.831
Ответственность 0.790
Решительность 0.811
Самостоятельность
Целеустремленность 0.606
Энергичность 0.663
Так в общей выборке выделились факторы «Активный характер достижения» и «Качество деятельности». Первый фактор связан с успешным началом деятельности, активным стремлением. Второй фактор больше связан с продолжением и завершением деятельности и характеризует общий способ исполнения деятельности.
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок волевых качеств для выборок студентов разных факультетов
Студенты-психологи (п=22) Студенты-экономисты (п =22) Студенты-учащиеся МАИ (п =20)
Фактор Ф.1.1 Ф.1.2 Ф.1.3 Ф.2.1 Ф.2.2 Ф.2.3 Ф.3.1 Ф.3.2 Ф.3.3 Ф.3.4
Внима- тель- ность 0.814 0.606 0.617
Вы- держка 0.918 0.775 0.779
Инициа- тив- ность 0.843 0.625 0.653
Настой- чивость 0.862 0.909 0.709
Ответ- ствен- ность 0.679 0.915 0.878
Реши- тель- ность 0.859 0.835 0.853
Само- стоятель тель- ность 0.579 0.670 0.945 0.906
Целе- устрем- лен- ность 0.776 0.673 0.759
Энергич гич- ность 0.770 0.714 0.514 0.848
Так, для студентов-психологов и экономистов выделился фактор (Ф.1.1, Ф.2.1), схожий с фактором «Активный характер достижения» общей выборки. В него входят: настойчивость, решительность, инициативность, энергичность и целеустремленность (у психологов нет). Этот фактор связан с общей активностью, способностью следовать своему решению, преодолевать препятствия. У студентов МАИ аналогичный фактор сужен, в него входят только энергичность, целеустремленность и настойчивость.
Второй фактор (Ф. 2.1, Ф.2.2, Ф. 2.3), «Качество деятельности» в общей выборке и в группах связан с характером исполнения деятельности. Причем для психологов речь идет скорее о процессе достижении цели (целеустремленность). Студенты-экономисты больше нацелены на результат (ответственность), а учащиеся МАИ больше связывают проявления выдержки и внимательности с самостоятельностью.
По третьему фактору группы студентов различаются. У студентов-психологов это: «Зрелая дисциплинированность», включающая самостоятельность и выдержку, у студентов-экономистов это «Самостоятельность», у учащихся МАИ - «Активная позиция», включающая решительность и инициативность.
И четвертый фактор, «Ответственность» выделился только в группе студентов факультета проектирования радиоэлектронных средств.
Вероятно, блок «Активный характер достижения» является универсальным, и вместе с блоком «Качество деятельности» присущ большинству людей. Они составляют два стандартных набора качеств, которые есть в любой волевой структуре. Это предположение подтверждается тем, что в общей выборке выделились только два фактора. Третий и четвертый факторы, больше зависят от индивидуальных особенностей личности, ее специализации, направленности. Качества их составляющие не всегда можно назвать сопряженными, скорее они объединены функционально.
Были построены матрицы факторных нагрузок для выборок студентов с разной направленностью (табл. 3).
Таблица 3
Факторная структура волевых качеств для выборок студентов с направленностью на себя, на общение, на деятельность
Студенты с направленностью на себя (п= 31) Студенты с направленностью на общение (п= 36) Студенты с направленностью на деятельность (п=49)
Фактор Ф.4.1 Ф.4.2 Ф.5.1 Ф.5.2 Ф.6.1 Ф.6.2 Ф.6.3
Вниматель- ность 0.866 0.866 0.642
Выдержка 0.889 0.586 0.518 0.641
Инициатив- ность 0.856 0.856 0.610 0.515
Настойчивость 0.871 0.871 0.817
Ответствен- ность 0.721 0.889 0.848
Решительность 0.871 0.792 0.742
Самостоятель- ность 0.586 0.806 0.869
Целеустрем- ленность 0.792 0.721 0.797
Энергичность 0.806 0.871 0.559
Для групп с направленностью на себя и на общение были также получены факторы «Активный характер достижения» (Ф. 4.1; Ф.5.1) и «Качество деятельности» (Ф. 4.2, Ф. 5.2), который в группе с направленностью на себя больше связан со стремлением к цели.
В группе с направленностью на деятельность выделились три фактора: «Активный характер достижения» (Ф. 6.1), в который входит внимательность, «Самостоятельность» (Ф. 6.2) и «Зрелое отношение к деятельности» (Ф. 6.3), куда входят качества ответственности и выдержки.
Так, в группе с направленностью на деятельность активность и стремление к цели связаны и с процессом ее достижения (Ф. 6.1). Ценность представляет самостоятельность в деятельности. Вероятно, это связано с самоутверждением через деятельность и идентификацией со своими занятиями. Третий фактор больше относится к качествам самой личности и связан с ответственностью за результат и с людьми, которые связаны с этой деятельностью. Вероятно, направленность на деятельность связана с более сложными формами жизнедеятельности, поэтому структура волевых качеств личности, направленной на деятельность отличается от структур личностей, направленных на общение и на себя. Последние больше похожи на структуру волевых качеств общей выборки.
В результате корреляционного анализа волевые качества также были объединены в две основные группы (см. рис.1): существуют значимые связи (р = 0,000) между решительностью и настойчивостью (г = 0.57), выдержкой и внимательностью (г = 0,5), настойчивостью и энергичностью (г = 0,58), настойчивостью и целеустремленностью (г = 0,57), внимательностью и целеустремленностью (г = 0,5). Также были обнаружены связи на уровне (г = 0.5 -0,4) ответственности с выдержкой и внимательностью; инициативности с решительностью и настойчивостью; решительности с энергичностью и целеустремленностью; самостоятельности с выдержкой; энергичности с целеустремленностью.
Рис. 1. Внутренние связи волевых качеств личности
Двойная жирная линия - корреляция на уровне 0.6; жирная линия- корреляция на уровне 0.5, прерывистая линия-корреляция на уровне 0.4
Первая группа аналогична первому фактору общей выборки, «Активный характер достижения». В нее входят: решительность, настойчивость, энергичность, целеустремленность и инициативность. Причем инициативность имеет меньше связей с остальными качествами, что указывает на отличие / особенность в ее функциях и природе.
Вторая группа соответствует фактору «Качество деятельности» и включает: ответственность, выдержку, внимательность и самостоятельность. Эти качества описывают и зрелую личность (ответственность, самостоятельность) и субъекта деятельности (выдержка, внимательность).
Таким образом, в структуре волевых качеств личности можно выделить два основных блока: первый, связанный с общей активностью личности, стремлением. И второй, «Устойчивый характер деятельности» связан с качеством исполнения деятельности, способами, индивидуальным почерком. Если рассматривать подробнее, то можно заметить, что качества первого блока можно разделить по двум подгруппам: в первой будут черты, связанные исключительно с активностью личности, во второй - с инициативностью. Также и во втором блоке, где можно выделить качества, отвечающие за исполнение деятельности (выдержка, внимательность), так и черты зрелой личности (ответственность, самостоятельность). У групп студентов разных факультетов различия в основном были в том, к какой основной группе присоединялись качества ответственности, самостоятельности, инициативности.
Можно сказать, что результаты исследования подтверждают гипотезу: волевые качества, сходные по смыслу и функциям объединяются в блоки. Причем выявлены два основных блока, чаще всего встречающиеся у испытуемых. Но нельзя точно утверждать, зависит ли содержание этих блоков и вся структура волевых качеств от направленности индивида и от его учебной специальности. Структуры волевых качеств учащихся разных факультетов отличаются друг от друга, но это может быть связано не только с особенностями обучения на том или ином факультете, и с направленностью, которая формируется в ходе обучения. Это также может быть связано с темпераментом, мотивационно - потребностной сферой, иерархией ценностей личности.
В результате проведенной работы было обнаружено, что волевая сфера личности зависит от различных компонентов личности, не изученных в данной работе. Поэтому изучение связи волевых качеств и других структур и свойств личности должно стать предметом исследования дальнейших работ.
Литература
[1]. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: 2009.
[2]. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). - Ярославль: 2004.