Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТИПЫ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошелева Д.А., Погорелова К.А., Шелудько О.С.

Статья посвящена изучению особенностей виктимного поведения студентов. Показана целесообразность выделения типов ролевой виктимности. Это позволяет более детально рассмотреть проявления эмоционального интеллекта в каждом из них, обнаружить ресурсы развития и преодоления ролевой виктимности. Основное содержание исследования составляет взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и типов ролевой виктимности. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кошелева Д.А., Погорелова К.А., Шелудько О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF ROLE VICTIMITY

The article is devoted to the study of the peculiarities of victim behavior of students. The expediency of distinguishing the types of role victimism is shown. This allows us to examine in more detail the manifestations of emotional intelligence in each of them, to discover the resources of development and overcome the role of victimization. The main content of the study is the relationship between the level of emotional intelligence and types of role victimization. This problem has been little studied and requires further research.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ»

УДК 159.9.072.433

Кошелева Д.А. студент 5 курса Погорелова К.А. студент 5 курса факультет «Клинической психологии» научный руководитель: Шелудько О.С.

ассистент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Саратовский Государственный Медицинский Университет им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей виктимного поведения студентов. Показана целесообразность выделения типов ролевой виктимности. Это позволяет более детально рассмотреть проявления эмоционального интеллекта в каждом из них, обнаружить ресурсы развития и преодоления ролевой виктимности. Основное содержание исследования составляет взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и типов ролевой виктимности. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: виктимность, эмоциональный интеллект, типы ролевой виктимности, виктимное поведение.

Kosheleva D.A. Pogorelova K.A.

5 year students

Department of "Clinical Psychology" SSMU named by

V.I. Razumovsky Scientific adviser: Sheludko O.S.

Assistant of the Chair of Philosophy, Humanities and Psychology

Saratov State Medical University named by

V.I. Razumovsky

Russia, Saratov

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF ROLE VICTIMITY.

Annotation: The article is devoted to the study of the peculiarities of victim behavior of students. The expediency of distinguishing the types of role victimism is shown. This allows us to examine in more detail the manifestations of emotional intelligence in each of them, to discover the resources of development and overcome the role of victimization. The main content of the study is the relationship between the level of emotional intelligence and types of role victimization. This problem has been little studied and requires further research.

Key words: victimity, emotional intelligence, types of role victimization, victim behavior.

Актуальность нашей научной работы обусловлена рядом психологических и социологических причин. Во-первых, в научной литературе недостаточно информации о взаимосвязи между типами ролевой виктимности и эмоциональным интеллектом студентов. Во-вторых, проблема исследования виктимного поведения занимает важное место в практической и теоретической психологии, что обусловлено поиском причин и факторов, повышающих виктимность у лиц молодого возраста.

В - третьих, недостаток научных исследований и достоверных данных о факторах, препятствующих развитию виктимогенного поведения, затрудняет оказание помощи индивиду, оказавшемуся в ситуации виктимизации.

Анализируя различные точки зрения относительно определения понятия «ролевая виктимность» в разных науках, известный специалист в данной области М.А. Одинцова [ Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. - М.: Бахрах-М, 2013] следующим образом рассматривает данное понятие:

«Ролевая виктимность - это предрасположенность индивида в силу объективных, и специфических субъективных факторов, продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе жертвы, а также в их динамическом воплощении: социальной или игровой роли жертвы».

Виктимогенность студентов подтверждается как объективными показателями (например, отчислений студентов), так и субъективными. К субъективным показателям относятся: глубокие переживания молодыми людьми своей неспособности перестроиться со школьной системы обучения, изменить учебную деятельность согласно требованиям преподавателей, усваивать большой объем знаний, «влиться» в совершенно новый коллектив. На наш взгляд, перечисленные показатели, характеризующие типы ролевой виктимности, связаны с уровнем эмоционального интеллекта.

Цель исследования - выявить взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и типов ролевой виктимности у студентов медицинского университета.

Гипотеза: Уровень эмоционального интеллекта взаимосвязан с типами ролевой виктимности.

Объект - в исследовании участвовали 30 студентов СГМУ имени В.И. Разумовского, 1 курса лечебного факультета. Возрастной диапазон от 17 до 19 лет. (N=30)

Выборка: Для психологического исследования взаимосвязи типа ролевой виктимности (игровая и социальная) и уровня эмоционального интеллекта (низкий, средний, высокий) нами была сформирована выборка.

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы:

1)Опросник «Ролевой виктимности» М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова.

2)Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта».

Для расчетов различий значений представленной выборки был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты.

Проведенное исследование позволило выделить группы испытуемых по уровню и характеру проявления ролевой психологической виктимности и специфику проявления эмоционального интеллекта в различных группах испытуемых. Выделены: группа с низким уровнем эмоционального интеллекта (N=8) и с признаками к гипервиктимному типу, для которых свойственна как игровая, так и социальная роль жертвы; группа со средним уровнем эмоционального интеллекта (N=6) выявлена у аутовиктимного типа, у них есть ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе; группа с высоким уровнем эмоционального интеллекта (N=14) характерна для виктимного и невиктимного типов. У них есть возможность противостоять неблагоприятным обстоятельствам и ситуациям, стрессам, принимать на себя ответственность, быть сдержанным.

В ходе корреляционного анализа нами были выявлены следующие результаты.

Корреляционной зависимости между низким уровнем эмоционального интеллекта и признаками гипервиктимного типа нет (rs = 0.417).

Корреляция между средним уровнем эмоционального интеллекта и аутовиктимном типом не достигает уровня статистической значимости (rs =

0.125., то есть, между двумя показателями нет зависимости.

При оценке коэффициента корреляции между высоким уровнем эмоционального интеллекта и виктимного, невиктимного типов статистической зависимости нет (rs = 0.182).

В ходе анализа полученных данных наша гипотеза не была подтверждена. Особенности респондентов с различными типами ролевой виктимности не влияют на уровень эмоционального интеллекта.

Мы можем сделать вывод, что эмоциональный интеллект не является фактором, который характеризует типы ролевой виктимности. Дальнейшее исследование типов ролевой виктимности позволит расширить представления о психологическом аспекте виктимизации личности, правильно выбрать методы работы, задачи психологической помощи, построить программу профилактики виктимного поведения.

Использованные источники:

1. Акимова О. В., Сенина Е. С., Щибря А. В., Долотникова С. А., Шелудько О. С. «Исследование уровня виктимности студентов медицинского ВУЗа» Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5.

2. Кузнецова Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар.

науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 73-75.

3. Маликов Л.В., Усынина Т.П., Степанова Н.В. Особенности виктимного поведения студентов с различным уровнем стрессоустойчивости // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2

4. Малкина-Пых И.С. Психология поведения жертвы / И.С. Малкина-Пых. -М.: Наука, 2009.

5. Матусевич А. М., Кубышко Л. В. Психологические аспекты виктимности // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 924-927. - URL

6. Мудрик А.В. Виктимология / А.В. Мудрик. - М.: Магистр, 2002. - 524 с.

7. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии, 2012. - №3. - С.1-9.

8. Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. - М.: Бахрах-М, 2013

9. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. -СПб.: Гардарика, 2000.

10. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк. - Душанбе, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.