EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A FACTOR INFLUENCING EMPLOYEES' MOTIVATION Nosova A.E. (Russian Federation) Email: [email protected]
Nosova Alina Evgenevna - Student, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND HUMAN RESOURCES MANAGEMENT, INSTITUTE OF ECONOMICS AND FINANCE RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MUT), MOSCOW
Abstract: the article considers the issue of increasing staff motivation through the development of emotional intelligence of each employee and the collective as a whole. Employees' motivation is the main method to increase the labor productivity and profitability of the institution, and it also affects the increase in such indicators as loyalty and involvement whose high-level leads to the fact that employees work with the greatest dedication and reach new heights in their careers, and in key indicators of the enterprise itself.
Keywords: emotional intelligence, motivation, employees, human resource management, increase in labor productivity, efficiency.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МОТИВАЦИЮ ПЕРСОНАЛА Носова А.Е. (Российская Федерация)
Носова Алина Евгеньевна - студент, кафедра экономики труда и управления человеческими ресурсами, Институт экономики и финансов Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается вопрос повышения мотивации персонала путем развития эмоционального интеллекта у каждого сотрудника и коллектива в целом. Мотивация персонала является основным способом повышения производительности труда и прибыльности учреждения, а также влияет на повышение таких показателей как лояльность и вовлеченность, высокий уровень которых приводят к тому, что сотрудники трудятся с наибольшей самоотдачей и достигают новых высот в своей карьере и в ключевых показателях самого предприятия. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, мотивация, персонал, управление человеческими ресурсами, повышение производительности, эффективность.
В современных условиях развития международного рынка, важнейшим фактором поддержания стабильности экономики страны является ее конкурентоспособность. Многим организациям, для выхода на зарубежный рынок и удержания лидирующих позиций на внутреннем рынке, необходимо сформировать такую стратегию предприятия, при которой многие организации смогут успешно функционировать в жестких условиях мировой конкуренции и быстро реагировать на изменения во внешней среде. Помимо этих условий, перед предприятиями стоит не менее важная задача — достичь максимальной производительности труда и увеличить прибыль компании. Это одни из самых главных показателей, определяющих эффективность работы предприятий транспортной отрасли и не только.
Поставленные цели возможно достичь, грамотно выбрав стратегию управления человеческими ресурсами. В основе моей исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает эмоциональный интеллект персонала, как одну из составных частей мотивации сотрудников на предприятии, с точки зрения фактора ее повышения._Эффективность данной стратегии возможна лишь путем использования
43 ■ European science № 3 (35)
инновационных механизмов и моделей мотивации персонала. Они способствуют более активному вовлечению персонала в работу, стимулируют к повышению квалификаций и побуждают в сотрудниках желание быть профессионалами во многих областях, выходя за рамки своих обязанностей.
Одним из базовых драйверов эмоционального интеллекта наряду с осознанностью, самооценкой и адаптивностью является мотивация. Это, прежде всего, готовность идти вперёд, выходить из зоны комфорта, падать и вставать много раз. И каждый раз руководствоваться своим истинным желанием.
Для глубокого изучения мотивационной функции, следует проанализировать непосредственно сам экономический термин «мотивация», в основе которого лежит слово «мотив». Мотив — это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Побудить к деятельности можно, вселив идею, знания, определив размер вознаграждения, сопоставив его с результатом деятельности, а можно подойти к этому вопросу со стороны социально-психологических потребностей человека и сформировать систему ценностей, в зависимости от истинных желаний и возможностей человека, и в дальнейшем направить их на удовлетворение потребностей самого предприятия.
Для успешного выполнения работы немалое значение имеет способность сотрудника правильно выстраивать и развивать межличностные отношения в социуме, взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе, правильно общаться с партнерами, сослуживцами и клиентами компании, и именно эти навыки и качества напрямую зависят от эмоционального интеллекта каждого из нас.
Так что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) [1] — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:
• Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
• Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
• Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
• Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
• Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.
Эмоциональный интеллект влияет на:
• Продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
• Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление,
Еигореап Баепсе № 3 (35) ■ 44
подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
• Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
• Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё отношение к близким, ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.
EQ и стрессы на работе
Современный ритм жизни и работы очень быстрый, условия постоянно меняются, уровень ответственности постоянно растет, и количество стресса увеличивается изо дня в день. Из-за перенапряжения психики у человека могут развиться тревожные состояния, неуверенность в своих действиях, а также испортиться отношения с окружающими. Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен во всем. Это невыполненный в срок проект, это выбор не того делового партнера, это принятие неверного решения, это конфликты с коллегами, и, как следствие, отрицательные отзывы о работе этого сотрудника и карьерные провалы.
Сотрудник с высоким уровнем EQ не только способен к более объективной оценке сложной ситуации, но и обладает большей мотивацией к достижению поставленной цели. Поэтому он полон оптимизма по отношению к себе и другим, а это позволяет ему легко преодолевать негативные моменты, эффективно решать деловые задачи и в хорошем настроении подниматься по карьерной лестнице.
Один из авторов теории EQ Дэвид Карузо, считает, что способность чувствовать и правильно «читать» эмоциональный настрой окружающих людей может значительно повлиять на достижение хороших результатов в бизнесе. Руководитель, который может правильно интерпретировать человеческие эмоции и управлять ими, обладает способностью верно предсказывать, как поведут себя сотрудники в тех или иных ситуациях и нацелить их деятельность на желаемый результат.
Примеры:
• В эксперименте голландских психологов студенты, которые были в хорошем расположении духа, проявили себя лучше при выполнении заданий на креативность, а те, кто пребывал в состоянии грусти, лучше справлялись с играми на аналитическое мышление.
• Австралийские психологи также выяснили, что люди в подавленном настроении более внимательно относятся к несоответствиям в информации.
• Психологи из Университета Южного Уэльса (Австралия) вызвали у людей грусть или веселье, затем попросили их придумать аргументы, чтобы убедить воображаемого собеседника в своей точке зрения на спорную проблему. Этот опыт доказал, что всегда те, кто находился в плохом настроении, предлагали более убедительные аргументы. По мнению авторов, грусть побуждает людей быть более сосредоточенными и осторожными.
Задачи, которые поможет решить внедрение ЕО в систему мотивации:
• улучшение качества и производительности трудовой деятельности на предприятии;
• повышение творческого труда у сотрудников;
• увеличение заинтересованности работников в труде;
• улучшение отношений между работниками и руководителем;
• и как следствие, увеличение прибыли предприятия и повышение конкурентоспособности.
45 ■ Еигореап Баепсе № 3 (35)
В качестве основных инструментов здесь выступают:
• Проведение социально-психологических исследований на предприятии. С помощью полученных результатов, можно воздействовать на работников непосредственным образом.
• Проведение различного рода командообразующих мероприятий для выявления лидера в коллективе и налаживания общих коммуникаций для дальнейшей слаженной работы.
• Индивидуальный подход к мотивации сотрудников, с учетом их психо -физиологических особенностей.
• Гуманизация труда. Это цвет и музыка в кабинетах, присутствие творчества в трудовой деятельности и так далее.
Мотивация персонала является не только основным способом повышения производительности труда и прибыльности учреждения, а также дополнительным методом повышения таких показателей как лояльность и вовлеченность, что в будущем приведет к тому, что сотрудники не только будут трудиться с наибольшей самоотдачей, но и будут лично заинтересованы в успехе их родного предприятия, ведь на сколько вырастет благосостояние компании, на столько же повысятся и их личные финансовые и профессиональные возможности.
Список литературы /References
1. Гоулман Дэниел. Пер. с англ. А.П. Исаевой. Эмоциональный интеллект. ACT
Москва; Владимир: ВКТ, 2009. 478. 2 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. GolemanDaniel. Еnglish translation A.P. Isaevoy. Emotional intelligence. M.: АСТ
Moscow; Vladimir: VKT, 2009. 478. 2 c.
European science № 3 (35) ■ 46