Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – НАВЫК SOFT SKILLS УСПЕШНОСТИ В КАРЬЕРЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – НАВЫК SOFT SKILLS УСПЕШНОСТИ В КАРЬЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
карьера / компетенция / эмоциональный интеллект / эмоция / управление эмоцией / мотивация. / career / competence / emotional intelligence / emotion / emotion management / motivation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коленова Виктория Александровна

В статье рассматриваются факторы формирования успешной деловой карьеры человека. Особое внимание уделяется эмоциональному интеллекту, как навыку soft skills и его влиянию на карьерный рост. Описаны понятие и компоненты эмоционального интеллекта; критерии низкого уровня эмоционального интеллекта и некоторые приёмы его повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коленова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IS A SOFT SKILL FOR CAREER SUCCESS

The article discusses the factors in the formation of a person’s successful business career. Particular attention is paid to emotional intelligence as a soft skill and its impact on career growth. The concept and components of emotional intelligence are described; criteria for a low level of emotional intelligence and some techniques for increasing it

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – НАВЫК SOFT SKILLS УСПЕШНОСТИ В КАРЬЕРЕ»



УДК 658.3

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - НАВЫК SOFT SKILLS УСПЕШНОСТИ В КАРЬЕРЕ

EMOTIONAL INTELLIGENCE IS A SOFT SKILL FOR CAREER SUCCESS

g §

© Коленова Виктория Александровна

Victoria A. Kolenova кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и торго вого дела , Российский университет кооперации (Мытищи).

PhD (Economics), Associate Professor of the Department of Management and Trade, Russian University of Cooperation (Mytishchi).

И vita1707@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются факторы формирования успешной деловой карьеры человека. Особое внимание уделяется эмоциональному интеллекту, как навыку soft skills и его влиянию на карьерный рост. Описаны понятие и компоненты эмоционального интеллекта; критерии низкого уровня эмоционального интеллекта и некоторые приёмы его повышения.

Ключевые слова: карьера, компетенция, эмоциональный интеллект, эмоция, управление эмоцией, мотивация.

Современный мир стремительно меняется и развивается. Специальные знания и умения имеют высокий уровень потери актуальности и требуют постоянного обновления.

Работодатели в высшей степени ценят сотрудников, которые открыты к новым знаниям и улучшают профессиональные компетенции (hard и soft skills) и, соответственно, они имеют больше шансов на карьерное продвижение.

Hard skills или жёсткие скиллы - это профессиональные, технические навыки.

Soft skills или мягкие скиллы - компетенции, которые важны для карьеры, но при этом не относятся к профессиональным знаниям и области работы. К навыкам soft skills относятся: предприимчивость и активность, умение сформировать команду и работать в ней, коммуникабельность, умение формулировать цели и задачи, применение инструментов тайм-менеджмента, понимание своих ценностей и желаний, харизматичность, решительность и ответственность, гибкость и критичность мышления и т.д. Развитие вышеперечисленных свойств и характеристик во многом

Abstract. The article discusses the factors in the formation of a person's successful business career. Particular attention is paid to emotional intelligence as a soft skill and its impact on career growth. The concept and components of emotional intelligence are described; criteria for a low level of emotional intelligence and some techniques for increasing it.

Key words: career, competence, emotional intelligence, emotion, emotion management, motivation.

обусловлено уровнем эмоционального интеллекта индивидуума [1].

Как показывают многочисленные исследования и практические наблюдения, наилучшие результаты в профессиональной деятельности имеют работники, которые используют свои интеллектуальные и эмоциональные способности в совокупности. Высокий эмоциональный интеллект (EQ) как раз и позволяет человеку эффективно проявлять технические знания (hard skills) и личностные навыки (soft skills) в штатных и критических ситуациях на рабочем месте, что, в свою очередь, прямо влияет на его карьерный рост [4].

Таким образом, КАРЬЕРНЫЙ УСПЕХ = IQ + EQ = Hard skills + Soft skills. Следовательно, развивая эмоциональный интеллект человек повышает уровень своих навыков soft skills и тем самым повышает вероятность стать успешным в карьере, в частности, и в жизни в целом. По результатам многочисленных исследований Д. Гоулмана эмоциональный интеллект обеспечивает примерно 80% жизненного успеха человеку [2].

Понятие «эмоциональный интеллект - EQ» было введено в научный оборот в 1990 г. Сэловеем П., Мэйером Дж. [3].

30

Базис. 2024. № 1 (15). www.engels.ruc.su/science/basisA

Они определяют эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Анализируя способности людей, которые связанны с переработкой эмоциональной информации, П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре компонента эмоционального интеллекта [5]. По мнению авторов компоненты эмоционального интеллекта имеют структуру, которая выстраивается в иерархию в процессе

sisi®'

развития, а именно, идентификация эмоций низший уровень эмоционального интеллекта, освоив который, человек обучается использовать эмоции для повышения эффективности своего мышления и деятельности, и только после возможны «правильное» восприятие, оценка и выражение эмоций, и, как следствие, сознательное управление эмоциями. Четыре компонента в совокупности могут являть собой эффективную внутреннюю и внешнюю мотивацию. При этом, каждый компонент эмоционального интеллекта касается не только собственных эмоций человека, но и других людей (рисунок 1).

Рис. 1. Модель эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мэйеру

Дадим комментарии по каждому структурному элементу модели эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мэйера.

1. Идентификация эмоций - способность узнать, понять, «назвать» эмоцию и её оттенки, которая проживается, используя общепринятую палитру эмоций; анализ причинно-следственных связей между различными эмоциями, возникающими и уходящими и осознание «движения» эмоций.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности - умение осознанно вызвать «нужные» эмоции может служить катализатором выработки и принятия различных решений профессиональных и личностных; эмоции могут перенаправить фокус внимания способствуя усилению памяти и эффективности мышления, развитию творчества и логики.

3. Восприятие, оценка и выражение эмоций - способность «увидеть» и осознать эмоции не только свои, но других людей, умение выразить эмоциональные потребности вербально и невербально, оценить уровень этих эмоций (интенсивность, например, по десятибалльной шкале).

4. Сознательное управление эмоциями - способность оставаться «открытым» для различных эмоций и чувств; способность сознательно переключаться с одних эмоций на другие в зависимости от оценки их информативности

или полезности в конкретной ситуации; способность к сознательному контролю эмоций других людей в различных коммуникациях.

Итак, эмоциональный интеллект это -способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить взаимодействие, а также мотивацию (включая самомотивацию) [6].

Эмоциональные способности, по многочисленным исследованиям (данные Passive Secrets), в четыре раза важнее чем интеллектуальные в процессе построения профессионального успеха и карьерного роста.

Согласно опросу Business Harvard Review, 95% людей думают, что обладают самосознанием, но на самом деле только 10-15% из них таковыми являются.

Шесть признаков человека с низким эмоциональным интеллектом:

1. Не может сдерживать эмоции. Человек с низким эмоциональным интеллектом может быть очень эмоциональным, даже чрезмерно. Например, он часто раздражается, повышает голос на людей, выражает недовольство, ввязывается в неконструктивные конфликты.

2. Не осознаёт своих эмоций. Человек не понимает, что он чувствует и почему. Ему трудно понять причины своих переживаний, поэтому сложно эти переживания прекратить. Такой человек лишён необходимой информации

■^mi

SISK^'

о себе и о мире, чтобы действовать эффективно в нём.

3. Узкий диапазон эмоций. Хорошо, плохо, нормально - вот состояния человека с низким EQ. Вместо того, чтобы ощущать все нюансы и оттенки эмоций, такой человек довольствуется парой-тройкой. Либо злится, либо радуется, либо грустит.

4. Не умеет управлять эмоциями. Человека регулярно заносит в крайности - то эйфория, то депрессия, то гнев, то истерика. Можно назвать это эмоциональной распущенностью. Человеком управляют эмоции, а не он ими. Он может зависать в токсичных эмоциях.

5. Подавляет эмоции. Активное воздействие на эмоции с целью не допустить их бурного проявления, психический процесс, при котором человек не позволяет своим эмоциям проявляться.

6. Эмоции не соответствуют ситуации. На место радости за близкого человека или коллегу приходит зависть или разочарование. Или в случае крупной победы человек ничего не чувствует (или даже испытывает неприятные ощущения). Другое искажение - неадекватное усиление или уменьшение эмоции, например, публичное выступление - ощущение смертельной опасности.

Поскольку эмоциональный интеллект -это отчасти, навык, то его можно развивать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают, что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них.

Общий подход к управлению своей эмоцией можно описать следующими этапами:

1. понять и принять тот факт, что ответственность за эмоциональное состояние человека и весь спектр испытываемых эмоций лежит полностью на нём (какие бы события не происходили, что бы кто не совершал - эмоции и чувства только наши);

2. осознать и понять (суметь «назвать») какую конкретно эмоцию испытываете в текущий момент в настоящей ситуации;

3. понять какую цель вы достигаете в данном процессе (виде деятельности) и насколько испытываемая эмоция соответствует её достижению;

4. определиться, какая эмоция будет более полезной сейчас;

5. вызвать в себе эту эмоцию.

Развивая эмоциональный интеллект,

человек научается: осознавать и понимать свои эмоции в моменте «здесь и сейчас» и анализировать свои мысли и реакции; рефлексировать свою деятельность прежде чем принимать последующие решения; проявлять эмпатию - выстраивать доверительные отношения; предвидеть реакцию партнёра - «считывать» его намерения, понимать самомотивацию и мотивацию оппонента, получая инструмент управления коммуникацией. Всё это - критерии развитого эмоционального интеллекта.

Рассмотрим некоторые эффективные техники и приёмы развития эмоционального интеллекта как навыка soft skills в таблице 1.

Некоторые техники и приёмы развития эмоционального интеллекта

Таблица 1

Название Инструкция Предполагаемый результат

Приём «Аналитический журнал эмоций» Каждый день необходимо записать и проанализировать не менее 3х событий, которые имели на вас наибольшее эмоциональное влияние (как негативное, так и позитивное). Сделайте выводы о том, какие автоматические эмоциональные реакции срабатывают у вас в ответ на какие внешние стимулы Улучшение идентификации своих эмоций

Метод 3-х будильников Каждый день вы заводите 3 будильника. Когда будильник звонит, вы отвечает на следующие вопросы: 1. Что я сейчас чувствую? 2. Из-за чего я это чувствую? 3. Что я могу сделать, чтобы облегчить своё состояние? (если испытываете негативную эмоцию) Научитесь идентифицировать свои эмоции и управлять ими

Техника «5 почему» Вариант 1. Последовательно задаём себе вопрос «почему» 5 раз, продвигаясь в глубины неосознанных мотивов. Вариант 2. Мы ставим себя на место другого человека и пробуем отвечать из его позиции (как если бы это был он) Прояснение мотивов, скрывающихся за каким-то вашим действием или другого человека

Приём «Когти» Медленно, в течение 2 минут, сжимать руку до состояния кулака. Затем так же медленно разжать. Движение помогает переключить мысли на физическое действие и уравновесить эмоциональное состояние

Техника «Дыхание по квадрату» Дыхание на 4 счёта: 4 счёта вдох 4 счёта пауза 4 счёта выдох 4 счёта пауза Равновесное состояние наблюдается уже после 2-3 циклов

32

I

Базис. 2024. № 1 (15). www.engels.ruc.su/science/basis/

Развивая уровень эмоционального интеллекта, как описано выше или используя другие инструменты, человек повышает эффективность принятия профессиональных решений и результатов работы, что помогает быстрее

продвигаться по карьере, поскольку во многих профессиях эмоциональный интеллект перешёл из разряда soft-skills в hard-skills.

Материалы поступили в редакцию 25.02.2024 г.

Библиографический список (References)

1. Бочкова, М. Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М. Н. Бочкова, Н. В. Мешкова.

- Текст : электронный // Современная зарубежная психология. - 2018. - Том 7. - № 2.

- С. 49-59. - elSSN 2304-4977. - DOI: 10.17759/ jmfp.2018070205. (дата обращения: 19.02.2024).

2. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки ; пер. с англ. - 6-изд. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 301 с. - ISBN 978-59614-2961-9. - Текст: непосредственный.

3. Исаева, О. М. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований / О. М. Исаева, С. Ю. Савинова. - Текст : электронный // Современная зарубежная психология. - 2021.

- Том 10. - № 2. - С. 105-116. - elSSN 23044977. - DOI: 10.17759/jmfp.2021100211. (дата обращения: 19.02.2024).

4. Кельчевская, Н. Р. Влияние эмоционального интеллекта работников предприятия на результаты его деятельности : монография / Н. Р. Кельчевская, И. С. Пелымская, Е. К. Чешко. -М. : Креативная экономика, 2020. - 182 с. - ISBN 978-5-91292-335-7. - Текст: непосредственный.

5. John D. Mayer, David R. Caruso, Peter Salovey. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Volume 8. Issue 4. https://doi.org/10.1177/1754073916639667. - Текст : электронный. (дата обращения: 19.02.2024).

6. Управление и лидерство для начинающих руководителей: научно-популярное издание / Д. Габарро, Д. Гоулман, Э. Ибарра [и др.]. - М. : Альпина Паблишер, 2022. - 205 с. - ISBN 9785-9614-8034-4. - Текст: непосредственный.

1. Bochkova, M. N., Meshkova, N. V. (2018).

Jemocional'nyj intellekt i social'noe vzaimodejstvie: zarubezhnye issledovanija [Emotional intelligence and social interaction: foreign studies]. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. V. 7. No. 2. P. 49-59. elSSN 2304-4977. DOI: 10.17759/ jmfp.2018070205. (accessed 19 February, 2024)

2. Goulman, D., Bojacis, R., Makki, J. (2012). Jemocional'noe liderstvo: iskusstvo upravlenija ljud'mi na osnove jemocional'nogo intellekta [Emotional leadership: the art of managing people based on emotional intelligence]. Moscow. Al'pina Pablisher. 301 p. ISBN 978-5-9614-2961-9.

3. Isaeva, O. M., Savinova, S. Ju. (2021). Razvitie jemocional'nogo intellekta: obzor issledovanij [The development of emotional intelligence: a review of research]. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. V. 10. No. 2. P. 105-116. elSSN 2304-4977. DOI: 10.17759/jmfp.2021100211. (accessed 19 February, 2024).

4. Kel'chevskaja, N. R., Pelymskaja, I. S. Cheshko, E. K. (2020). Vlijanie jemocional'nogo intellekta rabotnikov predprijatija na rezul'taty ego dejatel'nosti: monografija [The influence of the emotional intelligence of employees of an enterprise on the results of its activities : monograph]. Moscow. Kreativnaja jekonomika. 182 p. ISBN 978-5-91292335-7.

5. John D. Mayer, David R. Caruso, Peter Salovey. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Volume 8. Issue 4. https://doi.org/10.1177/1754073916639667. (accessed 19 February, 2024).

6. Gabarro, D., Goulman, D., Ibarra, Je. [i dr.]

(2022). Upravlenie i liderstvo dlja nachinajushhih rukovoditelej: nauchno-populjarnoe izdanie [Management and leadership for novice managers: a popular scientific publication]. Moscow. Al'pina Pablisher. 205 p. ISBN 978-5-9614-8034-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.