Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности'

Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1163
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / INTERPERSONAL COMMUNICATION / UNDERSTANDING EMOTIONS / MANAGING EMOTIONS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочетова Юлия Андреевна

В статье представлен анализ уровня развития эмоционального интеллекта, а также связи его компонентов с типами межличностного общения на этапе ранней юности. Эмоциональный интеллект можно обозначить как структуру, способствующую пониманию как собственных эмоций и чувств, так и эмоций и чувств других людей, а также управлению ими. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающими типами межличностного общения. В исследовании приняли участие 606 учащихся 10 и 11 классов 16-17 лет, из которых 317 юноши и 289 девушки. Использовались метод констатирующего эксперимента и методики «ЭмИн» (Д.В. Люсин), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик). В результате исследования гипотеза, согласно которой существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающим типом межличностного общения на этапе ранней юности, подтвердилась, были выявлены специфичные для юношей и для девушек связи компонентов эмоционального интеллекта с типами межличностного общения. Исследование расширяет представления об эмоциональном интеллекта, а именно о его ведущих компонентах среди юношей и среди девушек, а также о специфике связи компонентов эмоционального интеллекта с типами межличностного общения у юношей и у девушек. Полученные результаты могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с лицами старшего подросткового и раннего юношеского возрастов; на их базе могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков в зависимости от половой принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional intelligence and a type of interpersonal communication at the stage of early youth

The article presents the analysis of the emotional intelligence development level, and the relationship of its components with the types of interpersonal communication at the stage of early youth. Emotional intelligence can be defined as a structure that promotes the understanding and management of both one's own and others emotions and feelings. Hypothesis was based on the assumption that there is a relationship between the level of development of emotional intelligence’s components and the prevailing types of interpersonal communication. The study involved 606 16-17 years old students, 317 of whom were boys and 289 of whom were girls. An ascertaining experiment with using such measures as "Emin" (D.V. Lyusin), method of diagnostics of interpersonal relations of T. Leary (in modification of N. Sobchik) were taken as a method. As a result, the hypothesis was confirmed, relationship between components of emotional intelligence and types of interpersonal communication for boys and for girls were revealed. The research expants the notion of the specifics of emotional intelligence in adolescence, its leading components among boys and girls, and the specifics of the relationship between the components of emotional intelligence and the types of interpersonal communication in the groups of boys and girls. The obtained data could be used in the age-psychological counseling, in correctional and developmental work with adolescents, the recommendations for emotional intelligence development could be formulated.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kochetova Yu.A. (2019). Emotional intelligence and a type of interpersonal communication at the stage of early youth. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN519.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Кочетова Юлия Андреевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Россия, Москва Доцент кафедры «Возрастная психология им. Профессора Л.Ф. Обуховой», факультета «Психология образования» Кандидат психологических наук, магистр по направлению психолого-педагогическое образование

Первого Римского Университета La Sapienza, клинический психолог

E-mail: Mk-217@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9853-569X РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=710058

Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности

Аннотация. В статье представлен анализ уровня развития эмоционального интеллекта, а также связи его компонентов с типами межличностного общения на этапе ранней юности. Эмоциональный интеллект можно обозначить как структуру, способствующую пониманию как собственных эмоций и чувств, так и эмоций и чувств других людей, а также управлению ими. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающими типами межличностного общения. В исследовании приняли участие 606 учащихся 10 и 11 классов 1617 лет, из которых 317 - юноши и 289 - девушки. Использовались метод констатирующего эксперимента и методики «ЭмИн» (Д.В. Люсин), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик). В результате исследования гипотеза, согласно которой существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающим типом межличностного общения на этапе ранней юности, подтвердилась, были выявлены специфичные для юношей и для девушек связи компонентов эмоционального интеллекта с типами межличностного общения. Исследование расширяет представления об эмоциональном интеллекта, а именно о его ведущих компонентах среди юношей и среди девушек, а также о специфике связи компонентов эмоционального интеллекта с типами межличностного общения у юношей и у девушек. Полученные результаты могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с лицами старшего подросткового и раннего юношеского возрастов; на их базе могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков в зависимости от половой принадлежности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; межличностное общение; управление эмоциями; понимание эмоций; юношеский возраст

https:// mir-nauki. com

Введение

Термин «эмоциональный интеллект» впервые был употреблен П. Сэловеем и Дж. Майером в своей статье «Эмоциональный интеллект» в 1990 г., но, несмотря на это, за долгое время до этого многие ученые, такие как Э. Торндайк, А. Эллис, Г. Гарднер и др. говорили о социальной направленности интеллекта, его направленности на оценку отношений и чувств, на оценку событий. Давая определение эмоциональному интеллекту, исследователи делают акценты на разных его компонентах. Обобщив эти определения, можно обозначить эмоциональный интеллект как особую структуру, способствующую пониманию как собственных эмоций и чувств, так и эмоций и чувств других людей, а также управлению ими [1; 2]. В структуре эмоционального интеллекта большинство авторов отмечают наличие таких компонентов, как понимание своих собственных эмоций, понимание эмоций других людей, способность к управлению собственными эмоциями и способность к управлению чужими (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, М.А. Манойлова, Д.В. Люсин). Развитие эмоционального интеллекта особенно важно в раннем юношеском возрасте. Ведущей деятельностью раннего юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность, а одной из ее основных черт - ориентированность на будущее (Д.Б. Эльконин, 1971); кроме того, на данном возрастном этапе происходит углубление и индивидуализация межличностного общения. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, обеспечивающий способность понимать свои и чужие чувства и эмоции, а также произвольно регулировать их, обеспечивает более успешную ориентировку в окружающем мире и способствует более успешному межличностному общению.

Несмотря на большое количество исследований эмоционального интеллекта, показывающих его связи с коммуникативными навыками [3-5], личностными установками, касающимися сферы общения [6; 7], социальной компетентностью [8], степенью удовлетворенности межличностными отношениями [9], видами общения [10; 11] и т. п., взаимосвязи его конкретных компонентов с типами межличностного общения остаются недостаточно изученными.

С целью выявить связи между компонентами эмоционального интеллекта и типами межличностного общения на этапе ранней юности, нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающими типами межличностного общения.

Выборку исследования составили 606 лиц юношеского возраста, в возрасте 16-17 лет, из которых 317 - юноши и 289 - девушки, учащиеся 10 и 11 классов трех общеобразовательных школ Москвы. Выборка была разделена на две группы - юноши и девушки.

В исследовании использовались метод констатирующего эксперимента и методики «ЭмИн» (Д.В. Люсин), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик). С помощью опросника «ЭмИн» выделяются такие компоненты эмоционального интеллекта, как понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии. С помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири выделяются следующие типы межличностных отношений (типы отношения к окружающим): авторитарный, агрессивный, эгоистичный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

Методы

На первом этапе исследования был осуществлен анализ эмоционального интеллекта с помощью методики «ЭмИн», в ходе которого было выявлено, какие компоненты эмоционального интеллекта являются ведущими в группе юношей и группе девушек.

На первом этапе исследования был осуществлен анализ типов межличностного общения с помощью методики Т. Лири, в ходе которого было выявлено, какие типы межличностного общения являются преобладающими в группе юношей и группе девушек.

На третьем этапе исследования был проведен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмана с помощью статического пакета IBM SPSS Statistics 22), показавший статистически значимую связь между компонентами эмоционального интеллекта и типом межличностного общения.

Результаты

Исследование показало, что у юношей сильнее, чем у девушек, выражены такие компоненты эмоционального интеллекта как внутриличностное понимание эмоций, внутриличностное управление эмоциями и контроль экспрессии, а также межличностное управление эмоциями. У девушек сильнее, чем у юношей, выражен такой компонент как межличностное понимание эмоций (рис. 1).

Опросник эмоционального интеллекта "ЭмИн", Д.В. Люсин

25 20 15 10

0 МП МУ ВП ВУ ВЭ

■ Юноши 20,63 19,03 18,92 13,9 11,9

Девушки 22,47 18,68 17,11 12,61 10,49

5

Рисунок 1. Результаты проведения опросника «ЭмИн» у юношей и у девушек: МП - межличностное понимание эмоций; МУ - межличностное управление эмоциями;

ВП- внутриличностное понимание эмоций; ВУ- внутриличностное управление

эмоциями; ВЭ - контроль экспрессии

Таким образом, юноши с высокой успешностью способны произвольно управлять своими эмоциями, регулировать их, успешно способны контролировать внешние, неречевые проявления своих эмоций - мимику, жесты и др., в то время как девушки более эффективно, чем юноши, способны понимать эмоции и чувства других людей, а также причины, их вызвавшие.

Также исследование показало, что у юношей преобладают такие типы межличностного общения как авторитарный, эгоистичный, агрессивный и дружелюбный, в то время как у девушек преобладающими типами межличностного общения являются подозрительный, подчиняемый, дружелюбный и альтруистический типы. При этом и дружелюбный, и зависимый типы межличностного общения выражены у девушек сильнее, чем у юношей (рис. 2).

Методика диагностики межличностных

отношений

7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

■ Юноши

■ Девушки

Автори тарный Эгоист ичный Агресс ивный Подозр ительн ый Подчин яемый Зависи мый Дружел юбный Альтру истичес кий

6,74 6,37 5,77 4,78 4,75 4,55 6,06 5,59

5,86 5,00 5,16 5,51 5,86 4,87 6,39 6,61

Рисунок 2. Результаты проведения методики диагностики межличностных отношений у юношей и у девушек

Анализируя полученные данные, можем прийти к выводу о том, что юноши склонны к властному, доминирующему поведению, в группе они ощущают себя относительно независимо и имеют тенденцию к прямолинейности, при этом готовы к сотрудничеству. Девушки, напротив, склонны к проявлению недоверчивости, скептичности, застенчивости, а также к проявлению дружелюбия, альтруистических черт. Важно отметить, что показатель дружелюбия оказался достаточно высоким как у девушек, так и у юношей.

На третьем этапе исследования были получены данные о корреляционной связи (коэффициент корреляции Спирмана), между показателями по шкалам методики «ЭмИн» и показателями по шкалам методики диагностики межличностных отношений у юношей и у девушек.

Данные, полученные в группе юношей, представлены в таблице (табл. 1).

Корреляционный анализ, проведенный внутри группы юношей, позволил выявить следующие связи:

1. Умеренная положительная взаимосвязь между показателем понимания эмоций других людей и выраженностью авторитарного типа межличностного общения (р = 0,35 при а < 0,001).

2. Умеренная положительная взаимосвязь между показателем управления эмоциями других людей и выраженностью авторитарного типа межличностного общения (р = 0,40 при а < 0,001).

3. Умеренная положительная взаимосвязь между показателем управления эмоциями других людей и выраженностью эгоистичного типа межличностного общения (р = 0,34 при а < 0,001).

4. Умеренная положительная взаимосвязь между показателем управления своими эмоциями и выраженностью авторитарного типа межличностного общения (р = 0,27 при а < 0,001).

Таблица 1

Данные о корреляционной связи между компонентами эмоционального интеллекта и типами межличностного общения в группе юношей

МЕТОДИКИ Компоненты эмоционального интеллекта (опросник «ЭмИн»)

МП МУ ВП ВУ ВЭ

Р а Р а Р а Р а Р а

Типы межличностного Авторитарный 0.350** 0.001 0.402** 0.001 0.191** 0.001 0.266** 0.001 0.029 0.599

Эгоистичный 0.199** 0.001 0.338** 0.001 0.168** 0.002 0.166** 0.002 -0.026 0.639

Агрессивный 0.073 0.185 0.212** 0.001 -0.015 0.791 -0.057 0.298 -0.230** 0.001

Подозрительный -0.058 0.291 -0.025 0.648 -0.116* 0.035 -0.248** 0.001 -0.228** 0.001

Подчиняемый 0.010 0.858 0.007 0.899 -0.121* 0.028 -0.064 0.246 0.007 0.897

Зависимый 0.037 0.506 0.009 0.875 -0.103 0.060 -0.091 0.099 -0.196** 0.001

Дружелюбный 0.125* 0.023 0.143** 0.009 -0.062 0.263 0.114* 0.038 -0.087 0.113

Альтруистический 0.130* 0.018 0.193** 0.001 -0.045 0.413 0.103 0.060 -0.021 0.699

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя)

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя)

В данной группе повышение способности к управлению эмоциями других людей и их пониманию ведет к возрастанию авторитарного типа межличностного общения. Кроме того, способность к управлению эмоциями других людей способствует возрастанию эгоистичного типа межличностного общения, способность к управлению своими эмоциями - к возрастанию авторитарного типа межличностного общения.

Примечательно, что связи установлены только в отношении первых двух октантов, описывающих конфликтные типы межличностного общения. Таким образом, имея высокий уровень развития эмоционального интеллекта (как межличностного, так и внутриличностного), юноши склонны к использованию его с целью достижения власти и реализации собственных интересов.

Данные, полученные в группе девушек, представлены в таблице (табл. 2):

Таблица 2

Данные о корреляционной связи между компонентами эмоционального интеллекта и типами межличностного общения в группе девушек

МЕТОДИКИ Компоненты эмоционального интеллекта (опросник «ЭмИн»)

МП МУ ВП ВУ ВЭ

Р а Р а Р а Р а Р а

Типы межличностного Авторитарный 0.097 0.091 0.186** 0.001 0.047 0.414 0.085 0.139 0.097 0.092

Эгоистичный -0.036 0.526 0.105 0.068 0.096 0.095 0.053 0.356 0.110 0.055

Агрессивный -0.050 0.381 -0.032 0.579 -0.060 0.294 -0.200** 0.001 -0.103 0.073

Подозрительный -0.098 0.089 -0.140* 0.014 -0.233** 0.001 -0.273** 0.001 -0.192** 0.001

Подчиняемый -0.092 0.109 -0.132* 0.022 -0.212** 0.001 -0.198** 0.001 -0.268** 0.001

Зависимый -0.052 0.363 -0.032 0.573 -0.061 0.285 -0.023 0.688 -0.076 0.187

Дружелюбный 0.138* 0.016 0.073 0.207 -0.028 0.622 0.075 0.190 -0.172** 0.003

Альтруистический 0.301** 0.001 0.162** 0.005 0.006 0.920 0.124* 0.030 -0.086 0.137

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя)

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя)

Корреляционный анализ, проведенный внутри группы девушек, позволил выявить следующие взаимосвязи:

1. Умеренная положительная взаимосвязь между показателем понимания эмоций других людей и выраженностью альтруистического типа межличностного общения (р = 0,30 при а < 0,01).

2. Умеренная отрицательная взаимосвязь между показателем управления своими эмоциями и выраженностью подозрительного типа межличностного общения (р = -0,27 при а < 0,01). Повторяет связь, выявленную в обобщенной выборке.

3. Умеренная отрицательная взаимосвязь между показателем контроля экспрессии и выраженностью подчиняемого типа межличностного общения (р = -0,26 при а < 0,01).

Таким образом, в группе девушек снижение способности к управлению своими эмоциями приводит к возрастанию подозрительного типа межличностного общения, а снижение способности к контролю экспрессии - к возрастанию подчиняемого типа межличностного общения. В то же время, чем выше понимание эмоций других людей, тем выше выраженность альтруистического типа межличностного общения.

Анализируя данные, полученные в исследовании, мы рассматривали как значимые корреляционные взаимосвязи с коэффициентом больше 0,25 (который является минимальным для характеристики силы связи как умеренной по шкале Чеддока).

Обсуждение

Анализируя полученные результаты, мы можем прийти к выводу о том, что девушки, в отличие от юношей, склонны к тому, чтобы использовать способность к пониманию эмоций других людей не ради достижения власти, а для оказания эмоциональной помощи и поддержки другим людям. С другой стороны, при наличии низкого уровня развития способности к управлению своими эмоциями и контролю экспрессии девушки проявляют тенденцию к отчуждению от окружающих и пассивному социальному поведению. Это подтверждается и в исследовании, проведенном L. Meng, J. Qi в 2018 г., где было обнаружено, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта способствует и более низкому уровню развития коммуникативных навыков, а также большей подверженности стрессу [8]. По-видимому, осознание данных особенностей эмоционального интеллекта является одной из причин неуверенности в себе и стремления отстраниться от активной социальной жизни. Непредсказуемость коммуникации травмирует личность, которая оказывается не готовой к отстаиванию своих интересов и не имеет ресурса для реализации самостоятельного активного поведения. В результате девушки с низким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают подчиниться давлению окружения, хотя испытывают при этом внутренний дискомфорт в силу подозрительного отношения к другим людям.

Юноши, напротив, склонны к тому, чтобы использовать способности эмоционального интеллекта для достижения лидирующей позиции в группе, поддержанию независимости. Это подтверждается и в исследованиях S. Alaei [6]; T. Nguyen и др. [9]; I. Valor-Segura и др. [11], в которых было выявлено, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует успешности в межличностных отношениях, а также более полной реализации своих целей и намерений. Так, высокий уровень развития способности к пониманию эмоций других людей, управлению ими, а также управлению собственными эмоциями способствует более полному представлению о состоянии другого человека, причинах его возникновения, способах его регулирования. Также можно предположить, что высокий уровень развития

https:// mir-nauki. com

способности к управлению собственными эмоциями способствует представлению о своих способностях адаптироваться к различным ситуациям общения и вести себя в них соответствующе как адекватных, что также способствует развитию уверенности в себе и позволяет личности стремиться к тому, чтобы занять позицию авторитетного лидера. С другой стороны, при наличии низкого уровня развития способности к управлению своими эмоциями, юноши, как и девушки, проявляют тенденцию к подозрительности и отчужденности, критичности по отношению к окружающим.

Важно отметить, что такой компонент эмоционального интеллекта как межличностное понимание эмоций оказался значимо связан у юношей с авторитарным типом межличностного общения, а у девушек - с альтруистическим; такой компонент как внутриличностное управление эмоциями оказался значимо связан у юношей также с авторитарным типом, а у девушек - отрицательно связан с подозрительным типом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эти два компонента эмоционального интеллекта (межличностное понимание эмоций и внутриличностное управление эмоциями) являются наиболее значимыми для определения преобладающего типа межличностных отношений и в группе юношей, и в группе девушек. Интерес представляет тот факт, что в зависимости от пола, они определяют разные типы межличностных отношений. Данный механизм требует дальнейших исследований.

Полученные нами данные подтверждают гипотезу, согласно которой существует связь между уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта и преобладающим типом межличностного общения на этапе ранней юности. Она заключается в наличии специфичных связей у группы юношей и группы девушек: для юношей характерна положительная связь таких компонентов, как межличностное понимание эмоций, межличностное управление эмоциями и внутриличностное управление эмоциями с авторитарным типом межличностного общения; для девушек характерна положительная связь такого компонента, как межличностное понимание эмоций с альтруистическим типом межличностного общения и отрицательная связь таких компонентов, как внутриличностное управление и контроль экспрессии с подозрительным и подчиняемым типами межличностных отношений соответственно. Данное исследование расширяет представление об эмоциональном интеллекте, а именно о связи его компонентов с типами межличностного общения и ее специфике у девушек и у юношей. В исследовании выявляются ведущие компоненты эмоционального интеллекта, а также ведущие типы межличностного общения в зависимости от пола. Результаты исследования могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с лицами старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, на основании полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в зависимости от половой принадлежности.

Выводы

https:// mir-nauki. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

ЛИТЕРАТУРА

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект - М.: АСТ МОСКВА, 2GG8. - 478 с.

Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. № 4(9). C. 65-74. D01:10.17759/psyedu.2017090407.

Alaei S. The Relationship between Emotional Intelligence and Communication Skills in Ph.D. and master's degree Students of Islamic Azad University // Social Determinants of Health. 2018. Vol. 4, №. 2. P. 100-104. https://doi.org/10.22037/sdh.v4i2.21762.

Hornung O., Dittes S., Smolnik S. When emotions go social - Understanding the role of emotional intelligence in social network use // Twenty-six European Conference on Information Systems (ECIS2018), Portsmouth, UK. 2018.

Meng L., Qi J. The effect of an emotional intelligence intervention on reducing stress and improving communication skills of nursing students // NeuroQuantology. 2018. Vol. 16, № 1.

Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета // Системная психология и социология. 2015. № 13.

Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. № 3(8). С. 29-36. D0I:10.17759/jmfp.2019080303.

Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции (Минск, 6-7 ноября 2002 г.), - Минск, 2003. - С. 194-196.

Smith L., Heaven P., Ciarrochi J. Trait emotional intelligence, conflict communication patterns, and relationship satisfaction // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44, №. 6. P. 1314-1325.

Nguyen, T., White, S., Hall, K., Bell, R.L., Ballentine, W. Emotional Intelligence and Managerial Communication // American Journal of Management. 2019. Vol. 19, № 2. https://doi.org/10.33423/ajm.v19i2.2068.

Valor-Segura I., Navarro-Carrillo G., Extremera N., Lozano Fernández L.M., García-Guiu C., Roldán Bravo M.I., Ruiz Moreno A. Predicting Job Satisfaction in Military Organizations: Unpacking the Relationship between Emotional Intelligence, Teamwork Communication, and Job Attitudes in Spanish Military Cadets // Preprint. 2019. DOI: 10.20944/preprints201909.0264.v1.

https:// mir-nauki. com

Kochetova Yulia Andreevna

Moscow state university of psychology & education, Moscow, Russia

E-mail: Mk-217@yandex.ru

Emotional intelligence and a type of interpersonal communication at the stage of early youth

Abstract. The article presents the analysis of the emotional intelligence development level, and the relationship of its components with the types of interpersonal communication at the stage of early youth. Emotional intelligence can be defined as a structure that promotes the understanding and management of both one's own and others emotions and feelings. Hypothesis was based on the assumption that there is a relationship between the level of development of emotional intelligence's components and the prevailing types of interpersonal communication. The study involved 606 16-17 years old students, 317 of whom were boys and 289 of whom were girls. An ascertaining experiment with using such measures as "Emin" (D.V. Lyusin), method of diagnostics of interpersonal relations of T. Leary (in modification of N. Sobchik) were taken as a method. As a result, the hypothesis was confirmed, relationship between components of emotional intelligence and types of interpersonal communication for boys and for girls were revealed. The research expants the notion of the specifics of emotional intelligence in adolescence, its leading components among boys and girls, and the specifics of the relationship between the components of emotional intelligence and the types of interpersonal communication in the groups of boys and girls. The obtained data could be used in the age-psychological counseling, in correctional and developmental work with adolescents, the recommendations for emotional intelligence development could be formulated.

Keywords: emotional intelligence; interpersonal communication; understanding emotions; managing emotions; adolescence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.