Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности'

Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / НАПРАВЛЕННОСТЬ / WILL / THE STRONG-WILLED QUALITIES / FOCUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касаткина Дарья Алексеевна

В статье представлено исследование волевых качеств и направленности личности студентов 4-5 курсов различных факультетов. В работе изучается связь волевой структуры с направленностью личности. Представлены результаты исследования, а так же эмпирическая модель волевых качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conative qualities structure and personal focus: empirical study

The empirical study of conative qualities and personal focus is presented. Structure of conative qualities in connection with the personal focus (on oneself, on the other person, on the activity) are analyzed. Sample consists of 85 4-course students from: economy faculty, psychology faculty, faculty of folk arts crafts and design, faculty of engineering radio electronic instruments.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности»

[1]. Овчинникова Т.А. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

[2]. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173

[3]. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина: Размышление врача о музыке и музыкантах - М., 2002.

[4]. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века - М., 1975.

[5]. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт как обобщённый критерий оптимизации трудовой деятельности/ Техническая эстетика, 1985, №2.

Касаткина Д.А.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В современном мире вопросы саморегуляции личности и волевых качеств часто возникают вместе с проблемами эффективности и успешности личности. Каждый индивид интуитивно избирает свою волевую стратегию для достижения цели. Но во многих сферах эти индивидуальные особенности не учитываются, что затрудняет достижение успеха в деятельности.

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных волевым стратегиям, рассматриваются модели волевых качеств. Но часто данные исследований разрозненны, противоречивы и не рассматривают волевые качества как систему. Кроме того не было обнаружено исследований, связывающих эту систему с профессиональной деятельностью и направленностью личности.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что существует структура волевых качеств личности, связанная с направленностью и деятельностью личности. В этой структуре некоторые наиболее ярко выраженные волевые качества группируют вокруг себя сходные по функциям черты. Также в этой структуре имеются некоторые универсальные качества, присутствующие у всех людей, влияющие на поведение и не группирующие вокруг себя дополнительных черт.

В исследовании приняло участие 85 респондентов, 49 девушек и 36 юношей. Все участники - студенты 4 курсов факультетов: психологии (22), экономики (32), народнохудожественного творчества и дизайна (11), проектирования радиоэлектронных средств (20).

Были использованы методики:

опросник М.В. Чумакова волевых качеств личности [2]: ответственности, инициативности, решительности, самостоятельности, выдержки, настойчивости, энергичности, внимательности и целеустремленности;

методика Б. Баса определения направленности личности на себя, дело, общение [1, с.

563].

Данные опроса по группам студентов обрабатывались методом факторного анализа. Также проводился корреляционный анализ переменных с использованием коэффициента Пирсона. Согласно значению критерия КМО (0,3), данные учащихся факультета декоративно-прикладного искусства было невозможно обработать с помощью факторного анализа. Для общей выборки и выборок учащихся разных факультетов были построены матрицы факторных нагрузок с вращением Варимакс (табл. 1).

Таблица 1

Матрица факторных нагрузок волевых качеств общей выборки

Фактор «Активный характер достижения» Фактор «качество деятельности / отношение к работе»

Внимательность 0.705

Выдержка 0.815

Инициативность 0.755

Настойчивость 0.831

Ответственность 0.790

Решительность 0.811

Самостоятельность

Целеустремленность 0.606

Энергичность 0.663

Так в общей выборке выделились факторы «Активный характер достижения» и «Качество деятельности». Первый фактор связан с успешным началом деятельности, активным стремлением. Второй фактор больше связан с продолжением и завершением деятельности и характеризует общий способ исполнения деятельности.

Таблица 1

Матрица факторных нагрузок волевых качеств для выборок студентов разных факультетов

Студенты-психологи (п=22) Студенты-экономисты (п =22) Студенты-учащиеся МАИ (п =20)

Фактор Ф.1.1 Ф.1.2 Ф.1.3 Ф.2.1 Ф.2.2 Ф.2.3 Ф.3.1 Ф.3.2 Ф.3.3 Ф.3.4

Внима- тель- ность 0.814 0.606 0.617

Вы- держка 0.918 0.775 0.779

Инициа- тив- ность 0.843 0.625 0.653

Настой- чивость 0.862 0.909 0.709

Ответ- ствен- ность 0.679 0.915 0.878

Реши- тель- ность 0.859 0.835 0.853

Само- стоятель тель- ность 0.579 0.670 0.945 0.906

Целе- устрем- лен- ность 0.776 0.673 0.759

Энергич гич- ность 0.770 0.714 0.514 0.848

Так, для студентов-психологов и экономистов выделился фактор (Ф.1.1, Ф.2.1), схожий с фактором «Активный характер достижения» общей выборки. В него входят: настойчивость, решительность, инициативность, энергичность и целеустремленность (у психологов нет). Этот фактор связан с общей активностью, способностью следовать своему решению, преодолевать препятствия. У студентов МАИ аналогичный фактор сужен, в него входят только энергичность, целеустремленность и настойчивость.

Второй фактор (Ф. 2.1, Ф.2.2, Ф. 2.3), «Качество деятельности» в общей выборке и в группах связан с характером исполнения деятельности. Причем для психологов речь идет скорее о процессе достижении цели (целеустремленность). Студенты-экономисты больше нацелены на результат (ответственность), а учащиеся МАИ больше связывают проявления выдержки и внимательности с самостоятельностью.

По третьему фактору группы студентов различаются. У студентов-психологов это: «Зрелая дисциплинированность», включающая самостоятельность и выдержку, у студентов-экономистов это «Самостоятельность», у учащихся МАИ - «Активная позиция», включающая решительность и инициативность.

И четвертый фактор, «Ответственность» выделился только в группе студентов факультета проектирования радиоэлектронных средств.

Вероятно, блок «Активный характер достижения» является универсальным, и вместе с блоком «Качество деятельности» присущ большинству людей. Они составляют два стандартных набора качеств, которые есть в любой волевой структуре. Это предположение подтверждается тем, что в общей выборке выделились только два фактора. Третий и четвертый факторы, больше зависят от индивидуальных особенностей личности, ее специализации, направленности. Качества их составляющие не всегда можно назвать сопряженными, скорее они объединены функционально.

Были построены матрицы факторных нагрузок для выборок студентов с разной направленностью (табл. 3).

Таблица 3

Факторная структура волевых качеств для выборок студентов с направленностью на себя, на общение, на деятельность

Студенты с направленностью на себя (п= 31) Студенты с направленностью на общение (п= 36) Студенты с направленностью на деятельность (п=49)

Фактор Ф.4.1 Ф.4.2 Ф.5.1 Ф.5.2 Ф.6.1 Ф.6.2 Ф.6.3

Вниматель- ность 0.866 0.866 0.642

Выдержка 0.889 0.586 0.518 0.641

Инициатив- ность 0.856 0.856 0.610 0.515

Настойчивость 0.871 0.871 0.817

Ответствен- ность 0.721 0.889 0.848

Решительность 0.871 0.792 0.742

Самостоятель- ность 0.586 0.806 0.869

Целеустрем- ленность 0.792 0.721 0.797

Энергичность 0.806 0.871 0.559

Для групп с направленностью на себя и на общение были также получены факторы «Активный характер достижения» (Ф. 4.1; Ф.5.1) и «Качество деятельности» (Ф. 4.2, Ф. 5.2), который в группе с направленностью на себя больше связан со стремлением к цели.

В группе с направленностью на деятельность выделились три фактора: «Активный характер достижения» (Ф. 6.1), в который входит внимательность, «Самостоятельность» (Ф. 6.2) и «Зрелое отношение к деятельности» (Ф. 6.3), куда входят качества ответственности и выдержки.

Так, в группе с направленностью на деятельность активность и стремление к цели связаны и с процессом ее достижения (Ф. 6.1). Ценность представляет самостоятельность в деятельности. Вероятно, это связано с самоутверждением через деятельность и идентификацией со своими занятиями. Третий фактор больше относится к качествам самой личности и связан с ответственностью за результат и с людьми, которые связаны с этой деятельностью. Вероятно, направленность на деятельность связана с более сложными формами жизнедеятельности, поэтому структура волевых качеств личности, направленной на деятельность отличается от структур личностей, направленных на общение и на себя. Последние больше похожи на структуру волевых качеств общей выборки.

В результате корреляционного анализа волевые качества также были объединены в две основные группы (см. рис.1): существуют значимые связи (р = 0,000) между решительностью и настойчивостью (г = 0.57), выдержкой и внимательностью (г = 0,5), настойчивостью и энергичностью (г = 0,58), настойчивостью и целеустремленностью (г = 0,57), внимательностью и целеустремленностью (г = 0,5). Также были обнаружены связи на уровне (г = 0.5 -0,4) ответственности с выдержкой и внимательностью; инициативности с решительностью и настойчивостью; решительности с энергичностью и целеустремленностью; самостоятельности с выдержкой; энергичности с целеустремленностью.

Рис. 1. Внутренние связи волевых качеств личности

Двойная жирная линия - корреляция на уровне 0.6; жирная линия- корреляция на уровне 0.5, прерывистая линия-корреляция на уровне 0.4

Первая группа аналогична первому фактору общей выборки, «Активный характер достижения». В нее входят: решительность, настойчивость, энергичность, целеустремленность и инициативность. Причем инициативность имеет меньше связей с остальными качествами, что указывает на отличие / особенность в ее функциях и природе.

Вторая группа соответствует фактору «Качество деятельности» и включает: ответственность, выдержку, внимательность и самостоятельность. Эти качества описывают и зрелую личность (ответственность, самостоятельность) и субъекта деятельности (выдержка, внимательность).

Таким образом, в структуре волевых качеств личности можно выделить два основных блока: первый, связанный с общей активностью личности, стремлением. И второй, «Устойчивый характер деятельности» связан с качеством исполнения деятельности, способами, индивидуальным почерком. Если рассматривать подробнее, то можно заметить, что качества первого блока можно разделить по двум подгруппам: в первой будут черты, связанные исключительно с активностью личности, во второй - с инициативностью. Также и во втором блоке, где можно выделить качества, отвечающие за исполнение деятельности (выдержка, внимательность), так и черты зрелой личности (ответственность, самостоятельность). У групп студентов разных факультетов различия в основном были в том, к какой основной группе присоединялись качества ответственности, самостоятельности, инициативности.

Можно сказать, что результаты исследования подтверждают гипотезу: волевые качества, сходные по смыслу и функциям объединяются в блоки. Причем выявлены два основных блока, чаще всего встречающиеся у испытуемых. Но нельзя точно утверждать, зависит ли содержание этих блоков и вся структура волевых качеств от направленности индивида и от его учебной специальности. Структуры волевых качеств учащихся разных факультетов отличаются друг от друга, но это может быть связано не только с особенностями обучения на том или ином факультете, и с направленностью, которая формируется в ходе обучения. Это также может быть связано с темпераментом, мотивационно - потребностной сферой, иерархией ценностей личности.

В результате проведенной работы было обнаружено, что волевая сфера личности зависит от различных компонентов личности, не изученных в данной работе. Поэтому изучение связи волевых качеств и других структур и свойств личности должно стать предметом исследования дальнейших работ.

Литература

[1]. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: 2009.

[2]. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). - Ярославль: 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.