Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс / формирование / учебная мотивация / дети / младший школьный возраст / формы обучения / process / formation / educational motivation / children / primary school age / forms of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Миназова, А.М. Батырова, З.З. Магомедова

В статье рассматривается понятие «учебная мотивация», охарактеризованы традиционная и дистанционная формы обучения, проведено сравнение сформированности уровней развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста при реализации разных форм обучения. Одним из важных факторов успешного дистанционного обучения автор видит в сформированной мотивации к учению. Большую часть времени учащийся заочной формы обучения проводит в самостоятельном освоении материала. Выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения от традиционной. Поставлена задача изучения мотивационной сферы учения при выборе разных форм обучения. Авторы пришли к выводу о том, что опыт народной педагогики за многовековую историю существования накопил колоссальный воспитательный потенциал, который не потерял своей актуальности и в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.М. Миназова, А.М. Батырова, З.З. Магомедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE PROCESS OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF DIFFERENT FORMS OF EDUCATION

The article discusses a concept of “educational motivation”, characterizes the traditional and distance learning forms, compares the formation of levels of development of educational motivation in children of primary school age in the implementation of different forms of learning. The authors see one of the important factors of successful distance learning in the formed motivation to study. Most of the time a part-time student spends in the independent development of the material. The characteristic features of distance learning from traditional are highlighted and described. The task of studying the motivational sphere of teaching when choosing different forms of learning is set. The authors come to the conclusion that the experience of folk pedagogy over the centuries-old history of existence has accumulated enormous educational potential, which has not lost its relevance in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

9. Чугаева К.М. Сущность, строение и критерии модульной технологии формирования информационно-коммуникативной адаптивности в цифровом поле профессиональной подготовки студентов. Мир науки, культуры и образования. 2021; №3 (88): 95 - 97.

10. Чугаева К.М. Формирование информационно-коммуникативной адаптивности студентов в ходе лингвистической подготовки в технологическом университете Мир науки, культуры и образования. 2020; № 2 (81): 346 - 348.

11. Гэ Ж. Ли Туйси ли сюэ ти си чжун дэ ши сюэ сысян. Тхвеге хак нюсы рэ то. Сеул: Институт исследования учения Тхвеге, 1997.

12. Giles H., Bourhis R.Y., Taylor D.M. Towards a theory of language in ethnic group relations. Language, Ethnicity and Intergroup Relations. London, UK: Academic Press. // Available: https://www. researchgate.net/publication/265966525_Giles_H_Bourhis_RY_Taylor_DM_1977_Towards_a_theory_of_language_in_ethnic_group_relations_In_H_Giles_Ed_ Language_Ethnicity_and_Intergroup_Relations_pp_307-348_London_UK_Academic_Press

13. Giles H., Scott A.R., Harwood J. The Dynamics of Intergroup Communication. New York: Peter Lang, 2010._

14. Jonkman R.J. Triangulation and trilingualism. Available: f¡le:///C:/Users/мвидео/Documents/Конференции/Йонкман%20Rpdf

15. Ledyard G.K. The Korean language reform of 1446. Seoul, 1998.

References

1. Dzhejms U. Pragmatizm. Novoe nazvanie dlya nekotoryh staryh metodov myshleniya. Volya k vere. Perevod s anglijskogo. Moskva: Respublika, 1997.

2. lonov A.Yu., Kim Yu.H. Konfucianskaya praktichnost' i ee tradicionnoe ponimanie. Chelovek i kultura Vostoka. Issledovaniya i perevody. Moskva, 2019: 76 - 78.

3. lonova Yu.V. Obryady, obychai i ih social'nye funkcii v Koree: seredina XIX - nachalo XX v. Moskva: Nauka, 1982.

4. Kurbanov S.O. Istoriya Korei: s drevnosti do nachala XXI veka. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2009.

5. Kim Yu.H. Korejskaya konfucianskaya tradiciya v usloviyah kul'turnyh transformacij. Lingvokul'turnye aspekty globalizacionnyh processov: sociokul'turnyj kontekst i dinamika rechevyh praktik: tezisy dokladov II Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2021: 60 - 61.

6. Fomichenko L.G. Bilingvizm i trilingvizm - shodstva i razlichiya. Vestnik VolGU. Seriya 2. 2005; Vypusk 4: 96 - 101

7. Hunmin chonym («Nastavlenie narodu o pravil'nomproiznoshenii»). Issledovanie, perevod s hanmuna, primechaniya i prilozheniya L.R. Koncevicha. Moskva: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1979.

8. Chugaeva K.M. Perspektivy cifrovizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya radiotehnicheskih i infokommunikacionnyh sistem «Radioinfokom-2019»: sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: rTu MIR'EA, 2019: 578 -581.

9. Chugaeva K.M. Suschnost', stroenie i kriterii modul'noj tehnologii formirovaniya informacionno-kommunikativnoj adaptivnosti v cifrovom pole professional'noj podgotovki studentov. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2021; №3 (88): 95 - 97.

10. Chugaeva K.M. Formirovanie informacionno-kommunikativnoj adaptivnosti studentov v hode lingvisticheskoj podgotovki v tehnologicheskom universitete Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 346 - 348.

11. G'e Zh. Li Tujsi li syu'e ti si chzhun d'e shi syu'e sysyan. Thvegehaknyusyr'e to. Seul: Institut issledovaniya ucheniya Thvege, 1997.

12. Giles H., Bourhis R.Y., Taylor D.M. Towards a theory of language in ethnic group relations. Language, Ethnicity and Intergroup Relations. London, UK: Academic Press. // Available: https://www.researchgate.net/publication/265966525_Giles_H_Bourhis_RY_Taylor_DM_1977_Towards_a_theory_of_language_in_ethnic_group_relations_In_H_Giles_Ed_ Language_Ethnicity_and_Intergroup_Relations_pp_307-348_London_UK_Academic_Press

13. Giles H., Scott A.R., Harwood J. The Dynamics of Intergroup Communication. New York: Peter Lang, 2010.

14. Jonkman R.J. Triangulation and trilingualism. Available: file:///C:/Users/mvideo/Documents/Konferencii/Jonkman%20R.pdf

15. Ledyard G.K. The Korean language reform of 1446. Seoul, 1998.

Статья поступила в редакцию 01.06.22

УДК 373.3

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Batyrova A.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

AN EMPIRICAL STUDY OF THE PROCESS OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF DIFFERENT FORMS OF EDUCATION. The article discusses a concept of "educational motivation", characterizes the traditional and distance learning forms, compares the formation of levels of development of educational motivation in children of primary school age in the implementation of different forms of learning. The authors see one of the important factors of successful distance learning in the formed motivation to study. Most of the time a part-time student spends in the independent development of the material. The characteristic features of distance learning from traditional are highlighted and described. The task of studying the motivational sphere of teaching when choosing different forms of learning is set. The authors come to the conclusion that the experience of folk pedagogy over the centuries-old history of existence has accumulated enormous educational potential, which has not lost its relevance in modern conditions.

Key words: process, formation, educational motivation, children, primary school age, forms of education.

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

А.М. Батырова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается понятие «учебная мотивация», охарактеризованы традиционная и дистанционная формы обучения, проведено сравнение сформированности уровней развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста при реализации разных форм обучения. Одним из важных факторов успешного дистанционного обучения автор видит в сформированной мотивации к учению. Большую часть времени учащийся заочной формы обучения проводит в самостоятельном освоении материала. Выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения от традиционной. Поставлена задача изучения мотивационной сферы учения при выборе разных форм обучения. Авторы пришли к выводу о том, что опыт народной педагогики за многовековую историю существования накопил колоссальный воспитательный потенциал, который не потерял своей актуальности и в современных условиях.

Ключевые слова: процесс, формирование, учебная мотивация, дети, младший школьный возраст, формы обучения.

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что в последний год из-за сложившейся мировой ситуации с пандемией стремительно изменились условия нашей образовательной системы, в связи с этим расширился выбор

форм обучения. Помимо традиционной формы обучения многие родители сделали выбор в пользу заочной формы обучения с применением дистанционных технологий.

Вопросы развития мотивации к познанию и формирования ценностей к познавательной деятельности и учебной мотивации рассматриваются как основные вопросы развития личности на всех исторических этапах развития общества. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности с точки зрения психолого-педагогической оценки наиболее полно отображает готовность личности к саморазвитию и самореализации [1-6].

Таким образом, решение обозначенной специфики развития учебной мотивации при реализации разных форм обучения младших школьников выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - провести эмпирическое исследование процесса формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях реализации разных форм обучения

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «учебная мотивация», охарактеризовать традиционную и дистанционную формы обучения, провести сравнение сформированности уровней развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста при реализации разных форм обучения.

Научная новизна статьи заключается в выявлении уровня школьной мотивации. Теоретическая значимость статьи видится в расширении педагогического знания об учебной мотивации в условиях разных форм обучения. Практическая значимость состоит в выявлении потенциала онлайн-школы в формировании мотивации у младших школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в школе.

Относясь к мотивации как источнику активности и при этом как к побудительной системе любой деятельности, ее изучают по-разному и различно трактуют данную категорию. Исследователи отмечают, что «...мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [4, с. 122].

Возможности разных форм обучения младшего школьника в современных условиях образования зависят от потребностей и мотивов конкретного обучающегося. Выбор разных форм достаточно обширен и многогранен. В настоящий момент стремительно меняются традиционные формы образования, появляются новые. Каждая из форм имеет как преимущества, так и недостатки в организации учебного процесса и в освоении содержания учебных дисциплин. Одним из заметных новообразований выступает появление онлайн-школ, реализующих процесс обучения, начиная с первого класса

Общемировая ситуация, которая связана с распространением коронави-русной инфекции, привела к тому, что традиционную систему образования пришлось перевести на дистанционную форму обучения. Современная образовательная система была недостаточно готова к такому переходу, что послужило образованию специфических проблем. К этим проблемам можно отнести неготовность некоторых учителей к использованию информационных технологий и технологий обучения, технические неполадки при проведении дистанционных уроков, отсутствие у родителей возможности на временные затраты, проблема мотивации на онлайн-обучение и многие другие. Однако именно проблема учебной мотивации обучающихся вызывает обеспокоенность как педагогов, так и самих обучающихся и их родителей [1, с. 137].

Из-за перехода на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой в стране уровень учебной мотивации начал падать, что впоследствии повлияло на образовательные результаты. Это произошло по причине того, что дети с разной скоростью адаптируются к новым условиям и с затруднением справляются с сокращением объема общения. Отсутствие социальных контактов является одной из основных проблем дистанционного образования. Дети лишаются привычного взаимодействия со сверстниками. Еще одной важной проблемой является низкий уровень самоорганизации. Дети, у которых плохо развит самоконтроль и навыки планирования, испытывают трудности в самоуправлении, что впоследствии и приводит к апатии и проблемам мотивации учения [2].

Мы предположили, что реализация разных форм обучения в начальной школе ведет к появлению различий в формировании учебной мотивации. Так, у детей младшего школьного возраста, обучающихся в заочной форме с применением онлайн-тех-нологий, будут преобладать высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив и ориентация на содержательную сторону обучения. У младших школьников, обучающихся очно, будет превалировать средний уровень школьной мотивации, социальный мотив учения и ориентация на процессуальную сторону обучения [5, с. 37].

Мы выполнили ряд практических задач: выявили преобладающий вид мотивации у детей младшего школьного возраста, провели сравнительный анализ развития учебной мотивации младших школьников в условиях разных форм обучения, разработали психолого-педагогические рекомендации для педагогов начальной школы, реализующих обучение младших школьников в разном формате.

Для проведения исследования нами были выбраны две базы: онлайн-шко-ла «Источник» и массовая школа МБОУ СОШ «СОШ № 8» г. Грозный. В исследовании приняли участие 26 первоклассников онлайн-школы и 26 первоклассников офлайн-школы.

Исследование уровня сформированности учебной мотивации и преобладающих мотивов учения проводилось с использованием следующих диагностических методик: опрос учителей, диагностические методики «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (Н.Г Лусканова), «Выбор любимых занятий на уроке» (М.В. Матюхина), «Лесенка побуждений» (Л.И. Божович, И.К. Маркова), проективная методика «Рисунок школы» (В.Д. Шадрикова и Н.В. Нижегородцева), анализ документа.

Проведем сравнительный анализ полученных данных по проведенным нами диагностическим методикам с обучающимися первого класса онлайн-шко-лы «Источник» и обучающиеся первого класса МБОУ «СОШ № 8» г Грозный.

Представим результаты анкеты, направленной на определение уровня школьной мотивации.

Таблица 1

Распределение детей по уровню развития школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)

Количество Количество Уровень Количество Количество

учащихся учащихся мотивации учащихся учащихся

онлаин-школы онлаин-школы офлайн- офлайн-школы

(чел.) в % школы (чел.) в %

8 31 Очень высокий 5 18

7 27 Высокий 7 30

5 19 Средний 9 33

5 19 Сниженный 4 15

1 4 Низкий 1 4

Представим полученные данные в виде диаграммы

Уровни мотивации

'Онлайн-школа 1 Офлайн-школа

Очень Высоки Средни Сниженны Низки

Рис. 1. Распределение детей по уровню развития школьной мотивации у детей (методикаН.П Лускановой)

Здесь мывидкм, что в онлайн-школе у младших школьников преобладает очень высокий уровень школьной мотивации. Таких обучающихся около 30%. На втором месте по количеству - дети с высоким уровнем школьной мотивации, т. е. каждый четвертый ученик выборки. По результатам методики мы можем сказать, что уобучающкхсяв оклайа(школосеоомирооаииешколниой мдтивациипроха-дит достаточно успешно, и только 23% учеников, демонстрирующих сниженный и низкийд°отань шмйлнмой мсккзауки т^уютосщанияасобыо психолозо-содМх гогимосвих ослской, насуаулчнивкнауоочшенив йлкозатхлейаакольноТ мотиочи цти.°езуйытуы младших шкчмьвухoо.у0ктхющихйки охнсуфауме, хтракте°Ч( ктдсчо бооeeзpочвиув ьоказадтлямс (ЗХ%). Меньшехчолииетхводезсй иоеют как низкие, так и очень высокие показатели школьной мотивации. По результатам даннак метокики хожновдхлать ухудо з том, отофаооирхиакиемотивациоу школьников, обучающихся в традиционной системе обучения, проходит менее сзсошно.умм уих усохстиикох из тчлвйн-отхочм

Таблица 2

Paкиоeх°млкиeлесдй он дxминклающ°Bcтxpxи°xб°кмния (методика М.В. Матюхиной)

Количество учащихся онлайн-шкхлы(иел.) Количество учащ ихся онлайн- Ш60ЛЫВ % Количество учащихся офлайн-школл1 (чел.) Количество .чущилсл офлайн-школы

Содержательная сторона оЗстхуио 15 58 11 42

Прооесохал ьная ьь^с^д^хус^ обуоения 6 23 13 50

Уaумачиинxйвыбo° 5 19 2 л

Представим полученные данные в виде диаграммы:

Доминирующая сторона обучения

■ Онлайн-школа ■ Офлайн-школа

15

13

11 ■

6 5

1 1.

Содержательная Процессуальная Гармоничный выбор

Рис. 2. Распределениедетейпо доминирующей староне обучения (методика М.В. Матюхиной)

На заочной форме обучения с использованием дистанционных технологий значительно превышает процент детей, ориентированных на содержательную сторону обучения, учащихся привлекаетзанимательностьурока, интересные фактыи еиленин.

В массовой общеобразовательной школе в выборке преобладают дети, ориентинованные на пноцеосуяльлеюсторону обученлн.Тениа уващиося привлекает сам процесс действий, поисково-исполнительская и творческая деятельно стя.

Нтблиаа 3

Рнсеуединунледотаьеодоминиоьющема ь^с^тила (мпинрслеЛ.И.Божонич.И.К. МореьваС

Представ им полученные данн ые в виде диаграмм ы:

Рис. 3. Распределение детей по доминирующему мотиву (методика Л.И. Божович, И.К. Маркова)

Данные этой методики позволяют заметить четкое различие преобладающих мотивов у школьников, обучающихся на разных формах обучения.

У младших школьников из онлайн-школ преобладает познавательная мотивация, тогда как у их сверстников из общеобразовательной школы - социальная мотивация.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преобладание познавательного мотива в онлайн-школе связано с сильной внутренней мотивацией. Ребенок приходит на дистанционные уроки ради познания нового, в то время как в офлайн-школе огромную роль играет конкуренция, что является социальным мотивом.

Таблица 4

Распределение детей по уровню развития школьной мотивации (методика «Рисунок школы» В.Д. Шадрикова и Н.В. Нижегородцева)

Количество Количество Количество Количество

учащихся учащихся учащихся учащихся

онлаин-школы онлайн-школы офлайн- офлайн-

(чел.) в % школы (чел.) школы в %

Высокий уровень 8 31 8 31

Средний уровень 9 34 16 61

Низкий уровень 9 34 2 8

Высокий уровень мотивации - яркая цветовая гамма, светлые тона, тщательно и аккуратно прорисованные объекты, сложные линии, нет разрывов контура, наличие деталей и людей, предметов.

Средний уровень мотивации - светлые и темные тона в равной степени, присутствие объектов, но без хорошо прорисованных деталей, наличие разных видов линий (сплошных, прерывистых).

Низкий уровень мотивации - отказ от рисования, рисунки в темных тонах, небрежно изображенные объекты, схематичные рисунки, использование слабых линий, отсутствие деталей и украшений, людей.

Мы предполагаем, что высокий процент детей с низким уровнем школьной мотивации (каждый третий обучающийся) у детей из онлайн-школ связан со слабым представлением себя в реальных условиях, в классе и школе. Отсутствие опыта обучения в общеобразовательной школе могло повлиять на формирование образа школы, в результате этого рисунки данной категории детей отличались схематичностью, слабой прорисовкой, отсутствием деталей и людей.

В традиционной школе всё было наоборот - на рисунках часто присутствовали люди и, хочется отметить, персонажи имели четко прорисованные черты лица, на котором можно было разглядеть разные эмоции. Многие рисовали школьный кабинет с большим количеством деталей, а также у многих присутствовал учитель на изображении.

Анализируя результаты всех проведенных диагностических методик, мы вывели средний уровень мотивации младших школьников, обучаемых на разных формах. Тем самым мы выявили, что у школьников на дистанционной форме преобладает высокий уровень мотивации обучения, а у школьников на традиционном обучении превалирует средний уровень мотивации. Проблемы в мотивационной сфере двух форм имеют одинаковое количество детей. Таким образом, обследовав выборки младших школьников из онлайн- и офлайн-ш-кол, мы можем сделать выводы: у обучающихся из онлайн-школ преобладает высокий уровень школьной мотивации. Они ориентированы в большей степени на содержательную сторону обучения, доминирует познавательная мотивация; у обучающихся из офлайн-школы преобладает средний уровень школьной мотивации. Они ориентированы в большей степени на процессуальную сторону обучения и чаще имеют социальный мотив учения по сравнению с младшими школьниками из онлайн-школ. Мы также выявили, что у младших школьников из-за отсутствия опыта школьной жизни страдает формирование представлений о школе, что отразилось в детских рисунках о школе, поскольку у каждого третьего обучающегося они были слабо прорисованы, с малым количеством деталей, людей.

Можно сделать выводы о том, что к основным методам формирования учебной мотивации в традиционной форме обучения относятся дифференциация заданий, использование разных форм работы в группах, подгруппах, методы сотрудничества, конкуренции. На заочной форме с применением дистанционных технологий такими методами будут являться следующие: мотивационная деятельность наставников и тьюторов, мотивационные листы статистики, сертификаты победителей, начисление фишек, значков, что стимулирует чувство внутренней уверенности школьника в овладении новым материалом. Также важным мотивирующим фактором является возможность проявления творческого потенциала обучающегося и создание ситуации успеха в процессе обучения.

Количество Количество Количество Каличество

учаприхст ечощих ся ечащих ся С, ищихс я

онлайн- онлайн- онлайн- офлайн-

школы (чепК ш колы в % школы в % школы в %

Познавательный мотсв 17 65 10 38

Социальный мотив 3 12 14 5нй

Оба мотива 6 23 2 8

17 ■ Ведущий мотив учебной деятельности t Онлайн-школа , Офлайн-школа 14

10 1 3 6

Познавательны Социальны Оба

1. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения. Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2017.

2. Коротаева Е.В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате. Педагогическое образование в России. 2017; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-didakticheskih- osnovah-obucheniya-v-distantsionnom-

3. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2019; №62-4: 111-116.

4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. Москва: Педагогика, 2008.

5. Санина Е.И., Артюхина М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза. Москва: АСОУ, 2016.

6. Федотова ГР, Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута. Вестник Казанского технологического университета. 2019; № 17: 45 - 49.

References

1. Artyuhina M.S. Interaktivny sredstva obucheniya: teoriya i praktika primeneniya. Barnaul: IG «Si-press», 2017.

2. Korotaeva E.V. O didakticheskih osnovah obucheniya v distancionnom formate. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 5. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ o-didakticheskih- osnovah-obucheniya-v-distantsionnom-

3. Lavrent'eva L.V., Deulina S.A., Romashova I.A. Aspekty motivacii uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-4: 111 - 116.

4. Matyuhina M.V. Motivaciya ucheniya mladshih shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 2008.

5. Sanina E.I., Artyuhina M.S. Metodologiya, teoriya iprakiika interakiivnogoobucheniya matematikebakalavrovgumanitarnogonapravleniya vinformacionno-obrazovatel'nojsrede vuza. Moskva: ASOU, 2016.

6. Fedotova G.R., Valeeva N.Sh., Ahmetzyanova G.N. Osobennosti postroeniya individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 17: 45 - 49.

Статья поступила в редакцию 05.06.22

УДК 373.2

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: fbilan@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOCIO-EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN BY MEANS OF FOLK PEDAGOGY. The article discusses a concept of "social development", characterizes features of emotional development of the child, gives the authors' definition of the concept of "socio-emo-tional development of young children". The mental features of early age are revealed. The role of folk pedagogy is shown, through which the didactic potential of the fairy-tale epic is actively used, as a result of which the fairy tale took second place after the lullaby in the mother's school. The dignity of folk pedagogy, which is the targeted orientation of these funds, is emphasized. The authors come to conclusion that the experience of folk pedagogy over the centuries-old history of existence has accumulated enormous educational potential, which has not lost its relevance in modern conditions.

Key words: socio-emotional development, young children, means, folk pedagogy, personality, preschool pedagogy.

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: fbilan@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассматривается понятие «социальное развитие», охарактеризованы особенности эмоционального развития ребенка, дано авторское определение понятия «социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста». Раскрыты психические особенности раннего возраста. Показана роль народной педагогики, посредством которой активно использован дидактический потенциал сказочного эпоса, в результате которого сказка заняла второе место после колыбельной в маминой школе. Подчеркнуто достоинство народной педагогики, которым является адресная направленность этих средств. Авторы пришли к выводу о том, что опыт народной педагогики за многовековую историю существования накопил колоссальный воспитательный потенциал, который не потерял своей актуальности и в современных условиях.

Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие, дети раннего возраста, средства, народная педагогика, личность, дошкольная педагогика.

Актуальность данной проблематики обусловлена социально-эмоциональным развитием детей раннего возраста средствами народной педагогики. Раннее детство - важнейший этап становления личности, когда закладываются основы всех физических и психических процессов и функций. Это период первичного вхождения ребенка в мир социальных отношений, осознания себя субъектом этих отношений, формирования самосознания и индивидуальности ребенка. Важнейшим аспектом личностного становления в раннем детстве является социально-эмоциональное развитие ребенка, которое во многом определяет его личностное благополучие или неблагополучие в дальнейшем.

В исследованиях учёных [1-6] показано значение социально-эмоционального развития детей в период раннего возраста. Установлено, что социальные эмоции - это комплекс переживаний, представленный целым спектром чувств и эмоциональных проявлений, формирующихся у ребенка с рождения и в дальнейшем обеспечивающих процесс его социального взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с родными и близкими, и от того, как будет проходить этот процесс, во многом зависит последующая социализация личности. В исследованиях рассмотрены разные методы социально-личностного развития детей, однако опыт народной педагогики как средства социально-эмоционального развития в раннем детстве не становился ранее предметом научного изучения.

Таким образом, решение обозначенной проблемы по изучению социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - изучение социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «социальное развитие», охарактеризовать особенности эмоционального развития ребенка, дать авторское определение понятия «социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста», показать роль народной педагогики, посредством которой активно использован дидактический потенциал сказочного эпоса, в результате чего сказка заняла второе место после колыбельной в маминой школе.

Научная новизна статьи заключается в изучении социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики. Теоретическая значимость обозначена в расширении педагогического знания о социально-эмоциональном развитии детей раннего возраста с помощи народной педагогики. Практическая значимость состоит в выявлении потенциала народной педагогики в развитии детей раннего возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в ДОУ.

Социальное развитие - достаточно обширное понятие, которое отражено во многих словарях. Так, например, С.И. Ожегов определяет социальное развитие как «процесс закономерного изменения общества, жизни людей и их отношений [6].

В «Большом психологическом словаре» (Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко) социальное развитие трактуется как «последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения общества и психики человека» [1].

В.С. Мухина отмечала, что «социальное развитие ребенка - это процесс овладения опытом, наследием, расшифровка достижений человеческой культуры при помощи взрослого» [5, с. 125].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.