Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование особенностей образов коррупционера и коррумпера в правосознании студентов-психологов служебной деятельности'

Эмпирическое исследование особенностей образов коррупционера и коррумпера в правосознании студентов-психологов служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОБРАЗ / КОРРУПЦИОНЕР / КОРРУМПЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеев Артём Валерьевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей образов коррупционера (взяткополучателя) и коррумпера (взяткодателя). Для проверки гипотезы о том, что у студентов-психологов служебной деятельности существуют значимые различия между образами коррупционера и коррумпера, была разработана анкета, с помощью которой оценивалась выраженность определенных психологических характеристик. Полученные данные и результаты их статистической обработки позволили сделать выводы не только об особенностях этих образов, но и выявить социально-психологические факторы, влияющие на их формирование. Было установлено, что сформированные образы коррупционера и коррумпера не имеют прямых связей с аффективным компонентом правосознания антикоррупционной направленности. Это обуславливает актуальность дальнейших исследований структуры правосознания антикоррупционной направленности и особенностей связей его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моисеев Артём Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The empirical study of images of the bribetaker and the briber in the awareness of students psychologists of service activity

The article presents the results of empirical research of features images of the bribetaker and the briber. A questionnaire was developed to test the hypothesis that students psychologists of service activity have significant differences between images of the bribetaker and the briber. With this questionnaire evaluated the severity of definite psychological characteristics. The obtained data made it possible to draw conclusions about the features of these images and to reveal the socio-psychological factors affecting their formation. It was found that the formed images of the bribetaker and the briber have no direct links with the affective component of the legal awareness of the anti-corruption orientation. This causes the relevance of further studies of the structure of legal awareness of anti-corruption direction and the peculiarities of relations of its components.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование особенностей образов коррупционера и коррумпера в правосознании студентов-психологов служебной деятельности»

Эмпирическое исследование особенностей образов коррупционера и коррумпера в правосознании...

УДК 159.9: 343.95

Моисеев Артем Валерьевич

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВ КОРРУПЦИОНЕРА И КОРРУМПЕРА В ПРАВОСОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей образов коррупционера (взяткополучателя) и коррумпера (взяткодателя). Для проверки гипотезы о том, что у студентов-психологов служебной деятельности существуют значимые различия между образами коррупционера и коррумпера, была разработана анкета, с помощью которой оценивалась выраженность определенных психологических характеристик. Полученные данные и результаты их статистической обработки позволили сделать выводы не только об особенностях этих образов, но и выявить социально-психологические факторы, влияющие на их формирование. Было установлено, что сформированные образы коррупционера и коррумпера не имеют прямых связей с аффективным компонентом правосознания антикоррупционной направленности. Это обуславливает актуальность дальнейших исследований структуры правосознания антикоррупционной направленности и особенностей связей его компонентов.

Ключевые слова: коррупция, правосознание, студенты-психологи, образ, коррупционер, коррумпер.

Правосознание является объектом многих психологических исследований. В первую очередь, это обусловлено социальной значимостью правосознания, ведь его деформации определяют асоциальное и антисоциальное (криминальное) поведение личности. Определенные государственные учреждения являются потенциальной средой возникновения деформаций правосознания антикоррупционной направленности. Так как обучающиеся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» в дальнейшем будут работать в правоохранительных органах, то возникает необходимость в изучении правосознания студентов-психологов служебной деятельности.

Правосознание антикоррупционной направленности студентов представляет сложный, системный объект исследования. Одной из значимых составляющих правосознание антикоррупционной направленности обучающихся является образ коррупционера (взяткополучателя) и образ коррумпера (взяткодателя). Изучение образа происходило в различных плоскостях: педагогической [3], социологической [9], социально-психологической [4; 5]. Однако сугубо психологические исследования образов коррупционера и коррумпера практически отсутствуют.

Под образом в психологии понимается субъективная представленность (представление) какого-либо предмета, явления или процесса, который создается посредством чувственного (ощущения и восприятия) и рационального (гипотетическими конструктами) [1; 2]. Такое представление преступника определенным образом связано с функциональными компонентами правосознания: познавательным (осведомленность о коррупции, коррупционерах и коррумперах) и аффективным (отношение к коррупции и ее участникам и их оценка), а также влияет на установки поведения в ситуациях коррупционного контекста (поведенческий компонент правосознания) [8]. Исследо-

вание содержания и характера представленности (сформированных представлений) студентов-психологов о коррупционерах и коррумперах позволит создать систему превентивных мер в отношении деформаций правосознания.

Цель исследования заключается в изучении особенностей образов коррупционера (взяткополучателя) и коррумпера (взяткодателя) в правосознании студентов-психологов служебной деятельности.

Основной гипотезой исследования является то, что в правосознании студентов-психологов образы коррупционера (взяткополучателя) и коррумпера (взяткодателя) отличается на статистически значимом уровне.

Для проверки выдвинутой гипотезы была разработана анкета, которая состояла из двух частей. В первой части содержатся общие вопросы, а также вопросы социально-психологического характера, в которых были заложены вероятностные факторы формирования того или иного образа коррупционера и коррумпера: материальное положение, желание что-либо изменить в деятельности правительства (власти), опыт коррупционных взаимодействий, отношение к коррупции.

Во второй части анкеты испытуемому предлагалось поочередно оценить психологические качества коррупционера и коррумпера по 11-баль-ной шкале (от 0 до 10): Доминирование, Агрессивность, Зависимость, Эгоистичность, Честность, Правосознательность. Каждое качество (шкала) было обозначено полярными значениями: Доминирование - Подчинение / Доминирование; Агрессивность - Низкий уровень агрессивности / Высокий уровень агрессивности; Зависимость - Независимость / Зависимость; Эгоистичность - Альтруизм / Эгоизм; Честность - Лживость / Честность; Право-сознательность - Антисоциальное (криминальное) мышлениие / Правовое мышление.

Статистическая обработка данных осуществлялась посредством программного обеспечения IBM

© Моисеев А.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

117

SPSS Statistics (Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскела-Уоллеса).

Выборку исследования составили 66 студентов-психологов, обучающихся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», из них 11 мужского пола, 55 - женского; 15 человек - студенты 1 курса, 20 человек - студенты 2 курса, 17 человек - студенты 3 курса и 14 человек - студенты 4 курса.

По результатам анкетного опроса данной выборки в совокупности были получены следующие данные. Образ коррупционера в правосознании студентов-психологов служебной деятельности представлен высокой выраженностью шкал «Эгоистичность» (7,16) и «Доминирование» (6,32), средними значениями по шакалам «Агрессивность» (5,29) и «Зависимость» (5,85) и низкими показателями по шкалам «Честность» (3,03) и «Пра-восознательность» (3,63). Результаты, полученные по образу коррумпера, отличны от показателей шкал в образе коррупционера. Здесь наиболее высокое значение имеет шкала «Зависимость» (6,75), выявляются средние показатели по шкалам «Доминирование» (4,49), «Агрессивность» (4,070) и «Эгоистичность» (5,88) и низкие результаты по таким шкалам, как «Честность» (3,62) и «Право-сознательность» (3,4) (в скобках указаны средние значения по шакалам второй части анкеты). Данные результаты отражены на рисунке 1.

Для выявления различий на статистически значимом уровне был использован критерий Т-критерий Вилкоксона. По результатам применения данного критерия были выявлены различия по шкалам «Доминирование» (р = 0,000), «Агрессивность» (р = 0,000), «Зависимость» (р = 0,011), «Эго-

истичность» (р = 0,000), «Честность» (р = 0,037). По шкале «Правосознательность» статистически значимых различий не выявлено (р = 0,893).

Для проверки значимости в формировании образов коррупционера и коррумпера такой переменной, как стадия профессионального обучения студента, был использован Н-критерий Краске-ла-Уоллеса. По результатам этого критерия выявляются различия по шкале «Эгоистичность», при чем как в образе коррупционера (р = 0,011), так и в образе коррумпера (р = 0,022). В представлении коррупционера шкала «Эгоистичность» наиболее выражена у студентов-психологов 4-го (41,43) и 2-го (38,70) курсов, меньше у 1-го курса (33,03) и после у 3-го (21,26). В образе коррумпера эта шкала более выражена у студентов-психологов 2-го курса (44,05), меньше у 1-го (31,60) и 4-го (29,93) курсов и после 3-го курса (25,71) (в скобках указан средний ранг).

Статистические различия наблюдаются и по половому признаку. С помощью и-критерия Манна-Уитни были выявлены различия по шкале «Доминирование» в образе коррупционера (р = 0,008), при этом более высокие значения характерны для студентов мужского пола, а низкие - для женского.

Также посредством И-критерия Манна-Уитни были получены данные, свидетельствующие о различиях по шкале «Агрессивность» в образе коррупционера (р = 0,045) и по шкале «Зависимость» в образе коррумпера (р = 0,031) в группах студентов-психологов с разной степенью удовлетворенности материальным положением. Испытуемые, не удовлетворенные своим положением, оценивают коррупционеров более агрессивными, а кор-румперов - более зависимыми.

Рис. 1. Средние значения выраженности психологических характеристик в образах коррупционера и коррумпера

Вестник КГУ Л 2018

Эмпирическое исследование особенностей образов коррупционера и коррумпера в правосознании..

Кроме этого, студенты-психологи, у которых естьопыт участия в коррупционных отношениях в качестве коррумпера оценивают шкалу «Честность» в образе взяткодателя выше на статистически значимом уровне (р = 0,038).

По другим социально-психологическим признакам статистически значимых различий не выявлено.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. В правосознании студентов-психологов служебной деятельности образы коррупционера и коррумпера различны на статистически значимом уровне. В их представлении коррупционер выступает более доминантным, агрессивным, независимым, эгоистичным, лживым (бесчестным) с антисоциальным (криминальным) мышлением. Образ коррумпера характеризуется подчинением, меньшей агрессивностью, высокой зависимостью, большей честностью (однако результаты по данной шкале тоже низкие, что говорит о наличии лживости в образе коррумпера), а также антисоциальным (криминальным) мышлением.

2. Различные социально-психологические факторы влияют на конкретные характеристики в образах коррупционера и коррумпера.

Представление выраженности эгоистичности (полярные понятия «Альтруизм» - «Эгоизм») как в образе коррупционера, так и в образе коррумпе-ра, обуславливается стадией профессионального обучения студента. Важно отметить, что формирование правосознания зависит именно от последовательных стадий профессионального обучения личности, а не от возрастного фактора. Именно педагогическое воздействие (обучение и воспитание) обуславливает нелинейное, волнообразное становление правосознания антикоррупционной направленности.

Следующим фактором, детерминирующим образ коррупционера в правосознании студентов-психологов, является пол обучающихся. В представлении студентов-психологов мужского пола у коррупционера более выражено доминирование, чем в представлении студентов-психологов женского пола. Это может определяться тем, что женщинам, не имеющим личного опыта в коррупционных отношениях в роли взяткополучателя, сложнее сформировать образ коррупционера, чем мужчинам. Согласно данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2016 год, мужчинами почти в 6 раз больше совершено экономических преступлений, чем женщинами [7]. Таким образом, студенты женского пола, не имея возможности чувственного восприятия женского образа коррупционера, вынуждены формировать образ коррупционера-мужчины при переносе своих качеств в той или иной степени и рациональном моделировании его поведения.

Еще одной важной переменной, которая оказывает влияние на образы коррупционера и кор-румпера в правосознании студентов-психологов, является удовлетворенность материальным положением. Следует отметить, что данный фактор диагностировался как субъективное ощущение испытуемого своего материального положения, а не объективными показателями личного заработка или доходов в семье. У испытуемых, которые не удовлетворены своим материальным положением, образ коррупционера сформирован более агрессивнее, а образ коррумперов - более зависимым. Соответственно, социально-экономическое расслоение общества оказывает прямое воздействие на правосознание студентов-психологов.

Последним выявленным фактором, влияющим на образ коррумпера, выступает личный опыт участия в коррупционных взаимоотношениях. По результатам эмпирического исследования было установлено, что данная группа студентов определяет более положительное представление взяткодателя, в частности, в отношении его честности.

3. Удовлетворенность правительством (властью) государства не влияет на содержание образов коррупционера и коррумпера. Несмотря на то, что «чиновничество», которое, по сути, и составляет власть, является потенциальной средой возникновения коррупционных преступлений, прямой связи между представлениями у студентов-психологов о коррупционерах и коррумперах и желанием что-нибудь изменить в деятельности правительства нет.

4. Отсутствует прямое влияние отношения студентов-психологов к коррупции на сформирован-ность у них образов коррупционеров и коррумпе-ров. Следует отметить, что отношение к коррупции является аффективным компонентом правосознания антикоррупционной направленности [6; 8]. Из этого следует, что аффективный компонент прямо не связан с представлением коррупционера и коррумпера у студентов-психологов. Становится очевидным, что эти связи (а возможно и взаимосвязи) между функциональными компонентами правосознания антикоррупционной направленности и образами коррупционера и коррумпера более сложные и требуют дальнейшего изучения.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 551 с.

3. КручининМ.В., КручининаГ.А. Формирование правосознания студентов в вузе / под ред. Ю.Н. Петрова. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. - 307 с.

4. Малошик М.В. Образ коррупционера в телевизионном пространстве России // Научный портал МВД России. - 2010. - № 10. - С. 78-81.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

119

5. Малошик М.В. Коррупционер как специфический образ телевизионного пространства современной России // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. - 2016. -№ 1 (10). - С. 88-93.

6. Моисеев А.В. Отношение к коррупции как особенность правосознания у студентов-психологов // Материалы студенческой науч. конф. Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского 2016 года. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. - С. 189-191.

7. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

8. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1981.- С. 201-214.

9. Тавокин Е.П. Российский коррупционер в социологическом измерении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 2 (120). - С. 87-95.

References

1. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - M.: Prajm-Evroznak, 2003. - 672 s.

2. Golovin S.YU. Slovar' prakticheskogo psihologa. - Minsk: Harvest, 1998. - 551 s.

3. Kruchinin M.V, Kruchinina G.A. Formirovanie pravosoznaniya studentov v vuze / pod red. YU.N. Petrova. - N. Novgorod: NF URAO, 2010. -307 s.

4. Maloshik M.V Obraz korrupcionera v televizionnom prostranstve Rossii // Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2010. - № 10. - S. 78-81.

5. Maloshik M.V. Korrupcioner kak specificheskij obraz televizionnogo prostranstva sovremennoj Rossii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2016. -№ 1 (10). - S. 88-93.

6. Moiseev A.V. Otnoshenie k korrupcii kak osobennost' pravosoznaniya u studentov-psihologov // Materialy studencheskoj nauch. konf. Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.EH. Ciolkovskogo 2016 goda. - Kaluga: Izd-vo KGU im. K.EH. Ciolkovskogo, 2016. - S. 189-191.

7. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://crimestat.ru/ (data obrashcheniya: 10.02.2018).

8. Ratinov A.R. Struktura pravosoznaniya i nekotorye metody ego issledovaniya // Metodologiya i metody social'noj psihologii. - M.: Nauka, 1981. -S. 201-214.

9. Tavokin E.P. Rossijskij korrupcioner v sociologicheskom izmerenii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i social'nye peremeny. - 2014. - № 2 (120). - S. 87-95.

120

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.