WWW.PRO.RSU.RU
Гринь Е.И.
Эмоциональный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания в спортивной деятельности
Исследование различных форм стресса и их влияния на здоровье и профессиональную деятельность человека является предметом многочисленных исследований прикладных отраслей психологии последних десятилетий. Особое внимание у деляется проблематике стресса на рабочем месте, он имеет многофакторную природу, и негативно влияет не только на соматическое и психическое здоровье человека, но и на всю внутреннюю среду организации в целом [2].
Профессиональный стресс имеет различные формы проявления, одной из них является синдром выгорания. Изначально данный феномен был обнаружен у специалистов «помогающих» профессий, но затем круг профессионалов, подверженных ему значительно расширился.
Одной из актуальных задач исследования синдрома эмоционального выгорания является изучение его природы, в частности тех внутренних факторов, которые могут способствовать его возникновению. Большинство исследователей предполагают, что существуют определенные личностные особенности человека, способствующие развитию симптомов выгорания. К ним относятся самооценка, тревожность, поведение типа А, самоуважение, чувство юмора, предпочитаемые человеком стратегии преодоления стресса, локус контроля, эмпатия, эмоциональный интеллект, мотивация работника [3].
Спорт - один из видов профессиональной деятельности человека, существенной особенностью которого является ориентация на высокий уровень достижений и демонстрация их в стрессовых условиях.
Для современного спорта высших достижений характерна высокая интенсивность соревновательной деятельности спортсменов. В большинстве видов спорта существуют многоэтапные кубковые соревнования, которые продолжаются практически в течение всего года. Это, безусловно, приводит к росту физических и психических нагрузок, вследствие этого, к выгоранию проявляют интерес не только спортивные психологи и тренеры, но и высококлассные спортсмены.
Основными симптомами эмоционального выгорания в спорте являются: отсутствие желания выступать, отсутствие интереса к спортивной деятельности, нарушение сна, физическое и психическое изнеможение, сниженный уровень самооценки, нарушение настроения, злоупотребление препаратами, переоценка ценностей, эмоциональная изоляция, повышенная тревожность, сниженный уровень физической активности, трудности в межличностных отношениях, ригидное поведение.
Последствия выгорания могут быть различны. По мнению А.Л. Смита, реакция на стресс в спорте зависит от личности и мотивации. Один спортсмен может
«выгореть» и уйти из спорта, тогда как другой может справиться с трудностями и остаться [5].
Благополучие спортсменов и их достижения в современных условиях во многом зависит от наличия ресурсов преодоления различных стрессовых ситуаций, данными ресурсами могут выступать личностные особенности спортсменов, в частности эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект представляет собой «совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации» [']. Тесная взаимосвязь всех его структурных компонентов способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Цель исследования - изучение взаимосвязи эмоционального выгорания с эмоциональным интеллектом спортсменов.
Методы. Для выявления проявлений эмоционального выгорания был использован адаптированный нами тест-опросник, разработанный К. Маслач и С Джексоном (ЛБО). Он позволяет установить ' показателя эмоционального выгорания: уменьшение чувства достижения, эмоциональное/физическое истощение, обесценивание достижений [4].
Эмоциональный интеллект оценивался с помощью методики Н. Холла, предназначенной для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемых в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений. Он содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
В исследовании участвовали ''5 спортсменов, интенсивно занимающихся спортом, из них 70 мужчин и 45 женщин, возраст от '4 до 29 лет, стаж занятий спортом от ' до '5 лет.
Результаты. Результаты корреляционного исследования позволяют говорить о значимой обратной взаимосвязи между показателем эмоционального выгорания «уменьшение чувства достижения» и распознаванием эмоций в мужской выборке (г= -0.'', р<0,0').
В женской выборке обнаружены обратные достоверные взаимосвязи между показателем эмоционального выгорания «эмоциональное/физическое истощение» и самомотивацией (г= -0.'8, р<0,0'), управлением своими эмоциями (г = -0.'7, р<0,0'); показателем эмоционального выгорания «обесценивание достижений» и самомотивацией (г = -0.4', р<0,0'), управлением своими эмоциями (г = -0.'8, р<0,0'); суммарным значением эмоционального выгорания и управлением своими эмоциями (г = -0.4', р<0,0')
В женской выборке обнаружено большее число взаимосвязей между показателями выгорания и эмоционального интеллекта, чем в мужской, что говорит о большем влиянии эмоций на эмоциональную компетентность и развитие выгорания у респондентов женского пола.
Результаты исследования указывают на значимость для спортсменов эмоциональной компетентности, как фактора успешного преодоления эмоциональных нагрузок. Следовательно, чем выше у спортсменов уровень эмоционального интеллекта, тем ниже вероятность возникновения эмоционального выгорания. Таким образом, существует настоятельная необходимость в психологическом сопровождении подготовки спортсменов и создании психологической службы, которая бы его осуществляла.
Литература
1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск. - СГПУ. - 2004. - Ч.1. - С .22-26.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., 2006. - 528 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер. - 2005. - 336 с.
4. Thomas D. Raedeke & Alan L. Smith (2001). Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure . Journal of Sport & Exercise Psychology, 23, 281-306.
5. Jeff Gallimore & Dr. Stephen Burke (2005). Athletic burnout. Sport & Exercise Psychology. Australian Catholic University. School of Human Movement (NSW). Sydney, Australia, p. 41-52.
Grin E.I.
Emotional intelligence as a resource to overcome emotional burnout in sports activity
The study of the various forms of stress and their influence on the health and professional activity of a person is the subject for applied psychology researches over the last decades. The special consideration is given to the matters of stress at work, which has the multifactor nature and a negative influence not only on somatic and mental health of a person but the internal environment as a whole [2].
The occupational stress has different forms; among them is a "burnout" syndrome. Initially this phenomenon has been revealed in "assistant" professions, and this number of specialists subjected to it has considerably increased.
The main research task of the emotional "burnout" syndrome is to study its nature, especially those internal factors that contribute to its occurrence. Most researchers assume that there exist certain personality features of a man that cause the development of burnout symptoms. They are self-concept, anxiety, type A behavior, self-esteem, and the sense of humor, coping-strategies, locus of control, empathy, emotional intelligence and work motivation [3].
Sport is a kind of professional activity of a person that substantially focuses on the high level of achievements being demonstrated under stressful conditions.
Nowadays the elite sport is characterized by the high intensity of athletes activity. There are multistage cup competitions that virtually last the whole year. It certainly demands a lot of physical and mental exercises, so not only sports psychologists and coaches but also high quality athletes are interested in burnout.
The basic symptoms of emotional burnout in sport are: lack of interest in competition and sports activity, sleep disturbance, physical and mental exhaustion, the lower level of self-concept, mood disturbance, drug abuse, soul-searching, emotional isolation, excessive anxiety, the lower level of physical activity, relationship problems, rigid behavior.
There are various consequences of "burnout". According to A.L. Smith's opinion, stress in sports depends on a person and motivation. One athletes "burns out" and leaves the sport, whereas another prevents difficulties and remain [5].
Nowadays the well-being and achievements of athletes mainly depend on the resources dealing with stressful situations; such resources can be athletes personality features, especially emotional intelligence.
Emotional intelligence is a set of emotional and social abilities to perceive, assess and manage one's own and others' emotions as well as skill to motivate oneself. All the components of emotional intelligence contribute to effective interpersonal communication [1, c. 26].
The purpose of research is to study interrelations of emotional burnout and emotional intelligence of athletes.
ISNN 1812-1853 • RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2008 VOL. 5 # 3
Methods. For revealing displays of emotional burnout the adapted test-questionnaire developed by Maslach and Jackson ABQ-test has been used. It measures 3 scales: reduction of feeling of achievement, an emotional/physical exhaustion, devaluation of achievements [4].
The emotional intelligence has been analyzed by H. Hall's test-questionnaire that reveals the ability to understand other people's emotions and manage them by decision-making. It involves 5 scales: emotional competence, emotional self-regulation, self-motivation, empathy and the recognition of other people's emotions.
115 athletes, aged 14-29 took part in the investigation (70 males and 45 females). As they have intensive sport practice from 1 to 15 years, it may cause emotional burnout.
Results. The results of correlation research clear out the significant negative relation between the parameter of emotional burnout «reduction of feeling of achievement» and the recognition of emotions in a male sample (r= -0.31, p<0,01).
The female sample reveals the negative relations between the parameter of emotional burnout «emotional/physical exhaustion» and self-motivation (r= -0.38, p<0,01), emotional self-regulation (r = -0.37, p<0,01); the parameter of emotional burnout «devaluation of achievements» and self-motivation(r = -0.41, p<0,01), of self-regulation emotions (r = -0.38, p<0,01); general parameters of emotional burnout and the self-regulation of emotions (r = -0.41, p<0,01).
The female sample represents the greater number of correlation between parameters of burnout and emotional intelligence than the male one. So it proves the greater influence of emotions on the emotional competence and the burnout development of female respondents.
The results of the investigation reveal the importance of emotional competence for athletes as a factor to overcome the emotional workload. Consequently, the higher level of emotional intelligence athletes a has, the lower chances for his emotional burnout occurrence. So there is an urgent necessity to provide psychological assistance and services for training of athletes.
The Literature
1. Andreeva I.N. The notion and structure of emotional intelligence// The social and psychological problems of mentality: The 6 International theoretical and practical conference - Smolensk - SGPU. - 2004. - P.1. - p. 22-26.
2. Bodrov V.A. Psychological stress: the development and overcoming: M.- 2006. - 528 p.
3. Vodopjanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout Syndrome: diagnosis and prevention. S-Pb.: Peter. - 2005. - 336 p.
4. Thomas D. Raedeke and Alan L. Smith (2001.) Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport and Exercise Psychology, 23, p. 281-306.
5. Jeff Gallimore and Dr. Stephen Burke (2005.) Athletic burnout. Sport and Exercise Psychology. Australian Catholic University. School of Human Movement (NSW). Sydney, Australia, p. 41-52.