Научная статья на тему 'Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов, страдающих неврозом (МКБ-10: F3, F4)'

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов, страдающих неврозом (МКБ-10: F3, F4) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДРАМА-ТЕРАПИЯ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ОПРОСНИКИ / ИСПЫТУЕМЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / НЕВРОТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ / PSYCHODRAMA-THERAPY / STANDARDIZED QUESTIONNAIRES / TESTEES / PERSONAL DATA / NEUROTIC SYMPTOMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гессманн Ханс-вернер

В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical contribution into trial of effectiveness of psychodrama group psychotherapy for the patients suffering from neurosis (ICD-10: f3, f4)

Empiric proof of effect from treatment in the result of participation in psychodrama therapy group is stated in the article.

Текст научной работы на тему «Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов, страдающих неврозом (МКБ-10: F3, F4)»

клонение от этого представления дает простор для искажений понимания данного реального партнера (82,61% случаев от общего числа фраз).

Зависимость искажений при объяснении субъектом поведения собеседника от личностной атрибуции зафиксирована в 88,89% фраз, партнеру приписываются качество бесконечной воспроизводимости и повторяемости действий, чувств.

Поскольку личностная атрибуция предполагает вполне определенное развитие событий, в невербальных реакциях можно было зафиксировать жесты или мимические реакции, свидетельствующие о нетерпении, об отсутствии внимания к словам собеседника (82,61% случаев).

Следствием пристрастного отношения к поведению партнера, обусловленного атрибутивными ошибками, становится определенное поведение (77,27% случаев). Искажение понимания проявляется на всех трех уровнях: при передаче информации - она подается специфическим образом, исходя из приписываемых, воображаемых особенностей партнера без ориентации на его реальные свойства и действия; при слушании, когда несоответствующая ожиданиям информация игнорируется, пропускается часть информации, искажается ее смысл, что наблюдается в невербальных реакциях партнеров, а также в настойчивых просьбах, требованиях, язвительных замечаниях; при установлении контакта, когда слова или действия партнера не являются

продолжением слов и действий другого партнера, то есть поведенческие реакции партнеров противоречат друг другу.

Изучение процесса искажения понимания происходящего в ситуации общения субъектом дискурса позволит понять механизм неадекватных ситуативных реакций, обосновать условия эффективности коммуникативного взаимодействия в ситуациях конкретного личностного общения. Таким образом, с учетом выше изложенного, данное исследование представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Библиографический список

1. БодалевА.А. Психология общения. - М.; Воронеж, 1996.

2. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 1998.

3. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказываний в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Бруш-линского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 144-160.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

5. МолчановаН.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005.

УДК 159.983

Гессманн Ханс-Вернер

кандидат психологических наук, профессор Психотерапевтический Институт Бергерхаузен г. Дуйсбург, Германия Перевод на русский язык - Елена Оладова info@pib-zentrum. de

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ВКЛАД В ПРОВЕРКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОЗОМ (МКБ-10: F3, F4)

В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.

Ключевые слова: психодрама-терапия, стандартизированные опросники, испытуемые, личностные качества, невротические симптомы.

Данное исследование занимается сравнением результатов лечения при помощи психодрама-терапии в группе испытуе-рольной группой людей, не проходивших лечение. Группа испытуемых состоит из 8 женщин и мужчин, которые приняли участие в группе психодрама-терапии. Расстройства пациентов в группе испытуемых можно отнести к областям признаков рубрик F3 и F4 по МКБ-10.

Целью исследования является эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии. Ведущей гипоте-

зой исследования при этом является следующее утверждение: психодрама-терапия вызывает редукцию симптомов, положительные изменения в личностной области, а также в социальном поведении, а эти изменения, в свою очередь, можно в значительной степени доказать при помощи измерительных инструментов FPI, ММР1 и SVF. Относительно запланированных и достигнутых терапевтических целей клиенты интервьюируются при помощи стандартизированных опросников.

Психотерапевтический Институт Бергерхаузен. Психотерапевтический Институт Бергерхаузен

(ПИБ), расположенный в Дуйсбурге, с 1973 года занимается осуществлением для населения психологического, психосоциального консультирования, а также психотерапевтического амбулаторного лечения. С 1974 года психодрама используется в качестве метода групповой психотерапии, а с 1979 года ведется обучение специалистов по данному направлению.

Методы. Для проверки эффективности терапевтических усилий используются психодиагностические методы.

При описываемом здесь исследовании эффективности в качестве психометрических измерительных методов используются Фрайбургский личностный опросник в 4-ой пересмотренной редакции (Фаренберг и др. 1984), Опросник переработки стресса (Янке и др. 1985), а также Миннесотский многоаспектный личностный опросник в сокращенном изложении (Старк Хатуэй и Джон МакКинли 2000).

Фрайбургский личностный опросник является основанным на вопросах методом, который возник в результате факторного анализа. Используемая форма теста (FPI-R) охватывает 138 заданий, которые объединяются по следующим шкалам: удовлетворенность жизнью, социальная ориентация, ориентация на успех, скованность, возбудимость, агрессивность, нагрузка, телесные жалобы, забота о здоровье, откровенность, а также две второстепенные шкалы - экстраверсия и эмоциональность. «Шкалы с высокой конфиденциальной валидностью воспроизводят важные концепции в самоописаниях среднего населения и обложены многочисленными эмпирическими указаниями относительно валидности» [1].

Для понимания мер, необходимых в трудных ситуациях, применяется Опросник преодоления стресса Янке, Эрдманна и Каллуса. (Janke, W., Erdmann, G. & Kallus, K.W. 1985) На основании применяемой формы (SVF) оцениваются 19 стратегий:

недооценивание, действия, отрицание вины, уход от ситуаций, замещающее удовлетворение, самоутверждение, контроль над ситуацией, контроль над реакцией, положительная самоинструкция, потребность в социальной поддержке, избегание, побег, социальная замкнутость, мысленное продолжение деятельности, покорность, самосострадание, самообвинение, агрессия, прием лекарственных препаратов.

MMPI, в отличие от Фрайбургского личностного опросника, скорее является инвентарем для исследования психических расстройств. Впервые тест был опубликован в 1943 году, а в 1963 году в Германии был издан MMPI-Саарбрюкен, который в 2000 году прошел ревизию и был издан заново. «Целью авторов теста было конструирование объективного, независимого от испытуемого, его теоретической ориентации и подготовки вспомогатель-

ное средство для диагностики психических расстройств. По этой причине опросник сконцентрирован на клинико-психологических и психиатрических вопросах» [2].

Описание группы испытуемых и результатов исследования. В течение промежутка времени, составляющего три месяца, все испытуемые, отдельно друг от друга, обратились в психотерапевтическую амбулаторию Психотерапевтического Института Бергерхаузен с целью проведения терапии на основании личных проблем. После собеседования и консультации, а также составления анамнеза участники и участницы решились на участие в психодраматической групповой терапии.

Для того чтобы провести сравнение между изменениями в терапевтической группе и в группе людей, которые в данный момент времени не принимали участия в терапии, из других клиентов была сформирована первая контрольная группа. Входившие в состав данной группы пациенты соответствовали клиентам терапевтической группы по возрасту, полу, социальному статусу, образованию, а также диагнозу по классификации МКБ-10 (контрольная группа 1). Параллельно была создана вторая контрольная группа, состоящая из людей, не имеющих описанных жалоб (контрольная группа 2).

С терапевтической группой было проведено 20 встреч (каждая длительностью 2,5 часа) с частотой один раз в неделю. Контрольной группе, состоящей из людей, имеющих жалобы, позднее также была предоставлена возможность терапии.

От начала и до конца периода терапии при встречах прорабатывались психодиагностические опросники. Аналогичным образом, для проработки опросников приглашались и участники контрольной группы. Участников терапевтической группы также попросили о том, чтобы они сформулировали возможные цели терапии.

Клиентами были даны следующие ответы.

Клиент 01 (МКБ-10: F40.1, F60.7): проработка трудностей в успеваемости, игра протагниста относительно установления контакта, выяснение отношений с девушкой, уверенность в себе, тема родителей, самосознание.

Клиент 02 (МКБ-10: F43.21): новые знакомства, чувствовать себя уверенно, не испытывать нехватку воздуха и чувство стеснения, антидепрессанты, расставание с дочерью.

Клиент 03 (МКБ-10: F 32.0): самосознание в отношении женщин, прояснить отношение к родителям, настаивать на своем, несмотря на родителей, хочет выяснить профессиональные перспективы, завязывание отношений.

Клиент 04 (МКБ-10: F 32.1, F 52.2): не всегда подстраиваться под других, осмеливаться на конфликты, быть решительнее, хочет приобрести больше свободы, свободное отношение к сексуальности.

Клиент 05 (МКБ-10: F 32.0, F60.6): изъясняться более ясно и понятно, желание расстаться с мужем, желание все пережить, не обращать на все внимание, ограничиваться самым существенным.

Клиент 06 (МКБ-10: F 40.1): независимость, друзья, девушка, быть более открытым, никаких блокад, отказаться от долгих раздумий, никакого страха, никакого нарушения концентрации, стать крутым, держать близкую дистанцию с другими людьми, не уединяться.

Клиент 07 (МКБ-10^40.1): уметь говорить перед группой, более высокая самооценка, показывать чувства в группе, более отчетливо показывать чувства, непонятно его отношение к девушке, он не может выносить дистанцию с ее стороны, тема увольнения.

Клиент 08 (МКБ-10: F32.1): уверенность в себе, проработать проблемы, изменения в отношениях, обсуждение с мужем серьезных вещей, проработка смерти родителей, хочет видеть больше нежности от своего мужа (не получает этого), хочет стать более настойчивой.

Описание терапевтических мер. Ведущими психодрамы в терапевтической группе являлись квалифицированный терапевт в области гуманистической психодрамы и котерапевт женского пола. Оба терапевта были в прошлом связаны с ответственным руководителем психотерапевтической амбулатории посредством ежемесячной супервизии. После каждого из заседаний терапевтической группы составлялись протоколы.

Актуализированные участниками группы темы методически подхватывались (фаза нахождения темы), уплотнялись до темы группы, для темы выбирался протагонист (социометрический выбор), который затем вместе с участниками группы в сопровождении терапевта прорабатывал данную тему в сцене (игра протагониста). Заключительной фазой являлся так называемый шеринг, в ходе которого группе сообщались идентификации с темой, а также с протагонистом. У двойника и у вспомогательного Я во время проигрывания сцены была возможность рассказывать из собственного опыта. Участники группы отрефлексировали изменения, которые были достигнуты в результате участия в организованной сцене.

Представление результатов. Наряду с проработкой стандартизированных методов, которая проводилась в конце, участников терапевтической группы попросили дать краткое письменное сообщение о воспринятых ими изменениях, которые, как они сами считают, были обусловлены принятием участия в терапии. Вопрос звучал таким образом: Какие из моих целей я достиг?

Клиент 01 чувствует себя работоспособным, завязывает отношения с противоположным полом, проходит практику, обращается в клинику по поводу псориаза (лечение, 4 недели), «новое пламя»,

настроен на то, чтобы в дальнейшем стать самостоятельным и независимым от родителей, признает ответственность за свое поведение, «у меня все хорошо, и я хочу, чтобы моя жизнь была бурной».

Клиент 02 соглашается с переездом дочери, она хочет начать новый отрезок жизни, после 5 месяцев жизни в одиночестве впервые чувствует себя хорошо, совершает поездку с группой кегельного клуба, дома чувствует себя стабильно, не принимает антидепрессанты.

Клиент 03 устанавливает отношения с возможной новой девушкой, настоял на своем (в том числе, повышая голос) против воли своей матери, становится более дистанцирован от родителей, хочет пережить «легкость бытия» и начать новые отношения, он переезжает в собственную квартиру в том же самом доме, позднее хочет переехать еще дальше, очень доволен своими успехами и считает, что «получил пользу от терапии».

Клиент 04. Столкновения в отношениях приводят к изменениям, чаще выражает критику и остается при этом спокойным и уравновешенным, видит прогресс и вступает в сексуальный контакт по собственной инициативе, расценивает терапию как стоящую, успешную.

Клиент 05 начинает заботиться о себе, ясность и границы стали более понятными, попытки в отношениях с мужем, которые ни к чему не приводят, прекращаются, в результате этого «освобождается собственная энергия».

Клиент 06 - удается завязать разговор с девушками, но остается достаточно пассивным, «многое узнал об отношениях», может хорошо установить в группе контакт, но с чужими людьми это еще тяжело, остается высокая потребность в уверенности, противостоит родителям, если они хотят нарушить его планы

Клиент 07 - удается лучше прислушиваться в своих отношениях, может расслабиться в группе, заседания действуют на него положительно, он чувствует себя все лучше и лучше, ему уже проще говорить перед большой группой, сильнее воспринимает свои чувства, стал более уверенным в себе, может приближаться к людям, осознает свое нетерпение, может поставить себя на место другого человека, головные боли не прекращаются, прислушивается к самому себе, может оспаривать мнения и убеждать других

Клиент 08 может обходиться с печалью, научилась настаивать на своем (например, при общении с коллегами), муж чаще обращает на нее внимание, может лучше принимать его границы, стала более спокойна, может лучше обороняться от нападений, уже не так легко уязвима, усилилась самооценка, чувствует себя более жизнерадостной

Все восемь клиентов, как показал опрос, оценивают время терапии как успешное и отмечают, что

РР1-И

і0 =х ц = о

Стандартное значение 987654321 Станайн

1. Удовлетворенность жизнью 5* ДОВОЛЬНЫЙ ЖИЗНЬЮ, хорошее « • • « ; настроение, уверенный 2. Социальная ориентация социально ответственный, / ОТЗЫВЧИВЫЙ, человечный " * * * V* 3. Ориентация на успех ориентированный на успех, активный, быстро действующий, • • • • 1 честолюбиво конкурирующий 4. Скованность / скованный, неуверенный, в , ч ^ избегающий контактов V , 5. Возбудимость \ 1 возбудимый, чувствительный, , # , V ^ , несдержанный 6. Агрессивность агрессивное поведение - спонтанный и реактивный, * * * * 1 настаивающий на своем 7. Требовательность / напряженный, предъявляющий * # , -У чрезмерные требования, часто Т чувствую щийсебя«в стрессе» 8. Телесные жалобы много жалоб, • • • л 1 психосоматические нарушения \ 9. Забота о здоровье страх заболеть, осознание состояния здоровья, • • • • 1 оберегающий себя 10. Откровенность открытое признание маленьких слабостей и повседневного непринужденный, неформальный і • р вх • • недовольный, подавленный, // негативная жизненная установка / подчеркнутая социальная ответственность в затруднительных положениях, несолидарен в у отношении себя самого уч в малой степени ориентированный і л«\ » • • на успех или энергичный, в ¡у' малой степени честолюбиво конкурирующий непринужденный, уверенный в себе, идущий на контакт спокойный, невозмутимый, выдержанный \ \\ .. .. # ф # в малой степени агрессивным, / , контролируемый, сдержанный / / > # # # в малой степени требовательный, не предъявляющий чрезмерных требований, неперегруженный , о » • # # мало жалоб, отсутствие \ психосоматических нарушений \ \ \ мало забот о здоровье, ■ \| Ь » * • беспечный в отношении I ! здоровья, крепкий 1 -1 ориентированный на нормы 1 обихода, думающий о // произведении хорошего самокритика, закрытый (внимание на станайны от 1 до 3)

Е. Экстраверсия экстравертированный, • • • • « общительный, импульсивный, предприимчивый N. Эмоциональность эмоционально лабильный, многопроблемителесныхжалоб 5^ интровертированный, рл* • • сдержанный, взвешенный, 'у' серьезный эмоционально стабильный, себе, довольный жизнью

Рис. 1. Результаты Фрайбургского личностного инвентаря.

Графическое изображение станайновых значений группы испытуемых до и после терапии

РРІ-Я

і0 = х ^ = о

Стандартное значение 987654321 Станайн

1. Удовлетворенность жизнью 5^ настроение, уверенный 2. Социальная ориентация социально ответственный, отзывчивый, человечный * * 3. Ориентация на успех ориентированный на успех, активный, быстро действующий, * * * * честолюбиво конкурирующий / 4. Скованность / скованный, неуверенный, » . щ а избегающий контактов 5. Возбудимость ч возбудимый, чувствительный, « « • несдержанный чЧ 6. Агрессивность Ч\\ агрессивное поведение- спонтанный и реактивный, * * * * настаивающий на своем / 7. Требовательность А напряженный, предъявляющий » # « чрезмерные требования, часто Г, чувствующий себя «в стрессе» // 8. Телесные жалобы / психосоматические нарушения 9. Забота о здоровье \ страх заболеть, осознание состояния здоровья, • • • • оберегающий себя 10. Откровенность открытое признание маленьких слабостей и повседневного отклонения от нормы, ' ■ ' непринужденный, неформальный % негативная жизненная установка ^ подчеркнутая социальная ответственность в затруднительных положениях, несолидарен в отношении себя самого Ч в малой степени ориентированный | » • • • на Успех или энергичный, в у' малой степени честолюбиво конкурирующий непринужденный, уверенный в себе, идущий на контакт в в спокойный, невозмутимый, выдержанный ч. в # в в малой степени агрессивный, контролируемый, сдержанный не предъявляющий чрезмерных требований, неперегруженный психосоматических нарушении у мало забот о здоровье, !0С» • • • беспечный в отношении здоровья, крепкий ориентированный на нормы /' обихода, думающий о произведении хорошего самокритика, закрытый (внимание на станайны от 1 до 3)

Е. Экстраверсия экстравертированный, # • • • общительный, импульсивный, предприимчивый , N. Эмоциональность эмоциональнолабильный, много проблем и телесных жалоб д, интро ве рти рованный, «О! • • • сдержанный, взвешенный, серьезный эмоционально стабильный, ^ " себе, довольный жизнью

Рис. 2. Графическое изображение станайновых значений контрольной группы 1 до и после терапии

РР1-Я

10 =х 1-1 = 0

Стандартное значение

9 8

1 Станайн

1. Удовлетворенность жизнью

довольный жизнью, хорошее настроение, уверенный

2. Социальная ориентация

социально ответственный, отзывчивый, человечный

3. Ориентация на успех

ориентированный на успех, активный, быстро действующий, честолюбиво конкурирующий

4. Скованность

скованный, неуверенный, избегающий контактов

5. Возбудимость

возбудимый, чувствительный, несдержанный

6. Агрессивность

агрессивное поведение -спонтанный и реактивный, настаивающий на своем

7. Требовательность

напряженный, предъявляющий чрезмерные требования, часто чувствующий себя «в стрессе»

8. Телесные жалобы

много жалоб,

психосоматические нарушения

9. Забота о здоровье

страх заболеть, осознание состояния здоровья, оберегающий себя

10. Откровенность

открытое признание маленьких слабостей и повседневного отклонения от нормы, непринужденный, неформальный

54%

недовольный, подавленный, негативная жизненная установка

подчеркнутая социальная ответственность в затруднительных положениях, несолидарен в отношении себя самого

в малой степени ориентированный на успех или энергичный, в малой степени честолюбиво конкурирующий

# непринужденный, уверенный

в себе, идущий на контакт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф спокойный, невозмутимый, выдержанный

в малой степени агрессивный, контролируемый, сдержанный

в малой степени требовательный, не предъявляющий чрезмерных требований, неперегруженный

мало жалоб, отсутствие психосоматических нарушений

мало забот о здоровье, беспечный в отношении здоровья, крепкий

ориентированный на нормы обихода, думающий о произведении хорошего впечатления, недостающая самокритика, закрытый (внимание на станайны от 1 до 3)

Е. Экстраверсия

экстравертированный, общительный, импульсивный, предприимчивый N. Эмоциональность

эмоционально лабильный, чувствительный, пугливый, много проблем и телесных жалоб

■ХО*

54%

интровертированныи, сдержанный, взвешенный, серьезный

эмоционально стабильный, невозмутимый, уверенный в себе, довольный жизнью

Рис. 3. Графическое изображение станайновых значений контрольной группы 2 до и после терапии

Таблица1

FPI-R до и после терапии

Шкала Г руппа испытуемых Контрольная группа 1

Ъ Р Ъ Р

Удовлетворенность жизнью -0,94 0,17 -0,59 0,28

Социальная ориентация -1,35 0,09 -0,94 0,17

Ориентация на успех -1,48 0,07 0,00 0,5

Скованность -1,83 0,03 -0,91 0,18

Возбудимость -1,98 0,16 -0,53 0,30

Агрессивность -0,94 0,17 -0,40 0,34

Требовательность -1,35 0,09 -0,31 0,38

Телесные жалобы -2,2 0,01 -0,94 0,17

Забота о здоровье -0,67 0,25 -0,94 0,17

Откровенность -0,15 0,12 -0,28 0,39

Экстраверсия -0,16 0,05 -0,73 0,23

Эмоциональность -1,35 0,09 -0,51 0,31

достигли существенных, заранее сформулированных целей. Главным образом было описано, что в результате групповой терапии было достигнуто большее удовлетворение относительно личных социальных контактов и относительно профессиональной среды. Это удалось, с одной стороны, при помощи большего одобрения мнений и позиций других людей и, с другой стороны, при помощи возросшей способности дистанцироваться и уметь настаивать на своем. Уверенность в себе и, вместе с тем, самооценка у большинства участников группы увеличились. Также это касается и способности воспринимать собственные чувства и спокойнее с ними обходиться.

Эти изображенные клиентами результаты доказываются при оценке с использованием психометрических методов.

Для статистической проверки значимости отличий между личностными качествами до и после терапии применяется тест Вилкоксона. Он является непараметрическим методом проверки и подходит для небольших выборок с высокой эффективностью, для того чтобы проверить два ряда измерений на одинаковое распределение.

По окончании терапии на основании Фрайбургского личностного опросника можно выявить семь значимых изменений в области самооценки, три изменения являются характерными на 5%-ом уровне: уменьшение скованности, телесных жалоб и увеличение экстраверсии. Социальная ориентация и ориентация на успех, а также уверенность в себе и довольство самим собой значительно возросли. Чувство напряженности, нахождения «в стрессе», ощущение слишком высоких требований по отно-

Таблица2

SVF до и после терапии

Шкала Г руппа испытуемых Контрольная группа 1

Ъ Р Ъ Р

Недооценивание -0,54 0,30 0,73 0,23

Действия при помощи сравнений -1,68 0,05 -0,63 0,26

Отрицание вины -0,51 0,31 -0,73 0,23

Уход от ситуация -0,70 0,24 -0,76 0,22

Замещающее удовлетворение -0,51 0,31 -0,34 0,37

Поиск самоподтверждения -0,73 0,23 -0,73 0,23

Попытки контроля ситуации -1,99 0,02 -1,01 0,16

Попытки контроля реакции -2,37 0,01 -0,34 0,37

Положительная самоинструкция -1,35 0,09 -0,34 0,37

Потребность в социальной поддержке -0,76 0,22 0,00 0,50

Тенденция избегания -1,19 0,12 -0,85 0,20

Тенденция побега -2,03 0,02 0,00 0,50

Социальная замкнутость -1,77 0,04 -0,63 0,26

Мысленное продолжение деятельности -1,35 0,09 -0,31 0,38

Покорность -1,54 0,06 -0,34 0,37

Самосострадание -2,36 0,01 -0,84 0,20

Самообвинение -1,82 0,03 -0,850 0,20

Агрессия -2,02 0,02 -0,59 0,28

Прием лекарственных препаратов -0,67 0,25 -0,59 0,28

БУР (стандартные значения)

10 =х = о

20

1 Недооценивание

2 Действия при помощи сравнений с другими

3 Отрицание вины

4 Уход от ситуаций

5 Замещающее удовлетворение

6 Поиск самоподтверждения

7 Попытки контроля ситуации

8 Попытки контроля реакции

9 Положительная самоинструкция

10 Потребность в социальной поддержке

11 Тенденция избегания

12 Тенденция побега

13 Социальная замкнутость

14 Мысленноеп родолжен ие деятельности

15 Покорность

16 Самосострадание

17 Самообвинение

18 Агрессия

19 Прием лекарственных препаратов

30

Т-значения 40 50 60

70

30

1 НЕД

2 ДЕЙ

3 ОТР

4 УХС

5 ЗАУ

6 ПСП

7 ПКС

8 ПКР

9 ПСИ

10 ПСОЦ

11 ТИЗ

12 ТПО

13 СЗА

14 МПД

15 ПОК

16 ССТ

17 СОБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 АГР

19 ПЛП

Т-значения

Рис. 4. Результаты опросника по проработке стресса.

Графическое изображение стандартных значений группы испытуемых до и после терапии

БУР (стандартные значения)

= X Т-значения

1-1= 0 20 30 40 50 60 70 80

* 1 НЕД

1 , 2 ДЕЙ

ъ * . 3 ОТР

г 4 УХС

\ V . * 5 злу

? 6 ПСП

, 7 ПКС

8 ПКР

о пги

із СЗА

\ і * , і с ППК

„V * , і а ггт

и із АГР

20 30 40 50 60 70 80

Т-значения

Рис. 5. Графическое изображение стандартных значений контрольной группы 1 до и после терапии

Б\/Р (стандартные значения)

1-1 = 0 20

1 Недооценивание

2 Действия при помощи сравнений с другими

3 Отрицание вины

4 Уход от ситуаций

5 Замещающее удовлетворение

6 Поиск самоподтверждения

7 Попытки контроля ситуации

8 Попытки контроля реакции

9 Положительная самоинструкция

10 Потребность в социальной поддержке

11 Тенденция избегания

12 Тенденция побега

13 Социальная замкнутость

14 Мысленноеп родолжен ие деятельности

15 Покорность

16 Самосострадание

17 Самообвинение

18 Агрессия

19 Прием лекарственных препаратов

30

Т-значения 40 50 60

70

80

\

А

А

Чт

4 \ і

і ■ . Л !

, . ь

ч

// //

\\ >> (г

// // і!

А

/1 , . .¡/а ....... то

\

1 НЕД

2 ДЕЙ

3 ОТР

4 УХС

5 ЗАУ

6 псп ■

7 ПКС

8 ПКР

9 ПСИ

10 ПСОЦ J

11 ТИЗ

12 ТПО

13 СЗА

14 МПД

15 ПОК

16 ССТ

17 СОБ

18 АГР

19 ПЛП

20 30

40 50 60

Т-значения

70

80

Рис. 6. Графическое изображение стандартных значений контрольной группы 2 до и после терапии

шению к себе значительно снизились, статистиче-кие значения расположены от 5 до 10%.

Соответственно, можно исходить из того, что возросла готовность участников группы испытуемых более непринужденно общаться с другими людьми и легче идти на контакт. В обществе других людей стала ощущаться большая удовлетворенность, участники группы стали более инициативными, разговорчивыми и перестали чувствовать себя обремененными. В результате этого улучшения в общении с людьми, стало легче вступать в отношения и дружбу.

После терапии снизились также и типичные симптомы психовегетативной лабильности, такие как расстройство пищеварения, холодные ладони и ступни, нарушения сна, дрожь в руках, нерегулярный ритм сердца. Помимо этого, стала ощущаться и большая толерантность в отношении требований в работе и нехватки времени. Субъективно наблюдаемое ощущение завышенных требований сократилось. Затем появилась готовность решительнее приступать к заданиям и быть более вовлеченным в профессиональном плане, что привело к новым успехам.

По сравнению с этими изменениями, в контрольной группе при сравнимых изначальных жалобах не было выявлено значительных результатов при проведении повторного исследования. Точно так же их не было и в контрольной группе людей без представленных жалоб.

При рассмотрении опросника по преодолению стресса видны значительные изменения в снижении стратегии «Действия при помощи сравнений», особенно при «Попытках контроля ситуации» и «Попытках контроля реакции», при «Тенденции побега», «Социальной замкнутости». Значительны они также и при «Самосострадании», «Самообвинении» и «Агрессии». Здесь все статистические значения составляют 5% и менее. Менее значимые изменения проявляются при «Положительной самоинст-рукции», «Мысленном продолжении деятельности»

и «Покорности».

После терапии участники группы испытуемых обладали низкой тенденцией преодоления сложных ситуаций при помощи того, чтобы лучше справляться с ними в результате сравнения с другими людьми. (Пример: «Я рад, что я не так чувствителен, как другие»). Сокращаются попытки регулирования ситуаций и реакций посредством усиленного контроля. (Примеры: «...я попытаюсь прояснить все подробности ситуации. и. я попытаюсь контролировать мое поведение»). Значительно снижается предрасположенность к побегу от сложной ситуации, а также желание: «Больше всего я хочу быть один» или «Я не хочу никого видеть». Реже возникают мысли «Я чувствую себя обделенным судьбой» или «Я спрашиваю себя, почему это должно было произойти именно со мной». Большее довольство собой становится четким в результате того, что человек меньше упрекает себя самого и реже приписывает себе вину за конфликтные ситуации. Реже возникают столкновения с другими людьми, а также реже возникает раздражительная, яростная и недовольная реакция.

Также и при использовании данного метода при сравнении измеряемых величин не наблюдается значительных изменений в контрольной группе до и после терапии.

Миннесотский многофазный личностный опросник после терапии в соответствии с тенденцией показывает изменения в семи шкалах: корректирующее значение, депрессия, истерия, психопатия, паранойя, психастения и в малой степени при шизоидии.

Корректирующее значение отражает установку испытуемого в отношении тестового метода. «Высокое значение показывает защитную позицию против душевных слабостей, которая может дойти до намеренного искажения ответов с целью вызвать «нормальное» впечатление. Низкое К-значение показывает, что испытуемый является слишком откровенным и легко склонен к самокритике и к призна-

Таблица3

MMPI-K до и после терапии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала Г руппа испытуемых Контрольная группа 1

Ъ Р Ъ Р

Ложное значение -0,14 0,44 -0,67 0,25

Ложное значение -0,14 0,44 -0,67 0,25

Валидность -0,67 0,25 -0,37 0,36

Корректирующее значение -1,43 0,08 -0,59 0,28

Ипохондрия 0,00 0,50 -0,85 0,20

Депрессия -1,47 0,07 -0,73 0,23

Истерия -1,40 0.08 -0,34 0,37

Маскулинность/Фемининность -0,33 0,37 -0,85 0,20

Паранойя -1,40 0,08 -0,68 0,25

Психастения -1,52 0,06 -1,01 0,16

Шизоидия -1,26 0,10 0,0 0,50

Мания 0,33 0,37 0,0 0,50

Социальная интроверсия -0,67 0,25 -0,51 0,31

MMPI-K (стандартные значения)

10 = х 1т = о

1 Ложное значение

2 Валидность

3 Корректура

4 Ипохондрия

5 Депрессия

6 Истерия

7 Психопатия

8 Маскулинность/Фемининность

9 Паранойя

10 Психастения

11 Шизоидия

12 Мания

13 Социальная интроверсия

20

30

Т-значения 40 50 60

70

80

1 Лз

2 В

5 Д

7 Пп

8 Мф

9 Па

10 Пт

11 Ш

12 М

13 Си

Т-значения

Рис. 7. Графическое изображение станайновых значений группы испытуемых до и после терапии

нию симптомов даже тогда, когда эти симптомы обладают минимальной силой» (Boesch, Ernst E., 1951, с. 26). В группе испытуемых К-значение снизилось. Это могло бы означать, что клиенты после терапии были в состоянии легче описать реалистичную картину себя самих и признать слабости и ошибки. Также и в FPI шкала «Откровенность», которая пытается охватить похожее намерение, изображает похожий результат.

Значение шкалы депрессии снижается: уменьшаются чувство никчемности, неспособность развития здорового оптимизма на будущее, эмоциональное расстройство.

Так называемая шкала истерии описывает людей с конверсионно-симптоматическими телесными жалобами. Здесь также снижается значение шкалы - точно так же, как и в FPI в шкале «Телесные жалобы». Повышенные значения в шкале психопатии указывают на людей, чья «основная трудность заключается в отсутствии глубокого эмоционального реагирования, в неспособности учиться на основании опыта и в неуважении социальных обычаев

и традиций» (Boesch, Ernst E., 1951, с. 30). У участников группы испытуемых можно наблюдать снижение этих описанных тенденций, а также у них уменьшаются асоциальные и антисоциальные способы поведения. Люди с высоким значениями в шкале паранойи склонны к недоверию, сверхчувствительности и идеям преследования. Во время терапии значения этой шкалы достаточно снизились. Люди с фобическими и навязчивыми способами поведения обладают, как правило, высокими значениями по шкале «Психастения». У участников группы также значительно уменьшаются такие симптомы, как страхи, преувеличенные заботы, недостаток доверия и неспособность к концентрации. Своеобразные, необычные мышление и действия характерны для людей с высокими показателями по шкале «Ши-зоидия». В группе испытуемых наблюдается тенденция установления прочной связи между мышлением и реальными действиями.

В контрольных группах при сравнении результатов до и после терапии не было выявлено значимых результатов.

ММРІ-К (стандартные значения)

10 = х ц = о

1 Ложное значение

2 Валидность

3 Корректура

4 Ипохондрия

5 Депрессия

6 Истерия

7 Психопатия

8 Маскулинность/фемининность

9 Паранойя

10 Психастения

11 Шизоидия

12 Мания

13 Социальнаяинтроверсия

20

30

Т-значения 40 50 60

70

Т-значения

80

1 Лз

2 В

4 Ип

5 Д

7 Пп

Мф

9 Па

10 Пт

11 Ш

12 М

13 Си

Рис. 8. Графическое изображение станайновых значений контрольной группы 1 до и после терапии

Дискуссия. Результаты Фрайбургского личностного опросника в данном исследовании в значительной степени совпадают с исследованием 1993 года, в котором рассматривалась действенность стационарной поведенческой терапии ^еШе, 1993).

«В период между 1986 и 1992 годами при помощи многочисленных опросников были исследованы 148 пациентов с неврозами, функциональными расстройствами и нарушением приспособляемости (МКБ 9 рев.) на этапах начала лечения выписки, а также двумя годами позднее в катамнезе; кроме того, в распоряжении имелись данные медицинской и социодемографической базовой документации. В 8 из 12 FPI-R шкал между приемом и выпиской больных наблюдались значительные изменения: увеличение удовлетворенности жизнью, ориентации на успех и экстраверсии, уменьшение социальной ориентации, скованности, предъявления требований, телесных жалоб и эмоциональности. Между выпиской и датой катамнеза в группе мужчин не было обнаружено значимых изменений. В то же время

у женщин было установлено дальнейшее возрастание удовлетворенностью жизнью и дальнейшее снижение возбудимости, предъявления требований и эмоциональности» ^аЫ'епЬе^ и др. 2001, с. 117).

Вуд и др. доказали в своем исследовании 1979 года, что групповая психодрама-терапия привела к значительно большему доверию, активности и эмоциональной стабильности. Среди прочего, в качестве инструмента для исследования они использовали Миннесотский многофазный личностный опросник в сокращенном изложении. Обнаруженные результаты могли быть в полной мере доказаны данным исследованием.

В собственном исследовании 1994 года было показано, что личностный признак «Эмоциональная лабильность» претерпел значительный спад после психодраматической групповой работы свыше 15 часов с молодыми людьми. Расстройства, подавленное, грустное и плохое настроение, а также раздражительность и раздумья описывались реже. Телесные жалобы и психосоматические общие рас-

MMPI-K (стандартные значения)

к = х

^ = о

1 Ложное значение

2 Валидность

3 Корректура

4 Ипохондрия

5 Депрессия

6 Истерия

7 Психопатия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Маскулинность/Фемининность

9 Паранойя

10 Психастения

11 Шизоидия

12 Мания

13 Социальная интроверсия

20

30

40

Т-значения

50

60

70

Т-значения

80

1 Лз

2 В

3 К

4 Ип

5 Д

6 Ис

7 Пп

8 Мф

9 Па

10 Пт

11 Ш

12 М

13 Си

Рис. 9. Графическое изображение станайновых значений контрольной группы 2 до и после терапии

стройства сократились. Данные заключения также находят отклик в данном исследовании (Gessmann 1994).

В результате специфики данного группового терапевтического метода определенно стимулируется развитие особых личностных качеств, которые борются с возникновением и поддержанием так называемых невротических симптомов. Групповая психотерапия представляет собой, таким образом, эффективный, ориентированный на ресурсы метод.

Обобщение. Групповая психотерапия с применением гуманистической психодрамы показала после 50 терапевтических часов значительные изменения в существенных с точки зрения заданной терапевтической цели способах переживания и поведения.

Участники достигли существенные, изначально сформулированные цели. Субъективно описанные положительные изменения могли быть объективированы и проверены при помощи психометрических методов.

Библиографический список

1. Boesch Ernst E. MMPI Saarbrücken // Handbuch. - Bern; Stuttgart: Huber, 1951.

2. Fahrenberg J., Hampel R., Selg H. Das Freiburger Persönlichkeitsinventar: 7. überarbeitete Auflage. -Göttingen: Hogrefe, 2001.

3. Gessmann H.-W. Über die Wirksamkeit psychodramatischer Wochenendseminare auf die im Freiburger Persönlichkeitsinventar erfassten Merkmale und auf das Aggressionsverhalten gemessen mit dem Rosenzweig-Picture-Frustration-Test // Gessmann H.-W. Humanistisches Psychodrama 1. - Duisburg: Verlag des Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen, 1994. - S. 85-94.

4. Hathaway S.R. & McKinley J. C. MMPI-2. Minnesota Multiphasic Personality Inventory 2. Deutsche Bearbeitung von Rolf R. Engel. - Bern: Huber, 2000.

5. Janke W., Erdmann G. & Kallus K.W. Stressverarbeitungsfragebogen. - Göttingen: Verlag für Psychologie Dr. C. J. Hogrefe, 1985.

6. Spreen O. MMPI-Saarbrücken. Handbuch zur deutschen Ausgabe des MMPI von S. R. Hathaway und J. C. McKinley. - Bern: Huber, 1963.

7. Wood D./Del Nuovo A., Bucky S./Steven F., Schein S./Michalik M. Psychodrama With an Alcohol Abuser Population // Group Psychotherapy, Psychodrama, Sociometry. - 1979. - 32. - S. 75-88.

8. Zielke M. Wirksamkeit stationärer Verhaltenstherapie. - Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union, 1993.

9. http://www.testzentrale.de/programm/freiburger-personlichkeitsinventar.html (31.05.2011 12:20 h)

10. http://de.wikipedia.org/wiki/Minnesota_ Multiphasic_Personality_Inventory (31.05.2011 12:30 h)

УДК 159.922.736.4

Велумян Наира Александровна

Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

naira_v@mail.ru

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования соотношения темперамента и профессиональных предпочтений у подростков 9-го и 10-го классов. Показано, что определенной модальности темперамента соответствует определенный предпочитаемый профессиональный тип.

Ключевые слова: темперамент, активность, эмоциональность, профессиональные предпочтения, лонгитюдное исследование, подростки.

Профессиональное самоопределение поэтапно формируется на протяжении всей жизни человека. Однако самым значимым периодом считается подростковый возраст, когда выбор будущей сферы деятельности и соответственно типа учебного заведения, определяют дальнейший жизненный путь юношей и девушек [3, с. 67].

Изучение закономерностей формирования профессионального самоопределения в подростковом возрасте особенно актуально в связи с комплексной программой в российской системе образования, основной задачей которой является создание условий для развития профессиональной компетентности. Однако в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ выбирают профессию «под давлением чисто внешних обстоятельств, которые могут не иметь ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека» [10, с. 5-6].

К числу таких особенностей относятся темпера-ментальные свойства старшеклассника. Анализ литературных данных показывает, что большинство исследований направлено на изучение влияния индивидуально-типологических (темпераментальных) особенностей на профессиональную направленность у лиц, которые уже приобрели профессиональный статус или находятся на стадии получения профессионального образования [1; 4; 6; 7].

Что же касается эмпирических исследований по теме нашей работы, посвященной изучению роли темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников, то такие данные отсутствуют. Однако в свете идей, развиваемых в рамках специальной теории индивидуальности В.М. Русалова, следует ожидать, что темперамент, являясь устой-

чивой природной характеристикой, играет важную роль на этапе формирования определенных интересов к той или иной профессии уже в школьном возрасте [8, с. 23-25]. В литературе имеются косвенные указания о возможной связи темпераменталь-ных свойств с особенностями профессионального самоопределения.

Так, в диссертационном исследовании Ю.А. Селезневой, отмечается, что в ранней юности предрасположенность к выбору определенной профессиональной деятельности (по Климову) связана с определенным набором осознаваемых темперамен-тальных свойств. Сочетание высокой общей активности и общей эмоциональности является значимой предпосылкой для работы в сфере «Человек-Человек». Для рекомендаций выбора профессиональной категории «Человек-Техника» предлагается сочетание высокой общей активности и низкой общей эмоциональности. Выбор профессиональной деятельности «Человек-Знак» и «Человек-Природа» благоприятен при низкой общей активности и общей эмоциональности. При низкой общей активности и высокой общей эмоциональности рекомендуются художественные профессии [9].

Психологические особенности выпускников средней школы, имеющие также косвенное отношение к темпераментальным свойствам, в свете профессионального самоопределения изучались в работе Т.В. Кудрявцева и А.В. Сухарева. Установлено, что подростки с более выраженным значением по фактору А (по Кеттелу) проявляют повышенный интерес к профессиям категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Школьники с более выраженными значениями по фактору I склонны к профессиям категории «Человек-Природа». Подростки с более низкими значениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.