Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование в структуре процесса социального познания'

Эмпирическое исследование в структуре процесса социального познания Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1675
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ И АЛГОРИТМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ / ОБЪЕКТ / ПРОБЛЕМА / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ВАЛИДАЦИЯ ДАННЫХ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / SOCIAL RESEARCH / METHODS AND ALGORITHM OF EMPIRICAL COGNITION / AN OBJECT / A PROBLEM / AN OBJECT OF RESEARCH / REPRESENTATION AND VALIDATION OF DATA / KNOWLEDGE TOOLS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Курлов Алексей Борисович

Рассматривается алгоритм осуществления эмпирического уровня познания социального объекта. Выделяются базовые элементы этого процесса. Обосновывается логическая структура генеральной и выборочной совокупностей эмпирического исследования, а также главное условие репрезентации полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL RESEARCH IN THE STRUCTURE OF PROCESS OF SOCIAL COGNITION

The algorithm of realization of an empirical level of cognition of a social object is considered. In the article fundamental elements of this process are identified. The logic structure of general and selective sets of empirical research and also the main condition of the received data representation are proved.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование в структуре процесса социального познания»

ББК 60.01 в64+87.223в64 YAK 1:316

А.Б. КУРДОВ

A.B. KURLOV

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССДЕАОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОУЕССА СОиИАДЬНОГО ПОЗНАНИЯ

EMPIRICAL RESEARCH IN THE STRUCTURE OF PROCESS OF SOCIAL COGNITION

Рассматривается алгоритм осуществления эмпирического уровня познания социального объекта. Выделяются базовые элементы этого процесса. Обосновывается логическая структура генеральной и выборочной совокупностей эмпирического исследования, а также главное условие репрезентации полученных данных.

The algorithm of realization of an empirical level of cognition of a social object is considered. In the article fundamental elements of this process are identified. The logic structure of general and selective sets of empirical research and also the main condition of the received data representation are proved.

Ключевые слова: социальное исследование, методы и алгоритм эмпирического познания, объект, проблема, предмет исследования, репрезентация и валидация данных, инструментальные знания.

Key words: social research, methods and algorithm of empirical conition, an object, a problem, an object of research, representation and validation of data, knowledge tools.

Инновационная деятельность современного человека, направленная на преобразование какого-либо социального объекта, с очевидностью должна быть обеспечена комплексом инструментальных знаний, необходимых и достаточных для целеосознанного перевода его (объекта) в иное качественное состояние. В противном случае, сколь бы благостными не были намерения человека, достичь ему своих целей вряд ли удастся. Именно поэтому актуализируются проблемы качества эмпирического исследования как одного из уровней социального познания1. Здесь мы попытаемся представить системную композицию процедур этого процесса, результатом которого должно явиться новое знание, необходимое для осуществления перехода от преобразований наличного к снятию неопределённости в преобразовании будущего. Полагаю, что именно так может быть сформирована потенция современного субъекта к упреждающему управлению социальными проблемами.

Итак, процесс выявления и познания признаков и тенденций развития социального объекта, как правило, происходит в двух основных формах.

Во-первых, осуществляется сбор информации в исходном виде о параметрах состояния объекта познания, которые актуализированы целью исследования и входят в его предметную сферу. Речь идёт о «патентном» поиске информации в различных источниках - в литературе, сети Интернет, архивах, отчётах, патентных фондах, других документах и материалах. Целью этой работы является выявление и актуализация в первую очередь «несобственных» признаков изучаемого объекта, которые отражают его природу и наиболее характерные (познанные) формы его связей с внешней средой.

'Понятие «социальное познание», как известно, является более широким, чем «социологическое», ибо строится на основе междисциплинарного подхода. Благодаря научным положениям и аргументам кроссоциального уровня, социологическая методология наполняется новым содержанием, определяя новые формы своей связи с другими социогуманитарными науками.

Во-вторых, происходит выявление принципиально новых с позиций субъекта познания признаков того или иного социального явления.

Процессы реализации этих двух форм получения информации осуществляются, как правило, по параллельным траекториям, поддерживая и стимулируя друг друга. В данных условиях очень важным является формирование чётких представлений о зоне поиска, т.е. необходимо гипотетическое построение сектора распространения изучаемой проблемы.

Что касается выявления признаков, ранее неизвестных, то в этом случае используются три основные стратегии:

• целенаправленно организуемая непосредственная фиксация признаков социального объекта в момент его изучения. Речь идёт о «считывании» или «вычерпывании» признаков и параметров средствами их эмпирической фиксации;

• выведение новых признаков из других признаков объекта, уже установленных достоверно либо вероятностно;

• выведение новых признаков средствами анализа модели изучаемого объекта или модели проблемной ситуации, в которой он проявляется [1, с. 57].

Каждая из данных стратегий может быть реализована автономно. Но, учитывая высокую сложность любого из изучаемых социальных объектов, все они могут одновременно использоваться в качестве познавательных средств в процессе исследования. Важно отметить также, что каждая из стратегий предполагает последующее подтверждение результата - эмпирическое, аналитическое либо их совокупность.

Условия же проявления объектом своих свойств могут быть двоякими:

• естественными, в которых объект пребывает независимо от нашего к нему интереса и без нашего вмешательства;

• искусство создаваемыми и целенаправленно изменяемыми нами.

В соответствии этим применяются два основных метода эмпирического исследования - наблюдение и эксперимент. Но важнейшей задачей является сосредоточение внимания на главном, а именно на том, что эксперимент всегда есть «восприятие реагирования» изучаемого явления на привнесённые исследователем обстоятельства [2, с. 130]. Такая интенция даёт возможность разработки «нормативного» прогноза развития изучаемого объекта, в котором учитывается влияние не только комплекса внешних социальных факторов, но и результатов направленной регуляции, осуществляемой субъектами управления.

Итак, основная задача социолога в рамках любого исследовательского процесса заключается в изучении и прогнозировании развития системы, выбранной в качестве объекта познания, и различных параметров её социо-динамики. Очевидно, что информация, которой располагает исследователь, после фиксации «несобственных» признаков объекта не может быть достаточной для решения обозначенных выше задач. В связи с этим различные комплексные оценки и прогнозы строятся, как правило, на основе анализа результатов измерений, проведённых на различных статистических и вероятностных моделях объекта, которые строятся в процессе его познания.

На рис. 1 изображены компоненты структуры процесса эмпирического исследования, а также комплекс взаимосвязей, раскрывающих его содержание. Этот алгоритм даёт также представление об основных понятиях, составляющих теоретико-методологическую основу данного процесса.

8 8 И №

т

8 §

8 и в

о «

о й о ш V 8

Л и

Й л £ §

9 ф 5 ь

А и 2 8 е о

8

=8 о в а

н й

а и о о в 8 8 И № Н в

ш §

О

й

ф

I

Рис. 1. Алгоритм процесса эмпирического познания

Итак, исходная система представляет собой некую социальную среду, в рамках которой развивается объект исследования - носитель определённых параметров и характеристик Она названа так по двум причинам: с одной стороны, для эмпирических исследований исходная система служит источником данных, с другой - представляет собой некое системное пространство, обладающее комплексом изученных ранее свойств, в рамках которого развивается избранный нами объект - носитель проблем и противоречий, подлежащих анализу и последующему разрешению.

Следовательно, под исходной системой понимается глобальная социальная целостность, включающая в себя в качестве элементов множество образований, также обладающих системными свойствами, и определённым образом влияющая на их развитие. Для исходных систем характерны метапа-раметры. Греческий префикс «мета» означает, что они являются предпосылкой существования объектов, входящих в их состав, развитие которых, в свою очередь, обусловлено влиянием факторов внешней по отношению к ним среды, т.е. факторов исходной системы.

Под объектом исследования в самом широком смысле понимается часть мира, выделяемая как единое целое в течение значительного промежутка времени. Те связи и отношения, которые реализует данный объект с другими элементами среды (исходной системы), пока не учитываются и рассматриваются лишь на априорном уровне как некая данность. В большинстве случаев объекты обладают бесконечным числом свойств, каждое из которых можно изучать как отдельную систему. Это обстоятельство обусловливает необходимость отбора ограниченного числа характеристик, наилучшим образом представляющих данный объект как явление, вызвавшее ту или иную проблемную ситуацию. Так происходит формирование предметной сферы исследования.

При этом необходимо учитывать следующее: предмет является частью объекта, который, в свою очередь, комплементарно представляет «исходную» среду. Более того, как уже подчёркивалось, среда, являясь субстратом для формирования внешних факторов, определяет тенденции и формы развития объекта и его отдельных модусов, составляющих предметное (проблемное) поле познания. Поэтому на последующих этапах исследования непременно придётся вернуться к анализу этих факторов внешней фундации, ибо изучать часть, не апеллируя к целостности, невозможно.

По этим причинам объект и предмет исследования различаются не только масштабом характеристик, но и порядками сложности своих структур, что свидетельствует о выраженной нетождественности потенциалов их развития и, соответственно, о различии форм их взаимной фундации.

Что касается проблемы любого эмпирического исследования, то она должна быть не только отрефлексирована субъектом, но и объективно актуализирована. В противном случае теряется всякий смысл её разработки, ибо сведения, полученные в этом процессе, не будут иметь статус социальной1 и тем более инструментальной информации.

Актуализированная субъектом познания проблема обусловливает формирование цели исследования. Сам процесс целедостижения имеет свою структуру в виде этапов, каждый из которых предполагает решение определённых задач. Очевидно, что этот процесс должен обладать выраженными системными признаками, взаимосвязь задач в нём и определяет технологию движения к поставленной цели. Так формируется целевая функция или идеология любой исследовательской программы [3, с. 327-335]. В её структуре, как правило, присутствует фаза «потокового представления» предмета исследования в виде поисковой модели. На этом уровне определяется характер его связи с внешней средой (объектом) и фиксируются основные закономерности позиционирования предмета в этом пространстве с учётом ряда внешних факторов. Содержание описанного этапа подробно изложено в других работах автора настоящей публикации [4, 5].

Следующим шагом является операционализация актуализированных в соответствии с избранной целью исследования свойств и параметров изучаемой проблемной ситуации. Другими словами, происходит определение процедуры эмпирического измерения и описания определённого числа выделенных характеристик объекта в виде системы переменных, представляющей наше видение соответствующих свойств изучаемого проблемного (предметного) поля. Так происходит разработка инструментария эмпирического исследования, в структуре которого находят отражение априорные представления исследователя о содержании и причинах возникновения изучаемого социального явления.

После актуализации и обоснования выбранных признаков объекта и разработки инструментария исследования уточняются координаты поля, по которому будет проводиться сбор информации - формируется система

1Социальной информацией полагается лишь такая система данных, которая не только отражена, но и актуализирована субъектом в процессе его познавательной или предметно-практической деятельности [6, с. 97-118].

генеральной совокупности (система объекта - О). Она представляет собой двумерную матрицу данных (статистическую модель объекта), построенную средствами формализации избранных в соответствии с решаемой проблемой признаков (А. и В.) изучаемого явления.

О = {(а,., А.)/i е N} , {(В., В.)/. е Nm)} , где а е А , В, е В, .

Как видно, формируется статистическая матрица данных, в которой выделяются множества А1 и В. определяемые структурой актуализированных параметров изучаемого объекта. Сам же объект исследования представляется в виде системы его основных свойств (характеристик), которые описываются через определённые переменные. Значит, систему, заданную на объекте (систему объекта), можно определить через множество свойств (^), с каждым из которых связано множество переменных (А4) и множество баз с каждой из которых связано множество её (базы) параметров (В.). Таким образом, система объекта является характеристикой S, выраженной в количественных параметрах в соответствии с целью и предметной сферой исследования.

В дальнейшем сформированная система объекта выступает основанием для всех последующих этапов исследования, а также тем критерием, с которым соотносятся получаемые результаты для проверки их валидности.

Следующий уровень связан с формализацией этой статистической модели и проектированием выборочной совокупности исследования (У), которая является производной от (О) и на последующих этапах представляет систему объекта. Такое «представительство» позволяет снизить трудоёмкость при сборе информации (объём выборки, как правило, на порядок меньше объёма генеральной совокупности) и при соблюдении принципов проектирования достичь высокой точности и достоверности результатов.

Представляющая система также является матрицей статистических данных

У = {(V, ,V,)/, е Ып}, ,)/j е Ыт},

где V. - переменные, соответствующие свойствам а.; V. - подмножество переменных А.; wj - параметры, соответствующие свойствам в.; Ш. - подмножество базовых свойств В..

Следует подчеркнуть, что под переменной понимается операциональное представление свойств объекта. Каждая переменная связывается с определённым множеством величин, через которые она себя проявляет. Эти величины называются состояниями (или значениями) переменной, а всё множество - множеством состояний. Под параметром понимается операциональное представление базы. Каждый из параметров также связан с неким множеством, называемым параметрическим, а его элементами являются значения этих параметров.

Очевидно, что система выборочной совокупности исследования сформированная тем или иным способом, должна представлять собой модель системы объекта (О). Другими словами, (У) должна быть подобна (гомоморфна) (О). Это главное условие репрезентации1 выборочной совокупности, которое закладывается в процессе её проектирования.

1Репрезентация - свойство выборки с заданной точностью отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

По сути проблема разработки представляющей системы сводится к следующему: для данной числовой системы (О) найти условия на систему (У), необходимые и достаточные для существования представления (У) в (О).

В дальнейшем различные выделенные переменные и параметры подвергаются определённым операциям, благодаря которым и формируется комплексная модель развития изучаемого объекта. Этот процесс осуществляется посредством «канала наблюдения» который позволяет осуществить операциональный ввод или трансформацию той или иной переменной в качестве образа (представления, описания, характеристики) одного из свойств объекта. Так, благодаря этому каналу конкретное свойство а. представляется посредством переменной v1, а база Ь - параметром те^ Эти операции также подчинены требованию гомоморфности, т.е. условию перевода одной системы в другую при непременном сохранении базовых отношений и связей [7, с. 161-179].

Но кроме этого канал наблюдения, существующий между указанными моделями, выступает не только транслятором требований к формированию выборки, но и обратной связью с исходной системой посредством (О). По этому же каналу происходит наполнение представляющей системы конкретными эмпирическими данными в процессе сбора информации, которые с очевидностью требуют системной обработки и обобщения - это следующий этап формализации исходной информации.

На этой стадии выбирается одна из многих существующих программ системной обработки и формируется обобщённая представляющая система (I).

I = {(V'V)/г е Nn}, {(ю,jW,j)/] е Nm).

Её элементами являются производные от рассмотренных выше свойств и признаков объекта, которые представлены линейными распределениями признаков и операциональных индикаторов1 с выделением удельного веса как в абсолютных значениях, так и в иных величинах. Структуру этой системы составляют связи между указанными элементами, выраженные в виде корреляционных зависимостей параметров, дихотомических связей признаков, их многомерных сочетаний и т.д.

Канал абстрагирования (Е), работающий между и (I), представляет собой своеобразный транслятор как прямых, так и обратных связей между предметной областью и процессом решения исследовательских задач. По линии (Е) происходит трансформация эмпирических данных указанными средствами. Обратная связь (I ^ Y) выполняет функцию контроля: сравниваются обобщённые результаты с соответствующими распределениями в выборке. Таким образом, обобщённая представляющая система становится своеобразной моделью предметной области исследования, в которой сосредоточена информация, необходимая и достаточная для успешного решения поставленных задач.

На завершающих этапах исследования осуществляется анализ и интерпретация формализованных данных, в результате чего и формируется динамическая модель развития объекта (5"). Она должна корректно отражать формы и порядки насущных и потенциальных изменений в структуре реального объекта (5), а также динамику его связей с исходной системой. Только в этом случае выводы, разработанные на основе результатов эмпирического исследования, будут иметь ожидаемый эффект при их внедрении в сферу реальной практики.

1В операциональном индикаторе зафиксирована эмпирическая трактовка гипотез, используемых при проведении исследования. Операционализация - это процедура установления связи теоретического аппарата исследования с его методическим инструментарием (анкетой, бланком интервью и т.д.).

И, наконец, комплексный анализ этой динамической модели способен дать в качестве результата не только инструментальную информацию, необходимую для разработки техник и технологий стратегического и тактического уровней социального управления, но и системное, теоретическое знание, представленное в форме концепции или теории развития изучаемого объекта. Полагаю, что именно так и происходит переход от empeiria к ratio, обогащающий теоретико-методологический инструментарий социологической науки.

Литература

1. Хилькевич, А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности [Текст] / А.П. Хилькевич. - М. : Наука, 1999.

2. Налимов, В.В. Логические основания планирования эксперимента [Текст] / В.В. Налимов, Т.И. Голиков. - М. : Мысль, 1981.

3. Курлов, А.Б. Десять стратагем социального исследования [Текст] / А.Б. Кур-лов // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие : матер. IV всерос. социол. конгресса. - Уфа, 2012.

4. Курлов, А.Б. Основы теории социального моделирования [Текст] / А.Б. Курлов. - Уфа : Изд-во БашГУ, 1997.

5. Курлов, А.Б. Методология социального моделирования [Текст] / А.Б. Кур-лов. - Уфа : Автор-Проект, 2000.

6. Курлов, А.Б. Основы информационной аналитики [Текст] / А.Б. Курлов, В.К. Петров. - М. : Юрист, 2009.

7. Курлов, А.Б. Основания современной социологии [Текст] / А.Б. Курлов. -Уфа : Восточный университет, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.