Научная статья на тему 'Эмпирические индикаторы мотивации'

Эмпирические индикаторы мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1605
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рассматривается концепция мотивации как системы эмпирических индикаторов пристрастного оценивания и категоризации объектов мира (выраженного через механизм атрибуции), которые интерпретируются как причина и направленность активности индивида в рамках психосемантического моделирования. Мотивация интегрирующая составляющая, подчеркивающая селективный характер восприятия и действования в мире, в которую входят потребность, мотив, установки как усвоенные в опыте способы удовлетворения потребностей, активность индивида в этом направлении. Анализируются свойства мотивации: отношение ко времени, контроль и антиципация событий в контексте адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович, Юсупов Павел Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical Indicators of Motivation

The article deals with the concept of motivation as a system of empirical indicators biassed estimations and grouping objects of the world (expressed through the mechanism of attributing) which are interpreted as the reason and an orientation of activity of the individual in frameworks psychosemantic modeling. Motivation is the integrative component showing selective character of perception and activity which includes needs, motive and attitudes as the ways of satisfaction of needs acquired in experience, also -activity in this direction. It was realized the detailed analysis of motivation properties: the connection with the time, the control and prediction of events and so forth in a context of adaptation.

Текст научной работы на тему «Эмпирические индикаторы мотивации»

О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев, П.Р. Юсупов Эмпирические индикаторы мотивации

Исследование причин поведения, поиск адекватных эмпирических индикаторов мотивации являются фундаментальной научно-исследовательской проблемой в психологии. Сложность в экспликации и объяснении пристрастности восприятия и реагирования связана с тем, что мотивация не вполне доступна осознанию субъекта. Трудности в исследовании мотивации начинаются уже на этапе операционализации понятий, эмпирической реконструкции мотивационной основы поведения. Полученные эмпирические результаты, как правило, зависят от начальной аксиоматики в понимании мотивации, а не наоборот.

Первые попытки решения проблемы предсказания направления поведенческой активности (в русле положения о конструировании индивидом реальности) были предприняты в начале 1930-х гг. в экспериментах К. Левина (теория поля), а также бихевиоризме и необихевиоризме (Э. Толмен, К. Халл и др.), что позволило начать разработку конкретных методологических путей исследования этой проблемы [1]. С середины 1970-х гг. в рамках когнитивного направления изучаются процессы категоризации жизненных ситуаций, в центре внимания оказывается пристрастный характер когнитивной и перцептивной переработки информации.

В отечественной психологии в контексте проблемы комплексности мотивации, а также ее селективного и антиципационного характера продуктивными оказались многие направления. Среди них можно отметить следующие: психофизиологическое направление Е.Н. Соколова, теория функциональных систем П. К. Анохина, исследование нейропсихологических детерминант в процессах мотивации А.Р. Лурии, изучение роли связи потребностей и эмоций (В.К. Ви-люнас, П.В. Симонов, А.Н. Леонтьев).

В культурно-историческом подходе в психологии показана особая роль речевой, знаково-символической деятельности в развитии и регуляции психики, исследовано влияние мотивации на процессы мышления, речепорождения, понимание смысла высказываний; предложен вариант решения проблемы соотношения понятий «значение» и «смысл» (Л. С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.). В теории деятельности А.Н. Леонтьева (А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А.Иванников, Д.А. Леонтьев, Е. Ю. Патяева и др.) при наличии большого количества теоретических разработок отмечается недостаток эмпирических исследований мотивации.

На начальном этапе изучения мотивации была характерна поляризация психологических концепций на

субъективистские и объективистские («внутренние» и «внешние» теории). В теории поля К. Левина происходит объединение этих факторов, субъективные и объективные детерминанты поведения определяются как ситуативные системы напряжения и совокупности валентностей. Теоретические системы К. Левина (готовность к деятельности - деятельность - активирующий стимул, квазипотребность - действие по намерению - характер требования вещи, потребность -поведение - валентность) создавались на основе принципа системности поведения и его детерминант. Знаменитая формула К. Левина объединяет в себе ранее противоречащие друг другу переменные, поведение есть функция от личности и психологического окружения (конкретной ситуации): В = 1" (Р, Е).

В работах Х. Хекхаузена представлено понимание мотива как особого исследовательского конструкта. Мотив «задается таким целевым состоянием отношения «индивид-среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния» [2, с. 158].

Отечественные психологические школы - культурно-историческая концепция и деятельностный подход - берут свой исследовательский источник в теоретико-практических положениях К. Левина. В последующем развитии отмечается то отход (критика), то возвращение к теории К. Левина.

Формирование индивидом представлений о внешнем мире как отдельном от себя (его конструирование в процессе адаптации) ставит проблему исследования мотивации и потребностей как основы селективности (Е.Ю. Артемьева, Д.В. Труевцев и др.). В психосемантике понятиями, характеризующими феномен пристрастности, являются, например, «когнитивная карта», или «модель мира», «образ мира», «система конструктов» (Дж. Келли, Э. Толмен, А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко и др.).

Идейную динамику в исследовании проблемы источников активности индивида можно представить как изменение ракурса внимания с одних мотивационных образований на другие. Первоначальным взглядом на проблему оказалось сосредоточение на инстинктах и влечениях (психоанализ), позже - потребностях, диспозициях и мотивах (когнитивное, когнитивно-би-хевиоральное направление в психологии). Основной спор состоял в приоритете детерминант: устойчивых личностных диспозиций или конкретно-ситуативных факторов. Дальнейшее развитие психологии мотива-

ции породило множество эклектических концепций, сочетающих в себе эти компоненты.

По мнению авторов данной публикации, в исследовании мотивации важен не столько вопрос о причинах активности индивида, сколько об особенностях селективного построения «образа мира», основных свойствах и индикаторах мотивации.

Разрабатываемая концепция исследования мотивации как логически взаимосвязанная система конструктов предполагает соответствующие принципы ее исследования. Методологической основой является трактовка мотивации через ее генеральное свойство и индикатор - селективность восприятия или избирательный характер оценивания и упорядочивания объектов мира, «прошивающий» все остальные особенности данного феномена.

В концепции разрабатывается единая система индикаторов мотивации и соответствующих методических приемов ее экспликации.

Определитель мотивации - селективность, задающая направление активности с целью удовлетворения потребностей. Селективность методически проявляется через механизм атрибуции или приписывания, например, событий или сюжета, каузальных отношений, результатов - временной перспективе и ретроспективе; качеств - объектам (категоризация мира); осуществление выбора объектов в соответствии с ситуацией, достраивание неопределенного образа и т.д.

Предвидение результатов деятельности («образ будущего состояния» - акцептор результата действия (П.К. Анохин), антиципация событий (Дж. Келли), вероятностное программирование (Н.А. Бернштейн) предполагают контроль, субъективное ощущение власти над событиями своей жизни. Невозможность контролировать, управлять собой и окружающими создает условия невозможности оптимального удовлетворения потребностей («выученная беспомощность») и эмоционально дискомфортное состояние вплоть до дисфункциональных состояний (М. Селигман,

Э. Скиннер и др.), ощущения низкой самоэффективности (А. Бандура).

Атрибуция, определяющая пристрастный характер восприятия мира, служит целям антиципации событий, а следовательно, и контролю над своей жизнью, позволяет программировать действия в соответствии с определенной стратегией удовлетворения потребностей. Закрепляясь в опыте, эти стратегии становятся свернутыми неосознаваемыми алгоритмами реагирования на определенные стимулы. Установка - это готовность к устойчивому типу эмоционально-когнитивного реагирования в определенных ситуациях, обеспечивает человеку ограниченный набор адаптивных (или дезадаптивных) стратегий активности, направленной на удовлетворение потребностей. Ус -тановки актуализируются в условиях необходимости быстрого принятия решения, недостатка времени,

нехватки сознательных ресурсов для оценки особенностей ситуации, стрессовых ситуациях. Контроль и предвидение результатов активности - необходимое условие саморегуляции и адаптации в мире.

На основе селективного характера активности индивида в процессе удовлетворения потребностей, а также сформированного в опыте набора устойчивых алгоритмов эмоционально-когнитивного реагирования в ситуациях адаптации (установок) формируется особая модель, или «образ мира».

Создавая протяженные во времени вероятностные программы, индивид «размечает» реальность на основе мотивационно-потребностных приоритетов. В результате мир становится эмоционально, мотивационно, потребностно «расцвечен» (А.Н. Леонтьев, А.Ш. Тхостов). Так формируется «образ мира» как особый комплекс следов деятельности (Е.Ю. Артемьева, А.Ш. Тхостов), сопряженной с удовлетворением потребностей [3].

Адаптация производна от необходимости удовлетворения потребности. Способ овладения потребностью - процесс мотивационного означивания. Потребности являются динамической основной создания «образа мира», выступают как «объективный, неуправляемый непосредственно мир» для человека. Потребность, опредмеченная в мотиве, становится «прозрачной» для субъекта, переживаемая как «собственная нужда» при условии наличия психического образа желаемого состояния и предмета удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, А.Ш. Тхостов) [4].

Анализ подходов по проблеме мотивации, а также результаты исследований позволяют выделить основные свойства мотивации : 1) селективность, пронизывающую все психические функции и формирующую пристрастный «образ мира»; является генеральным свойством; 2) отношение ко времени (временная протяженность «образа мира»); 3) антиципацию событий (вероятностная оценка результатов действия);

4) специфическое отношение к удовлетворению потребностей в контексте адаптации и саморегуляции, установкам и направлению активности индивида;

5) осуществление контроля над событиями своей жизни (собой, другими); 6) единство потребности и мотива как опредмеченной потребности, а также установок как закрепленных в опыте способов удовлетворения потребностей в структуре мотивации; 7) наличие «потенциальной мотивации» как комплекса вероятностных моделей активности (состояний) в тех или иных условиях; 8) взаимосвязь с эмоциями, перцептивными и когнитивными психическими функциями.

Все эти особенности мотивации взаимоопределя-ют друг друга и имеют эмпирически регистрируемые индикаторы, варьирующиеся в зависимости от цели и метода исследования.

Антиципация событий, служащая свойством мотивации и функцией адаптации (неотъемлемым условием удовлетворения потребностей), отсылает нас к феномену протяженности во времени (прошлый опыт, будущий результат активности), столь же важному в структуре адаптации.

Многообразие индикаторов мотивации, описанное, в частности М.Ш. Магомед-Эминовым [5], позволяет проанализировать их с позиции формирования системы, а также упорядочить существующий на данный момент методический арсенал стратегий экспликации мотивации, отмечая наиболее значимые аспекты. Это позволяет рефлексивно использовать разные измерительные шкалы, соответствующие им типы данных (матрицы расстояний - «сходств объектов», «объекты-дескрипторы», «выбор варианта ответа - опросник», «попарное сравнение», «прямое ранжирование»). Типы матриц в свою очередь отсылают нас к определенной статистической задаче и стратегии математико-статистической обработки данных, способу представления эмпирически верифицированной модели мотивации (параметрические и непараметрические методы; методы, использующие и не использующие усреднение; методы, группирующие объекты на основе сходства объектов, или методы, выявляющие причину объединения свойств в структуры, и т.д.). Атрибуции качеств, последовательностей событиям, каузальных отношений на математическом уровне представляют смысловые структуры (факторные и кластерные модели, осевая структура многомерного шкалирования). Формально несвязанные, но имеющие общий смысловой элемент, матрицы могут быть «взаимоналожены» друг на друга с помощью многомерного регрессионного анализа. Оценка «близости-дальности», ассоциации объектов математически производится с помощью математических методов, не зависящих от нормальности распределения данных (кластерный анализ, многомерное шкалирование и др.). Задачи сравнения контрастных групп в отношении мотивационных выборов и других индикаторов мотивации реализуются с помощью математических критериев различия средних, разных вариантов дисперсионного анализа (в частности, для изучения контролируемых детерминант активности). Частотность выборов в экспериментальном моделировании математически анализируется с помощью, например, метода «таблицы сопряженности», непараметрических критериев.

Один и тот же индикатор может быть включен в разного типа методические приемы экспликации мотивационной составляющей активности индивида. Например, в тесте юмористических фраз А.Г. Шмелева используется ряд эвристических способов экспликации мотивации: оценка селективности заключается как в классификации фраз, так и в использовании образных выражений (с заведомо неоднознач-

ной семантикой), что определяет проективный механизм.

Мотив теоретически представляет собой психический образ валентных предметов, побуждающий к деятельности, направленной на реализацию потребностей (достижение «лучшего» состояния).

В структуре процесса удовлетворения потребности необходимо возникновение мотивации (как активирующего мотивы селективного процесса и образа действия в структуре активности индивида), а также актуализация соответствующих установок. Мотивация понимается нами как система эмпирических индикаторов селективности (в том числе психофизиологические и оценочные индикаторы), которые интерпретируются как смысл (причина, детерминанты) активности индивида, и в рамках психосемантического моделирования представляет собой индивидуальную пристрастную систему значений индивида. Генеральным свойством мотивации, пронизывающим все ее особенности, является пристрастность в оценивании и категоризации объектов мира. Мотивация указывает на движение в сторону мотива как психического образа предмета, активирующего на процесс удовлетворения потребностей. Это интегрирующая составляющая, в которую входит потребность, мотив, установки, усвоенные в опыте способы удовлетворения потребностей, соответствующая активность индивида в этом направлении.

Рядом авторов мотивация трактуется как объяснительный конструкт (который позволяет понять приоритеты средств и оценки объектов в структуре семантического пространства), определяющий возможность движения в этом направлении (Х. Хекхау-зен, Т.О. Гордеева и др.) [2; 6].

В процессе социализации мир для человека становится «расцвеченным» определенными «эмоциональными ярлыками», организующими смысл и направление реакций индивида (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ш. Тхостов). С точки зрения семиотического подхода, в процессе опроизволивания (повышения степени контроля и осознанности над своими эмоциональными реакциями) психических функций происходит инвертирование означающего и означаемого. А.Ш. Тхостов пишет: «...В ходе освоения (овладения) эмоций предмет как новое выступает в качестве означающего для переживания. Эти отношения. допускают смену ролей (означаемого и означающего) и будут сохранять подвижность в зависимости от освоенности, овладения и произвольности взаимодействия эмоций и их предметов» [7, с. 45]. По его мысли, «мотивация. понимается как. “негативное состояние” - физиологическая нужда, выводимая из свойства живого организма способность. реагировать на раздражители» [8, с. 136].

Данное понятие осмысляется рядом авторов как особое состояние организма, связанное с поиском

способов удовлетворения потребностей. По мнению А.Ш. Тхостова, функция мотивации - «в снижении порога реактивности», а «.мотив - ”энергизатор” или "стабилизатор”» [8, с. 136]. Он отмечает, что «для разнообразия форм реакций используются понятия научения или условного рефлекса», при этом понятие «мотивация» избыточно. Такую объяснительную модель трудно применить к перцептивному акту, «так как из энергетического понимания потребности никак не выводима ни ее регуляция на основе отражения, ни обратный процесс влияния на опыт.» [8, с. 136].

Данная проблема породила ряд попыток выделить в мотивации еще один (кроме энергетического) ком -понент («особые производные содержательные элементы»): валентности - у К. Левина, needs и presses -у Г. Мюррея, drives и incentives - у бихевиористов, однако они не дают исчерпывающего понимания мотивации [8, с. 136]. Эти попытки связаны с теоретическим осмыслением конструкта мотивации и свидетельствуют о поиске конструктов-определителей (элементов, отчетливо проявляющих мотивацию).

Удачным решением данной проблемы, как отмечает А.Ш. Тхостов, является теория мотивации А.Н. Леонтьева и ее развитие в трудах В.К. Вилюнаса, особенно идея о предметности потребности. Именно в теории деятельности используется категория «мотива» (как опредмеченной потребности, переводящей состояние недифференцированной нужды в ориентировочную деятельность) [8, с. 136]. Ссылаясь на А.Н. Леонтьева, А.Ш. Тхостов пишет, что «. предмет становится мотивом, вступая в семиотические отношения с потребностью, означая ее.», и далее: «Семиотическая природа мотива позволяет . объяснить. влияние потребности на познание, порождающее его пристрастность.» [8, с. 137].

Мотивация характеризуется как совокупная система процессов, «отвечающих за побуждение деятельности, требует отдельного понятия, которое структурировало бы эту систему» [9, с. 39]. В качестве такового часто используется понятие «потребности». Это понятие с трудом поддается формальному определению, однако, как отмечает В.К. Вилюнас, «потребность - это не только констатируемая нужда, но и определенный закрепившийся (в фило- и онтогенезе) способ ее удовлетворения» [9, с. 41].

При исследовании мотивации можно косвенно выходить на проблему потребностей индивида. Мотивы опосредованно указывают на потребности.

Потребности, с одной стороны, имеют биологическую основу, с другой - включают в себя стратегии активности по достижению удовлетворения потребностей, приобретенных в опыте индивида.

Потребности объективны для индивида, поскольку не вполне подвластны управлению ими, они обладают «плотностью» для субъекта, являются, как пишет

А.Ш. Тхостов, «непрозрачными». Можно говорить об

их усвоении субъектом потребностей в процессе их удовлетворения [4; 8].

Общим для всех вариантов экспликации мотивационной направленности индивида является провоцирование пристрастного отношения к объектам действительности. Представляем примеры стратегий экспликации и эмпирических индикаторов мотивации. Конечно, это далеко не исчерпывающий список.

1. Провоцирование механизма атрибуции в психосемантическом или другом исследовании, т.е. приписывание объектам качеств, в том числе каузальных отношений, желаний, страхов и пр.

2. Классификация объектов по признакам - группировка объектов по категориям, выделение существенных и несущественных признаков.

3. Моделирование экспериментальной ситуации выбора объектов из двух или из ряда, регистрация времени, особенностей поведения в решении конфликтных мотивационных и ценностных задач-выборов.

4. Использование «непрямых» (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, другие образные выражения) или невербальных вариантов дескрипторов и/или объектов с целью «преодоления» ограничений первой сигнальной системы, косности «прямых» конструкций языка.

5. Моделирование контекста оценивания или выбора объектов (рейтинги, в отношении которых происходит оценка).

6. Попарное ранжирование объектов (с целью получения иерархии стремлений, желаний, интересов, мотивов) в контексте (в отношении рейтинга -ситуации).

7. Актуализация временного аспекта пристрастного отношения к объектам, например, в виде контекстов «прошлое», «настоящее», «будущее», а также исследование реального и идеального образа объекта.

8. Особенности инструкции и планирования эксперимента («метод обмана», контрольные группы «плацебо» и «листа ожидания» и др.), провоцирующие приоритеты мотивационно значимых средств и объектов.

9. Экспериментальное моделирование условий фрустрации мотивационно значимых стимулов и регистрация эмоционального состояния.

10. Самооценка испытуемого в виде самоотчета, интерпретации собственной творческой продукции, результатов опросников.

11. Экспериментальное моделирование и измерение настойчивости по преодолению преграды, отделяющей от желаемого.

12. Экспериментальное моделирование перцептивной пристрастности (быстрое предъявление стимулов, анализ определяющих и второстепенных стимулов в построении перцептивного и эмоционально-когнитивного образа предмета или ситуации).

13. Экспериментальное исследование патологического изменения иерархии мотивов и ценностей.

Систематизация исследовательских стратегий и эмпирических индикаторов мотивации позволяет использовать в конкретном случае оптимальное соответствие задачи исследования и операционального определения основных терминов, методов и методического арсенала, схемы исследования, из-

мерительной шкалы и типа данных, статистической задачи и математических методов ее решения, а также способ содержательной интерпретации и репрезентации результатов. Разрабатываемый интегральный подход предполагает дальнейшую систематизацию инвариантной динамичной структуры базовых исследовательских принципов в отношении изучения мотивации.

Библиографический список

1. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. М., 1982.

2. Хекхаузен, Х. Мотивация деятельности / Х. Хекхаузен. СПб., 2003.

3. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева ; под ред. И.Б. Ханиной. М., 1999.

4. Журавлев, И.В. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И.В. Журавлев,

A.Ш. Тхостов // Психологический журнал. 2002. №5.

5. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева,

B.В. Столина. М., 1987.

6. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2OO2.

7. Тхостов, А.Ш. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты / А.Ш. Тхостов, И.Г. Колымба // Психологический журнал. 199S. Т. 19, №4.

S. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. М., 2OO2.

9. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации /

В.К. Вилюнас. СПб., 2OO6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.