DOI: 10.17805/trudy.2023.4.10 ПЕДАГОГИКА
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В.С. Кузин
Московский гуманитарный университет
Аннотация: Статья даёт представление о результатах сравнительного анализа эмпирических исследований учебной мотивации студентов Лыткаринского промышленно-гума-нитарного колледжа, Алтайского агротехнического техникума и Челябинского юридического колледжа.
Ключевые слова: мотивация; шкала мотивов; сравнительный анализ
AN EMPIRICAL STUDY OF THE EDUCATIONAL MOTIVES OF COLLEGE STUDENTS
VS. Kuzin
Moscow University for the Humanities
Abstract: The article gives an idea of the results of a comparative analysis of empirical studies of educational motivation of students of the Lytkarinsky Industrial and Humanitarian College, the Altai Agrotechnical College and the Chelyabinsk Law College.
Keywords: motivation; motivation scale; comparative analysis
В психологии обучения одной из главных проблем является проблема мотивации в учебной деятельности. Мотивация играет ключевую роль в любой деятельности, включая обучение. Управление мотивацией в учении позволяет контролировать учебный процесс и влиять на успех студента.
Проблеме учебной мотивации посвящено множество исследований, однако, среди них мало работ, касающихся особенностей мотивации студентов колледжа.
Практическое значение осуществлённого нами исследования мотивации и выявления мотивационных факторов заключается в том, что его результаты помогают определить структуру учебной мотивации студентов первых курсов и начинать целенаправленную работу по их формированию. Цель исследования -выявить структуру и осуществить сравнительный анализ учебных мотивов студентов трёх колледжей.
Теоретические методы исследования: методы теоретического анализа (структурного анализа, содержательного анализа, сравнительного анализа), метод систематизации, метод обобщения. Эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа. Методы математической статистики: вычисление среднего значение, построение рангового ряда.
База исследования: филиал Федерального государственного бюджетного об-
разовательного учреждения высшего образования «Университет «Дубна» Лытка-ринский промышленно-гуманитарный колледж.
Выборка исследования:
- обучающиеся по программе подготовки специалистов среднего звена; специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям); очная форма обучения, группа 272 в количестве 15 чел.;
- обучающиеся по программе подготовки специалистов среднего звена; специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка); очная форма обучения, группа 240 в количестве 18 чел.;
- обучающиеся по программе подготовки специалистов среднего звена; специальность 15.02.08 Технология машиностроения; очная форма обучения, группа 215 в количестве 15 чел.;
- обучающиеся по программе подготовки квалифицированных рабочих; специальность 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); очная форма обучения, группа 213 в количестве 5 чел.
Проведённый анализ исследований учебной мотивации студентов показал, что большинство их авторов использует методику диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Применяя данную методику, отмечают О.В. Ломтатидзе, О.В. Мылтасова «исследователь получает возможность оценить значимость каждого мотива в отдельности и в совокупности всех представленных мотивов» (Ломтатидзе, Мылтасова, 2015: 210).
На основании выбранной методики был составлен опросник учебной мотивации студентов, который включал в себя следующие разделы:
- обращение к студентам с разъяснением значения и цели опросника;
- инструкция по оцениванию значимости для студентов мотивов учения;
- вопросы теста опросника;
- инструкция по обработке и интерпретации результатов теста.
Опросник, который используется для изучения мотивации учебной деятельности, содержит 34 различных учебных мотива, которые можно объединить в семь групп. Каждая группа включает мотивы, которые связаны с определенными сферами жизни и деятельности студента. Разделение мотивов на группы позволяет более точно определить, какие именно мотивы влияют на мотивацию студентов и как их можно использовать для повышения успеваемости и эффективности учебного процесса.
На основании обработки результатов анкет составлялись таблицы по каждой студенческой группе. В таблицу заносился код, присвоенный респонденту, средние баллы по каждой группе мотивов, средний балл и ранговый ряд мотива, где 1 является наименьшим мотивом, а 7 наивысшим.
Итоги обработки опросников представлены в табл. 1-4 и в сводной таблице 5 (см. с. 55).
Таблица 1
Исследование учебной мотивации обучающихся группы 240
(40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка)
Код респондента Группы мотивов
Коммуникативные Избегания Престижа Профессиональные Самореализации Познавательные Социальные
1 3,3 2 2,6 4,2 4 4,4 3,4
2 4,3 1,8 1,8 4,7 3,5 4 3,4
3 5,0 4,4 5 5 5 5 4,8
4 4 4,4 4,6 3,8 4,5 4,7 4,2
5 4,5 4,4 4,4 4,7 5 5 4,6
6 3,8 3 3 3,7 3 3,4 4,2
7 2,5 2,2 2,6 4,2 3,5 4 3,4
8 2,3 2,6 3 4,2 3 3,3 4
9 3,5 2,8 2,8 4,2 4 3,9 3
10 4 2 3,2 4,3 4 3,7 3,2
11 2,5 2,4 3,2 4 4 3,9 3,6
12 5 3,6 5 5 3,5 4,6 4,2
13 3,5 2,2 3 4,3 2,5 3,7 3,2
14 5 3,4 4,2 3,6 5 5 2,6
15 4 2,6 4,6 4,7 3 4 3,6
16 3,8 3,4 4,6 4,8 4 4,7 4,4
17 3,8 4 4,6 3,2 4 3,7 4,4
18 4,3 1,6 3 4,7 5 4 3,8
Средний балл 3,8 2,9 3,6 4,3 3,9 4,1 3,8
Ранговый ряд 4 1 2 7 5 6 3
Таблица 2
Исследование учебной мотивации обучающихся группы 272
(54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Код респондента Группы мотивов
Коммуникативные Избегания Престижа Профессиональные Самореализации Познавательные Социальные
1 3,5 2,2 3,4 4,7 3,5 3,0 2,2
2 2,8 1,8 1,4 2,0 3,0 1,9 1,6
Продолжение таблицы 2
3 3,8 3,4 3,6 3,3 3,5 3,3 4,4
4 4,0 2,8 3,8 4,5 4,5 3,0 3,0
5 4,8 3,6 4,6 4,8 4,0 5,0 4,6
6 4,8 2,0 2,8 3,8 4,5 3,8 4,2
7 2,0 1,0 1,6 1,3 1,5 1,3 1,8
8 3,3 2,8 2,8 3,7 2,5 2,7 2,4
9 3,5 2,6 3,4 4,5 2,0 3,4 3,2
10 2,8 2,2 3,2 4,3 3,0 2,6 3,0
11 3,0 2,0 2,8 3,0 3,0 3,0 2,4
12 3,8 2,4 4,0 4,5 4,5 4,4 3,6
13 2,0 3,4 2,8 2,2 2,5 2,3 2,0
14 4,5 2,4 3,8 4,7 4,0 3,7 3,6
15 4,0 2,6 1,0 5,0 5,0 5,0 4,2
Средний балл 3,5 2,5 3,0 3,8 3,4 3,2 3,1
Ранговый ряд 6 1 2 7 5 4 3
Таблица 3
Исследование учебной мотивации обучающихся группы 213
(Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям))
Код респондента Группы мотивов
Коммуникативные Избегания Престижа Профессиональные Самореализации Познавательные Социальные
1 2,8 1,6 3,2 2,8 2,0 3,3 3,0
2 3,5 1,6 4,6 2,3 4,0 4,0 2,4
3 2,3 1,6 2,0 3,5 3,0 3,0 2,0
4 2,8 1,8 1,6 1,5 3,5 2,4 2,2
5 3,8 3,4 3,6 2,7 2,0 2,4 4,0
Средний балл 3,0 2,0 3,0 2,6 2,9 3,0 2,7
Ранговый ряд 5 1 6 2 4 7 3
Таблица 4
Исследование учебной мотивации обучающихся группы 215
(Технология машиностроения)
Код респондента Группы мотивов
Коммуникативные Избегания Престижа Профессиональные Самореализации Познавательные Социальные
1 4,8 4,0 4,6 4,7 4,5 4,9 4,4
2 3,5 3,4 3,8 4,0 3,5 3,6 3,6
3 4,0 1,8 3,2 4,7 4,0 4,7 4,0
4 3,0 2,6 2,4 3,3 2,0 2,4 2,0
5 3,5 2,8 3,0 2,7 3,5 3,0 2,6
6 3,8 3,4 4,4 4,3 5,0 4,9 4,2
7 4,0 1,6 4,4 4,5 5,0 4,9 4,2
8 4,3 2,2 3,4 2,2 3,5 3,3 3,0
9 2,3 1,8 1,8 4,5 3,0 3,3 3,6
10 4,5 2,8 3,6 4,7 5,0 4,1 4,4
11 3,8 3,6 3,8 3,2 3,0 3,9 3,8
12 2,3 1,6 1,8 3,7 3,0 3,4 2,8
13 3,8 2,0 3,0 4,0 3,0 4,0 3,2
14 2,0 1,0 1,2 1,3 5,0 1,4 2,6
15 3,5 4,0 3,6 4,2 3,5 4,0 4,2
16 3,8 3,0 3,0 2,8 3,0 3,3 3,6
17 1,8 3,0 3,2 3,7 4,0 3,7 3,8
Средний балл 3,5 2,6 3,2 3,7 3,7 3,7 3,5
Ранговый ряд 4 1 2 7 5 6 3
Таблица 5
Сводная таблица результатов эмпирического исследования
Номера групп Группы мотивов
Коммуникативные Избегания Престижа Профессиональные Самореализации Познавательные Социальные
215 3,5 2,6 3,2 3,7 3,7 3,7 3,5
213 3,0 2,0 3,0 2,6 2,9 3,0 2,7
272 3,5 2,5 3,0 3,8 3,4 3,2 3,1
240 3,8 2,9 3,6 4,3 3,9 4,1 3,8
Средний балл 3,5 2,5 3,2 3,6 3,5 3,5 3,3
Ранговый ряд 4/5/6 1 2 7 4/5/6 4/5/6 3
В результате проведенного анкетирования у студентов Лыткаринского колледжа был выявлен преобладающий мотив учебной мотивации - профессиональ-
ный. Также имеются совпадения рангового ряда по следующим группам мотивам: коммуникативный мотив; мотив самореализации; познавательный мотив.
По результатам анкетировании можно сказать, что в целом учебная мотивация у студентов сформирована на среднем уровне (средний балл - 3,3). Основные мотивы обучения у опрошенных направлены на процесс и результаты образования. При этом следует обратить внимание, что мотив избегания находится на последнем месте. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты хотят получать знания, необходимый опыт и навыки по выбранной профессии и впоследствии стать профессионалом своего дела.
В осуществлении сравнительного анализа учебной мотивации студентов колледжей мы опирались на методологию такого рода исследований, предложенную В.З. Юсуповым, которая задана логикой такого рода анализа, «осуществляемого на основе принципов системности, и четко определенными критериями отбора научных работ, которые позволили сопоставить результаты исследований учебной мотивации в студентов разных образовательных организаций» (Юсупов, 2022: 226).
На основе анализа, проведенного В.З. Юсуповым, можно сделать вывод о том, что единство или близость позиций учёных, изучающих учебную мотивацию студентов, «проявляется в наблюдаемом авторами исследований снижении значимости для студентов учебных мотивов, что особенно заметно на выпускных курсах; в стабильном доминировании одних мотивов (коммуникативных и профессиональных) и низком уровне сформированности других (мотивов избегания и социальных мотивов); изменяющейся то в сторону повышения, то понижения значимости учебно-познавательных мотивов» (Там же: 226-227).
В ходе осуществлённого эмпирического исследования мы сравнили полученными нами данные с результатами аналогичных исследований, осуществлённых в Алтайском агротехнологическом колледже (Вебер, 2021) и Челябинском юридическом колледже» (Курманова, 2019).
Таблица 6
Сравнительный анализ результатов исследования учебной мотивации
студентов Лыткаринского промышленно-гуманитарного колледжа, Алтайского агротехнологического колледжа, Челябинского юридического колледжа
Шкалы мотивов Лыткаринский про-мышленно-гуманитар-ный колледж, филиал ФГБОУ ВО университет Дубна (2022г.) Алтайский агротехнический техникум (2021 г.) Профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж», (2019 г.)
Курсы Курсы Курсы
1 1 1
Коммуникативные 4/5/6 3,5 6 3,3 2/3 3,2
Избегания 1 2,5 1 2,1 7 3,7
Престижа 2 3,2 2 2,4 1 3
Профессиональные 7 3,6 7 3,4 5 3,4
Творческой самореа- 4/5/6 3/4 2/3
лизации 3,5 3,1 3,2
Учебные 4/5/6 3,5 3/4 3,1 6 3,6
Социальные 3 3,3 5 3 4 3,3
Средние значение 3,3 2,9 3,3
Анализ результатов проведенного исследования показал, что для студентов ЛПГК и Алтайского агротехнического техникума очной формы обучения первых курсов обучения преобладают профессиональные мотивы, коммуникативные мотивы и учебные навыки. Мотивы избегания выражены одинаково с небольшой разницей в 0,4 баллов. У студентов Челябинского юридического колледжа преобладает мотив избегания, в остальном результаты такие же, как и в других колледжах, например, профессиональный мотив разнится лишь с Лыткаринским колледжем в 0,2 балла.
Сравнивая средние значения по всем шкалам в каждой отдельной выборке, можно прийти к следующим выводам. Среднее значение первого курса ЛПГК и Челябинский юридический колледж по всем показателям идентичны. Незначительная разница всего лишь в 0,4 баллов с Алтайским агротехническим техникумом. Стоит обратить внимание на повышение мотива престижа разница с ЛПГК в 0,8 баллов, а разница с Челябинским юридическим колледжем в 0,6 баллов.
Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов очной формы обучения Лыткаринского колледжа осуществлено с использованием опросника А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Сравнение полученных результатов с такими же исследованиями в других колледжах показало, что существенных различий в структуре и динамике формирования учебной мотивации студентов очной формы обучения нет, не считая Челябинского юридического колледжа, в котором слишком явно выражен мотив избегания.
Ранговый ряд учебных мотивов, построенных на основе средних показателей по Лыткаринскому промышленно-гуманитарному колледжу, Алтайскому агротехническому техникому, Челябинскому юридическому колледжу выглядит следующим образом: коммуникативные мотивы (средний показатель - 3,3); мотивы избегания (средний показатель - 2,8), мотивы престижа (средний показатель - 2,9), профессиональные мотивы (средний показатель 3,5); мотивы творческой самореализации (средний показатель - 3,3) учебно-познавательные мотивы (средний показатель - 3,4), социальные мотивы (средний показатель - 3,2).
Также, стоит отметить, что наша работа имеет некоторые ограничения, такие как небольшой размер выборки и отсутствие учета факторов, таких как со-
циально-экономический статус студентов. Поэтому будущие исследования могут продолжить нашу работу и углубить наши знания в этой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вебер Т.В. (2021) Управление профессиональной мотивацией обучающихся в системе СПО // Выпускная квалификационная работа. Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Бийск.
Курманова В.Р. (2019) Реализация системы мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к будущей профессиональной деятельности. // Выпускная квалификационная работа. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск.
Ломтатидзе О.В., Мылтасова О.В. (2015) Особенности использования методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунина) при исследовании учебной мотивации // Психологический вестник Уральского федерального университета. Екатеринбург. 2015. Том (выпуск 10). С. 205-211.
Юсупов В.З. (2022) Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов // Знание. Понимание. Умение. № 1. М.: МосГУ. С. 226-236. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.17
Кузин Вадим Сергеевич, обучающийся 2-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7 (909) 996-79-81. Эл. адрес: vadusha-01@bk.ru
Kuzin Vadim Sergeevich, a student of the 2nd year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (909) 996-79-81. Email: vadusha-01@bk.ru
Для цитирования:
Кузин В.С. Эмпирическое исследование мотивации студентов колледжа к обучению как социально-психологическая проблема. 2023. № 4. С. 53-60. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2023.4.10