УДК 331.104.2
Маргарян А.Г.
студент кафедры финансов и кредита Пермский государственный национальный исследовательский университет
(Россия, г. Пермь)
ЭМПАТИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается необходимость проявления эмпатии руководителем, анализируются исследования, касающиеся данного влияния
Ключевые слова: эмпатия, управление персоналом, эффективное управление, эмоциональное состояние.
Эмпатия - способность понимать и делиться чувствами другого человека. Эмпат четко видит и понимает, что именно происходит с собеседником в данный момент (в эмоциональном плане). При этом он соизмеряет свои собственные поступки, мысли и эмоции с состоянием этого человека.
Исследование, проведенное DDI (Development Dimensions International), показало, что эмпатия является «критическим фактором общей эффективности» для менеджмента, она тесно связана с ключевыми навыками управления, включая коучинг, вовлечение и принятие обоснованных решений, а значит вследствие этого и с общей производительностью.
Несмотря на её важность, в исследовании также пришли к выводу, что только 40% лидеров были «опытными или сильными в эмпатии».
Сочувствие часто рассматривается как один из «мягких» навыков лидерства (в отличие, скажем, от авторитета или технического мастерства). Но если учесть, что эффективное управление - это выполнение работы через других людей, то нецелесообразно пренебрегать им слишком быстро.
«Из исследований мы знаем, что эмпатия снижается», - говорит Бьянка Макканн ,
директор по персоналу в BetterWorks , изучавшая данное направление. Однако это одна
217
из наиболее важных возможностей, необходимых для руководства и стимулирования вовлечения сотрудников в разнообразную, рассеянную и постоянно меняющуюся среду. Проведение чутких разговоров является важной частью того, чтобы быть хорошим руководителем и по-настоящему услышать сотрудника. Умение слушать и абстрагирование от своей должности - необходимые навыки. Тем не менее, в современном, находящемся в постоянном напряжении мире оба эти навыка являются настоящим испытанием для менеджеров.
Нетрудно понять нежелание типичного делового человека уделять слишком много внимания эмпатии. Но с другой стороны, этому же непрерывно работающему и слишком занятому человеку действительно нужны сотрудники, которые будут лояльны, трудолюбивы и продуктивны. Тем не менее, а настоящее время только около 30% сотрудников полностью заняты, а остальные 70% функционируют на определенном уровне выполнения лишь данных им заданий, совершенно безразлично относясь к более проблематичным вещам.
Эмпатия помогает узнать своих сотрудников по отдельности и сформировать некоторое представление о том, что происходит в их жизни и что могло бы их мотивировать. Понимая чувства своих сотрудников, руководитель может объективно оценивать их эмоциональное состояние, выбирать правильный тон и время для обсуждения проблемных ситуаций, контролировать и регулировать эмоциональную интенсивность своих коммуникаций.
Таким образом, управление - это наука о выполнении работы через других. Это легко забыть, но всегда стоит иметь в виду.
Список литературы:
Кшеминский Г. Три главных навыка // 4Вгат. 2019;
Гаврилова Т. П. Утверждение эмпатии // Журнал практического психолога. 2008. №5; Петрова О. Суть, виды и способы развития эмпатии как управленческой компетенции // Медицинский тренинговый центр. 2017.