ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1
Аннотация
Статья посвящена политико-психологическому анализу эмоционального аспекта гражданственности российских школьников 10-11-х классов, а именно — их политическим представлениям, эмоциям и чувствам, связанным с национально-государственной идентичностью. В процессе исследования были выявлены эмоциональные особенности представлений старшеклассников о гражданственности и патриотизме, различные типы их эмоционального отношения к России и к будущему, а также проявления у них чувства национальной гордости. Авторами отмечается, что крайне выраженные неопределенность и апатия значительной части молодых людей к политике, равно как и общая когнитивная скудность политических образов, негативно влияют на мотивацию российских старшеклассников активно проявлять свою гражданскую позицию и участвовать в социально-политической жизни страны. Что, в свою очередь, сигнализирует о существенных недостатках системы гражданско-патриотического образования и воспитания в современной России.
Ключевые слова: эмоциональное отношение, политические представления, Россия, гражданственность, старшеклассники, национально-государственная идентичность.
Авторы
Селезнева Антонина Владимировна
Доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Сафошкина Елизавета Артёмовна
Студент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия))
Введение
Формирование гражданина сегодня является важной государственной задачей. В настоящее время в различных нормативно-правовых актах определены задачи граждан-
ско-патриотического воспитания детей и молодежи в России [3; 5; 23]. Так, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, среди целей обеспечения национальной безопасности в области культуры заявлено «воспитание детей
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-33031 «Гражданственность российских старшеклассников как политико-психологический феномен: ценностные основания и механизмы формирования».
и молодежи в духе гражданственности» [21]. То есть эта работа важна не только и не столько для воспроизводства социальной и политической системы, сколько жизненно необходима сегодня для обеспечения национальной безопасности и предотвращения социокультурных угроз [25].
Из всей молодежи нас интересует самая юная когорта — старшеклассники, представители поколения Z1 которые только вступают в активные социальные (а впоследствии — и политические) отношения. В период обучения в старших классах через образовательные предметы историко-обществоведче-ского цикла и участие во внеурочной деятельности, а также за счет погруженности в интернет-пространство происходит (или должно происходить) интенсивное формирование их гражданственности. Поэтому необходимо в мониторинговом режиме отслеживать, как протекает этот процесс, выявлять и устранять проблемные моменты с тем, чтобы по итогу получить искомый результат—молодых людей с активной гражданской позицией.
При этом мы отмечаем, что в науке наблюдается дефицит соответствующих исследований. И если ценностно-идентификационным и поведенческим аспектам гражданственности [17] уделяется некоторое внимание [4; 6; 7; 9], то эмоциональные составляющие находятся вне поля зрения ученых. Это и определяет актуальность исследования, представленного в данной статье.
Теоретические основания исследования
Теории эмоций занимают значительное место в психологической науке. В зарубежной и отечественной психологии существует множество различных концепций, объясняющих природу эмоций, их связь с другими психологическими процессами и состояниями [8; 14]. В контексте рассматриваемого в
данной статье вопроса из всех положений психологии эмоций для нас важны четыре момента: эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (1), эмоции характеризуются полярностью, то есть эмоциональным знаком — положительным или отрицательным (2), эмоции взаимосвязаны с потребностями (3) и участвуют в регуляции деятельности (4) [15. — С. 551].
Эмоции играют существенную роль в политических процессах, что нашло свое отражение во множестве исследований — от классических работ Г. Лебона и Г. Тарда до современных отечественных [10; 11; 13] и зарубежных [26; 27; 28; 29; 30; 31] исследований. М.Ю. Урнов в качестве объекта политологического исследования в целом выделяет эмоциональную атмосферу общества [22].
Наиболее полно проблема эмоциональных аспектов политических процессов изучена в рамках политико-психологического подхода. Помимо собственно эмоциональных состояний (чувств, эмоций, настроений) граждан, политические психологи рассматривают эмоционально-оценочные компоненты политических представлений [19] и эмоциональные компоненты политических образов [2].
Сделаем несколько замечаний концептуального характера, которые важны в контексте нашего исследования. Во-первых, в современной психологии эмоций присутствует терминологическая неоднозначность, поэтому «очень важно учитывать условность названий» [1]. Учитывая это обстоятельство, стоящие перед нами исследовательские задачи и имеющиеся у нас возможности, мы будем говорить в целом об «эмоциональном компоненте» как совокупности различных эмоциональных реакций людей в отношении некоторого объекта.
Во-вторых, субъектом, испытывающим различные эмоциональные переживания, в нашем исследовании
являются старшеклассники — юноши и девушки, которые находятся на той ступени психологического развития в онтогенезе, когда происходит интенсивное развитие рефлексивных процессов, то есть молодые люди только учатся распознавать и идентифицировать эмоции и чувства, которые испытывают. Это обстоятельство также ограничивает возможности анализа конкретных чувств и эмоций школьников и направляет исследовательский фокус в сторону обобщенного рассмотрения их эмоционального отношения к России как компонента гражданственности.
В-третьих, анализ эмоционального компонента гражданственности старшеклассников не является для нас самоцелью. Его результаты, конечно, интересны и сами по себе, но более ценным является их сопоставление с данными о состоянии ценностно-моти-вационного, когнитивного и поведенческого компонентов гражданственности с тем, чтобы в итоге можно было дать общую характеристику состояния этого феномена в целом.
Методология и эмпирическая база исследования
Методология исследования имела политико-психологические основания. В соответствии с базовыми принципами политико-психологических исследований [18] мы использовали комплекс количественных и качественных методов сбора и анализа данных — формализованные интервью и проективные методы.
В рамках эмпирического исследования было собрано 750 формализованных интервью и 600 рисунков учащихся 10-11-х классов в возрасте 15-18 лет из общеобразовательных учреждений 9 субъектов РФ разных типов — Москвы, Московской, Тульской, Липецкой, Тверской, Иркутской областей, Приморского и Краснодарского краев, Республики Северная Осетия-Алания. Опросный лист включал в себя 32 во-
проса. Психологический подход к проведению формализованного интервью был реализован через включение в опросный лист необходимого количества неоконченных предложений (например, «Гражданин—это....», «Чувство национальной гордости у меня вызывает..») и открытых вопросов (например, «Что для вас значит быть патриотом?», «Какие эмоции и чувства вы чаще всего испытываете, когда думаете о своем будущем/будущем страны?»).
В рамках исследования применялся проективный метод психологического рисунка «Россия в виде дома», который позволяет выявить эмоциональные, символические и иные неосознаваемые элементы образа России в сознании людей [4].
Анализ данных проводился нами в соответствии с традиционным для политико-психологических исследований подходом к определению модальности эмоциональных состояний (положи-тельная/отрицательная/амбивалентная/нейтральная). Кроме того, особое внимание уделялось выявлению и интерпретации объектов эмоциональных переживаний.
Эмоциональные особенности представлений старшеклассников о гражданственности и патриотизме
Представления российских старшеклассников о гражданственности и патриотизме включают в себя смысловые единицы, отражающие эмоциональное отношение молодых людей к этим явлениям. Гражданин характеризуется такими определениями, как законопослушный, неравнодушный, порядочный, честный, справедливый, активный; патриот — любящий, неравнодушный, думающий, благодарный, бескорыстный и преданный.
Связь с эмоциями проявилась и на организационно-деятельностном уровне представлений, который включает в себя ориентации людей на определенные виды и формы поведения. В нашей
исследовательской модели все типы подобных ориентаций были разделены на две категории: ориентации на действия (пассивные и активные) и ориентации на состояния (когнитивные и эмоциональные). В результате анализа данных мы выявили, что и в представлениях о гражданине, и в представлениях о патриоте присутствуют ориентации на эмоциональные состояния, только во втором случае они выражены значительно сильнее — любить свою страну (45,1%), уважать страну, людей, культуру (18%), гордиться (3,5%).
Эмоциональное отношение к России
В рамках исследования были выявлены шесть типов эмоционального отношения старшеклассников к России, передаваемого через изображение: явно негативное отношение (1) — 21%, скорее негативное отношение
(2) — 14,5%, нейтральное отношение
(3) — 25%, скорее, позитивное отношение (4) — 17,5%, явно позитивное отношение (5) — 12%, амбивалентное отношение (6) — 10% [16]. Рассмотрим основные особенности и закономерности эмоционального отношения
к России, которые мы обнаружили в процессе содержательного анализа рисунков респондентов.
Во-первых, обобщение эмпирических материалов позволяет говорить о том, что эмоциональное отношение школьников к России характеризуется полярностью: об этом свидетельствует практически равное количество позитивных (29,5%) и негативных (25,5%) рисунков. Однако, с другой стороны, общность нейтральных оценок составляет четверть от всего массива данных. Более того, в ходе анализа был выявлен процент психологических рисунков, содержащих в себе как позитивно, так и негативно окрашенные элементы, что способствовало их выделению в отдельную группу, которую авторы обозначили как амбивалентные (или сложные [16]). Данные результаты говорят о том, что система оценочных суждений старшеклассников, основанная на их эмоциональном отношении к России, не является биполярной и стремится к усложнению и многополярности.
Во-вторых, положительные эмоции российских старшеклассников обращены к России-стране: в рисунках это проявляется в изображениях природно-ге-
Рисунок1. Отношение к России-стране
ографических, историко-политических и социокультурных особенностей России (деревья, животные, географические объекты — реки, озера, национальные символы, архитектурные сооружения) (рис. 1).
В-третьих, старшеклассники испытывают негативные эмоции в отношении России как государства, что проявляется в изображениях с административно-управленческими и социально-политическими сюжетами. В частности, в рисунках отражаются следующие проблемы, которые вызывают у школьников отрицательные эмоции.
1. Противопоставление, а порой и противостояние персонифицированной, богатой и влиятельной власти и обезличенного, бедного и бесправного народа. В отношении власти наши респонденты испытывают такие чувства, как злость, обида, разочарование, негодование и бессилие. К народу же направлены такие эмоции, как сочувствие, неуверенность и грусть.
2. Проблемы внутренней политики — социально-экономические (бедность, социальное неравенство), экологические (лесные пожары, мусор), общественно-политические (ограничение свободы слова и волеизъявления). По отношению к этим проблемам респонденты испытывают разные эмоции — грусть, возмущение, бессилие, ярость, уныние (рис. 2).
3. Проблемы внешней политики (рис. 3 и 4). В рисунках проявились различные представления старшеклассников о взаимоотношениях России с окружающим миром: часть школьников считают страну открытой (изображения открытых дверей, надписи «Добро пожаловать!», «Вход всем, даже врагам»), другие видят ее изолированной (изображения дома без дверей, дома с высоким забором без калитки, надписи «Изоляция»). При этом такие образы, как забор и колючая проволока, сигнализирующие о необходимости защищать свой дом от внешних врагов,
Рисунок 2. Проблемы внутренней политики
свидетельствуют о высокой актуализации потребности в безопасности, что вызывает у школьников такие негативные эмоции, как тревога и страх.
В-четвертых, мы выявили в целом низкий уровень личной и групповой эмоциональной вовлеченности старшеклассников в изображение России: только в 11% случаев респонденты проецировали себя на рисунках (об этом свидетельствуют слова «Я», «Мой» и их формы, а также автопортреты респондентов). И только на 7% рисунков изображены общности, к которым себя причисляют респонденты (признаками групповой вовлеченности стали как слова «Мы», «Наш» и их формы, так и изображения объединенных в одну группу конкретных персонажей).
Чувство национальной гордости
Наши данные показывают, что половина российских старшеклассников не испытывает чувства гордости в отношении своей страны: 34,1% респондентов затруднились ответить на вопрос, а у 7,6% школьников ничего не вызывает чувства национальной гордости (Табл. 1).
Более всего чувство национальной гордости у российских старшеклассников вызывает «сплоченность русского народа» и «сила русских людей» (6,4%).
Таблица 1 Объекты национальной гордости российских старшеклассников
%
Народ, люди 6,4
Культура и искусство 6,2
Наука и технологии 3,9
Победа в Великой Отечественной войне 2,8
Спорт 2,6
История 2,4
Территория и природа 2,3
Путин В.В. 2,3
Оборона, армия и вооружение 1,6
Русский язык 1,0
Традиции 0,9
Государственные символы 0,7
Полет в космос 0,7
Власть 0,3
Ничего 7,6
Другое 19,2
Нет ответа 43,1
Рисунок3. Отношение к внешней Рисунок4. Отношение к внешней политике
политике
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
42,3
18,5
J*
f7.'
□ Свое будущее □ Будущее страны
39,1
35,2
24,3
ос
о
л<?
/
с?>
00
22,3
11,1
7,2
г
0>
оу
Рисунок 5. Чувства, которые испытывают российские
старшеклассники в отношении будущего
В области культуры и искусства (6,2%) молодые люди гордятся музыкой П.И. Чайковского и Е. Летова, архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга, учеными — Л.Д. Ландау и Т.В. Черниговской.
Пятая часть ответов были отнесены в категорию «другое»: это обобщенные формулировки («достижения страны», «положительные изменения в стране», «атмосфера в стране», «наше государство», «моя нация», «творческий потенциал нации», «помощь людям», «оппозиция против власти») и единичные конкретные объекты гордости—Хабиб Нурмагомедов, конфеты «Акконд», В. Соловьёв, мой регион.
Эмоциональное отношение к будущему
Российским старшеклассникам свойственно испытывать разные чувства в отношении своего будущего и будущего страны (рис. 5). Среди положительных чувств преобладают надежда, оптимизм, интерес, радость, счастье. Особо стоит отметить, что в своих ответах школьники часто апеллировали к чувствам надежды и веры: • «Я верю в свое светлое будущее»
• «Я верю в светлое будущее своей страны»
• «Надеюсь, что все будет хорошо». Среди отрицательных чувств, которые испытывают старшеклассники, когда думают о будущем, доминируют страх и близкие ему чувства (опасение, беспокойство, тревога), отчаяние, безысходность.
К категории амбивалентных чувств, которая имеет самые низкие значения по сравнению с остальными, относятся сочетания отрицательных и положительных эмоциональных состояний разной степени интенсивности: «боязнь над неизвестным, надежда на хорошее», «светлая грусть с оптимизмом».
Особую категорию среди полученных нами данных составляют ответы, содержание которых мы обозначили как нейтральные чувства1. Важно от-
1 Формулировка «нейтральные чувства» встречалась всего в нескольких анкетах без пояснений. В процессе анализа случаи указания чувств, которые можно было бы отнести к категории «нейтральные», были единичными. Поэтому в эту категорию нами были отнесены следующие ответы: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «никакие», «не думаю об этом».
метить, что значительное количество наших респондентов не задумывается о будущем, поэтому затрудняется выразить свои чувства или так объясняет отсутствие ответа на вопрос:
• «Я не думаю о будущем, живу сегодняшним днем»
• «Я о нем [будущем страны] не думаю»
• «Будущее страны зависит только от
нас, поэтому пока ничего [не чувствую]».
В качестве общих закономерностей, которые мы выявили в рамках этого блока ответов, можно отметить следующие.
Во-первых, молодые люди часто сами определяли модальность своих чувств — положительные или отрицательные — без конкретизации. Это может быть отражением неразвитости рефлексивных процессов, необходимых для осознания различных эмоциональных состояний, либо отражением таких эмоционально-символической бедности образа России в сознании школьников.
Во-вторых, старшеклассникам свойственно использовать слова, подчеркивающие интенсивность их чувств: «исключительно положительные», «крайний пессимизм», что является проявлением психологии юношеского возраста.
В-третьих, интересен вопрос о соотношении чувств, которые школьники испытывают в отношении своего будущего и будущего своей страны. Нам встретились разные комбинации этих чувств: одинаковые сочетания (в обоих случаях либо положительные, либо отрицательные, либо амбивалентные, либо «никакие»), непропорциональные сочетания (указана только одна категория чувств — преимущественно в отношении своего будущего), противоположные сочетания (положительные и отрицательные чувства противопоставлены друг другу). Последний случай особенно интересен. Мы проанализировали ответы респондентов, в которых встречались эмоциональные
оппозиции1. В результате количественного анализа данных мы обнаружили, что сочетание «положительные чувства в отношении своего будущего / отрицательные чувства в отношении будущего страны» встречается в 4 раза чаще, чем противоположное сочетание чувств. На наш взгляд, это может быть, с одной стороны, проявлением специфики восприятия молодыми людьми своей страны (мало знают о ней, слабо отождествляют себя с ней, подвержены влиянию стереотипов из информационного пространства, поэтому боятся и не ожидают ничего хорошего). С другой стороны, старшеклассники подвержены влиянию общего психологического состояния молодежи и российского общества в целом, которое, по мнению политических психологов, сейчас характеризуется волатильностью и неустойчивостью [24], достаточно высоким уровнем тревожности и актуализированной потребностью в безопасности [12].
Выводы
Обобщая результаты исследования, можно сделать ряд выводов.
Эмоциональный компонент гражданственности российских старшеклассников характеризуется неоднозначным отношением к России: негативным — как к государству, и положительным — как к стране. При этом особую тревогу вызывает значительное количество «неопределившихся» — тех, чьи рисунки и ответы отнесены в категорию нейтральных. Подобная неопределенность, на наш взгляд, связана с тем, что молодые люди крайне обобщенно, упрощенно
1 В качестве примера таких случаев можно привести следующие: «гордость/страх», «радость/грусть» (позитивные эмоции в отношении своего будущего / негативные эмоции в отношении будущего страны) и «тревога/надежда», «грусть/надежда» (негативные эмоции в отношении своего будущего / позитивные эмоции в отношении будущего страны).
и стереотипизированно представляют себе объект эмоционального отношения, то есть Россию.
Особенности эмоционального отношения школьников к России, ее будущему и к ним самим свидетельствуют о довольно высоком общем уровне тревожности молодых людей, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенной потребности в безопасности (личной и групповой, физической и экономической).
Выявленная нами низкая эмоциональная вовлеченность свидетельствует о том, что школьники ощущают себя не действующими субъектами социально-политических процессов, а скорее, сторонними наблюдателями, выносящими оценочные суждения о происходящем.
Все это позволяет заключить, что гражданственность российских старшеклассников находится сегодня в процессе формирования, и этот процесс далек от завершения. Школьники слабо идентифицируют себя с Россией даже на эмоциональном уровне. Все это вкупе с когнитивной бедностью образа России и низким уровнем поведенческой активности молодых людей [20] выводит нас на проблему формирования национально-государственной идентичности молодежи, без которой невозможно стабильное развитие общества и государства. Отсюда следует главный вывод — вся система граж-данско-патриотического образования и воспитания в нашей стране требует серьезной перенастройки.
Литература
1. ВилюнасВ.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гмппенрейтер. — М.: Издательство Московского университета, 1993. — С. 3-28.
2. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018)/ Под ред. Шестопал Е.Б.— М.: Весь мир, 2019. — 655 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. — № 1493.
4. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. — 2014. — №1(29). — С. 7-22.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018).
6. Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2013. — №1. — С. 170-173.
7. КубаповаЗ.И., КойчуеваА.С.Теория и практика формирования ценностных ориентаций старшеклассников на гражданственность и патриотизм в современной средней общеобразовательной школе// Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010.— Вып. 12. — С. 158-166.
8. ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М: Издательство Московского Университета, 1971. — 41 с.
9. Меркель А.В. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности // Вестник научных конференций. — 2017. — № 6-2 (22). — С. 75-76.
10. Нагорных О.В. Эмоции в политике как категория социополитических наук: сущность и основные направления исследований // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т.7. — №3 (24). — С. 368-372.
11. Нагорных О.В., Керимов А.А. Эволюция взглядов на роль эмоций в политике в зарубежной социополитической науке // Политическая лингвистика. — 2018. — № 4. — С. 125-129.
12. Палитай И.С., Селезнева А.В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2019. — Т.10, № 2. — С. 123—135.
13. Радиков И.В. Политический страх как фактор современной политики// Власть. — 2017.— № 4. — С. 43-49.
14. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 2009. — 392 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2013. — 713 с.
16. СафошкинаЕ.А., СафошкинаП.А. Отношение старшеклассников к России: эмоциональный аспект гражданственности // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С. 28-43.
17. Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых/ Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С. 7-12.
18. Селезнева А.В. Методология исследования политических представлений и ценностей // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — 2011. — № 2. — С. 42-53.
19. Селезнева А.В. Политические представления и ценности россиян. — М.: Издательство Московского университета, 2012. — 224 с.
20. Селезнева А.В. Совершенствование работы по формированию гражданственности старшеклассников в современной России: направления, формы, механизмы // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С.114-126.
21. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015. № 683.
22. Урнов М.Ю. Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования: постановка проблемы. Препринт WP14/2007/01. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 76 с.
23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
24. ШестопалЕ.Б., ВагинаВ.В., ПассП.С. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. — 2019. — №4. — С. 67-86.
25. Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. — 2018. — №10. — С. 90-99.
26. Demertzis N. Political Emotions // The Palgrave Handbook of Global Political Psychology / edited by Nesbitt-Larking P., Kinnvall C., Capelos T., Dekker H. — London: Palgrave Macmillan, 2014. — P. 223-241.
27. Jervis J. Sympathetic Sentiments: Affect, Emotion and Spectacle in the Modern World. — London: Bloomsbury Academic, 2015. — 288 p.
28. Marcus G.E. Emotions in Politics // Annual Review of Political Science. — 2000. — № 3. — P. 221-250.
29. Leach C. W. The Person in Political Emotion// Journal of Personality. — 2010. — № 78 (6). — P. 1827-1860.
30. Nussbaum M.C. Political Emotions: Why Love Matters for Justice. Reprint edition — Cambridge: Belknap Press, 2015. — 480 p.
31. Westen D. The Political Brain: The Role of Emotion in Deciding the Fate of the Nation. — New York: PublicAffairs, 2008. — 496 p.