Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное отношение / политические представления / Россия / гражданственность / старшеклассники / национально-государственная идентичность / emotional attitudes / political representations / Russia / civic consciousness / high school students / national and state identity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Антонина Владимировна, Сафошкина Елизавета Артёмовна

Статья посвящена политико-психологическому анализу эмоционального аспекта гражданственности российских школьников 10–11-х классов, а именно=— их политическим представлениям, эмоциям и чувствам, связанным с национально-государственной идентичностью. В=процессе исследования были выявлены эмоциональные особенности представлений старшеклассников о гражданственности и патриотизме, различные типы их эмоционального отношения к России и к будущему, а также проявления у них чувства национальной гордости. Авторами отмечается, что крайне выраженные неопределенность и апатия значительной части молодых людей к политике, равно как и общая когнитивная скудность политических образов, негативно влияют на мотивацию российских старшеклассников активно проявлять свою гражданскую позицию и участвовать в социально-политической жизни страны. Что, в свою очередь, сигнализирует о существенных недостатках системы гражданско-патриотического образования и воспитания в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional component of civic consciousness of russian high school students: political and psychological analysis

In this paper we have focused on the political and psychological analysis of the emotional aspect of civic consciousness of Russian 10th and 11th grade school students. In other words, we have concentrated on their political representations, emotions and feelings related to the national and state identity. During the research, we have identifi ed emotional characteristics of high schoolers’ civic consciousness representations, various types of their emotional attitudes towards Russia and the political future, as well as the expressions of their sense of national pride. The authors note that the extreme uncertainty and political apathy of the major part of young people, as well as the general cognitive scarcity of their political images, have a harmful impact on motivation of Russian high school students to actively demonstrate their civic position and participate in the social and political life of the country. This highlights the considerable disadvantages of the civic and patriotic education system in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

Аннотация

Статья посвящена политико-психологическому анализу эмоционального аспекта гражданственности российских школьников 10-11-х классов, а именно — их политическим представлениям, эмоциям и чувствам, связанным с национально-государственной идентичностью. В процессе исследования были выявлены эмоциональные особенности представлений старшеклассников о гражданственности и патриотизме, различные типы их эмоционального отношения к России и к будущему, а также проявления у них чувства национальной гордости. Авторами отмечается, что крайне выраженные неопределенность и апатия значительной части молодых людей к политике, равно как и общая когнитивная скудность политических образов, негативно влияют на мотивацию российских старшеклассников активно проявлять свою гражданскую позицию и участвовать в социально-политической жизни страны. Что, в свою очередь, сигнализирует о существенных недостатках системы гражданско-патриотического образования и воспитания в современной России.

Ключевые слова: эмоциональное отношение, политические представления, Россия, гражданственность, старшеклассники, национально-государственная идентичность.

Авторы

Селезнева Антонина Владимировна

Доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Сафошкина Елизавета Артёмовна

Студент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия))

Введение

Формирование гражданина сегодня является важной государственной задачей. В настоящее время в различных нормативно-правовых актах определены задачи граждан-

ско-патриотического воспитания детей и молодежи в России [3; 5; 23]. Так, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, среди целей обеспечения национальной безопасности в области культуры заявлено «воспитание детей

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-33031 «Гражданственность российских старшеклассников как политико-психологический феномен: ценностные основания и механизмы формирования».

и молодежи в духе гражданственности» [21]. То есть эта работа важна не только и не столько для воспроизводства социальной и политической системы, сколько жизненно необходима сегодня для обеспечения национальной безопасности и предотвращения социокультурных угроз [25].

Из всей молодежи нас интересует самая юная когорта — старшеклассники, представители поколения Z1 которые только вступают в активные социальные (а впоследствии — и политические) отношения. В период обучения в старших классах через образовательные предметы историко-обществоведче-ского цикла и участие во внеурочной деятельности, а также за счет погруженности в интернет-пространство происходит (или должно происходить) интенсивное формирование их гражданственности. Поэтому необходимо в мониторинговом режиме отслеживать, как протекает этот процесс, выявлять и устранять проблемные моменты с тем, чтобы по итогу получить искомый результат—молодых людей с активной гражданской позицией.

При этом мы отмечаем, что в науке наблюдается дефицит соответствующих исследований. И если ценностно-идентификационным и поведенческим аспектам гражданственности [17] уделяется некоторое внимание [4; 6; 7; 9], то эмоциональные составляющие находятся вне поля зрения ученых. Это и определяет актуальность исследования, представленного в данной статье.

Теоретические основания исследования

Теории эмоций занимают значительное место в психологической науке. В зарубежной и отечественной психологии существует множество различных концепций, объясняющих природу эмоций, их связь с другими психологическими процессами и состояниями [8; 14]. В контексте рассматриваемого в

данной статье вопроса из всех положений психологии эмоций для нас важны четыре момента: эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (1), эмоции характеризуются полярностью, то есть эмоциональным знаком — положительным или отрицательным (2), эмоции взаимосвязаны с потребностями (3) и участвуют в регуляции деятельности (4) [15. — С. 551].

Эмоции играют существенную роль в политических процессах, что нашло свое отражение во множестве исследований — от классических работ Г. Лебона и Г. Тарда до современных отечественных [10; 11; 13] и зарубежных [26; 27; 28; 29; 30; 31] исследований. М.Ю. Урнов в качестве объекта политологического исследования в целом выделяет эмоциональную атмосферу общества [22].

Наиболее полно проблема эмоциональных аспектов политических процессов изучена в рамках политико-психологического подхода. Помимо собственно эмоциональных состояний (чувств, эмоций, настроений) граждан, политические психологи рассматривают эмоционально-оценочные компоненты политических представлений [19] и эмоциональные компоненты политических образов [2].

Сделаем несколько замечаний концептуального характера, которые важны в контексте нашего исследования. Во-первых, в современной психологии эмоций присутствует терминологическая неоднозначность, поэтому «очень важно учитывать условность названий» [1]. Учитывая это обстоятельство, стоящие перед нами исследовательские задачи и имеющиеся у нас возможности, мы будем говорить в целом об «эмоциональном компоненте» как совокупности различных эмоциональных реакций людей в отношении некоторого объекта.

Во-вторых, субъектом, испытывающим различные эмоциональные переживания, в нашем исследовании

являются старшеклассники — юноши и девушки, которые находятся на той ступени психологического развития в онтогенезе, когда происходит интенсивное развитие рефлексивных процессов, то есть молодые люди только учатся распознавать и идентифицировать эмоции и чувства, которые испытывают. Это обстоятельство также ограничивает возможности анализа конкретных чувств и эмоций школьников и направляет исследовательский фокус в сторону обобщенного рассмотрения их эмоционального отношения к России как компонента гражданственности.

В-третьих, анализ эмоционального компонента гражданственности старшеклассников не является для нас самоцелью. Его результаты, конечно, интересны и сами по себе, но более ценным является их сопоставление с данными о состоянии ценностно-моти-вационного, когнитивного и поведенческого компонентов гражданственности с тем, чтобы в итоге можно было дать общую характеристику состояния этого феномена в целом.

Методология и эмпирическая база исследования

Методология исследования имела политико-психологические основания. В соответствии с базовыми принципами политико-психологических исследований [18] мы использовали комплекс количественных и качественных методов сбора и анализа данных — формализованные интервью и проективные методы.

В рамках эмпирического исследования было собрано 750 формализованных интервью и 600 рисунков учащихся 10-11-х классов в возрасте 15-18 лет из общеобразовательных учреждений 9 субъектов РФ разных типов — Москвы, Московской, Тульской, Липецкой, Тверской, Иркутской областей, Приморского и Краснодарского краев, Республики Северная Осетия-Алания. Опросный лист включал в себя 32 во-

проса. Психологический подход к проведению формализованного интервью был реализован через включение в опросный лист необходимого количества неоконченных предложений (например, «Гражданин—это....», «Чувство национальной гордости у меня вызывает..») и открытых вопросов (например, «Что для вас значит быть патриотом?», «Какие эмоции и чувства вы чаще всего испытываете, когда думаете о своем будущем/будущем страны?»).

В рамках исследования применялся проективный метод психологического рисунка «Россия в виде дома», который позволяет выявить эмоциональные, символические и иные неосознаваемые элементы образа России в сознании людей [4].

Анализ данных проводился нами в соответствии с традиционным для политико-психологических исследований подходом к определению модальности эмоциональных состояний (положи-тельная/отрицательная/амбивалентная/нейтральная). Кроме того, особое внимание уделялось выявлению и интерпретации объектов эмоциональных переживаний.

Эмоциональные особенности представлений старшеклассников о гражданственности и патриотизме

Представления российских старшеклассников о гражданственности и патриотизме включают в себя смысловые единицы, отражающие эмоциональное отношение молодых людей к этим явлениям. Гражданин характеризуется такими определениями, как законопослушный, неравнодушный, порядочный, честный, справедливый, активный; патриот — любящий, неравнодушный, думающий, благодарный, бескорыстный и преданный.

Связь с эмоциями проявилась и на организационно-деятельностном уровне представлений, который включает в себя ориентации людей на определенные виды и формы поведения. В нашей

исследовательской модели все типы подобных ориентаций были разделены на две категории: ориентации на действия (пассивные и активные) и ориентации на состояния (когнитивные и эмоциональные). В результате анализа данных мы выявили, что и в представлениях о гражданине, и в представлениях о патриоте присутствуют ориентации на эмоциональные состояния, только во втором случае они выражены значительно сильнее — любить свою страну (45,1%), уважать страну, людей, культуру (18%), гордиться (3,5%).

Эмоциональное отношение к России

В рамках исследования были выявлены шесть типов эмоционального отношения старшеклассников к России, передаваемого через изображение: явно негативное отношение (1) — 21%, скорее негативное отношение

(2) — 14,5%, нейтральное отношение

(3) — 25%, скорее, позитивное отношение (4) — 17,5%, явно позитивное отношение (5) — 12%, амбивалентное отношение (6) — 10% [16]. Рассмотрим основные особенности и закономерности эмоционального отношения

к России, которые мы обнаружили в процессе содержательного анализа рисунков респондентов.

Во-первых, обобщение эмпирических материалов позволяет говорить о том, что эмоциональное отношение школьников к России характеризуется полярностью: об этом свидетельствует практически равное количество позитивных (29,5%) и негативных (25,5%) рисунков. Однако, с другой стороны, общность нейтральных оценок составляет четверть от всего массива данных. Более того, в ходе анализа был выявлен процент психологических рисунков, содержащих в себе как позитивно, так и негативно окрашенные элементы, что способствовало их выделению в отдельную группу, которую авторы обозначили как амбивалентные (или сложные [16]). Данные результаты говорят о том, что система оценочных суждений старшеклассников, основанная на их эмоциональном отношении к России, не является биполярной и стремится к усложнению и многополярности.

Во-вторых, положительные эмоции российских старшеклассников обращены к России-стране: в рисунках это проявляется в изображениях природно-ге-

Рисунок1. Отношение к России-стране

ографических, историко-политических и социокультурных особенностей России (деревья, животные, географические объекты — реки, озера, национальные символы, архитектурные сооружения) (рис. 1).

В-третьих, старшеклассники испытывают негативные эмоции в отношении России как государства, что проявляется в изображениях с административно-управленческими и социально-политическими сюжетами. В частности, в рисунках отражаются следующие проблемы, которые вызывают у школьников отрицательные эмоции.

1. Противопоставление, а порой и противостояние персонифицированной, богатой и влиятельной власти и обезличенного, бедного и бесправного народа. В отношении власти наши респонденты испытывают такие чувства, как злость, обида, разочарование, негодование и бессилие. К народу же направлены такие эмоции, как сочувствие, неуверенность и грусть.

2. Проблемы внутренней политики — социально-экономические (бедность, социальное неравенство), экологические (лесные пожары, мусор), общественно-политические (ограничение свободы слова и волеизъявления). По отношению к этим проблемам респонденты испытывают разные эмоции — грусть, возмущение, бессилие, ярость, уныние (рис. 2).

3. Проблемы внешней политики (рис. 3 и 4). В рисунках проявились различные представления старшеклассников о взаимоотношениях России с окружающим миром: часть школьников считают страну открытой (изображения открытых дверей, надписи «Добро пожаловать!», «Вход всем, даже врагам»), другие видят ее изолированной (изображения дома без дверей, дома с высоким забором без калитки, надписи «Изоляция»). При этом такие образы, как забор и колючая проволока, сигнализирующие о необходимости защищать свой дом от внешних врагов,

Рисунок 2. Проблемы внутренней политики

свидетельствуют о высокой актуализации потребности в безопасности, что вызывает у школьников такие негативные эмоции, как тревога и страх.

В-четвертых, мы выявили в целом низкий уровень личной и групповой эмоциональной вовлеченности старшеклассников в изображение России: только в 11% случаев респонденты проецировали себя на рисунках (об этом свидетельствуют слова «Я», «Мой» и их формы, а также автопортреты респондентов). И только на 7% рисунков изображены общности, к которым себя причисляют респонденты (признаками групповой вовлеченности стали как слова «Мы», «Наш» и их формы, так и изображения объединенных в одну группу конкретных персонажей).

Чувство национальной гордости

Наши данные показывают, что половина российских старшеклассников не испытывает чувства гордости в отношении своей страны: 34,1% респондентов затруднились ответить на вопрос, а у 7,6% школьников ничего не вызывает чувства национальной гордости (Табл. 1).

Более всего чувство национальной гордости у российских старшеклассников вызывает «сплоченность русского народа» и «сила русских людей» (6,4%).

Таблица 1 Объекты национальной гордости российских старшеклассников

%

Народ, люди 6,4

Культура и искусство 6,2

Наука и технологии 3,9

Победа в Великой Отечественной войне 2,8

Спорт 2,6

История 2,4

Территория и природа 2,3

Путин В.В. 2,3

Оборона, армия и вооружение 1,6

Русский язык 1,0

Традиции 0,9

Государственные символы 0,7

Полет в космос 0,7

Власть 0,3

Ничего 7,6

Другое 19,2

Нет ответа 43,1

Рисунок3. Отношение к внешней Рисунок4. Отношение к внешней политике

политике

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

42,3

18,5

J*

f7.'

□ Свое будущее □ Будущее страны

39,1

35,2

24,3

ос

о

л<?

/

с?>

00

22,3

11,1

7,2

г

0>

оу

Рисунок 5. Чувства, которые испытывают российские

старшеклассники в отношении будущего

В области культуры и искусства (6,2%) молодые люди гордятся музыкой П.И. Чайковского и Е. Летова, архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга, учеными — Л.Д. Ландау и Т.В. Черниговской.

Пятая часть ответов были отнесены в категорию «другое»: это обобщенные формулировки («достижения страны», «положительные изменения в стране», «атмосфера в стране», «наше государство», «моя нация», «творческий потенциал нации», «помощь людям», «оппозиция против власти») и единичные конкретные объекты гордости—Хабиб Нурмагомедов, конфеты «Акконд», В. Соловьёв, мой регион.

Эмоциональное отношение к будущему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российским старшеклассникам свойственно испытывать разные чувства в отношении своего будущего и будущего страны (рис. 5). Среди положительных чувств преобладают надежда, оптимизм, интерес, радость, счастье. Особо стоит отметить, что в своих ответах школьники часто апеллировали к чувствам надежды и веры: • «Я верю в свое светлое будущее»

• «Я верю в светлое будущее своей страны»

• «Надеюсь, что все будет хорошо». Среди отрицательных чувств, которые испытывают старшеклассники, когда думают о будущем, доминируют страх и близкие ему чувства (опасение, беспокойство, тревога), отчаяние, безысходность.

К категории амбивалентных чувств, которая имеет самые низкие значения по сравнению с остальными, относятся сочетания отрицательных и положительных эмоциональных состояний разной степени интенсивности: «боязнь над неизвестным, надежда на хорошее», «светлая грусть с оптимизмом».

Особую категорию среди полученных нами данных составляют ответы, содержание которых мы обозначили как нейтральные чувства1. Важно от-

1 Формулировка «нейтральные чувства» встречалась всего в нескольких анкетах без пояснений. В процессе анализа случаи указания чувств, которые можно было бы отнести к категории «нейтральные», были единичными. Поэтому в эту категорию нами были отнесены следующие ответы: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «никакие», «не думаю об этом».

метить, что значительное количество наших респондентов не задумывается о будущем, поэтому затрудняется выразить свои чувства или так объясняет отсутствие ответа на вопрос:

• «Я не думаю о будущем, живу сегодняшним днем»

• «Я о нем [будущем страны] не думаю»

• «Будущее страны зависит только от

нас, поэтому пока ничего [не чувствую]».

В качестве общих закономерностей, которые мы выявили в рамках этого блока ответов, можно отметить следующие.

Во-первых, молодые люди часто сами определяли модальность своих чувств — положительные или отрицательные — без конкретизации. Это может быть отражением неразвитости рефлексивных процессов, необходимых для осознания различных эмоциональных состояний, либо отражением таких эмоционально-символической бедности образа России в сознании школьников.

Во-вторых, старшеклассникам свойственно использовать слова, подчеркивающие интенсивность их чувств: «исключительно положительные», «крайний пессимизм», что является проявлением психологии юношеского возраста.

В-третьих, интересен вопрос о соотношении чувств, которые школьники испытывают в отношении своего будущего и будущего своей страны. Нам встретились разные комбинации этих чувств: одинаковые сочетания (в обоих случаях либо положительные, либо отрицательные, либо амбивалентные, либо «никакие»), непропорциональные сочетания (указана только одна категория чувств — преимущественно в отношении своего будущего), противоположные сочетания (положительные и отрицательные чувства противопоставлены друг другу). Последний случай особенно интересен. Мы проанализировали ответы респондентов, в которых встречались эмоциональные

оппозиции1. В результате количественного анализа данных мы обнаружили, что сочетание «положительные чувства в отношении своего будущего / отрицательные чувства в отношении будущего страны» встречается в 4 раза чаще, чем противоположное сочетание чувств. На наш взгляд, это может быть, с одной стороны, проявлением специфики восприятия молодыми людьми своей страны (мало знают о ней, слабо отождествляют себя с ней, подвержены влиянию стереотипов из информационного пространства, поэтому боятся и не ожидают ничего хорошего). С другой стороны, старшеклассники подвержены влиянию общего психологического состояния молодежи и российского общества в целом, которое, по мнению политических психологов, сейчас характеризуется волатильностью и неустойчивостью [24], достаточно высоким уровнем тревожности и актуализированной потребностью в безопасности [12].

Выводы

Обобщая результаты исследования, можно сделать ряд выводов.

Эмоциональный компонент гражданственности российских старшеклассников характеризуется неоднозначным отношением к России: негативным — как к государству, и положительным — как к стране. При этом особую тревогу вызывает значительное количество «неопределившихся» — тех, чьи рисунки и ответы отнесены в категорию нейтральных. Подобная неопределенность, на наш взгляд, связана с тем, что молодые люди крайне обобщенно, упрощенно

1 В качестве примера таких случаев можно привести следующие: «гордость/страх», «радость/грусть» (позитивные эмоции в отношении своего будущего / негативные эмоции в отношении будущего страны) и «тревога/надежда», «грусть/надежда» (негативные эмоции в отношении своего будущего / позитивные эмоции в отношении будущего страны).

и стереотипизированно представляют себе объект эмоционального отношения, то есть Россию.

Особенности эмоционального отношения школьников к России, ее будущему и к ним самим свидетельствуют о довольно высоком общем уровне тревожности молодых людей, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенной потребности в безопасности (личной и групповой, физической и экономической).

Выявленная нами низкая эмоциональная вовлеченность свидетельствует о том, что школьники ощущают себя не действующими субъектами социально-политических процессов, а скорее, сторонними наблюдателями, выносящими оценочные суждения о происходящем.

Все это позволяет заключить, что гражданственность российских старшеклассников находится сегодня в процессе формирования, и этот процесс далек от завершения. Школьники слабо идентифицируют себя с Россией даже на эмоциональном уровне. Все это вкупе с когнитивной бедностью образа России и низким уровнем поведенческой активности молодых людей [20] выводит нас на проблему формирования национально-государственной идентичности молодежи, без которой невозможно стабильное развитие общества и государства. Отсюда следует главный вывод — вся система граж-данско-патриотического образования и воспитания в нашей стране требует серьезной перенастройки.

Литература

1. ВилюнасВ.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гмппенрейтер. — М.: Издательство Московского университета, 1993. — С. 3-28.

2. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018)/ Под ред. Шестопал Е.Б.— М.: Весь мир, 2019. — 655 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. — № 1493.

4. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. — 2014. — №1(29). — С. 7-22.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018).

6. Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2013. — №1. — С. 170-173.

7. КубаповаЗ.И., КойчуеваА.С.Теория и практика формирования ценностных ориентаций старшеклассников на гражданственность и патриотизм в современной средней общеобразовательной школе// Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010.— Вып. 12. — С. 158-166.

8. ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М: Издательство Московского Университета, 1971. — 41 с.

9. Меркель А.В. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности // Вестник научных конференций. — 2017. — № 6-2 (22). — С. 75-76.

10. Нагорных О.В. Эмоции в политике как категория социополитических наук: сущность и основные направления исследований // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т.7. — №3 (24). — С. 368-372.

11. Нагорных О.В., Керимов А.А. Эволюция взглядов на роль эмоций в политике в зарубежной социополитической науке // Политическая лингвистика. — 2018. — № 4. — С. 125-129.

12. Палитай И.С., Селезнева А.В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2019. — Т.10, № 2. — С. 123—135.

13. Радиков И.В. Политический страх как фактор современной политики// Власть. — 2017.— № 4. — С. 43-49.

14. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 2009. — 392 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2013. — 713 с.

16. СафошкинаЕ.А., СафошкинаП.А. Отношение старшеклассников к России: эмоциональный аспект гражданственности // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С. 28-43.

17. Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых/ Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С. 7-12.

18. Селезнева А.В. Методология исследования политических представлений и ценностей // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — 2011. — № 2. — С. 42-53.

19. Селезнева А.В. Политические представления и ценности россиян. — М.: Издательство Московского университета, 2012. — 224 с.

20. Селезнева А.В. Совершенствование работы по формированию гражданственности старшеклассников в современной России: направления, формы, механизмы // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общей редакцией А.В. Селезневой. — М.: Аквилон, 2020. — С.114-126.

21. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015. № 683.

22. Урнов М.Ю. Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования: постановка проблемы. Препринт WP14/2007/01. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 76 с.

23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

24. ШестопалЕ.Б., ВагинаВ.В., ПассП.С. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. — 2019. — №4. — С. 67-86.

25. Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. — 2018. — №10. — С. 90-99.

26. Demertzis N. Political Emotions // The Palgrave Handbook of Global Political Psychology / edited by Nesbitt-Larking P., Kinnvall C., Capelos T., Dekker H. — London: Palgrave Macmillan, 2014. — P. 223-241.

27. Jervis J. Sympathetic Sentiments: Affect, Emotion and Spectacle in the Modern World. — London: Bloomsbury Academic, 2015. — 288 p.

28. Marcus G.E. Emotions in Politics // Annual Review of Political Science. — 2000. — № 3. — P. 221-250.

29. Leach C. W. The Person in Political Emotion// Journal of Personality. — 2010. — № 78 (6). — P. 1827-1860.

30. Nussbaum M.C. Political Emotions: Why Love Matters for Justice. Reprint edition — Cambridge: Belknap Press, 2015. — 480 p.

31. Westen D. The Political Brain: The Role of Emotion in Deciding the Fate of the Nation. — New York: PublicAffairs, 2008. — 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.