Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности психолога'

Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1156
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности психолога»

УДК 159.99

Елизаветская Н.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) elizavetskaya@gmail.com

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Elizavetskaya N.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLECT IN A PSYCHOLOGIST' WORK

В рамках научного проекта «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности психолога» нами была проведен теоретический анализ литературы, по результатам которого получены следующие выводы.

Во всех профессиях типа «человек-человек» психическое отражение людей и его рефлексия оказываются в основе профессиональной компетентности. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений о социальном интеллекте, поскольку в реальности уровень общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой слишком часто не соответствовали друг другу.

Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом. Эмоциональный интеллект - это сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие.

В литературе подчеркивается эмоциогенный характер профессиональной деятельности, реализуемой в системе «человек-человек», вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально важных качеств психолога большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. К ним относятся эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сенситивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п.

Способности психолога распознавать и интерпретировать эмоции, возникающие в процессе его профессиональной деятельности, использовать их для решения профессиональных задач в их взаимосвязи с эффективностью деятельности психолога в целом определяют специфику проблемного поля нашего исследования. Эмоциональный интеллект психолога -это когнитивная способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции

В какой бы сфере не работал психолог, эффективность его деятельности, помимо профессиональных знаний и навыков, определяется свойствами личности. Наиболее важными свойствами личности психолога являются: аутентичность, толерантность к неопределенности, развитие самопознания и открытость собственному опыту, проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Эффективный психолог - это, прежде всего, зрелый человек. Эмоциональный интеллект является неотъемлемым качеством успешного психолога и психотерапевта, что обосновывается составляющими эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности психолога: самосознание, самоконтроль, эмпатия, мотивация и самомотивация.

УДК 159.99

Елизаветская Н.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) elizavetskaya@gmail.com

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Elizavetskaya N.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

EMOTIONAL INTELLECT IN PROFESSIONAL WORK OF A PSYCHOLOGIST

В рамках научного проекта «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности психолога» нами была проведен теоретический анализ литературы, по результатам которого получены следующие выводы.

Профессиональная успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Но в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.

Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом.

Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога.

Основные цели профессиональной деятельности психолога зависят от того, в какой сфере работает психолог: это может быть помощь клиентам в решении их проблем; психологическое сопровождение деятельности организации и многое другое. Тем не менее все исследователи сходятся во мнении, что эффективность психолога прежде всего определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Среди наиболее важных свойств личности, необходимых психологу для работы с людьми, являются следующие: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Как отмечают практические психологи и психотерапевты, эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый человек. Мэтры психологии и психотерапии единодушно называют эмоциональный интеллект неотъемлемым качеством успешного психолога и психотерапевта, что обосновывается составляющими эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности психолога: самосознание, самоконтроль, эмпатия, мотивация и самомотивация.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с развитием аутопсихологической компетентности человека. Поэтому основными способами развития эмоционального интеллекта являются: механизмы заражения, подражания, идентификации, суггестии, принятия новых ролей; инициатива, ответственность; обратная связь, рефлексия и другие.

Таким образом, следующий этап данного исследования, который будет реализован в магистерской диссертации -установление характера взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, показателями аутопсихологической компетентности и успешностью профессиональной деятельности психолога.

УДК 159.9

Ермолин А.В., Москва, РАНХиГС iflrt_ve@mail.ru]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

ErmolinA.V., Moscow, RANEPA

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSUMER ATTITUDE TO NATURE

В нашем исследовании проведен анализ психологических аспектов поведения потребителей природных ресурсов. Показано, что финальной точкой понятия отношения к природе вообще, его видимым проявлением является эмоциональный компонент, как при поведении, так и при вербальном отчете об отношениях. Отношения формируются как результат внешних и внутренних влияний на потребителя, воздействуют на жизненный стиль и отражают его. Отношение может быть одним из основных критериев сегментации рынка. Нередко сегментация рынка ведется в зависимости от позитивного, негативного и нейтрального отношения потребителей к продукту с тем, чтобы для каждого из этих сегментов разработать соответствующий комплекс маркетинга.

Рассмотрены особенности отношения человека к природным ресурсам. В целом нынешнюю деятельность человека можно охарактеризовать исключительно как борьбу с природой во всеоружии. Тревожное нарастание жестокости и нарушения допустимых пределов человеческого вмешательства,

которые приводят к природным катаклизмам, показывает, что будущее уже не безопасно, что должны быть найдены средства для того, чтобы поправить сегодняшнее положение дел. Ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса с философско-психологи-ческих позиций выступает переориентация («радикальное переосмысление») сложившегося традиционного мировоззрения на экологоориентированное, базирующееся на идее синтеза природы и человека, их совместном устойчивом развитии как органичного единства. Сохранение природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной.

Также в данной работе представлены социально-психологические подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения к природным ресурсам. Основным таким фактором, многие авторы считаю формирование экологического сознания: через политику, экономику, телевидение, просвещение и, конечно, образование. Анализ научной литературы, показал, что при правильном педагогическом влиянии экологоориентированная деятельность учащихся становится результативным побудителем, движущей силой формирования его экологоориентированного мировоззрения личности.

УДК 378

Золотарева А.В. (ЦДО «Реальная школа», Москва, Россия) Соловьев И.О. (МГГУ им М.А. Шолохова, Москва, Россия) solov. 52@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕМЕНТАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Zolotareva A.V. (CEC «Real School», Moscow, Russia)

Solovyov I.O. (MGGU, Moscow, Russia)

AСMEOLOGIAL CRITERIA OF THE COMPLEMENTARY EDUCATION INCTITUSHIONS

Принцип комплементарного взаимодействия в образовании становится одним из базовых в связи с многомерностью пространства, окружающего человека, вступающего в профессиональную жизнь. В частности, в модели, представленной для этапа профессионализации в диссертационном исследовании А.В. Золотаревой, точка его первичной ориентации определяется как пересечение сред: семьи, среднего образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Трудно представить, что оптант на пути к профессиональному самоопределению уже может ставить задачи опережения: мотивацию на профессиональные достижения, знания о деятельности и профессионализме личности, в связи с чем необходимо квалифицированное сопровождение, представляющее собой особый проект. Инициаторы успешной модели проекта «Реальная школа» доказали многолетним трудом следующие идеи.

1. Комплементарное взаимодействие учреждений базового и дополнительного образования основывается на выдвижении и достижении единства целей, общей мотивации достижения, сопряженных действий, согласованных образовательных программ, ориентации на единый конечный результат с использованием опыта гибкого взаимодействия социально - педагогических систем.

2. Исходные положения, ставшие достоянием моделей П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко показывают, что взаимодействие развивается по принципу соотношения общего (школьный компонент) и особенного (компонент до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.