Тавстуха О.Г., Гордеев Ю.М.*
Оренбургский государственный университет "Оренбургское высшее зенитное ракетное училище (военный институт)
ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья посвящена выявлению конструктивных форм отношений в воинском коллективе. Показаны причины неуставных взаимоотношений, установлены педагогические возможности формирования эм-патической культуры студента военного вуза, выделены ценностные аспекты межличностных отношений в воинском коллективе.
Коренные преобразования в экономических, социальных, межличностных отношениях, происходящих на современном этапе в Вооруженных силах Российской Федерации, вызвали множество негативных явлений: переосмысление содержания общечеловеческих ценностей, дефицит взаимопонимания между людьми, всевозрастающая жестокость молодежи, отсутствие милосердия, сострадания, чуткости, взаимопомощи, в совокупности приводящие к возникновению неуставных отношений в воинском коллективе, проявлению «дедовщины», антигуманных способов взаимодействия, принижающих человеческое достоинство. В связи с этим для решения ряда проблем в Вооруженных силах реализуется Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая разработана в результате глубокого изучения состояния и проблем подготовки офицеров для Вооруженных сил. Анализ показал, что ряд проблем, от решения которых напрямую зависит состояние военной безопасности государства, имеет тенденцию к обострению. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на государственном уровне, другие на уровне Министерства обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.
Широкое распространение в воинских коллективах неуставных взаимоотношений имеет ряд причин:
- недооценка педагогами и командирами общественной опасности неуставных взаимоотношений, их сокрытие и безнаказанность;
- недостаток психолого-педагогических знаний и умений у офицерского корпуса;
- несформированность у педагогических кадров и студентов эмпатических качеств (ми-
лосердие, отзывчивость, сочувствие, сорадова-ние, соучастие), способствующих формированию гуманистических межличностных отношений в воинских коллективах;
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы по повышению культуры взаимоотношений различных категорий воинов;
- неспроектированность гуманистической среды в образовательном процессе ввуза, интегрирующим фактором которой должно выступать межличностное общение (диалог) как вид взаимоотношений людей.
С целью разрешения проблемы неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, с одной стороны, наблюдается рост интереса и внимания к гуманистической парадигме образования в высших военно-учебных заведениях, основанной на воспитании личности, способной жить и самореализовываться в непрерывно изменяющемся мире, руководствуясь гуманистическим отношением к людям на основе общечеловеческих ценностей. С другой стороны, повышение внимания к гуманистической образовательной среде, способствующей развитию эмоционально-чувственной сферы личности и определяющей содержательную логику гуманистического возвышения межличностных отношений, обуславливает необходимость изучения эмпатической составляющей общечеловеческой культуры, обеспечивающей успешное взаимодействие в современном социокультурном пространстве. В данном контексте особое значение приобретают возрождение и востребованность не только таких качеств личности студента ввуза, как компетентность, практичность, динамичность, интеллигентность, ответственность, но и сочувствие, сорадование, содействие, которые становятся перспективной линией культурного становления современного молодого офицера.
Гуманитарные науки
Принципиально важно отметить, что именно «гуманистическая среда» ориентирует личность «главным образом на гуманистические ценности, на ценность человека, на проявление гуманистического начала по отношению к миру» [1, с. 21] и способствует формированию гуманистических отношений между людьми. Согласно данному положению, именно от характера взаимодействия среды и личности зависит формируемая система отношений к миру, людям и самому себе на основе усвоения гуманистических ценностей. Однако «не философская, ни этическая наука не дают однозначного определения понятию гуманистические ценности» [1, с. 55]. С точки зрения Э. Фромма, гуманистические ценности - это те, что единодушно приняты во всех высших формах культуры, а именно: преодоление человеком собственной алчности, любовь к ближнему, поиск истины (в отличие от некритического знания фактов) [5]. Они являются общими для всех гуманистических философских и религиозных систем Запада и Востока. Эти ценности проявляются также и в межличностных (интрасубъективных) отношениях, они направляют и регулируют отношения между субъектами, объединяют и сплачивают их, придают им диалогическую целостность. Они приобретают статус гуманистических, если реализованы в общении во имя другого, направлены на понимание и содействие ему как личности. Благодаря тому, что гуманистические ценности по своей сути диалогичны, они раскрывают «реальные отношение объекта к субъекту» [1, с. 75] и суть гуманистических отношений.
Нами установлены следующие педагогические возможности гуманистической образовательной среды военного учебного заведения по формированию эмпатической культуры студента:
- ориентация студента на усвоение гуманистических ценностей, реализованных в общении во имя другого, направленные на понимание и содействие ему как личности, на проявление гуманистического начала по отношению к миру, людям;
- сосредоточение на личности и личном опыте студента способствует воспитанию человеческого достоинства как самостоятельной ценности;
- формирование гуманистических отношений между субъектами воинского коллектива обеспечивает защиту от неуставных отношений;
- создание условий для эмпатийных отношений характеризует систему субъект-субъек-
тного взаимодействия, основанную на личной симпатии и антипатии, уважении и неприятии;
- функционирование на основании совокупности принципов, определяющих сущность и направленность исследуемого процесса:
а) принцип целостности развития личности посредством «интенсивного обращения к отечественной гуманистической культуре, которая содержит в себе способы реализации сущностных сил человека в контексте «национальной картины мира», а также целостного видения человека как гражданина мира»;
б) принцип уважения личности и прав человека, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии друг к другу, направлено на решение важной и сложной задачи - помочь субъекту общения в принятии его другими людьми, что обеспечивает ему чувство защищенности в воинском коллективе;
в) принцип референтации, сущность которого состоит в организации встреч с выдающимися людьми (военными деятелями, ветеранами, передовыми офицерами-воспитателями, специалистами военного дела);
г) принцип «погружения в историко-культурное пространство», вытекающий их теоретических основ персонифицированного подхода.
Согласно последнему принципу важно отметить, что необходим учет персонифицированного подхода, в наибольшей степени способствующий формированию эмпатической культуры студента в гуманистической образовательной среде ввуза (Т.В. Романова). Персонифицированный подход к образованию осуществляется через процесс персонализации, в результате которого происходит «обретение человеком общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определенную социальную роль, творчески общаться, активно влиять на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности» [3, с. 248].
В связи с этим, на наш взгляд, правомерно утверждение, что в плоскости создания гуманистической образовательной среды в ввузе персонифицированный подход способствует выстраиванию собственной гуманистической стратегии межличностных отношений в воинском коллективе. Данный подход предполагает использование научно-биографической информации, оригинальных текстов педагогической и исторической направленности, составленных
Тавстуха О.Г., Гордеев ЮМ._
на основе историко-биографического материала, раскрывающих жизнь и деятельность творцов военной науки, а также текстов, принадлежащих выдающимся государственным деятелям, полководцам, военачальникам, передовым офицерам-воспитателям, ученым, специалистам военного дела. Таким образом, формирование эмпатической культуры студента осуществляется на основе персонифицированного подхода с учетом нравственных многовековых устоев, воинских традиций, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры.
Анализ исследований по проблеме (В.А. Лабунская, Н.Н. Обозов, Л.Н. Джрназян и др.) позволил уточнить структуру и выделить совокупность когерентных компонентов: когнитивного (суть - распознавание, оценивание и понимание эмоциональных состояний другого и связанные с ними особенности поведения и действий «объекта» эмпатии); эмоционального (суть - сопереживание и сочувствие эмоциональному состоянию другого, сонастроенность с ними на единую эмоциональную волну); поведенческого (суть - проявление вербального и реального содействия на переживания другого человека, направленность субъекта на помогающее поведение объекту эмпатии).
Таким образом, эмпатическая культура студента понимается нами как интегративное качество личности и рассматривается как совокупность компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого), определяющих гуманное отношение к человеку, способность к сопереживанию, сочувствию и содействию, что является основой для построения доверительного пространства конструктивного взаимодействия между субъектами коллектива и способствует утверждению уставных, проникнутых уважением к личному достоинству отношений.
Эмпатический подход (Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин и др.) позволил выделить этапы исследуемого процесса, цели и задачи каждого этапа:
• информационный этап, цель которого -обогащение системы эмпатийных знаний, выступающих как «инструмент» ценностного отношения к себе, другому, окружающим, за счет «погружения в историко-культурное пространство»;
• этап индентификации, цель - усвоение полной эмпатической цепочки: сопереживание, сочувствие, побуждение к содействию;
Эмпатическая культура студента военного вуза...
•рефлексивный этап, цель - осмысление собственного эмпатийного поведения в становлении гуманистических отношений в коллективе.
В совокупность дидактических средств на первом этапе включены методы эмоционально-интеллектуального стимулирования, направленные на развитие первого компонента эмпати-ческой культуры - когнитивного:
- для формирования системы эмпатийных знаний: лекции, лекции-дискуссии, лекции-консультации, эвристические беседы;
- для развития эмпатийных умений: методы диалогового общения (игра-беседа, игра-драматизация; комплекс приемов: идентификации, когнитивной интерпретации, резюмирования, «Зеркало», «Имя собственное», подбадривания и заверения, самораскрытия).
В ходе реализации второго этапа - этапа идентификации - целесообразно использовать методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие второго компонента эмпатической культуры - эмоционального:
1) экспрессивно-личностных ситуаций через использование фрагментов персонифицированных, исторических и художественных текстов, «разряжающих» и дополняющих информационный аспект содержания;
2) ситуаций эмоционально-нравственного переживания (прием воспитания эмоциональной отзывчивости, прием наблюдения переживания людей в реальных жизненных ситуациях и др.), способствующих осмыслению себя и других в мире отношений.
3) тренинги: сенситивный или тренинг межличностной чувствительности, педагогической проницательности, развития коммуникативных способностей.
Рефлексивные приемы, используемые на третьем этапе исследуемого процесса, направлены на:
- развитие умений улавливать настроение людей, сопереживать их нуждам, уметь слушать и понимать другого человека, входить в его внутренний мир, оказывать реальное содействие;
- развитие умения анализировать собственные переживания, видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и чувств, а также эмоций и поступков окружающих людей;
Гуманитарные науки
- формирование опыта гуманистических межличностных отношений с целью сплочения воинского коллектива.
Опираясь на положения гуманистической концепции образования и эмпатического подхода, мы считаем целесообразным выделить в качестве ценностных аспектов межличностных отношений в воинском коллективе еле-дующие:
1. Признание гуманистических ценностей в качестве системообразующих в межличностном общении в воинском коллективе, направленных на принятие уникальности каждой личности, межличностное взаимодействие на равных, в котором один человек воспринимает другого как ценность (В.Г. Казанская, Г.А. Ковал ев).
2. Развитие эмпатического взаимодействия субъектов, способствующего созданию благоприятного морально-психологического клима-
та в воинском коллективе и направленного на содружество и эмоциональную раскрытость, возникновение единого совместного бытия.
3. Формирование эмпатических качеств личности студента, способствующих избежанию межличностных конфликтов и усугубления неформальных отношений.
4. Развитие рефлексии, направленной на осмысление собственного эмпатического поведения в становлении гуманистических отношений в коллективе и его коррекцию при необходимости.
Важно подчеркнуть, что улучшение взаимоотношений между людьми происходит при включении в них эмпатического компонента, именно посредством эмпатической культуры межличностные отношения становятся сбалансированными, облегчается диалог, катализируются конструктивные формы общения, способствующие его успешности и легкости.
Список использованной литературы:
1. Бездухов В.П. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя / В.П. Бездухов, В.И. Гусаров - Самара: СамГПУ, 2000. - 163 с.
2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
3. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности / Р.М.Рогова. - М., 1996. - 211 с.
4. Романова Т.В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 19 с.
5. Санкин Л.А. Гуманистическая среда воспитания /Л .А. Санкин, Е. Тонконогая // Высшее образование в России. - М., 2003. -№6. -С. 44-51.
6. Фромм Э. «Человек. Кто это такой?» («Кто есть человек?») // Философия и жизнь. - М.: Знание, 1991. - С. 6-16.